Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что такое моральные правила семьи. Кто же будет главой семьи? Личный пример

Классный час направлен на формирование ценностного отношения и уважения к семье, актуализацию знаний правил поведения в семье. При изучении темы используются следующие контрольные элементы содержания: любовь, дружба, доброжелательность, сопереживание, уважение, эмпатия, забота, мораль, совесть, стыд, вина. В материалах классного часа используются притчи, пословицы, ребусы и загадки.

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Семь правил семьи»
или квестом «В поисках семейных сокровищ» для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [DOCX ]

Цель: формирование представлений о семье, ценностного отношения и уважения к семье, знание правил поведения в семье, понимание необходимости их выполнения.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества, таких как «семья»;
  • мотивация детей к расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Задание № 1. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?

Ответьте на вопросы:

  • Что общего между словами: сладость, лад, лада, ладья, кладезь, клад, ладить, ладонь, оладьи, ладный, млад, мармелад, шоколад, Эллада, разлад?
  • Что означает слово «лад»?

* В словаре В.И. Даля читаем: «Ладом» – «порядком, толком, путём, дельно». Слово «лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада – так называли суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».

Посмотрите видеофрагмент .

Подготовьте ответы на вопросы:

  • Что ответил старейшина в письме? Как это всем членам семьи удаётся жить в мире, не ссорясь и не обижая друг друга? Что значит «Ладная семья»?
  • Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?

* Всего три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

* Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции – сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверен­ность, оптимизм – создадут то, что мож­но назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, согревает их, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царят хорошее настроение и счастье.

Задание № 3. Разгадайте ребус. Объясните смысл пословиц:

  • «Сердце матери греет лучше солнца»;
  • «Кого не любят, того и не слушают».

Задание № 4 . Прочитайте стихотворение. Найдите семейное сокровище. Это слово дважды повторяется в стихотворении.

Главное в семье – любовь.
Она ведь всё прощает.
Не будет горя и забот у тех,
Кто о любви всё знает.

Ответьте на вопрос: « Почему в семье важно любить друг друга?»

* Только когда в семье царит настоящая любовь, она становит­ся высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и че­ловеческой теплоты.

* Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».

Задание № 5. Отгадайте загадки.

Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого брат .

* * *

Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые сестрички .

Задание № 6 . Прочитайте стихотворение «Младший братишка» (М. Скребцова).

Ответьте на вопросы.

Задание № 7. Ответьте на вопросы:

  • Как относился герой стихотворения к своему младшему брату?
  • Расскажите, в какие игры старший брат может поиграть с младшим.
  • Как должны поступить старшие и младшие братья и сестры в следующих ситуациях:

Ваши сестра или брат заболели;
- ваши родители поздно возвращаются с работы.

Задание № 8. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы:

  • Как называется это семейное сокровище?
  • Угадайте ребус, вставьте пропущенные буквы в стихотворении:

Что важное в семье – забо та.
Забо та обо всех вокруг.
И принимаем мы заботу
Из бабушкиных добрых рук.

Задание № 9.

Ответьте на вопрос: « Что такое уважение?» Напишите ответ одним словом.

(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки).

* Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и членами семьи в частности.

* В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь.

Задание № 10. Выберите из предложенных карточек те, которые могли бы войти в «Правила уважения себя и других».

Задание № 11. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?

Ответьте на вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «взаимное доверие», «общность интересов», «привязанность»?
  • Зачем дружба нужна людям?

* В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Важнейшими признаками дружбы являются взаимопонимание и сопереживание.

Задание № 13. Посмотрите видеофрагмент . Разгадайте ребус.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.

И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Распускаются цветы.

Объясните значение пословиц:

  • «Жизнь дана на добрые дела»;
  • «Доброе слово и кошке приятно».

Что значит быть добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми?

Задание № 14. Прочитайте рассказ «Печенье» (В. Осеева).

При обсуждении необходимо рассмотреть такие понятия как: мораль, вина, стыд, совесть , ответив на вопросы:

  • Какое настроение было у всех вначале? (Веселое ).
  • Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?
  • О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети поступили неправильно ).
  • Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения .)
  • В чём смысл рассказа?

Почему все найденные сокровища являются семейными ценностями? Придумайте еще одно необходимое слово (или несколько) для ларца семейных ценностей, составьте ребус для него.

Пожалуй, все согласятся, что счастлив тот человек, у которого есть любящая семья. Но для ее создания приходится немало потрудиться. Зачастую молодые люди не подозревают об этом, когда вступают в брак. Время свиданий проходит, и наступает период притирок. Чтобы дома была благоприятная обстановка, лучше заранее сформулировать правила семьи, которых впоследствии будут придерживаться все ее члены.

Семья - это команда

Хорошая команда не только отмечает успехи каждого, но и делит все неудачи поровну. Если муж получает повышение по работе, его стоит похвалить, сказать ему, какой он молодец, что добился этого. Ребенок научился читать - он тоже умница, потому что много старался, и у него все получилось. И пусть даже для достижения этих успехов немало усилий приложила жена, и супруг, и ребенок все же получают возможность гордиться собой. Это поможет поднять самооценку, поверить в свою силу и значимость.

Если кого-то из членов семьи постигает неудача, не нужно ругать и винить его, он и так наверняка расстроен. Лучше предложить подумать вместе о проблеме и ее возможных решениях. В своих высказываниях следует использовать такие слова, как «мы» и «наш», вместо «твой» и «мой». Ведь семья - ячейка общества, которая объединяет супругов и их детей.

