Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Запуск речи у неговорящих детей: методики, специальные программы, развитие речи через игры, важные моменты, советы и рекомендации логопедов. Ребенок, который молчит

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Появление первых слогов в речевой практике малыша - самый долгожданный этап для любого родителя. Как правило, далее следует этап формирования умения общаться с окружающими при помощи слов. Однако что делать, если ребенок молчит и не проявляет самостоятельной активности в освоении способов коммуникации? В таком случае требуется специально организованная работа по диагностике причин возникновения расстройства и коррекционная помощь специалистов. Методов, приемов и разнообразных программ по запуску речи у неговорящих детей на сегодняшний день в обиходе специалистов огромное множество. Осталось только разобраться, существуют ли универсальные (подходящие для всех) методы и программы и как подобрать способы развития речи для конкретного ребенка.

Симптомы появления расстройства

Можно ли на ранних возрастных этапах определить появление речевых нарушений? Конечно же, да, если знать, на что обратить пристальное внимание.

На этапе появления ребенка на свет - это шкала АПГАР, которая измеряет общее состояние новорожденного. Оценка ниже 5 баллов свидетельствует о том, что малыш нуждается в помощи специалистов до определенного возраста и чем раньше начнется коррекционная работа и адаптация, тем лучше.

Гуление, поведение ребенка во время вскармливания, реакция на внешние раздражители (или ее отсутствие), моторная активность способны многое подсказать наблюдательным родителям. Особое внимание уделяют формированию сенсорных систем: слух, зрение, тактильные ощущения, обоняние - поскольку их своевременное развитие позволит избежать появления такой проблемы, как запуск речи у неговорящих детей. Проще говоря, все перечисленное - это фундамент, на котором возводится "храм" речи. Если есть прорехи в основании, выстроить красивое здание не удастся.

Причины «молчаливого» развития ребенка

Как ни странно, на формирование речи ребенка влияют многие факторы: плохая экологическая обстановка, рискованное поведение будущих родителей, социальные факторы, а также наследственные заболевания. Молчание ребенка нередко является симптомом серьезных органических нарушений или патогенных процессов в организме (глухота, слепота, гидроцефалия и др). Любые педагогические приемы не дадут никакого результата, если будут проигнорированы рекомендации врачей.

Запуск речи у в современных методиках рекомендуют начинать с двухлетнего возраста. Однако это не означает, что работа по формированию познавательных, мыслительных процессов, памяти, двигательной активности не проводится. От того, насколько хорошо развиты перечисленные характеристики, во многом зависит успешное применение методов, приемов и способов педагогического воздействия.

Когда начинать коррекционную работу с малышом

Запуск речи у неговорящих детей начинается с развития и налаживания взаимодействия сенсорных систем (вкус, прикосновение, запах и т. д.). Возраст ребенка в данном случае не играет большой роли, поскольку миновать первую ступень развития невозможно без последствий. Поэтому и годовалый, и двухлетний малыш должны пройти этап сенсорной интеграции, после которого и начинается работа по формированию речевых навыков. Естественно, что раннее освоение сенсорных эталонов дает преимущество ребенку в дальнейшем освоении окружающего пространства.

Почему развитие возможно только через игру

Дитя - зеркало семьи во многом потому, что природа снабдила его подражательностью. А методом развития, который сполна использует эту врожденную особенность, является игра. Запуск речи у неговорящих детей происходит с опорой на наблюдаемые ежедневно действия и события, которые переносятся в игру (подражание звуку летящей пчелы, работы бытовой техники, транспорта и т. д.). Со временем изменится мышление и восприятие мира малышом, а вслед за ними и ведущая (развивающая) деятельность. Но до 5 лет - это игра.

