Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Негативные последствия чрезмерной опеки детей. О негативных последствиях чрезмерной опеки и заботы для мальчиков в разном возрасте

Каждая мама беспокоится о своем ребенке. Но довольно часто это беспокойство перерастает в навязчивую опеку, которая препятствует нормальному развитию. Больше всего данная проблема касается матерей мальчиков, поскольку маленькие мужчины должны вырасти и стать самостоятельными, ответственными и целеустремленными личностями. Мамы, проявляя чрезмерную опеку, выполняя все элементарные задания за своих сыновей и контролируя их каждый шаг, лишают возможности своих детей становиться полноценными личностями, которые во взрослой жизни смогли бы позаботиться о себе и своей семье, как и надлежит настоящему мужчине.

Как чрезмерная опека влияет на формирование черт характера?

Опекая ребенка, женщина не только загоняет его в жесткие рамки и не дает ему всесторонне развиваться, но и лишает себя возможности жить полноценной жизнью, наслаждаться всеми ее красками, получать удовольствие от достижений собственного сына. Мамы-наседки из-за своей безграничной любви и преданности к собственному чаду в большинстве случаев просто не понимают, что таким своим поведением и обращением с сыновьями оказывают им медвежью услугу, не позволяя найти им себя и свое место в этой жизни.

Дети таких матерей зачастую вырастают закомплексованными, безответственными, беспомощными людьми, которые потом всю жизнь мечутся в поисках своего призвания, их постоянно мучает необходимость выбора между «надо» и «хочу», поскольку совмещать полезное с приятным они не научились. «Мамины сыночки» часто не могут определиться с выбором спутника жизни, они все время сомневаются в правильности своих решений, избегают ответственности и очень часто перекладывают свои проблемы и заботы на других людей.

Как правильно выстроить отношения с ребенком?

Не зря ведь говорят, что, чем ленивее мама, тем самостоятельней ребенок у нее. Делая всю работу за мальчика, мама не дает ему возможности самому чему-то научиться.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Одной из распространенных ошибок матерей является критика неудовлетворительного поведения ребенка в то время, когда необходимо не критиковать, а направить на верный путь , то есть объяснить, как нужно поступать в той или иной ситуации. Это позволит ребенку понять, что от него ожидают самостоятельности, помощи и понимания, а не просто ругают за его плохое поведение. Нельзя отругать ребенка за беспорядок и разбросанные игрушки в его комнате, а потом самой взять пылесос и убраться. Правильным решением будет, если после выражения своего недовольства спокойно попросить ребенка самого убраться в детской. И совсем не важно, если у него получится неидеально или не так как того хотели вы, на следующий раз будет все равно лучше. Убирая за собой, ребенок начинает осознавать, что он обязан это делать, что это тоже труд и его нужно уважать. После такого урока вряд ли ему захочется снова разбросать игрушки по комнате.

Когда мальчик достигнет более сознательного возраста, он начнет замечать некоторые отличия между собой и самостоятельными сверстниками. Его будут смущать многие мелочи, с которыми его друзья справляются с невероятной легкостью, а для него это целая наука. Это обстоятельство будет его сильно выделять на фоне других детей, и мальчик будет чувствовать себя неполноценным.

Взрослые проблемы родом из детства

Вся взрослая жизнь буквально построена на рисках. Взрослые самостоятельные люди ежедневно принимают большое количество решений, от которых зависит их жизнь. Решая, какие-либо проблемы, все мы рискуем, но большинство из нас уверенны в благоприятном исходе ситуации. Мужчины, которых чрезмерно опекали в детстве, часто не способны принимать серьезные решения, нести ответственность не только за своих близких, но и за самих себя. Им довольно сложно определиться с профессией, поскольку перед ними всегда будет стоять дилема – деньги или удовольствие. Горячо любимые сыновья даже во взрослой жизни перекладывают все свои заботы, и даже воспитание своих детей на своих мам, которые принимают активное участие в их личной жизни и дальше. Чрезмерной опекой и заботой мамы-наседки проживают жизнь своего ребенка, хотя должны наслаждаться своей. Лишив себя личной жизни, такие мамы лишают и своих детей возможности стать счастливыми.

