Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие ребенка в субкультуре детства. Феномен дошкольного детства

В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До 3-летнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Феномен (от греч.- являющийся) - необычное, особенное явление, редкий факт. Постижение смыcла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство - важнейшая задача педагога-исследователя. Ее решение позволяет oбpecти смысл и индивидуальный стиль научно-педагогической деятельности, определить приоритeтные направления развития теории и практики дошкольного образования.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни. Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира.

Основные характеристики ребенка – дошкольника таковы.

Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.

В дошкольном возрасте происходит социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Психологи подчеркивают непосредственность, импульсивность дошкольников, повышенную эмоциональность, чувства проявляются ярко: они быстро возникают и пропадают. Познание окружающего мира происходит в красках, образах, звуках. У ребенка преобладает потребность в ласке, привязанности.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка. В этот период ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. Поэтому в начале 4-го года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение так же, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте, возможно, сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна. Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование).

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в этом возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте, после 5 лет, в поведении ребёнка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше к себе. Взрослый должен представлять, что эмоциональная жизнь ребёнка такая же сложная, как у взрослых. Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относиться к детским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, тёплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребёнком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Учёные называют это «социальным экспериментированием». Дети начинают интересоваться особенностями личности окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности, возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребёнка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно решать правильно задачи этического воспитания.

После 5 лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте.

Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приёмы: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнёра в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Существуют концепции детства в психолого-педагогической науке, которые объясняют феномен дошкольного детства. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена) освещают следующие концепции:

Концепция Д.Б. Эльконина. Обoбщив идеи Л.C. Вьпотского o развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как coциaльно-психологичecкоe явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, coциaльныx, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой кyльтyры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценнocть феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д,И. Фельдштейна. B исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционaльно, детство - объективно необходимое состояние в днамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающем поколения к воспроизводству будущего общества.

Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального постоянного развития, когда биологические закономерности, связанные c возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют свoе действие, «подчиняясь» во все большей степени ретулирующему и определяющему действию социального.

Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на приpoдy детства находят в концепции педагога Ш.A. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и нaделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности способности, но есть и своя изюминка y каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия до6рожелательносги, то ребенок, став взpоcлым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой - таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем, так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я − Мир". Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Информационная среда оказывает существенное влияние на развитие старшего дошкольника на содержание его деятельности, предпочтения, идеалы.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных обществ.

Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живёт ребёнок.

Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки. Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребёнком новых сторон действительности.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Спецификой субкультуры в пространстве изменяющейся России является сочетание традиционных видов детской деятельности и появление новых предпочтений, таких как компьютер и компьютерные игры, просмотр взрослых телепередач, телевизионных шоу. Характерной чертой дошкольника является то, что ему больше нравятся современные популярные песни взрослого репертуара. Вместе с тем, для магнитогорских дошкольников по-прежнему интересна игра, рисование. Необходимо отметить, что дошкольников привлекают не только детские книги, но и разные энциклопедии, книги о животных.

Вопросы для самопроверки:

1. Ради чего каждому Человеку дается детство?

2. Необходим ли комплексный подход при изучении ребёнка – дошкольника в процессе педагогического исследования? Почему?

3. Что такое субкультура дошкольников? Назовите ее проявления.

Игра как форма детской субкультуры (теории происхождения, основные функции)

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это, прежде всего, игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением.

Некоторые исконно детские игры вошли в неотъемлемую часть детской субкультуры, будучи до того элементами карнавальной, игровой или ритуальной культуры взрослых. Такова, к примеру, игра "Жмурки", которая у славян восходит к языческому погребальному обряду (вряд ли случайно поэтому на языке криминальной субкультуры "жмурики" -- мертвецы, трупы). Черты собственно игры она обрела сначала в забавах молодежи и лишь в 60-х гг. XIX в. перешла в детскую игровую традицию. Поразителен в этой связи и социогенез известной в России и широко распространенной до недавнего времени детской игры-хоровода, состоявшей в следующем: мальчика сажают и поют:

"Сиди-сиди, Яша,

Под ореховым кустом,

Грызи-грызи, Яша,

Орешки каленые, милому дареные.

