Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Средний объем кратковременной памяти составляет. Кратковременная память (ВВП)

Кратковременная память (КВП) может быть определена как механизм памяти, который позволяет нам хранить ограниченное количество информации в течение короткого периода времени. Кратковременная память временно удерживает обработанную информацию до того, как она будет забыта или перейдёт в хранилище долговременной памяти. Таким образом, кратковременная память имеет два основных свойства: ограниченную ёмкость и конечную длительность.

  • Ёмкость кратковременной памяти : если вас попросят запомнить серию из 10 цифр, скорее всего, вы запомните от 5 до 9 цифр. Это происходит потому, что количество информации, которое может сохранять кратковременная память, как правило, включает 7 элементов, с погрешностью плюс-минус 2 элемента. Естественно, что ёмкость КВП несколько вариативна, поэтому встречаются люди с большей или меньшей ёмкостью. Также КВП может варьироваться в зависимости от материала, который необходимо запомнить (важна длина слов, эмоциональное значение стимулов и другие индивидуальные отличия). Кроме того, в зависимости от типа организации информации (дробление), количество отдельных предметов, которые необходимо запомнить, увеличивается. Например, запоминая номер телефона, мы можем сгруппировать цифры в пары или тройки.
  • Длительность кратковременной памяти : количество времени, на протяжении которого мы можем сохранять в памяти цифры или информацию, не является бесконечным. Наша кратковременная память может хранить информацию до 30 секунд. Тем не менее, мы можем продлить время хранения информации в КВП, если будем постоянно повторять эту информацию или придадим ей особый смысл (например, идентифицируем число Пи как набор цифр “3 – 1 – 4 – 1 – 5 – 9...”).

Кратковременная память выступает в качестве одной из дверей доступа к долговременной памяти , или как "хранилище", позволяющее нам сохранить информацию, которая не понадобится в будущем, но нужна в данный момент. Это означает, что повреждение КВП может помешать появлению новых воспоминаний в долговременной памяти.

В случае повреждения исключительно кратковременной памяти теряется способность сохранять информацию на короткий промежуток времени, необходимый для её работы. Таким образом, мы бы не смогли понять смысл длинных фраз и поддерживать беседу.

Кратковременная память и ее взаимосвязь с другими основными типами памяти

Когда мы говорим о памяти, обычно речь идёт о полученном опыте и воспоминаниях, но память включает в себя гораздо больше процессов. В целом можно выделить четыре относительно независимых друг от друга механизма памяти:

  • Сенсорная память : сохраняет в течение очень короткого промежутка времени сенсорные стимулы, которые уже исчезли, чтобы обработать и отправить их в КВП.
  • Кратковременная память (КВП) : сохраняет ограниченный объём информации в течение короткого периода времени.
  • : это активный процесс, который позволяет управлять и работать с информацией, хранящейся в КВП.
  • : сохраняет практически бесконечное количество информации, часть которой поступает из КВП, на неопределённый срок.

Таким образом, информация может пройти через разные фазы, прежде чем она будет забыта или сохранена:

  • мы воспринимаем информацию, которая проходит через сенсорную память (наши органы чувств).
  • Далее она передаётся в нашу кратковременную память, где она хранится в течение короткого периода времени.
  • Иногда информация может быть реорганизована (например, упорядочена). В этом участвует наша рабочая память. Этот шаг выполняется не всегда.
  • На последнем этапе наш мозг должен решить, будет ли эта информация актуальна, и мы должны сохранить её в памяти, или она более не является релевантной и может быть забыта. Если информация является ценной, воспоминание будет храниться в нашей долговременной памяти.

Кроме того, в случае повреждения кратковременной памяти претерпевают изменения системы, которые от неё зависят , например, рабочая (оперативная) и долговременная память. Если мы не сможем удержать информацию в кратковременной памяти, оперативная память не сможет обработать такую информацию. Что касается долговременной памяти, создание новых воспоминаний будет нарушено, так как передача информации от КВП к ДВП не может быть выполнена корректно по причине расстройства кратковременной памяти. Тем не менее, возможно восстановление воспоминаний, которые были ранее сформированы в долговременной памяти.

