Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Влияние занятий спортивными играми на развитие психических и личностных качеств обучающихся. Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Эта статья для тех, кто хочет заняться спортом , но ленится. Спорт – один из важнейших факторов общего развития личности, который гармонично вписывается и сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути. Под спортом здесь я имею в виду общее совершенствование тела с целью достижения физической гармонии. Помимо наращивания мускулатуры и занятий с тяжестями, сюда же можно отнести йогу, цигун, ушу, плавание, бег и др. дисциплины. Главное сделать свой выбор и действовать.

Мотивация

Как и в любом начинании в занятиях спортом решающее значение имеет мотивация . Мы должны четко помнить о причинах, которые побуждают нас заниматься спортом, тогда проблем с тем, чтобы начать не будет. Что мотивирует нас заниматься самосовершенствованием на физическом уровне? Какие причины у нас есть для этого?

Занятия спортом дают здоровье, силу, выносливость, гибкость, хорошую фигуру, уверенность в себе и развивает волю. Когда Вы чувствуете лень, необходимо просто вспомнить все эти стимулы. Держите эти мотивирующие факторы в голове. Можете вспомнить их по порядку и подумать, действительно ли Вы желаете быть здоровым, энергичным, сильным и уверенным в себе человеком? Действительно ли Вам нужна развитая сила воли ? Или Вас устраивает слабость, пассивность и безволие? Попробуем рассмотреть все мотивирующие факторы (причины) для регулярных занятий спортом подробней.

Здоровье

То, что занятия спортом поддерживают и укрепляют Ваше здоровье – бесспорный факт. Пассивный образ жизни приводит к повышению артериального давления, мышцы слабеют и теряются в жировых прослойках, кровообращение замедляется, кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется и оказывается в состоянии депрессии .

Здесь действует «закономерность энтропийного динамического равновесия». Самоорганизующаяся система не может пребывать в точке абсолютного равновесия длительное время. Она либо развивается, либо деградирует. Для развития, система нуждается в постоянном влиянии извне. Когда, занимаясь спортом , мы влияем на наше физическое тело умеренными упражнениями, мы вносим легкий дисбаланс для того, чтобы получить развитие на новом уровне, что проявляется в развитии мускулатуры, выносливости, гибкости и др. Иначе – деградация. Однако если влияние на систему (нашего тела) было излишним, это может привести к переутомлению и разрушению. Поэтому занятия спортом должны быть умеренными. Не стоит доводить себя до истощения.

Занятия спортом дают физическую силу, выносливость и гибкость. Сложно переоценить влияние этих факторов на нашу жизнь. Физическая сила необходима, чтобы сделать любое движение. Если силы и выносливости недостаточно, движения будут даваться тяжело, а в иных случаях окажутся просто невозможными. Если человек ведет пассивный образ жизни , даже будучи молодым, ему, например, будет трудно подняться на пятый этаж пешком. А что ждет его в старости? Если мышцы туловища ослаблены, даже в сидячем положении человек может испытывать усталость. И напротив, человек, занимающийся спортом, даже в старости будет оставаться сильным и выносливым.

Уверенность и воля

Благодаря регулярным занятиям спортом наша уверенность в себе возрастает. Во-первых сильный и энергичный человек способен лучше противостоять любым невзгодам судьбы. Он держится уверенней, вызывает уважение окружающих, и отстраняет внимание хулиганов. Во-вторых, многих людей излишняя худоба, дряхлость, полнота и «расплывчатость» внешности заставляет комплексовать. Конечно, мы не ищем поводов для бахвальства, подпитки эго и чувства собственной важности . Но, учитывая реакцию внешней среды, занятия спортом способствуют эффективному взаимодействию с окружающими нас людьми. Красивые и здоровые люди добавляют привлекательности самой жизни.

Если Вы решили заняться спортом и чувствуете, как лень начинает все портить, необходимо вспомнить об еще одном чрезвычайно важном “параметре”, который мы развиваем, занимаясь спортом . Это – сила воли . Когда, не смотря на лень и сопротивления ума, мы под влиянием более сильных стимулов все-таки выбираем верный путь и приступаем к занятиям, наша сила воли развивается. Регулярные занятия, словно череда небольших побед над собой. Что может дать развитая сила воли? Она может проявиться и в других начинаниях нашей жизни, которые относятся к таким сферам как: работа, учеба, быт и др. Сила воли пригождается практически в любом деле. Когда речь доходит до действий, чтобы ни плел ум, просто выключайте внутренний диалог и молча приступайте к занятиям.

