Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Цветы логопедическое занятие в подготовительной группе. Цветы.doc - Конспект логопедического занятия на тему: "Цветы"

Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед

Элеонора Сугак
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы»

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Цель: уточнить и расширить знания детей по лексической теме "Цветы"; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Закрепить знания детей о цветах: лесных, полевых, садовых.

2. Познакомить со строением цветка.

3. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: совершенствовать навык образования прилагательных от существительных; образования существительных уменьшительно-ласкательного значения; согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; подбирать прилагательные к существительным;

4. Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развивать мелкую и общую моторику у детей;

2. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

Коррекционно – воспитательные цели:

1. Воспитывать бережное отношение к цветам

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

4. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Демонстрационный материал:

1. Сюжетная картинка «Паровозик»

2. Магнитофон, запись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов»

3. Картинки с изображениями полевых, садовых цветов, лесных цветов.

4. Вазы из бумаги;

5. Сюжетная картинка "Цветы в лесу"; Сюжетная картинка "Цветы на поле"; Сюжетная картинка "Цветы в саду".

6. Вырезанные цветы.

7. Схема для составления рассказа-описания

Предварительная работа: Заучивание с ребенком стихотворения «Если я сорву цветок…», автор Т. Собакин, игра «Собери картинку», чтение произведений о цветах.

Ход занятия:

1. Организационный момент (включаю музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

Логопед: - Весна! Прекрасная погода. И я предлагаю вам вместе со мной отправиться на волшебном паровозе в увлекательное путешествие по весеннему лесу. Представьте, что наш паровоз трудолюбиво вращает колёсами, и вот мы в лесу. Мы гуляем по лесу. И, что мы видим! Полянки цветов среди полянок снега!

Какие первые весенние цветы появляются в лесу? (Подснежники.)

Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (Ландыши, незабудки) (вывешиваю картинки)

Все эти цветы растут в лесу, значит, их, как можно назвать – Лесные

Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы, тюльпаны.)

А какие ещё цветы растут на садовых участках? Розы, пионы, астры (логопед вывешивает картинки)

Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать - Садовые

Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (Лето.) И мы совершаем на нашем волшебном паровозе путешествие из весны в лето. Наш паровоз везёт нас быстро, и вот мы на летнем поле.

Какие цветы мы видим на летнем поле? (Ромашки, васильки, колокольчики, маки.) (логопед вывешивает картинки) Все эти цветы какие? Полевые.

Молодцы, сколько цветов вы знаете!

2. Игра «Назови ласково». (логопед вывешивает схему цветка)

Логопед: -Ребята, из чего же состоит цветок? Давайте назовём его части? А для чего нужен корень? Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду, дышит воздухом, удерживает растения в почве, чтобы оно не упало - Зачем листочки растению? (Дышать, поглощать свет).

А давайте ласково назовём части цветка? Лепесток-Лепесточки, Бутон-бутончик, Стебель-стебелёк, Листок-листочек, Корень-корешок, Цветок-цветочек

3. Физкультминутка

На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки, медленно встают.

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх

Солнцу улыбнулись, Руки широко в стороны.

К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх,

Повернут цветочки.

Развернут бутоны, Руки соединить над головой.

В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны.

4. Игра «Какие цветы?»

Логопед: - Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова.

Давайте скажем им эти слова. (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие).

5. Игра «Образуй слово»

Логопед: - Во время нашего путешествия мы с вами собрали букеты из цветов (раздаю вырезанные цветы детям, они подходят к доске, где находится ваза, вывешивают цветок и называют букет)

Букет из ромашек как называется такой букет? (ромашковый);

Букет из одуванчиков - одуванчиковый;

Букет из васильков – васильковый;

Букет из фиалок – фиалковый;

Букет из колокольчиков – колокольчиковый.

6. Составь рассказ о цветах по схеме (логопед вывешивает схему и картинки с вариантами цветов)

Дети составляют рассказ-описание о цветах, ответив на вопросы:

Назвать цветок.

Где растет? (В лесу, в поле, на клумбе.)

Рассказать какой он.

Какие у него лепестки, стебель и листики.

Какой букет?

Логопед озвучивает:

Это ромашка. Она растет в поле. У ромашки тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные лепестки с желтой серединкой. В поле можно собрать ромашковый букет.

Это лютик. Он красивый, золотистый. У него желтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелек.

7. Подведение итогов занятия.

Логопед: Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок…». Кто хочет его рассказать? (Желающий ребенок рассказывает стихотворение).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

Логопед: Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? (Ответы детей) Нельзя рвать цветы. Цветами нужно любоваться. А как? (Смотреть на них, вдыхать их запах)

Логопед: Где мы с вами побывали? С чем знакомились на занятии? Какие цветы запомнили? Что вам больше всего запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета» «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета» Цели: - Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект занятия по развитию речи «Мы такие разные» Программное содержание: Расположить детей к себе и вызвать их интерес к занятию. Используя разные методы и приемы учить детей заучивать.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с социальной действительностью «Мы такие разные» Тема «Мы такие разные». Цель: формировать умение различать других детей по особенностям их внешнего вида, поведения, привычек; соотносить.

