Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ребёнок в нетрадиционной семье: опыт ГерманииОднополым парам здесь разрешено официально регистрировать свои отношения, но для них остаётся много других запретов. Нетрадиционные семьи

Все традиционные семьи традиционны одинаково. Каждая нетрадиционная семья нетрадиционна по-своему.

Вот, например, Исса и Марьям. Они живут в Назрани, Ингушетия. Иссе пятьдесят три года, Марьям пять лет. И они уже три года живут вместе, потому что у Марьям умерли родители, а Исса ее родной дядя.

На Кавказе так принято: если умирают родители, то ребенка забирает кто-то из близких родственников. Исса - самый близкий. К тому же другие родственники не спешили забрать Марьям, потому что у родителей ее был ВИЧ и у самой Марьям ВИЧ с самого рождения. А Иссе не страшно, потому что у него и у самого ВИЧ. Я не знаю, откуда. Может быть, употреблял наркотики, может быть, сдавал кровь за деньги, может быть половым путем - я не знаю. Я знаю, что сейчас он аккуратно пьет антиретровирусные таблетки и собирается жить долго. И это именно он ездил с Марьям в Усть-Ижору и лежал с ней в клинике, чтобы и Марьям тоже выписали антиретровирусные таблетки и чтобы она тоже жила долго, потому что Исса ведь научит ее принимать антиретровирусные таблетки аккуратно.

Они могли бы быть вполне счастливы, эти двое. Эта семья. Если бы только органы опеки разрешили Иссе удочерить девочку или хотя бы оформить над нею опеку. Но разрешения не дают. По закону (принятому в середине девяностых, когда еще не было антиретровирусных таблеток) людям, живущим с ВИЧ, нельзя усыновлять детей, даже если это ВИЧ-положительные дети. А не отбирают Марьям у Иссы просто потому, что в Назрани некуда везти ВИЧ-положительного ребенка. И еще потому, что у ингушей довольно сильна земляная уверенность в том, что сироту должны воспитывать близкие родственники. А ближе Иссы никого нету. Вот так и живут на птичьих правах - Исса и Марьям.

Или вот Алексей, Ева, Маша и Катя - тоже семья. Алексей и Ева - муж и жена. Катя их общая дочка. А Маша - Евина дочка от первого брака. И Алексей не может удочерить Машу. Хотя и любит как родную, и она его тоже любит, и зовет папой. У Алексея высокооплачиваемая работа в крупной компании, хорошая квартира, загородный дом. Но никто не разрешит ему удочерить Машу, потому что по закону (принятому в середине девяностых, когда не было еще антиретровирусных таблеток) людям, живущим с ВИЧ, нельзя усыновлять детей, даже если усыновляемый ребенок - родная сестра твоего родного ребенка.

Ну, да - у Алексея ВИЧ. Но он аккуратно пьет антиретровирусные таблетки, вирусная нагрузка у него ноль, иными словами, он никого не может заразить. Настолько не может, что вот же родилась у них с Евой совершенно здоровая Катя. То есть родных детей ВИЧ-положительным людям рожать можно, а усыновлять детей нельзя. И никому это не кажется абсурдом почему-то.

Или… ну, про Светлану Изанбаеву, которая два года добивалась права опекать несовершеннолетнего родного брата, когда тот остался сиротой, вы наверное слышали. А есть еще как минимум 600 (шестьсот) ВИЧ-положительных людей, которые хотели бы усыновить ребенка. У всех разные обстоятельства. Кто-то, как Исса, должен удочерить осиротевшую племянницу. Кто-то, как Алексей, хочет удочерить ребенка жены от первого брака, чтобы Маша не спрашивала, почему сестру Катю приглашают к папе на работу на новогоднюю елку, а ее, Машу не приглашают. Кто-то работал волонтером в Усть-Ижоре и хотел бы забрать ребенка, который и так уже как родной.

У всех разные обстоятельства, но их шестьсот человек - только тех, что написали письмо в Минздрав, дескать, раньше ВИЧ-положительных детей усыновляли американцы и французы, теперь никто не усыновляет, так дайте же хоть нам.

Вот уже лет десять как ВИЧ не является смертельным заболеванием, а является хроническим.

Вот уже лет пять как все мои ВИЧ-положительные друзья и знакомые рассобирались помирать, понарожали детей и живут счастливо, в той мере, в какой можно жить счастливо в нашем Отечестве.

