Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Рекомендации по развитию внимания у детей. С чего начинать развивать навык концентрации

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Учительница:
- Настя, Рябинина, ну почему ты не слушаешь?
Повтори, что я сейчас рассказывала про тайгу?
Настя Рябинина:
- … Бывают, конечно, такие случаи…
Учительница:
- Что ты имеешь в виду?
Настя Рябинина:
- Был… был вот такой случай, один человек пошел погулять и заблудился….

Последовавший рассказ Насти Рябининой шокировал учительницу Марьяну Борисовну, героиню фильма «Ох уж эта Настя!». Ей ничего не оставалось, как прийти домой к ученице, чтобы поговорить с родителями о том, почему Настя такая невнимательная на уроках.

А вашему ребенку тоже трудно сосредоточить внимание? Он выглядит рассеянным и несобранным? Или он быстро сосредоточивается, но и также быстро теряет внимание?

Рассмотрим особенности развития внимания у детей через Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Этот уникальный метод позволяет правильно дифференцировать те психические свойства и функции, от которых зависит развитие навыков произвольного внимания у детей с разными векторами. Развитие психических свойств и функций - памяти, внимания, мышления - происходит до 10-12 лет и еще немного до 16 лет. В дальнейшем идет уже реализация развитых свойств. Как правило, различные расстройства внимания у детей начинают ярко наблюдаться с 6-7 лет. Связано это с началом обучения в школе. Поэтому развитием внимания у детей нужно начинать заниматься еще до 6 лет.

Развитие внимания у ребенка с кожным вектором

Часто ребенку с кожным вектором приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивность. Это от природы очень подвижный ребенок с гибкой психикой. Ему трудно высидеть 45 минут урока. Он может часто отвлекаться. Именно потому, что способен делать несколько дел одновременно. Может и слушать, и разговаривать, и писать. Он переключается с одного занятия на другое, недоделав ни одного до конца, поэтому может выглядеть неорганизованным и чрезмерно активным.

Ребенок с кожным вектором обладает логическим мышлением. При правильном развитии его психических свойств способен реализоваться в профессиях от танцора до инженера, руководителя, организатора бизнеса и законотворца. Именно эти профессии требуют гибкости тела и ума. Постоянная обработка новой информации и введение новых технологий - это то, без чего не обходится сегодня ни одна сфера жизни.

Гибкость и способность переключать свое внимание с одной задачи на другую - залог стрессоустойчивости в современном городском ритме. Ну а чтобы ребенок с кожным вектором научился выполнять начатое дело до конца, нужно подкреплять его интерес, логически объяснять, зачем ему это нужно. Например, изучение математики в школе необходимо не для того, чтобы он стал математиком, а для того, чтобы развивался его мозг. Иметь развитый мозг в современном мире очень выгодно. А чтение нужно для того, чтобы развивалось образное мышление, которое в нынешних реалиях добавляет конкурентоспособности в бизнесе и карьерном росте. Обещания интересных для него приобретений - велосипеда, коньков, футбольного мяча - тоже хороший стимул.

Ребенка с кожным вектором очень важно вовлечь в танцы, плавание, активные виды спорта с соревнованиями. Реализуя свою потребность в движениях на тренировках вне класса, он будет на уроках легче сохранять внимание. Насыщенный ритм жизни и дисциплина с детства способствуют развитию организованности у таких деток. А спорт и соревнования прививают навык к достижению цели по всем правилам, который и в учебе помогает достигать хороших результатов.

Особенности развития внимания у ребенка с уретральным вектором

Ребенок, наделенный от природы уретральным вектором, самый активный в своем поведении, поэтому диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность ему заслужить тоже очень легко. Внешне его активность может быть схожа с активностью ребенка с кожным вектором. Но причины его подчас вызывающего поведения очень отличаются. Наряду с непримиримостью к привычным для всех нормам и правилам природа наделила будущего вождя особой ответственностью за коллектив. Для него он способен совершать прорывы, вести всех за собой. Ребенок с такими психическими свойствами будет внимательно изучать только те предметы, которые вызывают у него настоящий интерес. И этот интерес не нуждается в положительном подкреплении и создании особых условий для развития навыка произвольного внимания. Это особенность именно уретрального вектора.

