Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Основные направления развития младенческого возраста. Общая характеристика периода младенчества

Наконец чудо свершилось, и ваша семья увеличилась. Остались позади волнения и страхи, переживания и сомнения, связанные с ожиданием ребенка. А впереди — новые страхи и сомнения, переживания и неуверенность. Теперь вам кажется, что ваши прежние сомнения были смешны. Ведь самое главное, как взаимодействовать с этим маленьким плачущим комочком. Ваши мысли направлены в сторону воспитания. Вы озабочены тем, каким человеком вырастет ваш ребенок. Понимание того, что малыш в своем становлении, взрослении проходит определенные этапы, на каждом из которых он развивается в соответствии со спецификой своего возраста, во многом помогут вам правильно построить свои взаимоотношения как с малышом, так и внутри семьи.

Сразу после рождения, в младенческом возрасте , у ребенка пока есть система безусловных рефлексов. Он беспомощен и не может без взрослого их удовлетворить. Биологическая сущность беспомощности заключается в том, что у новорожденного нет сформированных поведенческих актов. Все его существование обеспечивает взрослый человек. Основными рефлексами новорожденного считают пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы. Основой развития ребенка в этом возрасте является постоянный контакт с матерью и другими близкими членами семьи. Очень важна позиция отца. Если, к примеру, отец хотел сына, а получил дочь и не слишком доволен этим фактом, то девочка все чувствует. Ну а если в этой семье вторым рождается мальчик, то дочь, видя искреннюю и долгожданную радость отца, может и не простить ему отношения к ней в младенчестве.

Если воспитание в семье поставлено разумно, то вполне возможно это отношение не перенесется на брата. И, наоборот, если условия будут неблагоприятные — большее внимание к мальчику, выражение чувств отца, бабушек, восхищение друзей, тогда, как правило, семью будут сотрясать взаимные обиды детей, и даже их вражда в борьбе за первенство в обретении родительской любви. Мать и дитя «повязаны» и создают некую общность, в основе которой неразрывное единство ребенка и взрослого. Показателем такого единства служит положительный эмоциональный фон, который способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Ведущим типом деятельности младенца является эмоциональное общение с окружающими его взрослыми. Основная же потребность выражается в желании находиться рядом с взрослым. Достаточно понаблюдать за родившимся младенцем. Он не хочет находиться один, если не спит. Он нуждается в «компании». В принципе он и плачет только тогда, когда хочет кушать, когда он мокрый или у него что-то болит, и тогда, когда ему «скучно». Поэтому вполне ес-тественно, если все члены семьи будут активно общаться с малышом. Улыбаться, рассказывать ему сказки, об-суждать с ним какие-то события и не смущаться тем, что внешне он пока не реагирует на общение. Такое поведение взрослых формирует у ребенка доверие к внешнему миру.

В младенчестве у ребенка развивается слуховое восприятие, он реагирует на голос матери и начинает при-влекать к себе внимание голосом.

До года у ребенка происходит сильный скачок в развитии. В процессе общения родителей и малыша повышается жизненный тонус ребенка, усиливается его ак-тивность. Это в свою очередь создает предпосылки для двигательного, речевого и сенсорного развития. Любой родитель скажет, какими «скачками» развития характеризуется первый год жизни ребенка.

К концу первого года ребенок уже устанавливает связь между предметом, который показывает ему мать или с которым он играет и со словом, его обозначающим. Уже к пяти месяцам ребенок приобретает хватательные навыки и крепко держит предметы. Акт хватания относится к поведенческому акту. Игра с различными игрушками дает возможность знакомиться ребенку с его свойствами. Ведь хватая те или иные предметы, он уже активно следит за ними взгля-дом. Так формируется предметное восприятие. Да и про-странство для ребенка расширяется. Ведь для того, чтобы схватить, малыш вытягивает руку и увеличивает пространство вокруг себя на ее длину. Умение хватать по-зволяет ему манипулировать предметами, перемещать их. Его действия становятся более совершенными. Каждый новый день открывает перед ним новый мир! Восприятие ребенка становится предметным и константным.

