Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Мелкая моторика и ее развитие у детей. Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Этапы развития моторики руки

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Он развивается в хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным.
Координация "рука - глаза" появляется, когда младенец может видеть предмет, который находится у него в руке. Это происходит в возрасте 4-6 месяцев, когда ребенок может держать руки перед своим телом. Это - начало координации между обеими половинами мозга.

Для ребенка более трудно расслабить руку, чем сжать ее. Вначале ребенок очень сильно хватается за предмет и только позже он может научиться соразмерять силу хватки с предметом.

Переходы между сгибательными и разгибательными движениями настолько трудны, что ребенок не может свободно отпустить предметы до возраста примерно 12 месяцев, да и то только после серьезного обучения. После этого он часто получает удовольствие от игр типа "дай - возьми".

Каждый, кто проводит время с годовалым ребенком, вынужден время от времени поднимать с пола ложку или кубик - просто потому, что энергичный малыш любит все время швырять вещи на пол.
Таким способом малыш тренируется и проводит многочисленные эксперименты, связанные с тем, какой звук производит кубик, когда он ударяется об пол, сколько времени он падает и т.д.

Хватательный рефлекс является рефлекторным движением, которое активируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

Локтево-ладонная хватка появляется примерно в 3 месяца. Новорожденный держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно поло­ жить предметы себе в рот с помощью такой хватки и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки.
Локтевая: кость на той же стороне руки, что и мизинец; ладонная: ладонь этой руки.

Радиально-ладонная хватка видна примерно в 6 месяцев. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.
Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет четырьмя или пятью пальцами. Предметы не находятся больше внутри ладони.

Щипающая хватка наблюдается примерно в 11 - 12 месяцев. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы, лежащие на полу.

Верхняя хватка наблюдается между 1 и 2 годами. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

Хватка крест-накрест. Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой. Он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз.
Это - внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем. Это - большое моторное движение. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту же самую хватку с выпрямленным указательным пальцем.

Хватка щетки - между 3 и 4 годами.

Она также называется верхняя хватка пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука все еще повернута наклонно внутрь, но уже начинается движение в запястье.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте около 5 лет. Движение теперь становится все более ограниченным и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка.


Такое движение пальцев развивается последним, примерно в 5-летнем возрасте. Большой палец должен быть в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачивается, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами".

В возрасте 6-7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом и, например, есть ножом и вилкой.

Игры с мячом

Игры с мячом являются развитием ребенка типа "возьми и дай".
Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его.
Затем ребенок хватает мяч обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены.
Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу, бросает в направлении вперед и вверх.
Ребенок в возрасте 2 - 3 года не может бросать мяч в каком-то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч.
К пяти годам бросок мяча становится скоординированным и более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч.

Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:

Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку.

Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук.

Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу он использует при бросании мяча.
Тренирует чувство направления и того, как далеко он сможет бросить мяч.

Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

Многие дети могут получать удовольствие играя только одним мячом.

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки не достигла определенной зрелости.

1-2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет . Вырезает спиральные гирлянды.

Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.

Письмо

Наиболее трудным видом движений для ребенка является обучение письму. Ребенок со слабо развитой моторикой кисти руки должен значительно сконцентрироваться на "выписывании" слов и затем у него возникают затруднения с пониманием содержания. Если у ребенка недостаточно хорошо развита моторика кисти руки, то это повлияет на все результаты обучения его в школе.

Способность писать требует:

Хорошо развитой моторики кисти;

Явно выраженной доминирующей руки (правой/левой);

Координации между глазами и кистью руки;

Развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз (см. развитие зрения);

Восприятия и понимания картинок;

Распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;

Понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.

Школьник, испытывающий затруднения с письмом, не должен просто работать над навыком письма. Ему нужно заниматься (в том числе в игровой форме) так, чтобы тренировались упомянутые ранее навыки.

Порядок стимуляции кисти руки

Восприятие тела. Знание своего собственного тела, рук, кисти, пальцев, ногтей. Знание того, как называются эти части тела. Обучение с помощью игр и детских считалок.

Тактильная стимуляция. Тактильные ощущения в кистях рук тренируются с помощью различных материалов: песка глины, краски. Осязание является очень важным для развития способности оперировать правильным образом с достаточной точностью.