Да и все ваши ВИЧ-положительные друзья и знакомые… У вас нет ВИЧ-положительных друзей и знакомых?

Вы ошибаетесь. Они у вас есть.

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание 1

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной . К неполным семьям предъявляются особые требования. Можно выделить три типа таких семей:

1 первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2 второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

3 третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи- В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными . По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.

Семья, берущая ребенка на воспитание , - другая форма смешанной семьи . Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку суще
ственно трансформируется. Подобные изменения в значитель
ной мере имеют отношение к трансформации социокультурного
характера феномена «молодежи».

И в России и в Украине я наблюдаю сейчас примерно одно и то же: борьба гомосексуалистов за право заключать браки противопоставляется праву заключать традиционные гетеросексуальные браки. Гомосексуальная семья противопоставляется традиционным семейным ценностям. Но если вдуматься, то как раз гомосексуалы сегодня как никто другой ведут борьбу за семейные ценности в самом их основном виде.

Что такое семья? В самом исконном понимании — союз двух половозрелых особей, направленный на совместное выращивание потомства и ведение хозяйства, этому выращиванию способствующего. Если копнуть еще глубже — союз, существующий в рамках большого клана.

Секс здесь дело абсолютно вторичное. Его главная роль в семье — продолжение рода. Все остальные функции секса вполне могут реализовываться вне семьи или не реализовываться вообще (мы говорим про традиционное сообщество, да). Увы, так получается, что секс не всегда является гарантией последующего появления детей. Проблемы со здоровьем, репродуктивной функцией, возрастные ограничения. Бездетные семьи раньше брали сирот на воспитание или обсыпали благами и любовью племянников каких-нибудь. Со временем медицина расширила возможности решения этой проблемы, от ЭКО до суррогатного материнства. И деторождение стало еще меньше зависеть от сексуальной жизни родителей.

Важна ли половая принадлежность взрослых в семье? Тех самых взрослых, которые воспитывают ребенка? По большому счету — не важна. Большинство советских и постсоветских детей выросли в однополых семьях, состоящих из мамы и бабушки. И ничего, живут себе. И многие из них даже не стали гомосексуалистами;)

Гомосексуальный состав семьи был проблемным лишь по той причине, что не мог воспроизводить себе подобных. И именно поэтому подобные союзы не становились полноценными семьями с точки зрения общества. Сейчас же, как мы выяснили парой абзацев выше, дети появляются не только от пенетрации. Так что значение секса в семье сильно преувеличено.

Давайте теперь посмотрим по сторонам. Что мы видим? Все меньше мужчин и женщин желают заключать официальные браки. Многие вообще избегают более-менее серьезных отношений, ограничиваясь легкими, ни к чему не обязывающими связями. Все больше мужчин бросает свое потомство без копейки алиментов. Армия сторонников позиции чайлдфри — растет и продвигает свои идеи (не отказываясь при этом, замечу, от традиционного гетеросексуального секса). Статистика усыновлений — удручает. Но по-настоящему пугает статистика возвратов в детдома. Семейные ценности в обществе, как видим, процветают.

И на фоне этого существует группа людей, которые борятся за свое право заключать браки и воспитывать детей. То есть за те самые настоящие семейные ценности. И этой группой, то есть борцами за семейные ценности как раз и являются представители сексуальных меньшинств.

То есть вдумайтесь еще раз: гетеросексуальная пара, которая не женится и детей заводить не планирует — с точки зрения никакой угрозы семейным ценностям не несет. А гомосексуальная пара, которая хочет быть полноценной семьей и растить детей — это просто порушит весь институт семьи.

Хотя на самом деле разница лишь в том, как эти пары занимаются сексом. Понимаете? Разница не в подходе к семейным ценностям, а к сексуальным привычкам.

Я знаю, что для многих радикально настроенных граждан моя мысль будет слишком сложна для понимания. Но я предлагаю всем поднапрячься и попробовать вдуматься в написанное, а не разговаривать с тараканами в собственных головах.

Представьте, что вас с возлюбленным вдруг объявили вне закона, потому что вы оба любите позу 69, а она не приводит к зачатию, не одобрена церковью и вообще оральный секс — аморален. Вам не дадут усыновить детей или заберут ваших, если уже такие появились. Вам не дадут заключить брак или обхявят вашу семью недействительной. Вас объявят растлителями подрастающего поколения и пропагандой аморального поведения. Только потому что вы в своей спальне занимаетесь сексом не так, как положено. В то время как соседская семья, в которой бухают и бьют ребятишек — будет вполне легитимна и угрозы для общества представлять не будет. Потому что секс у них правильный. А то что дети вырастут психами, склонными к алкоголизму — так это мелочи. Главное, чтобы традиции чтили… И в церковь ходили по воскресеньям.

