Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Перспективный план развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Желаю всем творческих успехов!!! Коми республиканский институт развития

Шоколева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ «Школа №3» СП д⁄с «Березка»
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дата публикации: 04.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей по теме: «Развитие творческих

способностей у детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность»

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески

подходить к решению различных задач и без труда находить выход из

сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях

современного общества значение приобретает формирование человека не

только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует

развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это

актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько

сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой

самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной

стороны нашего общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности

ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его

реализации, в умении комбинировать свои знания и представления,

искренней передачи своих чувств.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре

следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает

открывать для себя окружающий мир.

Важная роль в процессе развития творческих способностей отводится

эстетическому

воспитанию,

занятиям

дошкольного

возраста

различными видами искусства и театрально-игровой деятельности, так как

творчество – постоянный спутник детского развития. В работе с детьми

возраста

предпочтение

отдаётся

театрализованной

деятельности,

потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши

охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются

в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Игра-наиболее

доступный

интересный

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная

игра как один из её видов является эффективным средством социализации

дошкольника.

театрализованной

осуществляется

эмоциональное

развитие, так же она способствует и речевому развитию, так как является

средством самовыражения и самореализации ребёнка. Театр является одной

красочных

доступных

восприятию

дошкольника

искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому

развитию

разностороннее

театрализованной

деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, не

ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при

этом удовольствие, радость.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может

удовлетворить разносторонние интересы детей.

Игра- драматизация близка и понятна детям. Литературное произведение

нравственную

направленность

честность,

смелость).

Благодаря

сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Каждая сказка

проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз

другая сказка) до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли,

которые он хочет. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания

героев сказок дети слушают произведения устного народного творчества,

литературные произведения. А так же рисуют и лепят сказочных героев.

В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра:

мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки

и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а

к концу учебного года – и с ширмой). Театр ложек и пр. Существенно

усложняются

театрально-игровые

дошкольников.

дошкольном возрасте дети стремятся создавать свои сказки, с интересом

готовят атрибуты к ним. Детям интересно самостоятельно делать персонажи,

маски, а потом обыгрывать их, придумывая новые сюжеты, диалоги. Иногда у

детей не хватает умений сотворить куклу (зверушку) для театральной игры

взрослые.

поддержке

взрослого

ребенок всегда чувствует себя успешным, а это важно для дальнейшего

развития личности.

стремится

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

любви, истине, справедливости.

Мастер – класс для родителей по теме «Развитие творческих

способностей у дошкольников через театрализованную

деятельность и ручной труд»

Цель: распространение и передача опыта, обучение техники изготовления

настольного театра из полосок бумаги.

Задачи:

- знакомство родителей со способами развития творческих способностей в

домашних условиях.

Научить делать настольный театр из полосок цветной бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход мастер – класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда»

Пошаговый процесс изготовления бумажных кукол

1шаг: приготовить бумагу нужного цвета, нарезать полоски разного размера

для разных частей тела (для туловища - самая большая, для головы

Поменьше, для лап, ушей и хвоста - маленькие)

2 шаг: нанести на полоске, которая предназначена для головы, глаза, нос и

3 шаг: склеить детали туловища, головы и лапок в цилиндры, уши хвосты в

петельки или вырезать их отдельными деталями

4 шаг: соединить детали между собой

5 шаг: обыграть изготовленную куклу

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но ручкам умелым не скучно никогда»

Желаю всем творческих успехов!!!

Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития.

Б. В. Асафьев

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества, таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств. Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, о бладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей, развития речи, художественно-эстетического и интеллектуального воспитания.

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении праздников. Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. В детском саду без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Дети не только участвуют на празднике, утреннике, но и показывают мини-сценки детям младших групп.

Начиная с младшей группы, нужно чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделять большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагать детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводить индивидуальную работу с детьми, поощрять участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. С возрастом задачи по театрализованной деятельности необходимо усложнять.

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).

Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

Ритмические минутки (логоритмика);

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Необходимо приобщать родителей к подготовке спектаклей: они могут помогать в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Родители являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (С фото)

Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..........................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…......................................................................................3
  2. Задачи проекта......................................................................................3
  3. Актуальность........................................................................................3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа...............................................................7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
  3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

Актуальность

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Этапы реализации проек та

I . Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта («Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»).

3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

4. Чтение и разучивание сказки «Теремок» по ролям.

II . Практический этап:

В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

  • Л. Выготского,
  • М. Каменской,
  • А. Брянского,
  • С. Рубинштейна.
  • О. Дьяченко,
  • Н. Ветлугиной и др.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой.

Проведение мероприятий:

В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

Спортивное развлечение «В гостях у сказки»

Для детей 1 младшей группы (Костырко Н.Н.), детей 2 младшей группы (Горшкова Е.К.) была показана сказка «Теремок».

Под руководством музыкального руководителя Зайцевой С.А. инсценирована музыкальная сказка «Репка».

III Презентационный этап :

Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

Формы рабо ты над проектом

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Научно-методическая работа

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых - Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Интерес для практических работников представляют и методические

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр» , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Материально-техническое обеспечени е

Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

Результаты проектной деятельности

Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н . Ф. Сорокиной)

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Исследования показали следующие результаты :

  • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
  • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень - 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад - 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
  • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

Мои воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Творчество без границ» и в областном конкурсе чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Ольга Величко

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность , верят в чудеса и задача педагога помочь малышам самореализоваться. Я в своей группе организовала театральный кружок . Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия . Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

Усложняю игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Во время взаимодействия с детьми создаю атмосферу творчества и доверия , давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развиваю умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказываю помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряю импровизацию, формирую умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества . Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка ; способствуют общему развитию ; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации . Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи , дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Приобщают детей к здоровому образу жизни.

Воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

Помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Список литературы

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 25.

2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель» , 2008. – С. 6.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 4-5.


Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Видео Все дети любят мультики, но все, что они видят - это готовая картинка, интересные герои и продуманный режиссером сюжет. Все же самое сказочное.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!