Примеры кратковременной памяти

  • Чтобы понять длинное предложение в разговоре, мы должны помнить начало предложения, чтобы затем понять его конец. Кратковременная память помогает нам ненадолго запомнить начало предложения. После того, как мы поняли информацию, и нам больше не требуется хранить в памяти начало предложения, мы забываем конкретные слова.
  • Когда мы читаем, наша кратковременная память действует так же, как и в предыдущем примере. Мы должны сохранить в памяти начало фразы, чтобы понять её смысл. Длинное и сложное предложение будет гораздо труднее понять, чем короткое и простое. Так, при обучении очень важно иметь хорошую кратковременную память, так как это связано с правильным пониманием чтения, которое имеет решающее значение для академической успеваемости.
  • Когда кто-то диктует нам номер телефона, на протяжении времени, которое проходит с момента восприятия информации на слух до записи номера, работает наша кратковременная память.
  • Как правило, процессы создания долгосрочных воспоминаний требуют предварительной работы кратковременной памяти. Поэтому, когда мы пытаемся выучить материал учебника, запомнить пароль или несколько строк стихотворения, работает наша кратковременная память.

Патологии и расстройства, связанные с потерей кратковременной памяти

Если бы различные типы памяти не были независимыми, ошибка одного всегда приводила бы к сбою в работе другого. К счастью, для каждого типа памяти предназначены различные области мозга, так что изменения в ДВП, например, не должны влиять на КВП. Как правило, все виды памяти работают сообща, и было бы очень трудно определить, в какой момент начинает работу один, и завершает другой. Когда один из видов памяти повреждён, наш мозг не может полноценно выполнять свои функции, что влечёт за собой негативные последствия в нашей повседневной жизни.

Нарушение кратковременной памяти может сократить как время, так и количество обрабатываемых элементов . Таким образом, при незначительном изменении, скорее всего, мы будем запоминать меньшее количество информации на меньшее время, поэтому ущерб будет незначительным. И наоборот, серьезный сбой в её работе может привести к потере функций КВП, с ощутимыми последствиями.

Кратковременная память может быть повреждена различными способами. Было установлено, что КВП нарушается при умеренных стадиях болезни Альцгеймера , хотя повреждение ДВП является более серьёзным при этом заболевании. Также наблюдается важность кратковременной памяти в случаях дислексии , потому что трудности хранения фонологической информации могут привести к проблемам в обучении чтению. Кроме того, употребление марихуаны является еще одним фактором, который может повлиять на целостность КВП. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы также может ухудшить кратковременную память.

Как измерить и оценить кратковременную память?

Кратковременная память участвует в большинстве наших повседневных задач. Способность корректно взаимодействовать с внешней средой и окружающими людьми напрямую зависит от нашей кратковременной памяти. Таким образом, оценка кратковременной памяти и знание, в каком она состоянии, могут быть полезными в различных областях жизни: в учёбе (это позволит нам узнать, будет ли ребенок иметь трудности при обучении чтению или проблемы с пониманием длинных или сложных фраз), в медицинских областях (чтобы знать, что пациенту необходимо дать максимально простые указания, или что у него возникают проблемы при формировании новых воспоминаний), в профессиональных областях (кратковременная память может служить индикатором готовности усваивать новую информацию и работать со сложными задачами).

Можно оценить различные когнитивные функции, в том числе КВП, надёжно и эффективно с помощью . Тесты, которые предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки кратковременной памяти, разработаны на основе Методики Психометрической Оценки Памяти Векслера (WMS), Теста на Длительное Поддержание Функций (СРТ), Теста на Симуляцию Нарушений Памяти (ТОММ) и Теста "Лондонская башня". Помимо кратковременной памяти, эти тесты также измеряют пространственное восприятие, планирование, скорость обработки информации и рабочую (оперативную) память.

  • : на экране появляется серия шаров с различными номерами. Необходимо запомнить ряд чисел, чтобы повторить их позже. Сначала серия будет состоять только из одного числа, но количество чисел будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не будет сделана ошибка. Потребуется воспроизвести каждый набор чисел после каждой презентации.
  • : на экране будут попеременно появляться стимулы. Сохраняя порядок, стимулы будут подсвечиваться и сопровождаться звуком до завершения серии. Во время презентации необходимо обратить внимание на звук и освещение изображений. Пользователь, в свою очередь, должен будет запомнить порядок появления стимулов, чтобы затем воспроизвести их в том же порядке, как они были представлены.