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Филиал в г. Муроме

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

Психология семейных отношений

На тему:

«Модели современной семьи. Традиционные и нетрадиционные формы брака»

Выполнил: студентка IV курса

Гр. 28/ПМС - 41

Вялова Е.В.

Проверил: к.п.н.

Ильина Е.А.

Муром, 2011 г.

1.Модели современной семьи………..............................................................3

2. Традиционные и нетрадиционные формы брака……………………… 5

Список литературы…………………………………………………………..16

1. Модели современной семьи

В настоящее время существует три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются. Далее расскажу Вам о них чуть подробнее.

Патриархальная семья - наиболее часто встречающаяся модель. Ведущим в ней является родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относиться. Ее основные функции - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Социализация приобретает другой смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, в следствии этого возникает значимость взаимного превыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь.

Изменение в социальном положении женщин приводит к возникновению супружеской семьи . Женщины осваивают новые сферы деятельности - общественную, трудовую, политическую, культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание "двойного" стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, обустройство домашнего быта, рост детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с "традиционными" семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Можно сказать, что супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна равноправность и в то же время расхождение ролей супругов. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее умение вести хозяйство, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для реализации и равноправия каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для появления детей.

Можно сказать, что во многих странах, супруги концентрируют идею семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, тем самым предавая большую значимость супружеским отношениям.

2. Традиционные и нетрадиционные формы брака

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящееся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно 18% всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться «в принципе самостоятельными и независимыми».

Жить одному - это исторически новый феномен. Произошедшая резкая перемена проявляется особенно ярко в больших городах. Все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака» возрасте решаются жить одиноко. С точки зрения социальной инфраструктуры это становится возможным благодаря развитой сети услуг и технической помощи в больших городах. Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

□ Рост образования женщины, что порой резко меняет ее взгляды на представления о самореализации, она жаждет и ищет возможности состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий, в области серьезных увлечений - эти установки «уводят» современную городскую женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз.

□ Преобладающее число женщин в брачном возрасте (одна из причин - высокая смертность мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий).

□ Распространенная в некоторых слоях населения и соответствующая некоторому аспекту реальности точка зрения, что легче прожить одному. Одна из причин - экономическая: рост безработицы, задержки с выплатой зарплаты, отсутствие (или се недостаточность) государственной поддержки семье, неопределенность и нестабильность будущего, высокая криминогенность нынешней российской ситуации. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются издержками социально-экономического положения дел в семейной политике.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин.

Следует добавить, что установка на одиночество, жизнь в моноварианте может и не быть пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, т. к. именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25% пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. 90% женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но необязательно с этим партнером. Проанализируем доводы «за», которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

□ такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа («пробный брак»);

□ в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости («пробный брак»);

□ в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение (в случае ссор у партнеров исчезает аргументация типа: «Ты зачем на мне женился?» или «Ты мне жена, наконец?»), исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте (длительные отношения - «несупружеская семейная жизнь»).

□ незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях («несупружеская семейная жизнь»).

Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень устойчивы и достоверны: известны и негативные, и позитивные варианты развития

Следует добавить, что кроме психологических есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие.

Сознательно бездетный брак. (Специально подчеркиваем, что предметом рассмотрения является сознательно бездетный брак, т. е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей; все варианты в ситуациях, когда проблемы деторождения связаны с плохим здоровьем, бесплодием, невынашиванием, травмами и т. п., не относятся ни к каким альтернативам, а представляют собой семейную трагедию.) 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.

Рассмотрим проблему сознательно бездетного брака в более широком контексте мотивации, планирования и регулирования деторождения*. На уровне семьи обнаруживается влияние таких факторов, как представления супругов об удовлетворенности жилищно-бытовыми и материальными условиями, характер распределения обязанностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживания личностью стадий становления брачно-семейных отношений.