Советы любителя

Если ранее вы не занимались спортом, очень благоприятно начать с групповых занятий, или с посещения спортзала. Если вам тяжело заставить себя заниматься регулярно в домашних условиях, спортзал – отличный выход. Все, что нужно сделать – это прийти. Далее все пойдет само собою. Не заниматься в спортзале просто сложно, т.к. там все располагает для занятий. В спортзале множество разных тренажеров, каждым из которых проверить свои физические способности даже интересно. Когда Вы приходите в группу, или в спортзал, глядя на то, как люди занимаются, становятся сильней физически и морально, лениться просто невозможно. Помимо прочего для новичка часто необходим тренер, который подскажет, как правильно использовать свое тело, на чем делать упор, сколько выполнять подходов того, или иного упражнения и т.п.

Если Вы занимаетесь в спортзале интенсивно по часу и более, вам вполне хватит двух-трех посещений в неделю. Совершенно не обязательно раскачивать себя до уровня бодибилдера. Если ваша цель здоровое тело, вам не обязательно становиться фанатом спортклубов. Профессиональный спорт чреват сверхнагрузками и небезопасен для здоровья. Если вы занимаетесь самостоятельно, обычно двадцати минут в день для упражнений вполне достаточно, чтобы поддерживать себя в тонусе. Время и нагрузку вы будете определять сами, в зависимости от желаемого результата. Также, могу посоветовать чаще ходить на своих ногах. Если вы не опаздываете и до пункта назначения всего две-три остановки, лучше пройти их пешком.

Занимаясь спортом достаточно интересно наблюдать за развитием собственного тела, как оно постепенно меняется и преображается. Конечно, это происходит далеко не сразу, но здесь развитие куда более заметно, чем, например, в таких сферах, как развитии личности , или духовное развитие . Уже через месяц регулярных занятий, вы сможете почувствовать перемены. Если вы — на пути развития личности и самопознания, занятия спортом просто необходимы, чтобы тело не становилось “якорем”. В конце-концов, просто помните, что присматривать за “храмом вашей души” – ваша святая обязанность.

___________________________________________________________

Самое главное в занятии спортом, это иметь цель этих занятий, ведь без цели, это все равно что автоперевозки без груза и места назначения. Быть водителем это хорошо, но знать куда ехать не менее важно. Развивать свое тело это все равно, что тюнинг ваз 2106 — чем больше усилий, тем лучший результат, но и меру тоже нужно знать

«Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности. Их место в рамках школьной программы физического воспитания.»

Наша жизнь предъявляет к человеку жёсткие, порой жестокие требования. Социальная нестабильность, неуверенность в будущем, в своей значимости, социальные факторы давят на человека тяжёлым грузом. Это не может не оказывать негативного влияния на здоровье.

А терять здоровье человек ещё на стадии взросления. Не стану говорить о том, как и чем, питаются наши дети. Какую нагрузку должен выдержать ребёнок, чтобы успешно усвоить школьную программу. Это требует от него многочасового пребывания в статическом положении в школе и дома. А ещё зачастую бывает просто не вытащить ребёнка из-за компьютера. Конечно, это отрицательно влияет, прежде всего, на органы зрения, позвоночник. Разрастается сеть отклонений и заболеваний. Могут возникать проблемы с избыточным весом.

Разнообразие спортивно-оздоровительных методик и систем помогают решать некоторые проблемы. Но не всем они доступны и понятны.

Физическое воспитание в школе направлено на выполнение следующих задач:

Укреплению здоровья;

Развитию двигательных способностей;

Обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

Приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

Воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Содействию воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Раздел «Подвижные игры» в начальной школе и «Спортивные игры» в основной и средней школе содержит учебный материал, являющийся незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей, совершенствования умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности и в жизни.

Ещё в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования, в детские и юношеские годы, игровая активность занимает наибольшее место.

Различают три основных группы игр:

Творческие,

Подвижные

Спортивные.

О виртуальных играх не стоит забывать, но это тема другого разговора.

Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце 19 - начале 20 века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое содержание двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию кондиционных, координационных, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.

В качестве базовых спортивных игр в комплексной программе физического воспитания рекомендуется баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол (юноши).

Одной из популярнейших игр в мире вообще и в школах страны в частности является баскетбол. Игры, подобные баскетболу, были популярны у разных народов ещё в глубокой древности. Дж. Нейсмит создавал игру в поисках новых форм и методов физического воспитания с целью оживить урок. В декабре 1891 года Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провёл первый матч по баскетболу. Нейсмит придумал игру для закрытого помещения и охарактеризовал её так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Декабрь 1891 года стал датой рождения баскетбола.

Уникальность игры заключается в широчайшем спектре воздействия на занимающихся. Задействуются все основные системы организма, все основные группы мышц. Создаются неограниченные возможности для развития кондиционных, координационных способностей, оказывается многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и т.д.). Занятия баскетболом воспитывают командный дух, умение подчинять себя интересам команды.