Как восстановить или улучшить кратковременную память?

Кратковременную память можно тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit ("КогниФит") даёт вам возможность делать это профессионально.

Реабилитация кратковременной памяти основана на . CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, направленных на восстановление КВП и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Поэтому, если регулярно тренировать кратковременную память, нейронные соединения задействованных мозговых структур будут укрепляться. За счёт этого соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая кратковременную память.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать программу для персональной когнитивной стимуляции , которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки кратковременной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции от CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает режим персональных тренировок для усиления кратковременной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, следует улучшить.

Регулярные и адекватные тренировки имеют важное значение для улучшения кратковременной памяти. CogniFit ("КогниФит") предлагает ряд инструментов для оценки и восстановления этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю .

Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.

Страница 27 из 42

Кратковременная память.

Следующим этапом переработки информации является кратковремен­ная память подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Ее основные характеристики:

1) время хранения информации при отсутствии повторения – от 20 до 30 секунд;

2) емкость КП – ограничена, объем КП не превышает 7 ± 2 элемента;

3) форма хранения информации – акустический код (гипотеза, принимаемая большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов в КП);

4) механизм забывания – замещение или вытеснение.

Существует ряд фактов, доказывающих правомерность выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются . В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти.

Другим доказательством служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение слова, сходного по звучанию с искомым – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки , т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”.

Согласно Р. Клацки, КП хранит и обрабатывает информацию аналогично тому, как плотник работает на верстаке: имеющееся место он может использовать для работы или хранения, так что выделение места для одного означает сокращение места для другого. В КП может одновременно обрабатываться примерно 7 ± 2 элемента (слова, буквы, более крупные единицы), т.е. имеется в среднем 7 ячеек (рабочих мест), и удаление прежних элементов (забывание) происходит при помощи вытеснения их новыми элементами, т.е. в результате замещения. Однако мы можем удерживать информацию в КП неограниченное время, если будем ее повторять (петля повторения, см. рис.8: например, если необходимо запомнить номер телефона, а записать его нет возможности, то приходится его повторять про себя или вслух. Обобщая сказанное, можно сформулировать три функции повторения : 1) удержание информации в КП в течение долгого времени, 2) перевод информации из КП в ДП (т.е. запоминается надолго), 3) упрочение следов памяти в ДП.

Эксперимент М. Познера. Существуют доказательства, что информация в КП кодируется не только акустически, но и зрительно. М. Познер и его коллеги провели эксперимент, основные результаты которого представлены на рис 10. Испытуемым предъявлялись две буквы, которые должны быть опознаны как одинаковые или разные; регистрировалось время реакции (ВР) – испытуемый давал ответ и нажимал на кнопку. Схема предъявления букв в эксперименте М. Познера дана в табл. 3. Интервал предъявления - 0,2 с.

Оказалось, что время реакции при предъявлении пары Аа по сравнению с парой АА было больше. Этого не могло произойти, если буквы определялись только по слуховым кодам, ведь они произносятся одинаково. Результаты можно объяснить следующим образом: одинаковые буквы сравнивались по их внешним, зрительным характеристикам, что потребовало меньше времени, тогда как разные по внешнему виду буквы необходимо еще дополнительно проверять по вербальным характеристикам, что увеличивает время реакции. Следовательно, эксперимент Познера доказывает существование зрительных кодов в КП.

У меня всегда была проблема запомнить телефонный номер. Даже во время пользования городским телефоном я всё время обращался к блокноту, чтобы не перепутать цифры. С развитием технологий и появлением 11-значных номеров я вовсе не мог ни на секунду задержать их в голове. Вместе с тем, мой друг Михаил при необходимости мог запоминать их на несколько часов.

Как-то раз я поинтересовался у Миши, почему ему так легко даётся запоминать длинные наборы чисел. Он сразу сказал, что это умение ему приходилось развивать, а сейчас ещё и поддерживать.

Михаил спросил у меня, пробовал ли я разбивать номер на составные части, чтобы легче запоминалось. Получив утвердительный ответ, он рассказал, как улучшить кратковременную память и упражнения посоветовал.

Назначение и преимущества

Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.

