Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Какие есть правила поведения в общественных местах. Правила поведения учащихся в общественных местах

Соблюдение всех правил этикета общения свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и манерах. Общение с воспитанным приносит много положительных эмоций, с ним всегда приятно проводить время и вести дела. Культура складывалась и формировалась много столетий по-разному в различных цивилизациях. Но сегодня мы пришли к тому, что уровень культуры населения значительно упал, по сравнению с прошлым веком. Многие люди в нескольких поколениях понятия не имеют о том, как надо вести себя в обществе, в транспорте, в театре или ресторане.

Хочу рассказать вам некоторые правила поведения в общественных местах.

Начнем с элементарных норм поведения на улице .

Когда вы идете по улице, то нужно с уважением относится к прохожим, нельзя застегивать ширинку на ходу, заправлять рубашку, подтягивать колготки и т.д. Идти нужно ровно, не размахивая руками и вещами, которые вы несете. Необходимо строго соблюдать направление движения пешеходов, так, чтобы не столкнуться лоб в лоб со встречным потоком.

Не надо толкать рядом идущего человека, и уж ни в коем случае не разглядывать красивых женщин, проходящих мимо, беременных, инвалидов и людей с внешними уродствами, это свидетельствует об очень низкой культуре.

На улице также нельзя плевать, сорить, жевать во рту зубочистку, ходить шеренгой по трое и более, так как вы перекроете путь встречным прохожим.

Если вы встретили на улице своего знакомого, то не стоит подбегать к нему с криками и объятиями, особенно, если он идет в сопровождении незнакомых вам лиц. Правила поведения в общественных местах обязывает вежливо поздороваться с ним, и, если, он не показал своего желания с вами говорить, идти дальше. Если же он все-таки остановился, то не стоит его задерживать надолго, так как партнер по общению не должен его ждать долго. И наоборот, если вы идете с девушкой или другим мужчиной, то вам не стоит заводить разговор со знакомым на улице, так как некультурно заставлять ждать вашего спутника, особенно, если это женщина.

Если же вам необходимо обсудить что-то важное, то обязательно включите вашего спутника в разговор, мужчин нужно обязательно представить друг другу, женщина имеет право не представляться. Но и в этом случае разговор не должен занимать много времени.

Теперь поведение в общественных местах, общественный транспорт.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, то нужно помнить несколько правил: на входе обязательно пропускать вперед беременных, женщин с детьми, пожилых и инвалидов. Если вы видите, что кто-то из вышеперечисленных нуждается в помощи, будет тактичным предложить свою помощь, но не в коем случае не хватать за руки без его разрешения. Находясь в автобусе, метро или маршрутном такси не вступайте в конфликты с пассажирами, уступайте место льготным категориям людей. Если вам наступили на ногу, не кричите на весь автобус как вам больно, это нетактично. А если вы наступили на ногу другому, стоит извиниться внятно и спокойно.

В театре. Если вы решили сходить в театр, вам нужно запомнить следующие правила поведения в общественных местах: на спектакль в театр нужно приходить заблаговременно, чтобы успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и привести себя в порядок. Нужно соблюсти правила внешнего вида в театре. Ни в коем случае нельзя одеваться фривольно, особенно джинсы и футболки. Соблюдая правила поведения в общественных местах, в театр принято одевать либо либо просто брюки и рубашку (для мужчин). Женщине будет правильнее надеть вечернее платье и туфельки или классическую юбку с блузой. В зал нужно зайти, как только подадут первый звонок к началу представления, и занять строго свои места. Если на вашем ряду уже сидят люди, то проходить мимо них нужно лицом к ним.

Класс – 5

Урок – 45 мин.

Тема урока: Правила поведения в общественных местах.

Цель: Формирование навыков у учащихся культурного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

    Познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах.

    Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.

    Воспитывать уважение к окружающим людям.

    Корригировать внимание, развивать речь, коммуникативные навыки у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядный материал: карточки-задания

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока:

    Организационный момент .

Настрой учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

    Психологический настрой на урок

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

    Мотивационное начало.

Задание - р абота в группах.

Здравствуйте ребята и гости! Ребята у вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу.

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы орёл, устали, сядьте на скалу.

И тебе желаю долго жить , как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя .

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их. Как можно назвать эти слова? Ответы учащихся…вежливые слова, культура общения. Для того, чтобы узнать нашу тему урока, выполните задание.

Коррекционное упражнение.

Учитель:

Слайд 1 . Коррекционное упражнение «Узнай тему урока» - раздать упражнение.

Задание.

ЗКУЛЬЗТУЗРАЗЗПОВЕЗДЕЗНИЯЗВЗОБЗЩЕСЗТВЗЕНЗНЫХЗМЕСЗЗТАХЗ

Слайд…2 - тема урока

Учитель задает вопросы учащимся.

Ребята, как вы думаете:

    Для чего нужны правила поведения в общественных местах?

    Что они дают людям?

Вот на эти вопросы мы сегодня с вами на уроке попытаемся ответить. Будем учиться быть культурными.