Программы и методики, часто предлагаемые родителям

Современный рынок образовательных услуг не обделен курсами запуска речи у неговорящих детей. Единственное, что должно насторожить родителя - это применение каких бы то ни было программ, приемов и методов по отношению к ребенку без предварительного изучения (диагностики) актуальных его потребностей и физиологического статуса. Ведь методы работы с детьми, испытывающими нарушения слуха, отличаются от методов взаимодействия со слабовидящими ребятами. Как нет одинаковых нарушений развития, так и не может быть одинаково положительного результата от применения одной и той же методики к разным категориям логопатов. Поэтому осведомленность родителя о характере и степени нарушения развития ребенка позволяет выбрать из всего множества программ и курсов именно то, что подойдет для малыша на актуальном этапе его развития.

Наибольшей популярностью у логопедов пользуется методика запуска речи у неговорящих детей автора Новиковой-Иванцовой Т. Н. (сокращенно МФЯС). Это система педагогического воздействия на логопата, которую следует совмещать для большей эффективности с наблюдением у врача (с медикаментозным, физиотерапевтическим воздействием, если требуется, и т. п.).

Нейрологопедические программы запуска речи у неговорящих детей включают в себя обычно использование методов сенсорной интеграции, стимуляцию при помощи аппаратуры Томатиса, применение современного (IT) программного обеспечения, арт-терапии (ритмо-, свето-, музыкотерапии).

Своевременное обращение к специалистам - залог успеха

В идеале было бы неплохо, чтобы за развитием ребенка от рождения наблюдали разнопрофильные специалисты. Но если такой возможности нет, то затягивать с визитом к логопеду, неврологу и педиатру не стоит, если в 2,5 - 3 года в обиходной речи малыша появилось только несколько невнятных слов или же он общается при помощи жестов и звуков.

Чем раньше начнется комплексная помощь врачей и педагогов в развитии и адаптации ребенка к окружающему миру, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа. Не стоит забывать о том, что сенситивный период развития речи заканчивается к 7 - 8 годам и дальнейшие попытки исправления нарушения будут более трудозатратными и болезненными.

Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка

  1. Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
  2. Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т. п.).
  3. Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
  4. Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
  5. Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
  6. Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
  7. Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики - голубой или синий цвета»).
  8. Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).

Терпение и труд все перетрут.

Нормальное развитие ребенка сопровождается изменением не только показателей роста, веса, умения сидеть и ходить. Не менее важной составляющей социальной адаптации малышей является речь. Первые попытки говорить появляются в 5-6 месяцев со звуков, которые свидетельствуют о просьбе покормить или сменить подгузник. Существуют разные варианты замедленного развития речевых навыков ребенка. Однако отсутствие речи при хорошем физическом слухе, что сопровождается невозможностью произносить простейшие звуки и слоги, - признак серьезного поражения.

Периоды доречевого развития ребенка

Развитие фонематики, лексики и грамматики - основных составляющих человеческой речи, длится до 3,5 лет. Однако существуют периоды жизни ребенка, для которых характерны первые попытки разговора.

  • Первые 1-2 месяца дети пытаются выразить свои эмоции с помощью крика радости или недовольства.
  • В 3 месяца ребенок начинает гулить (гукать) - произносить простейшие слоги: «гу», «га», «ка».
  • С 5-ти месяцев появляются попытки копирования взрослых. Эта фаза доречевого развития называется «лепетом» - ребенок произносит повторяющиеся слоги.
  • В возрасте 8 месяцев формируется «мелодический лепет»: кроме слов, дети стараются повторить интонационную окраску фраз.
  • К 1-му году у ребенка формируется словарный запас из 20 слов, которые чаще всего представляют собой звукоподражания (кошка - «няв» и др.).
  • Первые предложения у малышей получаются в возрасте 1,5-2 года.
  • До 3-х лет развивается грамматическая составляющая - дети пытаются согласовывать числа, роды и падежи в предложениях.

До момента отправления ребенка в детский сад должна быть полностью сформирована грамотная и понятная для окружающих речь. Отмечается, что мальчики начинают разговаривать на несколько месяцев позже девочек.

