Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Виды навыков самообслуживания у детей. Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации

Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии. Статья Веремейчик В.А., воспитателя Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1».

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение следующих задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; формирование первичных представлений о труде взрослых, развитие трудовой деятельности детей, самостоятельности в труде.

Основной путь приобщения детей к труду предполагает создание педагогически целесообразных условий для развития интереса к труду взрослых. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое направлено на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами в быту элементарные представления о различных предметах, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Дети осваивают представления о содержании способах выполнения отдельных действий затем – процессов самообслуживания связанных с одеванием, умыванием уходом за своим внешним видом поведением.

Расширяются представления детей о предметах одежды, обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслуживания. Возникает понимание того, что к вещам надо относиться аккуратно, бережно.

Возможность самообслуживания детей требует от них широкой ориентировки в многообразии предметного мира назначении вещей и предметов. Например, шкаф для одежды удобно открывать за ручку; на верхнюю полку шкафа можно положить шапку шарф варежки, а на нижнюю лучше поставить обувь.

Обучение детей навыкам самообслуживания происходит при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей.

Основными методами, позволяющими детям приобрести необходимый опыт, являются: целенаправленное наблюдение трудовых процессов, игры с материалами, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры на бытовую тематику.

Насыщенная и разнообразная деятельность детей, содержательное общение воспитателя (учителя) с каждым ребенком с учетом его особенностей – на этом основано конструирование образовательного процесса педагогом. Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей с отклонениями в развитии определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как аккуратно (имя ребенка) подобрал одежду и сложил ее. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь подбирать одежду для прогулки».

Другой эффективный способ – использование игр (с обувью, одеждой др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.

Такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Поможем подобрать одежду» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время одевания можно дать детям новый шарф, предложить развернуть его, рассмотреть: «Какой красивый, мягкий шарф, какой он теплый! А как, наверное, он согревает шею! Наденем его!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Раз, два, три, четыре пять! Шапку будем надевать», — приговаривает воспитатель, показывая детям приемы надевания шапки и др.одежды.

Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек, плоскостных фигур, кукол бибабо и т.д. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Ваня одевается», «Мальчик собрался на прогулку»).

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети собираются на прогулку. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.

— «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.

— «Собираются на прогулку», — отвечают дети.

-«Правильно. Юра и Вова подбирают одежду для прогулки. Все наши ребята умеют собираться на прогулку. А сейчас мы будем учиться собираться на прогулку.

К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет одеваться. Посмотрим, как Ира одевается.

Воспитатель (учитель) обращает внимание на то, как Ира подбирает одежду, одевается на прогулку. Затем педагог вместе с ребенком повторяет весь процесс одевания.

Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс одевания. У них возникает активный интерес, они называют предметы одежды, части тела, на которые следует надевать одежду, упражняются в складывании одежды на стул и т.п.

Воспитатель (учитель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей. Например, перед одеванием на прогулку учитель (воспитатель) говорит: «Сегодня Юра будет проверять, как вы собираетесь на прогулку, посмотрит, кто правильно подобрал одежду, кто аккуратно сложил ее».

Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Вовой и Юрой проверим, как ребята оделись. Посмотрите, ребята, как аккуратно оделся Алеша»).

Учитель (воспитатель) учит детей к использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.

На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать одежду на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно брюки – будешь ходить в мятых.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться; не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:

— представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;

положительный настрой на выполнение элементарных трудовых действий, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.).

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает детям возможность почувствовать себя самостоятельными и умелыми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Игры цикла «Я одеваться сам могу»

Игра: «Что отражается в зеркале?»

Цели: познакомить детей с понятием «отражение», необходимостью использовать зеркало.

Материалы: зеркала, ложки, персонаж Обезьянка.

Ход игры. Любознательная Обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится позади вас? (Ответы детей). А теперь посмотрите на ложку (без зеркала) и скажите, какая ложка в зеркале? Помогает детям ответить.

— Изображения предметов в зеркале такие же, как и настоящие предметы, они не отличаются от настоящих. Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, какой он есть на самом деле.

Воспитатель. — Посмотрите, Обезьянка запачкала мордочку, но она не видит этого. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо?

Дети с помощью воспитателя отвечают. — Обезьянке надо посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Давайте покажем, как это можно сделать. (Импровизация)

Итак, если вы увидели в зеркале свое грязное лицо, значит, вам надо умыться.