Лидер семьи

В любой команде есть капитан, и семья не является исключением. Но лидером может стать только один человек. Если их будет два, то начнется соревнование, и даже решение маленьких бытовых проблем каждый раз будет заканчиваться скандалом. Поэтому необходимо четко решить, кто главный в семье. Мужу и жене следует посоветоваться друг с другом, обсудить, кто же возьмет на себя роль лидера. Стоит заранее обговорить его функции. При этом лидер не решает все за всех, а только принимает решение на основе предложений и пожеланий других членов семьи.

Глава семьи - мужчина?

Раньше никто и не задумывался, кто же будет главным в семье. Испокон веков им выступал мужчина. Его прямой обязанностью становилось обеспечение семьи всем необходимым. Женщина же хранила семейный очаг, занималась домом и воспитанием детей. Все необходимое для выполнения своих задач она получала от кормильца, то есть от мужчины. Глава семьи отвечал за все и принимал самые важные решения. Сегодня такой расклад устраивает многих супругов, и они продолжают его придерживаться. По этому поводу не возникает проблем, и это не мешает быть семье крепкой.

Женщина может быть главой?

Сегодня, если мужчина делает предложение, это не означает, что он безоговорочно будет единственной экономической опорой в семье. Женщина вполне тоже может выполнять эту функцию. Зачастую в современных семьях иждивенцами являются лишь дети, а супруги обеспечивают их. Если женщина тоже зарабатывает, особенно наравне с мужчиной, то становится неясно, кто главный в семье. Здесь не все так просто, как со старинным укладом.

Согласно социологическим исследованиям, главенство в семье принадлежит тому супругу, который выполняет регулирующие и распорядительные функции. В большинстве случаев все это делает женщина. Она планирует семейный бюджет, организовывает семейное потребление, занимается вопросами воспитания и домашними делами. Получается, что сегодня женщина становится главной во многих отношениях, а не только в экономическом плане.

Кто же будет главой семьи?

Стоит отметить, что понятия «кормилец» и «глава семьи» устарели. Более того, они отсутствуют в Гражданском кодексе и Конституции. Сегодня все больше людей характеризуют супружеский союз как семью без главы. То есть мужчина и женщина наравне участвуют в принятии решений и выполнении домашних дел. Такие взаимоотношения в семье доказывают, что главу назначать вовсе не обязательно.

Семейные обязанности

У каждого в семье есть свои обязанности. Если они будут распределены неравномерно, у супругов часто возникают разногласия и конфликты. Такие противоречия могут оказаться очень острыми и привести к серьезным последствиям - к неудовлетворенности браком. Однако нужно понимать, что муж и жена все равно не будут счастливы, если все обязанности просто поделить поровну. Важно, чтобы они соответствовали склонностям и характеру человеку, тогда и прекратятся извечные споры о домашних делах. Разделение должно устраивать всех и справедливо смотреться в глазах супругов.

Любую обязанность нужно выполнять из-за любви и заботы друг о друге, а не потому, что так кому-то нужно и так установлено правилами семьи. Примеры для наглядности:

1. Каждый моет посуду за собой сам, потому что у мамы это отнимает много времени, а она хочет проводить его с близкими.

2. Супруг заезжает в магазин за продуктами, потому что ему по пути, а тем временем жена уже начнет готовить ужин. Главное, чтобы все понимали, зачем они это делают.

Никто никому ничего не должен

Неверно сводить семейные обязательства к слову «должен». Например, «Я работаю целыми днями, а ты только сидишь на шее», «Я как белка в колесе кручусь по дому», «Ты муж, и я жду о тебя романтических вечеров». Можно бесконечно перечислять, подобные фразы звучат во многих семьях.

Нужно понимать, что никто никому ничего не должен. Такую мысль просто необходимо вносить в правила семьи. Если вы устали, попросите о помощи близких. Если в доме царят любовь и забота, никому не будет трудно вместо кого-то помыть посуду или выбросить мусор. Если хочется романтики, не нужно ждать и требовать этого от мужа, достаточно самой организовать приятный вечер.

Поддерживайте авторитет мужа или жены

Если в семье есть ребенок, супругам необходимо придерживаться одной стратегии в воспитании. Дети хорошо чувствуют и видят разногласия родителей, поэтому начнут хитрить, изворачиваться и искать поблажки. Если нужно решить какой-то вопрос воспитания, то следует это делать за закрытой дверью. То есть подрастающие чада ничего не должны слышать. Тогда дети в семье будут одинаково уважать и маму, и папу.

То же самое касается обсуждения своей второй половины вне дома. Нельзя говорить с другими людьми о недостатках супруга, особенно после ссоры. Вы обязательно помиритесь, а у посторонних сложится отрицательное мнение. При этом авторитет супруга будет подорван.

При ребенке тоже нельзя говорить гадости о его маме или папе. Иначе он будет считать, что «плохого» родителя вовсе не обязательно слушаться. Помните, что в супругах у вас - самый лучший человек на свете, поэтому его авторитет нужно поддерживать. Любые решения принимайте сообща. Если с чем-то не согласны, то обсуждайте это только наедине друг с другом.

