Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Вскармливание младенца: основные виды и их характеристика. Искусственное и смешанное кормление

Как уже говорилось, смешанное вскармливание определяют как кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема (150–200 мл) в сочетании с докормом заменителями грудного молока. Т.е. докорм – это дополнительное питание детскими молочными смесями, покрывающими недостаток грудного молока.

Введение в рацион ребенка заменителей грудного молока разрешается только в том случае, когда весь арсенал средств, направленных на стимуляцию лактации, оказывается неэффективным, и восстановить полноценную выработку грудного молока не удается. Следует подчеркнуть, что, даже при наличии у матери небольших количеств грудного молока, ребенка все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание материнским молоком.

При организации смешанного вскармливания следует придерживаться следующих правил:

    докорм молочной смесью осуществлять только после кормления грудью;

    давать ребенку грудь при каждом кормлении (т.к. чередование кормлений грудью и смесью часто приводит к угасанию лактации);

    прикладывать ребенка к обеим грудям даже при малом количестве грудного молока;

    если женщина в силу каких-либо обстоятельств не может прикладывать ребенка к груди каждое кормление, то для предупреждения угасания лактации требуется сцеживание;

    давать докорм с ложечки, если его объем небольшой;

    если объем докорма относительно большой, то возможно использование бутылочки с упругой соской и мелкими отверстиями;

    готовить молочную смесь следует непосредственно перед кормлением, остаток смеси для следующего кормления использовать нельзя;

    следует вести точный учет количества потребляемой пищи, особенно при смешанном вскармливании, т.к. ребенок может получать как избыточное, так и недостаточное питание.

При искусственном вскармливании доля грудного молока составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а в качестве основного продукта используются заменители женского молока – адаптированные молочные смеси.

Смешанное и, особенно, искусственное вскармливание ребенка первого года жизни следует рассматривать как «метаболический стресс», т.к. ни одна даже самая современная искусственная смесь не является полноценной заменой материнского молока. Отсюда следует, что дети, получающие грудное молоко в ограниченном количестве, должны находиться под особым наблюдением педиатров.

Причины перевода на смешанное и искусственное вскармливание

– доказанная гипогалактия;

– непереносимость грудного молока;

– противопоказания к кормлению грудью со стороны матери или ребенка;

– самовольный отказ женщины от грудного вскармливания;

– отсутствие у ребенка матери.

В случае назначения ребенку смешанного или искусственного вскармливания, особенно важным является правильный выбор заменителей женского молока с учетом характеристик физического развития, преморбидного фона, функциональной зрелости систем организма ребенка, материальных возможностей семьи.

В питании детей первого года жизни в настоящее время используются исключительно адаптированные молочные смеси, созданные с учетом современных требований к их составу.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» адаптированными молочными смесями (заменителями женского молока) являются пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии.

Классификация молочных смесей – заменителей грудного молока:

По возрасту: – начальные (от 0 до 4-6 мес.),

– последующие (от 6 мес. до 1 года).

– для детей от 0 до 12 мес.

По уровню рН: – пресные,

– кисломолочные.

По консистенции: – сухие,

– жидкие.

По наличию функциональных компонентов: – с добавлением,

– без добавления.

По белковому компоненту: – альбуминовые,

– казеиновые.

Лечебные смеси: гипоаллергенные, антирефлюксные, низко- и безлактозные, не содержащие фенилаланин и т.д.

Состав «начальных» смесей максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни. Приближение (или адаптация) состава молочных смесей к химической «формуле» женского молока проводится по всем компонентам – белковому, жировому, углеводному, витаминному и минеральному.

Адаптация белкового компонента заключается, прежде всего, в снижении общего уровня белка с 2,8 г/100 мл в коровьем молоке до 1,4–1,6 г/100 мл в большинстве «начальных» смесей, а минимальный уровень - 1,2 г/100 мл (содержание белка в 100 мл зрелого женского молока составляет 0,9–1,2 г). Снижение содержания белка в заменителях женского молока позволяет устранить неблагоприятное влияние избытка белка на азотистый и минеральный обмен грудного ребенка, функцию пищеварительного тракта и незрелых почек.

Белковый компонент таких продуктов представлен легкоусвояемыми сывороточными белками (с полным набором заменимых и незаменимых аминокислот) и казеином в соотношении 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. Все адаптированные молочные смеси обогащены таурином, в состав некоторых дополнительно введены отдельные аминокислоты и альфа-лактальбумин. Все большее количество искусственных смесей содержит в своем составе нуклеотиды.