Конспект занятия в средней группе «Такие разные матрешки» Конспект открытого просмотра педагогической деятельности в средней группе

Тема: «Цветы. Путешествие на лесную полянку»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать представления о цветах, лекарственных растениях, первоцветах;
  • продолжать знакомить с нетрадиционным приемом рисования: рисование с использованием соли;
  • закрепить знание правил поведения на природе;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание;
  • развивать константность зрительного восприятия на основе д/и «Найди тень»;
  • развивать речедвигательную координацию;
  • развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: карточки - знаки «Поведение в лесу», изображения двух корзин, цветные изображения цветов и лекарственных растений, клей ПВА, кисти для клея, контурные изображения цветов, цветная соль, салфетки для рук, д/и «Первоцветы», силуэтные изображения цветов, фланелеграфы, фломастеры.

1. Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте еще раз дружно с ними поздороваемся. Сегодня необычный день - я предлагаю вам отправиться на прогулку на цветочную полянку. Раз-два-три, повернись - на цветочной полянке очутись».
(Звучит мелодия «Пение птиц»)

2. Д/и «Говорящие знаки»

Воспитатель: «Вот мы и оказались на нашей полянке. Посмотрите, как здесь здорово! Поют птицы, летают бабочки, сколько цветов вокруг! Но прежде чем отправиться на прогулку, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу и на природе. В этом вам помогут знаки».

3. Д/и «Цветочные корзины»

Воспитатель: «Ну что ж, правила поведения мы вспомнили, можно отправляться дальше. Мы с вами уже знаем, что среди множества цветов, есть не только красивые цветы, но и лекарственные цветы или лекарственные растения. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Я предлагаю собрать в одну корзину лекарственные растения, а в другую - цветы, которые мы используем для создания красивых букетов. Работаем в парах. Полина с Димой собирают лекарственные растения. Ульяна с Дарьяной собирают остальные цветы. Какие растения вы считаете лекарственными? Чем полезен клевер? Для чего нужна ромашка? и т.д.



О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, они хорошо останавливают кровь. А еще она укрепляет волосы».

4. Д/и «Оживи цветы»

Воспитатель: «Перед вами контурные изображения цветов. Но, посмотрите, какие они невеселые. Давайте мы сами оживим их при помощи цветной соли. Сначала оживим сами цветки. Полина, какой цветок у тебя? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании цветка? Дарьяна, как ты будешь оживлять свой цветок? и т.д. Теперь приступим к оживлению листка и стебля? Какой формы листья? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании листьев? и т.д.»

5. Динамическая пауза «Цветы»

Воспитатель: «Мы немножечко устали и давайте отдохнем.
Спал цветок, и вдруг проснулся,
(выполнить упр. «Бутон»)
Больше спать не захотел.
(выполнить упр. «Цветок»)
Шевельнулся, встрепенулся,
(двигать ладонями, сложенными «цветком» вправо - влево)
Взвился вверх и улетел.
(поднять «цветок» над головой)
Это бабочка сидела,
(выполнить упр. «Бабочка»)
Потом дальше полетела.
(двигать ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх)

6. Д/и «Первоцветы»

Воспитатель: «Мы с вами знаем, что некоторые цветы появляются весной раньше, а какие-то позже. Перед вами контурные изображения цветов. Обведите зеленым цветов в кружок те цветы, которые у нас появляются самыми первыми после долгой зимы. Какие цветы вы обвели? Каким цветом? Как мы называем самые цветы, которые появляются раньше всех? Почему?»

7. Д/и «Найди тень»

Воспитатель: «Вы знаете, что днем все живые и неживые существа отбрасывают тень и сейчас вам нужно подобрать к цветку их тень. Я решила вас немножко запутать. Если даны цветные изображения нескольких изображений, то на силуэтных изображениях - один цветок».

8. Итог

Воспитатель: «Вот и подошла наша чудесная прогулка к концу. В заключение, я хотела бы прочитать замечательное стихотворение. И я надеюсь, вы сделаете из него вывод.

Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

Сейчас предлагаю вам вернуться в группу, где хочу угостить вас и остальных ребят витаминным напитком из лекарственных растений: шиповника и т.д. Раз-два-три, повернись и в группе очутись».

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....

Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:

И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....

Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....

Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.

8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).

9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна. Первые весенние цветы».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением).

Совершенствовать навык звукового анализа слов.

Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки с изображением первых цветов, CD-проигрыватель с СD записью пьесы П. Чайковского «Подснежник», контейнер с фишками для звукового анализа, резиновый мяч среднего размера, изображение весенней поляны.

Предварительная работа . Прослушивание пьесы Чайковского «Подснежник», беседа о растениях, занесённых в Красную книгу, на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Ход НОД:

1. Организационный момент (слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Подснежник»).

Логопед включает отрывок из пьесы, приветствует детей.

Ребята, проходите к стульчикам, садитесь и внимательно послушайте музыку.

(На магнитной доске картина с изображением поляны с подснежниками, на ковре закреплены подснежники. Логопед выключает музыку после нескольких минут звучания. )

Ребята, как называется пьеса, которая сейчас звучала?

