Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что должен знать и уметь ребенок 3 4 лет. Новое в физическом развитии

Наверное, каждый современный родитель стремится, чтобы его маленький человечек был самым сообразительным, самым способным, самым находчивым, самым умным и еще много разных «самый». Мы уделяем максимум внимания его развитию, его обучению. Мы отвечаем на вопросы, которые он задает. Мы покупаем различные книги с увлекательными развивающими заданиями и т.д. Все это, безусловно, замечательно, здорово и полезно.

Но как же понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо, а на что следует обратить внимание. Для этого необходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.

Что должен уметь ребенок 3-4 лет

Физическое развитие

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

Конструирование

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Математика

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, над - под; понятия времени суток: утро - вечер - день - ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях

1. Ребенок называет свой город (поселок). Называет свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи.

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных).

5. Имеет представления о некоторых профессиях:: врач, учитель, воспитатель, повар, шофер, машинист.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда

Социально-игровая деятельность

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр - актеры - зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо - громко, быстро - медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать , одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на , застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до . К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Эвелина Гафарова (Мелгазиева)
Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»

Что должен уметь ребенок 3-4 лет

Физическое развитие

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях

1. Ребенок называет свой город (поселок).

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда

Социально-игровая деятельность

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок» Подготовка к детскому саду. Что должен уметь ребёнок. Готовимся к решительному шагу. Заранее знакомьте ребёнка с детским садиком в который.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок 5 лет?» Вашему ребенку исполнилось пять лет, а значит появилась прекрасная возможность помочь ему развивать свой интеллект. Развитие ребенка идет.

Консультация «Что должен знать родитель и уметь ребенок» Прежде чем отдать ребенка в детский,каждый из родителей начинается задумываться о том,а что должен уметь ребенок? Конечно,каждый ребенок,индивидуален.

День открытых дверей. Концерт-презентация «Здоровый ребёнок - в общество» Концерт- презентация «Здоровый ребёнок – в общество» В зале оформлена выставка детских работ на тему: «В здоровом теле – здоровый дух».Гости.

Консультация для родителей «Должен ли отец играть с ребенком?» Консультация для родителей «Должен ли отец играть с ребенком?» У меня есть папа! Спросите,какой он? Самый СИЛЬНЫЙ папа, Самый ХРАБРЫЙ воин.

Вот и пролетели целых три года! Ярких, насыщенных, неповторимых! Ваш ребенок превратился в полноценную личность со своими характером, привычками, темпераментом, у него свои особенности фигуры, поведения. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями. За эти годы малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным. Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?» Порой его многочисленные вопросы ставят вас в тупик, а порой от их количества в вас голова идет кругом. Наберитесь терпения, не стоит прерывать ребенка, его стремление познать новое в окружающем мире закономерно, а ваша резкость может подавить в малыше его познавательные устремления, и это может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии крохи. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого. Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость. В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили.

Что новенького

В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4–6 составляющих.

Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре).

Может назвать знакомые геометрические фигуры. Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).

Различает предметы по величине - маленький, средний, большой. Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.

Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали - например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.

Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.

Во время рисования малыш может подражать письму взрослого. Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.

В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны). С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании.

Способен также к длительным играм с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки. Концентрируется на заданиях более длительное время.

Развитие нервной системы у ребенка в три года

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

От 3 до 6 лет в жизни ребенка - дошкольный период. Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6–7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Ведущей деятельностью этого возраста является игра, поэтому неслучайно его еще называют «возрастом игры». Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода:


  • Младший дошкольный возраст 3–4 года.

  • Средний 4–5 лет.

  • Старший 5–6/7 лет.

В младшем дошкольном возрасте ребенок, играя, воспроизводит действия с предметами, которые ему знакомы. Но эти действия не ведут к развитию сюжета игры, впрочем, ребенок и не имеет такой цели.

В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми. Дети играют в так называемые ролевые игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, они являются средством реализации роли, способствуют развитию сюжета. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях.

Детям предлагаются игры, которые:

В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Развиваются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности, моделируя жизнь взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны и другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук. Это дает возможность ему совершенствовать изобразительную деятельность. Большинство детей этого возраста рисует с большим энтузиазмом. Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда. С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Обязательно читайте малышу сказки и стихи, а потом просите пересказать их.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции.