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до двух и знаменуется важнейшим событием в жизни ребенка — он встает на ноги и начинает ходить. Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого.

К концу второго года движения ребенка из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или туалетом. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Поэтому очень важно научить его по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ребенку приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем. Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности с взрослыми с последующим отделением от них и переходу к самостоятельному действию.

Вначале ребенок осваивает предметы только совместно с мамой или папой, в ходе совместной деятельности . Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к ребенку переходят частично функции взрослого. Мама или папа начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и ребенок делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он одевает ботиночки. Но может одеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах ребенка возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ребенку.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста . Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку ребенок вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи. Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, использовать одни предметы для овладения другими, новы-ми для него. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста. Речь ребенка носит переходный характер. Она понятна только близким людям и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего с взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии. Формирование речи в этот период — главное событие в жизни ребенка.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым ребенком для игры. Он еще не проявляет большого инте-реса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для ребенка, на подготовку его пе-рехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие ребенка тесно связано с практиче-скими действиями. При знакомстве с новым предметом, ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит раз-витие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер, и она еще не действует как отдельный процесс.

Не имеют рамок. Вот, например, в законе Российской Федерации нет четких возрастных границ для понятия "ребенок". Понятно, что каждый родитель считает своего ребенка малышом и в восемнадцать, и в тридцать лет. Однако чисто формально гражданин должен платить налоги с рождения, и может выражать свое мнение по поводу того, с кем из родителей жить после их развода, уже с десяти лет. Уголовная ответственность человека в нашем государстве начинается с четырнадцати лет, а уже в восемнадцать наступает полная дееспособность. Так же и с молодежью - возрастные рамки этого нигде не прописаны. Но говоря о таком понятии, как младенческий возраст, - многие из нас все же представляют себе определенный четкий образ младенца. Из этой статье вы узнаете о том, что собой представляет этот возраст и каковы его характерные особенности.

Возрастные рамки

Многие специалисты все же склоняются к мнению, что младенцами являются дети с момента рождения и до одного года. Очень часто можно встретить определение но используя этот термин, автоматически не учитывают всех малышей, которых матери не кормят грудным молоком. Рассмотрим первую классификацию. Младенческий возраст - ранний возраст, в котором приобретаются все базовые физиологические навыки малыша. Основные достижения этого возраста - появление навыков речи, их своевременное совершенствование, а также произвольное (осознанное) взаимодействие с окружающей средой.

Младенческий возраст ребенка

Психологи утверждают, что в жизни ребенка младенчество - самый продуктивный и вместе с тем стабильный период развития. Младенческий возраст наступает, как только ребенок преодолевает первый в своей жизни кризис - рождение. Долгое время он находился в утробе матери, где было все необходимое для комфортной жизни - питание, тепло, уют. И вот малыш попадает на белый свет: совсем иная температура воздуха, другое дыхание, совсем другой мир окружает его! Развитие в младенческом возрасте происходит очень быстрыми темпами. Впервые устанавливаются социальные связи, эмоциональное взаимодействие не только с матерью, но и с другими членами семьи. Ребенок впервые познает, каково это - общаться посредством звуков, прикосновений, жестов.

Ценность общения

С первых минут жизни чрезвычайно важным компонентом полноценного развития личности младенца становится общение. Именно благодаря общению приобретает стабильную психику. Ребенок должен ощущать тепло и заботу, в противном случае может развиться так называемый дефицит внимания, что, в свою очередь, может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни маленького человека - так важен этот возраст. Младенческий период в жизни человека совершенно уникален. Подражая окружающим, малыш стремительно учится новому день за днем. В первую очередь он, конечно, заявляет окружающим о своем настроении, о том, каково его самочувствие. Младенцы не могут сказать вам, что именно им не нравится, что становится причиной их дискомфорта, поэтому так важно быть чутким к эмоциям малыша.

