Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Нетрадиционная семья. Однополые браки - плюсы и минусы


Традиционный брак браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.
Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.
Гостевой брак - пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.
Неполная семья - когда в семье есть только один родитель. 3 типа таких семей:
1) это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;
2) одинокий человек официально усыновил ребенка;
3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.
Смешанная семья (Сатир) - вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:
1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. (+ бывший муж)
2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей (+бывшая жена)
3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров (+ бывшие муж и жена)
М.б. бывший супруг умер.супруги взяли приемного реб-ка – это другая форма смешанной семьи.
альтернативные формы:
одиночество - никогда не состояли в браке
незарегистрированное сожительство - неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,
сознательно бездетный брак - когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для России характерна массовая абортизация.
разводы, повторные брачно-семейные отношения -
открытый брак - особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.
внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е – м.б долгая, высокая степень доверия в первичной паре
Свингерство – обмен брачными партнерами
гомосексуальность - однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно
групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи - студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми

  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи , отвечающую за принятие решений.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как. Загрузка.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке современной семьи и нарушения ее развития.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как... подробнее ». Кризис современной семьи и нарушения ее развития.


  • Следующий вопрос ». Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как.


  • Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
    В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья .
    Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи , тенденций ее развития.


  • формой .
    Семья в современном обществе. Функции семьи . Влияние семейных отношений на здоровье человека.
    Легкомысленное отношение к семье и браку может уродовать личную жизнь.


  • Кризисные периоды в браке . Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
    Если приложение не запускается на вашем телефоне - воспользуйтесь этой формой .
    отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА).


  • Данные принципы основаны на общепризнанных правилах и нормах международного права и Конституции РФ, которые запрещают любые формы дискриминации при вступлении в брак и в семейных отношениях. Согласно СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только...


  • Религия – это одна из форм общественного сознания, которую можно определить как фантастическое отраж. Брак и семья . Заключение и расторжение брака . Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года.

Найдено похожих страниц:10


1.3. Нетрадиционные (особые) семьи и альтернативы семьи

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях. Когда в семье есть только один родитель, она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей:

1) один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2) одинокий человек официально усыновил ребенка;

3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.

Проблема заключается в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Увеличивается число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) детьми. В. Сатир называет эти вновь созданные семьи смешанными. Они похожи друг на друга тем, что объединяют части ранее существовавших. Смешанная семья развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, насколько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. В этом смысле все семьи одинаковы.

Однако в настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства семейной жизни, происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется. Подобные изменения в значительной мере имеют отношение к трансформации социокультурного характера феномена «молодежи».

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе

Дело в том, что (согласно Р. Зидеру) классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелостью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей. Это проявляется в том, что молодежь, оставаясь частично или полностью экономически зависимой от родителей, нередко ведет себя независимо от нормативных представлений последних, особенно в социокультурной сфере.

Поэтому часто брачные отношения начинаются (случаются) вне родительского дома, который не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком встает вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е годы XX в. все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отношению к браку и семье. Концепция традиционного брака (несмотря на его явное преобладание в обществе) представляется для многих слишком тяжеловесной и обязывающей.

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящихся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. 57 % российских девушек и лишь 5 % шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3 % шведских девушек и только 28 % россиянок, а возможность никогда не иметь детей – 38 % российских девушек и только 1 % шведских (О. Здравомыслова). Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношением к ним родителей и наблюдением за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.

Жить одному – это исторически новый феномен. Произошедшая резкая перемена проявляется особенно ярко в больших городах. Все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака» возрасте решаются жить одиноко. С точки зрения социальной инфраструктуры это становится возможным благодаря развитой сети услуг и технической помощи в больших городах. Одинокие люди принимают решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

Высокий уровень личностных и социальных проблем (негативное отношение к браку и представителям противоположного пола).

Эмоциональная зависимость от родителей, неготовность брать на себя ответственность.

Социальные и средовые факторы: плохое здоровье, бедность (легче прожить одному), непривлекательность, рост образования женщины (что меняет взгляды на представления о самореализации, ведет к стремлению состояться в профессиональной сфере, в области серьезных увлечений, и это уводит современную женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз), преобладающее число женщин в брачном возрасте.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин.

Вместе с тем проблема одиночества остается одной из малоизученных в отечественной психологии. В прежние времена одиночества в стране, кажется, вообще не было, поскольку была сплошь счастливая советская семья. Однако до сих пор об отношениях одиночек статистика не знает ничего. Большинство одиноких состоит, по-видимому, в более или менее длительных сексуальных отношениях с кем-либо. Многие проводят часть времени с партнерами, не отказываясь от собственной квартиры. Это повышает личную независимость и освобождает отношения от последствий неравномерного распределения работ по хозяйству между мужчиной и женщиной.