Адаптация жирового компонента включает частичную или полную замену молочного жира, т.к. жировой компонент женского молока значительно отличается от липидов коровьего молока. В первую очередь это связано с наличием в нем незаменимых ПНЖК. Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводятся различные растительные масла: подсолнечное, кукурузное, соевое, кокосовое, пальмовое и др. Это позволяет существенно повысить содержание в продукте незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 (линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-3 (линоленовая к-та и др.), уровень которых в коровьем молоке невелик. Соотношение линолевой и a-линоленовой жирных кислот в смесях последнего поколения приближается к таковому в женском молоке, составляя 10:1. С целью повышения усвоения жира в смеси вводят небольшое количество природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют образованию мелких жировых глобул и более легкому усвоению жира. В состав большинства смесей добавлен L-карнитин, способствующий улучшению окисления жирных кислот в клетках органов и тканей младенца.

С целью адаптации углеводного компонента молочной смеси в нее добавляют лактозу, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Нередко лактозу сочетают с низкомолекулярным полимером глюкозы – мальтодекстрином (до 25%), обладающим бифидогенным действием и снижающим осмолярность продукта. В ряд смесей включены галакто- и фруктоолигосахариды, выполняющих роль пребиотиков и способствующие избирательному росту в кишечнике нормальной микрофлоры. Некоторые продукты содержат лактулозу, которая также обладает пребиотическими свойствами.

Наконец, адаптированные заменители женского молока содержат все необходимые ребенку витамины, минеральные соли и микроэлементы, включая железо, цинк, медь, йод и др. В ряд смесей введен селен, входящий в состав глутатионпероксидазы – фермента, обеспечивающего высокую антиоксидантную защиту.

Для обеспечения правильного развития костной ткани и профилактики рахита соотношение кальция и фосфора в смесях находится в диапазоне 1,5:1–2,0:1, что является оптимальным для их усвоения. Предусматривается также адекватное соотношение калия и натрия, равное 3:1. Для улучшения усвоения железа и его использования в процессах кроветворения очень важно наличие в продукте достаточного количества аскорбиновой кислоты (5–10 мг в 100 мл), а также оптимальное соотношение железа и цинка - 2:1 и железа и меди - 20:1, поскольку при таком балансе всасывание этих микроэлементов оптимально.

Количество витаминов в адаптированных молочных смесях превышает таковой в женском молоке в среднем на 15–20%, так как их усвояемость более низкая, чем из женского молока. Содержание витамина D, участвующего в процессах обмена кальция и минерализации костной ткани, составляет в среднем 40–50 МЕ на 100 мл готовой смеси. Также смеси обязательно содержат витамины Е, А, С, группы В, а в некоторые смеси введен b-каротин.

К числу максимально адаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: «Агу-1» стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь «Бэби-милк», (Россия) и сухие смеси: «Нутрилак 1» (Россия), «Нан 1» (Швейцария), «Нутрилон 1» (Голландия), «Бебелак 1» (Россия-Голландия), «Фрисо 1 / Фрисолак» (Голландия), «Пре-ХиПП», «ХиПП-1» (Австрия), «Энфамил-1» (США), «Хумана 1» (Германия), «Сэмлер Бэби-1» (Швеция), «Infanta 1» (Хайнц – Италия, Великобритания) и др.

Также важным физиологическим свойством молочной смеси является ее осмоляльность (сумма растворимых компонентов, определяющих ее осмотическое давление). Избыточная осмоляльность смеси создает высокую нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и эпителий тубулярного аппарата, и поэтому не должна превышать 290–320 мОсм/л.

Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным («Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 3.1.1.1.) и международным (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO; European Society of Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition /ESPGHAN/, Директива ЕС 2006 г) стандартам для адаптированных молочных смесей.

«Последующие» смеси, отличаются от «начальных», прежде всего, более высоким содержанием белка (1,5–1,8 г в 100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным, но при составлении композиции белкового компонента все большее число производителей отдают предпочтение преимущественному содержанию сывороточной фракции. Продукты для детей второго полугодия жизни также содержат весь необходимый спектр витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления. При этом они отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка по сравнению с «начальными» смесями. Такое повышение обусловлено истощение эндогенных запасов этих нутриентов в связи с высокими темпами роста ребенка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограничено, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

Ряд сухих пресных смесей содержат пробиотики: бифидо- и лактобактерии, являющиеся основной физио-логической флорой кишечника ребенка («Агуша- GOLD 1» «Агуша- GOLD 2», «Нутрилак Бифи», «НАН 1», «НАН 2» и «ХиПП 2»). Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