Чок-чок, пятачок.

Вставай Яша-дурачок,

Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут и откуда привезут?"

Мальчик должен с закрытыми глазами выбирать себе "невесту". Как показывает историко-этнографическое исследование, загадочный Яша есть никто иной, как архаичный ящер, а немудреная детская игра является трансформацией древнейшего языческого обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру, зафиксированного, кстати, и в многочисленных сказках.

Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых, по свидетельству активного "реставратора" народных игр В.М. Григорьева: "Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов религиозных представлений разных народов". Национальные библиотеки многих стран содержат тысячи изданий по игре, игрушке, играм детским, воспитательным, креативным, деловым, этнографическим и т.д. и т.п. Наиболее раннее из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А. Покровскому.

Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, в пении, в танцах, в воздаянии должного богам (т.е. в игре-ритуале). Аристотель наметил иную линию в развитии теории игры. Игра -- источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Так наметилась психотерапевтическая, оздоровительная концепция игры. Однако, подобно своему предшественнику, Аристотель отразил и философскую сторону вопроса. В «Поэтике» говорится о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта, а мы продолжим - для развития сознания, науки, культуры, для интеллектуальных и культурных «революций».

Интерес к игре особенно возрастает со времен Ренессанса, на заре нового времени - с пробуждением повсеместного интереса к личности, разнообразным видам, ее деятельности и творчества. В. Де Фельстре, Ф. Рабле, М. де Монтень видят в игре существенный; момент человеческой жизни. Многочисленные исследования по истории культуры этого периода демонстрируют и комментируют роль и игрового начала, в частности, ставшие хрестоматийными книга М.М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», Й. Хейзинги «Осень Средневековья». Предметом педагогического и морализаторского интереса становится детская игра как деятельная жизнь ребенка, в которой закладываются основы его технических навыков, знаний, моральных качеств (И.Г. Песталоцци, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), как «воспитание чувств» (Ф. Фребель). Вместе с тем предметом систематического научного интереса игра становится только с последней трети XIX в. Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения:

  • - игра -- высвобождение избыточной жизненной силы;
  • - игра основывается на инстинкте подражания;
  • - игра - удовлетворение потребностей в разрядке;
  • - игра -- упражнение на пороге серьезной деятельности;
  • - игра учит себя ограничивать;
  • - игра поддерживает собственную индивидуальность.

Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни ребенка, то нам думается, что прав профессор Л.Б. Ительсон, свидетельствующий: «... Здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков». Вслед за Ительсоном мы готовы сказать: прав Г. Спенсер, считающий, что игра есть способ изживания у ребенка излишков энергии; прав К. Бюлер, считающий, что к игре побуждает удовольствие; прав К. Гросс, утверждающий, что игра - это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д. Дьюи, доказывающий, что игра есть реализация ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов подражания и научения; прав З. Фрейд, полагающий, что игра - это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Существует высокая правда Л. Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и: практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее сродство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры -- один из, важнейших и сложнейших культурологических, психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования детей.

Консультация "Детская субкультура"

Очень часто родители не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предполагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на их "социальное причесывание".

Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Детская субкультура - это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Неинституионализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др.

Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
- детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
- увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
- способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в "страшные места" (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
- детская мода;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, "черный юмор", сказочный мир);
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.


Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья - защита и надежность).

Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы ("я - есть", "я - могу"), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В первую очередь - это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.

Детское коллекционирование.

Детское коллекционирование - это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.

Остановимся кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.

Детский фольклор

Например, стихотворение "Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять" было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)

Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре - считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.

Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка - это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.

Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.

Причем в 4-5 лет дразнилки обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.

В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.

Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).

Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.

Детское словотворчество.

Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.

Варит-варилка, лечит-лечилка.

Смеховой мир детства.

К нему относятся:

Перевертыши, нелепицы, небылицы - особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое представление об окружающем.

Страшилки.

До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки

В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).

Садисткие стишки .

Страшилка середины 80-х годов. Мнение о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие - говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному принятию ребенка в коллектив.

Коллекционирование и собирательство.

Коллекционирование - тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.

После 5 лет у детей появляются собственные сокровищницы.

Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) - представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.

Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Посещение страшных мест.

Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.

Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация - адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Социализация - это и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка:

Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Почему сейчас уделяется такое внимание детской субкультуре?

В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До трехлетнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы:

1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

2. Ребенок-дошкольник это личность в стадии становления, первоначального складывания личности.

3. В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Вегнера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Ребенок-дошкольник – это биосоциальное существо, отдельный человек, т.е. единичный представитель, индивидуальность, обладающая своеобразием.

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни (Л.С.Выготский). В детском возрасте действует закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо с качественно отличной психикой. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. Высшие психические функции первоначально возникают, как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Противоречие детства как социальной ситуации развития Д.Б.Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а непрямой связи с миром. Велик разрыв между реальным уровнем развития и виртуальной формой, с которой ребенок взаимодействует. Психологическими новообразованиями периода детства являются: возникновение абриса (абрис – контур) цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения;


возникновение личностного сознания; осознание своего места в системе отношений со взрослыми; осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности; интеллектуализация всех происходящих процессов. В развитии периода детства выделяются: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, активизации познавательной активности, интенсификации интеллектуального развития; линия перехода от эгоизма к децентрации.

Периоду детства присущи следующие особенности: фантазия; начальные этапы развития рационального и абстрактного мышления; возникновение способности устанавливать причинно-

следственные связи; ориентация на родителей; потребность в ограниченном и безопасном окружении; отношения со сверстниками приравнены к отношениям с родственниками; неожиданное поведение; впечатлительность от поступков взрослых; использование ролевых моделей поведения сверстников и родителей; интенсивное вовлечение родителей и других взрослых в познание окружающего мира.

Специальные исследования развития детей раннего возраста (Н. Аксариной, Н.Н. Щелованова, Г. Ляминой, Л. Н. Павловой, Н.Д. Ватутиной и др.) позволили установить, что это период самого интенсивного развития ребенка. До одного года у ребенка формируются сложнейшие эмоции и двигательные реакции. Развиваются понимание речи окружающих, контакты с близкими, собственная речь. Очень важно общение взрослого с малышом. Это общение должно быть интенсивным, разнообразным, эмоциональным. Наблюдения за развитием детей в домах ребенка, в проблемных семьях показали, чтопри отсутствии такого общения развитие ребенка резко замедляется. Дети становятся вялыми, часто болеют, капризничают без причин, поздно нчинают ходить и говорить. Это явление называется «госпитализм». Оно выражается в том, что ребенок получает от взрослого лишь терапевтический (госпитальный) уходи и со временем превращается в пациента больницы.

Положительные эмоции в общении формируют у малыша интерес к окружающему, вызывают желание действовать – подражать. Подражание – жизненно важная способность ребенка, а в процессе развития подражание помогает формировать речь, сложную моторику, представление о нормах поведения. Эмоциональное общение с окружающими в первые года для ребенка крайне необходимо, а для педагога это важное педагогическое средство.

После года параллельно с эмоциональным общением ребенок осваивает предметную деятельность и это существенно изменяет его индивидуальность. Дети становятся более самостоятельными,независимыми, формируются новые потребности (в новых впечатлениях, в активности, в общении с окружающими, а не только с близкими). Педагог должен знать потребности детей, так как они определяют их желания, интересы.

