Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Экспериментальная деятельность в доу. Экспериментальная деятельность в детском саду по фгос

В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Сегодня важной составляющей развития ребенка является экспериментальная деятельность в детском саду.

Что это такое

Всем понятно, что малыш учится, задействовав все свои резервы - слух, нюх, осязание и обозрение. Наиболее простой и понятный способ рассказать крохе о том или ином действии - непосредственно показать, как это все происходит. Именно поэтому экспериментальная деятельность в детском саду очень важна для обучения дошкольников основам физики, химии и биологии.

Как подобрать тематику

В чистом виде наука детей пока точно не заинтересует. Поэтому воспитатель должен очень грамотно подобрать тему занятия, чтобы она привлекла к себе внимание всех малышей. Начинать нужно с того, что нас окружает. Ведь детям на самом деле интересно практически все. Затрагивать можно темы живой и - все, что касается человека.

Что делать

Экспериментальная деятельность в детском саду должна проходить в комплексе с различными формами обучения. Так, ребенок должен не только смотреть, что делает воспитатель. Он должен слышать, зачем это нужно, что от этого может измениться, как происходят те или иные действия. Также хорошо детей вовлекать в различные эксперименты. Ведь совсем несложно дать малышу задание посадить дома в прозрачную емкость лук и смотреть, как он прорастает. После, уже в саду, можно устроить выставку проросших растений, детям нравится хвастаться своими наработками.

Опыт первый

Не должна быть сложной, проходить с использованием дорогой техники. Для этого достаточно взять простые вещи, которые находятся всегда под рукой. Малышам можно показать эксперимент с водой: в каких состояниях она может бывать - жидком, замерзшем и парообразном. Для этого понадобится всего лишь банка с водой, средство для подогрева, а также место охлаждения. Помимо самой главной цели с малышами можно много о чем поговорить и попутно много полезного сделать. Так, воду в банке можно измерить разными емкостями: чайной и столовой ложкой, стаканом, необходимо рассказать, что вода в морях и реках разная - пресная и соленая и т. д. Предварительно ребят можно попросить надеть спецодежду для занятия, ведь в лаборатории нужно находиться только в спецформе. Деткам это очень понравится.

Опыт второй

Экспериментальная деятельность в ДОУ может быть довольно продолжительной. Так, например, малышам можно дать задание понаблюдать за комнатными растениями в самой группе. Дети должны будут поливать растение, ухаживать за ним: обрывать пожелтевшие листочки, вспушивать почву. Можно каждому ученику присвоить своего зеленого друга, а потом сравнить результаты опыта. Попутно детям нужно рассказать о многом: как правильно поливать цветок, когда его лучше пересаживать и почему, рассказать, как он при помощи листиков питается от солнышка и т. д.

О многом

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ не должна быть строго ограниченной какими-то рамками. Хорошо, если воспитатели будут просто спрашивать детей, о чем им интересно узнать, делиться с малышами планами на следующий урок. Только так деток можно будет легко заинтересовать и без проблем вовлечь в учебный процесс.

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
  3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
  5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка

Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Тема: Игры с веерами и султанчиками

Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Елена Никитаева

Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи , открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследователькая деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы , гораздо лучше откладываются в долговременную память, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок "пропустил через свои руки",запоминается более надежно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Поделюсь своим опытом работы в этой области . Для начала был создан уголок экспериментирования, в который вошли образцы песка, глины, минералов, соль, сахар, растительное масло, сода, пробирки, лупы, весы, емкости, магнит, спринцовки, а так же природный материал.


Очень удобно опытно-экспериментальную деятельность распределить в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Например, осенью, когда начинается тема " ; стихии (вода, воздух, огонь, земля- почва, минералы, мы проводим опыты с водой :

1. Свойства воды,

2. Вода-растворитель,

3. Как вода испаряется,

4. Опыты с пленкой поверхностного натяжения,

5. Выращивание кристаллов,

6. Фильтрование воды

7. Укоренение ростков,

8. Разные способы полива растений (в почву, в поддон,

9. Тонет- не тонет,

10. Перенос воды трубочкой,

11. Свойства пресной и соленой воды,

12. Как растения пьют воду,

13. Таяние льда в разных условиях

14. Сравнение свойств льда и снега.





Опыты с воздухом :

1. Как можно обнаружить воздух?

2. Как движется нагретый воздух?

3. Ветер- движение воздуха (создание ветра путем выдувания воздуха,с помощью взмахов веера, плотных листов картона).

4. Как меняется объем воздуха при охлаждении.

5. Как воздух сжимается. Упругость.

6. Выдувание пузырьков трубочкой в воду.

7. Измерение объема выдыхаемого воздуха

8. Как можно опереться на воздух? (модели парашюта, планера, планирование крылаток, перьев) .

9. Как работает воздух ?Движение воздуха- наблюдение за перемещением вертушек, флажка, пуха, листьев.