В питании грудных детей часто используются адаптированные кисломолочные продукты «Нутрилак кисломолочный» и «НАН кисломолочный» 1 и 2. В них содержатся специальные штаммы лактобактерий (bulgaricus, helvetics, acidopfillus), а также Str. termophylus. Закваски могут быть монокомпоненными и комбинированными. В процессе молочнокислого брожения продукты приобретают ряд важных свойств: в них снижается уровень лактозы, накапливаются бактерицидные вещества, молочная кислота, происходит частичное расщепление молочного белка, что облегчает переваривание продукта и его усвоение, а также несколько снижает антигенность белкового компонента. После сквашивания в продукты вводят пробиотические штаммы B.lactis (BВ 12).

Кисломолочные смеси можно сочетать с первых недель жизни с пресными молочными формулами в соотношении 2:1 - 1:1. Особенно полезна такая комбинация при нарушениях процессов пищеварения и риске развития алиментарно-зависимых заболеваний. Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта.

Кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты недопустимо вводить в питание детей первого полугодия. В настоящее время рекомендовано их использование, начиная с 8 месяцев.

Алгоритм выбора адаптированной молочной смеси

При выборе смеси учитывают:

    возраст ребенка (чем моложе ребенок, тем в большей степени он нуждается в смесях, максимально приближенных по составу к грудному молоку) – детям первых 6 месяцев жизни назначают «начальные» или «стартовые» смеси; с 6 мес. - «последующие» формулы;

    преморбидный фон: например, если ребенок родился недоношенным или с низкой массой тела, то требуется назначение специализированной смеси для недоношенных и маловесных детей;

    особенности функционирования желудочно-кишечного тракта: например, при наличии у ребенка обильных срыгиваний, в рацион должны включаться антирефлюксные смеси, позволяющие провести диетическую коррекцию данного состояния;

    социально-экономические условия семьи: дети из социально незащищенных семей должны получать питание бесплатно (адресная поддержка);

    аллергоанамнез: при отягощенной наследственности первым продуктом выбора должна быть гипоаллергенная смесь;

    индивидуальную переносимость продукта.

Критериями правильного выбора смеси являетсяхорошая толерантность ребенка к данному продукту:

    ребенок с удовольствием ест предложенную смесь,

    отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохопереваренный стул или запоры),

    отсутствуют аллергические проявления,

    нет признаков дефицитных состояний (железодефицитная анемия, гипотрофия).

Смешанное и искусственное вскармливание - не редкость в наше время. Почему мамы вынуждены бросать ГВ или ограничивать ребенка в пребывании у груди? Иногда для этого есть веские причины, но чаще страхи мамы и осуждения близких людей и врачей.

«Мало молока », - такой вердикт слышала, наверное, каждая вторая мама. «Начни смешанное вскармливание и спроси у врача сколько смеси давать и какую лучше». Выводы о количестве молока у кормящей мамы делают обычно на основании следующих наблюдений за ребенком.

1. Часто сосет грудь. Это означает молочный криз у мамы. Ситуация очень распространенная, естественная и разрешимая. Нужно просто продолжать кормить ребенка. И в течение максимум 7 дней все нормализуется, и малыш начнет просить грудь реже.

2. Плохо спит ночью. Многие дети, независимо от типа питания, часто просыпаются по ночам до 1-2 лет. Так устроена их нервная система. Кроме того, причин для частых пробуждений много. Не только голод. Возможно, ребенку не нравится постельное белье, матрасик кажется неудобным, кроватка слишком тесной. Или в комнате сухой воздух и очень душно. Кстати, качественное проветривание и открытая форточка ночью очень помогают наладить детский сон.

3. Слишком часто кричит, капризничает. До 3-4 месяцев жизни практически все дети страдают кишечными коликами. Обычно их отличают по следующим признакам - ребенок начинает кричать, не успокаивается по 1-2 часа каждый день примерно в одно и то же время. Например, перед ночным сном. В этом случае ему уж точно не поможет смешанное вскармливание, а доктор Комаровский советует просто пережить это время - больше носить ребенка на руках, прикладывать к его животику теплую пеленку, делать массаж животика, но только не кормить слишком часто грудью.