Все проблемы обсуждаются

Не нужно ждать от супруга, когда он догадается о возникшей проблеме. Возможно, он о ней даже не подозревает. Если вы устали или чем-то расстроены, говорите об этом прямо. Накричал начальник - расскажите об этом сами, а не ждите расспросов. Ковер грязный, а у вас уже нет сил - попросите мужа пропылесосить, сам он может и не догадаться.

Только на общении можно построить взаимоотношения в семье. Поэтому возьмите за правило обсуждать все существующие проблемы. Только делать это нужно без скандалов, криков и упреков, в спокойном тоне. Умалчивать о чем-то и замыкаться в себе, стараясь уйти от конфликта, категорически нельзя. Такое поведение только породит взаимное недопонимание и доведет проблемы до крайности.

Не нужно молчать, копить негатив и раздражение. О своих мыслях и чувствах нужно говорить открыто. Чем более искренне это будет сделано, тем проще понять причины недовольства. Только не стоит выяснять отношения в состоянии раздражения или с подвыпившим супругом. Лучше дождаться более подходящего момента для решения проблемы.

Компромисс - тоже выход

Крепкая семья - это та, которая умеет решать конфликты, а не та, которая не ссорится. Поэтому в спорах не нужно стоять на своем. Лучший вариант для супружеского союза - размышлять в духе «выиграл - выиграл». То есть стараться находить выход, который устроит всех, а не кого-то одного.

Например, вы затеяли ремонт. Одному супругу понравились обои в цветочек, а другому - в полоску. Не нужно из-за этого ссориться, подыщите третий вариант. Или можно оклеить одну половину комнаты обоями в полоску, а другую сделать в цветочек. Получится оригинальный дизайн с зонированием.

Не пытайтесь изменить вторую половину

Обсуждая правила поведения в семье, стоит упомянуть, что попытки изменить мужа или жену ни к чему хорошему не приведут. Многие надеются, что после свадьбы все будет по-другому, но в большинстве случаев это не так. Например, если девушка нехозяйственная, то она может так и не полюбить готовить и прибираться. Или же если мужчина злоупотребляет алкоголем, следует принять, что после женитьбы он не бросит это дело. Взрослого человека очень сложно изменить, а зачастую просто невозможно. Поэтому нужно научиться мириться с недостатками супруга. Если до свадьбы все устраивало, то и после нее не должно возникать никаких претензий.

Установить границы

Семья - ячейка общества, которая состоит из мужа, жены и их детей. Больше к ней никто не относится. Все остальные родственники (папы, мамы, сестры, братья, бабушки, дедушки и другие) являются только частичкой большой семьи. Не стоит их пускать слишком глубоко в свою жизнь или пытаться им во всем угодить. Если родителям что-то не нравится в вашей второй половине, а вас все устраивает, то следует им об этом сказать и деликатно попросить не вмешиваться в отношения. Также нельзя позволять родственникам заглядывать в шкафы, переставлять вещи или читать почту, если вы, конечно, сами об этом не попросите.

После появления ребенка очень часто практически поселяется в доме новоиспеченная бабушка. Она постоянно лезет с советами, как нужно правильно ухаживать за малышом. Однако правила семьи гласят, что необходимо устанавливать границы. Например, пусть бабушка навещает внуков в определенные дни. Ее можно просить сделать конкретные дела: погулять с малышом, погладить пеленки и так далее. Так бабушка будет занята, и ненужных советов станет меньше.

Уважение и терпение к родителям

Границы устанавливать необходимо, но не нужно забывать про уважение к людям, которые вырастили вас и вашу вторую половину. Недопустимо обсуждать с супругом недостатки родителей. Лучше делать акцент на их хороших качествах. Наверняка вторая мама готовит вкуснейшие щи, а папа очень хозяйственный. Нужно разграничивать территорию и разговаривать с супругом, если только родители становятся слишком назойливыми и начинают мешать семейной жизни.

Не забывайте общаться

Пожалуй, многие согласятся, что в семье самое главное - это уважение и... любовь. Она по большей части проявляется во взаимоотношениях и общении. Поэтому не нужно зарываться в рутинных делах и забывать друг о друге. Старайтесь находить время хотя бы для разговоров. Это очень просто - достаточно отключить телевизор или оторваться от монитора компьютера. Здорово, если будет возможность куда-то выбраться с супругом: сходить в кино или просто прогуляться по парку. Время от времени устраивайте романтические вечера друг для друга.

Свод моральных правил в семье

В каждой семье должен быть четкий перечень правил, который будет известен каждому ее члену. Причем они должны распространяться не только на родителей, но и на детей, чтобы они выросли воспитанными и порядочными. Если определенные условия не будут выполняться, то можно указать на промах. Однако это нужно делать дружелюбно и тактично. Правил не должно быть слишком много, иначе утратится важность списка. Также в нем не должно быть противоречий, чтобы было понятно, что нужно делать, а чего не следует.

Например, можно ввести следующие пять правил семьи, которые подлежат неукоснительному соблюдению:

  • любить и уважать друг друга;
  • помогать и всячески поддерживать;
  • не критиковать других;
  • говорить только правду;
  • выполнять обещания.

Конечно, в каждой семье будет свой список правил. Его не обязательно составлять на всю оставшуюся жизнь. Перечень можно и нужно дополнять или изменять в зависимости от обстоятельств.

Семейные нормы и правила. Типичные ошибки приёмных родителей.