Основные комплексы чрезмерно опекаемых детей

Самый большой комплекс у чрезмерно опекаемых мальчиков – это низкая самооценка и неуверенность в себе. Эти качества не дают возможности расти в моральном смысле, развиваться, становиться личностью, индивидуумом. Чтоб избежать такого участия ваших сыновей, не стоит «перекрывать им кислород» и загонять в жесткие рамки. Дайте им больше свободы, общайтесь с ними, как с взрослыми. И будьте уверенны, что они вас прекрасно понимают.

И вроде бы, ничего плохого в этой потребности нет, так как это естественная материнская потребность - любить своего ребенка. Но эта потребность, когда она реализуется сверх меры, может причинить вред столь сильно опекаемым детям.

Каким образом? Когда мы слишком нежим своих детей, мы оказываем им медвежью услугу. Это неразумный подход и к воспитанию детей, и к их развитию. Это неразумный подход. Когда мы излишне оберегаем своих детей, мы не даем им развиваться и расти самим.

Приведу несколько примеров.

Как-то на приеме у меня был парень, по возрасту ближе к 40 годам уже, таких парней называют «маменькиными сынками». По возрасту он уже взрослый мужчина, а впечатление от него - будто разговариваешь в ребенком, который сидит на горшке. Он по своему личностному развитию застрял в детском возрасте. До появления этого мальчика мама перенесла две травмы, она потеряла старшего ребенка. У нее это вылилось в гиперопеку - всю свою любовь она направила на этого мальчика, и он в ней захлебнулся.

Она очень оберегала своего ребенка, контролировала каждый его шаг, принимала все решения за него... в какой-то момент у ребенка перестала развиваться его собственная личность, он уже не думал сам, не решал сам, а делал то, что говорила ему мама.

Он так и не научился принимать собственные решения в жизни. Так и живет - совершенно нереализованный как мужчина, как профессионал, при том, что у него вполне развитый интеллект, он сильно отстает от своих сверстников, это очень грустное и печальное зрелище.

И это далеко не единственный случай в моей практике. Такое явление довольно частое в нашей жизни, когда внешне - это уже мужчина, а как начнет говорить - детский сад и полное отсутствие самореализации.

Второй случай, о котором я хочу рассказать - это мама, которая поздно родила ребенка, как говориться, для себя. Многие годы делала карьеру, стала классным специалистом, и не заметила, как прошло время… Она упустила время для замужества, а может быть и не хотела замуж вовсе, ведь такие женщины имеют приличные амбиции и им уже не хочется утруждать себя заботой о муже, его носками и глажкой рубашек.

И ближе к 40 годам она просто решила родить ребенка. Родившийся ребенок стал «светом в окошке» для нее, и вот уже всю свою нерастраченную любовь она выплескивает на своего сыночка, ей хочется быть самой лучшей мамой, она буквально сдувает пылинки со своего чада, создает самые лучшие условия для роста и развития своего сына. А он начинает болеть от этой её гиперопеки, он буквально задыхается от ее любви. В итоге этот ребенок становится болезненным, а частые бронхиты становятся его спутником по жизни.

Это похоже на то, как выращивать растение в тепличных условиях, в которых оно вырастет слабеньким и чахлым, в то время как оно прекрасно может расти в естественных условиях, под солнышком, дождем и ветерком, если ему позволить расти так.

Я когда-то давно читала книги про Тибет и жизнь на Тибете - там суровый климат и не простая жизнь. Оказывается, когда там рождается ребенок, его практически сразу купают под струей горной ледяной воды, и у них нет идеи, что это опасно и плохо.