Что значит быть культурными? Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить, чтобы родителям, учителям, воспитателям за вас не было стыдно.

    Выход на новую тему.

Слайд 3. - Что мы называем общественным местом? (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транспорт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем
на улице среди прохожих, в магазине – вы покупатели, в транспорте – вы пассажиры, в гостях – гости, и конечно школе, вы являетесь КЕМ? – конечно учениками.

Мы остаемся довольны, если везде у нас все сложится хорошо, ни кто нас не обидел словом или делом у нас сохраняется хорошее настроение, а все, потому что вы вели себя вежливо к другим людям и они к вам относились приветливо, сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. А вот какие эти правила, мы сегодня постараемся с вами выяснить.

Ребята, давайте еще раз вспомним, какие места называют общественными? Ответы учащихся….

Слайд 3.

Общественное место – это место, где собирается много людей, различающихся по возрасту, положению, взглядам.

/улица, транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, библиотеки, столовые, кафе, рестораны, магазины/

    Объяснение новой темы.

Слайд 4.

Учитель:

Посмотрите на слайд, на нем вы видите сектора, которые относятся к общественным местам. Как вы видите, это не все общественные места, но вот с этими секторами мы с вами сегодня будем работать, и мы с вами постараемся изучить, а может, и сами составим правила поведения в этих общественных местах.

Все правила сводятся к одному, главному принципу:

«Уважай окружающих людей, не мешай им, не обижай их, оказывай помощь нуждающимся в ней».

Существуют общие правила поведения: нельзя кричать и громко разговаривать, сорить, есть на ходу.

Учитель:

Выходя утром из дома, днем выходя из школы, мы попадаем в какое общественное место?

Правильно, на улицу. Какие правила поведения на улице нужно соблюдать?

    Не сорите, не кричите на улице.

Учитель:

Может, вы хотите дополнить свои правила поведения на улице?

Хорошо молодцы. По улице вы прошли, соблюдая правила и дошли до остановки.

Ребята, послушайте стихотворение.

Не балуйся на остановке

в ожидании транспорта

На остановке мальчики

Автобус поджидали.

Прыгали, как мячики,

Весело скакали.

Весело скакали:

Прыг да скок кругом.

И старенького дедушку

Толкнули в бок локтем

Ждёшь на остановке

Стой и не крутись!

А задел кого-то -

Сразу извинись!

- А какие правила поведения в транспорте вам известны?

Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо».

Слайд 5, 6.

2. Не сорить.

Слайд 7.

4. Не отвлекать водителя.

И так ребята, повторим. В общественном транспорте вы:

1) спокойные;

2) доброжелательные;

3) вежливые;

4) ненавязчивые;

Школа является общественным местом? Ответы учащихся…

Какие правила поведения школьника вы знаете?

    Беречь школьное имущество.

Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в школе.

Слайд 8. Памятка учащимся – учащиеся отгадывают слова.

Учитель:

Переходим к следующему сектору:

- В каком общественном месте вы бываете чаще всего? Я предполагаю, что в магазине.

Каждый из нас почти каждый день бывает в магазинах, больших и малых, продуктовых и супермаркетах. И каждый день (ну, или почти каждый день) мы видим, как люди, попав в магазин, ведут себя недостойно. Иногда мы и сами совершаем подобные ошибки, ведь так? Но существуют определенные правила поведения в магазине, которые помогают нам вести себя культурно.

Какие правила поведения в магазине вам знакомы? Учащиеся перечисляют.

А сейчас прочитайте по цепочке правила поведения в магазине:

    Не облокачивайся на витрину.

6. Физминутка.

А теперь предлагаю всем подняться с мест и немного размяться.

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести правую ногу назад, задержаться в таком положении ).

А потом их опущу.

И еще раз подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести левую ногу назад, задержаться в таком положении).

И второй раз опущу.

А потом попрыгаю…

Сяду за парту я спокойно,

Чтоб вести себя достойно.

    Практическая работа.

Продолжим наш урок.

Разыгрывание реальных ситуаций

Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня карточку, на которой будет написано, какое правило поведения вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?

    Задание на закрепление новой темы.

Карточки - задания

1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».

2) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь .

- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).

3) На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час .

- Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

4) Вы чихнули. Ваши действия.

- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».

5) Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?

(Потому, что это – неуважение к сверстникам и педагогам, так одеваются для дома или для улицы, а не для школы).

6) Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

(Потому, что это проявление неуважения к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает движению других пешеходов).

7) Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?

(Потому, что это неуважение к окружающим: у них может быть невеселое настроение, они устали… ).

8) Почему некультурно мусорить на улицах?

(Потому, что это неуважение к труду дворников и другим людям, которым неприятно видеть мусор).

Молодцы, я довольна вашими ответами.

- А теперь давайте по решаем «Вежливые» задачки:

    Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»

Какие 3 ошибки он допустил? (скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо)

    Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт

меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. – А я его вообще

никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

3. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?

4. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….