Острогожской СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ)

-2015год-

Приемный ребенок, попав в замещающую семью, прежде всего, сталкивается с барьером из неизвестных ему семейных правил и норм. Для успешного воспитания приемного ребенка очень важно, чтобы семья смогла донести свои правила и нормы до ребенка.

СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.

ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги и сбивают с толку членов семьи. Мир без правил - концентрационный лагерь, где непонятно за что тебя могут убить или сохранить жизнь. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главными источниками обид и конфликтов в семье. Самый распространенный пример - мать, которая жалуется, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности.

Если требования, выдвигаемые, например, родителями, противоречивы, порождают у ребенка внутренние конфликты и противоречия.

ПРАВИЛО ДОГОВОРА

В СЕМЬЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ ЛИБО НА ДОГОВОРЕ, ЛИБО НА КОНФЛИКТЕ. ОСНОВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛО ДОГОВОРА , КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ, СПРАВЛЯТЬСЯ С КАЖДОДНЕВНЫМ СТРЕССОМ И КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. ДОГОВОР МОЖЕТ КАСАТЬСЯ ЛЮБЫХ СТОРОН ЖИЗНИ СЕМЬИ, ОСОБЕННО ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗНОГЛАСИЯ У ЕЕ ЧЛЕНОВ . ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО, ЧТОБЫ ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ИДЕИ КАЖДОГО. ПООЩРЯТЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ И НЕ КРИТИКОВАТЬ ЕГО. ДЛЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. У НИХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПОДОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ ТОЛЬКО НАКАПЛИВАЛИ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧТО МЕШАЛО ИХ РАЗВИТИЮ.

Разбор правил приемной семьи.

Краткий перечень правил, принятых в этой семье: нужно съедать все и хвалить, что приготовила мама, иначе она обижается; есть нужно в четко отведенное для этого время; если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали". Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?). Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью.

Правило 1. Нужно съедать все, что приготовила мама

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приемные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование выполнения этого правила будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.

Правило 2. Есть нужно в четко отведенное для этого время

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. У детей, воспитывавшихся в неблагоприятных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Они наголодались еще в утробе матери и готовы есть сутками. Они прячут куски, чтобы всегда иметь еду про запас. Вы можете обнаружить засохшие куски в самых неожиданных местах, например, под матрацем. Лучше организовать им перекусы, чем обижаться, что они не соблюдают правила. Для перекусов лучше всего использовать продукты, повышающие уровень глюкозы в крови (если нет противопоказаний).


Правило 3. Если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Приемным детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому чрезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми "лжи во имя спасения себя и матери".

Правило 4. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали"

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.

Правило 5. Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?).

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Мы уже говорили о том, что ребенку необходимо иметь пространство в семье, которое он ощущает как свое. Если другие, в том числе и родители, соблюдают его границы, то он тоже со временем научится их соблюдать у других. Т.е. он не будет брать вещи и деньги других членов семьи. Члены семьи тоже должны оберегать свои границы. В первые два года приема, особенно в начале, необходимо убрать наиболее ценные вещи, не разбрасывать деньги по , точно знать, сколько их хранится в . Нельзя создавать условия для провоцирования воровства у ребенка!!!

Правило 6. Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю.

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Для приемных детей подобное правило невыносимо. Они воспринимают молчание мамы как тотальное отвержение.

Правило 7. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Связывать престиж семьи и оценки приемных детей в школе - прямой путь к их отвержению. Практически все они имеют различные задержки в развитии, педагогически запущены.

КОГДА и КАК НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ПРИЁМНОМУ РЕБЁНКУ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ СЕМЬИ.

Например:

    В семье все должны уважать друг друга.
    2) . Терпение друг к другу!
    3) . Взаимопомощь.
    4) . Понимание.
    5) . У каждого должны быть свои обязанности.
    6) . Любовь друг к другу.
    7) . Помощь родителей детям, детей родителям.
    8) . Не ругаться!
    9) . Родители должны зарабатывать деньги, а дети хорошие оценки.

Пример, правил семьи :

1. Утром первым встает папа, он всех будит.

2. С собакой всегда гуляет брат Илья.

3. Кормит рыб и чистит аквариум брат Никита.

4. Хлеб всегда покупает мама.

5. Ужин всегда в 18.00.

6. Вечером обязательно проветривают комнаты.

7. Свет во всем выключают в 23.00.

8. В воскресенье вся семья едет в лес.

9. Новый год отмечаем всей семьей.

10. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

А теперь поэтапно проработаем семейные правила-традиции…

1. Найди 10 минут, чтоб проанализировать те неписаные правила, которых придерживается каждый в твоей семье.

2. Выдели один будний день из жизни семьи, начни прямо с утра: какие события, действия повторяются изо дня в день, из года в год, и ты уже давно перестал обращать на них внимание?

3. Теперь рассмотрим всю неделю из жизни семьи. Здесь добавятся правила выходных дней, если таковые имеются.

4. Следующий этап – праздники: если есть какие-то неписаные правила празднования, например, маминого Дня рождения или Нового года – запиши.

5. А теперь еще разок подумай, что ты упустил.

6. Написал хотя бы 10 правил – молодец!

7. Обрати внимание, какие из правил касаются конкретно тебя?

8. Кто из семьи в твоем списке упоминается чаще остальных? Почему?

