Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Отношение к внешности и восприятие красоты. Нормальное и патологическое отношение к собственной внешности

Носите одежду, в которой вы чувствуете себя уверенно. Исследования доказали, что одежда, которую мы носим, влияет на нашу самооценку. Например, костюм супергероя усиливает уверенность в себе и помогает почувствовать себя сильнее, а одежда белого цвета помогает людям быстрее принимать решения. Есть данные, что женщины лучше выполняют тест по математике, когда они одеты в свитер, чем когда они одеты в купальник.

Носите одежду, которая подчеркивает достоинства вашей фигуры. Подберите одежду, в которой вам нравится свое отражение в зеркале. Одежда должна подходить к вашему типу фигуры, кроме того, большое значение имеют аксессуары, подчеркивающие ваши достоинства. Нет какого-то одного совершенного типа фигуры, но есть одежда, которая хорошо или плохо смотрится на фигуре определенного типа. Одежда, которая правильно подобрана по фигуре, обычно прекрасно смотрится на человеке.

  • Носите одежду подходящего размера или подгоняйте ее в ателье согласно особенностям фигуры. Если вы будете носить одежду, которая соответствует вашему нынешнему росту и весу, то будете более уверенной в отношении своего внешнего вида, даже если этот размер и не совпадает с идеальными параметрами, которые вы хотели бы иметь.

    • Специально заказывайте одежду тех размеров, которые подходят вам. Например, если вы высокий, худощавый мужчина, вам стоит заказывать в онлайн-магазинах одежду из специальной линии для высоких. Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и покупать в обычном магазине слишком широкую, мешковатую одежду, только потому, что она подходит вам по длине.
    • Подгоняйте одежду в ателье по длине и ширине, чтобы она была вам по фигуре. Хорошие швеи также знают маленькие фокусы, например, могут заложить вытачки (застрачиваемые складки, которые подчеркивают особенности фигуры) на одежде, чтобы показать ваши достоинства в выгодном свете.
  • Найдите правильную губную помаду. Правильно наносить помаду означает больше, чем просто подобрать правильный цвет. Это также подразумевает, что вы ухаживаете за губами: делаете пилинг (например, смесью соли и миндального масла) и наносите питательный бальзам дважды в неделю. Что касается непосредственно помады, визажисты рекомендуют следующее:

    • Старайтесь не использовать помаду со сверкающими частицами, она выглядит дешево.
    • Выбирайте яркие цвета, основываясь на естественном цвете ваших губ (например, для светлой кожи губ подойдет помада вишневого тона, для натурального - клюквенного, а для темной кожи - бургунди).
    • Выбирайте помаду телесного цвета, исходя из тона вашей кожи (выбирайте помаду, которая немного ярче или темнее, чем естественный цвет вашей кожи).
    • Старайтесь избегать оттенков, в основе которых лежит синий или черный цвет. С такой помадой вы будете выглядеть старше, серьезнее и даже вызывать у людей страх (синеватые губы часто ассоциируются у людей с вампирами).
    • Вам не обязательно наносить карандаш для губ, но если вы делаете это, подбирайте карандаш под цвет ваших губ, а не под цвет помады.
    • Аккуратно нанесите помаду, а затем слегка растушуйте границы, чтобы помада смотрелась естественнее.
    • Начинайте наносить помаду от центра губ, а потом распределите пигмент по направлению к уголкам рта. Будьте аккуратны и постарайтесь не наносить помаду непосредственно на уголки.
    • Нанесите помаду насыщенного цвета на нижнюю губу, затем плотно прижмите губы друг к другу. В этом случае помада ляжет менее толстым слоем.
    • Нанесите помаду в один слой, затем промокните бумажной салфеткой и нанесите повторно. Так помада будет держаться дольше.
  • Наносите макияж сообразно форме своего лица. Хотя не каждый человек пользуется декоративной косметикой, если вы наносите макияж, то можете улучшить отношение к своей внешности. Для этого нужно научиться правильно накладывать макияж, чтобы это повысило вашу уверенность в себе. Как и в случае с одеждой, вы должны в первую очередь определить, какой макияж вам подходит (подходит к вашей форме лица) и привлечь внимание к тем чертам, которые вы ходите подчеркнуть. Чтобы определить свой тип лица, соберите волосы сзади и посмотрите в зеркало на линию роста волос и подбородок:

    • Лицо в форме сердца (широкий лоб и узкий подбородок). В этом случае важно отвлечь внимание от острого подбородка и выраженных скул, нанеся на все лицо выравнивающий тон и цветового акцента на губах.
    • Круглое лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины). В этом случае необходимо визуально создать рельеф, нанеся соответствующий макияж на щеки и глаза (например, наложив смоки-айз тени).
    • Квадратное лицо (прямоугольная нижняя челюсть и широкий лоб). В этом случае нужно использовать приглушенные цвета тона, лица, а также в макияже глаз и губ, чтобы смягчить резкие черты лица.
    • Овальное лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины, лицо удлиненное). В этом случае румяна надо наносить в виде горизонтальных линий, а также выделить макияжем губы и глаза, чтобы визуально уменьшить длину лица.
  • Сделайте хорошую прическу. Красивая прическа, сделанная в хорошем салоне красоты или у высококвалифицированного парикмахера, поможет вам чувствовать себя более уверенно в отношении своей внешности и поможет выглядеть стильной и современной. Как и в случае с макияжем, главный секрет хорошей прически - она должна соответствовать вашему типу лица:

    • Если у вас лицо в форме сердечка, возможно, вам подойдет стрижка с челкой и боковыми прядями длиной до подбородка. Такая прическа визуально сделает лицо более круглым.
    • Обладательницам круглого лица стоит подумать о симметричной или слегка ассиметричной прическе с прядями, обрамляющими лицо. Это поможет визуально сделать лицо не таким круглым и создать иллюзию рельефности.
    • Лицо лучше обрамлять градуированными прядями, это позволит акцентировать внимание на скулах.
    • Если у вас лицо овальной формы, то вам подойдет большинство причесок, поскольку большинство специальных стрижек для других форм лица направлены как раз на то, чтобы сделать лицо визуально приближенным к овальной форме.
  • Уход за своей внешностью очень важен. Если ваш внешний вид показывает, что вам небезразлично, как вы выглядите, и вы ухаживаете за собой, это усиливает вашу уверенность в собственном внешнем виде. Для создания такого эффекта достаточно следовать нескольким несложным правилам:

    • Позаботьтесь, чтобы ногти выглядели аккуратными и ухоженными (этот совет одинаково актуален как для мужчин, так и для женщин). Следите, чтобы основания ногтей были чистыми.
    • Чистите зубы несколько раз в день, особенно после еды, которая может способствовать разрушению зубов.
    • Всегда держите под рукой влажные или очищающие салфетки, с помощью которых вы сможете удалить макияж, солнцезащитное средство, пот, или просто освежиться после нескольких часов напряженной работы. Постарайтесь каждые 2-3 дня проводить очищающие процедуры для лица, чтобы поддерживать кожу в чистоте.
    • Наносите антивозрастное увлажняющее средство, солнцезащитное средство и консилер (чтобы выровнять тон лица).
    • Наносите макияж вручную (а не кистью), тогда вы сможете лучше понять, как много (в буквальном смысле) декоративной косметики вы наносите на лицо. Это поможет выглядеть более естественно.
    • Чтобы быстро сделать маникюр, используйте накладные ноги. Это вполне приемлемо даже для тех, кто родом из 80-х.
    • Регулярно пользуйтесь дезодорантом или антиперсперантом.
    • Применяйте натуральные масла (например, кокосовое и миндальное масло или масло авокадо) для поддержания здорового состояния кожи и волос.
  • Дорогой В. А! Умоляю вас!

    Мне 26 лет, с 13 лет мечта о привлекательности, зависть ко всем хорошеньким. Я не просто некрасива, я отвратительна. У меня (...) и отталкивающее выражение лица. Посмотрите на фотокарточки и вынесите приговор, но прошу вас, без психотерапевтических комплиментов. Впридачу ко всему страшный характер. Я не могу улыбаться, не могу спокойно смотреть людям в глаза, каждое мое движение вымученно, неестественно, во всем сковывающее напряжение, ослабевающее, только когда я остаюсь одна, в четырех стенах. Я не могу ни с кем нормально разговаривать, в голове у меня все зажато и пусто, как в тумане, и желание одно: поскорей прекратить эту пытку. Общаясь с людьми, я думаю только о том, что они думают о моей внешности. Когда я прохожу мимо кого-нибудь, на меня так смотрят, что (...).

    Почти все бывшие подруги повыходили замуж, некоторые успели уже разойтись. С одной из этих разведенных мы недавно случайно встретились. Она рассказала мне со слеза­ми, что муж оставил ее из-за недостаточно (...).

    Я была у районного психиатра. Выслушал и с усмешкой сказал: «Вы нормальны. Успокойтесь. Внешность не имеет значения». Вот и все. Почти догадываюсь, что то же самое услышу от вас.

    Ведь это неправда. Внешность имеет огромное значение, а для женщины это все. Признать себя нормальной я не могу.

    Как добиться естественности? Я знаю, что бывают и красави­цы без обаяния. Но хоть чуточку непосредственности... Неу­жели безнадежно?

    Случай типичный, и случай серьезный. Цитируя, я изъял из текста описание сопутствующих физических недомоганий (все телесные проявления глубокого хронического невроза), убираю и соответствующие места в ответе. Кое-что подправ­ляю в расчете на более широкую аудиторию.

    Дорогая И. Т.!

    Нет, не угадали. Не собираюсь и не подумаю даже психотерапевтически уговаривать вас, что внешность, мол, не имеет особого значения. Имеет. Особое.

    Ну вот, к примеру, такое. Одна юная дама, перед тем как стать моей пациенткой, совершила нешуточную попытку от­правиться в мир иной по той лишь причине, что за намечен­ный срок ей не удалось сбросить 5 лишних килограммов веса, которые она считала губительными для своей талии и сопутст­вующего жизненного успеха. Между прочим, вес ее равнялся 65 кг при росте 166 см - нормальный, в общем-то, вес. Но она желала весить ровно 60 кг, и не более. Хорошо, допустим даже, что они действительно были лишние, эти 5 килограм­мов, они давали пять лишних сантиметров объема талии. Но измерять в килограммах свою жизнь, приравнивать ее к пяти сантиметрам - это уже трагично, вы не находите?.. Другая дама, отчаявшись что-либо поделать с упорной краснотой но­са (которую, кстати сказать, замечала только она), перестала выходить на улицу. Перестала принимать гостей. Перестала вообще с кем-либо общаться. Наконец, надела на себя марле­вую повязку - и стала жить в маске. Даже на ночь не всегда снимала: привыкла...



    Так что, как видите, внешность действительно значит очень и очень много. Вопрос в том - ДЛЯ КОГО.

    Стократная иллюзия. Прошу вас сосредоточиться - это важно! Вы уверены, что окружающие обращают пристальное внимание на вашу внешность. Предположим, что это и так. А не замечали ли вы другого удивительного явления? Вот вы надеваете новое платье или, скажем, новые туфли, вот выхо­дите на улицу, идете в кино, в магазин... И тут уж на вас смотрят все - ну буквально все, как по команде! Пялят глаза, выворачиваются!.. И что им за дело до вас? Ведь платье-то не какое-нибудь супермодное, обыкновенное платье, разве что новое...

    Так смотрят, правда, только в первые день - два, а потом почему-то теряют интерес. Хотя платье вроде бы все еще новое...