А еще, глядя в зеркало, можно корчит рожицы.

Организуется момент радости.

Игра «А варежки – последние»

Цель: закрепить последовательность одевания одежды, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Ход игры . Предложить детям надеть варежки, после чего застегнуть пуговицы и молнию на игрушке.

Педагог показывает, что в варежках это делать неудобно, поэтому при одевании мы их надеваем последними. Объясняет, чем опасно, когда руки мерзнут, обращает внимание детей на значение варежек.

Отработка нескольких приемов согревания рук, если потерялись варежки.

Игра «Путешествие в страну Одежды»

Цель : уточнять представления о назначении одежды и правилах ухода за ней; учить ухаживать за одеждой.

Материалы: картинки с изображением одежды, одежда.

Ход игры: Воспитатель (учитель) предлагает детям путешествие в страну Одежды например, в раздевалку. Затем показывает картинки и задает вопросы детям.

— Зачем нам нужна одежда? Какая бывает одежда? (Одежда нужна, чтобы не мерзнуть, быть красивым. Одежда бывает: домашняя, праздничная, уличная).

— Что плохого может произойти с одеждой? (Одежда может испачкаться, помяться, порваться).

— Что делают взрослые, Чтобы привести одежду в порядок, чтобы она была красивой? (Стирают, гладят, зашивают).

— И вы можете помочь своей одежде. Как? (Не пачкать, не мять, аккуратно складывать).

Педагог предлагает поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее ф шкафу.

Игры цикла «Водичка, водичка»

Игра-экспериментирование «Чистая вода»

Цели: дать представление о том, что вода смачивает и очищает, учить мыть руки водой

Материалы: широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Ход игры. Предложить детям взять чистую бумажную салфетку и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку.

Аналогично поступить с грязной салфеткой. Объяснить. Что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной.

Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив руку в воду. Спросить, что стало с ладонями. Рассмотреть, как окрашиваетсяч вода, а руки становятся чистыми. Спросить у детей, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками. Обобщить ответы.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели: показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо, учить мыть руки водой.

Материалы: полотенце, широкая миска с водой.

Ход игры . Предложить детям взять полотенце и положить в миску.

Педагог. Как вы думаете, что будет с полотенцем? (Намокнет, станет мокрым).

Предложить проделать то же с рукавом. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Спросить удобно ли ходить с мокрыми рукавами, почему это плохо. Объяснить, что полотенце впитывает воду, которая остается на руках после мытья. Предложить вымыть руки и вытереть их полотенцем.

Литература

Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд», СПб: Детство Пресс 2013.

Деркунская В.А. образовательная область «Здоровье» СПб: Детство Пресс 2012.

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» СПб: Детство-Пресс, 2006.

Винникова Г.И. «Социальное развитие и окружающий мир» Москва «Сфера», 2010.

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение», 1986.

Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии» — М.: Владос, 2004.

Шипицына Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». — СПб: СОЮЗ, 2004.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Изд. Мозаика-Синтез Москва 2012.

Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.

Методы формирования навыков самообслуживания

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ПЧЁЛКА» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МДОУ детский сад № 2 г. Ртищево)

Конспект родительского собрания

в младшей группе №2

«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».

г. Ртищево 2016г.

Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)

Повестка дня:

    Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».

    Анализ анкет.

    Ситуации для анализа.

    Работа с памятками.

    Слово-эстафета.

    Задание для родителей «Ответь на вопрос»

    Выступление родительского комитета.

    Подведение итогов.

Ход собрания:

    Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.

Дети – элементарным навыкам самообслуживания.

Мы – последовательности, методичности и терпению.

А терпения как раз порой и не хватает…

    Анализ анкет.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.

Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.

Анкета для родителей

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

Может кушать самостоятельно

Может раздеваться

Может одеться

Складывает свои вещи

Может убрать за собой игрушки

Моет и вытирает руки

Ходит в туалет

Просит ли помощи, если что-то

не получается?

Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

    Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

    Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

    Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

    Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

    Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

    Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

    Убирать игрушки, строительный материал в определенное место

    Выполнять небольшие поручение взрослых.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

    приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,

    выделить место для хранения предметов туалета,

    постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

    Ситуации для анализа.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мама прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»

Мама строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы:

    Правильно ли поступила мама?