Развитие внимания у неторопливого, медлительного ребенка

Гиперактивность такому ребенку не свойственна, но если не знать особенностей психических свойств анального вектора, то и у медлительного, неторопливого ребенка можно наблюдать признаки синдрома дефицита внимания. Дело в том, что ребенок с анальным вектором обладает негибкой психикой, способной длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Он обладает хорошей памятью и способностью перерабатывать большие объемы информации. В будущем это профессиональный ученый, историк, учитель, врач или хирург. От природы такой ребенок любит учиться.

Когда он сосредоточен на одном занятии, не стоит его резко переключать. Ему необходимо больше времени, чтобы закончить начатое, а также поддержка в том, что он на правильном пути. Если, напротив, такого ребенка подгонять и торопить, то сосредоточить свое внимание ему будет сложнее.

Постоянное откладывание и неспособность начинать, а также трудности в переключении внимания тоже расцениваются как синдром дефицита внимания у детей. Но это всего лишь особенности психических свойств, которым требуется правильное развитие. Если в процессе учебы ребенок со свойствами анального вектора не получает правильного развития, у него могут появиться обиды, упрямство, а затем и полное равнодушие к учебе и отторжение ее в знак протеста.

Развитие внимания у ребенка со звуковым вектором

«Верхние» вектора определяют способ восприятия мира человека. Ребенок со звуковым вектором - обладатель абстрактного интеллекта. В своем восприятии он сосредотачивается на тончайших смыслах мироздания. Может выглядеть малоподвижным, задумчивым, отстраненным, малообщительным. Эти особенности также зависят от нижних векторов и от наличия других верхних.

Ребенку со звуковом вектором всегда требуется немного больше времени для ответа. «А? Я? Что?» - как бы выныривая из своего абстрактного мира и сосредотачиваясь на вопросе учительницы, начинает свой ответ будущий гений. Ученый, физик или математик, астроном, музыкант, композитор или писатель. Таких гениев рождается немного, всего 5%. Их нужно беречь, потому что открытия, которые они способны сделать, это будущее человечества. Такой ребенок резко отличается от других детей, не вписывается в общие рамки. Педагоги и даже психологи ошибочно могут считать, что у него расстройство внимания.

Он трудно переносит повышенный уровень шума, крик. Периодически ему требуется обязательно побыть в тишине одному, чтобы просто отдохнуть от школьного шума. Он может не понимать причины усталости, но от постоянно повышенного уровня шума дома тоже может уставать. Поэтому родителям следует быть особо внимательными к звуковой экологии в своем доме, если в семье растет звуковичок. Если на такого ребенка кричит мать, учительница или у него нет возможности отдохнуть от шума, то способность к сосредоточению внимания у него нарушается, ему становится трудно учиться, усваивать материал. Он уходит в себя вплоть до проявления аутистических качеств. И это также может расцениваться как признак синдрома дефицита внимания.

Развитие внимания у ребенка со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором - это наша героиня Настя Рябинина из фильма «Ох уж эта Настя!», небольшой диалог из которого мы привели в начале нашей статьи. Такой ребенок имеет яркий образный интеллект, он может быть безудержным фантазером, постоянно придумывать разные истории. А так как зрительники большие любители животных, то, конечно, и в их фантазиях они часто бывают героями. Это будущие художники, дизайнеры, актеры театра и кино, представители культуры и проводники культуры в массы.

Развитие внимания у ребенка с оральным вектором

Еще раз хотим обратить ваше внимание, уважаемые родители и педагоги, что грамотно организованный процесс школьного обучения с учетом психических свойств ребенка значительно облегчит решение задачи школьной успеваемости.