В Норвегии и скандинавских странах бегать по лужам и играться в слякоти это норма, потому что у них большую часть времени именно такая дождливая погода, и они не считают, что дождь это повод не выводить детей на прогулку.

На Западе, когда у детей болит горлышко, ангиной, их кормят мороженым, дают пососать лед. А у нас мороженое не дают даже когда дети здоровые, и согревают воду, компот, кефирчик, чтобы ребенок пил его тёплым. Да, с точки зрения аюрведы, холодные продукты не полезны. Но когда мне мамы рассказывают о том, как они оберегают своих детей, я не вижу в этом рационального зерна аюрведы, я вижу, что мамы перегибают палку с гиперопёкой.

Таким образом, это вопрос сознания. Когда мы думаем о своих детях, что они слабые, их нужно оберегать, мы фактически формируем именно таких детей . Понимаете, все, что мы видим в своих детях, они неосознанно реализуют это в себе. Если мы считаем, что наши детки слабые, они - не справятся с жизненными трудностями, именно так и происходит. Если мы считаем, что наши дети могут всё, и справятся с любыми трудностями, то мы им больше доверяем, и они действительно становятся более сильными.

Гиперопека начинается с самых первых дней. Особенно часто это происходит с первенцами, когда молодые мамочки не знают, как за детками смотреть, ухаживать. И начитавшись книжек и наслушавшись советов бабушек и мам они начинают делать все по книжке или по совету, причем, излишне старательно. Советы надо слушать, это получение мудрости от наставников, но всегда нужно фильтровать и адаптировать эти советы к своей жизни.

Слишком заботливые мамочки выглаживают пеленки ребенка до 40 дней, кипятят воду для ванночки по 40 дней, стелят простыни там, где ребенок ползает, моют игрушки, упавшие на пол по 100 раз на дню, кормят из ложечки до школьного возраста, не дают возможности размазать кашу, пролить воду, моют руки ребёнка бесконечно и постоянно.

Это уже предпосылки для того, чтобы ребенок вырос изнеженным инфантильным существом. Нужно вовремя давать ребенку ложку, чтобы он учился ее держать, изучил ее и начал пытаться направить кашу в рот с помощью ложки, нужно позволять ему играться с кашей, водичкой, да, поначалу это неприятно, хочется чтобы все было чисто, но при этом именно из практики у ребенка быстро появляется способность держать ложку.

Иногда я слышу, что мама кормит ребенка с ложечки в том возрасте, когда он уже бегает ножками и его нужно уже готовить к школе. При этом ребенок садится кушать и ждет, когда ему завяжут передник и начнут его кормить. Это ненормально.

Детки должны получить максимум внимания и любви с момента рождения до 5-6-летнего возраста. Дальше мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному. Мамам нужно отлипать от своих мальчиков и передавать возможность общения и воспитания своим папам.

А с девочками продолжать нежиться, но уже начинать обучать их домашним делам, вовлекать их в свои женские дела. Это все не я придумала, эти знания из Вед, просто, получив жизненный опыт, начинаешь понимать, что все было мудро продумано и до нас, нужно только прислушиваться вовремя к этим знаниям. А не доходить до этого через свои ошибки и «грабли».

Есть подобный японский совет: до 5 лет ребенок царь, с 5 до 16 лет он слуга, а с 16 лет он уже друг, с ним надо общаться на равных. Это полезный совет. До 5-6 лет ребенок должен получить безусловную любовь. После 5-6 лет с детьми нужно быть построже. А после 16 уже поздно их воспитывать, нужно видеть в них взрослых, а не сюсюкаться с ними.

Дети должны жить в естественных условиях, а не тепличных, детям нужно бегать летом босиком по траве, дети должны ходить по песочку или по земле. Да, мамам нужно смотреть, чтобы не было стеклышек, чтобы ребенок не поранился, не порезался, но в целом нужно доверять тому, что ребенок должен расти в естественных условиях.