Кризис трех лет

Кризисов, которые будет преодолевать (и уже преодолел) ваш ребенок, на самом деле не так уж и мало: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, всем известный кризис подросткового возраста. Нужно отметить, что названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни.

К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку и спокойствию?

Три года - возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Всё это объясняется тем, что в возрасте 3–5 лет ребёнок пытается занять своё место среди людей. Он пытается осознать свою индивидуальность и свои отличия от других детей. Он ощущает себя личностью и делает всё, чтобы взрослые воспринимали его как равного. Именно в это время маленький человек пытается найти те занятия, которые ему по душе. Ему хочется во всё быть как взрослые, а тот факт, что они всегда и во всём ему помогают, и приводит его к негативу. Изменением поведения формируется характер, волевые качества. Появляется гордость за свои успехи, желание помочь, самостоятельность, чувство долга. И дело даже не в том, как протекает этот период, а какие изменения он повлечёт в характере ребёнка. А вот как долго будет длиться процесс и как болезненно для ребёнка зависит напрямую от родителей, их методов воспитания. Наказания и запреты без причин, ограничение самостоятельности, подавление инициативы могут быть причиной острого протекания данного периода.

Полезно знать

Кризис 3 лет у детей - серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.

Признаки кризиса 3 лет


  1. Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

  2. Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

  3. Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

  4. Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

  5. Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

  6. Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

  7. Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Кризис 3 лет у ребенка - это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Полезно знать

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Спокойствие, только спокойствие

Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

Метод проб и ошибок

Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.

Свобода выбора

Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет. Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта на выбор: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются. Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь. Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она добивается. Например, «ни в коем случае не ложись в кровать», «ты не должен спать», «не ешь этот суп». С маленьким упрямым трехлеткой этот способ нередко срабатывает. Однако стоит ли им пользоваться? Даже со стороны он выглядит весьма неэтично: ребенок - такой же человек, как и вы, однако, пользуясь своим положением, опытом, знанием, вы обманываете и манипулируете им. Кроме вопроса этичности, здесь можно вспомнить и другой момент: кризис служит развитию личности, формированию характера. Научится ли чему-то новому ребенок, которого постоянно «обманывают» таким образом? Разовьет ли он в себе нужные качества? В этом можно только сомневаться.

Игра

Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Родители могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Мир познаёт через игры. Не забывайте об этом. С помощью игры можно не только научить его этикету или правилам поведения, но и заставить его делать то, что он не хочет. Например, если он отказывается кушать, то предложите покормить игрушки, которые будут есть только вместе с ним. Используйте это.

Возрастной кризис - переломный период в жизни ребенка. Ему как никогда нужны будут ваша любовь, забота и нежность. Поэтому не скупитесь, дайте почувствовать, что он любим вами.

Физическое развитие ребенка в 3 года


Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.

Перепрыгивает через линию на полу. К трем годам, а зачастую и ранее самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку. Может спрыгнуть с последней ступеньки, держа две ноги вместе.

Бросает и ловит мяч. В 3,5 года все дети должны ловить мяч, брошенный с расстояния в 2 метра.

Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Если у малыша нет велосипеда, проверить координацию можно с помощью теста.

Тест
Если показать и хорошо объяснить, малыш может выполнять одновременно два различных действия - топать ногами и хлопать руками.

Навыки ребенка в 3 года

Сам одевается и обувается. Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно. Умеет складывать свою одежду перед сном.

Замечает беспорядок в своей одежде. Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания. Умеет вытирать ноги при входе в квартиру. Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Некоторые дети сами чистят зубы, но большинству еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку. Вставляет ключ в дверной замок (с двух лет), поворачивает ключ в дверном замке. В повседневной жизни семьи активен: любит помогать взрослым при уборке в доме, совершении покупок, работе в саду и огороде. Можно доверить ребенку нести посуду и накрывать на стол.

Регулирует свои физиологические потребности - ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание), кроме пользования туалетной бумагой.

Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки.

Игра ребенка в 3 года

Собирает пирамидку из восьми - десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Строит башню из восьми-девяти кубиков.

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др.

По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки). При вложении фигур уже не должен использовать грубую силу. Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету. Но еще может потребоваться помощь для закрывания матрешки и совмещения рисунков на ее двух половинках.

При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать более сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

В этом возрасте уже можно начинать покупать ребенку простейшие настольные игры.

Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль: «Ты будешь зайчиком». Охотно выполняет поручения в игре. Соблюдает правила в подвижных играх. Во время игр с детьми демонстрирует понимание очередности. Появляется склонность иметь друзей. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Для дальнейшего развития ребенка полезно организовать общение с другими детьми и посещение детского сада. Как указывалось ранее, девочки лучше привыкают к детскому саду. Для мальчиков - начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я - мама», «я - доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул - машина, кубик - мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев. В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты?» Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

Рисует
Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца, нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко). По показу может нарисовать крест, но скопировать его может еще не каждый ребенок. Копирование отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу.

После вашего показа начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» - человечка без туловища.

Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Начинает закрашивать рисунки. Проявляет интерес к рисованию, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Называет их в ответ на вопрос: «Что это?» Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что-то сделать.

Психическое развитие ребенка в 3 года

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор - смеется, недоумевает. Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.).

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный - безопасный, вредный - полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев». Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех-пяти этапов. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Делает попытки наводить вокруг себя порядок. При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам». По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест
Положите на стол один предмет (лучше всего конфету), а с другой стороны - несколько конфет; затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?» В дальнейшем представление о числах расширяется. Ребенок показывает и говорит: «Один, два, три, много, мало».

Начинает различать правую и левую сторону, хотя еще может ошибаться. Ведущая рука (праворукость или леворукость) определяется в интервале 20 месяцев - 4 года. На втором полугодии жизни может быть преходящая леворукость у праворуких детей.

Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими. Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать. Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы».

В этот возрастной период ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в четырех цветах. Начинает различать черный и белый цвета, подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 2–3 (иногда больше) цвета.

С большим интересом слушает сказки, имеет наиболее любимые и требует повторять их снова и снова. Любит смотреть телевизор.

Активная речь ребенка в 3 года

В три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких-либо отклонений в развитии должны соответствовать нижеуказанным требованиям.

Называет по картинке некоторых животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д.

Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое».

Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Обычно фразы состоят из трех-четырех слов. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам. Речь ребенка должна быть понятна посторонним. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

Внимание!

Если в 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), то необходимы срочная консультация невролога и занятия с логопедом (даже если ребенок благополучно прошел профилактический осмотр «официального» логопеда).

В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок. Появляются словотворчество и склонность к рифмовке. Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» Называет не только свое имя, но и фамилию. Называет друзей по имени.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» Сначала только показывает на пальчиках, а несколько позднее начинает и называть свой возраст. Знает свою половую принадлежность. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол окружающих.

Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.

Режим ребенка в 3 года

Сон ребёнка в 3 года практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час-два укладывать трехлетнего ребёнка спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём - систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену: малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет.

Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.

В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет. Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром - после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.

Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).Для профилактики заболеваний лучше повесить для ребёнка отдельное полотенце. Покажите ему, где оно висит и регулярно меняйте его на чистое.

3 года - время, когда большинство деток отправляется в сад. Все малыши индивидуальны, а поэтому решать, можно отдавать ребёнка 3 лет в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора - конечно, ребёнок пойдет в детский сад. Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития - ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким. Необходимо заранее приучать малыша к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые впечатления, новые лица, игры с одногодками.

Полезно знать

Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня. Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.

Как кормить ребенка в 3 года

В три года ребенок становится все более активным. Питание ребенка должно быть правильным, сбалансированным, разнообразным. Многие родители ошибочно считают, что с 3 лет ребенку пора есть все блюда с взрослого стола. Но пищеварение в этом возрасте еще не достаточно развито и необходимо продолжать внимательно относиться к питанию. Переводить полностью ребенка на взрослый стол не стоит. Гораздо проще поступить мудрее - всю семью перевести на здоровое питание, установив тем самым общее меню для детей и взрослых.

Однозначно нет нужды больше использовать блендер при приготовлении детских блюд. Еда должна быть кусочками, заставлять жевательную мускулатуру работать и укрепляться. Но жесткой пища быть не должна, ребенок не сможет хорошо ее пережевать или совсем откажется от такой еды.

Питание детей 3 лет - это ещё и самостоятельность. Раньше малыш предпочитал открывать рот, видя подносимую ложку, или размазывать пюре по окружающим его поверхностям. Становясь старше, он с удовольствием демонстрирует навыки самостоятельного владения ложкой, любит кушать за одним столом с взрослыми, имитирует процесс принятия пищи, играя с другими детьми или любимыми игрушками.