Ребенок с оральным вектором - это будущий оратор, способный объединять людей всеобщей идеей, теле- и радиоведущий. При обучении орального ребенка нужно понять, что такой ребенок буквально думает говорением. Этот маленький говорун уже с детсадовского возраста собирает группу ребят, чтобы позабавить их своими рассказами, а то и анекдотами. И в школе такой ребенок быстро подружится с ребятами и найдет общий язык со всеми, будет шутить и получать удовольствие от того, что всем весело от его балагурства. Желание говорить и быть при этом услышанным для него главное.

Если обычный режим обучения выглядит так, что нужно сначала подумать, а потом сказать, то с эти ребенком все наоборот. Функция внимания, сосредоточение на смыслах и их осознание у него активируется в процессе говорения. Для ускорения мышления такому ребенку полезно проговаривать вслух задание и выучивать устный материал через проговаривание вслух.

Поэтому для развития и реализации его психических свойств ему обязательно нужно предложить театральный кружок, дискуссионный клуб, факультативные занятия по литературному чтению. Кстати, литература - это именно тот предмет, который способствует правильному психическому развитию орального ребенка.

Когда никто из домашних не находит время выслушивать орального ребенка, когда ему постоянно затыкают рот, считая его болтуном, на уроке не спрашивают для устного ответа, если еще и наказывают тем, что не отпускают гулять и общаться со сверстниками, тогда у него не развивается природный вербальный интеллект - основной способ его мышления, значительно снижается потенциал в освоении школьной программы, успеваемость, интерес к обучению. Снижается внимание. Не научившись правильно пользоваться вербальным интеллектом, ребенок трудно обучается, тяжело воспринимает информацию, особенно на слух, так как все его внимание сосредоточено не на том, что он слышит, а на том, чтобы скорее начать говорить, причем что угодно, лишь бы привлечь внимание. Так у него возникает желание сплетничать.

В этой статье мы кратко рассмотрели особенности психики детей с некоторыми векторами. Но векторов всего восемь, и в разных сочетаниях они могут присутствовать у современных детей.

Когда мы не понимаем глубинные бессознательные мотивы поведения детей, тогда мы начинаем приписывать им разные диагнозы вплоть , кормим детей таблетками и водим к психологам.

А можно пойти другим путем - разобраться в особенностях развития внимания у детей уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста приобретает более широкий смысл в настоящее время. С самого детства малыш проявляет интерес ко многим вещам и необходимо начать следить за его действиями и сосредоточенностью на одном конкретном задании.

Главное для родителей – с детства развивать внимательность и способность запоминать. Подготовка заинтересованности с раннего возраста позволяет младенцу в дальнейшем справляться с усвоением знаний, легко решать бытовые проблемы и облегчает процесс установления контактов. Поэтому с момента рождения чада отец с матерью задаются вопросом: «Как улучшить внимание ребенка?».

Как тренировать внимание ребенка – когда начинать?

Проблема со становлением направленного внимания приобретает значение тогда, когда родные замечают неспособность крохи заниматься одним процессом. Он постоянно отвлекается на всевозможные предметы – это и является одной из причин заняться формированием серьезности.

В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как с возникновением электронных гаджетов дети постоянно ёрзают и не могут усидеть на одном месте, отвлекшись на телефон, компьютер или планшет. Нужно отыскать, где кроется зарождение трудностей, и тогда начинать развитие внимания у чада. Требуется рассмотреть окружение карапуза, понять на какие раздражители он отвлекается, после чего в полной мере их устранить.

Чтобы уменьшить негативные последствия, обязательно следует начать решение проблемы с самых ранних лет и при симптомах появления проблемы.

Особенности чуткости у ребеночка

Временная категория довольно значительно отличается в первых годах жизни и в школьный период. Природой заложено так, что умение концентрироваться растет вместе с крохой и способность сосредоточиться достигает нужного уровня к школьному возрасту.

Но все-таки заниматься развитием внимания следует заниматься с первых лет - картинки для детей и специальные игры, если ими заниматься регулярно, могут значительно развить способности ребенка и подготовить к дальнейшему процессу обучения.