Как говорит Харуки Мураками: «Память и мысли стареют так же, как и люди».

Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:

  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • слуховая.

Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.

Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.

Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его.


Упражнения

Существуют различные способы развития кратковременной памяти. Все они одинаково полезны. Но следует помнить, что результаты дают только регулярные тренировки. Их необходимо совершать каждый день по полчаса.

«Техника Фибоначчи»

Это математический ряд чисел, где каждая последующая цифра является суммой двух предыдущих. При сбивании со счёта, забывании последовательности, начинают заново. Пример 1+1=2, 2+1=3, 3+2=05, 5+3=8, 8+5=13, 13+8=21… Вычислив последовательность, её проговаривают про себя.

Мнемоническое упражнение «20»

Задание состоит из 20 бессвязных слов. Нужно, чтобы кто-то написал их для вас. Задача: запомнить слова по порядку за 1 минуту, а затем выписать то, что запомнилось на лист бумаги. Результат оценивается по критериям: точность воспроизведения по порядку, количество забытых слов. Пример задания, как тренировать кратковременную память:

  • работа;
  • книга;
  • импровизация;
  • кружка;
  • спортсмен;
  • рука;
  • равенство;
  • диван;
  • субтитр;
  • каламбур;
  • слеза;
  • огород;
  • телефон;
  • вулкан;
  • сельдь;
  • люстра;
  • наколенник;
  • магия;
  • солнце.

Нет никаких правил запоминания: удобно использовать ассоциативный метод – используйте, удобно перечитывать слова в течение всей минуты – перечитывайте, удобно записать на диктофон и прослушать – делайте так. Нужно развивать ту форму восприятия, которая ближе. Главное – уложиться в отведённое время.

«Абзац»

Популярное упражнение для группового психологического тренинга на тему, как улучшить кратковременную память. Но метод можно использовать и для индивидуальной тренировки. Понадобится книга. Её открывают на любой странице и зачитывают какой-нибудь абзац. Задача: запомнить каждое слово.

Если занятие ведётся в коллективе, то назначается ведущий. После прочтения он терпеливо выжидает, когда группа вспомнит весь текст. При возникновении трудностей подсказывает очередное слово. Если упражнение выполняется самостоятельно, то необходимо сначала приложить усилия, чтобы вспомнить текст, а уже потом подсматривать.

«Она поднесла её к губам… и в самый последний миг, содрогаясь всем телом, наклонилась вперёд и торопливым движением выплеснула содержимое в горшок с папоротником. А потом села и взглянула на него надменно».

«10 предметов»

Тренировка кратковременной памяти тесно связана со зрительным восприятием. Эффективно развивать его с помощью этого упражнения. На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени, закрывают объекты тёмным материалом. Задача: рассказать о предметах всё, что вспоминается.

Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание. Для этого берут детали сложных форм. В конечном счёте, можно пробовать описать рисунки на ковре, картины, картинки из книг. Если предполагается описание какого-то художественного элемента, то достаточно одной позиции.

«Всплеск эмоций»

Считается, что это упражнение больше нацелено на развитие оперативной памяти, отвечающей за сохранность информации до определённого времени. Но без объёмного краткосрочного хранилища, сведения просто не дойдут до «оперативного отдела». Поэтому эффективность методики высока.

Суть заключается в том, чтобы информацию сопровождали эмоции. Их отсутствие – одна из основных причин забывчивости. Например, завтра нужно подстричься. Любой человек делает то, что важно для него в настоящий момент. Поэтому каждый говорит себе фразы типа: «послезавтра презентация проекта, если завтра не подстригусь, буду выглядеть как обезьяна».

Все мы ищем причины для того, чтобы выполнить дела в срок. Упражнение позволяет вызвать эмоции, когда естественных причин для них недостаточно. Необходимо придумать какую-нибудь страшилку. Что будет, если завтра не подстричься? Возможно несколько вариантов:

  1. Не смогу промыть волосы, появятся вши.
  2. Когда буду проходить мимо парковки, волосы попадут в окно одной из машин. Водитель зажмёт их стеклом, и буду я бегать за автомобилем по всему городу.
  3. Подует ветер, и мои волосы понесут меня в какое-нибудь Зазеркалье. Ищи потом выход из этой страны чудес.

