Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Работа детьми по духовно нравственному воспитанию. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с нарушениями слуха

Формирование у учащихся нравственной культуры как базового компонента культуры личности, включающего в себя потребностно -мотивационный компонент нравственной культуры, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой.

Методика воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся включает в себя следующие приёмы:

  • 1) формирование у учащихся потребностно-мотивационной сферы (потребности) связанной с соблюдением нравственных норм и правил как привычных способов поведения и деятельности. С этой целью используются следующие методы и формы воспитательной работы:
    • - убеждения,
    • - положительного примера,
    • - одобрения,
    • - осуждения,
    • - требования,
    • - контроля.
  • - уроки,
  • - формы внеклассной работы,
  • - консультации.
  • 2) Включение учащихся в познавательную деятельность по овладению знаниями о существующих нравственных правилах и моральных нормах поведения в современном обществе.

Методы нравственного воспитания:

  • - убеждения
  • - положительного примера
  • - одобрения
  • - осуждения
  • - требования
  • - контроля
  • - воспитывающих ситуаций
  • - уроки
  • - формы внеклассной работы
  • - консультации
  • 3) Выработка у учащихся навыков и привычек нравственного воспитания как глубоко осмысленных и привычных форм поведения. Методы формирования системы нравственного поведения:
    • - общественная, патриотическая, учебная, трудовая деятельность
    • - деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы
    • - общение с другими людьми

Нравственные критерии воспитанности:

  • 1. Гражданственность и патриотизм
  • 2. Милосердие, гуманизм
  • 3. Учение, образованность, интеллект
  • 4. Культура поведения, дисциплина
  • 5. Здоровый образ жизни
  • 6. Отношение к природе
  • 7. Культура семейных отношений
  • 8. Межличностные отношения
  • 9. Экономическая грамотность
  • 10. Трудолюбие
  • 11. Эстетическая просвещенность
  • 12. Коллективизм
  • 13. Ответственность
  • 14. Активность
  • 15. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров
  • 16. Коммуникабельность
  • 17. Правосознание

"Раннее начало нравственного воспитания - залог формирования полноценного гражданина своей страны" (по материалам статьи Л.А. Парамоновой).

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие "гражданство" и "патриотизм":

Гражданство - принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

Патриотизм - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.

Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость - очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое "общество обречено на вымирание" (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

Это привело к идеям космополитизма (я - дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас - там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации "Наши", других общественных институтов).

Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.

Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка "Кто я такой?" с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям.

В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, - очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.

Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.

В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:

  • - Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).
  • - Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, симпатия, толерантность, сотрудничество).
  • - Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).
  • - Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
  • - Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).
  • - Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).

Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека - полноценного гражданина своей страны.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
с нарушениями слуха.

Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: Материал из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию будет полезен педагогам специальных коррекционных учреждений и всем заинтересованным педагогам для работы с детьми.
Цель: духовно-нравственное развитие детей.
Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру, осознание необходимости нравственного опыта и своей роли в нем; знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений; формировать духовно-нравственные ориентиры, самовоспитание, способности к систематическому накоплению и обогащению опыта нравственного поведения.

В наши дни к проблеме духовно-нравственного воспитания должно быть повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила такую задачу, чтобы не просто воспитывать, а непременно правильно воспитать молодое поколение. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами своей Родины.
Свою работу строю так, чтобы моральные нормы перешли во внутренние убеждения личности, установки к действию. Наша задача как педагогов научить детей добру, уверенности в себе, умению наслаждаться этим миром. Всё это настроит ребят на новую жизненную позицию в мире взрослых, где существуют свои нормы и требования.
Итак, перед нами стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нельзя не согласиться, что способствовать формированию у молодёжи любви к Родине, привитие любому ребенку любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. В процессе воспитания ребят в условиях школы-интерната нужно больше внимания уделять мероприятиям, которые ближе познакомят детей с историей родного края и его культурой.


Невозможно воспитать патриота, не изучая при этом историю своей малой родины. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии.


Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своего народа. Экскурсия обеспечивает изучение предметов и явлений в их естественной обстановке.
Ребята готовят презентации о своём городе, либо своей деревне, рассказывают о каждом, сделанном ими фото, самое важное. А в течение учебного года дополняют этот материал новыми сюжетами и рассказами.
Перед каждой экскурсией с детьми проводится вступительная беседа. Учащиеся должны знать куда пойдут и зачем. Прежде всего перед учениками надо поставить цель экскурсии. Это сосредотачивает внимание учащихся на изучение именно этого вопроса. Это исключает неорганизованность.