Ответьте, что отец мог сказать сыну?

    Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, школу, театр или в библиотеку?

    Если ты съел конфетку в общественном месте, что ты сделаешь с фантиком?

    Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

    Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящим рядом.

    Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

Слайд 9,10 – обоснуйте правильный ответ.

Слайд 11 – Игра вежливых слов.

Практическая работа - собирание пазл.

Ребята, вы любите собирать пазлы? (ответ –….). Вот сейчас у вас будет возможность собрать картинку. Каждый из вас соберёт из разрезанных фрагментов картинку, а что на этих картинках изображено мы с вами скоро увидим. Вопрос - что изображено на картинке?

Подведение итогов урока.

Спасибо, ребята, за участие на уроке! Гостям спасибо за присутствие на уроке.

Какая же была у нас тема урока?
- Как вы считаете то, что мы с вами здесь сегодня изучали, пригодится ли это вам в жизни?

Сегодня на уроке вы познакомились с правилами поведения в общественных местах, которые гласят…: («Уважай окружающих людей»).

Вы хорошо поработали. Спасибо.

Оценивание учащихся - …

Приложение

Задания на карточках

    Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

    Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь .

    На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час .

    Вы чихнули. Ваши действия.

    Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?

    Почему некультурно ходить по тротуарам толпой

    Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?

    Почему некультурно мусорить на улицах?

    Задание -

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

    Задание - Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил:- Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

    Задание - Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу

Задание. В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. Если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему нашего урока.

ЗКУЛЬЗТУЗРАЗЗПОВЕЗДЕЗНИЯЗВЗОБЗЩЕСЗТВЗЕНЗНЫХЗМЕСЗЗТАХЗ

Задание - Перечислите, какие правила поведения нарушил Вася?

Вася спешил в школу.

1. Растолкал пассажиров.

2. Не дал выйти женщине с ребенком.

3.Стал продвигаться в середину, растолкал всех.

4. Занял место, хотя рядом стоял пожилой человек.

5. Продвигался к выходу и спрашивал у каждого: «Где вы выходите?».

6. Не держался крепко за поручень. Когда автобус затормозил, он толкнул женщину, не извинился, выбежал из салона.

Правила поведения в магазине

    Пропусти выходящих из магазина.

    Пройди в отдел нужной покупки.

    Вежливо обращайся к продавцу или кассиру.

    Передвигаясь по магазину, не толкайся.

    Не облокачивайся на витрину.

    Старайтесь бережно относиться к товарам, неважно, одежда это или продукты питания.

    Громкий разговор мешает покупателям и продавцам.

    Если продавец разговаривает с другим покупателем, или считает деньги, не мешайте ему, дайте закончить.

    Проверяй сдачу, не отходя от кассы.

Правила поведения школьника

    В школу приходить вовремя. Если опоздал на урок – заходить в класс можно с разрешения учителя.

    В школу приходить в чистой одежде и обуви, скромно причесанными. Верхнюю одежду и обувь оставлять в гардеробе.

    На урок приходить с выполненным домашним заданием, имея необходимые принадлежности.

    Соблюдать тишину и порядок во время урока.

    Во время перемены в коридорах не мешать спокойному движению, не бегать, не кричать, не сорить.

    Беречь школьное имущество.

    Общаться с взрослыми и сверстниками, соблюдая правила поведения.

_________________________________________________________________________

Правила поведения в транспорте

1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.

2. Не сорить.

3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.

4. Не отвлекать водителя.

5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.

Правила поведения на улице

    Выходя из дома, нужно привести себя в порядок: причесаться, осмотреть свою одежду, поправить ее, протереть туфли.

    По улице надо ходить, держась прямо, подтянутым шагом не вразвалочку.

    При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими.

    Некультурно ходить большой компанией по тротуару.

Не сорите, не кричите на улице

Введение……………………………………………………………………….2

Основная часть………………………………………………………………...3

1.Правила поведения в общественных местах………………………………3

1.1.Требования к поведению на улице и в общественном транспорте…….3

1.2.Правила поведения при посещении театров, кинотеатров, концертных залов…………………………………………………………………………….7

2.Особенности национального этикета………………………………………9

2.1.Особенности делового этикета западных стран (Америка, Франция)…9

2.2.Национальный этикет восточных стран (Япония, Китай)……………..12

3.Практическое задание. Письмо-напоминание……………………………14

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………..16

Введение

В условиях переоценки ценностных ориентиров, что наблюдается в нашей стране, возрастает значимость соблюдения этикета. Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всем мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Вопросы, рассматриваемые в данной работе, занимают важное место при изучении дисциплины «Этика деловых отношений» и в процессе формирования правил этикета у учащихся. Они охватывают правила поведения человека в общественных местах и рассмотрение особенностей этикета разных стран.

В наше время деловому человеку приходится контактировать с другими людьми на улице, в транспорте, в государственных и не государственных административных учреждениях, театре. Кроме того, деловая сфера многих людей сегодня связана с общением людей из разных стран и поездками за границу. Аделовой этикет предписывает соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Все это определяет актуальность вопросов данной работы.

