Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Основные направления содержания воспитания. Направления и виды воспитания

§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;

§ по институциональному критерию -- семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

§ по стилю взаимоотношений -- демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание -- предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание -- одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание -- процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания -- развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание -- организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его -- всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание -- имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Развития личности. Современная наука доказала, что различные виды воспитания, тесно связанные с способствуют выработке программ социального поведения и формированию личности человека.

Понятие «воспитание» относится к ведущим в современной педагогике, у него есть широкое и узкое значение.

В широком значении оно представляет собой общественное явления воздействия общества на личность в процессе ее развития. С этой точки зрения воспитание фактически приравнивается к социализации, представляя собой конкретный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к активному взаимодействию с обществом, к трудовой деятельности.

В узком значении воспитание является специально организованной, целенаправленной деятельностью воспитанников и педагогов, которая стремится к реализации воспитательных целей. в таком случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания

Среди современных ученых существует две точки зрения на воспитание. Согласно первой, оно способствует ускорению развития личности, согласно второй, его замедлению. Приверженцы первой позиции полагают, что проходящих спонтанно процессов развития недостаточно, поэтому необходимо интенсивное педагогическое влияние, направленное на ускорение. Те, кто придерживается второй позиции, считают, что детство ребенка неприкосновенно, и прибегать к искусственному ускорению взросления, применяя различные виды педагогики, нет необходимости. По их мнению, задатки, определяющие индивидуальность человека, должны созреть в нем естественным путем.

Целенаправленный характер воспитания — вот ведущий фактор его воздействия на формирование личности: оно систематично и должно осуществляться на основе большого культурного материала. Обеспечением специально организованной воспитательной работы является целенаправленное управление Эту деятельность осуществляют в специальных учебных заведениях педагогами — подготовленными для этого людьми, которые способны различать виды воспитания и правильно организовывать процесс. Л. С. Выготский полагал, что учитель должен выступать только организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером взаимодействия каждого ученика с этой средой.

Виды воспитания классифицированы. Существует несколько классификаций:

  1. В наиболее обобщенную включены нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание.
  2. Если говорить о направленности процесса, то можно выделить политическое, гражданское, эстетическое, интернациональное, правовое, экономическое, экологическое.
  3. Также воспитание разделяется на основании институтов и может быть семейным, школьным, внешкольным и религиозным. Причем виды также имеют свою классификацию.
  4. Также воспитание различается стилем взаимоотношений между педагогом и учеником, подразделяясь на свободное, либеральное, демократическое и авторитарное.

Каков смысл воспитания?

Система воспитания сформировалась под влиянием исторического развития человечества, она должна способствовать усвоению детьми определенных нравственных норм, способностей, духовных ориентиров, которые характерны для того или иного общества.

Формирования человеческой личности предполагает, что общество будет проводить постоянное и сознательно организуемое совершенствование системы воспитания, преодолевать застойные, традиционные и стихийно сложившиеся формы. Это невозможно без знания психологических и педагогических закономерностей развития личности, в противном случае могут иметь место манипулятивное воздействие на процесс формирования индивидуальности каждой отдельной личности.

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Так, древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир.

В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К.

Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).

Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.

В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались такие направления воспитательной работы, как: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, интернациональное воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса.

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям;

· развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

· накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения;

· разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности, которые предполагают способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

Интернациональное воспитание предполагает привитие человеку высокой культуры межнационального общения; выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Данный вид воспитания обусловлен ростом в обществе националистических и ксенофобских настроений, особенно в молодежной среде, что представляет реальную угрозу единству российского государства, безопасности общества, а также каждого человека, проживающего в нашей стране.

Поддержка агрессивного национализма и расизма - прямой путь к развалу РФ, созданию условий для того, чтобы в стране началась гражданская война. В этих условиях особое значение приобретает не только формирование в молодежной среде толерантности, но и воспитание молодежи в духе интернационализма. Если толерантность означает терпимость в отношении тех, кто непохож на нас, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия, то интернационализм является иной качественной ступенью мировоззрения. Суть интернационализма - в уважении культуры и истории других народов, понимании их проблем, стремлении помочь этим народам в решении данных проблем, способности использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа – так как любая озлобленность может породить только такую же или даже большую озлобленностью.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них:

· логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

· индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

· условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.

2. Понятие и классификация методов воспитания

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне участия педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. В качестве основных общепринятых методов, применяемых в педагогике, насчитывается не менее пятисот. Наиболее распространенным классификатором методов воспитания является основанный на источниках передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (табл. 4). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая в педагогической практике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования. Факультет высшего сестринского образования.

Реферат по педагогике

Современные направления воспитания

Выполнила

Иваненко В.В.

Краснодар 2014

Введение

2. Методы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

1. Основные направления воспитательного процесса

воспитание личность предприимчивый ребенок

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.

Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка - общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

· развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов

· формирование культуры учебного и трудового процессов

· развитие личностных качеств - расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству

· стимулирование интереса к работе с книгой

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Второе направление воспитательного процесса - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание - это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка - общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

· организация труда в кружках по интересам

· различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества

· творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества

· временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.

Кроме вышеперечисленных направлений, в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое.

Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.

2. Методы воспитания

Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.

Следующий метод воспитания - приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Группа методов, которые следует рассмотреть далее - методы стимулирования, главное назначение которых - дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие: поощрение и наказание.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Заключение

Обобщив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Основная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного человека, с учётом его возрастных особенностей.

На современном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

· передачу социального опыта человечества и мировой культуры

· непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей

· организацию жизни и деятельности воспитанника

· создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

· совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств

· учета индивидуальных особенностей воспитанника

· условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

Список литературы

1. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка / Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2003.

2. Большая советская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 2001 -- 2004.

3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 2005.

4. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр,2006.

5. А.С. Макаренко "Лекция о воспитании" 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфические черты процесса воспитания. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цели воспитания. Самовоспитание. Перевоспитание. Работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков. Развитие мотивации.

    реферат , добавлен 13.12.2006

    Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

    реферат , добавлен 09.03.2010

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Сущность и содержание воспитания, этапы и специфика процесса, современные подходы к нему. Основные понятия, признаки и классификация воспитательных систем, их типы и направления развития. Концепции развития личности. Анализ педагогических ситуаций.

    курс лекций , добавлен 09.06.2011

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Характеристика воспитания, как целенаправленного процесса формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Сущность, направления, стили и методы воспитания.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!