Кинестетическое восприятие. Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев.
Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен, не глядя на них. Научиться ощущать, что правое и что левое. Эти умения эффективно развиваются с помощью пальцевых игр и детских считалок.

Осмысленная хватка кистью. Тренируется с помощью таких материалов, как кубики, "Лего", различные конструктивные материалы и головоломки. Для этого можно также использовать рисование карандашом и красками, шитье, нанизывание деревянных бусинок на нитку и раскладывание деревянные бусинок квадратиками.

Противостояние большого пальца. Для того чтобы иметь возможность использовать кончики пальцев для осязания различных предметов, необходим большой палец, который может пододвинуть эти предметы к кончикам пальцев. Этот навык тренируется при помощи игр с пальцами, музыкальными тарелочками и куклами, одеваемыми на пальцы, глиной и с помощью резания ножницами.

Доминирование кисти руки

Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого, и каждое из них управляет противоположной стороной тела. У новорожденного нет доминирующей стороны - он не использует одну руку больше другой примерно до годовалого возраста. В 3 года ребенок определенно использует какую-то одну руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач.

Типы предпочтения рук могут быть разделены на:

Полностью праворукие дети

Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.

Полностью леворукие дети

Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.

Амбидекстры

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения.
Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.

Смешанное доминирование

Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.

Очень важно понаблюдать за ребенком и определить тот тип доминирования, который у него имеется, так как это помогает сделать так, чтобы доминирующая рука функционировала естественным образом во время выполнения различных действий.
Например, шестилетний Ричард, новичок в своей группе в центре дневного содержания, испытывает значительные затруднения с рисованием. Он судорожно держит мел вначале в одной руке, затем - в другой. Иногда он держит мел двумя руками. Этому сопутствует множество параллельных движений и гримас. После разговора с его матерью выяснилось, что она пыталась переучить Ричарда и заставить его пользоваться правой рукой. Следовательно, выяснение отношения родителей и их опыта к леворукости может дать эффективные результаты. В случае с Ричардом оказалось, что ему можно было помочь, так как у него было некоторое доминирование левой руки.

Потенциальные трудности для леворуких детей

Приветствие (рукой) и помахивание рукой может восприниматься с некоторой неловкостью.

Письмо в левом углу может быть более трудным, чем для праворуких детей.

Большинство ножниц и других инструментов выпускается для праворуких.

Выяснение типа доминирования у детей

С помощью выяснения того, какая предрасположенность унаследована. Есть ли у ребенка леворукие родители, бабушки или дедушки, братья и сестры?

Какой рукой пользуется ребенок наиболее часто?

Какой рукой ребенок в состоянии выполнять наибе трудные движения?

Какая рука наиболее быстрая и надежная?

Какая рука обладает наиболее развитой хваткой ручки столовых приборов?

Пользуется ли ребенок правой или левой рукой и степень доминирования этой руки можно увидеть, когда ребенок:

Сооружает что-либо из кубиков;

Причесывается;

Ловит мяч;

Чистит зубы;

Зажигает спичкой свечу;

Рисует кистью;

Сортирует маленькие предметы, такие, как бусинки, мешки и т.п.;

Нанизывает бусинки;

Играет, например, в теннис и настольный теннис;

Пользуется такими инструментами, как молоток и отвертка;

Режет ножницами.

Факторы, определяющие тип доминирования

В настоящее время никто не может дать точного объяснения, так как слишком мало известно о сложных процессах, происходящих в мозгу. У ученых есть целый ряд различных теорий на этот счет, но тем не менее существует несколько возможных объяснений этого явления:

Тип доминирования является наследуемой характеристикой и он может быть ассоциирован с определенными родственниками.

Многие люди становятся праворукими, так как именно для праворуких сконструировано большинство вещей.

Неосознанное подражание родителям или близкому для ребенка человеку.

Пальчиковые игры.

Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.

Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.

Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол - расслабиться.

Напряжение/расслабление.

"Сырые и вареные спагетти" ().

Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:

Упражнения для пальцев.

Игры с мячом.

Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.

Научить ребенка различать его правую и левую стороны.

Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.

Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней .

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж . Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев


  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка . Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев


Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев


«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома . Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.


Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, двигательной и , наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!