Опыты с почвой , минералами :

1. Состав почвы

2. Сравнение свойств песка и глины

3. Сравнение свойств камней (цвет масса, зернистость, однородность, блеск, пористость, хрупкость, твердость).

4. Свойства магнита.

5. Проращивание семян, укоренение ростков, наблюдение за ростом растений в разных условиях.

6. Сравнение свойств мокрого и сухого песка.

7. Какая почва лучше пропускает воду.





Использование опытно-экспериментальной деятельности является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов,ознакомления детей с окружающим миром, развивают наблюдательность и пытливость ума, активизируют стремление к познанию мира. Очень важно анализировать вместе с детьми полученный результат и делать вывод.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников (5–7 лет) Тема опыта работы: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» Дошкольное детство - это начальный этап человеческой.

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.

Опытно – экспериментальная деятельность. В старшем дошкольном возрасте продолжается опытно – экспериментальная деятельность. Особый интерес.

Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.

Экспериментирование является основным видом исследовательской деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. развитие творческого воображения и мышления обеспечение психологического благополучия и здоровья детей развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей Задачи развития


Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.


Постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов. Структура детского экспериментирования


Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;


Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; материалы прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.









Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".


К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.


В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. 18 Список использованной литературы: 1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование» 2. Г. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми» 3. О. В.Дыбина « Неизведанное рядом» 4. Н. Рыжова « Наш дом природа» 5. А. И. Иванова « Детское экспериментирование-как метод обучения» 6. В.А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №7 «Жар-птица»

Опыт работы по теме

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Невзорова Н.В

Хотелось бы начать своё выступление со слов Климента Аркадиевича Тимирязева (Слайд №2 )

Люди, научившиеся…наблюдениям и

Опытам, приобретают способность сами

Ставить вопросы и получать на них фак-

Тические ответы, оказываясь на более

Высоком умственном и нравственном

Уровне в сравнении с теми, кто такой

Школы не прошел.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериметальная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытов и экспериментов.

Что же такое опыт? Эксперимент? (Слайд №3) (Слайд №4)

Опыт - определенные действия, которые можно проводить для наглядности и практики знаний. Опыт выполняется с заранее определённым результатом.

Эксперимент - подразумевает открытие чего-то нового. Призван подтвердить гипотезу.

Н.Н Поддьяков в результате своих исследований выделил, что на протяжении всего дошкольного детства, ведущей исследовательской деятельностью является – деятельность экспериментирования. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. Опытно-экспериметальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. (Слайд №5) Она помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В этом виде деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний т.е. познавательной активности. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», как сказал В. Сухомлинский. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида опытно-экспериметальной деятельности у дошкольников. (Слайд №6 )

1. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижений и т.д. В этом случае ребенок в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Второй вид организуется взрослым, который обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности: специально-организованной, совместной, самостоятельной.

Работу по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность я строили исходя из следующих принципов: (Слайд №7)

Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.

Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.

Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира. Обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач по опытно-экспериментальной деятельности.

Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.

Принцип активного обучения. Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой исследовательской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия» узнают новое путём решения доступных проблемных задач.

Разработанная Н.Н. Поддъяковым общая стратегия познавательной деятельности способствует формированию у ребенка целостных представлений при ознакомлении с любым новым предметом. Эта стратегия сводится к тому, что познание окружающего мира осуществляется в определенной последовательности – от выделения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует, и далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы.

Опираясь на положение данной стратегии, методы формирования естественнонаучных представлений у дошкольников предлагаю посмотреть в виде ступенчатой схемы: (слайд №8)

III ступень

знания

Эвристическая беседа, выводы на основе умственной деятельности, экспериментов, деловые игры, проекты.

II ступень

наглядные представления

рассматривание иллюстраций, видеозаписи, TV, изготовление макетов, составление схем, рисование, моделирование, сопровождаемое пояснениями взрослого

I ступень

сенсорный опыт

обследование объектов, эксперименты, опыты,

Практическая деятельность с веществами и т.д.,

пояснения взрослого

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: (слайд №9)

Живая природа (как приспособление к окружающей среде: выявление потребностей растений в воздухе, наблюдение за ростом корней, за их состоянием в зависимости от полива и внешних других факторов);

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого, такой опыт как «Прыгающая бумага» позволяет познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность;

Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, упражняем детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учим сравнивать их свойства, знакомили детей с природным явлением - вулканом, причиной, преобразование предметов и явлений).

В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному». Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В- третьих в формирование активного интереса к самостоятельным исследованиям.