Важно! Скорость овладения речевыми навыками у каждого ребенка отличается. Приведенные выше сроки - среднестатистическая норма, своевременность появления первых фраз и слов определяет педиатр

Строение речевого аппарата

Функционирование каждой системы человеческого организма обеспечивается согласованной работой исполнительных органов и руководящей нервной системой.

Нормальная речь у людей состоит из двух компонентов: восприятия и воспроизведения. Если не учитывать функциональные возможности слухового аппарат, в коре головного мозга человека существуют два центра, которые отвечают за речевое развитие:

  • Центр Вернике - участок коры в верхней височной извилине, в котором происходит анализ получаемой речевой информации.
  • Центр Брока - зона, расположенная в нижней извилине лобной доли, отвечает за моторную составляющую речи. В этой области генерируются импульсы, которые направляются к исполнительным органам, для воспроизведения устной речи.

Важно! Расположение центров в левом или правом полушарии зависит от того, правша ребенок или левша

Эфекторными органами речевого аппарата являются голосовые связки в гортани, язык, губы и мышцы мягкого неба. Скоординированная работа всех отделов обеспечивает нормальное формирование грамотной, внятной и звучной речи.

Возможные варианты нарушения речевого развития

Установленная артикуляция - залог правильного произношения (фото: www.cvetsakura.ru)

Замедленное речевое развитие или отставание всей психологической сферы может быть вызвано различными факторами. Психологи и логопеды различают понятия общего и системного недоразвития речи. Диагноз системного недоразвития (СНР) устанавливается только при наличии у ребенка умственной отсталости. При нормальном интеллекте говорят об общем недоразвитии (ОНР). Полное или частичное отсутствие речи, в зависимости от уровня нарушения и морфологического компонента повреждения представлено:

  • Дизартрией - нарушением функции артикуляции: взаимодействия голосовых связок, языка, губ и мышц гортаноглотки. Чаще всего нарушение диагностируется у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) или другими патологиями нервной системы, которые сопровождаются нарушением проведения импульса по нервно-мышечным соединениям.
  • Афазией - полное отсутствие признаков речевого развития у ребенка, который разговаривал до этого. Сначала проявляется нарушениями в произношении, появлении элементарных ошибок, фразы становятся бессмысленными. Параллельно с потерей навыков разговора дети начинают отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Наиболее частой причиной афазии являются черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания (менингит, энцефалит после вирусной или микробной инфекции) или опухолевые процессы.
  • Моторной алалией - нарушением функционирования двигательной составляющей речевого аппарата. Проявляется у детей с раннего возраста симптомами генерализированного процесса. Отсутствуют движения губ, языка, мелкая моторика пальцев. Понимание речи сохраняется, однако воспроизведение собственной устной речи такими детьми невозможно. Моторная алалия развивается вследствие врожденных патологий: родовой травмы, внутриутробной инфекции или резус-конфликта крови матери и ребенка.
  • Сенсорной алалией - патологией, при которой нарушение развития речи обусловлено отсутствием восприятия. Дети не разговаривают, потому что не понимают значения звуков, которые слышат от других людей. При легкой степени ребенком не воспринимается смысл сказанного, при тяжелой - не определяется даже обращение.

Причины отсутствия речи

Неполадки в семье - вероятная причина задержки речевого развития (фото: www.colady.ru)

Отсутствие речи - мультифакторная патология, врачи-педиатры выделяют несколько групп вероятных причин отсутствия речи у детей, представленных в таблице.

Органические - с повреждением структур речевого аппарата

  • Паралич или парез мышц лица (вследствие инфекционной патологии или изолированного поражения лицевого нерва).
  • Врожденные пороки: «заячья губа», «волчья пасть» (назаращения костей твердого неба), аномалии языка.
  • Поражение головного мозга (опухолевый процесс в лобной или височной доле, воспаления и травмы).
  • Патологии центральной нервной системы, например ДЦП.
  • Наследственные болезни, вызванные хромосомными мутациями (например, синдром Дауна или Патау).
  • Аутизм - заболевание, которое часто возникает в детей раннего возраста и характеризуется социальной изолированностью

Психологические

  • Психологический «блок» речи после сильного испуга.
  • Скандалы в семье, ссоры и крики, которые останавливают развитие речи у ребенка из-за страха, что на него также будут кричать.
  • Семейная обстановка. Часто ребенок не разговаривает в неполных семьях, или в доме, где проживают асоциальные родители (наркоманы, алкоголики и др.)