9. Есть ли в твоем списке что-то, что тебя удивило?

10. Есть ли что-нибудь, что хочется изменить?

11. Может, хочешь добавить какое-либо правило?

12. Предложи то же самое сделать другу/подруге. Потом проанализируйте, сравните: в чем сходство и различия?

13. Иногда мы попадаем в семьи, где «работают» другие правила или «не работают» наши. Теперь ты уже сможешь это сразу заметить. Уважай чужие правила!

Семейные правила и традиции – это то, что делает каждую семью неповторимой. А ведь нередко мы живем в системе этих правил, даже не замечая их и не думая, что можно изменить их и усовершенствовать, сделать лучше жизнь свою и своей любимой семьи.

Семейными правилами можно назвать те порядки и обычаи, которые переходят от одного семейства, поколения к другому.

Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются наши семьи. Ведь у каждого они свои собственные. Например, среди правил моей семьи, есть такие, как совместная лепка пельменей на Новый Год. Праздники все отмечают по-разному, но в нашей семье каждый год всё выглядит примерно одинаково.

Мы все вместе лепим пельмени, отмечаем Новый год, смотрим телевизор. И хоть никто из нас уже не верит в Деда Мороза, мы дарим друг другу подарки, и кладём их под ёлку. Мне нравится то, что мы не только соблюдаем эти семейные правила, но и получаем от этого удовольствие, даже взрослые. И подобных правил в нашей семье много. Например, мы делаем генеральную уборку каждую субботу. У каждого члена семьи своя обязанность - вытереть пыль, подмести или помыть полы. Вечером, закончив общие труды, мы любим сидеть всей семьёй и смотреть что-нибудь интересное по телевизору. И это тоже одно из наших семейных правил. Кроме того, мы очень любим собираться всей семьёй и устраивать пикники на природе. И это самое любимое семейное правило из всех, что соблюдаются моей семьёй. Когда я создам свою собственную ячейку общества, мне бы очень хотелось перенести в неё все те семейные правила, которым я следовал с раннего детства. Я хочу, чтобы и мои дети и внуки также следовали им.

Семейные правила – это огромная и важная ценность каждой семьи, ведь именно от них зависит наше благополучие.


Ошибки замещающих родителей в воспитании детей

Мы все совершаем ошибки, но когда мы допускаем ошибки в воспитании детей, это сказывается на будущих отношениях и личности ребенка.

Бытовые угрозы

«Если ты не уберешь у себя в комнате, то не получишь сладкое», «Делай, как я говорю и без лишних вопросов, а то на улицу не пущу».
Часто родители говорят так, не задумываясь, что ребенок воспринимает подобные высказывания очень болезненно. Они вызывают у него страх, враждебность и негативный настрой относительно родителей.

приказы

«Я - мать и лучше знаю, что тебе нужно», «Если отец сказал, ты должен слушаться», «Я тебе запрещаю дружить с...».
Подобные фразы - проявление стремления подчинить себе другого человека, пусть и маленького. Поверьте, ничего хорошего это не даст. Ребенок копит обиду в себе и мечтает о том дне, когда он вырастет и покажет, кто сильнее.

« Лень родилась раньше тебя », «Говорю, говорю, а все напрасно».
Такие реплики загоняют малыша в тупик, не оставляют ему никакой надежды на исправление, особенно, когда его обвиняют в том, что не зависит от него. Результат? Ребенок чувствует, что родители его не любят, он становится замкнутым и неразговорчивым, с еще меньшим желанием помогать родителям.

Оскорбительные слова

«Ты - упрямый осел», «Что смотришь, как баран?», «И в кого ты такой уродился?»
Оскорбления и обидные прозвища понижают самооценку ребенка, а также в его сознании формируется подобная оскорбительная модель общения с другими людьми.

Немотивированный допрос

«Почему ты так опоздал?», «Что ты тут так долго копаешься?» .
Зачастую родители любят выяснять или придираться к несущественным деталям в поведении ребенка, а он воспринимает это как проявление недоверия к себе. В результате - страх перед взрослыми, скрытность и ложь.

«Ты назло мне это делаешь», «Можешь не оправдываться, я и так все знаю».
Такие утверждения очень болезненные для психики малыша. Нежелание родителей разобраться в поступках ребенка возводит между ними стену, которая с каждым годом будет становиться все выше.

Несвоевременные советы «Я же говорила/предупреждала...», «Вырастешь, поймешь», «Если бы ты сделал, как я говорила, ничего бы не произошло, а теперь сам решай свою проблему».

Виды семейных правил

Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях (с 12 лет)

Такой договор может быть одной из разумных форм взаимоотношений между родителями и детьми. Обеспечивает как защиту интересов детей, так и возможность родителям осуществить свои цели воспитания.

Например:

Данный договор подписывается между нашими любимыми Олей и Сережей, именуемыми в дальнейшем Дети и нами, заботливой и любящей мамой Катей, и внимательным и заботливым папой Андреем, именуемыми в дальнейшем Родители, со следующей целью:

Создание личного бюджета Детей и накопление денежек для красивого отдыха со всеми вытекающими радостями и развлечениями, потому что мы хотим, чтобы наши дети понимали, как правильно относиться к деньгам, чтобы их всегда было много и на все хватало, что за хорошую работу положен необыкновенно красочный отдых!

Безусловно правильные положения действующего договора:

    Дети радостно получают деньги для личных расходов в размере 100 рублей каждый месяц.