В - четвертых, в работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для более эффективной работы мною был разработан перспективный план по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (приложение 1), согласно которому опыты и эксперименты организуется в различных видах детской деятельности

В каждом опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов: На слайде вашему вниманию представлена структура организации опытно-экспериментальной деятельности. (Слайд №10)

  • выделение проблемы (выбор темы, выбор опыта)
  • целепологание (что нужно сделать для решения проблемы,)
  • поиск и предложение возможных вариантов решения (продумывание методики, этапов, подвести детей к прогнозированию)
  • прогнозирование результатов (что может получиться при выполнение предложенной работы, повторение правил безопасности при работе с различными материалами и веществами)
  • выполнение работы
  • обобщение полученных данных, фиксирование результатов (что получилось, что нет);
  • формулирование выводов (отчет, сообщение и др.)

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое. Дается одно задание на весь эксперимент и прослеживается ход его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов становится нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Рассмотрим особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с этапами

Например, организуя опыты из цикла «Выявление свойств песка и глины» предлагаю детям слепить фигуру из сухого и мокрого песка. Проблема обозначена. Рассматривая песок через лупу, выясняют, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок. Этим и объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Дети, начинают рассуждать, какой песок лепится лучше и почему. «Выявление свойств воды» (Слайд №11,12,13,14,15 ) предлагаю детям обсудить вопрос о способности воды растворять вещества. Проблема обозначена. Выясняем, что для решения этой проблемы необходимо взять разные материалы, поместить их в воду и проверить, растворяются ли они в воде. Детям предлагаю на выбор песок, сахар, камень, подсолнечное масло. Далее идет обсуждение: дети выдвигают гипотезы – что растворится в воде, а что нет. Далее проводится опыт: в стаканы с водой кладутся подготовленные материалы, размешиваются и констатируются результаты. Выясняем, какие гипотезы подтвердились, какие - нет. В заключении делаем вывод: сахарного песка (соли) не видно в воде – он растворился, речной песок (камень) осел на дно и не растворился. Вода растворяет некоторые вещества, такие как сахарный песок, соль, акварельные краски и др.

При проведении эксперимента из цикла «Живая природа», с целью усвоения детьми знаний о том, что для роста растений нужен свет. Перед детьми ставлю познавательную задачу: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, побуждаю их к проверке, организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещаем в разные по освещенности условия: один - в темное место, другой - на хорошо освещенный солнцем подоконник. Условия, в которые помещены растения, обсуждаем с детьми. Устанавливаем, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно степень освещенности - различная. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаем их причины. Изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение предлагаю сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещаем в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.

При проведении опытов с живой природой, подчеркиваю необходимость выполнения принципа «не навреди»: в процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.

Организация опытов и экспериментов требует от участников соблюдение определенных правил и требований, которым я учу детей. Это, прежде всего, соблюдение правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности воспитателем. Поэтому вместе с детьми мы разработали и выучили правила работы в нашей мини-лаборатории «Центр науки», которые постоянно повторяем и соблюдаем при работе: (Слайд №16) Виде памятки я бы хотела их вам предложить на группу.

С водой

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком

Если сыплешь ты песок -

Рядом веник и совок.

С огнем

Помни правило:

Огонь – никогда один не тронь!

Со стеклом

Со стеклом будь осторожен-

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бочок

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегу.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Для того, чтобы занимательные опыты, эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Можно выделить несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности: (Слайд №17 )

1.Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, нетоксичным.

2.Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в педагогическом процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.

3.Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.

4.Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

На мой взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

Самостоятельное расположение игрового материала,

Максимальную его доступность;

Активное использование развивающих, дидактических и других игр.

Кроме того, дидактический материал, расположенный здесь же, обеспечивает развитие двух типов детской активности ребёнка. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Для организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников при проведении опытно-экспериментальных мероприятий, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира, считаем важным наличие в группе такого дидактического материала как рисунки, схемы, модели, алгоритмы (Слайд №18 ) Также в группе разработана картотека опытов и экспериментов. (Слайд №19. Показ)

В помощь для оптимизации развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности предлагаю вам памятку «Примерный перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений» (Показ)

Любая педагогическая деятельность будет успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками. Успешное осуществление поставленных целей и задач зависит от принятия их родителями. Поэтому в своей работе, прежде всего, направляю внимание на необходимость повышения их роли в развитии познавательного интереса детей. Совместное изготовление коллекций, экспериментирование в домашних условиях с различными материалами позволяют поддерживать у детей устойчивый интерес к познавательной исследовательской деятельности, развивают их познавательную активность и самостоятельность.

В помощь родителям (Слайд №20 ) по развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность разработаны: советы, памятки, стендовая информация «Домашняя лаборатория», консультации, рекомендации по проведению опытов в домашних условиях, карточки с опытами которые они могут провести дома с детьми и поделится в группе результатами работы.

Хотелось бы закончить своё выступление китайским изречением

(Слайд №21 ):

«То, что я услышал…забыл

То, что я увидел…я помню

То, что я сделал… язнаю»




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!