Примеры фантастические, но действенные даже в таком ключе. Чем страшнее (или смешнее?) история, тем лучше запоминается, что нужно сделать.

Методы восстановления обстановки и составления автопортретов

Ряд техник, помогающих как улучшить краткосрочную память, так и развивать внимание, направлен на воспроизведение недавних событий. Самой популярной из них стала модифицированная техника Пифагора. Она предлагает вспоминать перед сном все события дня в мельчайших подробностях.

Необходимо вспомнить свои первые мысли после пробуждения, действия после подъёма с кровати. При этом сохраняется хронологический порядок – нельзя перескакивать с утренних событий на дневные или вечерние. Правило одно: чем ярче образы воспоминаний, тем эффективнее упражнение.

Вне зависимости от того используете вы эту методику или нет, следует попробовать другие упражнения из этой группы в течение дня. Например:

  1. Вспомните прямо сейчас, что вы делали до прочтения этой статьи. Допустим, вы мыли посуду. Это была сервировочная или наплитная тара? Чего было больше: тарелок или ложек? Губка (тряпка) какого цвета использовалась?
  2. Прощаясь с малознакомым или до этого разговора незнакомым человеком, ещё раз окиньте его взором. Сразу после диалога вспомните в мельчайших подробностях его лицо, телосложение, рост, особенности, одежду. Запишите всё на листок бумаги. Постарайтесь при следующей встрече понять, не ошиблись ли вы в своём описании.

Упражнения выполняют в любое удобное время дома, на работе, в общественном транспорте. Для исследования берётся любая ситуация. При изучении человека, главное – не рассматривать его в упор, чтобы не напугать.

Итого

Существует множество приёмов того, как развить кратковременную память. Все они сводятся к описанию предметов, людей, недавних событий. Развитие позволяет переносить больше информации в другие отделы. Соответственно улучшаются другие виды восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

«Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл», – говорил Доминик Опольский. Зачем это нужно? Чтобы время, затраченное на воспоминание и самокритику за неосуществлённые дела, можно было провести с большей пользой.

Что такое кратковременная память , как она работает, каков её объем и как её улучшить?

Кратковременная память, это один из видов памяти, характеризующийся значительным ограничением в объеме информации и времени её хранения.

Как работает кратковременная память?

Ученые до сих пор спорят на счет формирования и месте её локализации, но большинство сходятся на том, что локализуется она в гиппокампе и в коре мозга и определяется текущей электрической активностью нейронов. Информация циркулирует по замкнутым нейронным цепям гиппокампа до тех пор, пока импульс не иссякнет. Электрический сигнал будет существовать в мозге от нескольких секунд до нескольких минут, либо будет моментально вытеснен новой поступившей информацией.
В процессах кратковременной памяти для передачи сигнала между нейронами используются нейромедиаторы, которые уже присутствуют в синапсах, и они, как правило, не участвуют в долгосрочном физическом изменении нейронов для хранения информации. Для того, чтобы информация перешла из кратковременной в долговременную (фаза консолидации), нейроны должны вырабатывать новые белки, а для этого требуется время.

Какой объем у кратковременной памяти?

Американский психолог Джордж Армитаж Миллер опытным путем установил, что объем кратковременной памяти составляет 7 плюс-минус 2 единицы. И было это аж в 1956 году (в то время массы народные еще не пялились сутками в телевизор). С тех пор люди, естественно умнее не стали, и теперь исследователи говорят о четырех – семи единицах. Но, конечно же, находятся и уникумы, как в одну сторону, так и в другую.

Как улучшить кратковременную память?

Есть люди, запоминающие более 1000 единиц информации! Как правило, они используют мнемонические техники и показывают просто фантастические результаты. Они связывают числа, или буквы, или игральные карты с ассоциативными рядами образов и форм заученных заранее. В ходе исследований выяснилось, что без использования техник эти люди показывали чуть более выдающиеся результаты в запоминании, чем обычные среднестатистические. Но к сожалению, применять эти техники в жизни практически негде. Разве, что кроме группирования единиц информации. Так называемый «чанкинг» (англ. Chunking)
Попробуйте запомнить числовой ряд:

Лучше всего разделить этот ряд на группы по три числа. Это считается идеальным размером.