На работу головного мозга малютки оказывают влияние различные внешние факторы, такие как окружающее общество, домашняя остановка и правильный настрой. Все эти факторы желательно учитывать и дать крохе максимальную возможность для улучшения памяти и внимательности.

У младенцев часто слабая внимательность из-за неустойчивой реакции на внешние действия. Именно из-за них малютка не сосредотачивается, становится неусидчивым и теряет заинтересованность к любому начатому делу.

Если вы хотите организовать развитие концентрации внимания у детей, надлежит заинтересовать их чем-то новым, увлекательным и красочным. Тогда малыш сам захочет заниматься деятельностью, и не будет переключаться на внешние предметы-раздражители.

Выделяют несколько видов внимания:

Непроизвольное . Образуется у деток не по их воле. Крохи отвлекаются на яркие цвета, посторонние шумы или какое-то необычное и интересное движение;
Произвольное . Обычно возникает у человека с семи лет. Но при этом внимание все равно может рассеиваться, и ребенок может забросить то, что действительно надобно;
Послепроизвольное внимание. Объединяет в себе первый и второй вариант, но характеризуется тем, что чадо выполняет деятельность с удовольствием и вдохновением, настолько втягивается в процесс, что он не хочет отрываться от дела, и ему не надо заставлять себя.

Малышу будет куда интереснее заниматься тем, что ему нравится и что привлекает его увлечение.

Большинство детей постоянно нервничают, когда берутся за несколько дел одновременно, и начинают теряться при выборе того, какую же задачу начать выполнять в первую очередь. Требуется подтолкнуть малютку к этому непростому выбору и дать понять, что для него важно в первую очередь. Необходимо организовывать распорядок дня, чтобы малыш привыкал к выполнению своих естественных обязанностей.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Практически вся деятельность, включая обучающую, у детей до совершеннолетия проходит больше в процессе интересных и увлекательных упражнений. Лучше проконсультироваться с педиатром по поводу того, какие всё же выбрать игры и мероприятия, и как лучше развить такие черты характера, как внимание, целеустремленность, координацию и другие важные параметры.

1. Желательно начинать обучение осторожности в играх на свежем воздухе. Развлечения должны улучшать именно координацию движений. Разделяют такие забавы, как:

Догонялки;
прятки;
футбол и другие.

2. Задания для развития внимания подразумевают также и совершенствование дыхательных путей:

Мыльные пузырьки;
свисток;
духовые инструменты;
надувание воздушных шаров;
формирование речевого дыхания и другие.

3. Рукоделие. Занятия рукоделием позволяют заострить потребность крошки именно на той работе, которую они выполняют, и не сбиться с подсчетами стежков, петелек и прочего:
вышивка;
вязание;
шитьё;
бисероплетение и другое

4. Настольные игры заостряют нацеленность крохи на том, когда будет его ход и на основных правилах. И также подобные задания для детей на развитие внимания позволяют развить социальные навыки и волю к победе.

5. Чтение. Если подростку правильно преподнести указанный вариант нагрузки, тогда можно приучить его любить книги с самого раннего возраста. После прочтения предлагается попросить ребенка рассказать то, что он только что прочитал, - это благоприятно сказывается и на внимательности, и на развитии памяти, и на способности разговаривать.

Существует большое количество различных методик развития внимания у детей дошкольного возраста, представляющие собой полезные и занимательные игры. При их выборе ориентируйтесь на то, чтобы «уроки» были яркими и интересными: они должны завлекать ребенка и развивать его воображение, способности и фантазию.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

В школьные годы проблема воспитания наблюдательности обостряется ещё больше, особенно если этим не занимались ранее. Многие жалуются, что будущий школьник не может спокойно сидеть на месте, заниматься чем-то одним, на занятиях под подготовке к школе появляются проблемы с выполнением домашних заданий. На этой почве у ребенка могут возникать постоянные перепады настроения и депрессии.