Чем в более тепличных условиях он живет, тем более изнеженным и нездоровым он становится. Чем больше мы трем свои дома средствами бытовой химии, тем больше шансов приобрести аллергию. Для контраста расскажу, как растут дети в Индии. В ситцевых платишках и штанишках, босиком, они растут там как придорожная трава, бегают, прыгают, грязные, нечесанные, но видно какие они крепкие и выносливые, какая у них жизненная сила.

Я не ставлю в пример их, что теперь надо так, в этом тоже есть некая крайность, я призываю к разумности. Чем больше у нас страх микробов, тем больше мы становимся уязвимы. Микробы окружают нас со всех сторон, если мы нормально к ним относимся, сосуществуем с ними, то все в порядке.

Организмы наших детей знакомятся с окружающим миром и микробами, и приобретают иммунитет. Я не предлагаю вашим деткам есть землю, или песок, никогда не мыть им руки и игрушки, в этом всем должны быть разумность и баланс.

Но я против того, чтобы детей не пускать ползать по полу, и по 30 раз на дню мыть игрушки, это больше похоже на невроз. Нужна золотая середина! Позволяйте своим деткам кушать новые продукты, бегать босиком, ходить голышом дома, одеваться легче, бегать по лужам, кувыркаться на траве, в этом ничего плохого нет. Так они будут ближе к естественной жизни, так они будут здоровее. На этом все.

В заключение анекдот в тему:

Первый ребенок — всё кипятишь и
тщательно гладишь.
Второй ребенок — гладишь редко,
следишь, чтобы не ел из миски кота.
Третий ребенок — если ребенок съел
из миски кота, то это проблемы кота.

С заботой о вашем здоровье,

врач-гомеопат Дина Бакина

При усыновлении могут исполниться самые заветные мечты и желания семейной пары, и будут удовлетворены глубочайшие потребности ребенка в любви и безопасности. Но, хотя усыновление может быть чрезвычайно благотворным, вдохновляющим и радостным, оно крайне редко обходится без серьезных усилий, без значительных (но преодолимых) трудностей и душевной боли.

О различных аспектах усыновления рассказывает главный врач Дома ребенка № 25 г. Москвы Лидия Константиновна Слепак.

Остановимся и на некоторых вопросах, касающихся усыновления.

Вы решили усыновить (удочерить) ребенка. С чего начать?

Внимательно прочитайте соответствующие положения Семейного кодекса (СК) Российской Федерации. При анализе статей Кодекса обращайте внимание на дату их принятия.

В компетенцию органов опеки и попечительства входит:

Выявление мотивов усыновления , а именно:

  • отсутствие собственных детей;
  • потеря ребенка;
  • желание (потребность) дать счастье семейной жизни сироте;
  • одиночество.

Обследование семьи:

  • сбор соответствующей документации;
  • обследование условий проживания;
  • заключение о возможности супружеской пары или одного человека быть кандидатами в усыновители.

Если вы решили усыновить (удочерить) ребенка, вам надо обратиться в территориальный орган опеки и попечительства по месту вашей регистрации (прописки) с письменным заявлением, в котором необходимо указать мотивы усыновления, а также возраст и пол ребенка, которого вы хотели бы усыновить.

В статье 127 п. 2 СК приведен список лиц, которые по тем или иным причинам не могут быть усыновителями. Обратите внимание, что люди, не состоящие в браке, не могут совместно усыновить ребенка.

Как выбрать ребенка?

Вот вы прошли все необходимые процедуры, собрали все документы и получили заключение органов опеки и попечительства о том, что вы можете быть кандидатом в усыновители. Затем органы опеки и попечительства ставят вас на учет и предоставляют вам возможность познакомиться с анкетами детей, подлежащих усыновлению, которые хранятся в так называемом первичном банке данных. В анкетах указаны:

  • данные свидетельства о рождении;
  • физические данные: цвет волос и глаз, рост, вес;
  • особенности характера ребенка;
  • медицинское заключение;
  • наличие и местонахождение братьев и сестер;
  • сведения о родителях, состоянии их здоровья, национальности, социальном положении и другие.