419 610 200 483 553

Но так же можно связать некоторые ряды семантически. Например, 1961 можно связать с полетом Гагарина в космос, а 2004 со вторым сроком Путина или с любым другим, только вам известным событием. И получится вот так:

4 1961 0 2004 8 35 53

Согласитесь, что так гораздо удобнее. Ну а в классическом виде улучшить кратковременную память можно постепенным расширением ряда запоминаемых единиц информации. Это не обязательно должны быть числа. Могут быть карты, буквы, или что-то еще. Так же очень полезно тренировать слуховую память (кто-то может проговаривать ряды вслух). Такие тренировки улучшают естественную способность к запоминанию, не загрязняя её всякими техниками.

Но в плане тренировок, лучше я пока ничего не нашел. В ходе её выполнения вам приходится не только держать в голове расширяющиеся ряды цифр, но и выполнять в уме арифметические действия, что, конечно же, усиливает эффект. Интересно было бы узнать, пользуется ли кто-нибудь этим, или так… Головами покивали и забыли.

Как-то на просторах интернета на одном сайте вычитал…

Согласно информации АМИ-ТАСС американские ученые из Университета Ратгерса и Университета Нью-Джерси пришли к выводу о тесной связи силы интеллекта и кратковременной памяти. Мыши, которым с помощью специальных упражнений улучшали оперативную кратковременную память, на специальных тестах также обнаруживали повышение интеллектуальных способностей.
Как правило, подобного рода выводы в отношении мышей и крыс оказываются справедливыми и для людей. Таким образом, тренируя кратковременную память, человек будет одновременно улучшать показатели своего интеллекта.

ДА НЕУЖЕЛИ?! Ну надо же! Потребовалась целая группа американских ученых и наверняка пара десятков замученных мышей для того, что бы понять очевидное… Как только ты сознательно начинаешь шевелить своими извилинами, тут же повышается общий потенциал мозга. Очень надеюсь, что цели эксперимента были куда более далеко идущими и «в хлам» умные мыши страдали не напрасно 🙂
Так что не ленитесь, тренируйте свой мозг, больше читайте, и будет вам счастье!

Человек живет в мире сплошной информации. Причем под информацией понимается не только словесные и письменные значения, но и окружающие предметы, вещи, люди, которые имеют свое значение, создают ситуации, заставляют человека включать свою память. Кратковременная память всегда является необходимой. Если вам нужно что-то запомнить на короткий промежуток времени, чтобы потом воспользоваться этой информацией, это называется кратковременной памятью. Однако не всегда удается все сразу запомнить. И здесь нужно воспользоваться упражнениями, которые позволяют улучшить кратковременную память.

Зачем человеку нужна кратковременная память? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разъяснить определение рассматриваемого явления. Кратковременной памятью называется способность ума запоминать информацию на данный момент времени с целью ее дальнейшего использования. В отличие от долговременной памяти, вы запоминаете не для того, чтобы использовать данную информацию спустя месяцы и годы, а для того чтобы воспользоваться ею сейчас.

Приведем примеры, когда нужна кратковременная память:

  • Вы пишите под диктовку, поэтому слушаете и запоминаете то, что говорит учитель, чтобы потом отобразить сказанное на письме. При этом вы задействуете долговременную память, когда вспоминаете, как пишутся отдельные слова и какие правила грамматики нужно применять.
  • Вы запоминаете цены отдельной категории товаров, чтобы их сравнить и выбрать, где товар выгоднее купить.
  • Вы слушаете собеседника, чтобы понять его мысли, поэтому используете услышанную информацию для построения своих мыслей.
  • Вы интересуетесь прогнозом погоды, чтобы решить вопрос о том, как одеться на улицу.

Кратковременная память нужна для запоминания информации, важной на данный момент времени. Однако с ней тоже возникают трудности. Человек не может запомнить информацию, запоминает ее частично и даже неправильно. Вот почему возникает трудность в том, чтобы ею воспользоваться..

Что такое кратковременная память?

Уже из самого названия можно определить, что такое кратковременная память. Ее отличие от долговременной памяти заключается в продолжительности сохранения информации. При кратковременной памяти нужно запомнить информацию на несколько секунд или минут. Так, нередко ею пользуются учащиеся, когда списывают: они считывают информацию со шпаргалки, запоминают ее, а потом выражают на листе бумаги.

