Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "ильинская основная школа". В каждой семье режим дня организуется по-разному

Галина Волкова
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни »

(Консультация для родителей )

«Здоровая семья - сильная Россия » - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью .

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье . Стремление малыша быть здоровым зависит от того , какой образ жизни ведут родители , потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни , который способствует сохранению своего здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда , когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста .

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни . А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.

В жизни есть важное правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности :

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;

Потребность строго соблюдать режим дня;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Снижение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми ;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи . Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов . Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности .

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно.

Использование проектной деятельности в формировании у детей здорового образа жизни. Из опыта работы. Проект «Азбука здоровья» ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ являются гарантом благополучия современного общества. В наш стремительный динамичный век родители мало уделяют внимания, как.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №71» Консультация.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 3–4 лет в детском саду» Консультация для родителей на тему: Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду. Формирование здорового образа.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Юлия Волкова
Консультация «Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье»

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения , ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи .

Под "воспитательным потенциалом семьи " понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи . Понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи , как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают : ценности, сложившиеся в семье , в том числе ориентации на семейный образ жизни , досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми , веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей , их привычки, их отношение к жизни , в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей . Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана в раннем детстве, заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы . На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку , как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать , сохранять и приумножать свое здоровье .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера . Считается,что это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни , и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника , имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Семья - это коллектив , члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность : рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи , о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат . От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий : ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди , которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной , добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний о окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь .

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи .

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье .

Не всегда родители уделяют внимание здоровью ребенка (правильное питание, гигиена, прогулки, закаливания и т. д.)

Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь . Известное высказывание Аркадия Гайдара говорит о том, что правильное питание каждый понимает по-своему. В большинстве случаев представления о полезной еде связаны с семейными пищевыми привычками, национальными традициями, образом жизни , а также с принципами отношения к своему здоровью . Чаще всего ребенок питается неправильно, по причине того, что родители либо не в состоянии прокормить ребенка полезной пищей , в связи с материальным недостатком, либо из-за не достатка времени, например, когда родители на работе, трудно заставить ребенка питаться именно в нужное время и тем, чем следует.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание- это часть общего воспитания, а гигиенические навыки- это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более,что грань отдаляющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками- это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена- это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Практически во всех странах мира закаливание используется как профилактическое средство против простуды и других заболеваний. Закаливание не лечит, а предупреждает болезни, повышает сопротивляемость детского организма к различным раздражителям окружающей среды (сквозняки, перепады температуры и т. д.) и респираторных заболеваний, как грипп, ангина и т. д. Закаленный ребенок растет спокойным , эмоционально уравновешенным, доброжелательным, хорошо спит и ест, активно играет.

И наконец, прогулки. Не так часто у современных людей сейчас есть возможность выбраться на прогулку всем вместе. И даже выходные многие родители проводят на работе, оставив детей у бабушек. Семейные прогулки всегда доставляют радость детям. Поэтому родители должны как можно чаще находить время для небольших совместных походов на природу.

По утверждениям британских исследователей, здоровый образ жизни , включающий правильное питание и физическую активность, не даст ожидаемого эффекта, если в семье часто происходят ссоры и недопонимание.

Ученые провели эксперимент, в ходе которого изучали состояние здоровья человека , когда он разговаривает со своими членами семьи в нормальном тоне и во время ссор. Оказалось, что хорошее настроение и доброжелательное общение с близкими людьми оказывали положительное влияние на физическое здоровье

Организация воспитания

Основные направления семейного воспитания по .

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди - огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья , то река - это образ жизни , и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни , способствующего укреплению и сохранению здоровья .

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования . Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка ;

Уменьшение заболеваемости;

формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья совестно с ДОУ должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения :

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека ;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции ;

Понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья , хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма ;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье , и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни .

Формирование здорового образа жизни служит укреплению всей семьи . Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи , формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту , дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни , умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению

Пути решения таковы :

Постоянная связь родителей с ДОУ, а именно с инструктором физкультуры, воспитателем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка ;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях , проводимых ДОУ в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ считаются практические занятия.

Такие занятия лучше всего проводить вместе с педагогами детского сада. Некоторые задания можно проводить и дома. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с дошкольниками.

