Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Вредные привычки у детей дошкольного возраста. Вредные привычки у детей младшего дошкольного возраста

Вредные привычки у ребенка - это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.

Виды детских вредных привычек

Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.

К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:

  • Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
  • Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
  • Ковыряние в пупке.
  • Качание головой.
  • Накручивание или даже выдергивание волос.
  • Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм) и прочее.

Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:

  • Чавканье.
  • Ковыряние в носу.
  • Шарканье ногами.
  • Сутулость.
  • Чрезмерная жестикуляция.
  • Очень громкая речь.
  • Перебивание других во время разговора.
  • Нецензурная речь.
  • Чтение при посещении туалета или во время приема пищи и многое другое.

Причины возникновения дурных привычек

Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.

Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.

Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:

  • Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
  • Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.

  • Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
  • Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
  • Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
  • Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.

Способы борьбы с детскими дурными привычками

Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.

  • Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.

  • Полная нагрузка. Как говорят в народе, Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
  • Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
  • Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
  • Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
  • Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
  • Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.

  • Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.

Сосание пальцев

Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.

Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку - это только усугубит привычку.

Обгрызание ногтей

Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.

Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.

Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.

Ковырянье в носу

Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.

Накручивание волос

Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.

Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.

Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию - патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.

Детский онанизм

Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:

  • Побольше общаться со своим ребенком.
  • Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
  • Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
  • Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
  • Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.

Принятие пищи с открытым ртом

В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.

Перебивание разговора взрослых

Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.

Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.

В возрасте чуть больше года ребенок уже полностью освоил ползание и начинает все лучше и лучше ходить. Постепенно он осваивается, старается найти себя в новых ситуациях. При этом просьбы и приказы взрослых, направленные на наведение порядка, обычно очень скучные, тем более, что творческий беспорядок и выглядит интереснее, и не вызывает необходимости его формировать. У детей развивается вредная привычка разбрасывать свои вещи и игрушки, и родителям в этом случае придет приложить немало усилий, чтобы не допустить в квартире хаоса. Можно предложить малышу поиграть в . Чем больше ребенок сумеет сделать самостоятельно, тем ему будет радостнее, к тому же он начнет учиться убирать вещи за собой.

Постепенно в его сознании будет закрепляться тот факт, что каждый предмет имеет свое собственное место. Очень важно не нарушить это понятие в мозге ребенка и не спровоцировать возникновение такой вредной детской привычки, как стремление к беспорядку, в противном случае искоренить это в дальнейшем будет невозможно. Зачастую взрослые не видят проблем в уборке разбросанных игрушек. Однако случается такое, что довольно послушный ребенок вдруг начинает разбрасывать игрушки и действовать по принципу «Чем хуже, тем лучше».

Как отучить ребенка от вредной привычки и профилактика стремления к беспорядку

Перед тем как бороться с такой вредной привычкой у детей, как стремление к беспорядку, ребенку нужно показать, как он должен себя вести. В этом случае родители должны давать малышу больше свободы и объяснять правила поведения. Если им удастся создать атмосферу заинтересованности, то эти установки станут не только понятными ребенку, но и увлекательными с эмоциональной точки зрения. В доме могут появиться картинки совместного творчества наподобие дорожных знаков. Развешивать их нужно вместе, это поможет ребенку быстро запомнить названия разнообразных предметов.

Любые запреты имеют свою ценность для малыша в случае, если их действие распространяется в том числе и на родителей. Они могут позволить малышу уличить себя в определенной ошибке. Ребенок сам будет объяснять родителям, в чем именно они оказались неправы и тем самым закрепит свои знания. Взрослые сумеют создать условия для того, чтобы сосуществовать с ребенком в одинаковых условиях.

Для профилактики вредных привычек у детей каждый успех малыша должен обязательно замечаться, родителям следует как можно чаще хвалить своего ребенка. Надо отметить, что у детей есть свой собственный мир, воображаемый, который значительно ярче и привлекательнее по сравнению с реальным. В этом мире ежеминутно происходят чудеса, в которые малыш верит. Гораздо проще начать с малышом играть, чем приказывать ему выполнить то или иное действие.

Главное при этом - последовательно вырабатывать у ребенка привычку к порядку, непоследовательность действий с родительской стороны может стать причиной того, что он будет этим заниматься лишь тогда, когда у него вдруг появится желание прибраться в своей комнате.

Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи

Малыша зачастую переполняют различные эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить, поэтому подобные словечки в его лексиконе появляются все чаще. Однако родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным. Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее.