Массовый внутрисемейный контроль над рождаемостью представляет собой процесс социальной адаптации. Смысл социальной адаптации связан с балансом между численностью и плотностью населения и экологической средой обитания. Цели социальной адаптации изменчивы и разнообразны: экологические, политические, религиозные. Каким образом они достигаются? Здесь используются разные стратегии: отказ от ребенка, откладывание рождения ребенка («поживем для себя»), упорядочение жизненных событий, деление индивидуальных ресурсов, переадресовка семейных функций, упрощение родительских обязанностей.

Таким образом, законы деторождения - социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом: формируется установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности. Потребность иметь детей социально-психологическая, моральная по своей сути. Потребность в детях в этом смысле - индивидуальное сочетание различных установок по отношению к детям вообще, обусловленных историей развития личности.

Кроме того, рождение ребенка - акт принятия родителями (отцом и матерью совместно ) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность.

Распространен вариант, когда в семье появляется ребенок и родители сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу.

Добавим, что не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

□ поздний возраст вступления в брак;

□ среди таких женщин выше процент разведенных, т. е. переживших неудачу в предыдущем браке;

высокий уровень образования, как правило, это женщины высоко интеллектуального или творческого характера труда, имеющие четко выраженные и устойчивые социально-психологические (внесемейные) потребности;

□ чаще это старшие или единственные дети в семье, рождение («появление на свет») которых плохо отразилось на браке их родителей;

□ более психически здоровы;

□ более андрогенные женщины;

□ часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу (как, впрочем, и их мужья).

Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

□ дети мешают супружеским отношениям (эмпирически установлено, что это влияние противоречивое и слабое, т. е. корень не в детях, а в характере самих супружеских отношений);

□ дети мешают социальной активности (эмпирически подтверждается, но различия в социальной активности человека, имеющего детей, и бездетного не являются значимыми ) .

Такие бездетные семьи, в подавляющем количестве женщины, испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм («без детей нельзя»). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) ничем не хуже других, если при этом сам человек сознательно сделал свой выбор, несет за него ответственность и не испытывает психологического дискомфорта и мучений.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака*:

□ строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

□ относиться с уважением к личной жизни партнера;

□ открытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»);

□ подвижность и гибкость ролевого общения;

□ открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

□ равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

□ аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

□ доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Возникновение открытого брака связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через отсутствие невротических срывов в браке, постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом. Переход к открытому общению в браке противопоставляется:

□ карательному общению;

□ подчиненному общению;

□ «холодному» общению;

□ беспредметному общению.

Но на деле это оказывается значительным упрощением существующих проблем, но не их решением.

Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. - 14,6%, в 1991 г. - 15,1%, в 1992 г. - 16,6%, в 1993 г. - уже 18,4%*. Непременно такая связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны и из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру.

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами.

В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы в Скандинавии. В настоящее время такие альтернативные брачно-семейные связи характерны для 2% населения США.

Исследования таких супружеских пар зафиксировало у таких партнеров меньшую связь с родителями в детстве, практически отсутствие контактов с детьми.

Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотношение того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальность не является единым феноменом, ее истоки и формы многообразны. Несмотря на возможное генетическое предрасположение к гомосексуальности, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения.

По данным некоторых исследований жизненный путь и личностные особенности гомосексуалистов имеют свою специфику (дефицит мужского влияния в детстве, плохие отношения с отцами, особое влияние матерей, обладавших пуританским характером, у которых сыновья были любимцами, и они (матери) хотели быть в центре внимания сыновей, ранние гомосексуальные контакты с братьями и сверстниками и т. д.), по данным других - никаких значимых различий в социализации лиц с гомосексуальной ориентацией не обнаруживается. Следует отметить, что в основном к участию в исследованиях привлекались мужчины.

Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности, монотония и пр.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Критика социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией отношений господства, в начале 70-х годов породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья».

С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая «большая семья»), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих перед ними задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические способы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернативу семейному образу жизни.

Студенческие жилые сообщества обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить, поддерживая сексуальные и любовные отношения. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту. Социальная структура жилых сообществ отвечает притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные отношения. В настоящее время в университетских городках ФРГ уже до 30% студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включает детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадиционного воспитания семей.

В. Сатир находит преимущество такого типа семьи в том, что ребенок видит перед собой разных людей с разными характерами. Главная проблема заключается, безусловно, в том, что между всеми взрослыми должны существовать хорошие отношения, для того чтобы такое общественное воспитание дало реальные результаты.

