Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как устроены детские сады в америке. Дошкольное образование во Франции

Зарубежные семейные детские сады

Зарубежные семейные детские сады: обзор опыта работы. Что такое «семейный детский сад» за рубежом? Какие они бывают? По каким программам работают?


Говорят, что категоричность суждений обычно свидетельствует об ограниченности кругозора. Так пусть же будет у нас этот «педагогический кругозор» и будет понимание того, как по-разному может быть воплощена в жизнь идея «детского сада» — дома, где детям хорошо и уютно, где они — в заботливых руках педагогов, где малыши играют, познают мир, общаются, растут и чувствуют себя счастливыми!

Зарубежные семейные детские сады.

Описание зарубежного опыта работы семейных детских садов.

Введение

В зарубежных странах семейные детские сады существуют уже более 50 лет и обычно являются альтернативной формой дошкольного образования. Информация о подобных учреждениях, изложенная в отечественной педагогической литературе, имеет фрагментарный и противоречивый характер. В связи с этим в этой статье не только проанализирована информация из русскоязычной научной и научно-методической литературы, но и уделяется особое внимание описанию зарубежного опыта работы семейных ДОУ, изложенного в первоисточниках на иностранном языке. В первую очередь, это Интернет–сайты национальных и региональных ассоциаций, курирующих работу семейных детских садов: National Association of Child Care Resource, Jewish Child Care Association и Virginia Child Care Resource and Referral Network (США); National Family Day Care Council of Australia, Victorian Family Day Care Association и Nаtional Сhildcare Accreditation Counsil (Австралия), Family Day Care Centre (Канада). Также проанализирована информация о работе семейных ДОУ, имеющаяся на сайтах муниципальных органов управления и коммун (сайт правительства штата Нью-Йорк США, коммуны Waverley в Австралии, г.Ювяскюль и г.Турку в Финляндии, сайт Департамента семьи, социальных услуг и региональных связей правительства Австралии), и личный опыт изучения опыта работы «родительских детских садов» в Дании (г. Вайн, г. Клим). В материале данной главы использована информация, содержащаяся на сайтах организаций, имеющих развернутую сеть семейных детских садов в своем регионе (Family Day в Канаде, Infant Toddler Family Day Care в США и др.).

Разнообразие семейных детских садов в зарубежных странах.

Зарубежные семейные дошкольные образовательные учреждения разнообразны. Они условно могут быть разделены на несколько типов.

Типы семейных детских садов за рубежом:

1. Семейные детские сады – общественные объединения родителей , в которых родители могут либо оплачивать услуги воспитателя и других сотрудников, либо сами становятся воспитателями своих детей и детей соседей, проводят для детей праздники, руководят их играми, организовывают занятия в кружках, оборудуют помещение и т.д.

2. Семейные детские сады профессиональных ассоциаций . В таких ДОУ, существующих в квартире или частном доме воспитетеля, работает персонал, имеющий соответствующее образование. Наиболее часто в роли педагогов выступают несколько человек из одной семьи, например, семейная пара или мать и дочь. Детские сады имеют лицензию на образование. Родители оплачивают услуги по уходу за ребенком и его обучение.

3.Выездной семейный детский сад . В группу семей, которые 2-3 раза в неделю собираются в квартире или доме одной из семей, приглашается на это время педагог, который дает родителям консультации, проводит с детьми игры и занятия. Такой педагог закреплен за несколькими семьями и постоянно работает семейным воспитателем по заранее составленному графику. Выездные группы организуются в районах, в которых у детей нет возможности посещать детский сад ввиду его отсутствия.

4. Семейный детский сад как подразделение ведущего государственного дошкольного учреждения. Мамы, организующие у себя на дому семейное ДОУ, являются полноценными сотрудниками государственного учреждения, получают зарплату, имеют право на отпуск и другие льготы.

5. Игровые семейные площадки во дворах домов микрорайона, скверах, парках . Такой тип создается с целью педагогического просвещения молодых родителей. На площадке работает воспитатель, который принимает в группу до 20 детей, а также ведет работу с их родителями.

6.Игровая площадка на дому . Организуется с целью содействия социальному развитию детей, не посещающих ДОУ и обмена опытом семейного воспитания. Предусмотрен контроль за деятельностью педагогов-воспитателей. Возможно проведение праздников и развлечений для детей и их родителей.

7. Семейные центры на базе центров социальной поддержки , в состав которых включены группы для детей дошкольного возраста. Состав групп разновозрастной, т.к. одну группу посещают несколько детей из одной семьи. В такие группы можно привести ребенка в любое время, например, во время проведения тренинга или консультации для родителей. Группы организуются для детей из неблагополучных семей, однако другим семьям не отказывают в услугах.

Рассмотрим особенности функционирования данных типов семейных дошкольных образовательных учреждений в разных странах.

Семейные детские сады (Family Day Care) существуют в США уже более 60 лет и пользуются большой популярностью у родителей. Их работу курируют организации типа Национальной Ассоциации заботы о детях (NFCCRRA), Ассоциаций заботы о детях различных штатов или национальных сообществ (JCCA , VFCCRRN и др.). В каждом из таких детских садов за детьми ухаживает квалифицированный человек, прошедший специальную, утвержденную городом, подготовку.

Согласно законодательству штата Нью-Йорк («Family Day Care» от 31. 01.2005, часть 417) открыть семейный детский сад может любой гражданин старше 18 лет, имеющий как минимум двухлетний опыт работы с детьми дошкольного возраста (в образовательном учреждении или как доброволец на общественных началах) и прошедший 6-часовые курсы по теме «Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве». Это могут быть как лекционные, так и практические занятия. Кроме того, семейный воспитатель предоставляет имена и телефоны как минимум трех лиц, не состоящих с ним в родственных связях, которые могут за него поручиться (отсутствие вредных привычек, особенности личности, квалификация, стаж и опыт работы). Также необходима медицинские справки о состоянии здоровья всех членов семьи воспитателя (срок действия – 12 месяцев) и справка об «отсутствии криминального прошлого».

Для открытия семейного ДОУ надо получить лицензию и создать в детском саду семейную атмосферу, согласовать помещение с представителем лицензионного бюро. В целях обеспечения безопасности детей помещение данной квартиры или дома не может использоваться для других целей, в том числе социальных. В одном доме могут быть организованы несколько семейных детских садов, однако общее количество детей в них не должно превышать 20 человек.

Каждый семейный воспитатель ведет документацию. К обязательным документам относятся: утвержденный план оздоровительных мероприятий; план «активностей детей по дошкольной программе»; лист посещаемости детей; медицинская документация о состоянии здоровья всех детей; список семей, которые готовы взять на себя заботу о детях в случае отсутствия семейного воспитателя в данное время; данные о родителях и лицах, имеющих право забирать ребенка из ДОУ домой.