Умственное развитие младенца

Пожалуй, самая главная характеристика младенческого возраста - приобретение развитого мышления. ребенка в этом возрасте ряд ученых считает сенсомоторным. Такая фаза мышления основана на эмоциональном и тактильном восприятии этого мира. Пока что ребенку не хватает навыков для общения, но вот что поразительно - он все же коммуницирует с этим миром! Для детей крайне важны упражнения - малышу постоянно хочется что-нибудь хватать, кусать, сосать... Кроме того, дети в этот период активно слушают и наблюдают за происходящим вокруг. Позднее они перенимают модель поведения окружающих и копируют те или иные действия своих родителей. Важно отметить, что малыш уже в возрасте двух месяцев способен отличить "своего" от "чужого", незнакомца. Ему хорошо знакомы голоса родителей, в то же время он может испугаться, услышав новый тембр голоса. Также младенец учится предугадывать, что произойдет в ближайшее время. К примеру, если малыш приучен к тому, что каждый день его мажут каким-нибудь кремом, и этот процесс ему не очень-то по душе, он может испугаться и заплакать, как только увидит знакомый тюбик.

Действия малыша

Особенности младенческого возраста состоят и в специфике первых движений малыша. Так, к примеру, ученым известно явление так называемого глаза новорожденного. Хаотичные движения глаз могут показаться необычными, но не стоит переживать. Наблюдающий ребенка врач заметит отклонения от нормы, если таковые действительно имеются. В подавляющем же большинстве случаев он быстро учится сосредотачивать взгляд на определенном объекте. Очень часто малыши обладают особо выразительными движениями. Посредством их младенцы также выражают свои эмоции. Детки учатся ползать - это первый способ их передвижения. Самый излюбленный жест любого малыша - это указание. Своим маленьким пальчиком ребенок укажет на то, что он хочет схватить, на того, к кому желает пойти на ручки, и так далее.

Кризис первого года жизни

Первый возрастной кризис, с которым сталкивается, пожалуй, каждый человек на Земле, происходит с ним на второй год от рождения. Развитие ребенка в младенческом возрасте проходит семимильными шагами, и зачастую психика ребенка не способна воспринять всего того объема информации, которую он получает. В этот период малыш становится особенно капризным, кажется неподатливым для воспитания. На этом жизненном этапе малышу уже многое хочется делать самостоятельно. Он особенно восприимчив к тому, что взрослые делают ему замечания, не дают баловаться и трогать опасные предметы, уводят от тех мест, куда малышам ходить уж точно не стоит. Кризис первого года - это испытание, которое предстоит преодолеть не только ребенку, но и его родителям! В этот непростой период взрослые должны окружить малыша вниманием, спокойнее относиться к капризам ребенка и не воспринимать слишком близко к сердцу то, что их чадо не слушается. Вседозволенность в этот период может привести к неправильному воспитанию малыша. Единственный совет, который подойдет для любой семьи в этот период, - любить друг друга, уважать желания ребенка и мнение второго родителя.

Малыши от 1 до 3 лет

Пережив непростой этап - кризис первого года жизни, родители и детки вступают в новую фазу развития. Стоит сразу отметить, что если относиться к шалостям ребенка с юмором, то все эти "кризисы" пройдут незаметно для всех членов семьи. Младенческий дошкольный возраст определяется возрастными рамками от 1 до 3 лет. В это время речь малыша становится все совершеннее, увеличивается словарный запас, ребенок может начать активно задавать вам вопросы об окружающем мире, поэтому запаситесь энциклопедиями будьте готовы ответить на все каверзные вопросы своего малыша". В этот период также бывает сложно уложить малыша спать, поэтому лучшее решение - найти интересные сказки. Некоторые родители попробовали включать своим деткам на ночь легкие классические мелодии и пришли к выводу, что если музыка является фоном к любимой сказке, ребенок засыпает в считаные минуты.