В раннем возрасте желания проявляются часто в форме аффекта, т.е. эмоционально ярко, неустойчиво. Родители в такой ситуации часто ошибочно полагают, что малыш капризничает, с желанием такое поведение не связывают. В результате до трех лет взрослые решают за ребенка, что он должен делать, как себя вести, с кем играть. Неверная педагогическая позиция в этом вопросе опасно, так как поощряет и закрепляет в поведении детей упрямство, эгоцентризм, строптивость и т.д.

Развитие ребенка в раннем возрасте отличается пластичностью, тягой к копированию, поэтому важна положительная личность взрослого.

Третий год жизни – возраст самостоятельности («Я САМ!»). Дети осваивают новые формы взаимоотношений с окружающими. Это сложная пора в развитии ребенка – «кризис трех лет» . Предметная деятельность помогает детям осваивать другие виды деятельности – игру, учебную деятельность. С освоением ребенком сложных предметных действий появляется возможность приучать малышей к культурно-гигиеническим навыкам, навыкам общения. Главное, чтобы педагог, взрослый опирался на внутренний мир ребенка, его активность. Тенденция развития ребенка раннего возраста может быть изображена в виде восходящей прямой линии. С года до трех лет дети осваивают взаимодействие с предметным миром и миром взрослых. Это возраст зарождения самостоятельности. Образовательные программы должны быть ориентированы на особенности активности детей, их интересы, желания. Педагоги должны профессионально представлять возрастные особенности, возможности детей, правильно использовать ведущие виды деятельности (предметную, эмоциональное общение) для воспитания, развития.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка, когда ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. /Поэтому в начале четвертого года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать, в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте возможно сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна.

Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование). Психолог Н.Н. Поддъяков обращает внимание, что в дошкольных учреждениях должны присутствовать две линии развития: линия саморазвития ребенка и линия активного влияния взрослого. В отечественной педагогике хорошо изучена вторая линия. Полноценное развитие в дошкольном детстве невозможно, если отсутствуют условия для самореализации.

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в это возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после пяти лет.

В старшем дошкольном возрасте, после пяти лет, в поведении ребенка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше – к себе. Необходимо представлять, что эмоциональная жизнь ребенка такая же сложная, как у взрослых. /Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относится к датским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, теплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребенком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности и возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребенка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно правильно решать задачи этического воспитания.

После пяти лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте. Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приему: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнера в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ. Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живет ребенок. Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки. Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребенком новых сторон действительности. Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в естественной половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее

функции первичной социализации ребенка.

Основные функции детской субкультуры . Основная функция детской субкультуры – социализирующая , и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах социоонтогенеза детское сообщество вместе (а порой и вместо!) с семьей берет на себя роли – обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира, это означает, что детская субкультуравыполняет психотерапевтическую функцию.

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные

современной цивилизацией.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которыепоявятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры. В ситуации «культурного взрыва», переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует потенциал предвосхищения траектории развития культуры.

Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура выделяет точки роста общечеловеческой культуры. В этом ее духовная миссия. По выражению

известного английского ученого У.Эмерсона, «дети – вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего».

Итак, детская субкультура, являясь особым смыслом детского бытия, имеет глубокое психологическое и социально-педагогическое значение. Однако, как показывают исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения.

Таким образом, современный дошкольник – это целый мир со своими представлениями, интересами, индивидуальными особенностями. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми, профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.

Возраст (по определению Д. Б.Эльконина) – это относительно замкнутый период, значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития. В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям: социальная ситуация развития;

ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Субкультура детства

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка «Я – Мир». Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Современное детство отмечено увеличением протекания хронологического периода. Реально, оно длиться подчас до 18-лет, вследствие социальных, демографических проблем, включающих в себя необходимость в усвоении новым поколением всё более усложняющейся и расширяющейся системы информационного потока. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры Детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская.

Специфическими проявлениями субкультуры российских детей дошкольного возраста мы можем назвать следующие: речевая деятельность ребёнка (словотворчество, сленг, стихи-дразнилки, считалки и т. д.), обычаи, коллективные игры, атрибутика, предметы собственных ценностей. Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7-10/11 лет), среднее звено (дети 11/12-15/16 лет - подростки) и старшее звено (16-18 лет).