Для получения сертификата необходимо прослушать курс «Здоровье и безопасность детей в семейном или групповом семейном детском саду»(15 учебных часов) и сдать соответствующий экзамен. В дальнейшем каждые два года после первого года регистрации семейный воспитатель проходит курсы повышения квалификации в объеме 30 учебных часов по выбранной им теме. В содержание этих курсов обязательно входят следующие темы:

  • основные закономерности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • методика проведения наблюдений за детьми, сигналы эмоционального или физического неблагополучия в поведении детей;
  • управление поведением детей и дисциплина;
  • учет в педагогическом процессе потребностей детей;
  • организация питания и забота о здоровье ребенка;
  • программа развития детей, посещающих семейный детский сад;
  • охрана здоровья детей, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • защита прав ребенка и предотвращение жестокого обращения с детьми;
  • законодательство, регулирующее деятельность семейных детских садов.

После прослушивания курсов по этим базовым темам, семейный воспитатель может выбирать темы курсов исходя из потребностей собственной практики работы в семейном ДОУ.

В семейном детском саду может работать один или несколько педагогов, но если детский сад круглосуточный, то в нем обязательно должно быть два воспитателя. Воспитатели не могут работать две смены подряд. В круглосуточных семейных детских садах обязательно должны быть несколько помещений для сна детей, т.к. запрещено организовывать сон детей разного пола в одной комнате.

Родители воспитанников семейного ДОУ имеют право без каких-либо ограничений знакомиться с любой документацией детского сада и в любое время его посещать. В некоторых таких детских учреждениях установлены видеокамеры, позволяющие родителям наблюдать за своими детьми в различных режимных процессах.

Ассоциации курируют работу каждого учреждения, проверяя уровень ухода за ребенком. Также они помогают в открытии, регистрации и ведении семейного бизнеса. Дети находятся в теплой домашней обстановке, где с ними играют, занимаются, кормят домашней едой, укладывают спать. Занятия по дошкольным программам проводятся не во всех детских садах, многие из них осуществляют только присмотр и уход за детьми. Количество детей в таких детских садах ограничено, не больше 6, а если там работают два педагога и позволяет место, то не больше 12. Часто такие детские сады организованы в приспособленных первых этажах индивидуальных домов.

В Family Day Care принимаются дети с 6-недельного возраста (Infant Toddler Family Day Care) , при этом если доход родителей невелик и им положена помощь от города, оплата минимальна. Family Day Care часто организовывают бывшие педагоги или просто люди, любящие детей. Часто он становится семейным бизнесом, в котором трудятся не только жена, но и муж или сестры, или мать и дочь. Заработок зависит от разных факторов, в том числе от количества детей и индивидуальной договоренности с теми родителями, которые не получают скидок от города и платят за уход сами.

В семейных группах для детей раннего возраста (Infant Toddler Family Day Care) к небольшим группам детей (часто разновозрастным) домой приходит специально выделенный специалист, который не просто имеет соответствующее образование, но и непрерывно участвует в различных видах профессиональной подготовки по тематике, связанной с развитием ребенка в раннем детстве. Специалист даёт родителям информацию о развитии их детей, особенностях и подходах к воспитанию. Гибкие графики прихода педагога разрабатываются индивидуально. Все специалисты по желанию родителей могут провести семейный праздник или приготовить детям еду. В случае лихорадки или рвоты детей не принимают в семейную группу. Каждый семейный детский сад, работающий с детьми раннего возраста должен иметь лицензию штата. Раз в месяц семьи посещает медицинский работник.

В Канаде семейные детские сады существуют как альтернативная система дошкольного воспитания, имеющая индивидуальный характер. Они популярны среди родителей, т.к. содержание в них ребенка стоит дешевле, чем в государственных учреждениях. Персонал состоит из 2-3 человек, имеющих педагогическое образование и опыт в воспитании детей. Как правило, семейные ДОУ расположены в частных домах, имеют отдельную спальню и игровую комнату, хорошо обустроенный двор с качелями, горками и песочницей. Воспитатели очень внимательны к детям. Средняя численность группы 5-7 человек. Дети могут посещать семейный детский сад ежедневно или выборочно в любой удобный день. Для записи ребенка в детский сад не требуется справок и документов. Надо просто привести ребенка. В течение дня с детьми играют, занимаются музыкой. За обедом детей кормят фруктами и дают натуральный сок. Семейные детские сады работают с 9 до 18 часов. Такие детские сады организуются для помощи работающим женщинам, в том числе занимающим высокие научные должности. В них ребенок остаётся и в случае болезни.

В последние годы в Канаде 38% детей дошкольного возраста перешли на режим домашнего окружения. Так, ведущее учреждение по семейному образованию в Торонто – Центр «Family Day» обслуживает 4000 детей до 12 лет. Семейные воспитатели заключают контракт с Центром на создание семейного детского сада для 5 детей (максимальное количество) у себя на дому. Центр обеспечивает профессиональное обучение и сопровождение педагогической деятельности воспитателей. Каждому семейному воспитателю выдаётся буклет «Семейный детский сад: что необходимо знать», в котором содержится общая информация по созданию и работе Family Day Care (минимальные правовые требования, уход за детьми, план работы, часто задаваемые вопросы, веб-сайты). Центр имеет лицензию Министерства по делам детей и молодёжи Онтарио, службы по управлению и эксплуатации зданий.

Ведущим принципом работы семейных детских садов «Family Day»является важность семьи и общества в развитии ребенка. В связи с этим: 1) членам семьи рекомендуется принимать участие в программах Центра, 2) поддерживаются партнерские отношения с семьями, 3) издаются информационные бюллетени и брошюры для родителей, 4) уважаются ценности семьи, 4) проводятся бесплатные программы семейного чтения, практикумы (workshops) для родителей, консультации- практикумы по особенностям развития ребенка, тренинги для родителей.

В программу работы с дошкольниками, утвержденную местными властями,. в «Family Day» входят: математика, экспериментирование, готовность к чтению, творчество и ремёсла, чтение сказок и сочинение историй, музыка и движение, театр, игры с водой и песком, игры на открытом воздухе, экскурсии.

Семейные детские сады «Family Day» работают и с детьми с особыми потребностями, что включает раннюю диагностику, консультации для родителей, передача родителям специально разработанных материалов. Такие дети участвуют во всех программах Центра, а специалисты – семейные воспитатели обеспечивают реализацию комплексной программы в домашних условиях.