Иногда в жизни здорового ребенка возникает такая вредная привычка, как намеренно или несознательное коверкание слов. Малыш обычно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше, понять все те явления и предметы, которые находятся рядом с ним. Родителям нужно потратить много времени, чтобы ответить на все вопросы, возникающие в его голове. Не следует жалеть на это времени.

Предупреждение вредной привычки искажать слова у детей раннего возраста

Для предупреждения этой вредной привычки у детей малышу нужно объяснить, что использовать подобные слова не следует, даже если он очень зол или сердит. Ближе к шести годам ребенок уже в состоянии понять, что есть слова, употребление которых неприлично и недопустимо в обществе. Можно попробовать искоренить такую привычку при помощи игры под названием «Ругаемся овощами», когда малыш вместо ругательств станет употреблять названия овощей. Это не будет резать слух, вместо этого откроются богатые возможности для развития речевых навыков.

Лингвисты и психологи советуют для устранения этой вредной привычки у маленьких детей вспомнить первый год жизни, когда ребенка учили произносить первые слова и фразы. Напевный язык позволяет малышу быстро и хорошо усвоить фонетический склад родной речи. Достаточно говорить подобным образом с ребенком в течение 15 минут ежедневно, и уже через месяц или полтора его речь придет в норму.

Можно попробовать разговаривать с малышом по принципу отраженной речи, когда он немедленно будет повторять то, что говорит ему взрослый. Для этой цели наиболее подойдут скороговорки, рассчитанные специально на детей. Их нужно проговаривать громко и эмоционально, чтобы малыш смог не только правильно повторить, но и уловить основные идеи, которые заложены в данном высказывании.

Ещё один способ устранения этой вредной привычки у детей довольно сложен. Однако его стоит попробовать применить. Надо попросить ребенка нарисовать или пересказать все то, что он увидел или услышал в течение дня, пристально следя за ходом его мыслей. Благодаря этому упражнению в детях пробуждается интерес к общению.

Вредная привычка дошкольников: манипуляции с телом

Ещё одна вредная привычка дошкольников – игры детей со своими половыми органами. Практически с пеленок родители пытаются с этим бороться, однако уже к полутора годам малыш точно знает свою половую принадлежность. Он никак не может понять, почему пальцы в районе паха вызывают у его родителей столько негодования, которое порой переходит в злость. Однако нужно помнить, что все одергивания представляют собой довольно серьезную опасность, так как они откладываются в бессознательной памяти ребенка и являются прекрасной почвой для развития комплексов. Они, в свою очередь, перерастут в трудности во взрослой жизни.

Как только ребенок освобождается от пеленок, он умеет управлять своими руками. Они тянутся туда, где раньше не могли ничего прощупать, например, малыш трогает свои волосики, сосет палец, прикасается к гениталиям или пупку. Для него они являются всего лишь частями тела. Однако бывает, что такая спонтанная игра становится для него ключевым источником приятных ощущений, поэтому интерес усиливается и приобретает осознанные формы. Родителям не следует лишать свое дитя прелести прикосновения материнских рук. Ведь этой вредной привычкой дети дошкольного возраста стараются заменить нехватку ласки.

Как избавить ребенка от этой вредной привычки

Избавить ребенка от этой вредной привычки нужно как можно быстрее. Взрослые должны внимательно следить за гигиеной промежности, менять пеленки как можно чаще, чтобы там не возникал зуд. Стоит отметить, что девочки имеют довольно узкий мочеиспускательный канал, поэтому любая инфекция способна привести к серьезному заболеванию - вульвиту. Он сопровождается болезненным мочеиспусканием, обильными выделениями и зудом. Это заболевание может возникнуть из-за воспалительного процесса, а также стать первым признаком разного рода аллергических реакций организма. Мальчикам в этом плане еще сложнее, ведь им приходится сильно напрягаться, чтобы избавиться от мочи.

Если родители все-таки стремятся отучить своего малыша от манипуляций с собственным телом, его не нужно оставлять в кроватке в одиночестве. Когда его укладывают спать, ручки надо положить поверх одеяла и дать в них мягкую игрушку. В качестве ночной одежды лучше надеть мягкую рубашку до пят вместо пижамы. Одежда должна быть максимально свободной, чтобы она ничего не сжимала и не сдавливала. Застилать кровать накрахмаленным бельем не следует, так как оно может вызвать серьезный дискомфорт. Ребенка не стоит надолго оставлять на горшке и придавать туалету чересчур большое значение.