На примере игроков высокой квалификации можно убедиться, насколько высоки требования к кондиционным качествам.

Участвуя в соревнованиях, баскетболист преодолевает расстояние 5-7 тысяч метров, делая при этом 130-140 прыжков, до 120-150 рывков, при этом оперирует мячом 3,5-4 минуты (если все 40 минут играет без замены), а остальное время играет без мяча.

Многое из перечисленного можно отнести и к остальным спортивным играм, рекомендованным в программе. В ходе каждой игры возможна работа любой мощности. Поэтому у учащихся развивается высокий уровень как аэробной, так и анаэробной производительности,

Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение ребёнка спортивным играм можно начинать с раннего школьного возраста. В первом, во втором классе изучаем стойки перемещения, имитируем ловлю и передачу мяча. Учимся ловить подброшенный над собой мяч, брошенный партнёром снизу. Очень осторожно, не нарушая принципа «от простого к сложному», нужно постепенно усложнять задания, переходить к дриблингу (двумя, одной рукой).

В 3-4 классе эстафеты с элементами баскетбола. Подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол (мяч капитану).

В среднем звене, начиная с пятого класса, закрепляется умения в передаче и дриблинге. Широко используем эстафеты.

В 6-7 классе используется игровая практика в учебной игре по упрощённым правилам.

В 8 классе закрепляем двухшажный ритм в остановках, передачах, бросках в корзину.

В 9 классе закрепление умений действовать в защите и нападении. Овладение броском в прыжке. Совершенствование передачи мяча (в парах, в тройке). Полноценная игровая практика.

В 10-11 классе продолжается совершенствование умений, полученных в предыдущих классах. Наряду с этим продолжается овладение более сложными техническими и тактическими приёмами. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.

Заслуживает внимания ещё одно универсальное средство физического воспитания – лапта. Лапта – одна из древнейших русских игр. Она азартна, зрелищна, требует развития многих физических качеств – в этом не уступает ныне распространённым играм, а то и превосходит их. Она доступна для мальчиков и девочек разного возраста. Очень важно, что лапта имеет военно-прикладное значение.

В заключении отмечу, что глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определённой системе и в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых кондиционных, координационных и личностных качеств воспитанников.

Нельзя не согласиться с выражением А.М. Горького: «Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Использованная литература

    Баскетбол. Под редакцией Ю.М. Портнова.

    Подвижные игры для детей. Лапта. Лепёшкин В.А.

    Программы общеобразовательных учреждений. Лях В.И., Зданевич А.А.

    Спортивные и подвижные игры. Под редакцией Ю.И. Портных.

    Теория и методика физического воспитания и спорта. Холодов Ж.К., Кузнецова В.С.

    Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.

    Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.

