Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

«Детям о Пасхе Христовой» (составитель Наталия Куцаева). Светлый Праздник Пасхи: список литературы для семейного чтения

Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (государственных и религиозных). Детям интересно узнавать о празднике с помощью рассказов и стихов.

Мы предлагаем вашему вниманию рассказы и стихи о Пасхе для детей младшего школьного возраста.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А. Блок

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Я. Полонский

Бог воскрес, и смерть побеждена.

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна...

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

А. Плещеев

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Л. Чарская

ДИВНЫЕ ЗВУКИ

Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

В улыбке синих

Живых небес

Всё та же радость:

Христос воскрес!

Вражда исчезла,

И страх исчез.

Нет больше злобы

Христос воскрес!

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно:

Христос воскрес!

Земля и солнце,

Поля и лес —

Проект «Подарок к Пасхе».

Актуальность.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, краткосрочный (двухнедельный).

Цель проекта.

Познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России;

познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Привлечь детей к совместному изготовлению пасхальных подарков.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Задачи.

  • Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с христианским праздником Пасхой и пасхальными играми.
  • Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
  • Учить рисовать геометрический узор;развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
  • Развивать технические навыки и умения при работе с красками и кисточками. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
  • Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

  • Праздник Пасха, почему он так называется?
  • Чем интересен праздник Пасха?
  • Каким образом мы можем принять участие в этом празднике?

2 этап разработка.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
  • Подбор художественных произведений.
  • Подбор пасхальных игр.
  • Подбор материала для детского творчества.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).

Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.

  • Рассказ о христианском православном празднике Пасха.
  • Просмотр презентаций:
  • «Детям о Пасхе».
  • «Пасха».

Чтение художествен. Литературы.

Чтение стихов посвящённых Пасхе и

заучивание наизусть:

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко».

Знакомство с послови-цами, поговорками и приметами на Пасху.

Чтение

«Легенда о христовом жаворонке» Л.Зилов.

«Первое красное яичко»

Г.Е.Левкодимова.

«Яичко»Н.Вагнер.

Художественное творчество.

  • Декоративное рисование «Пасхальное яйцо».
  • Рисование.
  • Раскраска пасхальных яиц.
  • Лепка: «Пасхальное яйцо».
  • Аппликация «Пасхальная открытка».
  • Аппликация «Пасхальная корзиночка».

Социализация.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.

Физическая культура.

  • Эстафеты с яйцами.
  • Подвижные народные игры «Солнышко»,

«Летели две птички».

Труд (ручной труд)

Декорирование яиц штампами и бумажными салфетками.

Работа с родителями:

  • Памятка «Пасха» о традициях и приметах данного праздника.
  • Совместное разучивание пасхальных стихов.
  • Изготовление для родителей пасхальной открытки и сувениров.

4 этап заключительный (подведение итогов).

  • Оформление уголка на пасхальную тему.
  • Оформление пасхальной веточки.
  • Выставка творческих работ детей.
  • Знание стихов, игр к празднику.

Ожидаемые результаты.

  • Развитие интереса детей к народному православному празднику Пасхе.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Участники проекта. Воспитатели Мурашова Е.В. и Ерёмина Т.В., дети второй младшей группы, родители.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рассказ о празднике «Пасха». Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Цель: дать детям представление о самом радостном празднике христиан – Пасхе. Познакомить с обычаями, приметами и играми связанными с Пасхой. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

Чтение стихов посвящённых пасхе и заучивание наизусть стихотворения «Христос Воскрес» А.Майков. Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей со стихами разных поэтов посвящённых светлому празднику Пасхе; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность. Воспитывать интерес к православным праздникам, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Декорирование бумажных яиц.Ручной труд.

Цель: познакомить детей с новой техникой декорирования яиц бумажными салфетками и штампами. Формировать умения аккуратно работать с элементами декора используя клей и кисточку, внимательно слушать указания, выполнять работу поэтапно. Развитие мелкой моторики пальцев рук, терпения, усидчивости.

Рисование декоративное «Пасхальное Яйцо». Художественное творчество.