В жилых сообществах редко одна группа остается неизменной. В этом смысле жилое сообщество больше соответствует требованиям гибкости и мобильности, предъявляемым большей частью молодыми членами (например, чтобы облегчить перемену мест работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи с социальными и психологическими проблемами юности и молодости жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как этап социализации, когда результаты воспитания в малой семье частично корректируются.

Утопические представления вроде отмены парных отношений, «свободной половой жизни» и тому подобного так, как их пытаются реализовать в групповом браке, терпят крах. Одна из причин - тот самый пресловутый эгоцентризм личности: возникает ревность супругов, детей. Для большинства людей невозможно любить чужих детей как своих собственных. Разумеется, готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей.

Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей позволяет контролировать справедливое распределение работ по дому и уход за детьми. Таким образом, в тенденции устраняется разделение труда на основе половой специфики. Отдельная пара освобождается от бремени завышенных требований к самой себе.

В жилых сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в моменты отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. Совместное пользование предметами потребления ограничивает их престижный и фетишизированный характер.

Жилые сообщества до настоящего времени в большей степени способствовали формированию экологического сознания и альтернативного потребительского поведения, чем обычные семьи.

Утрата законным браком его значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, «разделение» самосохранительного, брачного, сексуального и репродуктивного поведения, кризис современной семьи сигнализируют о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Обрисованные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными н менее само собой разумеющимися, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни большинства.

Литература

1.Антонова. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

2. Бойко В. В. Малодетная семья: Социально-психологическое исследование. М, 1980.

3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

Нетрадиционные семьи

Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и лесбиянок никто особого внимания не обращал и уж точно их не притеснял, но и они, в свою очередь, не лезли на авансцену мифической истории, не выставляли с болезненной настойчивостью свою ориентацию напоказ и не устраивали в полупустом мироздании гей-парадов.

Может быть, их не устраивало число зрителей, а может быть, они просто не видели в том нужды - ведь им и так покровительствовали могущественные небожители, а многие из божеств сами были не против развлечься в однополом коллективе: богиня Иштар в Междуречье (у шумеров ей соответствовала Иннана), бог Шочипилли у ацтеков, чуть ли не весь пантеон у греков и римлян - у одного Аполлона возлюбленные исчисляются десятками... Если же взять всю древнегреческую мифологию, то гомосексуальные отношения лежат в основе не менее пятидесяти сюжетов - хорошо разработанных, часто взаимосвязанных.

У индейцев таких сюжетов меньше, и они попроще, но зато самих историй больше. Мифы с центральной гомосексуальной составляющей есть едва ли не у каждого индейского народа - от Лабрадора до Огненной Земли. Как правило, они весьма поучительны, но смысл их не во вредоносности анального секса, а в том, что нельзя быть легковерным и поддаваться на хитрость, как это сделали наивные персонажи айова, ассинибойнов, гуахиро, кроу, санти, арапа-хо, арикара, осэджей, куиба, пауни, тенетехара, тапирапе, чиригуано и других. Все они отвечают согласием на предложение заняться интимом и спорят с будущим любовником лишь о том, кто будет первым в качестве активной стороны, но в конце концов уступают уговорам. А их половой партнер, сделав свое дело, находит способ уклониться от долга, который платежом красен. На него миф и призывает равняться! Мораль подобных мифов тоба и матако, собственно, та же, но в них есть еще и та подробность, что у одного из персонажей два фаллоса и он действует сразу обоими. Второй персонаж, у матако - это уже упоминавшийся выше культурный герой Тауквах, в результате сильно травмируется...

Справедливости ради заметим, что в мифах некоторых индейских народов гомосексуальные отношения - это нечто такое, что вызывает или, по крайней мере, должно вызывать смех. У гошутов педерастией на глазах у юноши, которого надо рассмешить, занимаются духи - мужские с мужскими, женские с женскими. Правда, юноша оказался кремень - он даже не улыбнулся. А у чемеуэви в комическом ключе представлены великаны, которые устраивают целый спектакль с демонстрацией анальных утех - чтобы рассмешить антропоморфную Жабу, - а в кульминации один из них, войдя в раж, кладет пенис на раскаленный камень, и тут-то Жаба не выдерживает и хохочет...

В отличие от чемеуэви все серьезно выглядит у юте, где на предложение трикстера Койота заняться сексом мужской персонаж Ящерица отвечает, что мужчине не следует совокупляться с мужчиной, коль скоро существуют женщины. Но Койот все-таки совратил Ящерицу и возымел наказание - повредил пенис.