Социогенетический анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, - детского сообщества, группы сверстников.

Детская субкультура (от лат. sub – под и cultura – возделывание, воспитание, развитие) – в широком значении – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка - все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б. Эльконин).

Это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении всего социогенеза, его составляют: традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978). Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как "Лапта", "Горелки" "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и многие другие (Детский поэтический фольклор, 1995; Мир детства и.., 1996).

Одна из важнейших черт детской субкультуры – наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. Д.Б. Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихся обнаружил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детского языка, например, при несовпадении грамматического и психологического подлежащего [Эльконин, 1998].

В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых, зачастую это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание: "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Более старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью - в письменном. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к автономизации детской субкультуры.

В отличие от взрослого, ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова, которая осела в нормативном словаре; подобно поэтам, дети снимают с родного языка закостенелые напластования и ищут первозданные его смыслы, делая слово живым и предметным, пластичным и вбирающим все возможные оттенки значения (Абраменкова, 1974; Чуковский, 1981).

Еще одна важная черта детской субкультуры - табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявления автономизации детской группы, особенно характерная для подростковой и юношеской среды, к сожалению, до сих пор не стала предметом внимания исследователей. Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе.

Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной). Однако смысловые акценты могут быть различимы, лишь исходя из внутреннего социокультурного контекста детского сообщества. Если в младшем школьном возрасте прозвище - это, как правило, печать яркой индивидуальности, а отсутствие его обидно, то у подростков оскорбительные прозвища - признак аутсайдера, но в любом случае: иметь прозвище - значит, быть замеченным сверстниками.

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиозные представления и духовная жизнь детей. Духовное нами понимается как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также и на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку собственных поступков.

Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, но и наиболее сокрытую часть от внешнего наблюдателя (не только взрослого, но и сверстника). Именно это имел в виду и об этом прекрасно сказал В.В. Зеньковский: "Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души, есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии - видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, - но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны" (Зеньковский, 1995. - С. 208).

В силу особой мифологичности детского сознания с верой в сверхъестественное, потребностью в обретении высшего средоточия целостного мира, его Творца, и Вседержителя каждый ребенок естественно религиозен. Даже в том случае, если ребенок отлучен от религиозной традиции, как подавляющее большинство детей России постреволюционного периода, потребность в "горней сфере", поиск эмоциональной связи с высшим, живое богообщение свойственно детской душе в полной мере, подобно душе первобытного человека [Тайлор, 1989; Топоров, 1995].

Смеховой мир детской субкультуры.

Шалуны и озорники в детской субкультуре вполне вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения-приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Эти дети с выраженным чувством юмора умеют видеть смешное в самом серьезном, представлять ситуации в самом неожиданном свете и тем вызывать к ним повышенный интерес окружающих. "Работая на публику", шалуны включают в орбиту своих экспериментов вялых, безалаберных или трусливых детей, потешаясь над ними, заставляют их двигаться, обороняться. Известный педагог Ш. Амонашвили придавал шалунам большое значение в педагогическом процессе, подчеркивая в них остроумие, сообразительность, жизнерадостность, умение применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений. В его книгах есть немало страниц, представляющих собой своеобразную "хвалебную оду" шалунам: "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, Проявлять новаторство, педагогическое дерзание" (Амонашвили, 1983. - С. 26). Воистину, шалуны - двигатели педагогического прогресса!

Таким образом, смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

В современном обществе существенное влияние на субкультуру детства оказывает аудио- и видео-средства массовой информации. Неограниченное господство экрана (как телевизионного, гак и компьютерного) вторглось в сферу человеческого существования. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором. Экранная культура посредством оптических эффектов, «клиповости» и др. трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (визуальную) реальность, погружая ребенка в особые, измененные состояния сознания.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!