Вам следует серьезно и всесторонне обдумать свое намерение усыновить ребенка. Продумайте, какие изменения в вашей жизни повлечет за собой усыновление. Обсудите ваше решение с людьми, которым вы доверяете, а при необходимости - и со специалистами, занимающимися вопросами такого рода. Взвесьте свои возможности - возраст, здоровье, материальное положение, отношение к усыновлению родных и близких. И, конечно же, подумайте о том, какого именно ребенка вы хотели бы усыновить (удочерить): мальчика или девочку, а может быть, сразу двоих, какого возраста? Какие черты характера вы хотели бы видеть у вашего будущего сына или дочки? Лучше всего, если ребенок по характеру будет похож на кого-либо из усыновителей.

Усыновление ребенка старшего возраста

Не ждите, что при первой же вашей встрече ребенок, как в кино, с безграничной благодарностью бросится вас обнимать, и вы с ним непременно ощутите неразрывную связь друг с другом. На самом деле нередко бывает, что первая встреча проходит натянуто. Ребенок может быть испуганным, нервным, суетливым или, наоборот, неестественно спокойным - особенно если он рос в окружении, где на его плач взрослые не слишком обращали внимание. Дети, которые воспитывались в нестабильной обстановке или с которыми в прошлом дурно обращались, отвергали их, могут оказаться замкнутыми, необщительными. Людям, усыновляющим такого ребенка, следует ясно понимать, что пережитые им в раннем детстве лишения, психологические травмы или насилие могут привести к тому, что он долго (а может быть, и всегда) будет испытывать трудности в развитии и в отношениях с другими людьми. Детям, обделенным в младенчестве заботой и лаской, как правило, впоследствии бывает нелегко привязаться даже к самым близким и любящим людям. Если же ребенка привезли для усыновления из другой страны, он может быть измотан, истощен и в буквальном смысле подавлен своими переживаниями. Но независимо от того, жил ли ребенок до усыновления в вашем регионе или его привезли издалека, он может явно и долго тосковать по знакомым лицам и обстановке.

Знакомство и сближение с детьми, уже вышедшими из младенческого возраста, потребует времени и немалого терпения. Конечно, усыновителям очень полезно иметь всю возможную информацию о прошлом ребенка. Если у вас нет и не было других детей, разумно ознакомиться с литературой об особенностях детского развития в возрасте, в котором находится усыновляемый вами ребенок. Вообще, самое хорошее начало долгого пути к гармоничному общению с благоприобретенным сыном или дочкой - это спокойный и ободряющий голос, нежные, мягкие прикосновения и восприимчивость к сигналам поведения ребенка. Если же вам покажется, что все ваши усилия выстроить хорошие отношения с ним терпят крах, не стесняйтесь обращаться за помощью к детскому врачу, к психологу или психотерапевту, желательно имеющему опыт работы с приемными родителями и детьми.

Подростки

Выросшие в школах-интернатах, они являются самым трудным контингентом для усыновления. Все противоречия в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослым понадобится проявить много терпимости, мудрости и уважения к личности подростка. Не забывайте, что и ему самому в период адаптации к новой семье придется испытать не меньше (если не больше) трудностей.

Для усыновления ребенка старше 10 лет обязательно требуется его согласие.

В учреждении, где находится выбранный вами ребенок, вам обязаны предоставить его личное дело.

Вам надо ознакомиться с документами, подтверждающими правовой статус ребенка (возможность его усыновления), его свидетельством о рождении, а также со всеми прочими имеющимися в деле документами и сведениями о наличии братьев и сестер.

Разобщение родных братьев и сестер возможно только в отдельных случаях, когда такое усыновление отвечает интересам каждого их них.