В более старшем возрасте, когда ребенок уже научится говорить, он может задавать своим родителям множество вопросов относительно своей половой принадлежности, своего появления на свет и т. д.

Перед тем как отучить ребенка от этой вредной привычки, взрослым нужно изучить как можно больше информации по данному поводу и рассказать малышу все максимально правдиво, причем так, чтобы все полученные ответы соответствовали его возрасту.

Родителям необходимо помнить, что малыш с помощью прикосновений к себе исследует свое тело. Этот процесс довольно важный для достижения самостоятельности и формирования индивидуальности. Взрослые должны постепенно и ненавязчиво отучать малыша от такого способа познания своего тела, чтобы он сам не заметил таких действий.

Однако родителям вести себя так, чтобы малыш осознал, что изучение половых органов недопустимо, не следует. Тем более что существуют понятия трехлетнего и семилетнего кризиса. В связи с этим, надо действовать как можно аккуратнее, чтобы не допустить появления резких порывов и не вторгаться в личное пространство малыша. Если попытаться подавить детское любопытство, то это ни к чему хорошему не приведет.

В изучении самого себя малышу можно помочь, так как на этом этапе он знакомится с собой. Как говорят психологи, здесь он должен получить наиболее простые ответы. Может случиться и такое, что ребенка будут беспокоить зуд, боль или же другие симптомы воспалительного или инфекционного заболевания. В этом случае родителям следует обратиться к специалистам, которые займутся лечением болезни. Кроме того, взрослые должны относиться к такому поведению ребенка как к его будущему половому созреванию.

Для устранения этой вредной привычки у детей грамотные родители должны создать в домашних условиях такую обстановку, чтобы ребенок, даже обладая самыми разными привычками, не чувствовал себя ущербным. Если все-таки привычка появилась, то ребенку не стоит лежать в постели без сна в течение долгого времени. Если укрывать его одеялом, то это приведет к усугублению ситуации. Вместо этого малыша можно одеть в теплую свободную одежду. В ней он будет сидеть, играть, ходить и даже спать. Это позволит ему как можно быстрее избавиться от привычки. Необходимо ограничивать его время нахождения на горшке.

Ни в коем случае не следует стыдить или ругать ребенка за то, что он изучает собственное тело. Это может вызвать обратную реакцию и только усилить интерес к этому процессу. Кроме того, бурная реакция родителей на подобную детскую привычку вызовет возникновение психологической травмы, последствия которой будут более серьезными. Она может помешать развитию нормальных отношений с противоположным полом.

Малышу нужно твердо, спокойно и ласково объяснить, что снимать нижнее белье перед другими людьми некрасиво. Этот процесс можно сравнить с высовыванием языка. Если ни один из уговоров не подействует, допустимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, подарить ему щенка. Когда родители научатся объяснять и обсуждать со своим малышом все то, что его волнует или интересует, то это станет одним из ключевых шагов в налаживании понимания между ним и взрослыми.

Статья прочитана 5 675 раз(a).

Почему у ребенка появляются вредные привычки и как с ними бороться? По мнению детских психологов ,вредные привычки - это различные склонности,превратившиеся в потребности.Любая дисгармония или какое-либо нарушение по отношению к ребенку или в его окружении, сказывается на поведении.Многие родители считают,что вредные привычки глубоко укореняются,формируя стереотипы поведения у ребенка и никакие воспитательные меры не способны этого избежать.Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте - ребенок грызет ногти,ковыряет в носу,сосет палец,вырывает волосы,часто трет глаза или же ритмично покачивается из стороны в сторону.Возникновение тех или иных вредных привычек свойственно для определенного периода развития малыша и не сто́ит слишком сильно преувеличивать их опасность.Разнообразные занятия и развивающие игры ,соответствующие возрасту ребенка,тесный внутренний контакт,чуткое и последовательное руководство действиями малыша - лучшие меры профилактики любых вредных детских привычек. Постоянное одергивание ребенка и акцентирование внимания на этих привычках может только усугубить проблему и сильнее закрепить их. Нередко вредные привычки также быстро исчезают,как и появляются.Ребенок может даже не заметить этого,так как его внимание переключается на что-то новое.