1.Правила поведения в общественных местах

1.1.Требования к поведению на улице и в общественном транспорте

К внешнему виду на улице предъявляются также требования, как и в других общественных местах. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, волосы причесанными, головной убор должен хорошо сидеть на голове. Переходить улицу следует в положенных местах, нельзя ходить по проезжей части и газонам, на тротуаре необходимо соблюдать правую сторону, не мешать прохожим. Если случится в тесноте или нечаянно толкнуть прохожего, следует извиться. Вопросы типа «Как пройти…?» задают вежливо. За ответы благодарят. Если вас спрашивают, то отвечайте четко и ясно. Если сомневаетесь, лучше извинитесь, откажитесь от ответа. На ходу не следует горбиться, размахивать сильно руками или держать их в карманах. Только в очень холодное время их можно засунуть в карманы пальто или куртки. Не следует ходить с сигаретой в зубах, есть на ходу. Если очень хочется покурить или поесть, для этого нужно отойти в сторону. На прохожую часть нельзя бросать окурки или другой мусор.

Максимальное число идущих в ряд - три человека, на многолюдном тротуаре - два. В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, которым необходимо отдавать честь. В компании двух мужчин женщина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, а рядом с ней - младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними. Сумку надо нести так, чтобы не задевать прохожих. Зонтик держат в вертикальном положении.

Когда идешь по тротуару, нужно быть внимательным, одновременно смотреть под ноги и по сторонам, не пропуская без приветствия знакомых. При желании поговорить со встретившимся знакомым необходимо отойти для этого в сторону, чтобы не мешать прохожим, как и в случаи, если захочется поближе познакомиться с памятником архитектуры.

На улице не следует громко кричать, свистеть, показывать пальцем, пристально рассматривать прохожих, оглядываться вслед им.

Хорошо воспитанный человек не толькособлюдает писанные и не писаные правила поведения на улице, но и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается: помогает перейти улицу, спуститься по крутой или по скользкой лестнице пожилому человеку, инвалиду, своей спутнице./3,с.299/

В общественном транспорте следует соблюдать следующие правила этикета. Прежде чем войти в автобус, троллейбус, трамвай, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят не толкаясь, помогают войти тем, кто нуждается в помощи (пожилым людям, инвалидам и т.д.). Если мужчина едет с женщиной, он должен пропустить ее вперед. Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, а пройти в салон,чтобы дать возможность уехать и другим пассажирам. Те, кто едет до первой или второй остановки, входят последними.

Молодым людям при наличии в транспорте пожилых людей, пассажиров с детьми, инвалидов не следует садиться на передние сиденья, предназначенные для этой категории пассажиров. Такие места, как правило, обозначены специальными знаками. Воспитанные молодые люди уступают места пожилым. Те, кому предложили сесть, обязательно должны поблагодарить за любезность и воспользоваться ею. Если же по-прежнему хотят стоять, то вместес благодарностью стремятся объяснить причину,например, словами: «Спасибо! Я скоро выхожу».

В переполненном транспорте следует располагаться так, чтобы как можно меньше доставлять беспокойства соседям. Особенно надо быть осторожными с сумками, рюкзаками. Их обязательно снимают с плеч и держат в руках. На сиденье сумку ставить не следует. Стоящих или сидящих рядом людей не рассматривают. В развернутые для чтения книги, газеты, журналы не заглядывают. В свою очередь читающие должны держать газету или журнал сложенными.

В транспорте нельзя громко разговаривать, и тем более навязывать свои разговоры и расспросы попутчикам. При кашле надо закрывать рот платком, при желании чихнуть — массировать переносицу. Если вы простужены, следует избегать общественных мест. Есть в общественном транспорте, за исключением поездок на дальние расстояния, следует избегать.

С просьбой прокомпостировать билет или передать деньги для его покупки обращаются со словами: «Пожалуйста...», «Будьте добры...», «Будьте любезны...» За проявленную любезность обязательно благодарят.

Пассажирам с детьми надо следить, чтобы последние вели себя подобающим образом, не шалили, не шумели, не становились в обуви на сиденье, не трогали руками и ногами соседей. Детей школьного возраста родители должны учить уступать место старшим. Но громко отчитывать, тем более шлепать детей по поводу плохого поведения не стоит. Просто надо негромко сделать замечание, а наедине с этической точки зрения оценить проступок ребенка.

Нельзя мешать контролеру выполнять свои служебные обязанности. Без всяких комментариев следует предъявлять проездной билет и без возмущения, тем более без оскорблений, платить штраф за проезд «зайцем».

Пробираясь к выходу, спрашивают, не выходят ли впереди стоящие. Мужчина, который едет с женщиной, выходит первым и при выходе предлагает ей руку. Это же делают молодые люди при выходе со своими спутниками — пожилыми людьми. Так же помогают выйти старым людям, инвалидам, с которыми незнакомы.