(Это пьеса Чайковского «Подснежник ».)

Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

(Мы представляли себе, что мы попали на поляну, где растёт много подснежников. )

Какой подснежник вы представляли?

(Нежный, хрупкий, изящный, с узкими, зелёными листиками и прекрасным белоснежным цветком. )

Появление подснежников – это примета какого времени года?

(Это примета ранней весны.)

О ранней весне и первых весенних цветах мы сегодня продолжим разговор.

2. Упражнение «Слушай внимательно». (Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Итак, мы с вами попали на лесную поляну ранней весной. (Логопед обращает внимание детей на картину.)

Но ребята, на поляне, кроме подснежников, растут ещё и другие цветы. (Логопед на липучки прикрепляет картинки других цветов на поляну.)

А как вы думаете, почему?

(Потому что весной появляются другие весенние цветы. Это тоже примета весны.)

Рассмотрите картинки, вспомните названия изображённых на них цветов.

А теперь назовите и скажите, какого они цвета. Название цвета должно прозвучать ласково.

  • Лиловенький крокус.
  • Беленькая ветреница.
  • Розовенькая медуница.
  • Беленький подснежник.
  • Синенький колокольчик.
  • Жёлтенькая мать-и-мачеха.

Отлично!

3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).

Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?

(Солнышко.)

А почему?

(Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.)

Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны.

(Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.)

А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.

Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.

Следите за произношением звуков.

* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам. )

*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки. )

* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.

(Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.)

* Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.

(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)

Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.

4. Рассказывание стихотворений о весне . (Развитие общих речевых навыков )

И в подтверждение того, что вы хорошо знаете приметы весны, расскажите небольшие отрывки их стихотворений.

Следите за произношением звуков. Рассказывайте чётко и выразительно.

1 - й ребёнок.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А.Толстой

2 - ребёнок.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3 - ребёнок.

И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон, -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

4 - ребёнок.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.Баратынский

5 -ребёнок

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь.

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах тёплых крыш.

6 - ребёнок

Кругом вода журчит, сверкает.

Крик петухов звучит порой.

А ветер мягкий и сырой

Глаза тихонько закрывает.

5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» . (Развитие общих речевых навыков, мелкой моторики)

Ребята, вы сказали, что ранней весной птицы прилетают к нам.

Вот и на нашу поляну прилетел дрозд.

(Логопед прикрепляет дрозда )

Выйдем на поляну и выполним пальчиковую гимнастику «Дрозд-дроздок»

(Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать и сделать знакомое упражнение .)

Дружок ты мой, дрозд, Дети машут сложенными накрест

ладонями, как крыльями.

В крапинку хвост, Загибают по одному пальцу на обеих

Носик – остренький, руках на каждую строку.

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

Весной распеваются, вновь машут сложенными накрест

Зимой забываются. ладонями, как крыльями .

6. Штриховка. (Развитие мелкой моторики. )

А теперь вам предстоит выполнить ещё одно весеннее задание.

Подойдите к столу, сядьте на свои стульчики.

Посмотрите, какой цветок вы сегодня будете штриховать?

(Крокус).

Рассмотрите направление штрихов.

Приступайте к работе, следите за посадкой. (Дети работают под пьесу «Подснежник».)

Молодцы, аккуратно выполнили задание.

7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыков звукового анализа.)

А теперь вернёмся на поляну, устроимся поудобнее.

Повторите название весеннего цветка.

(картинка крокуса)

Произнесите слово и выполните его звуковой анализ.

(1 ребёнок – называет все звуки в слове.

2 ребёнок – К – согл., тв., глух.,

3 ребёнок – Р – согл., тв., зв.,

4 ребёнок – О – гласн., ударный,

5 ребёнок – К – согл., тв., глух.,

6 ребёнок – У – гласн., безуд.,

7 ребёнок – С – согл., тв., глух.)

А теперь выложите звуковую схему слова фишками.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

Вы справились с трудным заданием.

Сложите фишки в контейнер.

8. Упражнение «Пары слов» (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря по теме «Первые весенние цветы», развитие общей моторики.)

А теперь на весенней поляне мы поиграем с мячом в игру «Пары слов».

Будем бросать пары слов друг другу.

Вы вспоминаете название цветка, которое начинается с последнего звука произнесённого мною названия.

Логопед Ребёнок

Подснежник - крокус

Прострел - ландыш

Нарцисс - сальвия

Тюльпан - ноготки

Ноготки - ирис

Василёк - колокольчик

Молодцы!

9. Итог

Ребята, вспомните задания, которые вы выполняли.

(Ласково называли цвет у цветов.)

Выбирали приметы осени.

Рассказывали стихотворения.

Выполняли пальчиковую гимнастику «Дрозд – дроздок».

Штриховали.

Составляли звуковую схему.

Играли в игру «Пары слов»)

Назовите цветы, которые выросли на поляне весной.

Какие это цветы?

(Первые весенние.)

Ребята, вам весна сама подарила по одному цветочку. А вы знаете, что цветы – это часть природы и мы с вами на улице просто будем ими любоваться.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!