Режим дня ребенка 3 лет должен содержать не менее 4–5 приемов пищи с интервалом в три - четыре часа:


  • Завтрак.

  • Второй завтрак может выглядеть в виде перекуса.


  • Полдник

  • Ужин.

Пища переваривается в желудке ребёнка в среднем в течение 3,5–4 часов, поэтому интервалы между приёмами пищи должны быть примерно равны этому времени. Для детей 3–4 лет наиболее физиологичен режим с четырёх разовым приёмом пищи: в 8 часов утра - завтрак, в 12 - обед, в 15.30 - полдник, в 19 - ужин. Общий объём пищи на целый день составляет в среднем: для детей в 3 года - 1500–1600 г, для детей в 4 года - 1700–1750 г. Общая сумма калорий должна составить примерно 1540 ккал.

Полезно знать

важно соблюдать меру - не перекармливайте ребенка. Давно уже прошли те голодные времена, когда упитанный - значило здоровый. Ребенок не может и не должен съедать взрослую порцию. Пожалейте ребенка - привычка переедать в дальнейшем может вызвать множество проблем, как медицинских, так и психологических.

Что должно быть в рационе ребенка трех лет

Мясные продукты - в количестве 70 грамм в день. Употреблять ежедневно. Это может быть кролик, телятина, нежирная свинина, печень, а так же мясные изделия высшего сорта: детские молочные сосиски, сардельки, докторская вареная колбаса. Копченые мясные изделия карапузам противопоказаны.

Из рыбы и рыбных блюд (к примеру, рыбных котлет) в количестве 60–70 грамм в день. Употреблять два раза в неделю. Обязательное условие: рыба должна быть тщательно отделена от косточек.

Из молока и молочных продуктов, которые необходимы малышу ежедневно. В состав этого ценного продукта входит кальций и легкоусвояемый белок, которые очень важны для роста и развития ребенка. Можете удивить малыша новыми для него блюдами: ленивыми варениками, сырной массой, творожной запеканкой и т.д.

Каши - которые желательно подавать малышу на завтрак ежедневно. Почему именно утром? Да потому, что крупы, из которых готовятся каши состоят из полезных пищеварительных волокон, которые улучшают работу пищеварительной системы, содержат витамины, ряд микроэлементов, которые дают малютке заряд энергии на весь день. Трехлетнему малышу полезно кушать овсяную, гречневую, перловую, пшеничную и ячневую кашу, сваренную на воде или на молоке.

Вареные яйца. В сыром виде яйца малышу давать противопоказано.

Овощи - которые необходимо употреблять малышу в количестве трехсот грамм ежедневно. Это должна быть картофель, свекла, морковь, лук в вареном или тушеном виде. Из овощей можно приготовить винегрет.

Мучные продукты - хлеб, макароны, блины, оладьи, галетное и овсяное печенье, которые необходимо малышу в количестве сто грамм в сутки.

Фрукты - яблоки, груши, сухофрукты, бананы.

Питье - натуральные соки, какао, компоты, морсы, чай. Давайте малышу пить по мере его просьбы, особенно в жаркое время года. Не рекомендуется газировка, соки все же лучше и полезнее разбавлять водой.

Обычно именно в возрасте трех-четырех лет происходит первое знакомство ребенка со сладостями - если, конечно, родители не являются их принципиальными противниками. Нет большой беды в том, чтобы иногда дать малышу конфету (хотя мед все же полезнее), но не стоит делать это в промежутках между кормлениями. Еще полакомиться можно мармеладом или зефиром. Шоколад можно давать в ограниченном количестве, если на него нет аллергии.

Полезно знать

Нельзя давать на ночь детям сладости, так как кислота, образующаяся в полости рта после сладостей, способствует кариесу зубов.

Вместо конфет можно предложить ребенку сухофрукты. Они прекрасно подходят детям, богаты минеральными веществами, такими как калий, кальций, железо и магний, но и обладают некоторыми целебными свойствами. Курага полезна для сердечно-сосудистой системы, и помогает при запорах, а сушеную грушу рекомендуют при расстройстве желудка и склонности к поносам.

Полезно знать

При покупке сухофруктов не гонитесь за красивым внешним видом - для улучшения товарного вида продавцы часто обрабатывают сухофрукты диоксидом серы или химическими красителями.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:


  • Мясо - 100–140 г.