Трикстерам, кстати, далеко не всегда везет в гомосексуальных сюжетах. Персонаж южных пайютов, тоже Койот, как-то изнасиловал жену зооморфного индейца Волка, но та умудрилась при этом приклеить его к дереву, и, когда явился муж, он использовал беспомощное положение Койота на всю катушку... Тем же способом наказывается персонаж мифа рикбакца за то, что разбил кокос о голову соплеменника. Причем главной карой оказалось не само гомосексуальное сношение, а то, что в результате он забеременел и родил каймана.

Лесбийские связи, как правило, описываются без тени юмора. О том, что происходило по этой части у некоторых народов, мы уже говорили. Но женщины гондов или кучинов были, признаем это, спровоцированы на однополую любовь высшими силами, даровавшими им фаллосообразные пупки. Другое дело - представительницы индейского народа гуатусо и узбечки из сартов. Первые бросались в объятия подруг, стоило мужьям уйти на охоту, и простодушно предупреждали своих благоверных, чтобы они, возвращаясь в деревню, стучали по деревьям, дабы не угодить в неловкую ситуацию. Вторых столкнул с гетеросексуального пути злой дух Иблис, насоветовав, когда мужья уезжают по делам, собираться группами числом не менее сорока и устраивать оргии. В реальной - не мифической! - жизни это находило отражение в культе духов чильтанов и в лесбийских играх в их честь, во время которых одна из женщин со сделанным из кожи половым членом гонялась за другими участницами и имитировала с пойманными совокупление.

На других таких историях мы останавливаться не будем и повернем непосредственно к однополым семьям. Начнем с индейцев уастеков. Они заслуживают этого хотя бы потому, что супружество между мужчинами узаконилось у них еще в те времена, когда земля была плоской. Первопредки уастеков были сплошь мужчины - могучие красавцы-великаны. Ради продолжения рода они, конечно, могли пойти по тому же пути, что и многие другие народы, настрогав женщин из готовых к самопожертвованию или самых слабых сородичей, а то и просто обратиться к богам с соответствующей просьбой, но гордые уастеки решили обойтись собственными силами, опираясь исключительно на свою анатомию, позволявшую забеременеть посредством анального сношения. Они стали заключать супружеские союзы друг с другом и рожать детей. И если бы среди этих детей не затесались девочки, так, вероятно, и жил бы этот замечательный народ суровой мужской общиной. Но девочки, выросши, превратились в женщин, стали требовать к себе повышенного внимания, и началась обычная для других народов катавасия...

Еще два индейских народа, офайе и шеренте, вообще задумывались высшими силами как чисто мужские. Но для шеренте, в отличие от уастеков, роды были смертельны, и, дабы они не вымерли, им была презентована женщина. Офайе рожали вполне благополучно, но возникли проблемы со вскармливанием детей, хотя у мужчин и были млекоточи-вые сосцы на локтевом сгибе. Тут верховному богу Солнцу тоже ничего не оставалось, как создать женщин. Что характерно, с их появлением офайе далеко не сразу оставили свои гомосексуальные привычки, и дошло даже до того, что женщины, отчаявшись добиться мужской ласки, наладили массовое производство восковых фаллоимитаторов. Пришлось Солнцу вмешаться еще раз: фаллоимитаторы были растоплены горячими лучами, а мужики офайе получили строгий приказ прекратить анальные забавы.

Намного скучнее гомосексуальная история выглядит в мифе селькнамов: встретились двое мужчин-первопред-ков, поженились, родился ребенок, потом еще один, и еще, и еще, пока наконец мужчина-роженица не превратился в птичку... Следующее поколение уже жило обычной гетеросексуальной жизнью. Но простота эта кажущаяся: мы-то помним, что все закончилось у селькнамов матриархатом, а потом и восстанием угнетенных мужчин.

У мехинаку тоже есть миф об однополой мужской паре (видимо, он относится к тому периоду мифического времени, когда мехинакские мужчины уже отвоевали пенисы у женщин). Они жили тихо, никого не трогали, но вот один из них забеременел... В положенный срок он лопнул и умер, а вывалившийся из его чрева мальчик вырос в достойного члена племени.