При посадке в такси мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Ей, как и другим людям, к которым относятся с почтением, предоставляется близкая к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина усаживается рядом с женщиной. Если пассажирами являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а их спутник — рядом с водителем. При поездке в такси одного мужчины или одной женщины приемлемым для них местом является сиденье рядом с водителем. В салоне автомобиля присаживаются на край сиденья и втягивают ноги. При выходе ноги ставят на тротуар и поднимаются с сиденья. Подбирать по пути следования автомобиля прохожих водитель может только с разрешения пассажиров, находящихся в автомобиле. Курить также следует с позволения спутников.

Готовясь к поездке в поезде, необходимые в дороге вещи (туалетные принадлежности, еду и т. д.) укладывают в отдельную ручную кдадь, но таким образом, чтобы при их выемке не перебирать все содержимое этой клади.

Войдя в купе, здороваются. Представляться спутникам, с которыми едете в одном купе, не обязательно. Если при взаимном обмене первыми нейтральными фразами (о погоде, транспорте, станции и т. д.) обнаружится обоюдное желание продолжить общение, то в процессе беседы можно познакомиться. Однако вопросы о личной жизни попутчика задавать не следует.

Отъезжая на поезде, не загораживайте окна вагона без необходимости, так как ваши спутники, возможно, также желают с кем-нибудь проститься. В купе не открывайте окно, не спросив предварительно согласия других пассажиров. При путешествии поездом рекомендуется брать с собой не авоськи и пакеты, а дорожные сумки или чемоданы. В купе следует вести себя корректно. Неприлично класть ноги на противоположное сиденье, курить, слишком громко разговаривать, веселиться, петь, свистеть и т. д.

В транспорте дальнего следования нужно располагаться на месте, указанном в билете. Культурный человек предложит пожилому спутнику или женщине свою нижнюю полку. Следует помнить, что на этой полке имеют право сидеть и обладатели верхних мест. Для общего пользования предназначен размещенный в купе столик. Поэтому его не стоит заставлять своей едой. Она должна храниться в сумках. В дорогу пищу целесообразно брать в виде бутербродов. Мясо птицы лучше разрезать дома, чем на виду у других людей. Во время еды пища находится на захваченных с собой салфетках. Предлагать или не предлагать попутчикам разделить застолье? В данном случае можно поступать по собственному усмотрению. Отказ от совместной еды надо воспринимать спокойно. По окончании несъеденную еду убирают в сумку, остатки же выбрасывают в мусорный ящик, расположенный в коридоре вагона, а не в окно или под сиденье.

С попутчиками вести себя следует вежливо и тактично, как можно меньше доставлять им беспокойства. Курить надо в тамбуре. Во время ночного сна даже автономное освещение для чтения включать нежелательно. Это же касается и работы радио. Если ваши попутчики собираются лечь в постель, следует выйти из купе. Первыми обычно готовятся ко сну пассажиры верхних полок. Те, кто уже готов ко сну, отворачиваются к стенке./1, с.123/

Прощаясь с попутчиками, желают им доброго пути. Если вы приезжаете на свою станцию во время, когда знакомые спутники спят, будить их для прощания не надо. Это можно сделать перед сном или по их просьбе.

Если мужчина едет с женщиной, то из поезда, как и из иного транспортного средства, он выходит первым, поднося ее багаж и помогая ей сойти на перрон.

При посадке в самолет и в полете следует строго выполнять требования, предъявляемые к авиапассажирам. Необходимо правильно заполнять таможенную декларацию, безропотно проходить таможенный досмотр и т. д.

При входе в самолет приветствуют стюардессу. Важнейшее этическое правило, которое должны соблюдать пассажиры, — не показывать свой страх другим пассажирам, не вспоминать вслух об авиакатастрофах, не делиться своими замечаниями типа «что-то шасси не выпускаются» и т.п. Со всеми вопросами и просьбами обращаются к стюардессе. Чтобы скоротать время пребывания в воздухе, можно почитать или побеседовать с соседом, если он не против. При выходе из самолета благодарят стюардессу и прощаются с ней.

1.2.Правила поведения при посещении театров, кинотеатров, концертных залов

Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепетильного отношения к этикету. Основное требование к поведению в этих общественных местах — не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма.

Одеваются в театр, на концерт нарядно. Верхняя одежда, которую не снимают только в кинотеатре, также должна быть опрятной.

Как и на деловую встречу, так и на культурно-зрелищное мероприятие нельзя опаздывать. Если же это случится, следует сесть на ближайшее свободное место или обратиться за помощью к дежурной. Мужчина, пришедший с женщиной, в гардеробе помогает ей снять верхнюю одежду, сдает ее и берет номерок, по окончании спектакля получает одежду и помогает ей одеться. В вестибюль мужчина пропускает женщину первой, но в зрительный зал входит первым сам. Он же ищет места соответственно купленным билетам, просит разрешения пройти у сидящих и усаживает спутницу на более удобное для нее место. Следует помнить, что проходят между рядами спиной к сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник. В кинотеатре мужчина снимает головной убор, женщина может не снимать берет или шляпку с невысокой тульей и полями. Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят дамы, за — ними мужчины./3, с.303/

Во время концерта, кинофильма не следует есть, разговаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт музыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музыкального номера.

Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Естественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашляют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в залах классического типа (филармониях и др.).

Пользуясь биноклем, не разглядывают людей, сидящих в зале. Не следует пристально рассматривать и прогуливающихся в фойе зрителей.

Нельзя без особой необходимости оставлять одну женщину, с которой вы пришли в театр или на концерт. Если мужчина предложил ей посетить буфет, он должен позаботиться о ней - принести ей то, что она пожелает.

Если вам не нравится то, что вы видите на сцене или на экране, не следует во время действия это обсуждать. Уходить из зала можно после антракта или по окончании зрелища. По окончании спектакля нельзя срываться с места, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и спокойно уйти.

2.Особенности национального этикета

Деловой этикет предписывает соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными и религиозными обычаями и традициями. И чтобы добиться успеха и взаимопонимания, нужно считаться с чужими обычаями и традициями: интересы дела должны быть выше ваших собственных вкусов и пристрастий. Ярким образцом для подражания может быть японская сверхвежливость — своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. Такая вежливость и уважение к партнеру обеспечиваются знанием национального менталитета./4, с.177/

Национальный менталитет — это свойственный конкретной этнической общности стиль жизни, культура, присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже отвечая на простейшие типа «Как дела?», необходимо помнить о чувстве меры. Деловой русский этикет предписывает отвечать на этот вопрос: «Спасибо, все хорошо». При этом нужно поинтересоваться: «Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?» Такой ответ нейтрален, он следует сложившимся в России традициям. Однако у чехов, словаков, поляков на вопрос «Как дела?» не возбраняется кратко рассказать о трудностях, но говорить об этом следует бодро, подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности, знает, как с ними справиться и гордится этим. А большинство американцев в повседневном общении используют «короткий разговор»: они задают друг другу вопросы типа: «Как дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?», — и вовсе не ждут на них ответа. В дискуссиях американцы предпочитают высказываться ясно и четко и стремятся, прежде всего, выдвинуть основной аргумент, чтобы вызвать у оппонентов желание услышать остальную информацию.

Рассмотрим специфику деловых отношений с партнерами западных (на примере Америки и Франции) и восточных (Япония и Китай) стран. Хотя даже в этикете близких цивилизаций превеликое множество различий. Отсюда вывод: прежде чем выходить на деловые контакты с представителями других стран, в обязательном порядке необходимо изучить особенности их культуры, хотя бы по энциклопедии.

2.1.Особенности делового этикета западных стран (Америка, Франция)

Американцам присущи хороший настрой, открытость, энергичность и дружелюбие, им импонирует не слишком официальная атмосфера деловых контактов. При решении проблемы они стремятся обсудить не только общие подходы, но и механизм реализации договоренностей.

Увязывая различные вопросы, американцы часто предлагают так называемые «пакетные» решения. Их отличает высокий профессионализм: в деловые контакты вступают, как правило, компетентные и имеющие соответствующие полномочия люди. Американский деловой партнер не терпит затяжек в контактах и в случае медлительности скорее прекратит их. Ради быстроты операций часто практикуется решение проблем по телефону, которое затем подтверждается телетайпом или факсом. Как недостаток американцы отмечают нередко проявляемый эгоцентризм, стремление навязать в контактах свои правила игры, поэтому партнеры часто считают американцев излишне напористыми, агрессивными.

Американцы любят свою страну, с почтением относятся к ее политическим символам — флагу, гербу, гимну. Многие уверены, что США — самая лучшая экономическая и демократическая система в мире, а американские нормы жизни единственно правильные. Поэтому они мало интересуются другими культурами, недостаточно знают о народах европейских и азиатских стран./4, с.181/

Американские бизнесмены считаются самыми жесткими деловыми людьми, однако во многих отношениях дела с ними вести легче, чем с другими партнерами. Их философия проста. Они стремятся заработать как можно больше и быстрее. Доллар для них — всемогущая сила, которая перевешивает все аргументы.

Американцы прагматичны, при обсуждении вопросов большое внимание уделяется деталям, связанным с реализацией договоренностей. Они последовательно добиваются своих целей, любят «торговаться», довольно часто объединяют для рассмотрения различные вопросы в один «пакет», сначала определяют общие рамки возможного соглашения, добиваются принципиального согласия, а затем анализируют подробности. К переговорам готовятся тщательно, учитывают все, что может принести успех делу.

Американский стиль делового общения отличается достаточно высоким профессионализмом. В состав американской делегации включаются люди компетентные, хорошо разбирающиеся в сути обсуждаемой проблемы.

Американцы — индивидуалисты, им нравится действовать самостоятельно, без оглядки на начальство. На переговорах они пользуются достаточной свободой при принятии решений. Однако часто они проявляют эгоцентризм, считая, что партнер должен руководствоваться теми же правилами, что и они сами, поэтому со стороны они кажутся слишком напористыми, грубыми и агрессивными.