Следует добавить, что установка на одиночество, жизнь в моноварианте может и не быть пожизненной. Замечено, что у женщины она может измениться в 30–35 лет, у мужчин – в 40–45, когда предпринимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегестрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25 % пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

Неженатые пары – явление достаточно распространенное в современном индустриальном и урбанизированном мире. В Дании и Швеции уже в середине 70-х годов XX в. примерно 30 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. Поэтому небрачный союз в этой возрастной группе встречается чаще, чем формальный брак. В большинстве других европейских стран в этот же период только 10–12 % в этой же возрастной группе находились в сожительстве, но в дальнейшем число неженатых живущих совместно также возросло. Это относится прежде всего к большим городам и их окрестностям: в Париже в 1980 г. менее половины всех живущих вместе гетеросексуальных пар состояли в зарегистрированном браке. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели так называемую «несупружескую семейную жизнь». В нашей стране аналогичные данные отсутствуют, однако представляется, что по количеству незарегистрированных семейных пар мы ничем не отличаемся от других стран западного мира.

Является ли часто встречающееся незарегистрированное сожительство исторической альтернативой брачно-семейным отношениям? В данном случае верно как то, что это только предварительная стадия к последующему браку («пробный брак»), так и то, что это в некоторой степени альтернатива традиционному браку. Дело в том, что отношения в незарегистрированном сожительстве дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых совместная жизнь в «пробном браке» длится сравнительно недолго, брак или заключается, или прерываются отношения. В то же время увеличивается число случаев совместного сожительства, которое отличается от брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в длительных отношениях часто приветствуется.

Нормативная действенность законных браков отступает шаг за шагом. В Швеции добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом. Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. Женятся только по традиции. С браком ни в коей мере не связывают общественную санкцию на сексуальные отношения пары. Брак утрачивает значение узаконивающего сексуальные отношения пары гражданского акта. Аналогичная ситуация в Дании. Здесь совместному проживанию спустя некоторое время также придается законный характер путем заключения брака. Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98 % этих женщин все-таки выходят замуж, когда ребенок подрастает.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. 90 % женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но не обязательно с этим партнером.

Проанализируем доводы «за», которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

Такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа (пробный брак);

В случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости (пробный брак);

В таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте;

Незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях (несупружеская семейная жизнь).

Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т. е. можно и «тренироваться», и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму «тренинга» к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит его подготовка к браку. Собственно же «тренировка» заключается в построении отношений с братьями и сестрами, вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Одна из причин возникновения «пробных браков» связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.

Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень устойчивы и достоверны: известны и негативные, и позитивные варианты развития отношений.

В современной науке описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Обобщенный психологический портрет данной популяции характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

«Экспериментальные» формы жизни требуют более высокого уровня рефлексии и способности к общению, а также не в последнюю очередь сил, позволяющих противостоять давлению общественных норм. По этой причине их распространение не может не зависеть от социальной принадлежности и уровня образования.

Следует добавить, что кроме психологических есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и пр.

Сознательно-бездетный брак. 10 % женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России – до 1 %. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.

Рассмотрим проблему сознательно бездетного брака в контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения. На уровне семьи обнаруживается влияние таких факторов, как представления супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми и материальными условиями, характер распределения обязанностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления брачно-семейных отношений. На уровне личности выделяют следующие факторы: установка на деторождение, чадолюбие, отношение к трудностям, характер восприятия жизненных обстоятельств, мера ответственности.

В качестве первичных факторов регулирования рождаемости выделяют социальные и социально-экономические (общее положение дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и др.). К вторичным относят культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение общей и детской смертности, динамика и образ жизни, изменения в творческой насыщенности труда, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т. д.).

По данным О. Здравомысловой, лишь 24 % россиянок и 1 % шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью – главное предназначение женщины.

Таким образом, законы деторождения – социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом (формируется установка иметь детей) и индивидуальным (чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности).

Следует также отличать потребность самого индивида в детях и внутрисемейную (совместную мужчины и женщины, мужа и жены) потребность в детях. Семья – социальный институт, и ее жизнедеятельность, функции, потребности регламентированы явлениями иного социального порядка, чем действия отдельной личности.

Бывает также, что в случае отказа от детей индивид демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, но свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности, стимулированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иногда говорить не об отсутствии или наличии потребностей в детях, а о силе конкурирующих потребностей.