. Чистые руки :

показать, как правильно мыть руки;

доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

. Здоровые зубы :

показать на рисунке последовательность чистки зубов;

почистить зубы щеткой и пастой;

доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;

составить памятку «Что любят наши зубы» , «Вредно для зубов» .

. Красивые ногти :

показать на рисунке (нарисовать, как следует стричь ногти на руках и ногах;

правильно подстричь ногти на руках;

порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

. Внешний вид :

выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т. д. ;

показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

.Беседы :

В первую очередь должны затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей : это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья , духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья » : темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы :

Хочет ли ребенок быть здоровым ? Что такое здоровье ?

От чего и от кого зависит здоровье людей ?

Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе с друзьями (одноклассниками,родителями и почему? Помогает ли здоровью дружба ?

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает ребенку расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья ребенком . Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится малышам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.

Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формирования знаний о ЗОЖ .

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра.

Игра - это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка . В играх ребенок вступает в различные соотношения : сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Игра раскрывает большой потенциал. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ .

Во-первых, это подвижные игры, они создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

А в упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования, что можно организовать с детьми со двора, в котором живет семья , воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть таких занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа .

И наконец, главный метод - личный пример родителей. Это самая главная и важная часть в формировании у ребенка здорового образа жизни . Родители обязательно должны показывать ребенку , что по утрам нужно чистить зубы, делать зарядку, питаться только правильной пищей. Если у родителей уже имеются вредные привычки и они не в силах от них отказаться, они не должны подавать ребенку дурной пример , следует скрывать свои потребности от глаз ребенка , т. к. дети четко повторяют всё, что видят, плохо понимая, хорошо это или плохо. Утром вся семья обязательно должна проделать комплекс упражнений, способствующий здоровому образу жизни , чтобы подать ребенку пример , с чего следует начинать утро. Родителям не следует баловать ребенка фастфудами , пока у него нет четкого представления, что это не полезно, т. к американская еда вызывает у ребенка большой интерес и потребность в ней.

Таким образом , в формировании знаний о здоровом образе жизни у ребенка любые методы работы : занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни . Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов , которые родители используют в своей работе, а также учета возрастных особенностей ребенка при выборе этих методов и личного примера родителей.

Заключение

Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка - это та среда , где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Сделаем следующие выводы :

Понятие "здоровье " не имеет четкого определения в научной литературе. Кто - то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это , считая, что если ребенок не болеет , значит он здоров . Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни , поэтому многие дети не используют элементарных правил "чистых рук" и т. д.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой реальную фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений. В качестве его показателей выступают потребности, традиции, установки, интересы семьи и многое другое . Также выявлено, что здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к попыткам научить ребенка элементарным правилам гигиены, поэтому необходимо уделять огромное внимание такому воспитанию детей, так как в настоящее время эта проблема обострилась и стала актуальной. Актуальность проблемы здоровья детей и знания о нем заключается в том, что дети не осведомлены об этой проблеме. Поэтому необходимо решать задачи о пополнении знаний детей о здоровом образе жизни и развивать это любыми путями, начиная, прежде всего, с семьи .

Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни . К нему относится - работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья , сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью . Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.

Существует множество форм и методов воспитания здорового образа жизни у ребенка в семье . Лучший метод - это метод "игра". Он более эффективно влияет на формирование в ребенке знаний о здоровом образе жизни , более четко дает понять ему всю важность здоровья . Однако лишь комплексное использование всех методов и форм воспитания здорового образа жизни в семье может сформировать у детей четкое понимание того, что следует делать, чтобы вести здоровый образ жизни .

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Проблема состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт, но из-за количество неполных и неблагополучных семей, человек начинает свою жизнь в нездоровой обстановке и образ жизни он выберет нездоровый.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

«Здоровая семья - сильная Россия » - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью .

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье . Стремление малыша быть здоровым зависит от того , какой образ жизни ведут родители , потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни , который способствует сохранению своего здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда , когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста .

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни . А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.

В жизни есть важное правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности :

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;

Потребность строго соблюдать режим дня;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Снижение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми ;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи . Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов . Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности .

Роль семьи в формировании у детей правильного отношения к здоровью

Никто из родителей и воспитателей не будет возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно также и отношение детей к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения.