    Объясняю. Эта одна из самых общераспространенных ил­люзий восприятия, связанная с тем, что психологи именуют «проекцией» чувств. В действительности, когда вы надеваете свое обыкновенное новое платье, на вас смотрят не боль­ше и не меньше, чем когда вы выходите в старом. Но пока вы сами к новому не привыкли, то есть пока ваша внешность является предметом вашего собственно-то повышенного внимания, вам кажется, что она при­влекает и повышенное внимание окружающих.

    Поняли?.. ЭТО ВАМ КАЖЕТСЯ. И так кажется КАЖДО­МУ в сходном положении. Иллюзия восприятия - работа незримого фокусника, в нас сидящего. И фокусник этот назы­вается эгоцентризмом.

    Конечно, нечто сверхоригинальное может привлечь взгля­ды, не спорю. Но спросите у себя: сильно ли, а главное, надолго ли возбуждается ваше любопытство, если мимо вас проходит кто-то, выглядящий иначе, чем вы?.. Забыто - через долю секунды. Да и заметалось ли?.. Ведь взгляды по большей части бессознательны, автоматичны.

    Прошу неослабевающего внимания. Чтобы помочь себе, вам нужно себя понять. А чтобы понять себя, вам нужно хотя бы в некоторых деталях понять общечеловеческую психоло­гию. Пожалуйста, уясните: в той или иной мере каждый человек пребывает в иллюзии, что его внеш­ность является предметом наипристальнейшего внимания ок­ружающих и непрерывно ими оценивается. А вы ПОЙМИТЕ И ЗАПОМНИТЕ - ЭТО НЕ ТАК!

    Примите во внимание и другой факт, многократно подтвер­жденный психологическими экспериментами. Средний муж­чина - мужчина! - по меньшей мере в 10 раз более озабочен своей собственной внешностью, чем внешностью кого-либо другого. У женщин же, начиная примерно с 11 и приблизи­тельно до 56 лет, эта цифра увеличивается до ста. Да! И в том, что касается внешности, вы тоже в сто раз больше заняты собой, чем другими!

    А стало быть, и в сто раз ошибаетесь.

    «Ошибаются все, кроме меня. Какие там фокусы. Я-то знаю, я-то ведь вижу, что на меня смотрят, и главное, как смотрят...»

    Не обольщаюсь: давно усвоил, что не так-то легко переубе­дить человека, пребывающего в иллюзии, тем паче в сфере, имеющей столь исключительное, я бы сказал даже без преуве­личения, умопомрачительное значение.

    Ну хорошо: пусть даже и смотрят, пусть даже и ТАК смотрят, как вам представляется. А много ли ЭТО значит?

    Услышать, чтобы увидеть. Знаменитая эта фраза приписы­вается Сократу, но я встречал нечто сходное и в жизнеописа­ниях других мудрецов. Приходит ученик и благоговейно смот­рит на учителя. Учитель смотрит сквозь ученика невидящим взглядом; ученик продолжает молча благоговеть. Учитель про­должает игнорировать; ученик падает ниц... Наконец учитель взрывается: «Ну что ты здесь ползаешь, путаешься под нога­ми? ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я УВИДЕЛ ТЕБЯ!»

    Дорогая И., а теперь разрешите немного поговорить с вами не с позиции врача и психолога, а с позиции обычного представителя своего пола. Раскрою вам тайну мужчин, и даже не одну...

    Внешность как результат внушения. Внимание!

    Тайна Номер Один. МЫ РАЗНЫЕ. Не верьте, пожалуйста, никому из подруг, утверждающих, что всем нам нужно только одно, чтобы было «достаточно», и тому подобное. Неправда это, неправда глупейшая. Разные мы очень, и нужно нам - совсем разное. И настолько мы разные, что среди нас во множестве найдутся как любители, так и нелюбители ЛЮБОЙ внешности, ЛЮБОЙ формы ног, носа и прочего, равно как и ЛЮБОГО возраста, ЛЮБОГО характера... Ну конечно! Ведь мы и сами - разных возрастов и характеров, с разными носами, глазами...

    Вот и Тайна Номер Два. НАСТОЯЩЕЙ ВНЕШНОСТИ ЖЕНЩИНЫ МЫ НЕ ВИДИМ.

    Вы удивитесь: «Как это не видите?.. Вы что же, разве не отличаете стройных ног от кривых, тонкой талии от располз­шейся, носика изящного от не очень?..»

    Ну как же, как же. Разумеется, отличаем. Только понимае­те, как бы это сказать... Своеобразно отличаем. Талия, напри­мер, и нос всегда представляются нам превосходными, если только у женщины красивые, стройные ноги. Ноги же всегда кажутся нам стройными, когда у женщины красивый рот. А рот будет красивым только в том случае, если у женщины красивые глаза. Красивыми же глаза бывают, когда женщина улыбается. Но не просто улыбается, а лично нам улыбается. И не просто нам лично, а - как бы это сказать... Со значе­нием.

    Вот-вот. Значение - больше ничего. Вот так и дела­ются стройными ноги и талии, красивым нос, рот и все ос­тальное. Вот и весь секрет привлекательности, обаяния и т. п. Говоря иначе, не в ту женщину мы влюбляемся, которая красива или хотя бы не уродлива, а как раз наоборот: в которую влюбляемся, та и красива, будь она для кого-то страшно сказать что. «Не по хорошу мил, а по милу хорош». А стало быть, видим мы вовсе не настоящую внешность (да и кто же ее знает, какая она настоящая?), а только ту, которую женщина нам ВНУШАЕТ. И все, стало быть, очень просто: чтобы стать самой красивой, прекраснейшей на белом свете, женщине достаточно внушить нам...

    Значение - больше ничего. Но КАКОЕ значение?

    Это уже Тайна Номер Три.