    Деньги весело выдаются Родителями по окончании месяца по результатам исполнения условий договора.

    Та часть денег, которая будет отложена для поездки к морю или для проведения отпуска в других хороших местах, умножается на пять и выдается только перед поездкой.

    Из отложенных на отпуск личных денег наших любимых Детей покупается билет, все необходимые для отдыха вещи, а оставшаяся сумма может использоваться для личных целей во время отдыха или во время каникул (по согласованию сторон).

1. Обязанности сторон.

Дети серьезно принимают обязательства по выполнению школьного плана, плана помощи по хозяйству своим родителям, плана по поддержанию порядка в личных вещах, плана по здоровью.

Родители не менее серьезно принимают обязательства по выплате установленной суммы в срок при условии выполнения всех указанных планов не менее, чем на 80%.

Выплаты отчетливо производятся Заботливым Папой - Андреем, основным держателем семейного бюджета.

Отслеживание выполнения планов громко производится Заботливой Мамой – Катей, главным контролером семейных планов.

2. Срок действия договора.

3. Порядок рассмотрения споров.

Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут.

Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Тетя Женя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

4. Изменение условий договора.

Условия договора не могут быть изменены просто так.

Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор.

Приложение 1. Школьный план.

Срок: Неделя Количество пятерок: Не менее трех. Количество четверок: Любое. Количество троек: Не более трех. Количество двоек: Одна двойка отнимает одну пятерку.

За уроки садиться сразу после обеда.

Приложение 2. План помощи по хозяйству

Срок: Неделя. Помощь по : 1. Два раза вынести мусор. 2. Два раза вымыть посуду. 3. Помощь при готовке маме. 4. Один раз вымыть полы.

Помощь в комнате: 1. Пылесосить один раз. 2. Мыть полы два раза.

Помощь в уборке по субботам: Определяет мама.

Премия/Штраф: Обязательно все убирать за собой без напоминаний. Штраф – 10 рублей. Позволено одно напоминание. Если всю неделю Дети были умничками – положена премия. А какая? - решают Родители

Приложение 3. План порядка в личных вещах

Все вещи должны быть в полном порядке.

Правила для ребенка от 2 до 3 лет

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что-то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по-другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в , ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и укусами. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Правила "Ребенок главный, родители на побегушках" (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим - меня не колышет»):

    Если я что-нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе

    Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что-нибудь другое

    Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое

    Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый .

Правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе

    Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что-нибудь не сделаю

    Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно

    Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.

Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Правила: "Уважение к ребенку, уважение к родителям":

    Если я вырву что-нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.

    Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.

    Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты

    Мне не надевают больше , даже если я часто еще писаю в штаны

    Во время завтрака в детском саду все садятся за . Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.

Правила для ребенка 4-6 лет (детсад)

Когда ребенку уже 4 года, в это время уже пора:

1. Приучить ребенка к тому, что маму и папу слушаться с первого раза.

2. Обременить ребенка маленькими домашними обязанностями, которые ему по силам:

    убирать свои игрушки в соответствующее определенное место;

    аккуратно складывать и развешивать (на стульчике) свою ;

    помогать маме и папе (например, приносить мелкие вещи);

    помочь накрывать на (отнести вилки, ложки, салфетки).

3. Как взрослому, говорить ребенку спасибо за заботу о других и хвалить его за помощь в случаях, если он:

* без напоминания выполняет свои обязанности;

    за то, что делает добровольно с заботой о других, (не обязанности: например, вытирает , поливает цветы или убирает за домашними животными);

    за желание развиваться (например, ребенок просит учить его азбуке).

4. Необходимо подавать ребенку пример заботы и о посторонних людях или знакомых, кроме родственников:

    обращать его внимание на то, что дети постарше и молодые люди уступают места в транспорте пожилым, инвалидам и беременным, мамами с маленькими детьми. Важно объяснять, почему именно это делается.

    на то, как молодые люди помогают бабушкам поднести тяжелые ;

    другие примеры заботы.

5. С детства приучать ребенка заниматься . При выборе вида можно учитывать его мнение и договариваться, что раз он выбрал - то будет ходить какой-то определенный минимум времени, даже если ему разонравится. Этим отучаем от мысли о том, что родители каждый раз будут удовлетворять любые его желания, и приучаем к ответственности за свой выбор.

6. Ограничивать развлечения, которые не развивают или развивают мало: мультики, и пр.

7. Приучать к тому, что мама и папа имеют право выделить время/ресурсы только для себя, и их, например, 1 час в день оставить в покое и в это время поиграть самому. Например, мама красится или занята важным делом. Важно для того, чтобы ребенок не развивал в себе эгоизм. Пример: когда я в детстве говорила сыну: «А сейчас поиграй сам, пока я доделаю вот это дело». И он знал, что в это время запрещено капризничать и отвлекать внимание на себя без веских поводов. Это - родительский СТОП. Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

Как выглядит ваш идеальный школьник? Конечно, он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в или творчестве и т.д.

Ну-ну... О таком ребенке вы можете мечтать, но в готовом виде это не получает никто. Реальность - другая. Не каждый ребенок учится читать без труда, для многих это трудно, а кто-то читать просто не выносит. Аналогичная ситуация - и с плаванием, и с усидчивостью...

Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость – очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать? На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех, преуспевать, умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.