Но нетрадиционные семейные пары - это не только однополые сочетания. Коль скоро мы ведем речь о мифах, то необходимо сказать и о таких семьях, в которых муж и жена составляли пары человек - животное, в чем при всеобщей антропоморфности животных и изрядной зооморфности людей нет ничего удивительного. Не хочется употреблять слово «зоофилия»; поэтому ограничимся лишь оговоркой, что ниже речь почти нигде не идет о сакральных случаях, связанных с происхождением целого народа. Разве что у эскимосов в отношении европейцев, но там случай особый, поскольку сакральности в европейцах, с точки зрения эскимосов, ни на грош...

Уже неоднократно говорилось о женах животного происхождения, потерявших природную шкуру; тем не менее перечислим неупомянутых. Лягушки стали хорошими женами персонажам греческих, болгарских, индейских, армянских и абхазских легенд, мышь составила счастье сингала, попугаихи отметились в качестве супруг индейцев юку-на и мундуруку, индюшки - индейцев юракаре, лебедушка вышла замуж за монгола, тюлениха - за фарерца, свинья - за тиморца, рыбы были хозяйками в домах культурных героев юкагиров и квакиутлей, а вполне конкретная рыба пиранья прельстила индейца вапишана.

Ради персонажей ояна расставались с изначальным обликом самки обезьяны, тапира и стервятника; кстати, у болгар с греками превращения тоже не ограничились лягушками - отмечены у них случаи женитьбы и на бывших черепахах. Культурный герой варрау находился в неофициальных брачных отношениях с самкой ската - до тех пор, пока ее не зажарили его родственники. И любовь эта была так велика, что, узрев любимую на обеденном столе, культурный герой поспешно засунул голову в кипяток и умер. Разумеется, велико число превращенных среди лучших друзей человека собак. Такие эпизоды есть в мифах многих индейских народов - перечислять их, дабы не ввергать читателя в скуку длинным списком, мы не будем.

Но если читатель думает, что особыми качествами обладают только индейские собаки, то он глубоко заблуждается. У абхазов, азербайджанцев, курдов, африканских народов коно и кагуру также есть легенды о превращении четвероногих друзей в лучшие семейные половины. При этом у абхазов, азербайджанцев и коно вполне приличные (с виду, во всяком случае) девушки получались, кроме того, из ослиц, а у курдов, кагуру и тех же абхазов - из кошек.

Занятная история с превращением собаки в девушку рассказывается удэгейцами. Метаморфоза состоялась наполовину: выше пояса собака сделалась соблазнительной красоткой, но низ сохранила собачий. Это очень огорчило культурного героя Удзу. Он от души врезал девушке-собаке, которая, надо думать, ни в чем не была виновата, а потом, будучи во взвинченном состоянии, отправился охотиться на кита и исчез в пучине.

Этой трагедии не случилось бы, знай Удзу о верном способе превращения собаки в девушку, который, по совету мудрого старика, применил персонаж мифа черных карибов с Доминики. Надо взять собаку (обязательно суку), выкупать в реке, да так, чтобы при этом между ног у нее проплыла рыбка. Этот способ замечателен еще и тем, что позволяет произвести сколько угодно превращений в обоих направлениях. Упомянутый персонаж, кстати, этим воспользовался: когда жена ему надоела, он снова повел ее купаться и, основательно отмыв, добился новой метаморфозы. Правда, в результате повторного купания получилась почему-то уже не сука, а кобель, но это детали...

Не всегда, конечно, браки с животными бывали удачны, и дети, рожденные в них, редко отличались совершенством, но они все-таки двигали мифическую эволюцию. Тем более что многие наследственные изъяны сами персонажи устраняли, можно сказать, на ходу. Например, в результате брака юракаре с индюшками родились девочки, у которых груди были на щеках (ой, какие у вас мешки под глазами, вы не выспались?! - сочувствовали им, наверное...), но потом этот дефект устранили с применением магии.

Но все эти превращения, как можно заметить, касаются только животных-жен. Пора сказать и о животных-мужьях. Тут тоже нельзя пройти мимо собак - в эскимосских мифах они женихи на каждой второй свадьбе. Сюжет, имеющий вариации, в собирательном виде таков: отец велит дочери, надоевшей ему своими капризами, выйти замуж за кобеля и получает внуков-щенков, которые становятся прародителями волков, великанов, карликов и... европейцев.

У бороро есть миф о том, как мужчина женился на самке оленя, а у тариана, тукано и трике, наоборот, женщины выходят замуж за оленей. Женский персонаж тайваньских ами родила от мужа-оленя пятерых полуоленей-полулю-дей, которые по слабости здоровья не задержались на этом свете. Мать от огорчения воткнула себе в живот олений рог и вместе с сыном от первого брака отправилась вслед за ними.