Естественно, что вы будете озабочены состоянием здоровья усыновляемого ребенка. Вас обязательно должны ознакомить с медицинскими документами. Необходимо знать, что медицинских противопоказаний для усыновления (удочерения) ребенка нет, однако усыновители имеют право, ознакомившись с медицинскими данными и диагнозом, отказаться от усыновления данного ребенка по состоянию его здоровья.
При наличии у ребенка заболеваний и/или недостатков в физическом или умственном развитии, администрация детского учреждения обязана поставить вас об этом в известность, а врач должен дать разъяснения о характере заболеваний и их возможных последствиях.

В том случае, если у вас возникают какие-то сомнения в отношении здоровья ребенка, вы вправе-требовать независимой медицинской экспертизы для его освидетельствования.

Как оформлять усыновление?

Вы подготовили все требуемые от усыновителей документы, нашли ребенка, которого желаете усыновить, и установили контакт с ним. На него должна быть подготовлена вся юридическая и медицинская документация.

После этого главный врач или директор учреждения, в котором воспитывается ваш будущий сын или дочь, являясь государственным опекуном, дает письменное согласие на целесообразность проведения данного усыновления в интересах ребенка.

Затем орган опеки и попечительства управы района (или другой территориальной административной единицы), в котором находится детское учреждение, готовит свое заключение о целесообразности данного усыновления. После этого усыновители передают все документы в суд по месту нахождения ребенка.

Единство целей у приемных родителей

Хотя почти во всех случаях будущие родители в равной степени хотят усыновить ребенка, иногда один из них может проявлять в этом меньше энтузиазма, чем другой. И тогда неразумно будет соглашаться на решение об усыновлении лишь затем, чтобы доставить удовольствие другому супругу. Стремление усыновить ребенка у обоих родителей должно быть столь же сильным, как если бы этот ребенок был для них биологически их собственным.

А что делать, если в семье к моменту усыновления уже есть другие дети? Лучше всего, если их подготовят к этому так же, как если бы мама собиралась родить еще одного ребенка. Объясните им предстоящее событие доступным для них языком, подчеркивая позитивные стороны появления в семье приемного ребенка. Скажите, что это будет малыш (братишка или сестренка), которому семья будет уделять свою любовь и относиться к которому все будут с той же любовью и уважением, что и ко всем остальным членам семьи. Если у приемного ребенка имеются какие-то физические или иные недостатки или если он относится к другой расовой или этнической группе, поговорите об этом с детьми как о реальном факте. Само собой понятно, что в таких случаях обоим родителям нужно будет справедливо и щедро проявлять свою привязанность ко всем детям, стремясь, чтобы никто не остался обделенным или, наоборот, не оказался любимчиком, как, впрочем, и должно быть в любой семье, где больше одного ребенка.

Кормление приемного ребенка

Хотите верьте, хотите нет, но женщине не обязательно беременеть, чтобы затем кормить ребенка грудью. Если женщина захочет выкормить приемного ребенка собственным молоком, будет сочетать специальные лекарственные средства, вызывающие лактацию, с регулярной стимуляцией молочных желез как с помощью специального отсоса еще до усыновления, так и после, давая грудь младенцу, этого можно добиться.

Обычно это бывает более успешно с детьми младше восьми недель, хотя можно попытаться добиться лактации и при более позднем возрасте ребенка. Кормление приемного ребенка грудью дает младенцу и матери множество преимуществ, хотя и потребует значительных целеустремленных усилий. Правда, молоко приемной матери, скорее всего, по своим питательным качествам не будет соответствовать всем потребностям растущего организма младенца. Поэтому в таких случаях понадобится специальная схема дополнительного питания. Понятно, что намерение выкормить приемного ребенка грудью следует заранее обсудить со знающим врачом или специалистом по грудному вскармливанию.