4. Сосет грудь, но через некоторое время бросает ее и кричит. Осмотрите ротик малыша. Такое может быть при кандидозе (молочнице) в полости рта у ребенка или стоматите.
Если же ребенок поджимает ножки, когда бросает грудь, какает или пукает, это у него болит живот. Количество молока здесь ни при чем. Возможно, проблемы в недостатке у ребенка фермента лактаза в кишечнике. Это проходит с возрастом и после введения прикорма. Иногда для улучшения самочувствия ребенка, перед кормлением ему нужно давать пить этот фермент в виде биологически активной добавки.

5. Грудь кажется пустой. Особенно по вечерам. Это происходит из-за гормональных скачков и усталости женщины. Однако то, что грудь кажется пустой, совсем не означает, что, если ребенок начнет сосать, он не получит молоко. Пустая грудь - обманчивое впечатление.
Кроме того, такая мягкая грудь - это абсолютная норма при установившейся лактации.

6. Ребенок мало набирает в весе. В норме малыши первых месяцев жизни набирают от 600 граммов в месяц. Но и 500 граммов - это абсолютная норма. Если же за первый месяц ребенок набрал менее 500 граммов, но при этом выглядит здоровым и развит по возрасту, маме сначала нужно попытаться увеличить продукцию у себя молока. И только если из этого ничего не получится, подумать про смешанное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Как показывает практика и статистика, если мама хочет кормить ребенка грудью - все наладится. Если же внутри нее что-то этому противится - не за горами искусственное вскармливание.

7. Сцеживается совсем мало молока. Правильно сцеживаться - не просто. Многие женщины просто «теребят» соски, делая себе больно. Молоко не идет, и отсюда делают вывод, что его нет или мало. Но сколько сцеживается молока - отнюдь не показатель его количества в молочных железах. Чтобы хорошо сцеживаться, нужен навык. В среднем 10 дней ежедневных сцеживаний.

8. Малое количество мочеиспусканий. 8 и менее в сутки. Это один из довольно конкретных признаков нехватки питания. Обычно вместе с этим у ребенка наблюдается редкий и плотный стул, а сама моча имеет резкий запах, похожий на ацетон.

9. Контрольное взвешивание показало, что ребенок высосал молока меньше нормы. Если ребенок питается по требованию, не по графику, то он может высасывать разное количество молока. Информативным данный подсчет будет только, если взвешивать ребенка после каждого кормления в течение суток. Тогда будет понятно, сколько точно он высосал молока.
Узнать, сколько нужно молока в сутки вашему ребенку, можно у своего педиатра. Есть разные формулы для вычисления.
Ориентировочно, к концу первого месяца жизни это 90 грамм на 1 кормление. К концу второго - 120 грамм на 1 кормление. К концу третьего - 150 грамм. При этом, чем крупнее ребенок родился, тем больший объем молока ему нужен. Однако ребенок младше 6 месяцев не должен выпивать более 1 литра в сутки. А ребенок 6-12 месяцев - более 1,1 литра в сутки.

Если в вашей груди есть хоть капля молока, это значит, лактацию можно постараться наладить. Обязательно давайте сосать грудь ребенку. Причем желательно почаще. Грудь должна быть первоочередной. Смесь - после того, как ребенок пососет минут 15-20 одну грудь и столько же другую. За это время должно произойти насыщение. После грудного кормления предложите смесь. Сделайте ее небольшое количество. Например, грамм 40-60 на первый раз и посмотрите, сколько высосет ребенок.

Более точно рассчитать смесь для смешанного вскармливания получится, если в течение 1-2 суток проводить контрольные взвешивания ребенка, подсчитать точное количество высасываемого молока. Затем отнять это количество от усредненной нормы. И полученное количество граммов поделить на количество кормлений. Например, на 7 или 8. При этом очень желательно, чтобы более половины рациона, хотя бы процентов 70 все же составляло грудное молоко. Лактация при смешанном вскармливании должна быть сохранена. А в идеале, если мама находится постоянно с ребенком, постепенно нужно полностью вернуться на гв.

Очень важно подобрать хорошую соску для бутылочки. Жидкость из нее должна вытекать не струйкой, а капельками. Ребенок будет высасывать смесь медленно, что сравнимо с сосанием «полупустой» груди. И таким образом будет снижен риск полного отказа от груди.

Докорм смесью при смешанном кормлении крайне нежелательно осуществлять в ночные часы. Если ребенок просыпается ночью от голода - дайте ему грудь. Ведь именно при ночных кормлениях активнее всего вырабатывается гормон лактации - пролактин.
И в течение дня как можно чаще предлагайте ребенку грудь. Устанавливать режим питания при смешанном вскармливании нежелательно, так как это еще больше сократит количество молока у мамы. Кроме того, ребенок на смешанном вскармливании обязательно должен сосать грудь. Если нет необходимости, давать сцеженное грудное молоко не следует. Конечно, так проще контролировать количество съеденного, понятно, сколько давать смеси, но количество грудного молока становится все меньше и меньше.