Работа в семейных детских садах «Family Day» даёт их сотрудникам скидку на пребывание в группе своих детей, конкурентоспособную заработную плату, участие в пенсионной программе, 3 недели отпуска, чтобы начать работу детского сада. Педагоги должны иметь диплом, одобренный АЕСЕО и опыт работы с детьми по уходу за ними.

В Австралии наиболее распространены 2 вида семейных детских садов. 1.Семейные детские сады организовывают у себя на дому женщины, часто пенсионерки, прошедшие педагогические курсы. В таких группах 4-5 человек. Заболеваемость в Family Day Care по статистике меньше, чем в других детских садах. Кроме того, Family Day Care дешевле обычного детского сада. 2. Несколько родителей объединяются и создают группу для своих детей. Они по очереди работают воспитателем в этой группе, а также проводят с детьми «занятия» музыкой, рисованием, ручным трудом. Каждый родитель выбирает тот вид занятий, который, по его собственной оценке, он может качественно провести с детьми. За счет этого такие семейные группы стоят еще дешевле, т.к. родители фактически оплачивают только питание и аренду помещения. Некоторые родители нанимают специалистов – педагогов для работы с детьми.

Все семейные детские сады должны иметь лицензию. Они могут работать как полный, так и неполный рабочий день. Family Day Care имеют гибкий график обслуживания, удобный для семей, и предоставляют услуги по присмотру за детьми на несколько часов, в том числе по выходным и праздничным дням. Система семейных ДОУ в первую очередь ориентирована на детей от рождения до пяти лет, однако помощь может оказываться и детям – школьникам в особых ситуациях (сезонная работа родителей, чрезвычайные ситуации в семьях).

Департамент семьи, коммунальных служб и региональных связей Правительства Австралии определил следующие виды семейных детских садов:

  • «игровая семейная группа на дому» , предусматривающая кратковременное пребывание детей,
  • «дневной семейный детский сад» в квартире или доме воспитателей (Family Day Care),
  • «домашний уход» (семейное ДОУ в своей собственной квартире для семей, которые не имеют возможности отдать ребенка в обычный детский сад, например, для детей – инвалидов, для родителей-инвалидов, в сельских удаленных районах, в многодетных семьях с тремя и более детьми дошкольного возраста, в случае особого графика работы родителей или опекунов ребенка),
  • «семейный детский сад полного дня» для семей, в которых родители работают в ночное время,
  • «мобильные детские группы, игротеки и библиотеки» , предоставляющие услуги в отдаленных районах, в том числе организацию праздников, игровых групп, включая группы полного дня, культурные программы, библиотечное обслуживание, организацию игр, рассказывание и сочинение историй и т.д. Эти группы также дают информацию родителям о воспитании детей и оказывают им помощь и поддержку,
  • «многофункциональные семейные группы для детей определенной национальности», деятельность которых включает, изучение культуры своего народа, организацию праздников и развлечений. Такие группы могут работать как полный день, так и по составленному графику и включать другие виды помощи семьям: игровые группы на дому, организация жизни школьников после уроков и т.д. Для детей, живущих на островах Торресова пролива, создаются многофункциональные центры (MACS).
  • «сезонные группы»,
  • «вечерние группы»,
  • «группы кратковременного присмотра на дому».

Национальная профессиональная ассоциация семейных детских садов (National Family Day Care Council of Australia) была создана в 1988 году для обобщения опыта работы и пропаганды семейных детских садов на национальном уровне. Она является финансово независимой организацией. Ассоциация предоставляет информацию по вопросам законодательства, организации Family Day Care , консультирует педагогов и родителей, предлагает обширную базу данных по семейным детским садам. NFDCCA работает в тесном сотрудничестве с опекунами, семьями, педагогами семейных ДОУ, органами местного управления и местными общинами.

Совет Ассоциации избирается сроком на два года и несет юридическую ответственность за эффективную работу организации, определяет стратегические направления развития. В Совет входят 17 постоянных сотрудников.

Ассоциация участвует в разработке и внедрении национальных стандартов по семейным детским садам. Выпускается специальный журнал JiGSAW, содержащий информацию исключительно о работе семейных ДОУ. Каждый детский сад обязан докладывать Ассоциации о результатах своей деятельности через отчеты.

Все семейные воспитатели зарегистрированы и получают поддержку и методическое сопровождение от управлений детского развития (Child Develope Officers), которые регулярно посещают эти учреждения. Ассоциации семейных детских садов отвечают за их эффективное функционирование, в том числе за подбор персонала, его обучение, предоставление помощи и проведение консультаций с воспитателями, поддержку и информирование родителей. Они также помогают семьям выбрать наиболее подходящий семейный детский сад. Система работы с семейными воспитателями также предусматривает «сессии» один раз в две недели и методическую помощь один раз в месяц.

В Новой Зеландии для получения свидетельства (национального удостоверения) о праве заниматься педагогической деятельностью в семейных ДОУ необходимо прослушать курсы, содержание которых соответствует национальным стандартам. Курсы включают 20 учебных часов теории и 10 часов руководства наставником практической педагогической деятельностью слушателей. Тематика этих «первоначальных вводных курсов» включает в себя следующие вопросы:

  • особенности развития ребенка и основные потребности детей дошкольного возраста,
  • забота о здоровье детей, необходимые правила гигиены и особенности их применения в воспитании детей младшего возраста,
  • регулирование поведения детей, роль правил поведения в дошкольном детстве,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников,
  • особенности сотрудничества с семьями воспитанников,
  • организация игр детей,
  • питание дошкольников,
  • методические рекомендации по проведению наблюдений за детьми,
  • создание развивающей среды в семейном детском саду,
  • особенности общения с детьми разного возраста,
  • методы воспитания и обучения детей.

В дальнейшем семейные воспитатели могут выбирать другие темы курсов повышения квалификации и получить сертификат. Например, центр обучения «Открытое образование», в котором учатся 30 тыс. людей разных профессий, предлагает следующие курсы для педагогов семейных детских садов — Family Day Care:

  • Межличностные отношения (работа с чувствами, умение урегулировать конфликты, что такое уважение и самоутверждение, полоролевые представления детей и др.).
  • Играем с детьми (роль игры в дошкольном детстве, отечественная история дошкольного образования, теории игры, стадии развития игровой деятельности, создание игровой среды в квартире – семейном ДОУ и др.),
  • Общение с детьми (как устанавливать и поддерживать хорошие отношения с детьми, эффективное руководство детским поведением, методы и приемы организации взаимодействия с детьми и др.).
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в семейном детском саду (потенциально опасные ситуации в быту, первая помощь детям в случае травм, организация перевозки детей, предупреждение жестокого обращения с детьми, обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семейной группе и др.).
  • Коммуникативные умения (умения слушания, особенности работы с детьми и взрослыми других национальностей, билингвизм и др.)

