Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что должен уметь 10 лет. Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

    дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

    совершенствование головного мозга и нервной системы;

    рефлексия, анализ, внутренний план действий;

    качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

    развитие нового познавательного отношения к действительности;

    ориентация на группу сверстников своего возраста;

    неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

    нервно-психическая ранимость ребенка;

    неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

    развитие познавательных потребностей;

    развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

    изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

    раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

    развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

    формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

    развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

    становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

    развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

    усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.

Дети развиваются очень быстро, даже стремительно.

Это особенно заметно в первые годы жизни. Младшие школьники тоже растут, как «на дрожжах». Хотя, не для всех детей 6-7 лет характерен стремительный рост: некоторые возьмут более медленный темп.

Физиологическое развитие

Ребенок 6 лет

В этом возрасте у детей уходит жир и появляется больше мышц. С первого класса они начинают быть похожи на долговязых подростков. Устанавливается правильная при движении. За предыдущий год ребенок вырос на 6-7 см, вес его тела увеличился на 2,5-3 кг. Нормой для этого возраста является рост 107-121 см, вес - 18-28 кг. Окружность груди - 56-65 см.

Ребенок 7 лет

Сейчас у детей прекрасно развита моторика, речь становится связанной. Ваш младший школьник может легко передавать свои мысли и впечатления, чтение и письмо даются ему довольно легко. У ребенка еще формируется структура ткани легких, поэтому после семи лет разнообразные бронхиты и пневмонии у детей встречаются реже.

У мальчиков в 7 лет наблюдается небольшое препубертатное увеличение яичек. Строение печени приближается к взрослой, и к восьми годам как раз станет идентичной. Нормой развития считается рост к семи годам еще на 8-10 см. Окружность грудной клетки увеличивается на 2-2,5 см. Нормы роста: 114-128 см, веса - 20-30 кг.

Ребенок 8 лет

С 8 лет у ребенка начинает формироваться сложнокоординационный механизм управления движениями, проще говоря, потихоньку улучшается координация. У школьника повышается способность к длительной динамической работе. Прирост работоспособности, физических возможностей и в целом увеличение аэробных возможностей организма - это то, что сейчас происходит с детским организмом.

Кардинальных изменений, которые сопровождают период полового созревания, еще нет. Нормы роста: 119-134 см, веса - 21-32 кг.

Ребенок 9 лет

Девятилетние дети находятся на грани подросткового возраста, и в ближайшие несколько лет их физическое развитие будет претерпевать сильные изменения. Поэтому родителям нужно заранее готовить своих подрастающих отпрысков, разговаривая с ними о предстоящих изменениях.

Одногодки в таком возрасте могут сильно отличаться по росту и по весу. В среднем дети вырастают до 125-140 см, вес их составляет 24-36 кг.

Ребенок 10 лет

В этом возрасте у некоторых детей (чаще девочек) начинают развиваться половые признаки. Бедра становятся круглее, начинается рост груди, первая менструация (не удивляйтесь - современные девочки взрослеют раньше, чем мы с вами в свое время). Буквально за год ребенок может стать заметно выше и шире. Девочки начинают развиваться стремительнее мальчиков. Если из-за своего роста или веса, родителям нужно успокоить его и объяснить, почему так происходит.

Средний рост в этом возрасте - 129-146 см, вес - 25-39 кг.

Формула расчета физических данных

Воспользуйтесь формулой для вычисления веса : вес (кг) =10 + (2 х П) , где:

  • 10 кг - средний вес ребенка в 1 год (Вы берете за основу вес своего ребенка);
  • 2 кг - средняя годовая прибавка в весе;
  • П - количество лет.

Например, если ребенку 8 лет. Тогда его средний нормальный вес должен быть равен: 10 + (2 х 8) = 26 кг.

Рост ребенка определяют по такой формуле : рост (см) = 75 + (5 х П) , где:

  • 75 см - средний рост ребенка в возрасте 1 года (можете взять за основу вес своего ребенка);
  • 5 см - средняя годовая прибавка в росте;
  • П - количество лет.

Если ребенку 10 лет, то его средний нормальный рост должен быть равен: 75 + (5 х 10) = 125 см.

Что мы хотим воспитать в детях? Доброту, порядочность, смелость, стойкость… Положа руку на сердце, многие из нас ограничиваются вот такими, самыми общими понятиями. Но что конкретно они означают для каждого из нас? Какие вещи для меня принципиально важны, а что не столь существенно?

Очень полезно задавать себе подобные вопросы и размышлять над «родительской программой». И не на бегу, а всерьез, формулируя и записывая свои соображения. Ведь если наши цели расплывчаты, мы упускаем много важного, что могли бы, но не сумели дать своим детям. Чтобы избежать этого, писательница Линдси Мид составила свою «родительскую программу».

***

Казалось, еще совсем недавно я раздумывала, какие принципы должна усвоить моя дочь Грейс до 10-летнего возраста. Но вот уже и Уит приближается к этой отметке. Меньше чем через 2 месяца ему стукнет 10, и в нашем доме не останется никого, чей возраст можно обозначить одной цифрой. Как и в случае с Грейс, я все время думаю, какие ценности и принципы Уит должен усвоить - причем так, чтобы он в них вообще не сомневался.