    Теперь я хочу объяснить, зачем я раскрываю вам наши мужские тайны. Исключительно затем, чтобы вы не бес­покоились о своей внешности. Нет, я не предлагаю вам не следить за собой, не ухаживать за прической и пр. Сле­дить - да, ухаживать - да, сколько угодно. А вот беспоко­иться - нет.

    Беспокоиться нужно совсем-совсем о другом.

    «Заговори, чтобы я увидел». Но как же - заговорить? О чем? С какой интонацией, с какой миной, с какой скоро­стью?.. И как же заговорить - если внутри все зажато, все напряжено, как струна, которая вот-вот...

    Вот-вот. О чем же и как вы будете говорить, если вы зажаты, скованы, стиснуты своим беспокойством?..

    «...Значит, надо беспокоиться только о том, о чем и как говорить?.. Но ведь я об этом и беспокоюсь, и даже очень. И как раз это беспокойство...»

    Нет-нет, вы не поняли. И о чем, и как говорить - об этом не следует беспокоиться.

    Совсем-совсем о другом.

    Душа и одежда. Я смотрю на вашу фотографию, на лицо и фигуру. Нет, не ждите ни «приговоров», ни «психотерапевтических комплиментов». Я ничего не могу сказать о вашей внешности - я НЕ ВИЖУ. Ни «отталкивающего выражения», ни (...) - ничего. Лицо особы женского пола - вот и все, что могу сказать. Это лицо может принадлежать и буфетчице, и учительнице, и актрисе; его обладательница могла бы быть и преступницей, и святой, его можно было бы не заметить, от него можно было бы отвернуться, в него можно было бы страстно влюбиться...

    Лицо - только сосуд, который можно наполнить и просто­квашей, и драгоценным вином. То же самое и фигура. Согла­сен, ваша - не стандартного образца с обложки журнала мод. Вполне возможно, кому-то она не понравится, как например, фигура Венеры Милосской, которая очень не нравится одному моему приятелю. (Смотрите Тайну Номер Один). Я же думаю так: фигура ваша станет вполне привлекательной, если будет легко и свободно двигаться, если будет пластичной. Свободу же и легкость движений, пластику, способна придать любой фигуре только одухотворенность - то внутреннее наполнение, та психология, которая всегда переходит и на уровень физиологии. И особенно легко - в сочетании с доста­точно хорошим физическим состоянием, которое, в свою очередь, зависит как от вышеозначенного наполнения - со­стояния духа, - так и от образа вашей жизни, во всех конк­ретных деталях: питания, физических упражнений, пребыва­ния на свежем воздухе.

    Короче говоря, и фигура - зеркало души.

    Вот мы и подошли к самому главному. К тому, чем на­полняются изнутри и лицо, и фигура. Что дейст­вительно делает нашу внешность привлекательной или отталкивающей. О чем действительно следует беспо­коиться.

    О значении.

    Как там сказано?.. «В человеке все должно быть прекрас­но: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Да-да, все должно и слегка затаскано бесконечными повторениями... А как быть, если не получается?.. Если, например, лицо имеет косметиче­ские дефекты, а прекрасной одежды нету в продаже или просто нет денег?.. Если прекрасных мыслей тоже почему-ли­бо нет?.. Если прекрасная душа нечаянно потерялась, допу­стим, в очереди все за той же одеждой?.. И главное, если приходится выбирать порядок, последовательность, выстраи­вать иерархию, то что поставить на первое место - лицо или мысли? Одежду или душу?

    Случай нормы. Позвольте рассказать вам об одной двадца­тидевятилетней женщине, Л., руководительнице молодежного клуба-театра при ДК. Женщину эту в 18 лет постигло несча­стье: взрывом газа ей выжгло лицо. Рубцы - нечто ужасное, ну вы представляете. Косметическая хирургия оказалась бес­сильной, слишком глубокое поражение ткани. Улыбаться не­возможно, все стянуто. Зрение, к счастью, удалось сохранить, хотя и не полностью. Так вот, эта Л. представляет собой одно из самых великолепных существ женского пола, которое мне когда-либо приходилось встречать. Масса друзей, широкий круг интересов. Способный режиссер и талантливый педагог. Владеет несколькими языками, спортивна, замечательно му­зыкальна.

    Знакомясь с новыми людьми, она обычно, улыбаясь внут­ренне, предупреждает (у нее удивительно мягкий голос): «Не пугайтесь, сейчас привыкнете». И правда, уже через две - три секунды первоначальное восприятие куда-то исчезает, словно растворяется. Перед вами милое, живое, привлекательное ли­цо. Представьте же себе это чудо - чудо, к которому сразу же привыкаешь, как к чему-то само собой разумеющемуся.

    Л. обаятельна, популярна. Смеется: «Никак не соберусь сменить паспорт, там старая фотография...» Я видел эту ста­рую фотографию. Она не показалась мне лучше теперешнего ее облика - просто нечто совершенно другое. Л. как-то об­молвилась, между прочим, что с детства у нее был нелегкий характер и какой-то комплекс неполноценности. Сейчас ника­кого комплекса нет. Недавно вышла замуж, собирается стать матерью. Я знаком с ее мужем, это очаровательный человек, художник. У него есть одна физическая особенность: отсутст­вуют обе ноги, передвигается на тележке (тоже несчастный случай). Тем не менее он полон энергии, жизнерадостен, ост­роумен, а потому и эта особенность через две - три секунды общения перестает замечаться...

    Вот что такое ВНУШЕНИЕ ВНЕШНОСТИ.

    И - значение.

    Известно ли вам, что юная Марина Цветаева одно время ходила стриженная наголо, в черном чепце и черных очках? Она спасала свой дух от преждевременного физического рас­цвета. У нее был слишком большой успех.

    Чем красивее наружность, тем выше и требование ее внут­реннего оправдания - понимаете ли?..