Усыновление ребенка с каким-либо физическим, психическим или эмоциональным дефектом

Ребенок с особыми нуждами может оказаться огромным благом для семьи, однако важно ясно представлять трудности, которые могут ждать такого ребенка в жизни. (Возможно, ему потребуются специальные обучение и забота и во взрослом возрасте.) Как до усыновления, так и после него надо консультироваться со всеми, кто может помочь, в том числе с родителями, воспитавшими детей с подобными проблемами.

Усыновление ребенка другой расы или национальности

Для младенца его этническое происхождение поначалу особого значения не имеет, хотя родителям, возможно, и придется столкнуться с неадекватной реакцией окружающих, например, с недоумением, с чего это, дескать, от решили усыновить ребенка другой национальности. Но когда ребенок становится старше, у него будут появляться вопросы, почему он выглядит иначе, чем другие члены семьи. На большинство из них вы сможете ответить в процессе постоянных обсуждений с ребенком факта его усыновления. Осмысление расового или этнического наследия вашего ребенка, для того чтобы он смог лучше и полнее понять свою «историю», будет полезным как ему, так и вам. Надо помочь ребенку подружиться с детьми его национальности. Тогда в будущем он сможет не отрываться от своих этнических корней. Но важно постоянно иметь в виду, что ощущение собственной идентичности у вашего ребенка должно основываться прежде всего на индивидуальных особенностях и прочных, исполненных любви отношениях, которые будут складываться в вашей семье в течение многих лет.

Проблемы медицинского характера

Вам нужно собрать как можно больше медицинской информации о ребенке, которого вы собираетесь усыновить. Доступные сведения о его родителях и других родственниках. об особенностях протекания беременности и родов, о врожденных проблемах ребенка, перенесенных им заболеваниях и сделанных прививках - все это полезно знать. Бывает, однако, что нет уверенности даже в дате рождения ребенка и для определения его возраста приходится проводить специальное обследование, основанное на изучении медицинских и поведенческих особенностей. (Такое обследование может быть затруднено, если рост и развитие ребенка замедлились из-за плохого питания или среды проживания.)

Любой хороший родитель защищает своих детей от беды. Но некоторые родители переоценивают уровень опасности в мире и лишают своих детей их собственного опыта и радостей.

Настойчивые действия родителей по опеке детей чаще всего эмоционально или социально обусловлены. Иногда это связано и с образованием, которое получили родители. Но надо признаться, что совсем не легко определить, что хорошо, а что плохо, когда речь идет о твоем собственном ребенке.

Примеры такого поведения и страхи гиперопекающих родителей

Такие родители кажутся всегда бдительными, они всегда начеку, как будто ждут того, что что-то пойдет не так. Эта настороженность проявляется сильнее, когда ребенок находится вне дома. Гиперопека со стороны родителей может возникнуть в раннем детстве ребенка и превратиться в устойчивый вариант взаимоотношений родителей и детей.

Признаки чрезмерной опеки, которые могут проявиться до школы или в начальной школе:

— Защита ребенка, как физическая, так и эмоциональная;

— Когда родитель тут же бежит к ребенку, не успев понять, что это было простое падение, которое не причинило ему никакого вреда; даже если это вызвало всего лишь хныканье со стороны ребенка, у родителя уже наготове конфетка или игрушка, чтобы его успокоить;

— Куча правил, как то оставаться всегда в той же комнате, где находится родитель, даже если ребенку уже 5 или 6 лет;

Строгие правила в плане опрятности, которые не позволяют ребенку пачкать себя или одежду;

— Ожидания, что ребенок понимает правила взрослых о том, как себя вести и кого уважать, а также готовность сразу же наказать его за невыполнение этого правила;

— Дисциплинарные методы могут быть слишком жесткими даже для небольших провинностей;

— Слишком структурированная система правил, которая пытается охватить все сферы жизни ребенка;

— Излишний акцент на важность успехов в учебе;

— Чрезмерная зависимость от системы поощрений и наказаний;

Родителей, замеченных в таком яром следовании своим же правилам, нельзя назвать плохими. Они, вероятнее всего, очень любят своих детей, но не совсем понимают, как их действия повлияют на формирование личности ребенка. Они могут испытывать очень сильные страхи по поводу того, что может случиться с их детьми или их детки выйдут из-под контроля, или еще хуже, причинят сами себе вред.