РЕФЕРАТ Тема: «Роль спортивных игр в воспитании школьников» Работа выполнена Учителем физической культуры МБОУ «СОШ №7» г. Реутов Шурыгиной С.В. План. 1. Актуальность спортивных игр в свете физического и духовно-нравственного воспитания школьников. 2. Влияние спортивных игр на физическое развитие школьников. 3. Спортивные игры как важное средство решения воспитательных задач. В настоящее время деятельность передовых учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание морально-волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между юношами и девушками, учениками и педагогами. Заботой учителя является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. Основная цель физического воспитания – содействовать всестороннему развитию личности. Исходя из общей цели в учебном процессе решаются много задач, в том числе воспитательная. Эту задачу помогают решить спортивные игры. Важность и актуальность занятий спортивными играми подтверждают приказ (№164, от 03 июня 2008 г.) Министерства образования Российской Федерации: «В целях усиления роли командных (игровых) видов спорта в процессе обучения физической культуре и совершенствования ее преподавания в образовательных учреждениях» о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, полученный учителями физической культуры Московской области в 2008-2009 учебном году. Суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают спортивные игры. Общая характеристика игровых действий является важной основой при определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а следовательно, и на определение значения их в системе физического воспитания. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кротчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку, оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества. Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой наказание. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм. Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, то есть в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для детей школьного возраста на фоне все более возрастающих умственных нагрузок в учебном процессе. Учитывая выше сказанное начинать обучение спортивным играм нужно в младшем школьном возрасте. Упражнения в бросании, катание мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитывать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с пристанным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. школьник выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность, что достигается при занятиях спортивными играми. Заметное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Рассматривая значение спортивных игр в физическом воспитании школьников, нельзя не обратить внимание на духовно-нравственную составляющую. Воспитание всегда являлось важной стороной учебного процесса. Положительный эффект использования спортивных игр в целях воспитания достигается лишь в том случае, если учебный процесс соответствующим образом организован, если весь коллектив повседневно и целеустремленно занимается воспитанием. В учебном процессе центральной фигурой является учитель. К нему, как воспитателю, предъявляются высокие требования. Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Макаренко указывал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». Воспитание занимающихся осуществляется в процессе урока, дополнительных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах. Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные задачи (например, воспитание смелости – при изучении защитных приемов в падении в волейболе, дисциплинированности – при выполнении сложных групповых упражнений, настойчивости – при устранении недостатков в физической подготовленности, трудолюбия – при выполнении занимающимися поручений по подготовке инвентаря, разметки площадки, уборки помещений и т. д.) Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества. Для этого используются упражнения, при выполнении которых школьники решают тактическую задачу различными путями. Моральные и волевые качества еще в большей мере совершенствуются в условиях соревнований. Соревнования по спортивным играм отличаются эмоциональностью, поэтому серьезного внимания заслуживает их организация и проведение. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить. Желание выиграть любыми путями и средствами, «погоня за очками» не должны иметь место, так как это приводит к отрицательным последствиям в воспитательном отношении. Соревнования по спортивным играм, где действия одного спортсмена зависят от действий других членов команды, нужно использовать для воспитания коллективизма, на котором строятся действия игроков. В практике секционной работы в школе нередки случаи, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогают улучшить дисциплину учащихся и их успеваемость. Полноценное решение воспитательных задач невозможно без индивидуального подхода к учащимся. Личные беседы дают возможность ближе узнать каждого и являются также ценным средством воспитательного воздействия. Воспитание морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Общие рекомендации для их воспитания: 1. Ставить и выполнять ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, отвечающих возможностям учащегося. 2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и качественно. 3. Соблюдать режим дня и питания. 4. Заставлять себя работать над слабыми сторонами в физической и техникотактической подготовке. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и др.) Для преодоления отрицательных эмоций рекомендуется воспитывать в игроках чувство долга и ответственности, закреплять положительные действия в учебном процессе. Воспитание учащихся – сложный и трудоемкий процесс. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Попытка развития телесной сферы без воспитании духовности обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развить у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Влияние спортивных игр на развитие детей.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках ходьба на лыжах и т.д.)
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшения физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом, и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеют для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играми упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики работы дошкольных учреждений.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы детского сада определяют и специфические методы обучения, и форму проведения занятий. Было бы ошибкой допускать в педагогической практике при обучении спортивным играм и упражнениям шаблонное повторение движений, механическое использование форм и методов обучения, применяемых в общеобразовательных и спортивных школах, без должного учета задач, решаемых с данным контингентом детей. В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности, физические возможности дошкольников, спортивные игры и упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.
Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные занятия, игровые образы, неожиданные моменты. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников.
Во время игр и спортивных развлечений воспитатель должен знать, что психика ребенка неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять верю в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывать ребенку на его ошибки надо очень тактично. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Конечно, тех, у кого все быстро получается, не следует особенно часто хвалить – могут зазнаться. А вот малыша, которому долго не давалось какое-то упражнение, а потом наконец получилось нужно непременно похвалить.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети не одинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и самочувствия ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои возможности и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными.
Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не носила вред здоровью.
Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выработать красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическим упражнением, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Задача педагога- воспитателя сводится к придумыванию сказочной игры, объясняющей спортивные движения. Все это связано с развитием интеллекта ребенка, его способностью фантазировать.