    Принять неизбежное с мужественным спокойствием; быть выше зависти и уметь восхищаться достоинствами других; не пренебрегать юмором, в том числе и по отношению к своей персоне, - это и значит исправить неисправимое.

    Те же, кто по поводу своей внешности страдает и убивает­ся, кто зацикливается на ее реальных или воображаемых недостатках, равно как и те, кто оценивает других по «доста­точно» или «недостаточно», имеют один общий и печальный диагноз... Увы - нищета. Глубокая духовная бедность. И мне хочется сказать всем этим страдалицам и страдальцам - всем сразу, без различия комплексов и проблем: успокойтесь! Ваша проблема совсем не в талии (нос, ноги и т. п., ненужное зачеркнуть), а в том, что вы до сих пор слишком мало заботи­лись о значении своей жизни. Дай вам даже какую-ни­будь чудо-талию (ноги, нос.) - поверьте, счастливее вы не станете. Не там ищете.

    Теперь мы подошли к самому болезненному и трудному. Если вы хотите действительной помощи, а не «психотерапев­тических комплиментов», не взыщите за прямоту и выслушай­те меня до конца. Прошу вас воспринять мои слова не как критику и обличения, а только как врачебную диагностику.

    Воспаление нормы. Я не стану уверять, что вы нормальны или ненормальны. Дело совсем не в этом. Если уж употреблять это слово, то беда ваша и множества ваших товарищей и подруг по несчастью состоит в том, что вы слишком нормальны - да, слишком. Именно от нормальности (в вашем понимании) и надо лечиться.

    Главное, чего вам не хватает, - это самобытного отношения к жизни. Одной-единственной настоящей смелости - быть собой. У вас практически нет своих собственных жизненных ценностей и мерил человечес­кого достоинства. Вы приняли за свое нечто чужое, дешевое и расхожее. «Привлекательность», «обаяние», «симпатич­ность» - что там еще входит в этот малый джентльменский набор?.. Иметь успех, выйти замуж, жить нормально, как все... (Кто это там среди «всех» живет нормально, хотел бы я, кстати, посмотреть). Рыночная психология. Рабская зависи­мость от стандартных оценок не самого высшего вкуса. А иначе сказать - духовная недоразвитость. Не умственная, а, подчеркиваю, духовная. Вы завидуете стандартно «хоро­шеньким», стандартно «непосредственным» (равным образом молодые люди того же уровня запросов завидуют «сильным», «нахальным», «пробивным», «с подвешенным языком» и т. п.). Вы желаете быть как минимум не хуже, чем ВСЕ, хотите играть в игру «здорового большинства». И не хотите принять очевидное: что игра эта - и не лучшая, и не ваша. И невдомек вам, что у вас есть свой путь, который приве­дет вас КО ВСЕМУ И КО ВСЕМ, но совершенно с другой стороны.

    Путь этот мы можем с вами обсудить, если захотите, в следующем письме. А пока - жду реакции...

    Одухотворение

    Пять первых шагов самоусовершенствования

    Дорогая И.,

    Вот теперь вы, наконец, спрашиваете о самом главном, и я подытожу ваши вопросы:

    В чем же, собственно, состоит или должна состоять духов­ная жизнь?

    Как заниматься духовным самоусовершенствованием?

    Вы, конечно же, понимаете: ответы на эти вопросы не вместит в себя ни одно письмо, ни одна книга, ни одна самая гениальная голова. Вопросы это вселенские, и пишущий вам не оракул, а всего лишь человек со своей субъективностью и ограниченностью. Но в том и надежда, что каждый и ставит, и решает эти вопросы сам, и конца этому нет и не может быть.

    Духовная жизнь не имеет границ и не подвластна опреде­лениям.

    Не «что», а «как» и «зачем». Как и зачем вы едите и пьете, двигаетесь и спите, общаетесь и читаете, работаете и мыслите, живете и умираете?..

    Обычнейшая ошибка: думать, будто «духовное» - это что-то «особенное», «возвышенное» и т. п. Будто жить духовной жизнью - значит непременно погружаться в философские размышления, вести проникновенные разговоры, писать сти­хи, слушать органные мессы, читать высокоумные книги и прочее, и подобное.

    Да, духовная жизнь включает в себя и ЭТО; формы ее столь же разнообразны, сколь разнообразна сама жизнь чело­веческая. Но духовная жизнь этим не ограничивает­ся, и все это может быть столь же духовным, сколь и антидуховным...

    Все дело опять - в значении.

    Любое слово и действие, любой миг жизни, любой взгляд и вздох могут быть и духовно наполненными, и бездуховными, в зависимости от внутренних «как» и «зачем». Никто и никогда не определит этого лучше, чем ваша собственная душа.

    Духовно все, что выводит вас из пределов вашего сиюми­нутного «я». Духовно все, что связывает вас с жизнью в целом, пусть даже одной-единственной другой жизнью ни­чтожнейшего существа, которому вы помогаете... Любое дело, сделанное с душой, добросовестно, - и хорошо приготовлен­ный ужин, и хорошо связанная шапочка, и хорошо починен­ные башмаки...

    Не что - а как и зачем. Каждый миг жизни, каждое дело, каждое ваше состояние, даже каждое сновидение дают воз­можности для духовной работы. И самое большое, что может каждый из нас постараться совершить на этом свете, - это одухотворить свою реальную повседневную жизнь и тем са­мым посильно одухотворить жизнь других, ибо одно неизбеж­но влечет за собой другое.

    Давайте же наметим

    Про отношение к своей внешности, я специально дала выбор не просто из «красивая / симпатичная / некрасивая», а привязала опции к «большинству». Потому что сами по себе слова ничего не значат. Например, «симпатичная» может включать в себя 100% женщин. Подавляющее большинство женщин действительно симпатичные. Люди вообще ничего так, вполне приемлемые. А градации выясняются только в сравнении.