Американцы очень демократичны в общении. Они сразу начинают вести себя неформально — снимают пиджак, обращаются друг к другу по имени, независимо от возраста и статуса, обсуждают личную жизнь. Они чрезвычайно дружелюбны, жизнерадостны и улыбчивы, любят незатейливые шутки и юмор, ценят в других честность и откровенность.

Американцы берегут время и отличаются пунктуальностью. Время для них всегда — деньги. Их любимая фраза: «Перейдем к делу». Они пользуются ежедневниками и живут по расписанию. Они не любят пауз или молчания во время беседы, переговоров, принимают решения обычно быстро. Они последовательны. Когда говорят: «По рукам», то редко меняют свое мнение.

В американских школах есть такой предмет — «построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят на день рождения к твоему ребенку, и ты потом должен каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший». Так же и в бизнесе. Если посетил какую-то фирму, то обязательно придет отзыв: «Спасибо. Извините, нам с вами нечего делать». Но обязательно — спасибо. Необходимо помнить о прочно внедрившемся в американское общество понятии «прайвеси» — личная независимость и неприкосновенность. «Прайвеси» гласит: необоснованный физический контакт с незнакомым, чужим человеком нежелателен, ибо для американца он граничит отчасти с интимной близостью, отчасти — с физическим насилием. Особенно ощутимо действие «прайвеси», если ваш деловой партнер — женщина. За нескромный взгляд на вас могут подать в суд, поэтому и комплиментов, подчеркивающих половые различия, нужно избегать. Акцент необходимо делать на деловых качествах партнера./4, с.182/

Французский стиль деловых контактов описан американцем М. Харрисоном. Большое внимание французы уделяют предварительным договоренностям и обычно избегают официальных обсуждений деловых проблем «один на один». Подбирая доказательства, ориентируются прежде всего на логику и «общие принципы». Стараются максимально сохранить свою независимость и очень жестко ведут переговоры, не имея, как правило, запасной позиции. Могут кардинально менять поведение в зависимости от того, с кем обсуждают проблему. В деловом общении часто применяют конф-ронтационный тип взаимодействия. Это проявляется и в избрании для деловых контактов исключительно французского языка. Вопросы языкового оформления деловой коммуникации для французов имеют принципиальное значение.

О некоторых особенностях речи французов и французского языка свидетельствует И. Эренбург:

«В речах ораторы любят щеголять оборотами, взятыми у авторов XVIII в., а письмо, касающееся очередной биржевой сделки, маклер кончает, как его дедушка, обязательной формулой: «Благоволите, милостивый государь, принять уверения в моем глубоком к вам почтении»./4, с.183/

Французы любят конкретность, точность, ясность. Всего лучше об этом свидетельствует язык. По-французски не скажешь «она в ответ усмехнулась» или «он тогда махнул рукой»: нужно объяснить, как усмехнулась — злобно, печально, насмешливо или, может быть, добродушно; почему он махнул рукой — от досады, от огорчения, от безразличия? Французский язык долго именовали дипломатическим, а его употребление, наверно, затрудняло работу дипломатов: по-французски трудно замаскировать мысль, трудно «говорить не договаривая».

2.2.Национальный этикет восточных стран (Япония, Китай)

Высокая зависимость коммуникации от контекста характерна для многих восточных культур, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания, слов типа «может быть», «вероятно». Так, японцам соблюдать вежливость и сохранять гармонию межличностных отношений помогает сам строй родного языка, в котором глагол стоит в конце фразы: говорящий, увидевший реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу или даже полностью изменить ее первоначальный смысл.. Японец старается говорить так, чтобы избежать слова «нет»; вместо этого он использует мягкие обороты — отрицания, например:

«Я прекрасно понимаю ваше идущее от сердца предложение, но, к несчастью, я занимаю иное положение, чем вы, и это не позволяет мне рассматривать проблему в нужном свете, однако я обязательно подумаю над предложением и рассмотрю его со всей тщательностью, на какую способен». В деловых отношениях японцы обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете дискуссии. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы либо подладиться к ним, либо противостоять, не уронив при этом достоинства противоположной стороны.

В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: «В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками». Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»./2, с.163/

Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «нет». К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте». И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит».

В Японии не принято смотреть прямо в глаза друг другу: женщины не смотрят в глаза мужчинам, а мужчины — женщинам, японский оратор смотрит обычно куда-то вбок, а подчиненный, выслушивая выговор начальника, опускает глаза и улыбается. То есть в японской культуре контакт глаз не является обязательным атрибутом коммуникации. Да и молчание в Японии не рассматривается как вакуум общения, а расценивается как признак силы и мужественности.