Все методы наглядного обучения вызывают необходимость фиксации материала в речи, будят настоятельную потребность в речи. И наблюдения, и экскурсии, вызывая живые впечатления, создают у детей с нарушениями слуха потребность выразить наблюдаемое в словах. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и т.д. в этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
В городах и сёлах области приблизительно 50 памятников архитектуры республиканского и местного значения. Все они находятся под охраной государства. Во время экскурсии дети узнают массу нового и полезного для себя, вызывают гордость за свой родной край.
В нашем городе есть старинные красивые здания, имеющие историческую ценность (Дом купца Юцефовича, дом купца Аркеля и т.д.).
Барельеф Ш. Уалиханова и Ф.Достоевского открыт 25 февраля 2005 года в присутствии президента РК Н.А. Назарбаева. Эта памятный знак дружбы казахского учёного Ш. Уалиханова и известного русского писателя Ф. Достоевского – стал символом вечной дружбы Казахстана и России. Барельеф установлен на здании областного краеведческого музея.
Памятник героям ВОВ. Проходят годы, сменяют и уходят в прошлое события, они никогда не померкнут в памяти северо-казахстанцев беспримерный подвиг их земляков, отдавших все силы для спасения Родины. В ПКиО высится 16-метровый обелиск. Этот памятник северо-казахстанцам, не вернувшимся с ВОВ.


В районе драмтеатра им. Погодина сразу несколько памятников. Проводя экскурсии к этим памятникам необходимо рассказать об истории их создания.
Митинг на театральной площади Петропавловска, посвящённый открытию мемориального комплекса славы, стал событием, объединившим времена и поколения. 6 ноября 1979 года на площадь пришли тысячи петропавловцев – совсем юные и люди преклонного возраста. Они собрались здесь, чтобы склонить головы перед святой памятью павших за будущее, за наш сегодняшний день. Форма этого памятника необычна – 4 устремлённых в небо пилота. Открывает мемориальную композицию скульптурные группы. Слева – юноша-казах верхом на коне, рядом боец- красноармеец с развивающимся знаменем. Справа – солдаты ВО тесно прижавшиеся друг к другу, они как бы заняли круговую оборону, исполненные решимости остановить врага. Готовность бороться до конца, не жалея жизни во имя победы, объединяет скульптурные группы в единый образ Пламенного борца.
16 июня 1999года там же был воздвигнут памятник легендарным героям казахского народа Карасай-батыру и Агынтай-батыру. 2 бронзовые фигуры воинов в доспехах стоят плечом к плечу, у каждого в руке пика, перед собой батыры держат щит. 22июня 1999года состоялось открытие памятника в присутствии Президента РК.
Совсем недалеко от нашего интерната находится обелиск в честь воинов-афганцев, исполнявших свой воинский долг во время войны в Афганистане. Более тысячи северо-казахстанцев приняли участие в военных действиях в Афганистане. 46 жизней наших земляков унесла эта война. Летом 1999года был заложен памятный знак, а в 2002году на этом месте появился скромный обелиск Славы. Здесь ежегодно 15февраля в день вывода Советских войск из Афганистана встречаются воины-афганцы и их родственники для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений.
Ежегодно мы посещаем областной историко-краеведческий музей. Дети любят туда ходить. И ведь это не просто так. Ребята вспоминают прошлые свои посещения, сравнивают, обсуждают перемены. Экскурсовод рассказывает очень интересно и доступно для понимания детей. В музее накоплен большой материал по истории города Петропавловска, ВО войны, современной истории края. Сейчас музей - единый комплекс, в котором нашла отражение история края с древнейших времён до современности.
На основе документального материала раскрывается тема образования казахского народа, становление Казахского ханства. Ребята любят слушать материал по ВОВ, о боевых подвигах северо-казахстанцев. Они читают старые, уже пожелтевшие, документы, письма, приказы. Всё это вызывает чувство гордости за свой народ, за своих соотечественников, которые боролись за свободу своих потомков.
Также мы посещаем музей «Резиденцию Абылай хана». Там дети узнали много нового и интересного о жизни крупного государственного деятеля. Абылай хан стремился сохранить казахскую государственность, укреплял экономические связи. Он сыграл немаловажную роль и в истории возникновения крепости св. Петра. Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономических отношений между Российской администрацией и ханской властью.


Интересен зал, где показано как жил хан (обстановка юрты, его кровать с пологом, всё в коврах. Преобладающий цвет во всём- красный).Также детям очень понравилась экспозиция с Абылай ханом. Настолько реально он выглядит, кажется, что он живой. Дети много фотографируют обстановку, самого хана. Посещение музея «Резиденции Абылай хана» вызвало у ребят чувство гордости за свой город. Что именно здесь жил великий хан, сделавший так много для народа.
Память о прошлом хранят не только музейные стенды и мемориалы, она живёт в названных улицах и площадях.
Воспитанию чувства патриотизма способствуют также встречи с ветеранами труда, войны. Выходя с детьми на празднично украшенные улицы города к 9 мая, они видят как народ искренне и с огромным уважением поздравляют ветеранов войны. Ребята сами смотрят на них с восхищением. Дети знают, что была война, в которой погибло огромное количество людей. Но победа осталась за нами. И это идут по улицам именно те люди, которые разгромили врага.
Ещё наши ребята побывали в Астане. Сам авиа-перелёт интересен и необычен для них. А уж экскурсия по столице нашей Родины… Дети очень много фотографируют красивых мест, достопримечательностей. Рассказывали по приезду об увиденном тем, кто не был там, делились впечатлениями.