Нужно ли давать воду при смешанном вскармливании ? Предлагать - обязательно. Считается, что в воде у ребенка нет потребности только в первые 28 дней жизни. И то, если температура воздуха в помещении нормальная, умеренная влажность, а малыш здоров и не температурит. Запор у новорожденного при смешанном вскармливании , кстати, часто бывает следствием именно недостатка влаги в организме. Давать пить малышу можно кипяченую воду или так называемую «изюмную» (запаривать столовую ложку промытого изюма в стакане воды). Считается, что такая вода полезнее просто кипяченой, поскольку изюм обогащает ее полезными микроэлементами. В том числе калием - положительно воздействующим на кишечник малыша.

Первый прикорм при смешанном вскармливании дают в 6 месяцев. Обычно к этому возрасту детки уже могут сидеть и имеют пищевой интерес. Если малыш плохо набирает в весе, то первым прикормом становятся безмолочные каши - в течение месяца вводятся рисовая, гречневая и кукурузная. Можно давать каши коробочные из отдела готового детского питания или варить самостоятельно из перемолотых в кофемолке круп, муки соответствующего злакового или просто готовую кашу измельчать блендером и (или) перетирать через сито.
Если вес ребенок набирает нормально, то нужно начинать прикорм с однокомпонентных овощных пюре - из кабачка, цветной капусты или брокколи. Готовить овощи можно самостоятельно. Перед подачей ребенку измельчать блендером. Или покупать готовые пюре в баночках.

После введения овощей и каш, ребенку дают мясо (обычно в возрасте 8 месяцев), затем творог и фрукты. Ну, а ближе к году меню ребенка дополняется рыбой и кефиром.

Преимущества и недостатки смешанного вскармливания

Начнем с преимуществ.

1. Можно покормить где угодно в любое время года. Если летом это не имеет принципиального значения, так как одежда легкая, открытая, можно незаметно покормить где-нибудь в парке, а вот осенью или зимой в общественном месте только бутылочка выручит.

2. Лучше спит ночью. Когда ребенок хорошо покушал, а смесь очень питательна, то он дольше спит ночью без пробуждений.

3. Есть абсолютная уверенность, что ребенок не голоден. А потому, если он плачет, то родители начинают искать причину этого и не списывают все на голод.

4. Можно отлучиться из дома. Если в случае исключительно грудного вскармливания нужно как минимум сцедить бутылочку молока, то в случае докармливания смесью необходимости сцеживаться нет, ведь можно дать малышу искусственное питание.

А это минусы смешанного вскармливания , и их гораздо больше, чем плюсов.

1. Угасание лактации. Чем больше смеси дает мама ребенку, тем меньше он сосет грудь, и тем меньше у нее приходит молока. И если сразу же не прикладывать усилия к возвращению на исключительно грудное вскармливание, количество смеси, скорее всего, будет с каждой неделей увеличиваться, пока молоко у мамы не исчезнет. Практика показывает, что почти все мамочки, кормящие «смешанным образом», рано или поздно переходят на полностью искусственное вскармливание.

2. Атопический дерматит. Коровье и козье молоко, соя - основа всех искусственных смесей, это аллергены. У многих деток вызывают сыпь на лице и теле. В отличие от грудного молока. На него у ребенка аллергии не будет, если мама сама часто и помногу не употребляет аллергены в пищу.

3. Колики. У детей, кушающих смесь, чаще возникают боли в животе. Даже в случае употребления дорогой адаптированной смеси. Тем не менее, со временем организм ребенка приспосабливается к такому типу питания.

4. Неудобство и трата времени на приготовление смеси, мытье и кипячение бутылочек. По крайней мере, в первое время, пока не приспособились. Хотя мамочки на форумах активно делятся советами, как ускорить процесс приготовления смеси ночью, с вечера отсыпая нужное количество смеси и оставляя теплую кипяченую воду в термосе. Такие простые действия помогут сэкономить массу времени.
Ну и бутылочки можно не кипятить уже со второго месяца жизни ребенка. Достаточно их мыть с использованием безопасных детских средств.