Очередной кризис

Капризное поведение ребенка и может довести кого угодно - только не вас! Повторяем: чтобы пережить трудные этапы в жизни, к ним нужно относиться исключительно с юмором. Пусть ваше чувство юмора и терпение помогут пережить очередной кризис - трехлетний возраст. Младенческий период можно считать оконченным, когда ребенок идет в детский сад. Там он встречает своих сверстников - самых разных ребят, порой таких же капризных и напуганных новой обстановкой, как и он сам. Дети чувствуют вселенскую несправедливость, когда родители отдают их, пусть и на пару часиков, в ясли. Чужие няни, непонятные ребятишки, все такое непривычное и странное - малыши и не догадываются, что скоро детсад станет тем местом, куда им захочется возвращаться снова и снова, чтобы поиграть с другими ребятами!

Трудности яслей

Как уже было сказано ранее, ребенок, впервые оказавшись в таком незнакомом месте, как детсад, может испытывать серьезный стресс, который оказывает влияние на поведение и даже некоторые навыки! Трудности, с которыми может столкнуться малыш, когда заканчивается младенческий возраст и начинается пора детского сада, следующие:

  • Ребенок начинает больше плакать - большинство детей плачут в свой первый день в детском саду. Малыши чувствуют себя растерянными, переживают из-за того, что родителей нет рядом долгое время.
  • Снижается интерес к познанию, играм - малыши находятся в состоянии стресса, им точно не до веселых игр или чтения книг, когда они тоскуют по своим родителям.
  • Беспомощность - даже если ваш малыш уверенно держит ложку и спокойно ходит на горшок, в первое время в детском саду он может испытывать трудности с этими навыками. Но все это остается лишь делом привычки. Работники детского сада и воспитатели при вашей помощи смогут помочь малышу чувствовать себя как дома, и вскоре он снова станет самостоятельным.
  • Плохо спит и мало ест - именно так говорят воспитатели большинству родителей об их ребеночке в первые дни в детском саду. Малыши должны привыкнуть к распорядку дня, но, конечно, желательно, чтобы они уже обладали естественной привычкой спать днем прежде, чем придут в ясли.
  • Слабый иммунитет - ваш малыш может чаще болеть, когда ходит в детский сад. На фоне стресса иммунная система даже взрослого человека значительно ослабевает, что уж говорить о малышах!

Как помочь своему малышу?

Младенческий возраст пролетел быстро, почти незаметно, в жизни вашего малыша наступил новый, отнюдь не простой этап, и только вы можете помочь ему легче адаптироваться в этой новой среде. Во-первых, старайтесь соблюдать дома режим дня детского сада. Кормите ребенка по расписанию, посвящайте время познавательным играм и, конечно, не забывайте о тихом часе. Учите малыша общаться с другими детками на улице, позволяйте ему проводить время и в одиночестве. Ваш малыш должен уметь самостоятельно играть хотя бы 10 минут в час! Больше гуляйте на свежем воздухе, ведь прогулка - это лучший способ держать тело и иммунитет в тонусе!

Как провести выходные с малышом?

Вот и первая неделя в детском саду закончилась, впереди выходные! Они должны принести много радости и хороших воспоминаний как вам, так и вашему ребенку. Вы можете попробовать организовать пикник на свежем воздухе, вместе с ним сделать несложные блюда и угостить всех членов семьи. Постройте большой домик из подручных средств! Дети любят строить настоящие башни из подушек и одеял. Читайте книги, рисуйте, поиграйте в доктора или парикмахера. Поиграйте в школу: пусть ребенок выполняет несложные задания и получает за них пятерки или же цветные наклейки - что придется ему по душе. Спрячьте сокровище и попытайтесь найти этот клад вместе, попробуйте сделать красивую аппликацию или оригами. Сыграйте в прятки, придумайте спортивное соревнование, посмотрите мультфильм, слепите фигурки из пластилина! Пусть эти выходные будут веселыми и незабываемыми!

Курсовая работа

Название дисциплины:

Психология развития и возрастная психология

Младенческий возраст


Введение

1.2 Ведущий вид деятельности

Заключение

Глоссарий

Введение


Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

психомоторное развитие ребенок младенец

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение с взрослым.

Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л. А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых - Эриксон Э.

Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.

1. Психическое развитие новорожденного, младенца


Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления "комплекса оживления" (в 4-6 недель). Период младенчества длится от 4-6 недель до одного года.

Кризис новорожденности - это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный ("цеплятельный") рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет, ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.


1.1 Психическое развитие ребенка в период новорожденности


В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое с осредоточение возникает в 2-3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность - это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем - на величину, и только потом - на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание, уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7-9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8-9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3-4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Развивается речь до одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2-4 месяца, возникает гукание, а в 4-6 месяцев - гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эриксон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т.е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой "теории привязанности". Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все, же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.


1.2 Ведущий вид деятельности


Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми, т.е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т.д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним - разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1-2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностьюудовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении с взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения с взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т.п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.


1.3 Новообразование младенческого возраста


Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание - это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами - "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10-11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, - это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения - общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация - исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других". Этапы развития хватания и движений младенца приведено в Приложение А

К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) - еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативная, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь - это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание - предметная деятельность.

2. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет


Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.

Педагогам и родителям необходимо знать сроки нормального психомоторного развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.

Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рождённого с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем в дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оценить особенности социально-эмоционального развития.

Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием функций центральной нервной системы.

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка:

младенческий - от рождения до года;

преддошкольный - от 1 года до 3 лет

дошкольный - от 3 до 7 лет;

младший школьный - от 7 до 12 лет.

Периодизация развития ребенка рассматривается как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому - более высокому.

Предполагается, что на каждом уровне развития преобладают специфические особенности нервно-психического реагирования. Эти особенности реагирования определяют возрастную специфику нервно-психических нарушений у детей.

Подробнее рассмотрим первые два этапа развития ребёнка: младенческий и преддошкольный.

В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы, прежде всего, установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружаю щей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно - манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень важное значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов. Уже в первый период - период новорожденности - в первый месяц жизни к 3 - 4 неделям появляются первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как будто слушает губами. Кроме того, уже в период новорожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение - комплекс оживления. Комплекс оживления проявляется в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице общающегося с ним взрослого, улыбается ему, активно двигает при этом ручками и ножками и издает тихие звуки. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством. Эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4 - 5 месяцам общение ребенка с взрослым приобретает избирательный характер. Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей.

В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребе нок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым.

Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

К концу первого полугодия жизни у ребенка наряду с коммуникативным поведением интенсивно развиваются сенсорные функции. Прежде всего, меняется характер зрительного прослеживания: если в первые месяцы жизни малыш следил за предметом, не отрывая взгляда, а потеряв предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы его осматривает, ощупывает взглядом. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции - важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.

К началу второго полугодия жизни в развитии движений рук все большую роль начинает играть зрительный анализатор. По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, развитие зрительно-двигательных координаций (глаз - рука) завершается актом хватания с последующим удерживанием предмета. К 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

После образования акта хватания развитие движений переходит в новую фазу. По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, сущность этой фазы заключается в появлении и интенсивном развитии разнообразных повторных движений. Развитие повторных движений начинается с похлопывания по предмету, затем ребёнок начинает размахивать им, перекладывать из одной руки в другую, повторно толкать висящий над ним предмет, ударять одним предметом о другой и т.д.

Г.Л. Розенгарт-Пупко указывает, что в этот же период появляется активное рассматривание игрушки, которую ребёнок держит в руках. Рассматривание предмета, связанное с манипулированием, и заключается в том, что ребёнок (конечно, помимо всякого преднамеренного желания) ставит предмет во всё новые и новые положения и продолжает оставаться сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны возможности новизны. То же самое имеет место и в повторных движениях, будь это похлопывание по предмету или постукивание погремушкой. Каждый раз новое положение предмета и новый, то усиливающийся, то затухающий звук побуждает ребёнка к действию и поддерживает относительно продолжительное манипулирование.

