Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Есть ли категория необучаемые дети. Что делать, если ваш ребенок необучаем? В детском саду и подготовительных классах школы

Часто уже до рождения ребенка родители начинают мечтать, кем он станет. Когда годы спустя выясняется, что ребенок страдает необучаемостью и не сможет многого добиться в жизни , это становится для них тяжелым ударом.

Одни родители винят себя, другие отказываются признавать проблему и возлагают ответственность на школу и учителей. Однако причины необучаемости на самом деле неизвестны.

В дошкольном возрасте

  • Ребенок начинает говорить позже других детей
  • Нуждается в помощи логопеда
  • Очень медленно набирает словарный запас, с трудом находит нужное слово
  • С трудом запоминает буквы, цифры, цвета, дни недели
  • Легко отвлекается, не может сосредоточиться и следовать указаниям воспитателя
  • Плохо владеет тонкой моторикой

В детском саду и подготовительных классах школы

  • С трудом понимает связь между буквами и звуками
  • Часто путает простые слова
  • Делает грубые ошибки при письме и чтении; переставляет буквы в словах
  • Путает порядки в числах (последовательность цифр) и математические знаки
  • С трудом запоминает факты и осваивает новые навыки
  • Неловко держит ручку или карандаш
  • Часто ведет себя импульсивно, не умеет планировать свои действия
  • Испытывает трудности с определением времени
  • Страдает плохой координацией движений, часто попадает в неприятные ситуации

В начальной школе

  • С трудом читает и отказывается читать вслух
  • С трудом понимает словесное содержание математических задач
  • Плохо пишет, неуклюже пользуется карандашом
  • Затрудняется с выделением суффиксов, приставок, корней и других частей слова
  • Плохо запоминает материал
  • С трудом заводит друзей
  • Имеет низкую самооценку
  • Получает самые плохие отметки за контрольные работ и на экзаменах

В средней школе

  • По-прежнему плохо пишет
  • Не может выделить основную мысль в тексте и сделать резюме
  • Плохо запоминает
  • Выполняет задания очень медленно и либо не обращает внимание на детали, либо, напротив, застревает на них
  • Плохо воспринимает изменения и с трудом к ним приспосабливается
  • Избегает всего, что связано с чтением и письмом
  • Не способен овладеть абстрактным материалом
  • Неправильно понимают прочитанное

Обследование детей с признаками необучаемости

Если учителя или родители подозревают, что ребенок страдает необучаемостью, сначала нужно подтвердить эту оценку. Для этого есть особые медико-педагогические комиссии. Инициатором обследования могут выступить врачи, родители, воспитатели или учителя. Однако в любом случае необходимо согласие родителей.

Способов тестирования ребенка очень много. Все зависит от возраста и симптомов. На первое заседание комиссии приглашают вместе с ребенком родителей. В этот момент все члены семьи, как правило, напуганы и растеряны. Лучше заранее подготовиться к встрече и записать вопросы, которые хотелось бы обсудить. Не бойтесь уточнять смысл ответов, если специалисты используют непонятные термины.

Видов нарушений, связанных с необучаемостью, очень много. Соответственно, для диагностики используются разные методы. Комплексное обследование начинается с медицинского осмотра , чтобы исключить расстройства зрения или слуха. Затем подключаются другие специалисты. Обычно в обследование входят:

  • Беседа с ребенком и наблюдение за его поведением
  • Изучение истории болезни
  • Беседа с родителями (сведения, полученные от родителей, самые важные, поскольку они знают ребенка с рождения и могут дать важную информацию о его развитии)
  • Психологическое тестирование, обычно его проводит психолог или психоневролог
  • Изучение карты психолого-педагогических наблюдений (оценка уровня социализации)
  • Оценка речевого развития, заключение логопеда
  • Оценка развития тонкой моторики и чувственного восприятия
  • Оценка развития крупной моторики, мышечного тонуса и координации движений

Обследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка и понять, что он может усвоить и где у него возникают трудности. Полученная информация будет решающей при выборе оптимальных условий для его дальнейшего обучения.

План развития при необучаемости

На заключительном заседании медико-педагогической комиссии каждый специалист выносит свое заключение и предлагает меры по коррекции симптомов необучаемости. Родители присутствуют на заседании и активно участвуют в этом процессе.