Цель: Учить детей расписывать трафарет пасхального яйца декоративными узорами (полоска, волнистая линия, заборчик, зубчики, круги, точки и т.д.). Продолжать развивать технические навыки и умения рисованием кисточкой и тычком, используя в работе гуашь. Развивать творческий потенциал, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к культуре родной страны.

Раскраска пасхальных яиц. Художественное творчество.

Цель: Учить раскрашивать готовые шаблоны восковыми мелками или фломастерами. Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения. Воспитывать уважение к русской народной культуре её истокам.

Лепка «Пасхальное яичко». Художественное творчество.

Цель: продолжать упражнять детей в украшении объёмного яйца налепами, закреплять умение детей отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их в шарики, капельки и тонкие колбаски. Формировать из колбасок волнистую линию, заборчик и примазывать к заготовке до получения орнамента. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество. Воспитывать чувство прекрасного, желание сделать сувенир к празднику.

Аппликация «Циркачи», «Подарок для рыбки». Художественное творчество.

Цель: вызвать у детей интерес к оформлению работ элементами пасхальной атрибутики. Учить детей создавать пасхальную композицию на открытке, развивать эстетическое восприятие, умение работать ножницами и клеем. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление сделать им приятное.

Аппликация «Пасхальное гнездо», «А теперь развезём подарки», «Хочешь неприятности». Художественное творчество.

Цель: учить детей создавать пасхальную композицию используя цветную бумагу. Закреплять умение вырезывать по контуру детали композиции, наклеивать детали на плоскую заготовку яйца. Продолжать закреплять умение выполнять работу поэтапно, внимательно слушать педагога. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции. Воспитывать интерес к изготовлению пасхального подарка.

Чтение художественной литературы.

Заучивание наизусть.

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко»

Чтение стихотвоений.

  • «Птичка» А.С.Пушкин.
  • «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
  • «Пасхальный Благовест» С. Есенин;
  • «Вербы» К. Бальмонт.
  • «Воскрес!» К.Случевский.
  • «Вербочки» А. Блок.
  • «Пасхальные вести» Я.Полонский и т.д.

Пословицы, приметы и поговорки о Пасхе.

  • Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
  • Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
  • После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
  • Чужая ласка – сироте Пасха.
  • Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была.
  • На святой дождь - добрая рожь.
  • В ночь на светлое воскресенье мороз - горох не родится.
  • В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
  • Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес, Христос воскрес!
  • Дорого яичко в Христов день.
  • Христово Воскресенье всем на веселье!
  • Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!
  • В прощеный день, как на Пасху все целуются.
  • Если на Пасху стоит морозная погода или гремит гром, будет хороший урожай.
  • Если солнце во время восхода на Пасху тусклое, то это не просто неурожай, но еще и свиной мор.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди - добрая рожь.
  • На Святой гром - к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.
  • Пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит хороший урожай.
  • У кого пасхальное яйцо после удара во время игры осталось целым – у того здоровья будет много.
  • Если пасхальное яйцо бросить в пожар, то он быстро погаснет.
  • В Пасху нельзя выполнять никакую работу по дому – счастье потеряешь.
  • На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • Охотники придерживались неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Воскресению Христову.
  • Если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.

Сегодня, делюсь подборкой (в виде списка) пасхальных книг для детей, которые вы можете приобрести в популярных книжных интернет-магазинах, а также в специализированных религиозных розничных и интернет-магазинах (многие из этих книг продаются в книжных лавках при Храмах).Многие из этих книг, есть в нашей домашней библиотеке.

Как рассказать детям о значении Пасхи?

Когда родители готовятся к Пасхе, часто возникает вопрос - как рассказать своим детям об этом важном христианском празднике и его традициях, как деликатно донести его смысл и привить основы религиозного воспитания.

Стоит учитывать, что дети намного ярче воспринимают все, поэтому история воскрешения Иисуса Христа, должна быть адаптирована под возраст ребенка, можно рассказать поучительную историю о добре и зле. Перед тем, как рассказать ребенку об этом, можно спросить совета у священника.

Когда можно рассказать ребенку о Пасхе?

Детская религиозная литература

Воспользуйтесь детской Библией и специальной детской православной литературой о Пасхе. В них изложены традиции и Библейские истории доступным языком, красочные иллюстрации обязательно заинтересуют ребенка.