Кратковременная память – вид памяти, при которой человек запоминает информацию на короткий промежуток времени. После того как человек ее запомнил и использовал по назначению, информация может быть забыта. Однако в некоторых случаях информация, которая хранилась в кратковременной памяти, уходит в долговременную – когда вы можете ее воспроизвести спустя месяцы и годы.

При кратковременной памяти информация используется единоразово на сегодняшний момент. Запоминается лишь та информация, которая необходима сейчас. Кратковременную память человек использует постоянно и повсюду. Можно вспомнить об информации, которую вы уже давно усвоили, однако, используя кратковременную память, вы соизмеряете ее необходимость в данный промежуток времени. Насколько целесообразными становятся ваши знания в данный конкретный момент? Именно этим занимается кратковременная память, когда используется долговременная.


Кратковременная память влияет на сообразительность человека – когда он может быстро ориентироваться в пространстве и использовать знания из долговременной памяти, которые необходимы в конкретный промежуток.

Кратковременная память у детей способна включать до 5-6 элементов, в то время как у взрослых – до 7-8 элементов. Однако эти цифры относительные. Нередко у взрослых людей плохо работает кратковременная память. А вот у детей в дошкольном возрасте с кратковременной памятью все в порядке. Именно ее развитие способствует тому, какой будет она в будущем и насколько развитой будет долговременная память.

Почему возникают проблемы с кратковременной памятью?

У каждого взрослого человека отмечается ухудшение кратковременной памяти – когда человек не способен запомнить частично или полностью информацию, которая с ним контактировала буквально несколько секунд или минут назад. В чем же проблема такого возникновения? Существует множество причин, почему страдает кратковременная память:

  1. Поражения, травмы головного мозга. Если человек болеет какими-то болезнями головного мозга, это может влиять на способность запоминать.
  2. Психические нарушения. Патологические нарушения также сказываются на работе головного мозга. Так, при шизофрении развивается проблема с запоминанием информации.
  3. Старческая или просто пожилой возраст. Здесь ухудшается память из-за развития различных болезней, нарушений и атрофических процессов.
  4. Употребление наркотических веществ или спиртных напитков, воздействие химикатов или ядов. При интоксикации человек теряет способность нормально запоминать информацию.
  5. Хроническая усталость. Попробуйте что-либо запоминать, если вы не спали двое суток или очень сильно устали, хотите спать или настолько измотаны, что вас более ничего не интересует.

Современный человек очень уставший, поэтому данный фактор становится самым частым. У человека плохо работает не только кратковременная, но и долговременная память, поскольку он мало отдыхает, постоянно устает, изматывает себя работой и прочими обязанностями.

  1. Неправильное питание. Когда организм не получает нужных витаминов и элементов, то и организм не может работать эффективно.
  2. . Данный фактор в сочетании с постоянной усталостью и бессилием приводит к тому, что человек становится беспомощным. Во время стресса сужается зрение восприятия ситуации. Человек занимается лишь тем, чтобы защитить себя бегством или ступором, а не решением проблемы, когда и нужно использовать кратковременную память.

Работа кратковременной памяти достаточно ограничена тем объемом, который она в себя способна вместить. Однако именно она влияет на работу долговременной памяти. Кратковременная память не «резиновая», поэтому она запоминает лишь то, что считается важным на данный момент времени. В зависимости от того, что человек запоминал сейчас, эта информация поступает в долговременную память.


Следует отличать информацию из подсознания и долговременную память. В подсознание записывается все, что человек видел, слышал, с чем сталкивался. Однако в долговременную память записывается все, что человек сознательно запоминал и использовал в кратковременной памяти.

В долговременную память уходит значимая информация, а также та, которую человек несколько раз слышал, видел, чувствовал. Для функционирования кратковременной памяти нужно быть сознательным и активным. Для эффективного запоминания человек должен быть внимательным и не отвлекаться на другие процессы. А рассеянность внимания часто встречается во время усталости.

Как улучшить кратковременную память?