Мы нередко делаем замечания своему чаду - "Не грызи ногти!" или "Не ковыряйся в носу!",пытаясь привить малышу правильные привычки и общепринятые нормы поведения в обществе.Но,как правило,добиваемся лишь кратковременного эффекта - сто́ит только отвернуться и ребенок вновь запускает пальцы в рот или в нос.
Для начала рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся вредные привычки у детей. По статистическим данным,около 65% детей и около 20% подростков временами или регулярно грызут ногти.
Нередко детки тянут или накручивают на палец пряди волос (особенно эта привычка распространена среди девочек) - временами настолько сильно,что волосы выдергиваются вместе с корнем.Психологи считают,что если эта привычка имеет место у детей старшего дошкольного возраста или у подростков,то зачастую является показателем постоянного беспокойства или депрессии.
Ковыряние в носу распространено практически у всех детей (по статистике- свыше 90% детей дошкольного возраста регулярно или периодически занимаются этим) и в школьные годы эта вредная привычка заметно снижается.
В младенческом возрасте ребенок часто сосет большой палец.И эта привычка сохраняется примерно у 30% деток до 3-4 лет (дети сосут пальцы главным образом для того,чтобы успокоиться).Но если эта привычка сохраняется у ребенка и в старшем дошкольном возрасте ,то это может привести к формированию неправильного прикуса,раздражению или воспалению пальца,а также - к некоторым психологическим проблемам (ровесники не упустят случая подразнить такого ребенка).

Чуткое родительское внимание и нежные материнские прикосновения играют важнейшую роль в психологическом развитии маленького ребенка.Чем меньше ребенок,тем больше он испытывает потребность в постоянном притоке приятных эмоций,возникающих при тесном контакте со своими родителями.При любой,даже кратковременной,разлуке с родным человеком,ребенок испытывает чувство дискомфорта и нехватку необходимой ласки.Испытывая недостаток в постоянном притоке позитивных впечатлений и в тесном физическом контакте с близкими людьми,ребенок начинает черпать успокоение в тактильных ощущениях.Постоянно успокаивая себя и находя отвлечение в одних и тех же действиях,ребенок приобретает вредную привычку.
Детская вредная привычка может представлять угрозу для здоровья ребенка,если есть риск занесения инфекции в организм.Некоторые дети,например,расковыривают заживающие ранки.В таких случаях желательно не только обработать дезинфицирующими средствами,но и изолировать рану (бинтом или лейкопластырем). Если ребенок грызет ногти - чаще подстригайте их и следите за тем,чтобы руки ребенка находились в постоянной чистоте.
Постоянное сопение и шарканье ногами во время ходьбы - признаки сильной неуверенности ребенка в себе (особенно часто встречаются в семьях,где происходят постоянные ссоры и выяснения отношений между родителями - ребенок считает себя виноватым в семейных раздорах).

Следует проявлять беспокойство,если привычка является результатом физической или психологической проблемы и страдает социальная жизнь ребенка.
В каких случаях вредные детские привычки можно рассматривать как серьезную проблему?
- Сосание пальцев деформирует прикус или травмирует сами пальцы.
- Врастание или воспаление ногтей при их обкусывании.
- Постоянно идет кровь при ковырянии в носу.
- Ребенка часто дразнят из-за его вредных привычек.

Как же минимизировать развитие и закрепление вредных детских привычек? Для успокоения нервной системы ребенк а очень полезно организовать дома качели. Для совсем маленького ребенка желательно приобрести лошадку-качалку. Незадолго до сна можно организовывать разные ритмические игры - прыжки через скакалку,марширование под музыку,прихлопывания и притоптывания под ритм мелодии.
Старайтесь разнообразить досуг ребенка - чем реже малыш будет находиться без дела, тем меньше он будет испытывать потребность в заполнении этих промежутков времени вредными привычками.

Итак,большинство вредных привычек у детей практически безобидные и проходят с возрастом сами собой. Но иногда могут являться следствием некоторых заболеваний или серьезной дисгармонии в отношениях ребенка с окружающими людьми. Поэтому, при подозрении на возможные проблемы со здоровьем ребенка, обязательно проконсультируйтесь с педиатром , а также задайтесь вопросом - достаточно ли малыш окружен заботой,вниманием и лаской.

Консультация

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

В возрасте трех с половиной лет Марио неожиданно начал постоянно откашливаться, хотя никогда не жаловался на насморк или кашель. Малыш делал это бессознательно. Как вскоре выяснилось, он неосознанно подражал своей воспитательнице из детского сада, которая из-за своей простуды была вынуждена часто откашливаться.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

В раннем детском возрасте и у дошкольников очень часто отмечаются следующие привычки.

Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до "детсадовского" возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Каким образом можно отучить ребенка от этой привычки? Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных "беспроблемных" детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.

В возрасте от двух с половиной до трех лет роль "успокоителя" может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.

Некоторые родители бывают испуганы, когда наблюдают у маленького ребенка отвердение полового члена. Однако это совершенно нормальное явление. Оно вызывается, как правило, непроизвольным механическим раздражением, например при тугом пеленании, под напором мочи или при эпизодических играх с гениталиями. Совершенно естественно, что младенец, едва научившись управлять своими ручками, при освобождении от пеленок начинает трогать недоступные ему прежде части тела, в том числе и пенис, с которым он играет так же, как с ручками и ножками.

Ребенок изучает таким образом свое тело. К тому же, при мочеиспускании и гигиенических процедурах внимание малыша концентрируется на этой области. Иногда дети, находясь в кроватке, возбуждают ритмичными движениями свои гениталии. Они явно испытывают при этом приятные ощущения, сходные с с теми, когда родители берут их на руки и поглаживают.

Все это совершенно естественные вещи, которые не должны быть поводом для беспокойства. Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких "игр". Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.

При неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание постоянно фиксируется на вредной привычке, приятные ощущения, получаемые ребенком при игре с гениталиями, могут стать для него своеобразным заменителем отсутствующего домашнего тепла или недостаточной родительской заботы. Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.

Относительно других вредных привычек у детей раннего и младшего школьного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например, продолжает сосать палец, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.

Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.

Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: они рвут на себе волосы, обгрызают ногти. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи. Они вскрикивают во сне или просто плохо спят ночью, не могут заснуть или снова мочатся в постель.

В таких случаях родители должны спросить себя: «Хватает ли ребенку внимания в семье?» «Ощущает ли он себя защищенным?» «Уверен ли он в своих силах?»

Как уже говорилось, такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Самые распространенные из этих вредных привычек - когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях - можно ли научить ребенка контролировать свои действия?

Прежде всего, нужно задать себе вопрос - а когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка?

Возможно, тогда, когда он пошел в первый класс? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в школе затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него деятельность. Поэтому ваша задача - выяснить, в чем по-настоящему трудности вашего ребенка.

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.

Что делать?

Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.

Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу

Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.

Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР-д/с № 42»

Приймак Н.Н.


Наиболее распространенными вредными привычками у детей дошкольного возраста являются следующие:

  • Сосать предметы,
  • Сосать пальцы,
  • Грызть ногти,
  • Онанизм (мастурбация),
  • Ковырять в пупе.

Редко встречается болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на голове, ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

В основе вредных привычек лежит фиксация тех или иных действий. Они уменьшают отрицательные эмоциональные переживания ребенка: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким родственникам, — и способствуют снятию эмоционального напряжения . Т.е. по сути эти вредные (патологические) привычки полезны для ребенка.

Укоренению вредных привычек помогает чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, + сильный акцент взрослых на его вредных привычках. Первая реакция взрослых на это – одергивание («перестать грызть ногти», «вынь руки изо рта») и бурное внимание к этой патологической привычке. Такое повышенное внимание взрослых к таким действиям ребенка способствует фиксации этой привычке.

Если подавлять эту привычку в ребенке, у него усиливается чувство внутреннего напряжения. Т.е. он и так был напряжен, а родители еще добавили напряжения (запретив ему). В итоге получаем замкнутый круг, когда одну привычку мы подавили у ребенка, но взамен тут же получаем другую.

У каждой вредной привычки есть свои особенности. И в зависимости от особенностей нужно соответствующим образом с ней разбираться. Рассмотрим подробнее.

Вредная привычка сосать палец

Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. В этот момент ребенок успокаивается, ему хорошо.

Основная причина : неудовлетворенность инстинкта сосания, если не было грудного вскармливания или ребенка рано отлучили от груди. При этом если беременность у матери сопровождается сильными переживаниями, то для уменьшения стресса ребенок начинает сосать палец.

Такая вредная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства . Может возникнуть до рождения ребенка при нежелательной беременности, сильном стрессе в период беременности, тревожности и переживаний матери.

  • Возникает с 3 месяцев в любой неприятной для ребенка ситуации, когда ребенок уже сам может палец в рот себе положить.
  • Возникает с 5-6 мес., когда усиливается влияние психологических факторов.
  • Возникает, когда происходит резкое ограничение соски до 1,5-2 лет.