Детская Библия

Д етская Библия - это пересказ основных тем Священного Писания, который адаптирован для детей. Иногда, из-за разнообразия религиозной литературы для детей, родителям сложно выбрать Библию для ребенка.

Идеальной Библии для детей не существует, но при выборе, нужно понимать - кому она приобретается, а также, для каких целей, учитывать возраст ребенка.

Детские Библии различаются:

  • по возрасту детей (для малышей, дошкольников или подростков)
  • по содержанию: в Библии для детей пересказы бывают - краткими или подробными, а также, могут отличаться подборки «основных тем» у разных авторов.
  • дополнительный материал - Библии для детей могут содержать пояснения и справочные материалы.

Сейчас, большое разнообразие детской литературы православной тематики. Для подготовке к Пасхе, вам могут помочь, детские книги. Все они, ориентированы на разный возраст и отличаются по содержанию - Библейские события, сказки или поучительные притчи, рассказы и повести известных писателей, книжки-раскраски и т.д.

Список книг о Пасхе для детей:

1. Детская Библия, Новый Завет

2. Александр Казакевич «Пасха»

3. Василий Никифоров-Волгин «Завтра Пасха Господня!»

4. Алексей Толстой «Детство Никиты»

5. Иван Шмелев «Лето Господне»

6. Елена Михаленко «Солнечный секрет»

7. Книжка - раскраска «Солнышко играет - Пасху встречает»

8. Софья Макарова «Светлый праздник. Пасхальные рассказы»

9. «Детям о Пасхе Христовой» (составитель Наталия Куцаева)

10. Сельма Лагерлеф «Роза Христа »

11. «Пасхальная книга для детей. Рассказы и стихи русских писателей и поэтов» (изд. «Никея», Ишимова. А.О, Есенин С. А., Майков А.Н.)

12. «Пасхальные рассказы русских писателей» из серии «Пасхальный подарок» (изд. «Никея», редактор Стрыгина Татьяна).

13. Святая Пасха . Четыре библейских истории (книжка -панорама ) (изд. «Российское Библейское Общество»).

14. Алла Фомкина «Великдень. Пасхальная сказка»

15. Инна Андреева «Пасхальная стража. Пасхальные истории для малышей»

16. «Мой первый молитвослов» Изд. «Даръ»

17. Галина Александрова «Пасхальная притча о вернувшейся весне»

18. Дионисий Священник «Пасхальный кулич. Рассказы для детей «

19. Ишимова А.О., Ушинский К.Д. «Пасха нашего детства»

20. Екатерина Каликинская «Пасхальная радость прабабушки Поли»

21. Надежда Смирнова «Дуняшина Пасха»

22. «Пасхальный подарок для детей» (редактор Игумен Киприан (Ященко), изд. Благотворительный фонд «Покровъ»).

23. «Easter / Пасха» Мария Салищева (для изучения английского языка)

24. «Путь к Пасхе. Календарь Великого поста» для детей» (худ. Диана Лапшина, изд. «Никея»)

25. «Пасха Господня» (книга-подарок) (Изд.»Росмэн-Пресс»)

26. «Азбука для маленьких христиан» , Священик Геннадий Емельянов (изд. «Благовещение»)

27. Книжка-раскраска «Светлая Седмица» (изд. «Слово и дело»)

28. Книжка-раскраска «Пасхальный подарок» (изд. «Смирение»)

29. «Пасху радостно встречаем» альбом для раскрашивания (ИПП «Куна»)

30. «Я видел, как воскрес Христос: из далекого прошлого» Светлана Кожевникова

31. «Солнце играет. Пасхальные рассказы» («Неугасимая лампада»)

32. «Пасха в Петербугре» Софья Макарова

33. «По семейному: пасхальные рассказы» («Неугасимая лампада»)

34. «Колькина Пасха» Е.М. Курч

Библия для самых маленьких:

«Библия для малышей» Т.Вульф

Книжка-картонка «Моя первая библия» (изд. «РБО»)

Книжка- чемоданчик «Библия для малышей» (художник Гайл Джил) изд. «РБО»)

Что нужно учесть родителям, при чтении детской Библии о Пасхе:

  • прочтите ребенку соответствующие главы детской Библии;
  • хорошо проговаривайте слова, чтобы ребенок мог запомнить их;
  • обсудите с ребенком события;
  • задавайте вопросы;
  • отвечайте на вопросы ребенка и поясните все, что ему будет непонятно;
  • объясните новые слова.