Каждый человек хотел бы улучшить свою память. Для улучшения кратковременной памяти можно воспользоваться многими упражнениями:

  1. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно ее представить. Мозг воспринимает не слова и цифры, а образы. Запоминая информацию, представляйте ее в образном виде.
  2. Делать ассоциации. Некая информация должна быть связана с тем, что вам уже хорошо знакомо и известно. К примеру, цифру два можно запомнить по тому, что она напоминает плавающего лебедя.
  3. Повторять. Чтобы информация ушла в долговременную память, ее нужно много раз повторить. Однако повторять нужно правильно. Для запоминания информацию нужно несколько раз повторить после ее усвоения, а потом несколько раз повторять в последующие дни ежедневно. Не нужно запоминать за один день, поскольку это не эффективно. Нужно несколько дней потратить на повторение нужной информации.
  4. Свяжите новую информацию с какой-то деятельностью. Легче всего запомнить то, что для вас значимо в процессе решения какой-то задачи или проблемы. Не пытайтесь запомнить сухой материал. Лучше всего запоминать ту информацию, которую вы тут же применяете в ходе своей деятельности.

Современный человек не понимает всю значимость тех слов, которые он говорит другим людям. Понимание того, что можно говорить все что угодно, а потом отрекаться от своих слов, позволило многим людям не следить за тем, что они произносят. Однако все имеет значение. Ведь, как известно, даже словом можно убить. Но убийство будет происходить не на физическом уровне, а на эмоциональном или духовном. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите и как ваши слова влияют на других людей.


Древние люди мало говорили, но много слушали. В чем полезность данного правила? Пока вы молчите, у вас есть шанс обдумать свои слова. Неизвестно, откуда у вас возникает желание сказать то или иное слово. Однако если вы промолчите, то другие люди не узнают того, от чего вы потом захотите отречься. Но в данном случае вам уже не придется перед кем-то оправдываться или кого-то обижать. Вы не сказали ничего такого, чего на самом деле не хотели говорить, а значит, вы просто забываете об этом, не обижая ни себя, ни других людей.

Пока вы думаете над правильностью и нужностью своих слов, другие люди вам о чем-то говорят. Лучше послушайте то, что они вам говорят, нежели прерывать их и подбирать слова, чтобы доказать свою правду, которая может оказаться неважной и неуместной. Что вам говорят окружающие? Они вам говорят о своих желаниях, о том, что думают, чувствуют. Порой говорится что-то неприятное и даже лживое. Однако люди сами потом будут отвечать за свои слова, хотя многие уверены в том, что за слова можно не нести ответственности. При этом подумайте сами, вы получаете полезную информацию о том, что думает и хочет другой человек. Разве это не лучшее, что мог бы вам дать другой человек?

Сказанные вами слова оставляют раны и врезаются в память. Не думайте, что люди не слышат вас и не запоминают то, что вы говорите. Вам может показаться, что вы всего лишь шутили или говорили ерунду, а для другого человека ваши слова оказались более чем серьезными, значимыми. Он запомнил все, что вы ему сказали, хотя вы уже сами обо всем забыли.

А что происходит с человеком, если вы ему говорите нечто неприятное? Вы можете даже извиниться за сказанное, однако память не подчиняется воле людей, поэтому она запоминает все обидные слова, которые вы говорили. А вам нужно, чтобы другой человек волей-неволей помнил обо всем обидном, что вы ему говорили? Если нет, тогда зачем вы говорите то, за что потом будете раскаиваться и извиняться? Партнер вас может простить, но память может этого не сделать, периодически напоминая своему хозяину о тех обидных речах, которые были обращены в его адрес. А для чего вам нужно, чтобы человек вас прощал, но все равно хранил в памяти обидные моменты?


Используя данную информацию, можно вывести формулу по улучшению кратковременной памяти: включайте эмоции. Неважно, отрицательные или положительные эмоции вы испытываете, запоминается информация в любом случае. И запоминается информация всегда хорошо, когда человек испытывает какие-то при этом.

Как в итоге улучшить кратковременную память?

Чтобы кратковременная память всегда работала хорошо, нужно ее тренировать ежедневно. Как вы держите в тонусе мышцы путем постоянных физических тренировок, так и память нужно развивать. Ежедневно запоминайте любую информацию, даже самую ненужную. Пытайтесь запомнить, а через пару минут воспроизвести. Такие тренировки вскоре скажутся на вашей способности запоминать более серьезную и важную информацию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!