  • Рыба - 50–100 г.

  • Яйцо - 1/2–1 шт.

  • Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир - 600 мл.

  • Творог - 50 г, Твердый сыр и сметана - по 10–15 г.

Не менее важную роль в организме играют углеводы - это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда. При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности. В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме. Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:


  • Крупы, бобовые, макаронные изделия - 60 г, Мука - 30 г.

  • Овощи - 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат), Картофель - 150–200 г.

  • Фрукты и ягоды - 200 г.

  • Сухофрукты - 15 г.

  • Хлеб - 80–100 г.

  • Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) - 60–70 г.

  • Чай (заварка) - 0,2 г.

Третьим важным составляющим являются жиры. Их роль для организма не переоценить - они источник энергии, полиненасыщенных жирных кислот, жирорастворимых витаминов, выполняют белоксберегающую функцию. Не стоит употреблять жиров больше нормы, ведь они имеют высокую калорийность, легко нарушают работу органов пищеварения. Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать жиров: Растительное масло - до 30 г, Сливочное масло - до 10 г.

Полезно знать

Самыми вредными являются жиры, образующиеся при нагревании растительного масла. Поэтому, что действительно нужно ограничить в рационе ребенка - так это жаренную в большом количестве масла пищу (чипсы, картофель фри, фаст-фуд), а также маргарин и все продукты, приготовленные с его использованием - печенья, выпечки.

Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.

Рецепты:




Состав на 500 г (три небольшие порции):

  • 120 г лапши или макарон или вермишели.

  • 180 г творога 9% (1 пачка).

  • 1 яйцо.

  • 2 столовые ложки сахара.

  • 10 г сметаны.

  • 1 ст.л. панировочных сухарей.

  • Сливочное масло для смазывания формы.

  • Сметана для подачи.

Вскипятите в небольшой кастрюльке литр воды, немного её подсолите. Отварите лапшу в кипящей воде до готовности по инструкции на упаковке (обычно лапша вариться 8–10 минут). Слейте воду, лапшу переложите в большую чашку.

Добавьте в горячую лапшу творог и сахар, перемешайте их ложкой, пока у творога не останется крупных кусочков.

Добавьте яйцо и еще раз все перемешайте.

Смажьте форму маслом и посыпьте сухарями дно и бока формы, излишки сухарей стряхните. Выложите лапшу с творогом в форму и разровняйте. Смажьте запеканку сверху сметаной и посыпьте немного панировочными сухарями.

Духовку заранее разогрейте до 200 градусов. Поставьте запеканку в духовку и запекайте примерно 30–35 минут, пока запеканка не подрумянится. Достаньте запеканку и дайте постоять ей минут 15, затем разрежьте на кусочки и подавайте со сметаной.

Как развивать ребенка в 3 года

Любые занятия с ребёнком 3 лет следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы ребенок в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» - это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша - дарите ему открытки или самодельные медальки. Можно в конце цикла занятий сделать грамоту, подписать и наградить ею детку.

Используйте различные дидактические пособия - книги-раскладки, лото или домино с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, книги с окошками, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года). Наборы для аппликации песком, бумажные аппликации. Можно предложить ребенку детские ножницы - в три года дети начинают вырезать простые фигуры, в целях безопасности пусть игры с ножницами проходят под вашим наблюдением.

Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски. Для рисования отлично подходит мольберт. Очень удобно использовать бумагу в рулонах, её можно раскатывать на полу и создавать больший простор для творчества.

Какие игрушки выбрать для ребенка в 3 года

В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам. Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.

Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.

Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.

Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.

Достаньте проектор...

Полезно знать

Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.

Подвижные игры

Пример таких игры:
Ходить, как гуси или другие животные.
Ходить на четвереньках.
Заниматься на шведской стенке или на целом домашнем спортивном комплексе - с кольцами, трапецией, перекладинами, веревочными лестницами, канатом.
Играть в волейбол надувным или воздушным шариком.
Играть в боулинг.
Ходить с мягкой игрушкой или книгой на голове.

Нужно ли идти в поликлинику в 3 года

В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр - диспансеризация, особенно если он идет в детский сад.

Медицинский осмотр в три года включает в себя:


  • Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога, возможно гинеколога.

  • Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).

Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года никаких плановых вакцинаций не проводятся.

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!