    Каковы последствия такого поведения мамы?

    Бывали ли подобные ситуации у вас?

    Как вы выходили из них?

    Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)

Другая ситуация.

Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит?

Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

    Работа с памятками.

На ваших столах лежат памятки.

Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

    Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

    Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

    Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.

    Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.

    Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

    Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

    Используйте игровые ситуации.

    Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

5. Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:

“ Мой ребенок умеет или делает…..”

(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)

Какие замечательные малыши!

6.Задание для родителей «Ответь на вопрос»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям.

(Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)

7. Выступление родительского комитета.

8. Подведение итогов.

Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.

Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.

Анкета для родителей

«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»

ФИО ребенка_______________________________________________

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

Старается быть аккуратным в быту

Может кушать самостоятельно

Может пользоваться носовым платком

Может раздеваться

Может одеться

Складывает свои вещи

Может убрать за собой игрушки

Моет и вытирает руки

Ходит в туалет

Просит ли помощи, если что-то

не получается?

Памятка

по формированию навыков самообслуживания.

1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.

4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.

5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

7. Используйте игровые ситуации.

8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.

В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».

«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.

С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»

«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»

«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Главное для ребенка научить обслуживать себя. Начинать обучение ребенка самообслуживанию нужно уже в один-три года, где первые навыки он получает от родителей (в семье).

Семья -- первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки. Трудности с формированием правильных навыков самообслуживания у ребенка чаще всего связаны с желанием родителей как можно дольше опекать своих детей и с непониманием самих взрослых, как должен выглядеть и применяться тот или иной навык, т. е. направлять активность ребенка в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Чем больше ребенок говорит: «Я сам», тем больше ему надо давать самостоятельности, тем самым он быстрее научится и станет более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, сможет сам раздеваться и т.д.

В ребенке надо развить «желание», которое поможет ему в его навыках.

Желание -- великая сила: за ним следует действие и труд, их всегда сопровождают успех и радость достижений.

К моменту зачисления в детский сад малыш должен чувствовать себя вполне уверенно за столом, на прогулке, на занятиях. Отдавая ребенка в детский сад у родителей возникает каждый раз вопрос, где воспитатель в садике жалуется, что малыш долго одевается, забывает вымыть руки перед едой, неправильно обувается, не справляется с завязыванием шнурков и т.д. Для того чтобы ребенку легко было усвоить эти навыки, нужно поощрять стремление ребенка к самостоятельности и поддерживать интерес к той или иной деятельности.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный им на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Самообслуживание Ї это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила, прием пищи, одевание и раздевание.

1. Содержание труда по самообслуживанию

К детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

В младших группах содержание труда по самообслуживанию включает приемы одевания, умывания, прием пищи, уборки игрушек и материалов с помощью взрослого (воспитателя), то в содержание труда по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач в этом возрасте выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Воспитатель в младшем дошкольном возрасте формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

Как бережно относиться к вещам: аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь (формировать умение раздеваться с небольшой помощью взрослого), выполнять отдельные действия: надевать-снимать одежду и обувь в определенном порядке. Закреплять навыки поведения, соответствующего нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками (мыть руки перед едой и по мере загрязнения), умение пользоваться мылом (аккуратно мыть руки, лицо, уши); пользоваться полотенцем (снимая с крючка полотенце, насухо вытираться после умывания и вешая его на место) с частичной помощью взрослого, пользоваться расческой и носовым платком. Воспитатель формирует умение есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослого (как может) и задвигать стул; как правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне, с помощью взрослого приводить одежду в порядок.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах - оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, а на ступени среднего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. В среднем возрасте усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными. Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо больше уделять внимания упражнению детей в самообслуживании; заинтересовывать их разнообразием этого труда, создавать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований.

В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких. Большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом.

Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.

Воспитателю надо помнить, что освоение правил поведения сопровождаются появлением жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием.

2. Методика воспитания навыков у детей младшего дошкольного возраста

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий.

Главными целями педагога в процессе формирования игровых умений и навыков является способствование возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов), показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры, где происходит закрепление навыков. Большое значение для игры детей имеют игрушки-персонажи - подобия животных, дидактические игры.

Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Она осуществляет те игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.); именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Самообслуживание включает в себя следующее:

1 Раздевание и одевание;

2 Гигиена тела;

3 Освоение навыков приёма пищи;

4 Опрятности.

1 Учимся одеваться-раздеваться

Программное содержание: воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде, правильно называть предметы одежды. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать и выворачивать, умение определять лицо и изнанку вещи, вешать вещи в свой шкаф.

Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

Ведутся беседы с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следили, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.

Для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться у каждого ребенка имеется шкафчик с полочками и крючками для одежды и обуви, удобные по высоте сиденья-банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), подсказка ширма-схема одевания, чтобы дети повторяли её с родителями и воспитателями каждый день (карточки с изображением одежды на ширме меняются в зависимости от времени года), иллюстрированный план одевания.

Для того что бы научить и показать ребенку как надо раздеваться-одеваться и в какой последовательности, воспитатель показывает коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, читает рассказы и стихи.

Игры: дидактическая игра, которую можно использовать как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в режимные моменты, дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», дидактическая игра «Подберем куклам одежду», образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик» - учит детей одевать колготки, носки, штанишки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку с той одеждой, которую надо надевать, называет её и сопровождает показ чтением стихотворения. Далее ставит её в кармашек. Так карточки выставляются в той последовательности, в какой надо одеться.

Игра: « Я умею одеваться »

Цель игры: научить детей последовательно одеваться и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть-одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место».

Воспитывать: терпение, аккуратность, последовательность, порядок.

Оборудование: кукла, одежда для нее, шкафчик.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что кукла Нина сегодня пойдет гулять и для этого ей надо одеться. Что для этого нужно? (Дети начинают перечислять одежду, которую сами надевают на прогулку). Затем воспитатель

показывает какие наряды находятся в шкафчике у куклы Нины.

Ребята выбирают из шкафчика те вещи, которые необходимы в данное время года и начинают одевать куклу (воспитатель помогает словесно и действиями, т. к. могут возникнуть трудности с одеванием куклы). После небольшой прогулки по комнате ребята решают, что куклу Нину пора раздевать. При этом необходимо говорить детям, что вещи нужно складывать аккуратно и на свое место.

Игра: «Что зачем»

Воспитатель предлагает детям одеться на прогулку вместе с куклой Катей с опорой на картинки, с проговариванием названия предметов одежды и показом движений, как одеваемся.

«Маша - растеряша» Л. Воронковой,

«Я сама» И. Муравейка, Н. Павлова « Чьи башмачки», Е. Алябьева «Непослушные ботинки».

Каждый раз идя на прогулку воспитатель спрашивая напоминает детям:

«Когда пойдём на прогулку, что мы будем одевать сначала? какую одежду? (колготки, носки). А что потом оденем? (водолазку, кофточку). А ещё что из одежды мы оденем? (штанишки, курточку, шапку, рукавички, сапоги обуем - это обувь) вот и пойдём все вместе на прогулку.»

Для того чтобы детям легко было узнать пуговицы, кнопки, молнии, шнурки и т. д. В группе есть различные игры: «игры-шнуровки» , которые помогут детям развить мелкую моторику и обучат справляться с обувью на шнуровке; различные игрушки, где можно расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки и молнии.

В среднем возрасте воспитатель продолжает закреплять этот навык с играми, потешками и т. д., кроме того старается воспитывать у каждого ребенка привычку вести себя в данной деятельности таким образом, чтобы естественно укладываться в отведенное для нее время. Тем самым создается основа ориентироваться во времени (т. е. ребенок, начинает понимать когда обед, когда сон час, когда ужин и вечер). В этом возрасте ребенок сам следит за собой и своими товарищами (правильно ли оделся, все ли застегнул, правильно ли надел обувь), воспитатель продолжает формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».

Воспитатель обращает внимание детей напоследовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу. В среднем возрасте встречается то, что ребенок не вывернув вещи, запихал в свой шкафчик всю одежду; это говорит о том, что воспитателю необходимо продолжать закреплять это умение и учить доводить дело до конца.

2 Будем умываться

Программное содержание: воспитывать потребность мыть руки перед едой и по мере их загрязнения, после посещения туалета, игр с песком; учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды, пользоваться расческой и носовым платком; формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывая интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В

процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей (переход с деятельности одевание-раздевание на культурно-гигиеническую деятельность).