Социальные

  • Гиперопека или отсутствие внимания. В первом случае у ребенка нет надобности разговаривать, поскольку его и так понимают без слов. В случае недостаточного внимания - ребенок изолируется и не хочет говорить, потому что не видит смысла, его не услышат.
  • Чрезмерное времяпровождение с компьютером, планшетом или телевизором. В этом случае говорится об ограничении развития «экранными» фразами и шаблонами.
  • Завышенные требования. При частом повторении «скажи» у малышей формируется страх, что не получится выговорить правильно, и он будет наказан. Поэтому дети в таких случаях не разговаривают

Отставание речевого развития - всегда является признаком неблагоприятного воздействия многих факторов на ребенка. Не существует единой причины этого нарушения, поэтому методы диагностики и терапии носят разнонаправленный характер.

Диагностика нарушений речевого развития

Постановка диагноза общего нарушения или задержки речевого развития подразумевает совместное заключение трех специалистов: психолога, логопеда и врача-невролога.

С целью дифференциальной диагностики, определения основной причины и выбора адекватного лечения проводятся следующие исследования:

  • Аудиометрия - способ диагностики нарушений слуха, как одной из причин нарушения речевого развития.
  • Нейросонография - ультразвуковой метод изучения структур головного мозга, который проводится детям первого года жизни через большой родничок.
  • Электроэнцефалография - способ регистрации электрических импульсов, которые возникают в разных участках головного мозга. Проводится с помощью специальных электродов, которые размещаются на голове.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) - лучевой метод диагностики, который определяет морфологический субстрат нарушения в головном мозгу. Исследование заключается в регистрации распределения атомов водорода в тканях под воздействием сильного магнитного поля. Процедура не использует рентгеновского излучения, поэтому совершенно безопасна для детей.

Кроме того, психолог проводит анализ интеллектуальных способностей ребенка с помощью тестов для исключения умственного отставания как причины отсутствия речи.

Методы лечения отсутствия речи у детей

Лечение патологий речевого развития у детей подразумевает комплексный подход с привлечением в процесс родителей.

Чаще всего основную часть работы проводит логопед с помощью специальных упражнений и методик, в зависимости от патологии. Этот компонент терапии направлен на восстановление или развитие артикуляции, правильного грамматического строения слов и словосочинений.

Психологическая составляющая направлена на социальную адаптацию ребенка, работу с родителями для улучшения обстановки в семье. Психологи применяют в своей практике альтернативные методы: арт-терапии, рефлексо- и ароматерапии, а также проводят сеансы на открытом воздухе, в форме игры с животными (например, с лошадьми - ипотерапия).

Кроме того, широким распространением пользуется аппаратное лечение с помощью специальных устройств:

  • Метод Томатис - использование беспроводных наушников с разными звуковыми программами, распределенными на курсы. Ребенок слышит речь, которая соответствует возрасту и стадии речевого развития во время игры, что позволяет лучше воспринимать информацию.
  • Лого+ - аудиотерапия, которая проводится во время массажа или физиотерапевтической процедуры для усиления эффекта.

Лечение детей с замедленным развитием речи - сложная задача, результат которой зависит от ранней диагностики и комплексного подхода к терапии.

Консультация для родителей и педагогов

учителя-логопеда МБДОУ № 22 «Синяя птица» г.Салехард ЯНАО Щербина В.П.

«Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей»

Активизация речевого подражания.

Проблема задержки речевого развития, в том числе. и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»…); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма…); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова), составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

Например: шаааапка.

А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

идём домой («дё амо»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.

В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: ). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.


Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: )

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.


Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: ).
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением - они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!