В Германии с 1980-ых годов существует и развивается интересная новая форма работы с семьёй – Материнские Центры. К 1992 году в стране открылось уже более 200 Центров и инициативных групп по их организации. Толчком для их создания послужили исследования Немецкого института молодежи по проблемам работы с родителями, продемонстрировавшие проблемы молодых матерей: их изолированность от общества, материальные проблемы, неуверенность в общении с внешним миром, трудности в воспитании детей, большое количество стрессов, ограничение своей самореализации в профессиональной деятельности. Материнские центры призваны помочь родителям решить эти проблемы. Главная отличительная черта Материнских Центров – всю деятельность организуют и осуществляют сами женщины, а специалисты работают амбулаторно, часто и по выходным. Однако при необходимости специалисты готовы дать любую консультацию в удобное для матерей время. Здесь проводятся консультации, курсы и семинары по повышению родительской квалификации, обмену опытом по актуальным проблемам семьи, предлагаются услуги по уходу за детьми, массажу, уборке, устраиваются распродажи детских вещей, тренинги общения, занятия по семейной психологии, детской психологии, конфликтологии, часто предлагаются консультации по медицине, косметике, рукоделию, ремонт одежды, изготовление мелких сувениров и подарков, услуги парикмахера, диетолога и т.д. За выполнение заданий в материнских Центрах матерям выплачивается гонорар. Небольшого годового бюджета вполне хватает для обеспечения работы Центра, так как Центры зарабатывают свои собственные средства оказанием самых различных бытовых услуг. Одновременно у молодых матерей появляется возможность обмениваться опытом воспитания детей и получать квалифицированную педагогическую помощь. Многие центры нанимают мам на полставки, а также специалистов по психологии, медицине, педагогике.

В Материнских Центрах организация и содержание работы приспособлено к потребностям детей и ритмам жизни семей. Поэтому Материнский центр открыт всегда, существует гибкий график работы. Кроме того, организованы постоянные виды занятий в определенное время. Всегда можно привести с собой ребенка. Ежедневно в Центры приходят от 30 до 40 мам с вдвое большим количеством детей. Активную часть Центров составляют 100 – 150 женщин с детьми (молодые домохозяйки с детьми, одинокие матери, пенсионерки и даже работающие женщины).

Учитывая ресурсы Центров, родительские умения матерей и их желание участвовать в общественной жизни, в том числе в воспитании своих и чужих детей, в Германии были обоснованы два пути сотрудничества детских садов и материнских центров: 1) профессионализация Материнских Центров, т.е. более широкое приглашение на работу в них специалистов социально-педагогического профиля; 2) привлечение матерей к работе в ДОУ на добровольных началах по гибкому графику в качестве ассистентов воспитателей для повышения педагогической компетенции.

Что касается модели семейного детского сада «дневная мама» (мама наряду со своими детьми воспитывает и детей других родителей), то в Германии она не принесла ожидаемого успеха. Причина в недостатке «квалифицированных» мам, которые могли бы качественно выполнять работу семейного воспитателя. Однако в Германии в 1994 году было уже 25 735 «дневных мам». На «дневную маму» родители получают право после того, как истекут 15 месяцев оплачиваемого отпуска по воспитанию младенца. Такая мама получала государственные дотации, а её стоимость для родителей по данным 1994 года равнялась 350 – 800 марок в месяц.

В Германии существует и другой вид семейных детских садов. Родители могут выступить с инициативой: найти, помещение, собрать детей, стать воспитателями, составить свою программу работы детского сада. Финансирование таких учреждений осуществляется из бюджета коммуны или церкви. Плата за детский сад зависит от дохода семьи и количества часов, проводимых ребенком в группе. Персонал детского сада сам разрабатывает концепцию своей работы. Родители имеют право влиять на деятельность персонала. Педагоги не несут юридической ответственности за жизнь детей.

В Дании существуют так называемые «родительские школы», при которых организованы «родительские детские сады» или дошкольные группы. Эти учреждения являются альтернативными государственной системе образования. Первые такие учреждения были созданы в 1850 году как протест против зубрёжки. Реальной причиной их создания является твердое убеждение родителей в том, что они сами могут определить, что является лучшим для их детей. Если муниципальное образовательное учреждение удовлетворяет их требованиям, они отдают ребёнка туда. Если нет – группа родителей создаёт своё собственное образовательное учреждение. Каждое «родительское» образовательное учреждение поддерживается группой организаторов, большинство из которой – родители. Эта группа избирает комитет, который несёт ответственность за управление школой. Комитет нанимает и увольняет педагогический штат. Незаинтересованных педагогов увольняют сразу же. Часто педагогами в «родительских детских садах и школах» являются сами родители. В таких учреждениях не проводится тестирование и экзамены.

«Родительские» детские сады обычно небольшие, часто их посещают 3-5 детей из одной семьи, но в группе может быть и 20 детей. Учреждения относятся к независимым, однако государство обеспечивает их финансовую поддержку на 80 -85%, остальные 15-20 % оплачиваются родителями. С детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, ручным трудом, читают рассказы, мифы, сказки. Каждый день начинается с утреннего сбора всех воспитанников, всех педагогов и желающих родителей, на котором все весте поют датские песни и гимны. Много внимания уделяется социальному развитию, трудовому воспитанию и физическим упражнениям.

Рассмотрим этапы создания такого «родительского» детского сада – школы (на примере Vain Friskole, открытой в 1999 году):

1). Через объявление в газете была организована встреча родителей, заинтересованных в создании своего образовательного учреждения и неудовлетворенных образованием в государственных учреждениях.

2). В течение последующих 6 месяцев 40 заинтересованных родителей занимались организационными вопросами: было найдено помещение – здание 1927 года, которое требовало ремонта, приглашены нужные педагоги. Многие функции – ремонт здания, присмотр за детьми осуществляли сами родители. В результате в «родительскую школу» были приняты 26 детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3). Создан совет родителей – организаторов, который на общем собрании решает все вопросы жизни школы. Обязательным условием для зачисления ребенка в такое учреждение является желание и согласие родителей участвовать в работе школы. В перерывах между советами родителей работает попечительский совет из представителей родительских групп, а также группа «Круг поддержки» (бабушки и дедушки детей, которые проводят с детьми игры, учат рукоделию, устраивают рождественские распродажи детских и родительских поделок, ищут спонсоров и оказывают другую помощь школе). Все родители работают в родительской школе бесплатно – ради блага своих детей. Существуют группы родителей по профессиям: педагоги, искусствоведы, строители и т.д. Но к работе в школе привлекаются только те родители, которые имеют лицензию на право заниматься данным видом деятельности.