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Детям младшего дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам нужно направлять, показывать, рассказывать, где взрослые (воспитатель с участием помощника воспитателя) применяют частичную помощь к детям; дети среднего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, пользоваться носовым платком; следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Во время умывания воспитатели используют потешки, которыми взрослый может сопровождать процесс. Так ребенок лучше запомнит правильную последовательность своих действий

Приговаривая слова этого шутливого стихотворения, воспитатель направляет действия ребенка и помогает достичь наилучшего результата.

Правила последовательность гигиенических правил:

1Приподнять рукава одежды, чтобы не замочить их.

2 Взять мыло и тщательно намылить кисти рук.

3 Удалить мыло под струей воды.

4 Закрыть глаза и аккуратно обмыть лицо. Зажать одну ноздрю и высморкаться, потом то же проделать с другой ноздрей.

5 Ополоснуть руки.

6 Снять полотенце с вешалки, аккуратно промокнуть лицо (не растирать!), затем руки.

7 Посмотреть в зеркало (убедиться чистоте) и улыбнуться себе.

Для того чтобы ребенок усвоил эти правила воспитатель на своем личном примере или пригласив ребенка из подготовительной группы показывают, как надо проводить гигиенические навыки.

Показать и рассказать детям как засучить рукава, как пользоваться краном, как из куска мыла надо сделать белые перчаточки, как смыть мыло (чтобы не осталось на руках, потому что может попасть в глаза и щипать), как надо отжимать ручки (чтобы стекла водичка), как вытирать полотенцем лицо и руки (при этом сняв полотенце с крючка и после повесить обратно), как надо пользоваться стаканчиком для полоскания после еды.

Также воспитатель учит детей как правильно надо пользоваться носовым платком:

В кармашке рубашки, платья, пальто всегда должен находиться свежий носовой платок

Если появилась необходимость воспользоваться им, нужно вспомнить о нем, а не пытаться задействовать вместо этого рукав или ладонь

Используя платок, не надо разворачивать его полностью или сминать перед тем, как убрать на место. Этот навык формируется постепенно, но на него необходимо обращать внимание

Воспитатель может показывать сюжетную-ролевые игры на примере куклы:

«Кто у нас испачкался?», «Умой куклу», «Покажи кукле, как правильно пользоваться зубной щеткой» и т. д.

Пальчиковая гимнастика: «Что же детям пригодится, чтобы начисто умыться».

Дидактическая игра: «Перемешанные картинки»

Задачи игры: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия: серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры: воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» С. Я. Маршак, К. Авдеенко «Квакушины уши».

Чтобы детям удобно было проводить культурно-гигиенически навыки, для этого в детских садах есть отведенное место- умывальная комната, в которой есть 2-3 раковины с кранами, мыльницы, мыло, шкафчики(с картинками каждого ребенка) с крючочками для полотенец, полотенца (пронумерованные), стаканчики (пронумерованные) для полоскания, расческа (подписанная), плакат «Правила умывания».

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают обучать к культурно-гигиеническим навыкам. Где ребенок осознанно умывается, тщательно и правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.

3 Учимся кушать

Программное содержание: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку в правой руке между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, безшумно, не разговаривая за столом; пользоваться салфеткой; благодарить взрослого.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Питание в дошкольном учреждении строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию. Рациональное питание - одно из условий сохранения жизни и здоровья ребёнка.

Необходимо, чтобы и дети и взрослые, обслуживающие их во время пищи соблюдали правила личной гигиены, а также педагогические требования к доставке и раздаче пищи, сервировки стола, уборке посуды, организации дежурства детей по столовой.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

Нельзя класть локти на стол во время еды;

Есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;

Бережно относится к хлебу и другим продуктам;

Правильно пользоваться столовыми приборами;

После еды пользоваться салфеткой.

Овладение культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

В младшем возрасте не все дети могут самостоятельно кушать, для этого воспитатель частично приходит на помощь ребенку (помогая ему набирать пищу в ложку, наклонять тарелку, пить из кружки).

Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, не крошить хлеб, пережевывать пищу, пользоваться салфеткой и благодарить взрослого. В конце года младшего дошкольного возраста вводят дежурство по столовой, где дети частично помогают накрывать на стол.