Наиболее характерной чертой китайского стиля деловой коммуникации является четкое выделение этапов: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На первом этапе значительное внимание уделяется внешнему виду партнеров и манере их поведения. Это позволяет определить статус каждого из участников общения и выявить приоритеты. В деловых контактах для китайцев особенно важен «дух дружбы». Выявляя тех, кто симпатизирует китайской стороне, они стараются через этих людей оказать влияние на остальных участников деловой коммуникации. На втором этапе в процессе обсуждения принимают участие эксперты по самым разнообразным областям знаний (финансы, экономика, политика, социальные вопросы), поэтому китайские делегации бывают обычно весьма многочисленными. Китайские бизнесмены обычно не сразу «открывают карты» и при обсуждении всегда имеют в запасе довольно много возможныхуступок. Но делаются эти уступки в самом конце встречи, когда партнеру уже кажется, что деловые коммуникации зашли в тупик. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны вышестоящих или центральных органов обязательно. Третий этап — этап заключения сделки — происходит, как правило, в неофициальной обстановке, часто даже в домашнем кругу. Большое значение придает китайская сторона неукоснительному выполнению обоюдно принятых решений и на этой стадии часто применяет различные формы оказания давления.

Практическое задание. Письмо-напоминание

Письмо-напоминание - это служебное письмо, которое используется тогда, когда организация-партнер не выполняет взятые на себя обязательства или принятые договоренности.

Общество с ограниченной ответственностью

«Новый стиль»

16.12.2006 № 251-5

О выполнении условий договора поставки продукции от 1.11.2006 № 7/12

Ул. Космонавтов, д.2, г.Бугуруслан, 461630

Р/с 40702810548310202099 в КБ «Спутник»

К/с3010100024000000

ИНН 5804028871

Директору Оренбургского текстильного цеха «Ткани»

г-ну Иванову И.И.В соответствии с договором поставки от 16.12.2006 № 251-5 ваше предприятие взяло на себя обязательство произвести поставку ткани (вельвета) в количестве, указанном в договоре, в наш адрес в срок до 14.12.06.

Ставим Вас в известность, что в настоящее время данная партия ткани не доставлена на наше предприятие.

Напоминаем Вам, что в соответствии с п.2.3 договора вы обязаны выплатить штрафные санкции в размере 0,01% общей стоимости договора за каждый день задержки. Убедительно просим Вас обеспечить поставку продукции в наш адрес в кратчайшие сроки.

Генеральный директор

А.А.СидоровЗаключение

Итак, дисциплина «Этика деловых отношений» сегодня играет важную роль при подготовке специалистов любого профиля. Это обусловлено тем, что вежливость, тактичность, умение управлять коммуникационной ситуацией на любой работе помогает человеку добиваться лучших результатов.

В данной работе были раскрыты одни из важных вопросов предмета. В первом разделе дано подробное описание того, как подобает себя вести деловому человеку в общественных местах, таких, как улица, общественный транспорт и театр. Владение такими знаниями поможет любому держать себя достойно в любой обстановке и произвести на окружающих впечатление образованного, воспитанного человека. Многим деловым людям приходиться также сталкиваться и с более сложными ситуациями - общение с иностранцами. Здесь, как и описано в работе свои трудности. Ведь это люди с другим менталитетом. Во избежание проблем стоит лишь ознакомиться с особенностями их делового этикета. В работе были рассмотрены особенности этикета нескольких стран, которые в большей степени отражают специфику двух противоположных культур - «западной» и «восточной».

Список используемой литературы

1.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2003 - 130с.

2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник, М.,1999 - 472с.

3.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник, М.: Инфра - М, 2002 - 368с.

4.Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие, Москва - Ростов-на-Дону, 2005 - 266с.

Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.

Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах

Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.

Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:


Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:


Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти подростки злостно нарушают правила поведения

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Чему родители должны научить своего ребенка

Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.

Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.


Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести

Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются. Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток. В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.


Дети должны уступать место пожилым людям

Включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость. Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями. В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.


Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками

Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:

  • При кашле и чихании принято прикрывать рот.
  • Пользоваться носовым платком при насморке.
  • Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
  • Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
  • Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

Обучение вежливости

Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.

Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.

Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:

  • спасибо;
  • благодарю;
  • пожалуйста;
  • прошу;
  • извините;
  • здравствуйте и до свиданья;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро;
  • разрешите;
  • будьте добры;
  • будьте здоровы;
  • приятного аппетита;
  • приятно познакомиться;
  • можно вам помочь;
  • мне очень жаль;
  • угощайтесь и другие.

Другие правила поведения

Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» - плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.

К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.


Нельзя кричать на улице и в общественных местах

Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:

  • стучаться перед тем, как открывать двери;
  • не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
  • не перебивать, когда кто-то говорит;
  • не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.

Поведение за столом

Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.


Обучение можно проводить в игровой форме
  • мыть руки перед едой;
  • уметь пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
  • брать адекватную порцию;
  • благодарить за трапезу.
  • чавкать, кушать с открытым ртом;
  • говорить с полным ртом;
  • баловаться за столом;
  • ковыряться во рту;
  • критиковать блюда;
  • плеваться за столом.

Личный пример

Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.


Личный пример - лучший способ обучения

Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.

Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись. Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.

С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.

Похожие материалы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!