4). Родительская школа и детский сад открыла свои двери для детей и начала работать по 7 классическим направлениям развития гармоничного человека (Н.Ф.С.Грундтвиг – основатель родительских школ): развитие тела, развитие музыкальных способностей, развитие творчества, развитие математических способностей, развитие спортивных умений, приобщение к истории и культуре.

В Центральной Шотландии с целью поддержки социально неблагополучных семей в г.Аллоа в 1987 году был открыт центр «Семья» при местном управлении по социальному обслуживанию населения. Основная деятельность центра заключалась в предоставлении услуг для детей младше пяти лет (группы типа семейного детского сада), а также их родителям. В рамках этого проекта, который всё ещё продолжается, Центром «Семья» предоставляются следующие услуги: дневные группы ухода за детьми, группа дневного пребывания для родителей и детей младшего возраста (дети занимаются в игровой группе, а родители в это время общаются друг с другом, получают консультации и др.), группы продлённого дня для дошкольников и школьников, дискуссионные терапевтические группы для родителей (группа для отцов, группа с предоставлением помощи психолога и социального педагога, группа матерей по изучению различных видов рукоделия, группы родителей, занимающихся решением проблем детского поведения). Центр предоставляет услуги как семьям в предкризисный период, во время кризиса и после него, так и оказывает любые услуги по требованию жителей микрорайона.

В Финляндии функционируют следующие виды семейных детских садов:

  • семейный детский сад полного дня (ребенок находится в учреждении 5-10 часов),
  • семейный детский сад неполного дня (ребенок находится в ДОУ менее пяти часов),
  • семейный детский сад с нерегулярным пребыванием детей (дети посещают ДОУ не ежедневно, а по определенным дням или в течение определенных недель месяца),
  • группы дневной заботы, которые ребенок посещает в то время, когда это необходимо семье, например, приходит в группу на 1-2 часа. Когда потребности семьи в группе дневной заботы исчезают, ребенок прекращает посещать ее.

Большой популярностью пользуются домашние детские сады типа « группы ухода в семьях». Домашняя хозяйка, пройдя подготовку на специальных курсах, заключает трудовой договор с муниципалитетом и организует уход за детьми, число которых не должно превышать четырех человек, вместе с её собственными. Являясь воспитателем на муниципальной должности, домашняя воспитательница получает квалифицированную помощь от других более опытных семейных воспитательниц и от заведующего обычного детского сада, который одновременно является руководителем воспитателей семейных детских садов Семейному воспитателю предоставляется такой же отпуск и другие связанные с трудовыми отношениями привилегии, как и у других работников муниципальной сферы. Размер заработной платы определяется в соответствии с условиями муниципального общего трудового и должностного договора. Занятие должности воспитателя семейного детского сада предполагает: либо наличие профессионального образования по специальности « воспитатель семейного детского сада», либо обязательство получить образование путём обучения на рабочем месте, либо другого педагогического или медицинского образования. Дети могут пребывать в доме (квартире) хозяйки-няни или по договоренности с родителями поочередно в каждой семье. Существуют муниципальные домашние группы и группы, создаваемые на основе частной договоренности родителей. Работу и тех и других контролируют муниципальные инструкторы дошкольного воспитания.

Финские семейные детские сады могут быть «языковыми». В подобных учреждениях воспитатель общается с детьми на их родном языке – шведском, английском или другом.

Также организуются так называемые «открытые детские сады» во дворах жилых домов, скверах, парках, куда родители могут привести своих детей на время прогулки (два часа до обеда или два часа после обеда). Такие площадки в микрорайонах оборудуются навесом от дождя, элементарным оборудованием (песочница, качели). Инвентарь и мелкие игрушки хранят в деревянных ларях. В такой группе до 20 человек детей. Воспитатель принимает всех желающих. Эти группы получили высокую оценку среди родителей и общественности. Цель такой группы – сократить изолированность семей, усилить контакты между детьми и взрослыми, совершенствовать педагогическое просвещение родителей.

Детские сады с открытым режимом работы существуют в Финляндии более 10 лет. В 90-ые годы их насчитывалось около десяти в разных районах страны. По проекту Управления по социальному обеспечению такой детский сад является местом контактов и встреч семей с детьми. Его задачей является налаживание кон­тактов между жителями микрорайона (и не только семей с детьми), активизация населения, информация об услугах в области социальной помощи, оказываемой муниципалите­том. Эти учреждения объединяют все формы передачи знаний родителям: официальную, неофициальную и неформальную. Консультации могут быть двусторонними и многосторон­ними, кроме того, родители находятся в постоянном контакте между собой и получают от такого общения дополнитель­ную помощь

В основу работы открытого семейного детского сада заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детски­ми садами, разъяснение ответственности родителей за вос­питание детей, воспитание чувства взаимного доверия. В работе с родителями педагоги-консультанты ставят следующие задачи: воспитание уважения к детству и родительству; формирование навыков наблюдения за ребенком и уме­ния делать правильные выводы из этих наблюдений; усвоение родителями уверенного и спокойного стиля вос­питания; воспитание привычки обращаться за помощью в воп­росах воспитания.

В Швеции существуют аналогичные виды семейных детских садов. Чаще всего семейный детский сад открывает супружеская пара (есть ограничение по количеству детей на одного взрослого). Она оформляет разрешение на такой детский сад. Как правило, в одной семейной группе воспитывается по 6-8 детей от года до 4-5 лет. Желающие родители отдают ребенка в такой садик и одновременно платят специальный налог. За счет налога оплачивается труд родителей, которые взяли на себя ответственность за воспитание не только своих, но и соседских детей. Существует специальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с функционирование семейных детских садов.

В Швейцарии наряду с общественными детскими садами и частными дошкольными учреждениями существуют особые детские сады в малонаселенных горных областях, где дети фактически лишены возможности посещать обычные ДОУ. Так, в кантоне Берн небольшая группа дошкольников по определенным дням – обычно два раза в неделю – собирается в одном из домов родителей. Приезжающий воспитатель проводит с ними занятия по программе детского сада. В программу входят следующие пункты: музыка и ритмика, родной язык, основы математики, физические упражнения, наблюдения за природой, ручной труд и др. Таким образом, один воспитатель обслуживает довольно большую территорию. Обычно такие домашние группы собираются в одноэтажных коттеджах, имеющих небольшой участок для игр и прогулок или в 1-2 комнатах муниципального жилого дома.