Что делать? Много чего нужно делать, но выработка хороших правил для ребенка и приучение детей к этим правилам - один из самых простых и надежных методов. И в детском саду, и в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.

К сожалению, во многих семьях правила кривые... Например,

    Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине

    Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа

    Если мне нельзя смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Желания родителей тут не уважаются, а дети получают желаемое, даже если ведут себя плохо. Это правила "Ребенок главный, родители на побегушках" Другие дети учат правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор.

    Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой.

    Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест.

Такая жесткость не воспитывает, а давит и озлобляет.

Хочется верить, что в вашей семье ситуация другая, и ваши дети естественным образом соблюдают несложные правила:

    В школу я прихожу пунктуально;

    Я делаю регулярно домашние задания;

    В классе я сижу на своем месте;

    Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что-то сказать.

А также:

    Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу;

    Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит;

    Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным.

Правила для ребенка 8-12 лет

Данный договор подписывается между детьми и взрослыми с целью как поддержание мира и любви в семье, так и для формирование полезных и правильных установок, ценностей, привычек семьи.

    Обязанности сторон: Ребенок серьезно принимает обязательства по выполнению правил по гармонии, развитию, красоте и порядку. Взрослый не менее серьезно принимают обязательства по отслеживанию соблюдений правил семьи.

    Срок действия договора - до конца текущего года. По желанию сторон договор может быть быстренько продлен на любой срок.

    Порядок рассмотрения споров. Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут. Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Петя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

    Изменение условий договора. Условия договора не могут быть изменены просто так. Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор. Все исключения – по согласованию. Данные исключения должны приносить радость всем участникам и быть на пользу нашему духовному, душевному и физическому здоровью.

Подписи сторон

ПРАВИЛА СЕМЬИ с девочкой-подростком 8-10 лет

КРАСОТА

    Мы - позитивные солнышки! Без кислятины. Канючить не более 2 минут 45 секунд в сутки.

    Царственная осанка - сиятельная улыбка (Игра Венера)

    Я тебя бужу - ты мне улыбаешься и встаешь в течение минуты.

    С утра быстро умыться, почистить зубы, причесаться, заправить постель. Вечером – душ.

ГАРМОНИЯ

    Ежедневная молитва: а) благодарность, б) покаяние в) просьба

    Взрослых уважать. Не хамить.

    В случае несогласия – возможные варианты поведения: a) послушаться, молча с любовью и улыбкой сделать; б) конструктивный спор (начинается с согласия точкой зрения партнера, далее высказываем свою позицию. (Обсуждаем плюсы и минусы, действуем).

    Ни капли холодного острого злого. Все вопросы решаем в спокойной обстановке, доброжелательно, не повышаем голос, не ругаемся.

    Сделать минимум 1 доброе дело в день (помощь, забота, пожертвование и т.д.)

ПОРЯДОК

    – чистые вещи аккуратно сложены, грязные – в стирке.

    На письменном наведен полный порядок, вещи в комнате разложены по местам до 22.00

    Постель должна быть заправлена каждое утро.

    Обязательно все убирать за собой без напоминаний.

    После еды - за собой убрать, посуду помыть.

    1 раз в неделю уборка в квартире (что делать - определяет взрослый)

РАЗВИТИЕ

    В дневник записывать домашние задания в школе. Ежедневно брать . игры: разрешено смотреть познавательные программы. Развлекательные - по договоренности. Сколько и во что играть/ смотреть – решает взрослый

Санкции за нарушение правил

    Приседание / отжимание / пресс

    Лишение на время (обнимашек/ посещение Храма/ общества/ развлечений)

    Штраф – 20 рублей

    Придумываем санкции себе сами.

Если всю неделю ребенок был умничкой – в конце недели получает подарок (улыбка, обнимашка, шоколадка или премия). Что – решает взрослый.


Правила для подростка

Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.

Научите подростка соблюдать разумный формат

У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен - четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет - и что предлагаешь. Если есть правило (ложимся спать в 22.00), то без разрешения старших оно изменено быть не может. "Поставить в известность" (то есть поставить перед фактом) нормально только в ситуации форс-мажора и когда обсудить экстренно сложившуюся ситуацию со старшими невозможно. Если старшие были доступны, хотя бы по , то принимать самостоятельные решения в нарушение договоренностей - нарушение семейного закона.

Обучение жизненным навыкам и воспитанности

Подростки могут сами определять, чем они считают правильным учить себя для предстоящей жизни, но ежедневная учеба воспитанности, манер и полезных социальных навыков быть должна. Этому могут помочь методы и .

Ответственность в собственных целях

Подростки обязаны иметь свои собственные цели и достигать их (двигаться к их достижению) по плану. Цели и планы могут разрабатываться полностью самостоятельно, могут (и в принципе это более разумно) вместе с родителями. Но если они их приняли, теперь это не должно оставаться мечтами и благими намерениями, теперь это обязательства (перед самим собой), которые они обязаны выполнять.

Как взрослые люди. А родители могут и должны с них это спрашивать: выполняют или нет, они свои собственные (не навязанные кем-то другим, а свои собственные!) цели и обязательства.