Необучаемые дети зачастую считают себя тупыми или ленивыми. Разрабатывая программу помощи таким ребятам, нужно обращать внимание на их сильные стороны и таланты. Необходимо объяснить ребенку, что необучаемость не означает, что он не способен учиться, просто его надо учить по-другому, чем остальных детей.

Лучше всего, когда коррекционные классы существуют в обычной школе. В этом случае у ребенка не возникает ощущения отчужденности от сверстников. Однако иногда оптимальным является перевод в специальную школу.

Родитель - лучший защитник интересов своего ребенка, а для этого нужно быть хорошо информированным, Чаще встречайтесь с учителями и другими специалистами. Обсуждайте успехи ребенка. Родители имеют право знакомиться с любыми документами, касающимися их сына или дочери. Коррекционное обучение регулируется законами, которые вам нужно обязательно изучить.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся проявления необучаемости.

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности . Это неврологическое заболевание, которое начинается в раннем детстве и подчас сохраняется и во взрослом возрасте. Выражается в неспособности контролировать свое поведение и поступки. Диагноз ставит врач -невролог.

Нарушение языковых навыков. Обучение языку связано с двумя способностями: понимать сказанное или прочитанное и уметь выражать свои мысли устно или письменно. Если у ребенка проблема с выражением своих мыслей, то это становится заметно, когда он начинает говорить. Проблемы с пониманием не столь очевидны. У детей могут быть также трудности с абстрактным мышлением или подбором подходящих слов. Если вы предполагаете, что у ребенка проблема именно с языковыми навыками, это можно уточнить с помощью специальных тестов.

Трудности с чтением. Дети могут столкнуться с трудностями при понимании, анализе и пересказе текста. Общий термин, который применяется для обозначения этих проблем, - дислексия. Коррекционные мероприятия подбираются индивидуально. Такие дети часто сталкиваются также с трудностями при счете, письме и т. п.

Несколько слов в поддержку «необучаемых» детей

Очевидно, что необучаемые дети чувствуют себя ущербными. Повысить их самооценку - важная задача, стоящая перед учителями и родителями.

Не зацикливайтесь на неполноценности ребенка, лучше подчеркивайте и развивайте его сильные стороны. Помогите ему найти интересное увлечение. Занятия музыкой, рисованием, посещение театрального кружка, спортивной секции и другие групповые занятия дадут ребенку шанс проявить себя.

Знайте свои права. Будьте в курсе новостей, связанных с коррекционным обучением. Объединитесь с другими родителями, которые могут оказать вам помощь и поддержку. И самое главное - не сдавайтесь. Исследования проблемы продолжаются, и это дает родителям и детям надежду на лучшее.

Насколько сильно проявляются данные признаки и мешают ли они обучению? Может быть, ребенок не может сосредоточиться на одном предмете и именно поэтому кажется, словно он постоянно летает в облаках?

В этом ребенок ваш не одинок. Каждый десятый школьник страдает от такого необычного расстройства как необучаемость. Примерно у 20% из них наблюдается расстройство концентрации внимания. Термин необучаемости определить можно как «существенное несоответствие между интеллектуальными возможностями человека и теми навыками, которые он имеет на любой стадии развития».

Диагностика расстройства и осознание ситуации поможет гладко перейти к следующей стадии – поиску проверенных методов разрешения ситуации.

Необучаемость как болезнь

Нет очевидных, видимых с первого взгляда симптомов, которые позволяют с уверенностью выявить необучаемость. Признаки проявляются в основном в легкой форме, именно поэтому порой необучаемость получается обнаружить лишь на поздней стадии развития ребенка. Определенные дети страдают необучаемостью только одного вида, в то время как у иных часто бывает сразу несколько видов необучаемости.

Специалисты полагают, что имеется много причин появления необучаемости. Некоторые можно определить, а некоторые - нет. Порой связаны нарушения с неправильным развитием мозга, которое обусловлено генетическими факторами. Употребление наркотиков или спиртных напитков во время беременности может вызвать данное нарушение, также как и плохая экологическая среда. Выделяют также иные причины появления необучаемости:

Травма, несчастный случай или болезнь, перенесенная мамой во время беременности;
наличие токсинов в утробе, либо развитие в плохой экологической среде;
при нормальном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает обычные звуки и зрелища, это объясняется нарушением в нервной системе;
запаздывание в развитии - медленное развитие ребенка в сравнении с ровесниками;
ранние роды или болезни, перенесенные малышом вскоре после рождения;
травмы, несчастные случаи или болезни, которые перенесены в самом раннем детстве.