В Израиле семейные детские сады («мишпахтоны») являются частными учреждениями. Запись в них начинается в мае. Такие детские сады находятся под контролем Отдела соцобеспечения муниципалитета и Министерства труда. Стоимость «мишпахтона» частично субсидируется новым репатриантам и родителям-одиночкам. Семейные детский сады предназначены для детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Группы составляют около 5 человек. Запись в семейный детский сад производится в Отделе соцобеспечения. Родители приносят удостоверение личности, расчетные листы обоих родителей за текущий год, справку от работодателя о том, что они работают на полную ставку. Запись завершается в июне. В детском саду работают два воспитателя, предоставляется домашнее питание, страховка. Группы работают с 6.30-7.00 до 17-20 часов. В большинстве семейных детских садов имеется бассейн, кинозал, игротека. В одной группе находятся как ивритоязычные, так и иноязычные дети.

В Белоруссии семейные детские сады создаются в сельской местности. Они финансируются за счет местного бюджета и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН). Семейный воспитатель работает в деревне в своем доме, оборудованном специальной детской мебелью, игрушками и имеющем благоустроенную территорию. В оборудовании помещений помощь семье оказывают районные отделы образования и местные предприятия. Семейный воспитатель должен быть педагогом по образованию. Главный принцип отбора детей в группу – родственные связи. В группе может быть 5-9 детей. Они обеспечиваются 2-разовым питанием. Семейный детский сад работает 5 дней в неделю, в течение 7 часов в день. Подобная форма позволяет охватить дошкольным образованием тех детей, чьи родители не всегда оценивают важность личностного развития ребенка и подготовки малышей к школе.

В Казахстане также создаются семейные детские сады, которые пользуются особой популярностью у родителей детей 1-5 лет. Такие учреждения обычно содержит семейная пара в своей квартире, или его основатели снимают помещение, в котором оборудуют спальню и игровую комнату. Задача такого детского сада – присмотр и уход за малышами. Если детский сад посещают дети старше 5 лет, то в группу приглашают специалистов для проведения занятий с детьми. Оплата за такой детский сад достаточно высока, также часто наблюдаются проблемы, связанные с недостатками помещения и оборудования. В группе мало детей – 3-5 человек, может быть до 8 детей. Условия максимально приближены к домашним. Предлагается индивидуальный подход к организации питания (режим питания, меню). Персонал, как правило, проявляет максимум внимания и заботы к ребёнку. В семейный детских садах гибкий график работы, что удобно для родителей.

Заключение

Семейные дошкольные образовательные учреждения успешно функционируют во многих странах мира. В каждом государстве они имеют свою специфику, связанную с особенностями социокультурной среды, традициями, сложившимися взглядами на воспитание детей и на роль родителей в обеспечении своего ребенка качественными образовательными услугами. Вместе с тем, важная социальная миссия семейных дошкольных учреждений в современном обществе, гуманистические принципы, положенные в основу их работы, помогут обогатить отечественную систему дошкольного образования.

Библиография по теме «Семейные детские сады за рубежом» .

  1. Алексеева И., Алексеев В. Совсем другая жизнь: краткие заметки из жизни шведского детского сада // Эхо планеты. – 1989. — №19. – С.8-9.
  2. Гобель В. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.- 1993.- №10.-С.72-73.
  3. Дементьева И. Детство в преобразующемся обществе: седьмая Европейская конференция по качеству дошкольной педагогики, г. Мюнхен // Педагогика. – 1998. — №2. – С.121-123.
  4. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность.- М., 2007.
  5. Кожин А. В краю «желтых ножей» (О дошкольном воспитании на северо-западе Канады) //Народное образование.- 1990.-№2.-С.124-125.
  6. Колесникова Н., Полякова Р. Воспитание по-домашнему: Детсад в квартире (г.Таллин) // Неделя. – 1987. — №10. – С.14-15.
  7. Колесникова Н. Швеция: кто отвечает за благополучие детей // Дошкольное воспитание. – 1991. №3. – с.101-102.
  8. Комарова Е. Маленькая большая семья: о домашних детских садах в ЧССР // Учительская газета. – 1987. – 10 декабря.
  9. Костина Н.С. Детство по-американски // Психолог в детском саду. – 1999. — №1. – С.3-17.
  10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2005.
  11. Курбатова Е. О дошкольном воспитании в Швейцарии//Дошкольное воспитание.-1987.-№7.-С.61-62.
  12. Макова Ю., Загик Л. Финляндия: проблема сотрудничества детского сада и семьи//Дошкольное воспитание.-1987.-№2.- С 59-60.
  13. Малькова З.А. Дети в американском обществе//Педагогика.- 1994.-№1.-С.101-106.
  14. Мейвогель Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе//Обруч.-1998.-№5.- С.4-6.
  15. Миндлина Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. – М., 1984.
  16. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. – М., 2001.
  17. Педагогика народов мира. История и современность. Международный проект.- М., 2001.
  18. По страницам периодической печати. За рубежом//Дошкольное воспитание.-1994.- №10.-С.98-99.
  19. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. – М., 1998.
  20. Сорокунова Г.Д. Дошкольные учреждения в системе непрерывного образования США // Гуманизация образования.- 1994. — №1. – С.77-81.
  21. Сотрудничество России и Нидерландов в образовании: плоды и перспективы. – СПб., 1999.
  22. Степанова М. ФРГ. Материнские Центры //Дошкольное воспитание. – 1990.- №11.- С.71-72.
  23. Тартарашвили Т. Старт образования: какой он? О системе дошкольного воспитания в США // Народное образование. – 1992. — №11-12. – С.94-99.
  24. Точевска Б. Шведската образователна система // Предучилищно възпитание. – 2000. – Г.48. — №10. – С.14-15.
  25. ФРГ: работа до вечера или время для ребенка//Дошкольное воспитание. – 1991. — №2.-С.89-90.
  26. Фуряева Т.В. ФРГ. Об одной альтернативной модели дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1991.- №8.-С 79-83.
  27. Фуряева Т.В. ФРГ: теория и практика дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. – С 102-103.
  28. Фуряева Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западно-европейских германоязычных странах: Автореф.дисс.д-ра пед.наук.- Челябинск, 1995.
  29. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.
  30. ШкоркинаЛ.Г. Народное образование Дании.- М., 1999.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для

Германия

Дошкольное образование здесь необязательно, но все малыши имеют право ходить в детский сад или дневные ясли. Как правило, ясли чуть дороже садиков (около 80 и 50 евро, соответственно), но единого размера оплаты нет, и местные власти сами решают, сколько должны заплатить родители - итоговая стоимость зависит от дохода семьи (чем он ниже, тем больше льгот).

Большинство детских садов работает до двух-трех часов дня (многие родители в стране работают неполный день), но есть и такие, где малыша можно оставить на ночь. Завтрак дети приносят из дома, но воспитатели предупреждают, что это должно быть здоровое питание. Обед, за который родители малыша доплачивают от 60 до 100 евро в месяц, организуют на месте. Кстати, многие немецкие семьи практикуют смешанный вариант: два дня в неделю - обычный садик, один - так называемая дневная мама (няня с педагогическим образованием, которая приглядывает не более чем за пятью малышами), а дальше подключаются бабушки и дедушки.