    Свет мой, Зеркальце, скажи

    Я совершенно не сомневалась, что самый популярный ответ на первый вопрос будет «выше большинства». А так же не сомневалась, что немедленно найдутся разоблачители, указывающие на теоретическую невозможность таких результатов. Конечно, 70% никак не могут быть лучше большинства, но для нормального, здорового человека вполне естественно считать себя чуть лучше «среднего». Это демонстрируют любые опросы на любые темы. Неоспоримо красивые люди знают об этом, и голосуют соответственно. А все остальные выбирают самый здоровый вариант. Поэтому разоблачительный пыл здесь совсем неуместен. Здоровая психика очень украшает, если уж так ставить вопрос.

    Муж считает меня красивой

    А то, что женщины думают, что мужья считают их очень красивыми? Разве это не нормально? Во-первых, люди находят друг друга в соответствии со своими представлениями о . А во-вторых, в нейропсихологии давно известен Mere Exposure‎ effect: людям нравятся все знакомое. На этом известном науке факте основано масса рекламы, предвыборных кампаний и так далее. Что бы ни показывали человеку, постепенно ему это начинает нравиться. И особенно это касается лиц. Знаете как часто говорят: «Я познакомился с Х, сначала он мне показался очень несимпатичным, но когда я узнал его получше, его обаяние, ум, доброта сделали его красивым в моих глазах». Так вот правда в том, что даже без ума и доброты, неприятные сначала лица со временем перестают вызывать негативные чувства.

    Сделать себя лучше

    И непонятны мне были насмешки над желающими улучшить свою внешность. Это стремление никак не противоречит положительной оценке себя. Более того, когда я встречаю помешанную на улучшении себя женщину, это почти всегда красавица. Не «симпатичная», не «обычная», а красавица. Потому что для нее ставки очень велики. Внешность – ее козырь и беречь себя она будет как зеницу ока.

    Что подросток видит в зеркале?

    Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

    Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
    Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
    Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

    Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
    «Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
    Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

    У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
    «Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
    П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

    Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
    Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
    Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
    Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
    «Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
    Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
    Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

    Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
    Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
    «Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
    «Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

    Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

    К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
    Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
    Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

    Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

      симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

      симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

    При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
    Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
    Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
    Как помочь недовольным собой подросткам?
    Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

    «Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
    Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
    Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
    Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
    Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

    Из дневника восьмиклассницы*

    Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
    Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

    Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

    Формирование отношения к собственной внешности, телу и здоровью

    Каждый человек имеет тело. И соответственно, отношение к собственному телу. Мужественность и женственность традиционно символизируются и выражаются разными способами, в том числе и телесно. «Настоящим мужчиной» считается высокий, сильный, выносливый мужчина с существенной мышечной массой. «Настоящей женщиной» считается ухоженная, красивая, худая женщина. Такое разное отношение общества к внешности мужчины и женщины отражено в поговорках, гендерных стереотипах («Женщина должна следить за собой», «Мужчине не обязательно быть красивым» и т. д.).

    Традиционно мужчины меньше внимания, чем женщины, уделяют эстетической составляющей собственной внешности. Однако это не касается мальчиков. Маленькие мальчики любят украшать себе не меньше, чем девочки. Точнее, есть девочки, носящие ту одежду, которую дает мама, и им совершенно неважно, что они надевают, и есть мальчики, которые тщательно выбирают, что надеть, и очень любят новые вещи.

    У меня два сына. Старшему, Федору, семь лет, младшему, Филиппу, – три. Они получают одинаковое воспитание, у них одни родители. Но они совершенно разные. Старший сын всегда носил и до сих пор носит те вещи, которые я ему покупаю. Он всегда надевал то, что ему давали. И сейчас он, одеваясь, просто берет из стопки футболок верхнюю. Не было ни одной вещи, которую бы Федя отказался носить. Ему очень легко покупать вещи. Достаточно, чтобы вещь подходила ему по размеру.

    Младший сын совсем другой. Филипп всегда сам выбирает, что надеть. Он может отказаться надеть то, что я предлагаю, ему важен и цвет, и фасон. У него есть любимые вещи и вещи, которые он категорически отказывается носить без объективных причин. Ему нравится одеваться красиво и смотреть на себя в зеркало. Филипп любит стихотворение про котика:

    Пошел котик во лесок,

    Нашел котик поясок.

    Нарядился, воротился…

    Одевшись, он иногда с удовольствием смотрит на себя в зеркало и говорит: «Нарядился, воротился».

    Одинаковое воспитание и совершенно разное отношение к одежде и собственной внешности… И среди девочек есть такие, которые совершенно не интересуются одеждой, а есть такие, которые любят наряжаться. То есть мальчики и девочки почти не различаются в отношении к своей внешности – скорее речь идет об индивидуальных различиях. Однако если мы посмотрим на взрослых мужчин и женщин, то здесь различия уже довольно существенные. Гардероб женщин обычно существенно превосходит гардероб мужчин, женщины одеваются более тщательно. Это связано, конечно же, с воспитанием. С раннего детства мальчики слышат, что «мальчику не пристало крутиться перед зеркалом». Некоторые родители специально покупают мальчику минимум одежды, чтобы приучить его «быть мужчиной». И напротив, девочкам покупают нарядные платья, с детства приучают ухаживать за собой. Девочки часто слышат: «Женщина должна быть красивой и ухоженной».

    Лизе два года. Она очень миловидная девочка с кукольными голубыми глазами и белокурыми локонами. Стоит ей выйти на улицу, как со всех сторон она слышит: «Какая красивая девочка, а какое красивое платье!» Лиза с удовольствием крутится перед взрослыми, показывая свое красивое платье. Она каждый день с радостью выбирает наряд и терпит, когда ей заплетают косички, потому что ее большие банты тоже вызывают восхищение окружающих. Ей приятно быть красиво одетой, всем нравиться, быть в центре внимания.