Основные психологические факторы :

  • Нежеланный ребенок, что проявляется отсутствием ласки и нежности со стороны матери.
  • Нежелание матери заботиться о ребенке, когда малыша передают на воспитание в детский дом, приемным родителям, няням.
  • Когда матери нет рядом длительное время. Сосание пальца для ребенка здесь – это способ успокоения.
  • Частые конфликты между родителями.
  • Алкоголизм и другие формы зависимости у родителей.
  • Когда ребенок предоставлен сам себе.

Если девочка перед засыпанием сосет палец, что делать?

Ответ : так она успокаивается. Ей перед сном нужны другие способы успокоения. Например, массаж, поглаживание, приятная музыка. Желательно задействовать ее руки, чтобы они были заняты – можете дать книжку подержать, а сами почитаете.

Что НУЖНО делать?

  • Прежде всего нужно понят причину сосания пальца, т.е. что стоит за этим. Ребенок может этим компенсировать недостаточный контакт с мамой, ему еще плохо без мамы, его эмоциональное состояние здесь нестабильно.
  • Придумайте, что можно предложить ребенку взамен этой вредной привычке, доставляющей удовольствие. Можно, например, читать книжки на ночь, если ребенок большой, при этом книгу в руках будет держать сам ребенок.
  • Установить эмоциональный и доверительный контакт с ребенком.
  • Позаботиться о своевременном успокоении, если он волнуется, и снятии беспокойства.
  • Разумно использовать соску в раннем возрасте.
  • Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка.
  • Использовать при общении с малышом подвижные и эмоционально насыщенные игры.

Если использовать все эти советы, то ни времени, ни потребности сосать палец у ребенка просто не будет.

Что НЕ НУЖНО делать?

  • Не надо пугать ребенка страшными историями про мальчиков и девочек. Например, одна мама пугала, что в животике у ребенка заведутся червяки.
  • Не нужно слишком ограничивать действия и проявления ребенка.
  • Не нужно устраивать скандал, кричать на ребенка по поводу его вредной привычки – тем самым вы вгоняете его еще в большее беспокойство.
  • Не намазывайте палец ребенка горчицей, зеленкой или чем-то иным горьким, кислым.
  • Не пытайтесь при каждом случае строго запретить ребенку сосать палец.
  • Не отбирайте резко соску в раннем возрасте (например, в 1-1,5 года, когда ребенок уже подрос).
  • Не привлекайте по поводу и без повода к этой привычке внимание малыша.

Ребенку уже 2 года, до сих пор сосет соску.

Ответ : Это нормально. Нервная система ребенка еще не способна справляться с такой нагрузкой: быть хорошей девочкой/мальчиком в садике и дома. Ребенку как-то нужно успокоиться, и комфортнее это сделать дома. Попробуйте не фиксировать внимание на соске.

Вредная привычка сосать предметы


Обычно предмет, который ребенок часто берет в рот, символизирует «лучшего друга», с которым ему хорошо, которому он доверяет.

Родителям нужно организовать малышу социальный досуг, т.е. общение с другими малышами. Тогда на «суррогатного друга» у ребенка не будет времени и потребности.

Что делать родителям?

  • Наполнить жизнь ребенка взаимодействием со сверстниками. Т.е. максимально усилить те игровые взаимодействия, которые доступны ребенку в этом возрасте.
  • Узнайте, чем любит заниматься ребенок, и дайте ему возможность этим заниматься. Например, пинать мяч, строить из кубиков и т.д.
  • Заинтересуйте малыша новыми играми, занятиями, увлечениями, развлечениями.
  • Проследить за тем, с кем ребенок играет, и помочь ему выбрать подходящего друга. Например, если ребенок играет с лидером в садике (лидер с ним играть не захочет), помогите своему малышу выбрать другого подходящего друга. Подберите тот уровень общения ребенка со сверстниками, который будет доступен ему самому. Создайте круг «принятых» друзей, среди них ваш ребенок и найдет настоящего друга.
  • Установите доверительные отношения с ребенком: поговорите с ним о его друзьях, как дела в детском саду, с кем он играет.
  • Можно пригласить «предпочитаемого» сверстника для совместных походов в кино, развлекательный центр. Ребенок видит, что его родители взаимодействуют с родителями «предпочитаемого» сверстника, и сам начинает с ним общаться.
  • Научитесь правильно снимать напряжение и беспокойство у вашего ребенка.