Мужем женщины байга, которая после удаления вагинальных зубов не могла получить удовлетворения ни от одного мужчины, стал жеребец. Но и тут удовлетворения она почувствовать не успела, потому как в первую брачную ночь молодой супруг пронзил ее гигантским пенисом.

Мораль в таких случаях проста: не надо сожительствовать с животными. Тот же вывод следует сделать и из мифа индейцев баре, в котором девушка стала женой опоссума. Людям это сильно не понравилось, и однажды ночью они убили мирно спящих супругов. Но остался у них сынок, человек с повадками опоссума, и он такого обхождения с мамой и папой не простил, спровоцировав в племени изрядную резню. В общем, если без подробностей, дорого обошлись индейцам баре наклонности отдельно взятой девушки...

Сотнями исчисляются законные и гражданские мужья, в облике которых есть фаллические черты, - змеи, земляные черви, угри... Причем появляются они не только в мифах вездесущих в этой книге индейских народов, но и у меланезийцев и африканцев, а также у восточных славян и живущих с ними по соседству карачаевцев, чувашей, финнов, вепсов, латышей, литовцев и сету. Мифические русские, украинские и белорусские женщины, если верить фольклору, испытывали непреодолимую тягу к ужам и вступали с ними в супружество, несмотря на активное противодействие родственников. Как правило, все это очень плохо кончалось и для ужей, и для них самих.

Есть в русских и украинских сказках и куда более «весомый» муж из животного мира - медведь. С представителями семейства медвежьих находили семейное счастье также мифические женщины орочей, индейцев чинук и сенека. Но медведь не самое крупное животное-муж. В нанайском мифе в роли мужа выступает тигр. Женщина, принадлежавшая к одному из первых поколений исанзу, вышла замуж за слона, который, впрочем, обернулся - ради нормальной семейной жизни - человеком. Но молодая жена этой жертвы не оценила и вскоре после свадьбы самым заурядным образом переспала со змеем, с которым едва была знакома.

Самым же выдающимся во всех отношениях мужем представляется кит из мифа азиатских эскимосов, который, в отличие от африканского слона, не пошел по пути метаморфоз, предпочитая, чтобы его любили таким, каким он родился. И не прогадал - эскимоска прикипела к нему всем сердцем. А на другом конце шкалы, если брать габариты, стоит колибри, связавший свою судьбу с девушкой иранше...

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

34. Убийство царской семьи Оно стоит черным обелиском в разломах русской истории. Тогда, в огне революции, убийство царской семьи прошло почти не замеченным ни в народе, ни в большой политике. Информация о расстреле Царя была заслушана на заседании Совнаркома 18 июля 1918 г.

Из книги Горизонт семьи автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Горизонт семьи О некоторых константах традиционного русского сознанияП pежде всего - несколько слов к пониманию заглавия. Под “традиционным” русским сознанием я понимаю те составляющие этого сознания, которые достаточно отчетливо присутствуют в представимых для нас

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Расходы императорской семьи Современники не раз пытались оценить уровень богатств российских монархов. Точными данными они, естественно, не располагали, но было очевидно, что состояние императорской семьи огромно. Одна из современниц, со ссылкой на генерал-майора Н.В.

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Убийство семьи Дай Однажды главарь разбойников по имени Ван Чжэ и его шайка из тридцати человек убегали от индийских солдат. Лишенные еды, возможности передохнуть, умирая от голода, они отправились к Ши Вэню и попросили у него еды. Однако Ши Вэнь и два его брата отказались

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Связь семьи и школы Со следующего понедельника класс переходит на режим продленного дня. Детей мы и разделили на две группы, выбраны и названия: «Ромашка», «Мак». Сегодня в нашей классной комнате соберется родительский актив, придут воспитательницы - Натела

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Гибель царской семьи 9 марта 1917 г. император после всех перипетий, наконец, попал в Царское Село и встретился с женой и детьми, но их покой длился недолго.А.Ф. Керенский понимал, что положение царской семьи ненадежно и со временем будет только ухудшаться, а поэтому

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Вне семьи При всей любви к творчеству бывшего одноклассника и сына моего преподавателя английского языка, а по совместительству ВЕЛИКОГО РУССКОГО писателя Виктора Пелевина его повествование о Гоа в книге «Ананасная вода» я воспринимаю как художественную метафору.

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

§ 9. Народы северокавказской семьи Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!