Еще одна особенность детских садов в Германии заключается в их функциональном подходе: так, основная задача местного дошкольного образования - научить ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как действовать в той или иной ситуации, помогая преодолевать детские трудности. Малышей с детства учат быть толерантными и уметь сочувствовать другим, поэтому группы в немецких садиках смешанные, и дети с особыми потребностями ходят в обычные группы - никакого разделения нет.

При этом считается, что ребенок должен максимально наслаждаться детством, а все необходимые знания позже он получит в школе. Так что в детском саду малыши много рисуют, лепят, поют и играют. Напомним, что у детей в Германии есть своя "стипендия": с рождения и до 18 лет (студенты - до 25) они получают "детские деньги" - около 190 евро в месяц.

Италия

Традиционно малыш в итальянской семье окружен вниманием многочисленных родственников: рядом с крохой постоянно находятся бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры и братья. Поскольку ребенка воспитывает шумная родня, то в садик он, как правило, не ходит - для большинства итальянских детей в этом просто нет необходимости. Если же малыш все-таки отправляется в детский сад, то происходит этот знаменательное событие в возрасте трех лет.

Садики бывают двух видов: государственные и частные. При этом подконтрольные властям заведения среди семей ценятся больше - правда, их стоимость намного выше, но и воспитатели, по отзывам, лучше. Кстати, плата за садик определяется доходом родителей: кто больше получает, тот и больше платит (размер варьируется от 6 до 400 евро в месяц). Питание малыша оплачивается отдельно - дополнительно 2–3 евро в день. Дети находятся в детском саду до 16:30 часов дня, а потом мамы и папы должны забирать свое чадо. Однако при наличии справки с работы и по предварительной договоренности с воспитателем, дополнительно оплатив не менее 60 евро в год, можно продлить пребывание крохи до 18:30.

Летом садики официально закрыты, и у детей "каникулы" до сентября. Но за доплату 10 евро в день малыш может посещать садик в июле и августе.Что касается развивающей программы, то особое внимание преподаватели уделяют предметам искусства: дети занимаются музыкой, рисованием, танцами, много играют на свежем воздухе и с недавнего времени изучают английский.

Испания

Как и в Италии, в Испании дети начинают ходить в детский сад с трех лет - хотя это не является обязательным требованием. Однако если ребенка по каким-то причинам не отдали в садик, то родителей могут вызвать в мэрию "на разговор". А начиная с 6 лет посещение садика становится обязательным - маму и папу малыша могут привлечь к ответственности, если их 6-летний ребенок не пошел в школу (как правило, последняя ступень детского сада плавно переходит в начальную школу).

Детская программа включает обязательную прогулку (два-три раза в день), ланч (дважды в день) и разнообразные занятия, которые идут целый день с перерывами. В целом к малышам в Испании относятся очень хорошо, и любые детские стычки, как и разделение по классово-национальному признаку, здесь пресекаются. Начиная с пяти лет, детей вывозят в лагерь: совсем маленьких - на одну ночь, а тех, кто постарше на два-три дня.

Швеция

Никаких проблем с устройством ребенка в шведский садик не возникает. Выбрав один из двух вариантов (государственный или частный сад), родители оплачивают посещение дошкольного заведения - в зависимости от своих доходов, и больше не беспокоятся о досуге своего чада. Даже если у взрослых недостаточно средств, обучение малыша оплачивает государство, но в садике он будет находиться меньше часов, чем все остальные. Ощутимые льготы также предоставляются семьям с более чем одним ребенком: за всех последующих малышей платит государство или родителям снижают оплату.

Характерная для шведских детсадов черта - акцент на физическое развитие. Здесь малыши очень много гуляют на свежем воздухе: при этом они могут спокойно ходить по лужам, лежать на земле, осыпаться песком - в этой стране считают, что чем грязнее ребенок, тем он счастливее. В некоторых садиках крохи даже спят на улице в спальных мешках! Считается, что такая практика укрепляет иммунитет и прививают детям любовь к природе.

Финляндия

В этой скандинавской стране есть общественные и частные сады. Большинство финнов отдают детей в общественные учреждения, но интересно, что если семья захочет устроить ребенка в частный садик, то государство частично берет на себя расходы (итоговая стоимость зависит от различных факторов, включая зарплату родителей).

В вопросах развития дети в Финляндии очень свободны: взрослые лишь следят за тем, чтобы малыш был одет по погоде, а его действия не приносили вреда здоровью и не беспокоили окружающих. Так что можно с уверенностью сказать, что первое право ребенка в Финляндии - это право посидеть в луже и насладиться этим! Для подобных случаев в семье даже припасена специальная одежда - резиновые комбинезоны или раздельные куртки и брюки, которые называют kuravaatteet.

Для всех садиков, куда принимают малышей с 9-месячного возраста, есть общие правила: для детей до трех лет предусмотрен один воспитатель на 4-х человек, после трех лет - один воспитатель на 7 человек, максимум в группах 21 человек. Основные часы работы: с 6:15 до 17:00. Находясь в детском саду, дети много поют, читают сказки, готовят представления и концерты (в основном, к Рождеству и Дню весны).

Есть еще один любопытный нюанс: прежде чем малыш начнет самостоятельно осваивать новое пространство, для него составляется индивидуальный план развития. Для этого воспитатель детского сада может прийти к ребенку домой, чтобы вместе с родителями познакомиться с режимом дня, привычками, особенностями питания и любимыми игрушками крохи.

Великобритания

Частные детсады туманного Альбиона - удовольствие не из дешевых, так что позволить себе эту роскошь могут только состоятельные люди. Вариант попроще - государственное заведение, где по достижении трехлетнего возраста в течение 15 часов может находиться каждый ребенок, причем абсолютно бесплатно. Это касается даже тех малышей, чьи родители живут в стране нелегально.

Обедать можно как за счет садика, так и приносить еду с собой. При этом у воспитателя не возникнет никаких вопросов, если ланч малыша будет состоять из гамбургера, шоколадки, печенья или других неполезных продуктов. Нормой считается и то, что трехлетний ребенок целый день ходит в памперсах. Кстати, традиционного дневного сна в английских детсадах нет, но уложить спать малыша могут по требованию в любом месте, даже в игровой комнате.

Британцы не обременяют себя чрезмерной опекой и заботой: кутать в теплые вещи детей не принято, а такие симптомы, как насморк, кашель или небольшая температура не являются поводом, из-за которого можно остаться дома и не ходить в садик.