Формирование ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность действий и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.
При формировании двигательных действий возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Занятия спортивными играми и упражнениями прежде всего направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования; где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Во время занятия очень важно определить оптимальное число повторений упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм.
4. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры).При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям.
Общие требования к воспитателю точно выражены в словах Н.Г. Чернышевского: "Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника… или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться". Дети безотчетно склонны подражать движениям, манере держаться, речи воспитателя и т.д. Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях, и на спортивном празднике, и в туристическом походе. Он воздействует на ребенка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением и т.д.
Спортивные упражнения
1) зимой
- Катание на санках: оно оказывает большое влияние на физическое влияние и закалку организма ребенка. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помотает окружающая обстановка, содержание игр и упражнений. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.
- Скольжение по ледяным дорожкам: Способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности и проявлению волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.д.)..
- Ходьба на лыжах: Закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все группы мышц, усиливается дыхание и кровообращению. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия, способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений, профилактика простудных заболеваний.
- Катание на коньках: Укрепляет мышцы свода стопы, развивает вестибулярный аппарат..
2) Весной, летом, осенью.
- Метание. Развивает глазомер, точность, ловкость движений. Кроме упражнений в метании в цель и на дальность, предлагается для включения в занятия ряд упражнений в бросании, ловле, перебрасывании мяча. Все эти упражнения развивают физические качества детей.
- Ходьба и бег. Ко времени перехода в школу дети должны освоить наиболее существенные элементы ходьбы и бега. Ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку.
- Прыжки. Надо учить детей сочетать при прыжках разбег и отталкивание.
- Лазание. Лазание, перелезание, пролезание это различные способы преодоления препятствий. Лазание развивает смелость, координацию движений, помогает преодолеть боязнь высоты.
- упражнения для равновесия. Равновесие зависит от площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы. Для усложнения упражнений в равновесии надо постепенно уменьшать ширину опоры (доски) и повышать высоту. Для этого рекомендуется, кроме гимнастических скамеек, иметь стремянки с набором досок разной ширины.
- Катание на велосипеде. Способствует ориентировке в пространстве, сохранению равновесия, развитию личностных качеств..
- Плавание. Оказывает положительное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы.
Дошкольников учат плавать "кролем на груди". Изучается положение тела, движения ног, движения рук, а также дыхание.
- Спортивные игры на свежем воздухе. "Перегонки", "кто дальше", "Кто быстрее", "Догони", "Змейка" и т.д.
Летом физкультурные занятия должны отличаться динамичностью, быстрой сменой деятельности. Исходные положения не должны быть стабильными, раз и навсегда закрепленными за данными упражнениями, их надо чаще менять.
На участке желательно иметь специальную физкультурную площадку, оборудованную всеми необходимыми для развития основных движений пособиями. Хорошо иметь на площадке большие "Чурки" - отрезки бревна диаметром 20-25 см и высотой 25-30 см (25-30 штук). Чурки можно использовать как самостоятельное пособие, а также в сочетании с рейками, шнурами и т.д.
- Катание на самокате.

Настольный теннис (пинг-понг).

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Используемая литература:

1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

2. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.

3. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.


«Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры»

В настоящее время жизнь предъявляет все новые требования к школе, к учителю, к учащимся.

Физическое воспитание учащихся является важной частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к жизни.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику. Это связано с их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, и конечно с тем, что, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно привыкнуть. Когда ребенок начинает учиться растет объем умственного труда, а двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе, наоборот, ограничиваются. Поэтому правильное физическое воспитание является необходимым условием всестороннего развития личности ученика, действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Существует множество форм, методов и технологий работы по физическому воспитанию. Они требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы.

Поподробнее я хочу остановиться на игровой технологии. Игровые технологии в школе являются важным средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Игра - один из древнейших, но все же, актуальных методов обучения. Она является важным способом передачи опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры.

Игры используют в каждом разделе программного материала, а подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре ребенок получает удовлетворение физических и духовных потребности. В игре формируются ум ребенка, его волевые качества. Подвижные игры - это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре все обычные становится привлекательным. Главная отличительная черта подвижных игр - это наличие двигательных действий, поэтому они являются средством и методом физического развития.

Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет свою актуальность в средней, в старшей школе.

Принципы игровой технологии:

Принцип постепенности - от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов.

Принцип наглядности - суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

Принцип доступности - это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости);

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Также в процессе игры вырабатывается взаимопонимание партнёров в коллективе, которое так необходимо в командных и лично-командных соревнованиях.

Педагогические наблюдения показывают, что важный результат игры - это эмоциональный подъём детей. Благодаря этой особенности, игры больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.

Исходя из вышесказанного, можно разделить игры на три группы: некомандные игры - это игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Самый сильный медвежонок». игры переходные к командным - это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих, нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя». командные игры - это игры, которым характерна совместная деятельность, направленной на достижение общей цели, например: «Невод», «Воробьи и вороны», «Снайперы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон».

Для того, чтобы организовать интересный урок или весёлое мероприятие учителю нужно подробно ознакомиться с основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важной особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Почти на каждом уроке дети работают с мячами, скакалками, обручами. Также дети используют на практике знания, которые получили на уроке физкультуры.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

Для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол)

Для развития разных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры) - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

Для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результатом использования игровой технологии является: активная двигательная деятельность игрового характера, положительные эмоции, которые усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем

В последнее время подвижные игры все чаще используются учителями физической культуры. Творчески работающие педагоги, я в том числе, стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.

Таким образом, значимость игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях, облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А также, помимо выше сказанного, игровой метод позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие.

Список используемой литературы и источников:

    Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.

    // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 10-11.

    Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров, 1995,

    Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура, 200



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!