В школах обычно присутствуют упражнения на продвижение интереса, однако учащемуся их может просто не хватать для выполнения простых домашних упражнений. Чтобы показать свою заинтересованность и участие, вам требуется слушать рассказы крохи о том, как прошел день, интересоваться его успехами в учебе или различных секциях. Такие простые действия могут помочь в вопросе, как научить ребенка вниманию.

Другое, не менее важное. значение представляет самостоятельность и ответственность. Максимально подробно стоит объяснить школьнику его отношение к школьным обязанностям и домашним заданиям, дать возможность самостоятельно подготовиться к следующему учебному дню, но проверить уроки всё же нужно, поскольку дитя может что-то упустить.

Существуют различные методики развития внимания, которые можно применять как и для маленьких деток, так и для взрослых школьников:
1. Шахматы. Указанная игра помогает детям развить осмотрительность, память, работу интеллекта и познавательные способности.
2. Соблюдай правила. Необходимо придумать правила, с которыми ребенок должен справиться. Если выполняет, усложнить уровень. Самое главное представить это в виде развлечения, а не в качестве какого-либо плана.
3. Дать ребенку возможность самому выбирать что-то важное. Например, предложить фильм, который вы будете смотреть вечером, или то, что лучше приготовить. Заставьте чувствовать малыша неотъемлемой частью семьи, тогда он увидит свою ответственность, и не будет отвлекаться на посторонние дела, зная, что от его решения что-то зависит.
4. Художественно-эстетическая направленность. Максимально занять школьника каким-то делом, чтобы его это заинтересовало, и он не рассредотачивался.
5. Чтение и уроки. При использовании указанных методов обязательно предоставить ученику полный покой и тишину. Так, он сможет сконцентрировать старательность на важных для него вещах. Таким образом, вы разовьете в нем любовь к чтению и ответственность за выполнение домашнего задания.

Упражнения на развитие внимания предполагают, что правильным выбором будет занятия рисованием, вышиванием, вязанием и другими видами рукоделия.

При становлении развития внимания картинки для детей будут кстати, и помогут вашему киндеру научиться играючи.

Итоги

Сегодня много говорят о том, что у детей много проблем с концентрацией внимания. Поэтому разработана масса методик развития внимания у детей дошкольного возраста - игры, всевозможные задания и упражнения позволяют в домашних условиях научить ребенка быть внимательным и сосредоточенным. Примечательно, что для улучшения этих способностей не нужно ходить к врачам или другим специалистам - родители самостоятельно могут заниматься этим вопросом.

Самое главное - не упускать становление способностей, тогда чадо точно скажет вам «спасибо».

Самое главное уметь развить внимание ребенка. Внимание ребенка влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания нужна для овладения чтением и для обучения письму.

Существует шесть этапов развития внимания у детей.

Первый этап – этап рассеянного внимания. Такое внимание у детей от рождения до одного года. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап – этап фиксированного внимания. Этим вниманием обладают дети от одного года до двух лет. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап – этап гибкого одноканального внимания.

В возрасте от двух до трех лет внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.

Четвертый этап – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок в этом возрасте от трех до четырех лет переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова вернется к своей игре.

Пятый этап – этап формирования двухканального внимания.

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

Шестой этап – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок старше пяти лет может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором. Когда вы увидите, что ваш ребенок достиг шестого этапа можно начинать обучающие программы развития ребенка.

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся.

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности. Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители. Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания. Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли. Старайтесь хвалить ребенка - это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его.

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания.

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание.

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка. Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие. Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Упражнения на развитие внимания ребенка

Очень важно развивать внимание ребенка в любом возрасте особенно от года до семи лет все успехи в будущем будут зависеть от того на сколько внимателен ваш ребенок.

Научите ребенка обращать внимание на что – то определенное это не трудно надо только приложить немного усилий. Мы предлагаем вам несколько интересных игр они помогут вашему ребенку замечать новое, неизвестное вокруг. Обучение в виде игры для ребенка развлечение, но в тоже время обучение внимания, которое пригодится ему в будущем.