5. Отказ от груди. Если ребенок сосет смесь из бутылочки, велик риск того, что он потом не захочет сосать грудь. Поэтому, если количество докорма не велико, лучше давать его из ложечки или шприца без иглы.

6. Финансовые затраты. Если покупать дорогую смесь, то в месяц придется потратить не одну тысячу рублей. Правда, с введением прикорма необходимость в грудном молоке и смеси будет снижаться, а параллельно с этим и денежные траты.

7. Запор. Часто возникает у деток, которых докармливают неадаптированной или частично адаптированной молочной смесью. Чтобы запор не мучил вашего малыша, при выборе смеси руководствуйтесь следующими правилами:

  • покупайте смесь по возрасту (единичка для деток до 6 месяцев, двойка - с 6 до 12 месяцев);
  • показатель белка не выше 1,6 г/100г для детей первого полугода жизни и 2,5 г на 100 г для тех, что старше;
  • жирность - 3,5% (частично молочные жиры заменены растительными);
  • соотношение кальция к фтору - 2 к 1, так они лучше усваиваются;
  • замена коровьего белка (казеина) сывороточным, лучшее соотношение - 40% казеина к 60% сыворотки.

Плюсов смешанного вскармливания значительно меньше, чем минусов, но это в сравнении с грудным вскармливанием. Однако, если выхода нет, лучше оставить ребенка хотя бы частично на ГВ, а не переводить полностью на искусственное вскармливание.

Мы разобрали, как правильно кормить новорожденного на смешанном вскармливании . А в конце еще один совет - ни в коем случае не докармливайте ребенка цельным или разведенным коровьим молоком! Или водой с разведенной в ней манкой. Да, так раньше делали женщины, но только потому, что в магазинах не было детских смесей. Неадаптированные коровьи и козьи продукты способны вызвать серьезные нарушения пищеварения и негативные кожные реакции у грудничка. Цельное молоко можно использовать только при приготовлении каш детям старше 6 месяцев. А цельным поить - после года. В количестве не более 200 граммов в сутки.

Кефир можно давать детям так же в количестве не более 200 граммов в сутки с 8 месяцев.

Вскармливание ребенка заменителями грудного молока в полном объеме или в количестве 2 / 3 от всего объема питания называют искусственным . Если смесь занимает не более половины всего объема питания ребенка, тогда такое вскармливание называется смешанным и, конечно, оно предпочтительнее искусственного, так как при этом частично сохраняются преимущества грудного молока (об этом мы писали ранее).

Считается, что искусственное вскармливание ребенка - своего рода «метаболический стресс» (метаболизм - обмен веществ), поэтому при наличии у мамы хотя бы небольшого количества молока малыша все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание грудным молоком.

Можно перечислить и еще несколько недостатков искусственного питания:

  • повышается опасность инфицирования (в детской смеси бактерии развиваются очень быстро, и бутылочки необходимо каждый раз тщательно пастеризовать);
  • детские смеси, в отличие от грудного молока, не содержат защитных антиинфекционных факторов;
  • усвоение некоторых витаминов и микроэлементов из смесей гораздо ниже, чем из грудного молока;
  • ребенок-«искусственник» подвергается большему риску развития железодефицитной анемии, развития аллергических состояний, чем младенец, находящийся на грудном вскармливании.

По ряду причин (болезнь матери, тяжелое состояние ребенка) младенец может оказаться на искусственном вскармливании с самого рождения. Но, к сожалению, очень часто решение о переводе ребенка на такое питание с легкостью принимается самой мамой, когда у нее просто нет желания кормить грудью.

Некоторых мам может привлекать кажущаяся легкость и отсутствие всяких проблем при вскармливании искусственными смесями. Бывает, что переводу на искусственное вскармливание способствует подозрение на нехватку молока в тех случаях, когда ребенок кричит и проявляет беспокойство во время или сразу после кормления, когда женщина ощущает полное опорожнение грудных желез еще при активном сосании ребенка, когда уменьшается число мокрых пеленок в течение дня. Решить вопрос о том, действительно ли количество молока уменьшается безвозвратно (а такое бывает, но крайне редко) или это проявления обратимого состояния - так называемого «лактационного криза» - лучше совместно с вашим врачом. Существует множество способов увеличения объема молока, иногда бывает достаточно просто чаще прикладывать младенца к груди. Было бы желание. Но если все предпринимаемые мероприятия оказываются малоэффективными и введение в рацион малыша искусственной смеси неизбежно, необходимо посоветоваться с педиатром для грамотного выбора той или иной смеси, исходя из особенностей развития вашего ребенка.