По мнению Д.Б. Эльконина, действия ребёнка на первом году жизни можно характеризовать следующим образом:

Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки: развивающиеся в первом полугодии жизни сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т.п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения.

В связи с формированием активных хватательных движений ориентировочно-исследовательская активность ребёнка переходит в новую форму. Ориентировка на новое, развивающаяся на протяжении всего второго полугодия жизни, представляет собой уже форму поведения, а не простую реакцию.

Новое не только инициирует активность ребёнка по отношению к предмету, но и поддерживает её. Действия ребёнка первого года жизни побуждаются новизной предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведёт к прекращению действий с предметом.

Таким образом, Манипулятивные действия являются элементарными упражнениями в оперировании с вещью, в которых характер операций специально задан конструкцией предмета. Из этой первичной манипулятивной активности возникают, дифференцируясь, различные другие виды деятельности.

Это, прежде всего предметная деятельность, в которой происходит овладение общественно выработанными действиями с предметами, и "исследование", в котором ребёнок ищет новое в предметах.

Предметная деятельность является ведущей в преддошкольном (раннем) возрасте (от 1 года до 3 лет). Малыш начинает правильно и по назначению употреблять окружающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно расширяется его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.

Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе пере страивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка не только резко увеличивается число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. Вместе с тем, артикуляция звуков остается еще далеко не совершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно и мелодическую характеристику.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3 - 4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Многие авторы отмечают большую динамичность этого процесса у детей с нормальным речевым развитием.

Раннее детство - это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие ребёнка раннего возраста происходит в предметной деятельности. Её содержание - это и есть усвоение ребёнком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность - основа, родничок, из которого берёт начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

По исследованиям Ф.Р. Дунаевского, каждый ребёнок, прежде чем он начинает производить те или иные действия, предварительно знакомится с предметом - осматривает, ощупывает его, манипулирует им, как бы выясняя возможности, которые он предоставляет для действий.

Д.Б. Эльконин выделяет следующие этапы развития предметного действия. Сначала это Манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (кубик ставит на кубик, пирамидку собирает и т.п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребёнок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берёт пищу, расчёской причёсывает куклу и т.п.). Таким образом, действия постепенно усложняются.

Таким образом, всё развитие и общение с ребёнком раннего возраста должно строится с учётом ведущего вида деятельности этого периода - предметной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребёнком общественных способов употребления вещей, т.е. предметных действий.

Заключение


Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка.

Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Еще хотелось добавить что, выбирая профессию детского психолога человек берет на себя большую ответственность, так как занимается психикой ребенка, а она еще не сформировалась, и тут главное правильно помочь ребенку, а не нарушить.


Глоссарий


Автономная речь: слова, которые с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого

Безусловные рефлексы: наследственно закрепленные механизмы

Комплекс оживления: эмоциональная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции

Кризис 1-го года жизни: переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся становлением ходьбы, наличием латентного периода в становлении речи ребенка, проявлением аффектов и воли.

Мышление: важная ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания

Новорожденный: ребенок с момента рождения до четырехнедельного возраста. Этот период жизни ребенка носит также название неонатального. В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных

Психика: особая форма отражения субъектом окружающей среды

Раннее детство: это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.

Условные рефлексы: реакции ребенка, возникающие при повторении ряда различных действий

Предметность: это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности.

Хватание: это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев.

Список использованных источников


1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001., 544с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001., 288с.

.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МОДЭК, 2005., 431с.

.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008., 134с.

.Выготский Л.С. Проблемы возраста. - Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - стр.244 - 268.

.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПБ.: 1997., 224с.

.Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: 1997., 144с.

.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ.: Питер, 2009. - стр.320

.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - стр.560.

.Эльконин Д.Б., Детская психология.3-е изд. - М.: Академия, 2006. - стр.384.

.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд Университетская книга. - 1996., 59


Приложение А


Развитие движений и действий

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!