Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ. Творческое рассказывание

МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма

Рисование: «Дымковская лошадка» .

Воспитаталь 1 квалификационной категории:

Ховренкова Татьяна Ивановна

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

  • Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
  • Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
  • Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
  • Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу» , песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
  • Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

  • Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.

Предварительная работа:

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.

Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.

Подготовка к занятию:

Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка» , песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись) , русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая) , подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух) .

Ход занятия:

Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка» .

В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. . Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость» . (Ответы детей) . А сейчас я вам загадку загадаю:

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

(Печь)

Может быть кто – то стихи о печке знает?

Ребёнок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,

Каши и картошка,
И баранья ножка.

Матрёна Ивановна:

На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша - еда наша» . А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша» .

Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость» . Пришли к нам Ваня и Дуня.

Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.

Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.

Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?

(Ответы детей: «Русские народные костюмы» )

Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?

(Ответы детей)

Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?

А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)

(Проводится индивидуальная работа)

Матрёна Ивановна:

А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?

(Ответы детей.)

Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)

А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей.)

Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?

(Ответы детей.)

Правильно: штаны и сапоги.

Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.

А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.

Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)

Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»

(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)

Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку) :

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

Один из участников - «коза» - движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)

Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети садятся на лавочку) .

Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?

(Детям загадываются загадки.)

Матрёна Ивановна:

А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:

Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,

Уж как я тебе коту
За работу заплачу:

Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик) .

Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?

(Ответы детей)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный) .

– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Петушок и бобовое зёрнышко» .)

– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка» ? (Зайчику)

Звучит русская народная музыка.

Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?

(Ответы детей)

Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.

Рисование - «Дымковская лошадка» .

Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Садятся за столы.

Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,
Кто же я?

(Лошадка) .

Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку) :

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.

(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.

Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?

(Ответы детей)

Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.

Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.

Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.

Используемая литература:

  • Документ ФГОС ДО,
  • «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
  • «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
  • Интернет – сайты.

Конспект на тему:«Русское народное творчества как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Детям фольклор близок и интересен, и воспитатели им помогают, приобщаясь к фольклору, играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности, именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Задача педагога – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные повороты сюжета, откликается на юмор, курьезность некоторых ситуаций.

Сопоставляя реальное и сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашим детям!

    Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития речи ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» .Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П.Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходи диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленного темпа обмена репликами, большего их объема, а так же обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладением монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленное темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа о развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, что бы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, предавая ей естественный, связный характер.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учёте той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построения высказывания без учётов конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчёркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную- с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер. Важным в связи с обсуждением сущности связанной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль связной монологической речи, но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М.Бахтин).

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнку отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

Описание - это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

    Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни бастрами темпами развивается как понимания речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь - сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А.М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И.Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами: ещё, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно из расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.

    Методика использования в работе малых фольклорных форм.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.

Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжок» можно использовать шапочку кота, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный трудэффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.


Конспект занятия по развитию речевого творчества №2

детей старшей группы на тему:

« Научим художника Кисточкина сочинять стихи»

(воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна)

Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).

2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением.

3. Закрепить умения детей находить изображения (слова-рифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сук-барсук.

4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу.

5. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка

« Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок

« Рифмы на картинке».

^ Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая;

Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна

Спокойная.

^ Методические приёмы: использование наглядного материала («Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»);

Сюрпризный момент - художник Кисточкин;

Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»;

Обобщение; поощрение, художественное слово.

^ Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.

^ Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития.


^ Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости.

(раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин).

Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие?

Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству.

Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку:

Скажите, из чего состоит наша речь?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Какие бывают слова?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Что могут обозначать слова?

Дети:…………………………………………..

Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры.

Дети: …………………………………………..

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру:

« Скажи наоборот»

Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий.

Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку.

« Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко),

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко),

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец),

Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)».

Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется:

« Скажи какой»

Но для начала послушайте стихотворение « Утро»

« Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь!

Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!»

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети:………………………………………………..

Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое.

Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос?

Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни.

Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята?

Дети:…………………………………………………

Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению:

Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная….

Луна (какая?) большая, круглая, огромная…

Мама (какая?) добрая, ласковая, милая…..

Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

« Ветер дует нам в лицо»

Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением.

Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно:

Дети: (предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения.

2. Подмечать интересное в обычном.

3. Наблюдать.

4. Подбирать рифмы.

Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы?

Дети: …………………………………………………

Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются (шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников:

« Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку).

Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»

Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы.

Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы.

(чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина - машина; самовар - пар).

А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы:

Я поехал на машине, у меня порвалась шина.

- Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка.

- Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук.

- Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко.

Физкультминутка:

« По дорожке кошка шла»

Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы (самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик).

^ Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений (в приложении представлены стихи детей)

Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы.

Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.

Приложение:

1. Плакат « Рифмы на картинке»










^ 2. Картина « Кошка»

Стихи детей:

Настя Плотникова:

« Котик за столом сидит, и на чашечку глядит.

На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!»

^ Женя Романов:

« Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!»

Маша Сулекова:

« День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт»

Настя Юдина:

« Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов»

Белов Арнольд:

« День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей»

Максим Лавров:

« Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»

Цель:

Учить детей творческому рассказыванию ; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.

Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.

Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).

Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.

Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.

Развивать речевое творчество дошкольников.

Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Предварительная работа :

Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича Слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.

Ход занятия:

Звучит песня «Приходите в гости к нам » . Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету …

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо …

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Какие жанры сказок вы знаете?

Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)

Кто придумывает сказки?

А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

1.Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом –домок

В чистом поле одинок. («Теремок»).

2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды сбирать…(«Маша и медведь»).

3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревне.И женился на царевне.(Емеля)из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?

(Рассматриваем героев на магнитной доске).

Ответы детей: (лиса,дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).

Мы с вами вспомним повадки этих животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Покажи животное».

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки. (Поскоки на двух ногах,

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся. поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги. (Через стороны поднимают руки вверх,

На носочках он пошёл, и на пяточках потом. ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка « Курочка Ряба»?

Я предлагаю вам сочинить сказку « Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?

Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина – Жили-были…

Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы ….(Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло.

Мы должны увидеть, что это сказка новая.

Самую лучшую сказку мы запишем вместе в альбом, который оформим рисунками к сказке.

(В домике спрятан в окне цыплёнок , если ребёнок захочет вставить его в свою сказку ).

Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываю героев.

(Опрашиваю 4-5 человек ).

Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

Ответы детей:

Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и называть знакомые сказки;
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • Формировать умение мыслить творчески;
  • Совершенствовать умение высказывать свое собственное мнение;
  • Активизировать словарный запас;
  • Развивать воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление;
  • Воспитывать коммуникативные качества, желание помочь, любовь к сказкам.


Предварительная работа : Чтение сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок.
Словарь: активизировать в речи детей выражения «золотое сердце», «ледяное сердце», отзывчивость.
Материал: Дидактическая кукла Кузя, камень с надписью, расписной сундучок, наполненный разноцветным льдом, волшебные предметы, «книга сказок», ширма, лапти, метелка, маска Бабы-Яги, музыкальные фрагменты в аудиозаписи.
Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я работаю в детском саду. Моим деткам, как и вам по 6-7 лет. А еще у меня есть друг Кузя, он очень любопытный и знает про всех на свете. Он рассказал много интересного о вас, ребята, и мне захотелось с вами познакомиться. Но пришла я к вам не одна, а с кем… узнаете чуть позже, после игры « Передай свое имя» (цель игры: знакомство с детьми, организация на совместную деятельность).

Мне очень приятно с вами познакомиться. Пришла я вместе с Кузей. Он приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой?