Пока ребенок растет, можно ежегодно проводить беседы о Пасхе, привлекать его к подготовке к празднику, делать вместе поделки. Каждый раз, можно усложнять задания, в соответствии с возрастом ребенка.

Помните, что чтение книг с раннего возраста:

  • развивает интеллект ребенка;
  • способствует развитию образного мышления;
  • обогащает и формирует речь ребенка;
  • расширяет кругозор;
  • способствует появлению новых знаний, впечатлений;
  • способствует грамотному письму.

С наступающим праздником!

наталья хатипова

Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.

Тема: «Пасха в гости к нам пришла»

исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.

руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.

Цель : познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;

Коммуникация : способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы : совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество : способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца

Музыка : приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;

Социализация : приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Ход НОД:

1 часть : Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Собрались мы дружно в круг!

Я-твой друг и ты-мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

А что обычно делают друзья?

Дети: Играют.

В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).

В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)

Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад.

Весь мир весне весёлой рад!

Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?

Дети: Это праздник Пасхи.

В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)

Праздник этот добр и светел

Он надежду нам несёт.

Будут счастливы все дети

Да весь честной народ.

Счастье, радость так и льётся

И в народе говорят:

Праздник Пасхою зовётся

Пасха-есть такой обряд!

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!

А с весной и Пасха радость нам несёт!»

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

«Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок!

В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).

В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?

В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)

Солнышко красно, гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек обогрей, оздорови!

В прошлом оказаться помоги!

(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)

2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.

Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)

Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.

Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рады пригласить, друзья!

Будем мы-одна семья-

Пасху светлую встречать!

Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?

Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.

Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?

Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.

Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?

Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!

1ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи!

2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.

Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?

Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.

Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.

Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.

Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.

Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.

Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)

1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.

2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.

3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.

4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил

Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу

Вот у нас куличик-золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке, пир как в сказке!

Потому что праздник-светлая Пасха!

Хорошо нам вместе да и обед наш весел!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

3 часть.

Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?

Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?

Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.

Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.

Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу-

Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько

Крестик, солнышко, цветы.

Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»

Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.

Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?

Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.

(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)

Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!

Моё задание очень несложное

Для любого вполне возможное.

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первым пробежал, тот победителем стал!

П/и «Яйцо в ложке»

Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».

Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.

Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?

Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).

Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!

(В конце занятия праздничное чаепиие).







И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи,
почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!

(В.А.Никифоров-Волгин «Отдание Пасхи»)

Пасха, воскресение Христово - это особенное событие в жизни верующих. Трудно найти слова для описания радости, которую испытывают верующие в этот день. Те, кто пережил ее хоть раз, поймут, о чем идет речь. Митрополит Иларион Алфеев называл воскресение Христово «событием космического масштаба».

В православной традиции Пасха считается важнейшим праздником, ее называют «праздником праздников» и «торжеством торжеств». На Руси всегда тщательно готовились к встрече Светлого Христова воскресения. Интересно, что именно в России приобрел широкое распространение жанр пасхального рассказа, и в отличие от святочного рассказа это уникальное явление русской культуры.

Для вас, дорогие читательницы, мы подобрали лучшие рассказы о светлом празднике Пасхи.

Н.Колосов. Не может быть!

Вы можете представить свою жизнь без Пасхи? Наверное, она не имела бы смысла. «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор.15:17), - писал апостол Павел общине христиан в Коринфе. Николай Колосов в своем рассказе изобразил, как пуста была бы жизнь верующего человека, если бы однажды не состоялось великое чудо воскресения Христова.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Христова ночь

Рассказ о том, как Воскресший Христос сходит на землю. С разными людьми Он общается по-разному: одних утешает, других с любовью обличает. И только лишь предателю Иуде говорит гневные и грозные слова… Салтыков-Щедрин называет рассказ преданием, скорее всего, это не церковное предание, а апокрифическое сказание.