Израиль

Израильские садики, видимо, рассчитаны на родителей-трудоголиков: они работают круглый год (с воскресенья по четверг - с 7 до 17 часов, в пятницу и предпраздничные дни - с 7 до 12:30), и только в конце августа есть две недели каникул. Число малышей в группе варьируется от 8 до 24 детей, из расчета один воспитатель на 9–10 ребят.

Государственные садики - бесплатные, но отдавать кроху туда можно только с трех лет. Они работают до обеда и не предполагают питание, так что еду нужно приносить с собой. В любом детском саду есть дополнительные занятия на любой вкус: на выбор малышу и музыка, и ритмика, и лепка, и йога, даже английский и развитие речи. Судя по отзывам родителей, садик обычно выбирают по воспитателям, которые, если договориться, может высылать заботливым маме и папе фотографии любимого чада в течение дня.

Первая образовательная общественная институция, с которой сталкивается человек - это детский сад. Детские сады ассоциируются у нас с собственными слезами-соплями, потому что «маме на работу», или со слезами-соплями наших детей, потому что «маме на работу». Но старшему поколению все же повезло больше: в садике их ждало сбалансированное питание, прогулки в парках, водные процедуры и заботливые педагоги. Те же мамы, чьи дети сейчас ходят в детские сады, едва ли могут сказать об этих учреждениях что-то хорошее, разве только: "С воспитательницей повезло".

Выбрать детский сад в Украине поможет наш каталог « ».

Бельгия, Брюссель - Melimomes

Melimomes - типичный европейский биосадик. Био, потому что все предметы, которыми дети пользуются в детском саду, от мебели и до игрушек, сделаны из натуральных материалов, никаких пластиковых китайских игрушек. Биологическая, то есть натуральная и «близкая» человеку там также и еда: все готовят в мультиварках, в меню много овощей, фруктов и рыбы. Садик находится в дорогом квартале города, очень зелёном. На трёх детей приходится одна няня. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.

Франция, Париж - École Maternelle

École Maternelle — садик для детей от трёх до шести, в шесть начинается обязательное школьное образование. Это католический сад, что выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы. Сад частный, так что педагогический персонал подбирается более тщательно, здесь нет неблагополучных семей.

Испания, Валенсия, Альмусафес - El Solet

Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей до трёх лет. El Solet - частные ясли. Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - сиеста, а перед ней - обед. За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели, так что смеси для самых маленьких мамы готовят с собой. С детьми занимаются музыкой, рисованием, физкультурой, развитием психомоторики, английским. В испанских садиках дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

Швейцария , Цуг - Little Star Day School

LittleStarDaySchool - частный садик-школа, принимает детей от года до шести лет. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти воспитателей. Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках — литературном немецком и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения. Хорошо организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц. Питание трёхразовое, включая горячий ленч. Соки детям не дают, а молоко — только однопроцентное. Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, точнее, это - дошкольная подготовка на полдня.

США, Кенсингтон - Crossway Community

Садик при благотворительной организации Crossway Community придерживается . В садик определяют детей матерей-одиночек, от трёх месяцев до шести лет. Мам обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей — это часть социального эксперимента. Завтрак и обед дети приносят с собою, в саду его разогревают и подают в настоящих, не пластиковых, тарелках. А вот полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.

Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

сайт решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Особенности детских садов в Германии

Чтобы попасть в германский садик, родителям приходится немало похлопотать. Зато ребенок здесь воспитывается в максимально уважительной обстановке. Его научат, как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. А после выпуска повзрослевшие малыши идут в свой первый самостоятельный — без родителей — поход с ночевкой.

Как устроены детские сады в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Как устроены детские сады в Дании

В садиках Дании стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий — когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.

Как устроены детские сады в США

Американские детские сады — удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Но, даже если ничего сверхъестественного не произошло, родители регулярно получают подробные отчеты о том, что делал ребенок, в каком был настроении, с кем играл, как себя чувствовал, и тд.

Интересно, что дети спят днем в одежде и обуви на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Особенности детских садов в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам — это нормально.

Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением.

Как устроены детские сады в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии — это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе.


Особенностидетских садов в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей — обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными.

Как устроены детские сады в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.

Куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная подготовка в течение 1 года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах в детских садах или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам.

Существуют общественные, муниципальные и частные детские сады. Они работают весь день, полдня и по целым неделям. Наиболее многочисленны - муниципальные детские сады, которые посещают 90 % детей. Общественные детские сады, так называемые оздоровительные детские сады, детские сады для детей с особыми нуждами (слепых и с нарушениями слуха), и все учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, лишённых родительской опеки. Частные детские сады принимают детей из более состоятельных семей в небольшие группы.

Система общественного дошкольного образования представлена в виде 4 форм организации обучения: на полный день, на полдня, оздоровительные и специализированные детские сады.

Детские сады на полный рабочий день - наиболее популярны, там пребывают дети 6-летнего возраста с утра на протяжении целого дня. Детей объединяют в возрастные группы, в которых они воспитываются и обучаются. Там они питаются три раза в день и спят. Эти услуги родители должны оплачивать. Такие детские сады находятся в специально выстроенных или перестроенных для этой цели зданиях. В большинстве из них имеются актовый зал и бассейн.

Оздоровительные детские сады предназначены для детей с хроническими заболеваниями, которые не могут посещать обычные детские сады: с сердечно-сосудистыми, лёгочными, неврологическими, эндокринными заболеваниями и т. д. Дети принимаются в такие детские сады только после специального медицинского обследования. Они обучаются по специальным программам, в зависимости от степени и сложности заболевания.

Специализированные детские сады принимают детей, которые не могут обучаться или воспитываться в обычных детских садах, но только по желанию родителей.

Детские сады на основе полудневного обучения очень часто имеют место в школах и предназначены для детей из школьной подготовительной группы. Их учреждают в регионах, где нет необходимого количества детей для открытия детских садов на полный рабочий день, чтобы обеспечить необходимую подготовку к школе. Такие детские сады дети посещают на полудневной основе, по утрам или вечерам, без питания. Родители не должны ничего платить.

Сезонные детские сады открывают в некоторых сельских местностях, главным образом летом, когда родители заняты сельскохозяйственными работами. Их очень мало, и их открывает мэр по требованию родителей.

Вспомогательные средства

Чтобы обеспечить оптимальные условия для психологического и психического развития детей, в детских садах всегда присутствует медицинский персонал - доктор или сиделки. Для больших детских садов или для группы детских садов выделяется психолог или логопед. При определении количества педагогического и непедагогического персонала в детских садах различных типов обычно исходят из действительной необходимости данного персонала.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!