Очевидно, что родители должны установить правила, которые будут справедливыми и выполняться на постоянной основе. У попустительства тоже есть свои недостатки, так как можно вырастить абсолютно грубого ребенка, который станет в будущем безответственным взрослым. Эффективное родительство требует нечто среднее между авторитарностью и вседозволенностью.

Возможные негативные последствия гиперопеки

  1. Гиперопекающие родители, сами того не хотя, часто вынуждают детей им лгать. Их дети знают, что ожидания от них очень высокие, и это подталкивает их ко лжи или умалчиванию о какой-то оплошности, чтобы избежать родительского гнева. Конечно, когда родители выясняют, что ребенок солгал, они наказывают его еще сильнее, чем могли ранее. Так образуется порочный круг.
  2. Дети могут стать неестественно тревожными, потому что мир им кажется очень опасным. Родительская гиперопека препятствует нормальному принятию таких рисков, как катание на карусели в первый раз или любые другие активные игры на спортивной площадке
  3. Поскольку чрезмерная опека основывается на власти над ребенком, дети учатся тому, что власть важна в жизни. Послушных детей любят, но когда они лично не будут подвергать сомнению никакую власть, они очень легко могут попасть под влияние дурной компании, которая вовлечет их в намного более опасные ситуации.
  4. Родителям будет сложно общаться с детьми, когда они уже вырастут. Излишняя опека подразумевает уступчивость со стороны детей, но не общение, и это может вызвать совсем не доверительные отношения. Основой для честности, взаимоуважения и привязанности служит не сила.
  5. Система поощрений и наказаний может вырастить человека, который будет ценить материальные ценности и захочет манипулировать людьми. Чувство, что он сделал что-то не так, приведет к депрессии, потому что он вырос с пониманием, что плохое поведение и плохие мысли неприемлемы.
  6. Так как ребенок видит, что у других детей больше свободы в вопросе принятия решений или действий, то в нем растет обида на родителей. Обида может легко обратиться в протест, который проявится в подростковом возрасте, потому что ребенку захочется бороться с несправедливостью.

Родители могут защитить своего ребенка, но не быть при этом авторитарными.

Родители, которые сомневаются в верности своей стратегии гиперопеки, могут начать с того, чтобы просто поговорить с другими более успешными родителями, на их взгляд. Важно понимать, что нельзя ожидать от ребенка невозможного или того, что неподвластно ему в его возрасте. Дети – это не маленькие взрослые. Им нужно время и возможность просто побыть детьми.

Они должны пройти определенные этапы, прежде чем будут вести себя достойно в обществе или поймут, что ложь и воровство – это плохо. Им нужно помочь и объяснить, что играть с ножами или в одиночку уходить из дома опасно. Родители, которые остро реагируют на любые поступки детей, не добьются лучших результатов по сравнению с тем родителями, которые просто сидят с ребенком и говорят с ним на его языке.

Каждый хнык или плач ребенка – это не сигнал к мгновенному действию. Мир детей полон расстройства и мелких несчастий, которые должны случиться, чтобы ребенок понял, как себя вести в этой ситуации. Родители должны поощрять активные действия ребенка по выходу из сложной ситуации своей своевременной реакцией.

Чрезмерно опекающие родители или родители, придерживающиеся авторитарного метода воспитания, ставят под угрозу самого ребенка и его поведение во взрослой жизни, которое может привести к негативным последствиям, в первую очередь, для него самого.

Родительство – сложная задача, которая, однако, под силу каждому. Заботьтесь о ребенке, будьте бдительным, но сдерживайте свою излишнюю заботу разумными ожиданиями от вашего ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!