Первое упражнение. Назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение. Делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение. Найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение. Посмотрим друг на друга

Упражнение посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение. Мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение. Будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Седьмое упражнение. Попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение. Развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение. Сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение. Быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.

Огромное влияние в жизни своих детей оказывают именно родители, от них многое зависит и в воспитании и в обучении ребенка. Понимайте и воспитывайте своего ребенка, чтобы дальнейшая жизнь у него сложилась благополучно.

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания - самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра "Сколково".

Игра "Подводные лодки"

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Игра "Красно-черные таблицы Шульте"

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры "Анаграммы"

Анаграммы - слова с перепутанными буквами. Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных. Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра "Зоркий глаз"

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Прокликай в правильном порядке плюс"

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Игра "Задача Струпа, революция"

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Сравнение объектов"

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Космос"

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Поиск цифр и букв"

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения .

Игра "Пятнашки"

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки .

Курсы для развития внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Уверен, что вы, даже, не обращаете внимания на эти действия, а ведь именно наличие внимания - одно из главных условий для хорошего запоминания. Как можно запомнить то, на что даже не обратили внимание?

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту. Курс отлично развивает внимание, так как нужно не просто прочитать текст на большой скорости, но еще понять его и запомнить.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.

Читайте в этой статье:

Рассматривая характеристику всех жизненных процессов, происходящих у детей, можно выделить следующие сферы деятельности: познавательная, эмоциональная и волевая. Однако картина будет неполной без еще одного процесса — внимания. Развитие внимания у детей проходит несколько возрастных стадий.

Развитие детского внимания

Ученые дают следующее определение вниманию — это психический процесс, благодаря которому человек может сосредоточиться на каком-либо значимом для него объекте. По словам К. Д. Ушинского, его можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Сосредоточение детей может быть направлено на внешние объекты или на его внутренний мир. Задача этого процесса не только создать оптимальные условия для психической деятельности, но и развить у малыша способность быстро реагировать на изменения в ситуации. Процессы познания имеют направленность на определенный объект. Эти процессы отражаются в восприятии чего-то воображаемого нами. Они имеют отношение человека к миру. Все процессы и ощущения имеют определенное содержание.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни.

Особенности развития внимания детей раннего возраста

Многие взрослые думают, что сосредоточение внимания у детей новорожденных практически отсутствует, но они ошибаются. Показателем возможности сосредоточения у детей раннего возраста можно назвать способность малыша реагировать на яркие и сильные раздражители.

Проявление сосредоточения можно заметить уже на самом раннем жизненном этапе. Естественно, поначалу этот процесс возникает непроизвольно. К примеру, изменить характер поведения малыша и вызвать у него ориентировочные реакции, способны раздражители, которые напрямую связаны с питанием.

Самыми первыми признаками наличия сосредоточенности у детей являются зрительное и слуховое восприятие, которое можно заметить уже в середине первого месяца жизни. Малыш уже способен реагировать на звук, звонок или какой-нибудь другой слуховой раздражитель. Он замолкает, может перестать двигаться и начинает прислушиваться к звукам. Как только раздражитель исчезнет, малыш может снова вернуться к тому, чем занимался.

Уже через 2-3 недели можно заметить, как развивается внимание у детей. Малыш начинает прислушиваться к голосу взрослого, который разговаривает рядом. Он может перестать плакать и двигаться, сосредоточив все свое внимание на том, кто с ним разговаривает. При этом идет развитие координации движений малыша.

В это же время дети постепенно начинают проявлять зрительное сосредоточение. Они перестают двигаться и стараются сфокусировать взгляд на объекте. Конечно, первые проявления внимания еще совсем слабые, поэтому кажется, что оно отсутствует. При этом происходит развитие координации малыша в окружающем пространстве.

Когда младенцу исполняется два месяца, продолжительность слуховой и зрительной сосредоточенности несколько увеличивается. Малыш начинает замечать яркие игрушки, а если такая игрушка еще издает звуки или ее озвучивает взрослый, то внимание на ней может задержаться дольше.