Систему отношений родителей к здоровью ребёнка целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

- удовлетворение потребностей ребёнка;

- способы удовлетворение потребностей;

- стили семейного воспитания.

Удовлетворение потребностей ребёнка в семьях проявляется по-разному. Это может быть постоянное потворствование ребёнку, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых его потребностей. Нередко встречается игнорирование потребностей ребёнка, особенно духовных, потребностей в эмоциональных контактах, в общении с родителями. Удовлетворение потребностей зависит от материального благополучия семьи, от понимания родителями насущных потребностей ребёнка, от личностных особенностей самих родителей и их личных установок и стереотипов.

Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье их ребёнка - важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребёнка нередко носит формальный характер. На задаваемые вопросы родителям детей, посещающих детский сад, школу-интернат или общеобразовательную школу «Что нужно ребёнку, чтобы он был здоров?» большинство родителей утверждают: «Хорошее питание», «Свежий воздух», «Хорошее медицинское обслуживание» и т.д. Никто не обратил внимание на то, что для здоровья ребёнка важно и полноценное общение с ним, эмоциональные контакты, особенно в раннем возрасте, а также понимание родителями истинных потребностей ребёнка.

Крайне негативное влияние на формирование отношения к здоровью оказывают ранние психические депривации ребёнка. Так, у ребёнка брошенного матерью в раннем возрасте, формируется недоверие к окружающему его миру. В дальнейшем это может проявиться в искажённой самооценке, многочисленных страхах, конфликтном поведении, настороженном отношении к окружающим.

Способы удовлетворения потребностей ребёнка, особенно в ранний возрастной период, оказывают существенное влияние на формирование его отношения к собственному здоровью. Ребёнок очень рано сталкивается с тем, что не все его желания могут быть удовлетворены, а значит, он должен принять ограничения, запреты. В результате возникает конфликт между»хочу» и «нельзя».

Особенно важным в развитии отношения к здоровью является правильное формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил. Приучение ребёнка к постоянному соблюдению гигиенических норм (чистка зубов, мытьё рук и т.д.), дело очень трудное. Формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил в обязательном порядке должно продолжаться и в детском саду, школе, школе-интернате.

Не менее важно в формировании отношения к здоровью ребёнка отношение родителей к активности и деятельности ребёнка. Если родители постоянно обесценивают деятельность ребёнка (Ты мог бы лучше сделать, Ты мог бы всё съесть), то у ребёнка формируется страх неудачи (Не буду даже пробовать, всё равно не вкусно и не схем), и на этом фоне выявляется личностная зависимость от родителей (мама не любит печёнку и я не хочу).

Это проявляется в неадекватно низкой самооценке ребёнка, в подражательном поведении, в несамостоятельности. Ребёнок таких родителей часто ощущает себя нездоровым, слабым, неудачником. В подростковом возрасте могут проявляться такие негативные поведенческие реакции, как отказ, протест, оппозиция. Ребёнок активно протестует против навязывания пищевых вкусов родителей, повышенных требований к нему. Протест может проявляться и в форме ранней алкоголизации, токсикомании, наркомании, причём у таких подростков часто формируется групповая психическая зависимость. Пример: работа профилактория в ПУ№ 50, отказ от рыбного супа на двух столах.

Стили семейного воспитания играют далеко не последнюю роль в формировании у ребёнка отношения к здоровью.

Рассмотрим три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями, больных неврозами:

    воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение);

    воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее), что проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе;

    воспитание по типу В (эгоцентрическое), когда ребёнок - «кумир семьи» и внимание всех членов семьи сосредоточено на нём.

Высказанные выше стили воспитания оказывают патогенное влияние на отношение ребёнка к своему здоровью.

Крайне негативное влияние на отношение к здоровью оказывает воспитание по типу А. Между родителями и ребёнком (этого типа) отсутствуют эмоционально - доверительные контакты и ребёнок отвергает всё, что ему предлагается (в качестве питания) в образовательном учреждении. Такого ребёнка, очень долго и кропотливо приучают доверять специалистам, организующим питание в учреждении, (идёт поэтапное приучение к общему столу, развивается у ребёнка разновкусье и т.д.). Именно для родителей с таким типом воспитания необходимо в учреждении на видном месте вывешивать ежедневное меню, обучать родителей преемственности питания в выходные дни, информировать родителей о рациональном питании (детский сад);

проводить потребительские конференции, знакомить родителей и родительский комитет с качеством приготовленной пищи - предоставлять возможность дегустации блюд, предлагаемых их детям, информировать о рациональном питании (школы).