Какие бывают смеси?

Следует сказать, что современные молочные смеси максимально приближены по своему составу к женскому молоку, хотя и приготовлены на основе коровьего молока, подвергнутого специальной обработке. Смеси обычно классифицируются по степени адаптации к грудному молоку.

Максимальной степенью адаптации характеризуются так называемые адаптированные смеси - сухие и жидкие, пресные и кисломолочные . В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, - сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах. К адаптированным молочным смесям - заменителям грудного молока относят ряд продуктов отечественного производства, таких как жидкий продукт «Агуша» (кисломолочная и пресная), кисломолочная смесь «Бифилин», сухая смесь «Нутрилак-1», а также аналогичные продукты, выпускаемые зарубежными фирмами: «Нан», «Нан кисломолочный» («Нестле», Швейцария), «Энфамил-1» («Мид Джонсон», США), «Нутрилон-1» («Нутриция», Голландия), «СМА» («Вайт Ньютришинелс Инк.», США), «Туттели» («Валио», Финляндия), «Фрисолак» («Фризленд», Голландия), «Хайнц» («Хайнц», Чехия/США), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «ХиПП 1» («ХиПП», Австрия), «Мамекс» («Интернешнл Нутришнл К°», Дания).

Вторая степень адаптации - адаптированные смеси на казеиновой основе без добавления сывороточных белков. К ним относятся: «Нестожен» («Нестле», Швейцария), «Симилак» («Эббот Лабораториз» США), «Лактофидус» («Данон», Франция), «Импресс» («Крюгер», Германия). Казеин - это белок, образующийся при створаживании молока. Младенцам, склонным к срыгиванию, обычно рекомендуют смеси на казеиновой основе с пониженным содержанием сывороточного белка.

Для питания детей постарше, начиная со второго полугодия жизни, используются так называемые переходные смеси (или «последующие формулы »): «Нутрилак-2» (Россия), «Нутрилон-2» («Нутриция», Голландия), «Хайнц для детей с 6 месяцев» («Хайнц», Чехия/США), «Галлия-2» («Данон», Франция), «ХиПП 2» («ХиПП», Австрия), «Фрисомел» («Фризленд», Голландия), «Бэби-2» («Сэмпер», Швеция), «Хумана-2», «Хумана Фольгемильх» («Хумана», Германия), «Энфамил-2» («Мид Джонсон», Голландия/США), «Нан 6-12», («Нестле», Швейцария).

Следует отметить, что в первые 2-3 недели жизни ребенку лучше назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания. Затем целесообразно их сочетание, причем оптимальным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема питания).

Такие продукты, как стерилизованное молоко, детский кефир, биокефир, не являются адаптированными и могут использоваться только в качестве прикорма детей второго полугодия жизни.

Среди искусственных смесей большую группу составляют смеси лечебного назначения . Есть ряд заболеваний, при которых уже в младенческом возрасте качественное питание малыша невозможно обеспечить без применения смесей с лечебными свойствами: для недоношенных и маловесных детей, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих болями в животе, срыгиваниями, запорами, неустойчивым стулом. Существуют строгие показания к назначению этих смесей, определенные схемы их введения в рацион. Начав давать ребенку лечебные смеси самостоятельно, без консультации со специалистом, вы можете не достичь желаемого эффекта и даже навредить вашему малышу.

Таблица 1. Примерная схема введения новой смеси.
Срок введения Количество смеси на 1 прием, мл Кратность приема Количество в сутки, мл
1-й день 10,0 1 10,0
2-й день 10,0 3 30,0
3-й день 20,0 3 60,0
4-й день 50,0 5 250,0
5-й день 100,0 4 400,0
6-й день 150,0 4-5 600,0 и более

Как вводить вводить новую смесь в рацио ребенка?

Если по каким-то причинам оказалось необходимым ввести в рацион ребенка новую смесь, то делать это нужно обязательно постепенно. Нередко мама сама принимает решение поменять смесь на «какую-нибудь получше» и вводит ее за один день сразу в полном объеме. Через несколько дней она узнает о существовании «более современной» смеси и опять же из самых лучших побуждений быстренько меняет старую смесь на новую. Хорошо если малыш никак на это не отреагирует, но иногда у ребенка может появиться аллергическая реакция или какое-либо расстройство пищеварения. И не только потому, что питание, возможно, было подобрано не правильно, а в большей степени - из-за его неграмотного введения в рацион ребенка. Однажды у меня на приеме молодая мамочка сокрушалась: «Доктор, моему ребенку не подходит ни одна из существующих смесей!». Оказалось, что за два месяца мама поменяла своему малышу 7(!) разных смесей, так и не выбрав идеальной.

