Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Материал на тему: "Возрастные особенности юношеского возраста". Подростковый и юношеский возраст

1.2 Психологические особенности юношеского возраста

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

Образ "Я" включает 3 компонента:

1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

3. Поведенческий – практичное отношение к себе.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;

3) понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;

4) механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Юношеский возраст выделяется в качестве сензитивного периода для проявления смысла жизни как психологического новообразования, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим. Подчеркивается, что в этом возрасте внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Здесь формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора.

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.


К андрогинному типу вне зависимости от половой принадлежности; 2.2 Анализ результатов исследования влияния типов гендерной идентичности на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте Для выявления статистически значимых различий между типом гендерной идентичности и уровнем развития агрессивности использовался количественный анализ (Х2-критерий Пирсона). В качестве частных гипотез...

Обуславливает всю его дальнейшую жизнь. Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами. Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций...

Нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у...

англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как "отрочество" или в зависимости от контекста и внимательности переводчика - "подростковый возраст", либо - "юность"), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать Ю. в. как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Ю. в. - исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального "созревания" протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX - нач. XX в. господствовала т. н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха "бури и натиска". Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных различий.

Главный конституирующий момент социаль-! ной ситуации развития в Ю. в. составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к Ю. в. связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в "аффективный центр" (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). См. Периодизация психического развития. (Н. Н. Толстых)

Когнитивные изменения

В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное.

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

Развиваются творческие способности.

Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Учебно-профессиональная деятельность

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает в себя оценку объективных возможностей, т. е. что человек действительно может делать (тому, кто не умеет рисовать, трудно стать художником) и способностей. Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я». Способствующие факторы:

1. Дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию.

2. Открытие внутреннего мира.

3. Меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал.

4. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний.

5. Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности.

6. Появляется ощущение устойчивости во времени.

Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, состояние кожи; болезненно воспринимается появление прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты.

Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими. В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я»:

1. Изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я».

2. Усиливается интегративная тенденция, от которой зависят внутренняя последовательность, целостность образа «Я».

3. Устойчивость образа «Я» со временем меняется.

4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я».

Взаимоотношения с окружающими

В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности. С возрастом интересы и предпочтения стабилизируются, поэтому дружеские отношения становятся более устойчивыми.

В этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми.

Распространенной коммуникативной проблемой юношеского возраста является застенчивость. Она ограничивает социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения: алкоголизма, немотивированной агрессии, психосексуальных трудностей. Преодолеть застенчивость помогают благоприятный климат в коллективе и интимная дружба. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи. Появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости.

Юноши и девушки нуждаются в помощи старших, так как при развитии этих новых отношений они сталкиваются со многими проблемами. Это и особенности взаимоотношений, и моральные и нравственные проблемы, и ритуалы ухаживания, и сам момент объяснения в любви. Но такая помощь должна быть ненавязчивой, потому что молодые люди хотят и имеют полное право оградить свой интимный мир от вторжения и подглядывания.

Претерпевают изменения отношения со взрослыми. Они становятся более ровными, менее конфликтными, молодые люди начинают больше прислушиваться к мнению старших, понимая, что те желают им добра. Влюбленные юноши и девушки не так эмоционально, как в подростковом возрасте, реагируют на замечания родителей, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения. Отношения переходят в новую стадию: они строятся так же, как между взрослыми людьми.


Похожая информация.


Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития.

Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).

Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других -- к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 - 21 годом для юношей и 16 - 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 - 23 годам у юношей и 19 - 20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации, границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст - 15 - 17лет. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20 - 23 годам.

Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность - возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют еще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Таким образом, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16 - 17 лет до 22 - 23 лет.

Задачами развития юношеского возраста являются:

1. Становление Я-концепции

Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет понятие Я - концепция следующим образом: это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую Я - концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я - концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я - концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «Я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим юношам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15 - 16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

Самооценке отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

2. Становление нового уровня самосознания

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь». В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри».

Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.

3. Становление идентичности

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Идентичность -- совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека.

Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «Я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

4. Формирование выраженных социальных потребностей

Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует,- это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек;- это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я.

Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: «Кто Я?», «Каким я должен быть?», «Что Я могу?».

5. Становление мировоззрения

В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

6. Самоопределение

Юноша осознает свою позицию, которая формируется внутри координат системы отношений. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

В период юности человеку необходимо создать свой жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает ограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях по сведениям, полученным от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно, прежде всего, оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Сейчас одним из наиболее важных факторов при выборе профессии становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем.

Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым.