Кроме того, рождение ребенка – акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Распространен вариант, когда в семье появляется ребенок и родители сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу.

Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Поздний возраст вступления в брак;

Среди таких женщин выше процент разведенных, т. е. переживших неудачу в предыдущем браке;

Высокий уровень образования, наличие четко выраженных и устойчивых социально-психологических (внесемейных) потребностей;

Чаще всего это старшие или единственные дети в семье, рождение которых плохо отразилось на браке их родителей;

Более психически здоровы. Дело не в том, что все имеющие детей психически больны. Речь идет о тех случаях, когда неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, заведя ребенка. Вариант достаточно распространенный, фраза «заведи себе ребенка» легко узнаваема. Появляется ребенок, но проблемы-то никуда не ушли, более того, теперь они перекладываются на ребенка. Хорошо еще, если он оказывается послушным, нежным, добрым, хорошо учится, всем нравится. Беда начинается, если ребенок оказывается застенчивым, робким, изгоняется детьми из своего сообщества, не нравится учителям, не демонстрирует никаких особых результатов, пассивен, а то и плохо учится, непослушен и пр. Тогда он неминуемо превращается в «ты – мое наказание», он разочаровывает мать тем, что посредством его не удалось решить всего комплекса личностных проблем, они только возросли. В этом случае, возможно, лучше было бы вовсе отказаться от детей, чем воспитывать психологически ущербную личность;

Более андрогенные женщины;

Часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу (как, впрочем, и их мужья).

Идеология бездетных семей базируется на следующей аргументации:

Дети мешают супружеским отношениям (хотя эмпирически установлено, что это влияние противоречивое и слабое, т. е. корень не в детях, а в характере самих супружеских отношений);

Дети мешают социальной активности (это эмпирически подтверждается, но различия в социальной активности человека, имеющего детей, и бездетного не являются значимыми).

Такие бездетные семьи, вернее, в подавляющем количестве женщины, испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм («без детей нельзя»). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) ничем не хуже других, если при этом сам человек сознательно сделал свой выбор, несет за него ответственность и не испытывает психологического дискомфорта и мучений.

В обоснование этой позиции поднимем проблему детей-сирот при живых родителях, проблему матерей-отказниц (50 % из них женщины в возрасте до 25 лет, 70 % отказниц ведут асоциальный образ жизни), «подкинутых» бабушкам и дедушкам внуков, которых те привыкают называть матерями и отцами, проблему домашнего насилия в семье (вероятно, вначале тоже руководствовались принципом «без детей нельзя»). В периодической печати звучат слова о том, что в России террор родителей в отношении детей имеет масштабы национальной катастрофы.

Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отца несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль по отношению к ребенку, считая последнего менее счастливым. Но с этой оценкой не связаны ни мать, ни дети. Результаты лонгитюдных исследований показывают, что значимых различий нет.

Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Если отец чувствует, что не может полностью удовлетворить все потребности своих детей, он может пригласить домашнюю работницу для помощи по дому и присмотру за детьми. Но может ли она удовлетворить потребности ребенка в материнской ласке? Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям и от них самих.

Исследований, посвященных проблемам мачехи в семье, практически нет, хотя эта ситуация более известна в области брачно-семейных отношений.

В рассматриваемом нами контексте весьма актуальна проблема приемных детей. Для разведенного супруга, вступающего в новый брак, развод сам по себе, возможно, стал болезненным переживанием. Этот процесс часто сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. К тому же перед вторым супругом встает более трудная задача, чем перед первым. В отношениях нередко присутствует некий неуловимый подтекст: «Ты должен быть лучше, чем тот, кто был до тебя».

Женщина с детьми, выходящая замуж повторно, часто склонна обращаться с ними так, словно они – ее собственность. Это создает для ее нового супруга проблемы. Новые мужья сталкиваются и с такой проблемой: женщина может нуждаться в том, чтобы отчим продемонстрировал «твердую мужскую руку», проявил силу и авторитет, который он, естественно, не может сразу завоевать у детей.

Вхождение приемного родителя в новую семью может быть осложнено и другими обстоятельствами. За долгое время совместной жизни родители и дети обрастают семейными шутками и сленгом, которые могут быть непонятны приемному родителю и отдалять его от семьи. Почти в каждой семье формируются свои ритуалы, традиции. Все ее новые члены должны узнать и понять эти обычаи, иначе не миновать всевозможных бед.

Люди, готовящиеся к жизни в смешанной семье, должны постоянно помнить, что у каждого члена новой семьи была прошлая жизнь и многое из того, что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в прошлом.