Диагностика необучаемости

В детском садике или школе может предстать ситуация, в которой ребенок должен будет руководствоваться установками воспитателя или учителя, либо реагировать ожидаемым образом. Порой ребенок не может понять написанный текст, или даже не всегда может понять устную речь. Необучаемость становится явной, когда отставание в учебе по мере роста ребенка не проходит. Имеются разные способы диагностики каждого типа необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят лишь после выполнения всех нужных тестов.

Типы необучаемости

Определенные нарушения в развитии языковых и речевых навыков. Данное нарушение часто встречается и, в основном, его «перерастают». Детки, которые страдают данным расстройством, от ровесников отличаются следующим:

Неверно произносят определенные звуки (наблюдается нарушение артикуляции);
неверно используют слова для формулировки своих мыслей либо неверно называют предметы (наблюдается нарушение функций речи);
понимают только небольшой процент устной речи и неверно реагируют на услышанное, либо не реагируют вовсе (нарушение рецептивных функций).

Нарушения, которые связаны со способностями ребенка к образованию: ребенок довольно медленно учится читать, считать и писать – намного медленнее одногодок.

Нарушение чтения. Данное необычное расстройство тоже называется «дислексией». Дислексия – трудности, которые связаны с языком. Дислексы ощущают затруднения в чтении, восприятии и произношении речи и им сложно словами выразить свои мысли. Появляется большой разрыв между их учебными возможностями и настоящими результатами их учебы.
? Нарушение письма. Дисграфия обладает неврологической этиологией и заключается в нарушении письма, при котором человек ощущает трудности в выведении букв, либо не может изучить правила правописания и из-за этого делает ошибки даже в элементарных словах.
? Нарушение счета. Дискалькуляция – расстройство, при котором ребенок не может решить математические задачи или понять математические правила, а также математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости ни под одну из перечисленных категорий не подпадают, то в таком случае их относят к следующим видам.

Нарушение координации движения и моторики: ребенок не может осуществлять действия, которые требуют координации групп мелких или крупных мышц. К примеру, ребенку сложно раскрашивать картинку, писать, вырезать, ему неудобно прыгать и бегать.

Невербальное нарушение: при неврологическом расстройстве функции полушарий мозга ребенку сложно осмысливать визуально-пространственную, либо невербальную информацию. Это может привести к нарушениям координации движений, сложностям с распознаванием образов, ухудшению математических способностей, а также зрительной памяти.

Нарушение внимания: расстройство внимания само по себе еще не является видом необучаемости. Но неумение концентрировать внимание ребенка сильно отвлекает от занятий и отрицательно воздействует на успеваемость. Именно поэтому нарушение внимания условно можно отнести к нарушениям, которые связаны с образовательными способностями малыша.

Как помочь ребенку

Если у ребенка установили «необучаемость», это абсолютно ничего не говорит о его интеллектуальных способностях. По сути, разум ребенка в данной ситуации может быть выше среднего. При этом от сверстников ребенок никаким образом не отличается, однако он не владеет некоторыми навыками, которые нужны для успеха в школе, а в будущем - на работе. Довольно важно осознавать это и не внушать малышу мысль о том, что он неполноценный, чтобы он вырос уверенным в себе и благополучным человеком.

Медикаментозное лечение абсолютно бесполезно при лечении необучаемости. Видимое улучшение может дать лишь внимание родителей и особое обучение, адаптированное к способностям и потребностям малыша. Во многих развитых странах работают специальные государственные школы для деток с такими расстройствами. В определенных школах имеются особые программы обучения для плохообучаемых и необучаемых деток. Данные программы созданы с учетом типа необучаемости, который наблюдается у ребенка. Со временем малыш может побороть свои недостатки, догнать ровесников и приобрести нужные навыки.

Вы можете или написать свой.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =

Необучаемость как заболевание Приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением - не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?

В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».

Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.
Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.
Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:

* Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности

* Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками

* При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.

* Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения

* Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде

* Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве
Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.
Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:

* Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).

* Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).

* Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих ровесников.

  • Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.
  • Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.
  • Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Есть и другие нарушения - если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.
Как помочь

Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!