7. Поиск смысла жизни

В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Юноша начинает задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Возрастные границы юношеского периода условны от 15-16 до 21-25 лет. В этот период резко возрастает умственная и физическая работоспособность; возрастает роль коры в регуляции психической деятельности, в том числе устанавливается контроль над эмоциональным состоянием, над проявлением эмоций. Вновь появляется возможность использования произвольных видов памяти, внимания, восприятия. Восстанавливается способность вырабатывать внутреннее торможение. Увеличивается скорость выработки положительных условных рефлексов; происходит дифференцировка между функциями правого и левого полушарий. В связи с этим осуществляется дифференцировка на художественный и мыслительный (по И.П. Павлову) типы ВНД., отчетливо проявляются типы ВНД (сильный, уравновешенный, подвижный и др.). Успешно отрабатываются механизмы стратегии работы мозга, в том числе определения наиболее экономного пути.

Функциональное состояние мозга близко к таковому у взрослого человека. Основными ритмами ЭЭГ в состоянии покоя и бодрствования являются ритмы (частота 8-12 Гц, амплитуда 40-70 мкВ). Являясь упорядоченным регулярным ритмом, он наблюдается у человека в состоянии физического, интеллектуального и эмоционального покоя. При его доминировании ЭЭГ рассматривается как синхронизированная (механизм доминирования связан с деятельностью ядер таламуса).

Наиболее высокий уровень активности головного мозга проявляется при сенсорной стимуляции, эмоциональном возбуждении. Преобладающие при этом «в» - ритмы, имеют нерегулярную частоту: от 16 до 30 Гц, низкую амплитуду - 10-30 мкВ.

При длительном эмоциональном напряжении возникают «и» - ритмы, для которых характерна частота 4-7 Гц и амплитуда 100-200 мкВ. У бодрствующего человека ритмы такого уровня обычно регистрируются в передних областях мозга, почти всегда регистрируется в фазе глубокого медленно волнового сна.

Происхождение ритмов с частотой 1-3 Гц и амплитудой 200-300 мкВ связывают со снижением функциональной активности мозга. Окончательное формирование ЭЭГ происходит к 16-18 годам.

Наилучшие показатели баланса нервных процессов у юношей отмечаются в 16 и 18 лет, у девушек в 15 лет, наихудшие у девушек 16-18 лет и у юношей 17 лет. Уровень силы нервной системы юношей всех возрастов отличаются от девушек более высокими показателями этого свойства. Повышение силы нервной системы до уровня взрослых у юношей происходит в 18 лет, а у девушек в 19 лет. Наиболее слабая нервная система у 17 18-летних девушек. Подвижность нервных процессов (по показателям переработки зрительной информации) у подростков-юношей, включая и 18летних, хуже, чем у взрослых мужчин.

Снижение возбудимости у юношей до уровня взрослых мужчин происходит постепенно от 15 к 18 годам. У девушек, напротив, лучше, чем у взрослых женщин. Возрастная динамика этого свойства у юношей протекает циклически, вследствие этого наихудшие показатели отмечаются в 16 лет. Возрастная динамика подвижности нервных процессов у девушек характеризуется постоянным снижением уровня от года к году. В динамике этого свойства у девушек выявлены два критических периода: 16 лет, когда возбудимость резко повышается, и 19 лет, когда она вновь снижается почти до уровня взрослых женщин.

Наибольшей возбудимостью характеризуется нервная система девушек 18-летнего возраста. Показатели подвижности нервных процессов в 15-16 лет у юношей и девушек одинаковы; начиная с 17 лет подвижность у мужчин существенно выше, чем у женщин.

Особенности психики определяет промежуточность и неопределенность общественного положения и статуса. Юношей все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста - собственные психофизиологические изменения и право на автономию от взрослых, ориентацию в мире взрослых. Все это определяет развитие умственных способностей, дифференциации интересов, развитого самосознания, сложившегося мировоззрения и жизненной позиции.

Объем внимания, способность длительного сохранения и переключаемость увеличивается, вместе с тем, оно становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Умственное развитие заключается не столько в накоплении знаний, сколько в формировании индивидуального стиля мышления (дивергентного или конвергентного). Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. У старших школьников происходит активное развитие креативного мышления. Юноша создаст проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи.

Девушки в этом возрасте лучше учатся, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы, они лучше решают конкретные, а не абстрактные задачи. У девушек художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественнонаучными. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей, их начинают интересовать вопросы устройства мироздания. Развитие данного вида мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Формирование абстрактного мышления завершается к 17 годам.