Следующий этап развития внимания у детей — это проявление комплекса оживления в ответ на общение с взрослым. Проведя исследования, ученые сделали вывод, что движущиеся объекты дольше привлекают детей, чем неподвижные. А больше всего дети реагируют на движение взрослых.

По достижении детьми полугода они уже способны выделять человека и сосредоточиться на его движениях и звуках, которые он воспроизводит. В течение года именно взрослый является основным раздражителем, который вызывает интерес у ребенка и поддерживает его на должном уровне.

Пятимесячные дети большой интерес проявляют к предметам, которыми они способны манипулировать. В этом возрасте происходит активное развитие внимания у детей и идет формирование координации движений. Они учатся хватать предмет и производить с ним элементарные действия. Заинтересовавшись какой-нибудь игрушкой, дети могут на некоторое время сосредоточить на ней свое внимание.

На этом этапе жизни развитие детского сосредоточения является очень важной задачей, которую предстоит выполнить взрослому. Увлекая маленького человека предметом, нужно постепенно увеличивать расстояние между ним и малышом и время заинтересованности.

Со временем малыш постепенно развивается, происходит улучшение координации движений. К одному году он уже может манипулировать не одним предметом, а сразу несколькими. Он стучит кубиками друг о друга, складывает небольшие предметы в большую коробку и так далее. Все эти действия дают информацию о развитии внимания и о получении навыков его распределения.

Задача родителей — уделять больше времени развитию координации движений у детей, учить их действовать сразу с двумя или даже с тремя предметами. Для этого необходимо показывать все на собственном примере. Начинать нужно с самых простых манипуляций, и после того, как ребенок в совершенстве овладеет ими, можно постепенно усложнять и увеличивать количество используемых предметов.

Этот период характерен тем, что малыш начинает двигаться. Поэтому он уже в состоянии достать желаемую игрушку.

Регулярное выполнение даже самых простых упражнений поможет в развитии координации движений. Кроме того, вместе с приучением к спокойным играм, происходит выработка воли у детей. К таким занятиям можно отнести собирание пирамидки или стаканчиков, перевозка кубиков на грузовике из одного места в другое и другие не менее интересные игры, которыми увлекают детей.

Важно знать, что детского сосредоточения хватает ненадолго. Максимальное время увлечения одной деятельностью составляет не более 10 минут.

Еще одной составляющей этого процесса является речь. К году у маленького человека появляется потребность общения со взрослыми. Его кругозор постепенно расширяется, малыш начинает проявлять интерес к деятельности и движениям других людей, понимать, о чем они разговаривают.

Разница заключается лишь в том, что на более ранних этапах своей жизни внимание маленького человека привлекается взрослым, а позже, в возрасте 2-х или 3-х лет, он уже в состоянии заинтересоваться чем-либо самостоятельно.

Со временем у детского внимания появляется еще одна особенность. При этом идет развитие воли у детей. Теперь его не просто интересует эмоциональная окраска речи взрослого и внешний вид предметов, он в состоянии понимать, о чем думают люди, когда обращаются к нему.

К трем годам дети проявляют интерес не только к предметам, но и окружающим явлениям, однако на этом выработка сосредоточения у детей не заканчивается, напротив, оно продолжает совершенствоваться по мере выполнения новых задач, которые встают перед маленьким человеком.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста это развитие происходит более организованно. Дошкольник в состоянии самостоятельно направить свой интерес на тот или иной предмет. Его внимание становится все более опосредованным.

В дошкольном возрасте развитие внимания зависит от таких значимых моментов, как:

  • значимость;
  • эмоциональность;
  • интерес материала для детей;
  • характер деятельности.

К примеру, сюжетно-ролевые и дидактические игры оказывают на развитие внимания больше влияния, чем остальные. К тому же этот процесс тесно связан с развитием воли у детей. Он учит управлять своим поведением.

Еще один процесс, без которого не обходится такое развитие — это восприятие. Для его развития можно использовать такие упражнения, как:

  1. Выделить предмет или его детали из общего фона.
  2. Сопоставить предметы с эталоном.