С ребятами можно и нужно практиковать походы по памятным местам не только города, но и села, и родной деревни, встречаться с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Только так, на конкретных примерах, можно реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле, к людям. Помимо этого экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с истинными памятниками истории здесь и сейчас.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, проведение экскурсий к памятникам и в музеи, на праздничные улицы города, встречи с ветеранами – это и есть оно из направлений духовно-нравственного воспитания нашего молодого поколения. Мои воспитанники через традиции своего народа приобрели опыт духовно – нравственных ценностей: уважительное отношение к родному краю, Родине, символам и законам государства, старшему поколению, друг к другу.

Марина Мухина
Работа по нравственному воспитанию

РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ МУХИНОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

ГРУППЫ №6 «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми . В нашей группе каждый день детей наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии :

информационные,

коммуникативные,

проблемные,

развивающего обучения,

консультативные,

визуальные,

проектные,

Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Знакомство с родным городом : значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города.

Знакомство с профессиями.

Знакомство с государственной символикой города, районного центра, области, республикой – Арменией.

Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.

Знакомство с героями сказок и их подвигами.

Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.

Знакомство с устным народным творчеством : потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.

Принципы моей работы

личностно-ориентированного общения;

тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;

наглядности;

последовательности;

занимательности;

от близкого к отдаленному;

от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;

опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, городе, стране;

взаимодействие с семьями.

Использую в свой работе следующие тематические блоки :

Блок – «Семь Я» , «Я и Моя семья» , «Я и мои друзья»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать «Моя мама- лучше всех» , «Дети и родители» и т. д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка х игрушек» , «Масленица» , «Осенины»

Блок - «Я и Родина» .

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой , и эта работа , в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала : репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,подвожу их к пониманию, что их поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава» .

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…» , в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего поселка. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

В работе с родителями используем разнообразные формы :

«Круглый стол» ,

семинары – практикумы,

посиделки,

конкурсы как в детском саду, так и районные,всесоюзные.

выставки,

экскурсии.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве : сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю). Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди .

Публикации по теме:

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Дидактические игры по нравственному воспитанию Дидактические игры для дошкольников по теме «Духовно-нравственное воспитание» Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении.

ООД по нравственному воспитанию «Заюшкина избушка» Вид НОД: Интегрированное. Цель: Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору. Задачи: - обучающая.

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.

Презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.

Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.

Воспитательная работа с учащимися и родителями

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые я разработала за три года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Учитывая возрастные особенности своих учеников, я в течение учебного года провожу коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю родителей к делам класса.

Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. В классе учатся ребята семи национальностей: корейцы, татары, чеченцы, азербайджанцы и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса я обращала внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивала желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировала стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывала у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

В этом мне помогли такие мероприятия, как классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы – команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», готовили сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», проводили осенние игры и состязания совместно с родителями класса, читательскую конференцию по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

В течение шести лет я сотрудничаю с Центром «Истоки». Педагог дополнительного образования Ралева Светлана Яковлевна проводит в моем классе занятия по предмету «Православная культура»,а также вместе с ней мы готовим различные мероприятия на темы: «Рождество – самое красивое событие зимы», «Праздники радости», «Праздники в нашем доме» и другие.

Очень часто я организую для своих воспитанников экскурсионные выезды по святым местам. Так, например, мы посетили с ребятами Старобродский монастырь в Ольховском (Приложение 1 ) районе Волгоградской области, мужской монастырь в с. Гусевка. Очень сильные впечатления у ребят оставила экскурсия «Перекресток трех религий»,в которой мы посетили небольшую, но очень красивую церковь в с. Никольское Астраханской области, где находится чудотворная икона «Нерушимая стена», мусульманскую мечеть в с.Чапурники и буддистский хурал в Астраханской области.

В сентябре текущего года мы посетили музей «Сказка», который находится в Среднеахтубинской пойме. Эта экскурсия оставила массу впечатлений и у ребят, и взрослых! (Приложение 1 )

С большим удовольствием ребята со своим руководителем Ралевой Светланой Яковлевной дают концерты в подшефном детском саду. (Приложение 1 )

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:

  • Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
  • Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
  • Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное.
3. Культурно-познавательное.
4. Нравственно-трудовое.
5. Развитие творческих способностей учащихся.

Основные принципы работы:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Методы реализации:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный(чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический(организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

– Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность учащихся.
– Экскурсии.
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы работы с родителями:

– Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
– Лекторий для родителей.
– Вечера вопросов и ответов.
– Выставки, конкурсы.
– Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
– Совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

– Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.
– Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
– Приобщение к опыту православной культуры.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои дела и поступки.

Классный руководитель как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию

осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

– чтение, рисование, художественный труд;
– слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учитель русского языка и литературы ставит перед учениками следующие задачи:

1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.
2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3. Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

Литература

  1. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
  2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272с.
  3. Bardon J., Bennet V. School psychology. – N.Y.: Prentice Hall,


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!