Что НЕ нужно делать?

  • Не наказывайте ребенка за такую привычку. Ведь наказание только фиксирует ее.
  • Не отбирайте любимый предмет, который сосет ребенок.
  • Не говорите, не акцентируйте внимание ребенка на этом предмете.
  • Не напоминайте ребенку постоянно, что так делать нельзя.
  • Не запрещайте ребенку играть с детьми, которые вам не нравятся, но симпатичны вашему ребенку.

Вредная привычка: ребенок уже взрослый, но сосет соску


Что нужно делать родителям:

  • Перестаньте обсуждать проблему соски с ребенком, не акцентируйте внимание на ней.
  • Переключить внимание ребенка на другие занятия, увлечения, хобби. Т.е. необходимо привнести в жизнь ребенка что-нибудь интересное по его возрасту.
  • Родителям не переживать слишком по этому поводу.

Что нельзя делать:

  • Акцентировать внимание на соске.
  • Ругать ребенка за сосание.

Вредная привычка грызть ногти


Вообще, любая патологическая привычка ребенка для родителей должна быть сигналом (как красная лампочка загорается), что ребенку плохо. Первая реакция у большинства – «нельзя», «запретить».

Но здесь нужно сделать иное: подумайте, какое интересное занятие предложить малышу, пойти с ним поиграть/погулять. Безусловно, это тяжело. Но это путь затухания вредной привычки . Любая привычка легко возникает, но тяжело ее победить. Настройтесь на длительный период затухания этой вредной привычки.

Период затухания любой вредной привычки примерно равен периоду ее протекания.

Вообще, это вредная привычка, которая очень легко возникает, но труднее всех от нее избавиться. Сюда можно отнести и обкусывание кожи на пальцах рук.

Постоянное грызение ногтей (как и кусание и сосание губ) позволяет ребенку снять эмоциональное напряжение. Грызение ногтей возвращает ребенка в период младенчества. Т.е. это грызение может привезти к сосанию пальцев.

Вредная привычка может возникнуть у ребенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенное оскорбление. Т.е. это аутоагрессия – агрессия, направленная на себя.

Пока ребенок грызет ногти, он находит выход из психологического дискомфорта и получает удовольствие. Грызение ногтей воспринимается им как спасение, когда он недостаточно выражает свои отрицательные эмоции.

Вредная привычка, если в период детства родители не смогли с ней справиться, переходит и во взрослую жизнь.

Что делать родителям?

  • Научить ребенка адекватным способам выражения своей агрессии: пинать ногами подушку, кулаками стучать в стенку, кричать, использовать музыкальные инструменты, коробочка-кричалка, надувать мыльные пузыри, потопать ногами, надувать шарики, порвать бумагу, попрыгать.
  • Позволяйте ребенку выражать свой грев, выкидывать его наружу.
  • Отказаться от упреков и наказаний за кусание, грызение ногтей.
  • Найти причины, по которым возникла эта вредная привычка. Т.е. есть причины, по которым ребенку не хватает своих сил для того, чтобы успокоиться. И он использует вредные привычки.
  • Переключайте и отвлекайте внимание ребенка во время грызения ногтей на другие занятия.

Что нельзя делать?

  • Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  • Нельзя говорить ребенку про грызение ногтей. Очень часто эта тема становится любимой темой в семье: об этом говорят, это обсуждают, за это наказывают, это хвалят – тем самым родители фиксируют словами в сознании ребенка эту привычку.
  • Нельзя запрещать грызть ногти. Почему? Потому что так он успокаивается, снимает напряжение. Запрет бесполезен – он только приведет к фиксации данной привычки.
  • Нельзя проявлять непоследовательность в воспитании ребенка. Т.е. то наказывать его, то жалеть.
  • Нельзя сдерживать агрессию и гнев внутри ребенка. Наоборот, нужно дать возможность выплеснуть всю негативную энергию, но в адекватной форме (см. выше в статье).
  • Не будьте слишком требовательны к ребенку. Часто требования родителей слишком велики для малыша, и напряжение, которое возникает из-за этого, он выплескивает через вредную привычку.

Вредная привычка онанизм (мастурбация)


Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.