У 18, 19, 20-тилетних логическое мышление на одном уровне. По результатам практического мышления самые низкие показатели у 18-тилетних. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. В разговорах со сверстниками все чаще затрагиваются нравственные, политические и другие темы. К 20 годам наблюдается резкий подъем в развитии мышления, а в 21 год - спад. Смена подъемов и спадов происходит через один-два года.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

И.С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, связанные с половыми различиями.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.

Возрастные закономерности творчества пока недостаточно ясны. Некоторые исследователи считают, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с кульминацией творческой продуктивности, которая наступает много позже, так как высокая продуктивность невозможна без большого багажа знаний. Важнейший интеллектуальный компонент творчества преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению).

Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Это зависит от основной сферы деятельности человека (художественное творчество, музыкальней культура и т. д.). Творческие достижения по результатам многочисленных исследований статистически не связаны с успешностью учебной деятельности в школе.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Для юношеского возраста характерно становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит развитие специальных способностей и растущая дифференциация направленности интересов, причем процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек. Развитие различных учебных умений при работе с текстами, литературой, отработка формально-логических операций и пр. дают возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

Индивидуальный сталь деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

В ранней юности (15-17 лет) восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее. Восприятие и осознание временной перспективы позволяет строить планы на будущее.

Функция восприятия, достигнув дефинитивного уровня у взрослого человека, сохраняется таковой до старости, когда (очень индивидуально), в зависимости от соматического состояния (особенно это касается нарушения кровообращения), могут возникнуть изменения восприятия (особенно в эмоциональной сфере), ведущие к проявлению обидчивости, ранимости и в результате к неадекватному поведению. Но эти явления протекают весьма по-разному у разных людей.

Противоречивыми тенденциями характеризуется развитие внимания. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.

Внимание становится более управляемым, и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.

Возникают особенности познания, т. е. когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон.

Особенностью юношеского возраста является сочетание широты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсутствием системы и метода, а также адекватной оценки своих возможностей.

Юношеский период жизни играет значимую роль в становлении эмоциональной сферы человека, его эмоциональной жизни. Юность возраст эмоциональной активности, в этот период интенсивно реализуются все те эмоциональные возможности, потенции, которые присущи натуре человека, определены типом его темперамента.

Особенность психического развития в том, что оно совершается под флагом индивидуальных особенностей U.

Можно считать, что к 17 годам эмоциональная сфера достигает по сравнению с таковой в подростковым возрасте большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Они достигают стабильности взрослого человека, становится более совершенным владение выражения своих чувств и настроений, повышается самоконтроль и самостоятельная регуляция. Молодые люди умеют не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. И хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей намного выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на некоторую неустойчивость, подверженность внешним влияниям.

Для юности характерно переживание не только предметных чувств (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные: появляется чувство прекрасного, трагического, чувство юмора и т. д. Особенность этих чувств заключается в том, что они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Характерная для всех возрастов особенность дружеских отношений заключается в том, что люди предпочитают дружить с лицом своего пола. Эта особенность присуща и юношескому возрасту. Заметно активизируются взаимоотношения между мальчиками и девочками. Уже в ранней юности у молодых людей появляется настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве.

В начале юности главным лицом, с которым обсуждаются личные проблемы, обычно бывает друг своего пола, а позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Но возможна изоляция - неспособность к любви как разделению идентичности.

Смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми одна из главных особенностей юношеского возраста. Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и взрослых вообще является в юношеском возрасте одной из важнейших. Молодые люди стремятся к автономии. Существуют следующие типы автономии:

Поведенческая автономия потребность и право юноши самостоятельно решать, как ему быть и что предпринимать в той или иной ситуации;

Эмоциональная автономия потребность и право иметь собственные привязанности, увлечения;

Моральная и ценностная автономия, или нормативная потребность и право на собственные взгляды, мнение в отношении различных сторон жизни человека.

Процесс перестройки взаимоотношений с родителями сталкивается с множеством трудностей. Родители часто недооценивают происходящие с их детьми перемены, не признают всерьез их переживания. В сфере моральных установок и ценностных ориентации юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются лишь для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность.

Более сложными и дифференцированными становятся в старшем школьном возрасте отношения с преподавателями.

Старшеклассник не видит в преподавателе подобие или воплощение отца и матери, как обычно происходит в более младших классах. Учительская власть уже невелика. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выходят индивидуальные человеческие качества преподавателя (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность). В учителе юноши и девушки хотят увидеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность преподавателя, уровень знаний и качества преподавания. На третьем умение справедливо распоряжаться данной властью.