Любую новую смесь (обычную или лечебную) необходимо начинать давать в очень небольшом количестве, увеличивая ее объем за счет объема постепенно заменяемого питания.

Конечно, разводить смесь следует только кипяченой водой и лучше непосредственно перед кормлением ребенка в полном соответствии с инструкцией на упаковке смеси. Если питание приготовлено сразу на несколько кормлений, то бутылочки со смесью должны храниться в холодильнике не более суток.

Режим питания при смешанном и искусственном вскармливании

При смешанном вскармливании режим питания остается свободным. Необходимо только контролировать количество грудного молока с помощью контрольного взвешивания, а недостающий объем компенсировать смесью. При этом докорм следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудям. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, чтобы ребенок совсем не отказался от груди. При большом объеме докорма можно пользоваться бутылочкой, надев на нее упругую соску с мелкими отверстиями на конце (при большом отверстии или неправильно подобранном размере соски ребенок может одновременно с сосанием заглатывать большие порции воздуха, что бывает главной причиной частого срыгивания).

При искусственном вскармливании детей первых месяцев жизни, как правило, рекомендуется 6-7-разовое кормление через 3 или 3,5 часа с 6,5 или 6-часовым перерывом. При этом важно определить необходимый объем питания. Самым точным является «калорийный» метод расчета, основанный на физиологической потребности ребенка в энергии, которая в первом полугодии составляет 115 ккал/кг, во втором - 110 ккал/кг массы тела. Для ориентировочного расчета может применяться объемный метод. При этом суточный объем пищи, необходимый ребенку со средним уровнем физического развития, составляет в возрасте от 10 дней до 2 месяцев - 1 / 5 массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1 / 6 массы тела, от 4 до 6 месяцев - 1 / 7 , от 6 мес. до 1 года - 1 / 8 - 1 / 9 массы тела. Этот объем не включает воду, не входящую в состав молочной смеси, и соки.

Сроки ведения продуктов прикорма при искусственном вскармливании несколько отличаются от схемы введения прикорма при естественном вскармливании. Отличие заключается в возможности более раннего введения каши, овощного и мясного пюре (см. Таблицу 2).

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни («Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни», Методические указания МЗ РФ №225, Москва 1999 г.)
Наименование продуктови блюд Возраст, месяцы
0-3 3 4 5 6 7 8 9-12
Молочная смесь 700-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовый сок, мл - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Овощное пюре, г - - 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г - - - 50-100 150 150 180 180-200
Творог, г - - - 40 40 40 40 40-50
Желток, шт. - - - - 0.25 0.5 0.5 0.5
Мясное пюре, г - - - - 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г - - - - - - 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл - - - - 200 200 200-400 200-400
Цельное молоко, мл - - 100 200 200 200 200 200
Хлеб пшеничный - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - 3-5 5 5 10 10-15
Растительное масло, г - - 1-3 3 5 5 5 6
Сливочное масло, г - - 1-4 4 5 5 6
Примечание: Фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока. Цельное молоко до 9 месяцев используется только для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши).

В заключение хочу еще раз напомнить родителям о непревзойденных преимуществах женского молока перед молочными смесями и уникальности естественного вскармливания. Никогда не торопитесь дать ребенку молочную смесь без действительно серьезных на то причин!

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Искусственное и смешанное вскармливание

Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако, учитывая, что в первые 3 месяца особенно важно естественное вскармливание, в таких случаях до введения искусственного необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком. При искусственном вскармливании ребенок полностью переводится на питание молочными смесями, производимыми на основе коровьего молока. Лучше заменять грудное молоко смесями из коровьего постепенно.

Смешанным принято называть такое вскармливание , когда в первые шесть месяцев жизни ребенка его рацион состоит как из грудного молока, так и из молочных смесей. Причиной может быть развивающаяся гипогалактия (недостаточная продукция молока) у матери. Задача врача в таких случаях выяснить степень выраженности гипогалактии и предпринять меры, способствующие увеличению количества грудного молока. В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого ребенка в течение 1-2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм надо давать лишь в строго необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

При переходе на смешанное вскармливание важно стремиться к тому, чтобы грудное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. Введение докорма само по себе может способствовать уменьшению количества грудного молока, поэтому докорм необходимо давать после прикладывания к груди. После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!