Чтобы избежать подобных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны пересмотреть свои родительские позиции. Они должны воспитывать собственных детей и детей своего супруга, никем из них не пренебрегая и никого не обманывая.

Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.

Дети тоже полностью не свободны от воспоминаний, которые могут быть причиной старых обид; дети часто принимают сторону того или иного родителя. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону принимали. Их проблемы вовсе не исчезают от того, что на смену одному родителю пришел другой.

Трудности, поджидающие супругов в повторном браке, помимо всего прочего, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Если дети уже взрослые, то новый брак на них также может не повлиять.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака (по С. Кратохвилу):

Строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

Относиться с уважением к личной жизни партнера;

Открытость общения свободно и открыто выражать свои чувства;

Подвижность и гибкость ролевого общения;

Открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

Равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

Аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

Доверие.

Этот брак является исторически новым феноменом, так как для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на чувстве долга, то он по сути себя исчерпал. Кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы.

Однако необходимо осознавать, что любой сверхсвободный договор утрачивает силу, если один из партнеров, любящий другого, ясно понимает, что в личной жизни другого ему просто не остается никакого места, еще сложнее, когда на это место начинает претендовать кто-то третий, а человек не хочет отдавать другим то, что принадлежит ему.

Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8 %, в 1990 -14,6 %, в 1991 15,1 %, в 1992 16,6 %, в 1993 – уже 18,4 %. Непременно связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны, а из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру. Удовлетворенность браком в первичной паре в таких ситуациях тоже невелика.

Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго (порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровень близости и доверия в первичной паре.

В данном контексте интересна классификация видов неверности, предложенная Бернардом:

Случайные отношения вне брака;

Неверность в фантазиях;

Отношения интимные, но без секса (собственно интимная дружба).

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы XX в. в Скандинавии. В настоящее время альтернативные брачно-семейные связи характерны для 2 % населения США.

Исследования таких супружеских пар зафиксировали у партнеров меньшую связь с родителями в детстве и практическое отсутствие контактов с детьми.

Инициаторами данных отношений выступают обычно мужчины. Отмечается высокая самооценка браков в паре. Как показывают исследования, свингерство улучшает супружеские отношения на начальной стадии.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальность не является единым феноменом, ее истоки и формы многообразны. Несмотря на возможное генетическое предрасположение к гомосексуальности, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения. Спор о том, считать ли гомосексуальность врожденным заболеванием, свойством личности, стилем жизни или чем-то еще, вряд ли закончится в близком будущем. В США гомосексуальность еще в 1970 г. была исключена из списка психических заболеваний.

Необходимо отметить, что какое бы отношение ни вызывала гомосексуальность к себе в обществе, какими бы причинами ни детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно.

По данным некоторых исследований, жизненный путь и личностные особенности гомосексуалистов имеют свою специфику (дефицит мужского влияния в детстве; плохие отношения с отцами; особое влияние матерей, обладавших пуританским характером, у которых сыновья были любимцами, и они (матери) хотели быть в центре внимания сыновей; ранние гомосексуальные контакты с братьями/сестрами и сверстниками и т. п.), по данным других – никаких значимых различий в социализации лиц с гомосексуальной ориентацией не обнаруживается. Следует отметить, что в основном к участию в исследованиях привлекались мужчины.

Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности, монотония и пр.

Отношение к гомосексуальным парам различное и крайне выраженное: от смертной казни (Мавритания, Тунис) до официального признания такой пары семьей с юридической легализацией отношений (Дания).

Опасность представляет не сам по себе факт существования гомосексуальных пар взрослых партнеров, поскольку они не угрожают жизни других людей, а более высокая распространенность в их среде венерических заболеваний, к которым в последние годы присоединилось такое опасное заболевание, как СПИД.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны (коллективные семьи).

С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая большая семья), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих перед ними задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические способы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернативу семейному образу жизни.

Студенческие жилые сообщества обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить самостоятельно. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту. Социальная структура жилых сообществ отвечает притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные отношения. В настоящее время в университетских городках Германии около 30 % студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включает детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадиционного воспитания семей.

В. Сатир находит преимущество такого типа семьи в том, что ребенок видит перед собой разных людей с разными характерами. Главная проблема заключается, безусловно, в том, что между всеми взрослыми должны существовать хорошие отношения, для того чтобы такое общественное воспитание дало реальные результаты.