В среднем дошкольном возрасте дети более самостоятельны, где они изучили все правила культурно-гигиенических навыков, где их не надо кормить, напоминать говорить благодарное слово взрослому. Но и воспитателю нельзя успокаиваться, надо продолжать работать с детьми приучать их к новым навыкам, таким как введение вилки и ножа, полоскание рта после еды и дежурство по столовой (уметь аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, тарелки под второе, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (вилки, ложки, ножи)). В среднем возрасте дети должны помогать взрослым и приучаться к систематическому труду, имеющему общественную значимость. Обязанности дежурных в этом возрасте не велики, но сознавать причастность и необходимость выполнять порученное дело воспитывают в детях ответственное отношение к труду и самостоятельности.

Для проведения приема пищи у каждого ребенка должно быть свое определенное место, где он знает его и знает свой стульчик.

При приеме пищи:

Стул должен быть в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, если ножки ребенка не достают до пола (расстояние от нее до сидения стула - 25-28 см);

Небольшого размера столовый прибор: тарелки, кружка, вилка, ложка и т. д.; На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

Чтобы научить и показать культурно-гигиенические навыки воспитатель проводит беседы, дидактические игры, ролевые игры, знакомит детей с посудой и их названиями, показывает личные примеры, читает художественную литературу. Подборка занятий по этикету для детей дошкольников - правила поведения за столом, картинки, стихи, песни, рассказы и многое другое. ... Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важны песни и стихи в процессе обучения.

Все это легче объяснить ребенку, используя художественно- эстетические приемы и методы во время специально организованных видов деятельности, в совместной с детьми деятельностью.

Игра: «Мы едим»

Подготовка к игре: воспитателю, так же как и детям сервируют стол.

Ход игры: упражнение проводится в процессе обеда. Перед тем как сесть детям за стол, воспитатель сам садится за свой стол и начинает проводить беседу: - « Посмотрите пожалуйста, как я сижу: глубоко на стуле. А для чего? Для того, чтобы моя спина была ровной и ее держала спинка стула. Левой рукой я буду брать хлеб и ею придерживать тарелку, правой рукой я буду держать ложку. Ноги у меня под столом стоят ровно. А теперь и вы садитесь также.»

Воспитатель проверяет и напоминает правила, после чего продолжает беседу: - «Для чего нам нужна ложка? У ложки есть широкие края, эти края не дают супчику или кашке выливаться из ложки. Теперь старайтесь не торопиться и хорошо прожевывать пищу. Если будем торопиться и разговаривать во время еды, мы можем подавиться. Можно приступать к еде, приятного аппетита!»

В следующих упражнениях осуществляется показ других действий: как надо наклонять тарелку от себя, доедая первое; как есть чайной ложкой фрукты из компота, как осторожно сплевывать косточки в ложку и класть их на блюдце, как пользоваться салфеткой после еды, и т. д.

Игры: «Кафе», «Идем в гости», показ театральных миниатюр «Как Мишка в гости ходил», « У Катюши День Рождения», «Ура, мы идем в гости».

Игра: «Сервировка стола»

Цель: Формирование знаний о сервировке стола.

Задачи: Учить подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Коррекция и развитие навыков диалоговой речи путём обобщения знаний по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия: Картины, предметы сервировки стола.

Методы обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение. Дети смотрят на предметы которые находятся на столе и пытаются понять о чем сегодня пойдет речь.

Воспитатель в своей беседе касается о вопросе поведения, т. е. этикета за столом, о правильной сервировки стола, правила поведения во время еды,

уважении к соседям по столу.

В беседе воспитатель изучает с детьми названия посуды, показывает как надо кушать из посуды, пользуясь столовыми приборами и салфетками.

Чтение художественной литературы: «Кто скорей допьет», «Маша обедает» С. Капутикян и многие другие…

4 Приучение к опрятности

Любовь к опрятности и порядку может быть воспитана у детей с малых лет. Даже при самых скромных бытовых условиях ребенку можно привить многие культурно-гигиенические навыки, если только взрослые относятся со вниманием и заботой к соблюдению чистоты и порядка и приучают к этому своих детей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте надо приучить ребенка к опрятности: спокойно относиться к умыванию, причесыванию, стрижке ногтей и купанию; быть аккуратным во время еды; вытирать нос платком; пользоваться туалетом; бережно обращаться со своей одеждой; не брать в рот игрушки и другие предметы; убирать на место свои игрушки, как только заканчивается игра.