Других подобных заданий существует большое множество. Они требуют от детей проявления сосредоточения и воли. По мере того как перед ребенком встают все новые и новые задачи, он становится более сосредоточенным и внимательным.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы проявления внимания:

  1. Сенсорная.
  2. Интеллектуальная.
  3. Моторная.

Помимо форм, вниманию свойственны и следующие функции:

  1. Активизация психических и физиологических процессов, которые необходимы в данный момент, торможение тех, в которых необходимости нет.
  2. Фильтрация информации, поступающей извне.
  3. Сохранение образа предмета и удержание его в памяти до момента достижения конечной цели.
  4. Развитие воли, сосредоточенности, а также активной деятельности на одном объекте.
  5. Контроль над деятельностью и ее регулирование.

Основные этапы развития внимания детей

  1. Появление ориентировочного рефлекса. Этот этап характерен для первых месяцев жизни малыша. Развитие внимания находится на низком уровне.
  2. Появление ориентировочно-исследовательской деятельности. Возраст — конец первого года жизни. Происходит не только развитие внимания, но и развитие координации.
  3. Появление зачатков произвольного внимания происходит в начале второго года жизни. Большое влияние на формирование воли и совершенствование движений у детей оказывают родители. Они же направляют детский взгляд на тот или иной предмет.
  4. В возрасте 2-3 лет продолжает развиваться произвольное внимание, а именно его первоначальная форма, так как дети, которые не достигли трех лет, практически не способны распределять внимание между несколькими предметами.
  5. Умение действовать по инструкциям различной сложности появляется у детей в возрасте 5 лет.
  6. Следующий этап проходит, когда детям исполняется 5-6 лет. Под влиянием собственных инструкций возникает произвольное внимание самой простой формы. Дети больше сосредоточены во время игр, активной деятельности, а также при манипуляции с предметами.
  7. Семилетний возраст характеризуется развитием воли и совершенствованием внимания.
  8. У старших дошкольников уровень сосредоточения претерпевает следующие изменения:
  • его объем становится более значительным;
  • оно более устойчивое;
  • проявляются задатки произвольного внимания;
  • происходит развитие координации.

Развитие внимания дошкольников

Развитие внимания дошкольников имеет некоторые особенности, которые выявились в результате исследований в области психологии:

  1. В каждом возрасте существует определенное время, в течение которого дети увлечены одной игрой. К примеру, для шестимесячных малышей это 14 минут, а для шестилетних — около 1,5 часа. Однако вместе с тем доказано, что активной и продуктивной деятельностью старшие дошкольники способны заниматься не более 15 минут.
  2. С возрастом уменьшается и количество отвлечений за одну игру. В идеале допускается, что маленький человек шести лет может отвлечься от игры всего один раз, а трехлетний — 4 раза.
  3. Чем сдержаннее и уравновешеннее дети, тем их сосредоточение на конкретном объекте находится на более высоком уровне. При этом развитие координации идет большими темпами.

По тому, насколько он внимательный, можно понять, анализируя, — к чему он проявляет больший интерес. Он будет заниматься делом до тех пор, пока оно его интересует. Чем сильнее интерес, тем дольше будет игра.

Чем старше малыш, тем чаще объектом его познавательной направленности становится речь взрослых. Они с интересом узнают значение незнакомых ему слов и способы их уместного употребления.

По мере увеличения уровня сосредоточения дети могут воспринимать уже не одну, а сразу несколько картинок, внимательно их рассмотрев, ответить на вопросы об их содержании.

Развитие внимания не может обойтись и без влияния речи, которая с возрастом становится более разнообразной. Помимо этого, внимание детей 6-ти лет могут привлекать те предметы, которые внешне кажутся невзрачными, в отличие от малышей, интересующихся исключительно яркой оболочкой.

Развивать внимание у детей очень важно, так как в дальнейшем его дефицит может негативно отразиться на успешности процесса обучения в школе. Однако важно не перегружать детей занятиями, а соблюдать временной режим, который характерен для каждого возраста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!