Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Общая характеристика лиц, подпадающих под систему осуществления профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также иного антисоциального поведения несовершеннолетних Па

Общая характеристика лиц, подпадающих под систему осуществления профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также иного антисоциального поведения несовершеннолетних.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Понятие и признаки социального сиротства. Причины социального сиротства. Основные группы социальных сирот. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Важнейшие определения.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспри-зорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или со-держанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где ро-дители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) от-рицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Под социальным сиротством, понимается носящие постоянный, или временный характер детская безнадзорность или детская беспризорность, выражающиеся в ослаблении или в отсутствии родительской заботы.

Дети, не имеющие родителей.2. Дети, родители которых лишены родительских прав, либо их родители находятся в местах лишения свободы. 3. Дети, родители которых в силу своего морально – нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности.

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобще-ственных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением кон-фиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профи-лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных и беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача любо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных из учреждений утоловно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

8) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

· безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

· беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

· несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» , содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

· сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

· создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей», направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства .

Существующая в России система организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу. Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы. Требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности общественных организаций, занимающихся детской беспризорностью.

В последние месяцы проблема детской беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

Необходимы общие усилия всех ветвей власти и координация этих усилий для выработки стратегии на государственном уровне. Должны также быть структуры, отвечающие за стратегическое планирование мероприятий, аналитическую работу, исполнение, а главное контроль за конечным результатом.

Проблема безнадзорности - это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми «группы риска», должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность и забота. А также – профессионализм .

«Полиция , – говорят, – отбирает по поводу и без повода на основании ФЗ-120. Поэтому этот закон надо радикально менять». Когда такое говорит митингующая против «ЮЮ» активистка, это печально, но простительно. Другое дело, когда закон не знает полковник полиции.

Общественницу можно и понять, хотя она при этом невольно работает как раз на становление той самой «ЮЮ». Она душой переживает за отнятых детей, она слышит от полиции «мы забрали ребёнка на основании ФЗ-120 » и верит полиции на слово, потому что лично в законе не разбирается, так как ей, видимо, не приходится лично отбивать детей и спорить с кем-то на языке закона.

О ловушке, которая ждёт борцов с ЮЮ в этом направлении, я подробно писал в двух статьях ( , ). Если верх возьмёт идея радикально реформировать ФЗ-120, то в этой работе могут одержать верх совсем другие силы, которые эту атаку на "полицейский закон" уже начали как раз для того, чтобы отнять полномочия у полициии и всю цепочку действий - от контроля за семьями до передачи детей в богатые руки - сосредоточить в одних руках. То есть чтобы довершить строительство ЮЮ. Пока их атака захлебнулась только потому, что их законопроект, разосланный Минобразом для отзывов 14 марта 2016 года, содержал слишком много глупостей. Вот один типичный пёрл: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, в отношении которого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принято решение о признании его находящимся в социально опасном положении;» .

Но разберёмся, как на самом деле связаны ФЗ-120 и отобрание детей?

(1) Если полиция забирает ребёнка по причине "он был без законных представителей" (то есть с бабушкой или соседкой), то это противоречит ФЗ-120.

(2) Если полиция забирает ребёнка по причине "социально опасного положения", то это тоже противоречит ФЗ-120.

Хотя в обоих случаях полиция вам заявит: "Мы это сделали по ФЗ-120"!

ФЗ-120 требует соблюдать Конвенцию о правах ребёнка, то есть (ст.9) "чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют... "

Единственный случай, когда по закону ФЗ-120 ребёнка полиция доставляет в отдел это (ст.21 ч.2 п.1) когда ребёнок безнадзорный . А приведённые случаи - это (1) не безнадорность или (2) не обязательно безнадзорность! Что такое "безнадзорный", чётко написано в ст.1:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

То есть по закону не важно, под чьим ребёнок присмотром, а если он и один (дома или по дороге в школу), то этого ещё не достаточно, чтобы его сцапать.

Так что беспредельничать позволяет не закон. Беспредельничать требует приказ МВД № 845 от 15.10.2013, который заставляет сотрудников полиции нарушать ФЗ-120. Указанные нарушения - это, соответственно, пункты 76.5.1 и 76.5.5 приказа. Полицейские или просто не знают закона, или приказ для них важнее закона, хотя статья 6 закона "О полиции" запрещает в таком случае этот приказ исполнять.

Полномочие полиции доставлять в отдел действительно безнадзорных отнять невозможно - а кто же будет их подбирать? Надо только добиться, чтобы это были действительно безнадзорные. Для этого

надо не менять закон, а отменять приказ.

Что ж , общественники, даже очень яркие, к сожалению, бывают поверхностны и малограмотны. Но в конце концов, что с них взять, да и беззаконие держится не на них.

Другое дело, когда закона не знают люди, которые отбирают или сопровождают детей. Это наглядно проявилось в беседе Ленты.ру с полковником Е.А.Новосельцевой и президентом фонда Е.Л.Альшанской. Выяснилось, что закона, а именно его самого важного для вопроса о изъятии детей термина "безнадзорность", обе не знают. Новосельцева помнит этот термин так, как он живёт в беззаконной практике применения Приказа. Эту беседу я .

§ 2 Понятие подростковой безнадзорности как социального явления

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищённости института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.) действующим на сегодняшний день, используется термин безнадзорности. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст.1). Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанном Положении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройство несовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ, права ребёнка жить и воспитываться в семье, предусмотренного ст.54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числе первоочередных задач комиссии. Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном Кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст.1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Сохраняется отсутствие чётких границ между данными дефинициями не только в законодательных актах, но и в современной юридической литературе. Кроме того, в последнее время всё большее распространение приобретает термин «безнадзорность», объединяющий оба понятия.

Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных. Причём предложена следующая классификация детской безнадзорности:

Полностью лишённые родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

Частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

Не лишённые родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.

Смешение понятий «безнадзорность» и «беспризорность» свойственно не только многочисленным исследованиям, посвящённым различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах.

В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документах государственных органов, ответственных за социально-правовую защиту этой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет чёткого обозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо чётко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно её сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребёнка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни». Как отмечал ещё в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития». Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на гране необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М.Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребёнка безнадзорным, по мнению автора, относятся:

Полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;

Проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

Добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

Подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Основной отличительной чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьёй, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в ст.1 Федерального закона 1999 г. №120-ФЗ, не совсем правильно. Как заметила А.М. Нечаева, «если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, «путешествует» со своими детьми, их, на наш взгляд, нельзя считать беспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует». Мы согласны с мнением, что таких детей правильнее всего было бы относить к категории безнадзорных.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жильё. Таких детей, не имеющих связи с семьёй и опекунами, необходимо, на наш взгляд, относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающего санитарно-гигиеническим условиям содержания ребёнка, поскольку эти дети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.

Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие «детская беспризорность» с правовой и социально-политической точки зрения.

Следует отметить еще одну существенную с правовой точки зрения отличительную черту детской беспризорности от безнадзорности.

Место жительства (пребывания) безнадзорного ребёнка, как правило, нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категории несовершеннолетних могут быть лишение или ограничение родительских прав родителей, лишение опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению к ребёнку не должным образом, опекунства, определение ребёнка в места социальной защиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспечены элементарные условия существования.

Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечёт за собой прекращения семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, т.к. судьба ребёнка не известна. Поэтому предъявить иск о лишении родительских прав, и тем более об их ограничении, которое сочетается с отобранием детей у родителей, не представляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всех прав, предусмотренных отечественным законодательством по отношению к несовершеннолетним.

Дети, лишённые надзора старших, как правило, отличаются в социальном плане ещё и тем, что не имеют собственных источников средств существования. Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это не только поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег, продуктов. К распространённым средствам добывания пищи и денег относится также попрошайничество.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвящённом детской беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначены для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нём нормы. Как указано в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признаётся то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделённые подчас безграничной властью».

Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, что безнадзорные дети, отделяя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объясняется не только опасностью, исходящей от безнадзорных, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях».

Подростковая безнадзорность - это сложная социально-педагогическая проблема, которая включает социально-педагогический анализ этого явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление её последствий.

Действенность профилактической деятельности обеспечивается взаимодействием всех заинтересованных сторон по месту жительства. В основе взаимодействия лежит интеграция усилий субъектов профилактики подростковой безнадзорности, заключающаяся в согласованной деятельности (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения каждого из них, направленной на преодоление проблем подростка и его семьи (объектов влияния), и создающей наиболее благоприятные условия для целесообразного воспитания, духовного, нравственного и физического развития подростков.

Таким образом, безнадзорность детей до сих пор продолжает оставаться одним из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

По оценкам правительственных экспертов в стране сейчас насчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, при этом 90% из них - при живых родителях. С каждым годом увеличивается количество взрослых, лишённых родительских прав.

По данным статистического отчёта о работе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Серовского городского округа за первое полугодие 2007 года:

Количество несовершеннолетних на территории всего - 19731

Выявлено беспризорных/безнадзорных - 189

Представители своей территории - 103

Из других территорий области - 79

Из других субъектов РФ и государств ближнего и дальнего зарубежья - 7

По данным анализа социально-педагогической работы за 2006-2007 учебный год из общего количества учащихся

172 - школы-интерната №5 г.Серова

68 - семей группы риска

15 - учащиеся, находящиеся в социально опасном положении

7 - склонных к бродяжничеству

12 - совершивших преступление

Бедность в современном российском городе

В современном обществе с ростом доходов населения растет социальное неравенство. Люди находятся на разных уровнях, у них разный социальный статус, неравные возможности для удовлетворения потребностей. Для того чтобы описать это явление...

Безработица среди жен военнослужащих

В июле 2010 года в городе Липецке проводился опрос среди жен военнослужащих. Итак, по данному вопросу опрошено было 55 женщин. При подсчете выборки использовались два критерия отбора респондентов: работающие и безработные...

Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке...

Девиантное поведение подростков в информационном обществе

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы...

В Росси, к сожалению, до сих пор нет официальной статистики относительно количества беспризорных. Прочитав несколько статей в интернете, мы пришли к выводу...

Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Решение проблемы детской беспризорности, безнадзорности напрямую связано и зависит от обеспечения комплексного подхода и взаимодействия всех органов, ведомств, организаций...

Культура, как фактор социальных изменений

Проблема коррупции в современном российском образовании

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Его по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы. Социологи могут утверждать...

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи, детей и молодежи

Социальное сиротство - относительно новый феномен жизни украинского социума. Социальное сиротство - явление социальное...

Сиротство как социальная проблема

Социальная работа с людьми, употребляющими психоактивные вещества

Кризисное состояние общества затрудняет процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников...

Социально-педагогическая работа по профилактике подростковой алкоголизации

Можно выделить основные виды деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков. 1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков...

Социальный контроль в организации

Суть любого управления - достижение предприятием целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие...

Социокультурный подход к проблеме социального сиротства

Теория стратификации и социальная мобильность

Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!