Впервые мастурбация может появиться в раннем возрасте (год-полтора), когда ребенок начинает знакомиться со своим телом. Родители часто наказывают, одергивают, бьют по рукам за это. Но ребенок в полтора года занимается изучением своего тела, и здесь нет ничего такого, за что нужно наказывать. Другое дело, насколько мама оставляет его одного, переключает его внимание на другие занятия, и до какого возраста мастурбация считается нормальной.

Чаще мастурбация встречается у девочек, которые предпочитают мальчишечьи игры девчоночьим занятиям и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения.

Основные причины мастурбации в раннем возрасте:

  • Активный темперамент ребенка и соответствующая ему потребность в снятии напряжения.
  • Повышенный уровень возбудимости у ребенка при ослабленной нервной системе.
  • Нарушения в воспитании (слишком строгие родители, физические наказания, ограничение активности).
  • Чрезмерные ласки, поцелуи в губы, ребенок спит вместе с родителями.
  • Излишне тщательное соблюдение гигиены.
  • Повышенная потливость, тесная и неудобная одежда, глисты.

Что делать родителям?

  • Понять, что именно в Вашем поведении вызывает напряжение у ребенка и желание снять это напряжение, получая при этом кратковременное удовольствие и расслабление.
  • Научить своего ребенка – как можно разными способами получать удовольствие.
  • Есть такая техника «Меню удовольствий» — от чего я могу получать удовольствие. Спросите вашего ребенка, от каких дел, занятий он получает удовольствие (сладкое, музыка, рисовать/читать, гулять на улице). И далее составьте для него «Меню», как в ресторане, но состоящее из любимых занятий на каждый день.
  • Научить ребенка и разнообразить способы получения удовольствия.
  • Отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
  • Расширить круг интересов малыша и общение со сверстниками.
  • Повышать активность в движениях, в способах выражения чувств.
  • Включить в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Очень важно научить своего ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Это важно еще и потому, чтобы ребенок научился сбрасывать напряжение. Ведь все эти патологические привычки: сосание пальца, кусание ногтей, мастурбация – они помогают сбрасывать напряжение, получать удовольствие. В дошкольном возрасте меняя эти привычки, взрослые их фиксируют.

Нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие не только при помощи патологический привычек, а желательно от полезных – учеба, плаванье. Ведь дети часто находят неправильные пути получения удовольствий, впадая в зависимость (курение, наркотики, алкоголь, компьютер).

Чего делать нельзя?

  • Наказывать ребенка за мастурбацию.
  • Упрекать и стыдить за эту вредную привычку. Это приведет либо к фиксации привычки, либо онанизм трансформируется, например, в грызение ногтей.
  • Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства. В этом случае ребенок перестает получать удовольствие от еды, он начинает получать удовольствие от мастурбации.
  • Преимущественно кормить сладкой, мясной и полезной пищей.
  • Усердствовать при купании ребенка, проявляя повышенное внимание к его половым органам.
  • Качать на одной ноге, одевать в тесную одежду.
  • Чтобы ребенок спал вместе с родителями. Нельзя оставлять его одного в постели без сна.

Вредная привычка ребенок кусается


Наносить вред другому человеку – это нарушение табу, делать этого нельзя. Почему такая привычка возникает? Ведь когда ребенок совсем маленький, у него режутся зубки, чешутся десна – он непроизвольно пытается уменьшить те неприятные ощущения, которые у него происходят во рту. И родители покупают специальные игрушки, чтобы он кусал и чесал десна.

И пока ребенок маленький, он пробует кусать все вокруг: игрушки, может кусить и близкого взрослого, который держит его на руках. И здесь важна реакция взрослого . Если взрослый улыбнулся (или никак не отреагировал) на то, что ребенок сделал, ведь маленькие дети очень чутко считывают эмоциональное принятие или непринятие взрослым поведения ребенка, то ребенок продолжит кусаться. Т.е. если малыш кусается, значит родители ему когда-то разрешили это делать (вербально или невербально).

Родителям необходимо четко соблюдать свои запреты и выдавать ребенку словами, жестами, мимикой, интонацией строгое «нельзя!»

ВЫВОД : Внешний атрибут (сосание пальцев/предметов, грызение ногтей, онанизм) – говорит о том, что у ребенка есть напряжение, есть причина для того, чтобы это напряжение снимать. Если вы будете бороться напрямую «Не грызи ногти!», «Не соси палец!» — устранить причину появления привычки вы не сможете. Для устранения патологических привычек важно нормализовать семейные взаимоотношения, адекватно относиться к ребенку, удовлетворять его эмоциональные потребности в ласке и теплоте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!