    Вере пятнадцать лет. Она постоянно просит у мамы новые наряды. Когда мама отказывает, Вера злится и требует. Ей кажется, что на нее никто не будет обращать внимания, если каждый день не менять одежду. В итоге мама и Вера конфликтуют. Мама упрекает себя за то, что всегда старалась сделать из дочки принцессу, постоянно покупала ей очень много вещей и говорила, что девочка всегда должна быть нарядной.

    С мальчиками дело обстоит немного иначе. Чаще родители одергивают сыновей, которые крутятся у зеркала.

    Одиннадцатилетний Ваня собирается в театр с классом. Он надел костюм, туфли и, стоя перед зеркалом, старательно причесывается. Папа смотрит на него с усмешкой: «Иди уже, как жених вырядился». Ваня застеснялся, покраснел, рукой взъерошил волосы и пулей вылетел из квартиры.

    Теперь отвлечемся от одежды детей и поговорим об их теле. В контексте тела и здоровья есть несколько очень важных проблем, которые нельзя обойти вниманием. Это – нервная анорексия и мышечная дисморфия. Очень много внимания уделяется такому заболеванию, как нервная анорексия у девочек и женщин, и гораздо меньше – мышечной дисморфии у мальчиков и мужчин. Нервная анорексия – расстройство приема пищи, при котором человек (чаще женщина) старается всеми силами снизить свой вес, отказываясь от пищи. Мышечная дисморфия (или дисморфофобия) – психическое расстройство, при котором человек (обычно мужчина) чрезмерно обеспокоен особенностями своего тела.

    Причиной обоих заболеваний часто является подверженность подростка или взрослого влиянию других людей и средств массовой информации.

    Мама Эли всегда сидела на диетах. Каждое утро она начинала с того, что вставала на весы и записывала свой вес. Она всегда считала калории, постоянно измеряла талию сантиметром. Мама была худенькая, как тростинка, но всегда говорила, что она толстая, а папа переубеждал ее, говоря, что она очень красивая и совсем не толстая. Эля всегда хотела быть похожей на маму. Поэтому она забиралась на весы, отказывалась от ужина и измеряла талию. Постепенно идея «быть худенькой» стала доминировать в голове у Эли. Она почти перестала есть, очень похудела, но ей все равно казалось, что она толстая. Она разглядывала журналы с фотографиями супермоделей и сравнивала себя с ними. Ей казалось, что они красивые и худые, а она толстая и некрасивая. Закончилось все госпитализацией и кормлением через зонд…

    Подростки очень чувствительны, и любое неосторожно сказанное родителем или другим взрослым слово может ранить их.

    В школе намечалась ретро вечеринка в стиле 1960-х. Четырнадцатилетняя Карина отправилась к бабушке искать платье. Удивительно, но бабушка хранила вещи, которые носила в молодости. Карина долго примеряла бабушкины платья, шляпки и перчатки. Было весело. Она перемерила все платья, выбрала одно, вместе с бабушкой они подобрали к платью шляпку, перчатки, бусы и серьги. Все было здорово, пока бабушка задумчиво не сказала: «А я это платье в сорок лет носила, а тебе оно в четырнадцать впритык… Что же в сорок-то будет?»

    Карина сначала как-то не обратила внимания на бабушкины слова, но потом ее как током ударило. Она толстая? Некрасивая? Карина занималась плаванием, у нее были широкие плечи, накачанные руки и довольно узкие бедра. В общем-то да, она отличалась от других девушек в классе. После этого Карина стала приглядываться к окружающим и замечать, что она не такая хрупкая, как другие девушки. Это ее смущало. Через некоторое время Карина бросила плавание.

    К сожалению, развитию как нервной анорексии, так и дисморфии часто способствуют родители, которые в дошкольном возрасте перекармливают ребенка.

    Галя всегда была склонна к полноте. Бабушка кормила ее и приговаривала: «Хорошего человека должно быть много. Некрасиво, когда кости торчат!» И Галя ела, потому что проще было все съесть, чем слушать утомительные причитания бабушки. Все резко изменилось в четырнадцать лет. Галя шла из школы и услышала за спиной, как мальчики из параллельного говорили о ней: «Вон та, толстая». Галя почти перестала есть, через несколько месяцев она похудела, но ей продолжало казаться, что она толстая. Она часами стояла около зеркала, измеряя талию.

    Так может начаться нервная анорексия.

    Не только родители влияют на детей и подростков, но и средства массовой информации. Для подростков характерно выбирать кумиров, так или иначе связанных с массовой культурой (героев кинофильмов, супермоделей, известных спортсменов, музыкантов и т. д.). Естественно, девочка, сравнивая себя с моделью, видит, что сравнение явно не в ее пользу. Конечно, эта проблема в большей степени связана с цензурой СМИ, которой у нас практически нет. Что же зависит от родителей? Не так мало. Главное, быть честным с ребенком и не искажать реальность «во благо».

    Алла полная. Не то чтобы у нее было ожирение. Но полная. Она заметно полнее всех девочек в классе, и, конечно же, тринадцатилетнему подростку это приносит немало огорчений. Обидны и насмешки одноклассников, и усмешки одноклассниц. Алла делится своими сложностями с мамой, и мама действительно пытается всеми силами поддержать дочь. «Доченька, они просто не понимают твоей красоты, ты очень красивая, самая красивая. Ты совсем не толстая, ты просто плотная, крепкая, у тебя широкая кость». Аллу это не утешает…

    Без сомнения, для каждой матери ее ребенок самый лучший (самый умный, самый красивый). Однако не стоит лгать ребенку. Например, пытаясь убедить полную девочку в том, что она не полная, мы вредим ей. Во-первых, она перестает верить родителям, во-вторых, не чувствует их поддержки. Наоборот, ребенок чувствует фальшь в словах мамы и папы, и это доставляет ему еще больше страданий. Если ребенок озабочен собственным весом (неважно, есть ли у него избыточный вес или, напротив, недостаток веса), стоит обратиться к специалистам. Гастроэнтеролог, диетолог, психолог – вот специалисты, которых стоит посетить. И, конечно же, спорт. И лучше всего вместе с родителями!