В.А.Никифоров-Волгин. Солнце играет

В статье, посвященной великопостным рассказам, я уже говорила о том, что некоторые писатели обращались к теме детской веры. В частности, таких рассказов очень много в сборнике Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (детскому восприятию Пасхи посвящены «Светлая заутреня», «Канун Пасхи», взрослому - «Свеча», «Безбожник»).

Сейчас мне бы хотелось особое внимание обратить на рассказ «Солнце играет», который посвящен процессу внутреннего преображения человека. Таких произведений в русской классике немало, но в этом произведении необычен сюжетный поворот. Герой, бывший советский атеист, публично, на виду у многих людей искренне, не наигранно исповедует веру, и это производит огромное впечатление на читателя.

Н.Гоголь. Светлое воскресение

Обличительная проповедь писателя-моралиста. Очерк входит в состав сборника «Выбранные места из переписки с друзьями». Это размышления о том, что нельзя праздновать Пасху и при этом быть немилосердным, не прощать врагам и избегать своего ближнего. «Праздновать Пасху - это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю! (архимандрит Иоанн Крестьянкин)

И.Потапенко. Три Пасхи

Рассказ о духовном пути человека, о разных типах религиозности. Герой проходит путь от детской горячей веры до взрослой серьезно-равнодушной и обратно. Внутреннее перерождение человека на Пасху - традиционная тема пасхальных произведений. С похожим сюжетом могу порекомендовать также прочесть рассказы Г.Ольшанского «Бабушкины сказки», Ф.Сологуба «Путь в Еммаус».

И.Островной «В Христову ночь»

Львиная доля пасхальных рассказов посвящена проблеме милосердия. Среди них, например, «Яичко» Н.Вагнера, «Враги» А.Севастьянова, «Мужик Марей» Ф.Достоевского, «Баргамот и Гараська» Л.Андреева. Наиболее ярким на эту тему я считаю рассказ И.Островного «В Христову ночь».

Герой произведения в пасхальную ночь переживает сильнейшее испытание своей веры. Подобно Иову, он лишается всего имущества, но финал рассказа соответствует известной пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В рассказе удивительно показано, как люди могут объединиться в добром деле и как много они могут сделать вместе.

Н.Лесков. Фигура

Рассказ о том, что исполнение заповедей возможно даже в условиях, которые, казалось бы, для этого совершенно не располагают. Лесков ярко изобразил конфликт между призывом долга и голосом совести. В традиции русской классической литературы чаще всего побеждает добро и милосердие, есть и необычные исключения, например, рассказ А.П.Чехова «Казак», но в основном классики верили в возможность внутреннего перерождения человека.

И.Островной «Радость жить»

Детский пасхальный рассказ - отдельный пласт в русской литературе. Назову лишь некоторые из них: уже упомянутое «Яичко» Н.Вагнера, И.Потапенко «Смоляные бочки», А.Чехов «На Страстной неделе», главы из романа И.Шмелева «Лето Господне». «Радость жить» И.Островного - удивительно светлый рассказ о любви и радости, в нем показано, что доброта детского сердца может сделать очень многое.

С.Кипренский. Братский поцелуй

Интересный нетипичный пасхальный рассказ. Судя по реалиям, описанным в произведении, его действие происходит в наши дни (или по крайней мере в XX веке). В произведении ставится традиционная проблема конфликта чувства и долга в нетрадиционном разрезе. По прочтении ощущается некоторая недосказанность: финал остается открытым, сюжетная линия завершена, но чем дальше будет жить герой, непонятно.

З. Гиппиус. И звери

Удивительный рассказ-фантазия на тему того, воскреснут ли животные. Думаю, вы уже поняли ответ автора на этот вопрос: он дан в самом названии. «И звери», и они тоже.

«Ты сама знаешь, - сказал он. - Ты сама сказала, что хочешь всегда любить. Любовь никогда не пропадает. Если любишь - значит, и воскреснешь. И ты, курица. Любишь сынка - ну, и воскреснешь, чтобы любить его дальше <...> И вдруг звериным своим, живым существом почуяли раз навсегда, что ничем они не обижены, что не для людей одних воскрес Христос, а и для них, бессловесных. И радостно стало зверям». Особенно рекомендуется к прочтению детям, любящим своих домашних животных.

Пасхального всем настроения!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!