(Воспитатель подводит детей к группе, у входа в которую стоит камень с надписью)
Вот чудеса, камень какой-то, ну просто как в сказке:
«Прямо пойдёшь – друга из беды выручишь».
«Налево пойдёшь - с другом расстанешься навсегда».
«Направо пойдёшь - красивую игрушку найдёшь».
Какую из дорог выберем? Почему? (Ответы детей). Правильно, друг тебя никогда не обидит, всегда придёт тебе на помощь. Есть поговорка: «Сам пропадай, а друга выручай» Итак, мы выбрали дорогу - идём прямо к нашему Кузе. А вот и Кузя нас встречает. (На сундучке сидит Кузя). Здравствуй, Кузя, какой у тебя красивый расписной сундучок. Интересно, что там, дети, как вы думаете? (Ответы детей). Воспитатель берёт в руки Кузю, от его лица говорит:
«Я приготовил вам новую интересную сказку, она в сундучке.
Все люди любят сказки,
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнышка привет.
И если любишь сказки, они тебе расскажут:
О том, что было, а может быть, и нет.
Раз, два, три, четыре, пять - можно сказку начинать».
Воспитатель открывает сундук. - Ой, что это? Вместо волшебной книги сказок здесь одни кусочки льда: холодные, колкие. Как вы думаете, что произошло? Кто забрался в сказочный сундучок Кузи, похитил все его сказки и всё здесь заморозил? (Ответы детей). Как же узнать, кто это? Да, дети, нам без волшебства не обойтись. Давайте возьмём блюдечко с наливным яблочком, оно нам поможет. Говорите вместе со мной волшебные слова:
«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку». Дети, вы видите что-нибудь? (Ответы детей).
- А я вижу Снежную Королеву, вот её карета мчится, лошади белые, гривы снежные. Она полетела в тридесятое царство. Что же может случиться? (Она может всех заморозить, у добрых героев станет ледяное, холодное сердце, они будут злые и хитрые). Надо отправляться в тридесятое царство на помощь сказочным героям. Найдём Снежную Королеву, вернём Кузе его Волшебную книгу сказок. Только как ее победить? (У Снежной Королевы холодное, ледяное сердце, она боится тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Попасть в сказочное государство нам поможет волшебное заклинание. Воспитатель проводит физминутку («погружение в сказку»):

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

На летучем большом корабле,

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке-Горбунке,

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как слон на еже.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже.
(Входят на полянку).

Смотрите, домик (ширма). Кто живет в этом домике? Как вы догадались?

Как называется дом Бабы-Яги? Воспитатель предлагает сесть на полянке возле домика, заходит за ширму, берет маску и говорит:

«Я Баба-Яга, костяная нога, где из мёда река, кисельные - берега, там живу я
века. Ага, ага! Да вы меня не бойтесь, я добрая. А вы зачем в тридесятое царство пожаловали? Дело пытаете, али от дела мыкаете? (Дети говорят, что они пришли спасать сказки от злой волшебницы).

Я помогу вам. Но сначала пройдите мои испытания. Развяжите мой сказочный клубок.

«Салат из сказок». Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Дети называют сказки.

Молодцы сказки знаете. Теперь загадка про сказочных героев. Как в сказках называют: мышку (норушка), зайку, волка, лису, Бабу-Ягу (костяная нога), лягушку.

Последнее испытание. Сколько лет живу здесь, слово доброе не слыхала. А назовите меня ласково (дети называют).

Ну, что же покажу я вам дорогу, идите прямо и никуда не сворачивайте».
(Дети идут дальше и видят паука в паутине).
- В какое место мы с вами забрели, темно как. Смотрите, паук у нас на пути. Что же делать? Не пропустит он нас. (Предложения детей). Боюсь, что волшебные предметы нам тут не помогут, так как паук сам - волшебник. 1.Давайте, паучку, что-нибудь приятное сделаем, попросим пропустить нас от лица сказочного героя (дети называют своего героя и от его лица просят паучка пропустить их). 2. Поиграем с паучком. Пальчиковая гимнастика «Паучок». Можно идти дальше.
- Вы чувствуете, как стало холодно и сыро, наверно Снежная Королева где-то рядом. 0й, смотрите, какие странные льдинки. Что мы можем сделать? (Попробовать их соединить). - Посмотрите, у нас получилось сердце. Это сердце доброты. Оно будет посылать всем свое тепло, добро.

(Вдруг к детям выкатывается клубок). - А тут, откуда ни возьмись, клубочек выкатился. Нам сама сказка помогает - путь указывает, пойдёмте за волшебным клубочком. Куда он покатится - там и Королева Снежная. Смотрите - это её замок. Но он странно выглядит, что с ним произошло? (растаял). Почему? Как вы думаете? Что больше всего боится Снежная Королева? (Тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Воспитатель достаёт из замка книгу. - А вот и Кузина волшебная книга сказок. (Берут книгу, произносят волшебные слова и возвращаются). - Возьми Кузенька книгу.
Сказки, сказки, ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они спешат.
(Звучит красивая спокойная музыка).
Ребята, Кузя дарит вам за ваши добрые отзывчивые сердца на память талисманы в виде сказочного домика. У домика есть окошечко. Нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя, и он будет жить в вашем домике и

помогать вам. Мне пора возвращаться к своим деткам, до свидания, ребята




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!