Тип воспитания Б , проявляющийся в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, формирует у него ипохондрию, несамостоятельность, комплекс неполноценности. Обострённое внимание и забота о ребёнке при таком стиле сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

В подростковом возрасте этот стиль воспитания формирует нерешительность, неумение постоять за себя, повышенную тревожность о своём здоровье. У некоторых подростков наблюдается своеобразный уход в болезнь, которой не существует. В отдельных случаях при таком стиле семейного воспитания в подростковом возрасте наблюдаются реакции протеста. Подросток, как бы назло родителям, начинает экспериментировать над собой: голодает, не есть белковую пищу и т.д. Если у таких детей в младшем школьном возрасте наблюдается заниженная самооценка здоровья, то в подростковом возрасте - самооценка здоровья - неадекватно завышена.

У детей с таким типом воспитания часто выражено неумение составить свой личный рацион питания во время нахождения в школе.

Ситуация за столом: один ученик пошутил, что картофельное пюре прокисло, и именно ребёнок с таким типом воспитания в семье не будет есть это пюре, хотя все остальные его съедят. Этот ребёнок не будет даже пробовать блюдо.

Тип воспитания В способствует формированию у ребёнка эгоцентризма, аффективной неустойчивости, что крайне негативно отражается на отношении к здоровью. С одной стороны, у ребёнка формируется повышенная фиксация на проблемах своего здоровья, с другой - когда надо принять необходимые меры по поддержанию и сохранению здоровья, такой ребёнок испытывает существенные трудности: отказывается от посещения врача, склонен преувеличивать свою болезнь, не соблюдает профилактические мероприятия (соблюдение режим дня, занятия спортом).

В процессе психологического анализа влияния особенностей воспитания детей на их отношение к здоровью следует выделять следующие параметры родительского поведения:

* Степень родительского контроля . Интенсивность контролирующих действий родителей оказывает двоякое влияние на отношение ребёнка к своему здоровью. Умеренный родительский контроль способствует развитию у него элементарных гигиенических навыков и адекватного отношения к своему здоровью.

Постоянный контроль может сформировать у ребёнка склонность к зависимому, подражательному поведению, негативизм при требованиях к выполнению элементарных норм и правил ухода за своим телом. При неразумном контроле у ребёнка может возникнуть эмоциональный дискомфорт, что является благоприятным фоном для развития искажённой самооценки здоровья.

* Неадекватность требований родителей по отношению к ребёнку, которая может быть обусловлена двумя факторами:

Непониманием родителей потребностей ребёнка,

Или проекций на ребёнка своих нереализованных планов.

Например: мать не ест мясо - она вегетарианка, считает потреблении мяса вредным. Это неразумное требование искажает самооценку ребёнка, способствует формирования комплекса неполноценности, вызывает у ребёнка чувство протеста. В школе же все кушают котлету, а я? Разумные требования родителей в значительной степени определяются знанием физических и психических возможностей ребёнка (это просветительская работа медицинского работника в детском саду, школе, школе-интернате).

* Способы общения родителей с детьми.

В практике можно выделить два стиля общения с ребёнком: авторитарный и демократический.

Например, такие родители, внушая ребёнку необходимость соблюдения элементарных гигиенических норм и правил, часто вызывают у ребёнка негативную реакцию.

Родители с демократическим стилем общения стремяться использовать разнообразные воспитательные методы, чтобы добиться от ребёнка послушания, обосновывают свою точку зрения, готовы обсуждать с ребёнком проблемы питания, здоровья, выслушать их аргументацию.

* Степень эмоциональных контрактов.

Этот параметр проявляется в эмоциональной поддержке ребёнка, в способности родителей выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение к ребёнку. Степень эмоциональных контактов зависит от эмоциональной зрелости самих родителей. Отсутствие или слабое проявление эмоциональных контактов искажает Я-концепцию ребёнка и негативно отражается на его отношении к своему здоровью.

Отношение ребёнка к здоровью в значительной степени определяется особенностями его семейного воспитания. Адекватный контроль, разумные требования к ребёнку в сочетании с эмоциональным принятием его и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребёнка к своему здоровью и в частности, к питанию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!