Сложным и аспектным компонентом самосознания, формирующегося в юности, является половая идентичность. По мнению Колесова половое созревание окончательно завершается к 20 годам у женщин, к 25 у мужчин, а сексологическое созревание частично продолжается всю жизнь по мере накопления между половых отношений.

Юность - этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессий и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соотношении с новым взрослым статусом и новыми жизненными планами.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность.

Поиск профессии важнейшая проблема юности. Определенная часть юношей и девушек начинает в юном возрасте самостоятельную трудовую деятельность, но подавляющее большинство юношей и девушек это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений.

Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Основным содержанием юношеского возраста становится самоопределение, и, прежде всего профессиональное.

Е.А. Климов, рассматривая основные этапы становления профессионала, специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio желание, выбор), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации охватывает период от 1112 до 14-18 лет.

Формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности является основой для адекватного профессионального выбора.

Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления.

1. В возрасте 12-13 лет отмечается изменчивость интересов, их слабая интегрированность, они, в основном, познавательные и не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей.

2. В 14-15 лет интересы становятся более сформированными и интегрируются в общую структуру индивидных и личностных особенностей.

3. У 16-17 летних юношей и девушек усиливаются интеграция интересов и их дифференцированность в соответствии с полом, объединяются познавательные и профессиональные интересы.

4. На четвертом этапе происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Этот этап принято называть этапом начальной профессионализации.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность имеет достаточно выраженную половую специфику: у юношей чаще встречается техническая направленность, у девушек социальная и художественная. Осуществляется предварительный выбор профессии, виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса и затем с точки зрения ценностей. Последним этапом в выборе профессии является практическое принятие решения, включающее два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и самостоятельная регуляция личности.

Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной (и тогда недостаточно гибкой для того, чтобы ее реализация завершилась успехом), или слишком общей, что затрудняет успешную реализацию неопределенностью.

Центральный психический процесс юношеского возраста развитие самосознания. Самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, которая включает в себя такие компоненты, как сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», активное деятельное начало, осознание своих психических свойств и качеств, а также определенную систему социально-нравственных самооценок. Сознание тождественности и сознание своего «я» появляются и развиваются уже в дошкольном возрасте, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают свое наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Все эти компоненты взаимосвязаны, изменение, развитие одного из них видоизменяет всю систему. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.

Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов.

Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка, имеющая такие особенности, как относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Это именно юношеская оценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности. Такая самооценка обслуживает одну из центральных потребностей старшеклассника необходимость жизненного самоопределения.

Одно из достижений юношеского периода новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

Открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;

Стремление к самопознанию;

Формирование личной идентичности, чувства индивидуальной тождественности, преемственности и единства;

Самоуважение;

Становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!».

Центральный психологический процесс здесь это формирование личной идентичности. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. психический подросток личность

«Неопределенная, размытая идентичность» (индивид не выработал еще четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические концепции развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Психологические особенности этого периода. Факторы, влияющие на уровень развития ЭИ в юношестве, на формирование системы отношений в обществе личности юношеского возраста.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2012

    Проблема формирования и развития интересов в психологических исследованиях. Интерес как составляющая часть направленности личности. Методы формирования и развития познавательных интересов. Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношеский возраст (границы). Задачи юношеского возраста. Понятие смысла жизни. "Онтогенез" поиска смысла жизни. Исследование различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2008

    Основные особенности подросткового периода. Бурный физический рост и половое созревание. Особенности развития личности. Подростковый комплекс. Переходный этап к взрослости. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Кризис самоопределения.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Культурно-психологическая концепция подросткового возраста. Особенности развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи). Основные противоречия как источник развития личности. Чувство взрослости подростка.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Общая характеристика тревожности. Теоретическое изучение особенности тревожности юношеского и подросткового возраста. Проведение исследования с помощью математических методов сравнительного анализа тревожности юношеского и подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Среда как фактор формирования личности подростка. Характеристика подросткового возраста. Условия развития личности. Общение и его влияние на становление личности подростка. Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие подростка.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2009

    Анализ особенностей копинг-стратегий личности. Проведение эмпирического исследования особенностей копинг-стратегий личности юношеского возраста с лидерскими качествами. Разработка рекомендаций для выявления лидерских качеств в юношеском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2017

    Психофизиология труда человека, занимающегося физической трудовой деятельностью. Исследование умственной работоспособности по методике Анфимова. Проведение сравнения по точности выполнения задания, объему зрительной информации и устойчивости внимания.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2015

    Сущность и содержание развития нравственно-волевых качеств в структуре личности подростка, определение педагогических условий их формирования на занятиях физической культурой. Разработка методов формирования нравственно-волевых качеств подростка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!