    Теперь поговорим о мальчиках. Больной дисморфией считает себя чрезмерно худым, слабым, недостаточно мускулистым и испытывает навязчивую потребность увеличивать объем собственных мышц. Заболевание очень характерно для подростков и юношей мужского пола. Мальчик может проводить все свободное время в спортивном зале, излишне увлекаться спортивным питанием и даже принимать анаболические стероиды.

    Это заболевание проще предупредить, чем вылечить. Причины часто лежат в воспитании.

    Мама с детства говорила Стасу: «Ты мой защитник, ты моя опора и защита. На папу у меня мало надежды». И действительно, регулярно выпивающий папа не вызывал доверия. Мальчик чувствовал, что должен защищать маму. Его целью стало стать сильным. Он много занимался в спортивном зале, и мама была очень довольна. Забеспокоилась она только тогда, когда увидела, что Стас почти не учит уроков, не общается со сверстниками.

    Как же поступать? Не поощрять занятия спортом? Отнюдь нет. Просто давайте не будем подходить к этому односторонне. Ведь сила мужчины не только в физическом развитии. Почитайте сыну книгу «Мальчик с пальчик», и вы покажете ему, что иногда ум важнее силы.

    Вообще, важно обращать внимание на отношение мальчика к собственному здоровью. Для мужчин типично не заботиться о своем здоровье (ни физическом, ни психическом), не обращаться к врачам и психологам. Мальчики часто смотрят на пап, которые лечатся преимущественно самостоятельно, пренебрегая походом к врачу. Обратите на это внимание, учите мальчика бережно относиться к себе.

    И у мальчиков, и у девочек встречается такое заболевание, как нервная булимия – расстройство питания, проявляющееся в резком усилении аппетита, постоянном чувстве голода. Булимия встречается при заболеваниях центральной нервной системы, психических заболеваниях, а может быть связана с нарушениями функционирования эндокринной системы. Однако нередки и психологические причины появления булимии. Стресс, низкая самооценка, повышенная тревожность могут привести к повышению аппетита, желанию «заесть» проблемы.

    Двенадцатилетняя Карина получила двойку. Да еще и мальчишки по дороге домой портфель отобрали и с ледяной горы пустили. И подружку Свету Коля пригласил в кино, а ей не с кем пойти фильм посмотреть. Карина пришла домой грустная. Бабушка, взглянув на нее, сразу поняла: что-то случилось. Она не стала ее расспрашивать (понимала, что подростки не очень любят рассказывать), а быстро испекла большой пирог. «Давай-ка мы с тобой лучше сладенького поедим, от этого настроение поднимается!» – сказала бабушка. Карина с бабушкой два часа сидели за столом, разговаривали и ели – пока не съели весь пирог. Настроение у Карины улучшилось, бабушка была довольна, что ей удалось помочь внучке. Теперь она всегда пекла пироги, чтобы поднять ей настроение. Постепенно и сама Карина начинала есть сразу же, как только случалось что-то плохое. Она ела и не могла остановиться – ни днем ни ночью.

    Булимия – серьезное заболевание, и лечение должно проходить под контролем врача-психиатра. Особенно опасно оно потому, что родители часто не видят проблемы в повышенном аппетите ребенка, напротив, они радуются, что ребенок хорошо ест.

    Из книги Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет автора Ганошенко Наталья Ивановна

    Формирование эстетического отношения к окружающему миру Предметом совместного эстетического переживания взрослого и ребенка могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки

    Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

    Формирование словаря Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в

    Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Никитин Борис Павлович

    Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

    Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

    Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

    Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

    Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

    Вопросы, имеющие отношение к внешности и физическим навыкам У детей в возрасте от 6 до 10 лет значительно варьирует рост. Некоторые дети выглядят младше своего возраста, другие, наоборот, – старше. И это может сильно осложнить жизнь ребенку, который выпадает из понятия

    Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

    Отсутствие интереса к собственной персоне Еще одной причиной хандры является потеря интереса к себе – как к женщине и как к личности. Вследствие того, что вам не надо идти на работу, вы можете позволить себе ходить половину дня, а то и весь день неприбранной. Возвращение

    Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

    4.1. Кризис юности – становление авторства в собственной жизни (17,0 лет – 21,0 год) Феноменология кризиса юности На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор – кем быть и каким быть; он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы

    Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

    4.3. Кризис молодости – становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 лет – 33,0 года) Феноменология кризиса молодости К тридцати годам человек обычно утверждается во взрослой жизни – определяется в профессии, достигает первых результатов в профессиональной

    Из книги автора

    Самоопределение в собственной жизнедеятельности И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и

    Из книги автора

    Какие вас ждут перемены внешности Помимо внутренних перемен у женщины во время беременности происходят и внешние изменения.Обычно считается, что женщина, ожидающая ребенка, «расцветает». И действительно, многие беременные женщины выглядят похорошевшими. Однако так

    Из книги автора

    Глава 4 Здоровью – особое внимание В период, когда вы ожидаете малыша, ваше здоровье требует наибольшего внимания.Все девять месяцев вам будут необходимы и контроль со стороны врачей, и новый взгляд на многие вещи, и ваша сознательная работа над собственным здоровьем

    Из книги автора

    Из книги автора

    Переход к истории из собственной жизни Иногда, чтобы ответить на вопрос, можно привести пример из собственной жизни. «Расскажите мне, пожалуйста, как прошел ваш первый день в школе». На этот вопрос очень легко дать ответ, если вспомнить, что вы делали и чувствовали



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!