Материал для обсуждения

Фрагмент из статьи: "Вот вещи, которые моим дочерям никогда не разрешалось делать: ходить на вечеринки с ночевкой, заводить дружков, участвовать в школьных спектаклях, жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях, смотреть телевизор или в , самостоятельно выбирать себе факультативные занятия, получать оценки ниже "пятерки", не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы...",

С этим списком могут согласиться не все замещающие родители: не нужно школьникам таскаться невесть где по ночам, да и ранние амуры, в общем -то, ни к чему. Школьная самодеятельность обычно на очень низком уровне, и тратить на нее время нет смысла, телевизор и компьютерные игры - путь к деградации. В школу ходят учиться, а не тусоваться и развлекаться, и плохо учиться в школе - не имеет оправданий (если ребенок здоров и обихожен). Бывают, конечно, и троечники- эйнштейны, но чаще это просто лодыри. Учиться на пятерки - нормально. Это не значит, что надо устраивать истерику из-за четверки, но итог должен быть на уровне. Факультативы лучше координировать родителям. Вот своего сына обязательно отдам на шахматы, пусть мозги тренирует. И в спортивную секцию, что-нибудь вроде легкой атлетики, пока маленький. Хотелось бы и в музыкальную школу, фортепьяно или гитара, но посмотрим по способностям. », 2002 ;

Статья А. Николаевой «Правила для детей разного возраста», 2002;

Васильева-Гангнус Л.П. "Азбука вежливости" - М.:Педагогика, 1989;

Они И. Л. "Спасибо, пожалуйста, здравствуйте" - Л.:Лениздат, 1991;

"Книга для девочек". (Составители Н. Сухова, В. Ярцев) - Новосибирск: "Мангазея", 1998.

Бушелева Б.В. "Поговорим о воспитанности" - Петрозаводск: "Карелия", 1991.

Для того чтобы жизнь семьи была счастливой, в ней должны быть традиции, которые сплачивают людей, придают быту стабильность, утверждают семейные ценности. Помогут в этом правила дружной семьи , которые можно принять и записать на семейном совете. Вот пример таких правил:

  • День рождения членов семьи – повод сказать им добрые слова . Даже если кто-то из близких не может присутствовать на празднике, он должен найти способ прислать поздравления. Вообще с Днями рождения связано множество семейных традиций. Например, издание стенгазеты для именинника или
  • Не пропускайте воскресных (субботних) обедов (ужинов) . Очень хорошее правило – встречаться своим кругом за семейным столом, делиться новостями, обсуждать интересные темы. Можно завести семейную игротеку и провести вечер за веселыми настольными играми
  • Храните старые и создавайте новые традиции . Во многих случаях правила дружной семьи основаны на соблюдении традиций. В них выражается связь поколений, накопленный опыт общения близких людей. Времена меняются, некоторые обычаи остаются в прошлом, на их место приходят новые. Например, некоторое время назад принято было посылать на Новый год открытки в конвертах родным, живущим в других городах. Сегодня средства связи позволяют поздравить их по скайпу, но многие следуют старой традиции и шлют открытки, и это так приятно!
  • Благодарите! Простая человеческая благодарность так много значит для каждого члена семьи, но, к сожалению, многие недооценивают ее значение и забывают сказать «спасибо» за помощь. Научитесь сами благодарить людей и детей приучите делать это. Само значение слова «благодарю» несет в себе «благо», добро. Дарите эти светлые эмоции всем членам своей семьи, а в идеале – всем людям, которые вас окружают!
  • Выполняйте то, за что взяли ответственность. Одно из важнейших правил дружной семьи – умение исполнять обещания. Важно договориться об этом всем вместе и соблюдать неукоснительно. Если дети растут в семье, где не бросают слов на ветер, они начинают серьезно относиться к сказанному и сами держат слово. Это формирует ответственность как свойство личности и качество характера
  • Сначала семья, а потом все остальное . Не все разделяют это правило, если судить по тому, как некоторые взрослые выходные предпочитают проводить отдельно от детей, «сбросив» их на одну из бабушек. Важно планировать совместный отдых, чтобы с раннего возраста младшие члены семьи понимали ценность совместного времяпровождения
  • «Сор остается в избе!» Старинная пословица о том, что не стоит выносить сор из избы, очень мудрая: – временное явление, если только не начать разжигать их с помощью знакомых и соседей. Проявив слабость и поделившись семейными проблемами с другими, вы рискуете получить вместо сочувствия критику и сплетни, от которых будете страдать сами, а с вами и домочадцы. Семейные проблемы не для чужих глаз и ушей!
  • Береги старших членов семьи! Достояние каждой семьи – старики. Они являются главными носителями и хранителями семейных традиций, являются живыми свидетелями другого времени, в котором ни вы, ни ваши дети не жили. Чаще собирайтесь, устраивайте семейные вечера воспоминаний, насыщайтесь этой памятью: мир, который представляют старшие члены семьи, уйдет вместе с ними
  • Радуй себя и других просто так! В дружной семье все любят радовать друг друга. Разве не прекрасно, когда папа приносит домой букет, хотя никаких праздников не намечается? Или если мама готовит вкусный ужин из нескольких блюд просто потому, что у нее хорошее настроение? А уж как приятно, когда ребенок нарисует портрет дружной семьи и подарит его домашним! Положительные эмоции сохраняют здоровье, продлевают жизнь, дарят энергию и силы. Так почему не ввести такое правило?

Несомненно, в вашей семье тоже есть интересные традиции, о которых, вам, возможно, захочется рассказать. Попробуйте превратить их в правила дружной семьи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!