Воспитатель делая ребенку замечания в одежде, при раздевании-одевании, при приеме пищи, умывании и т. д., он тем самым воспитывает аккуратность и опрятность в ребенке.

Все навыки самообслуживания - это и есть начало аккуратности.

Заключение

Изучив проблему необходимости обучения детей самообслуживанию, начиная с раннего возраста.

Можно сделать следующие выводы: самообслуживание - как форма организации детского труда, имеет важное значение, в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Поскольку навыки самообслуживания у детей еще в раннем возрасте сформированы недостаточно, воспитатель показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.

На основе этого мы можем сделать следующие выводы:

* с детьми нужно вести постоянную работу;

* целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка, помогать ему, обучать с помощью показа.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

Список литературы

самообслуживание дошкольный воспитательный педагогический

1. «Психология и метод ускоренного обучения» Б.Ц. Бадмаев 1998г.

2. «Управление процессом усвоения знаний» Н. Ф. Талызина 1975г.

3. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии» Л.С. Выгодский 1996г.

4. «Игра дошкольника» под редакцией С. Л. Новоселовой 1998г.

5. «Методика раннего развития» М. Монтессори, Эксмо, 2011г.

6. Сборник статей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» составил Л. В. Русекова, М.,1984г.

7. «Воспитание дошкольника в труде» под редакцией В. Г. Нечаевой издательство «Просвещение» 1974г.

8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва, Мозаика-синтез 2012г.

9. «Игрушки и пособия для детского сада» под редакцией В. М. Изгаршевой, издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение», 1987г.

10. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С. В. Петерина, Москва, «Просвещение», 1986г.

11. «Дошкольная педагогика» под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. Москва, «Просвещение», 1978г.

12. Методические разработки (младшая группа)

Формирование навыков самообслуживания

у детей с ОВЗ через игровые ситуации.

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать детей с нарушениями интеллекта более разносторонне.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются навыки самообслуживания.

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.

Обучающиеся, поступившие в коррекционную школу слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

B процессе модернизации современной системы образования уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в вариативных формах коррекционной помощи. Важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у воспитанников навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи, формированию навыков самообслуживания. Для детей с умственной отсталостью при посещении образовательного учреждения становится актуальным уметь самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть независимыми в быту.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.

Первое направление.

Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

Уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

Уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.

Второе направление.

Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

Учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;

Знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;

Учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

Третье направление.

Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

Во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

При раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

В игровой комнате убирать на место игры и игрушки;

Приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.

Четвертое направление.

Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

Сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

Учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

Учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;

Учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта является игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.

С помощью игр можно привить навыки самообслуживания. Для формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для детей наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

Например, чтобы научить мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

Приобщая мальчиков к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.

Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».

Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.

Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта.

Например, такие игры:

«Что лежит в кошельке»

Цели: Учить расстёгивать и застёгивать застёжку «кнопку», складывать пальцы определённым образом удобным для захвата одной половины кнопки.

«Ёжик с фруктами»

Цели: Учить застёгивать застёжки кнопки, прикрепляя фрукты на спину ёжика; ориентироваться в пространстве; закрепить название фруктов.

«Чья ботва»

Цели: Закреплять умение застёгивать крупные кнопки, пристёгивая ботву к моркови.

«С какого дерева упал листок»

Цели: Застёгивать маленькие кнопки; группировать листья по цвету- жёлтый, красный.

«Пристегни ушки, ножки Мишке»

Цели: Учить застёгивать кнопки; знать части тела.

«Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

«Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

«Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

«Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды - правый. И т.д.

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)?

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

  1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
    2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
    Приведем пример:
    Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
    3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
    4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
    5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
    6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
    7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
    8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
    Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
    9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
    10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
    Например, одевание штанишек может выглядеть так:
    - сядь на стульчик;
    - возьми штанишки обеими руками за поясок;
    - подними ножку и вдень ее в одну штанину;
    - поставь ножку на пол;
    - подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
    - встань и подтяни штанишки обеими руками.
    11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания - это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка - они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
    12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
    Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!