В жилых сообществах редко одна группа остается неизменной. В этом смысле жилое сообщество больше соответствует требованиям гибкости и мобильности, предъявляемым большей частью молодыми членами (например, чтобы облегчить перемену мест работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи с социальными и психологическими проблемами юности и молодости жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как этап социализации, когда результаты воспитания в малой семье частично корректируются.

Утопические представления вроде отмены парных отношений, свободной половой жизни и т. п. так, как их пытаются реализовать в групповом браке, терпят крах. Одна из причин – тот самый пресловутый эгоцентризм личности: возникает ревность супругов, детей. Для большинства людей невозможно любить чужих детей, как своих собственных. Хотя, разумеется, готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей.

Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей позволяет контролировать справедливое распределение работ по дому и уход за детьми.

В жилых сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица. Потому что в моменты отсутствия заработка или денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы.

Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что утрата законным браком его значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, кризис современной семьи сигнализируют о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Обсужденные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами брака и семьи. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с ней повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства.

Контрольные вопросы

1. Трудности при изучении психологии семейных отношений.

2. Основные изменения в представлениях, которые произошли в общественном сознании в отношении семьи.

3. Основные традиции русской семьи.

4. Виды нетрадиционных (особых) семей.

5. Альтернативы семьи по параметрам законности, наличия детей и стабильности.

6. Альтернативы семьи по параметрам мужской идеологии, сексуальной верности партнеров, гетеросексуальности и диадичности.

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способ­ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро­дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Исходя из результатов многочис­ленных исследований, прежде всего исследований Льюиса Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пунальальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья 10 . Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступе­ни человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заклю­чают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку было неведомо понятие родства в смысле его, человека, кров­нородственной связи с отдельными членами группы, а по­нятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто при­надлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает лю­дей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Это­му типу семьи все еще присущ групповой брак, однако прин­цип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно ска­зать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная се­мья, таким образом, представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми ока­зываются устойчивые и продолжительные связи между од­ним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к по­явлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасми­ческая семья, которая появляется на рубеже дикости и вар­варства и в которой один мужчина живет с одной женщи­ной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возник­шей во времена разложения родового строя, появления ча­стной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность от­цовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникно­вения новых форм человеческих общностей.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых по­ловых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мысля­щего существа он все больше стремился найти в своем по­ловом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак – это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их вза­имные права и обязанности.

В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак – самая распространен­ная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния .

Полиандрия – это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.

Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.

Полигиния – брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов.

Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные и сложные .

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной – семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

По количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более де­тей);

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;

По географическому признаку: сельская и городская семья.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

- детоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

- супружеская семья . По словам социолога С.И. Голо­да, в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т.е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья . Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных, моряков и т.д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья . Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% пред­почитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи (Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами// Семья и социальная структура. М., 1987).

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под од­ной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семь» характерны:

а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер се­мейной жизни и закрепление мужских и женских обя­занностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Патриархальный тип семьи необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отли­чие от семей первого типа без достаточных на то объек­тивных экономических оснований. Такой тип семьи со­циологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами се­мьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) об­суждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоциональная насы­щенность отношений.

Эгалитарная семья – это семья, основанная на демок­ратических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных – уже более 50% и семей переходного типа – 40% 11 . В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ре­бенка, его индивидуальности, воспитании чувства собствен­ного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга­литарной семьи стала новая система формирования семей­ных доходов: высокая занятость женщины в народном хо­зяйстве, стипендия или заработки детей служат экономичес­кой базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства, самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократи­ческих ролевых установках мужчины мало участвуют в веде­нии домашнего хозяйства.

ссмотрим эти альтернативные формы подробнее, но не в плане их пропаганды, т.к. наша задача понять эти точки зрения в полном объеме, ведь они уже существуют (нравится нам это или нет).
1.1. Одиночество . Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.
В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми". 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:
-рост образования женщины;
-преобладающее число женщин в брачном возрасте;
-распространенная точка зрения, что легче прожить одному.
Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.
1.2.Незарегистрированное сожительство . Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:
-такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");
-в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;
-в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";
-незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.
Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
2.0. Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины.
Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.
Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:
-поздний возраст вступления в брак;
-среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;
-высокий уровень образования;
-чаще это старшие или единственные дети в семье;
-более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);
-более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);
-часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.
Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:
-дети мешают супружеским отношениям;-
-дети мешают социальной активности.
3.0. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.
4.1. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.
Принципы открытого брака:
-строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;
-относиться с уважением к личной жизни партнера;
-открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;
-подвижность и гибкость ролевого общения;
-открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;
-равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;
-аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;
-доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.
Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.
5.1., 5.3. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.
5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.
6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.
7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!