Я раздумываю на эту тему и даже записываю варианты, но при этом понимаю, что не все зависит только от меня. Я знаю: важнее то, что я делаю, а не что говорю. Мне стоило бы все время вести себя в соответствии с этими принципами, потому что за 10 лет он успел неосознанно перенять многие из моих принципов и ценностей.

Надеюсь, что я неплохо справилась с задачей - на своем примере научить сына этим принципам.

Вот что я бы хотела, чтобы он усвоил к своим 10 годам:

1. Уважай других. И мужчин, и женщин. Директриса твоей школы и бездомный мужчина у метро одинаково заслуживают уважения. Ты уже делаешь это, инстинктивно. Пожалуйста, никогда не изменяй этому принципу.

2. Шалости и физическая активность - это здорово и весело. Знаю, что шикаю на тебе чаще, чем следовало бы, потому что сама предпочитаю тишину, но я работаю над этим. Физическая активность и даже некоторое буйство - совершенно нормально. Но есть и границы - физическое насилие, - это НЕ нормально. Крайне важно понять, где проходит граница.

3. Нет значит нет. И точка. Неважно, кто говорит «нет» и в каком контексте.

4. Не скрывай свою чувствительность. Ты все переживаешь невероятно глубоко - ход времени, воспоминания, любовь, потери. Не приглушай свои чувства. Ты можешь быть сильным и при этом чувствительным человеком. На самом деле богатая палитра чувств делает тебя сильнее. Это верно и для мальчиков, и для девочек.

5. Ты не можешь сделать другого человека счастливым - ни меня, ни папу, ни сестру. Никого. И это не твоя обязанность. Мы все это знаем, и я надеюсь, что ты всегда будешь помнить об этом.

Не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье

Ты отвечаешь за себя и за свое отношение к окружающим, которое, конечно, может влиять на их настроение. Но не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье. Меня делает счастливой знание того, что ты преуспеваешь, преодолеваешь трудности, ощущаешь энтузиазм, радуешься жизни и живешь осознанно.

Это правда хорошо. Я еще не научилась останавливать время, но я знаю, что когда мы обращаем пристальное внимание на все происходящее, даже повседневность, то в награду получаем богатые воспоминания и дни, полные жизни.

7. Найди то, что тебя страстно увлекает. Неважно, что это будет, но я не хочу слышать от тебя слов «мне скучно». Никогда. Вокруг тебя столько всего интересного, что можно исследовать, узнавать и испытывать. Я поддержу любое твое увлечение, будь то хоккей, или программирование, или игра на скрипке - или даже все сразу! Но ты должен найти что-то, во что захочешь уйти с головой.

8. Хуже избалованности/неблагодарности не может быть ничего. Я строгая мать, хотя мне тяжело наказывать или ругать. Но если я замечу малейшее проявление избалованности или неблагодарности, отреагирую моментально (и без всякого сожаления). У тебя они бывают редко, и не похоже, чтобы ты был таким от природы.

Пожалуйста, всегда помни, насколько нам повезло. Жить, как мы живем каждый день, - огромная привилегия. Маленькие воскресные сюрпризы, волонтерство, помощь бездомным, записки с благодарностями - я пыталась показать тебе, какая огромная удача - жить так, как наша семья. Это лучшая прививка против избалованности и неблагодарности.

9. Даже если ты не начнешь чего-то делать, ты все равно можешь быть не прав. Я всегда помню одно высказывание Мартина Лютера Кинга: «Молчание наших друзей ранит намного больше, чем слова наших врагов». Главарь банды или зачинщик виноват, но виноваты и те, кто пошел за ним. Не бойся противостоять популярным детям, когда они будут делать что-то плохое. Пока такого не случалось, но я знаю, что когда-нибудь это произойдет.

10. Я люблю тебя, несмотря ни на что. Ошибки - часть жизни. Я буду любить тебя, даже если ты ошибешься. Чтобы научиться чему-то, нужно отпустить прошлое и начать заново. Я показала это на своем примере, может, даже слишком очевидно: тебя растит мама, которая не боится показывать свои слабости, не боится потерпеть неудачу, извиниться и начать заново.

В настоящее время питание школьников состоит из сплошных перекусов на бегу в перерывах между уроками, секциями и кружками. Причины тому – неправильно организованное питание, не заложенное в семье разумное отношение детей к приему пищи и вообще к здоровому образу жизни. В отличие от взрослого организма детский начинает быстрее реагировать на недостаток полезных веществ и переизбыток ненужных, что имеет крайне негативные последствия. Питание десятилетнего ребенка должно быть строго регламентировано для обеспечения полноценного развития растущего организма, нормальной работы нервной, эндокринной системы, предупреждения заболевания глаз и развития анемии, а также чтобы сформировать нормальную социальную и физиологическую адаптацию. Только в этом случае ребенок будет здоров, вынослив и меньше будет уставать.

Для нормальной работы нервной системы и особенно мозга с пищей должны поступать ненасыщенные жирные кислоты и витамины А, D и Е, их содержат нерафинированное льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно добавлять ежедневно 1–2 ст. л. смеси этих масел в салаты или овощное рагу.

Обязательна растительная пища. Чтобы организм получил полный набор всех витаминов, нужно съедать не менее 4 фруктов среднего размера (яблоки, груши, апельсины, персики и т. д.) и грамм 300–400 любых овощей.

Должны быть включены в рацион зелень, приправы, специи, бобовые, семечки и орехи, листовые и травяные чаи. Готовить надо салаты, овощные супы, овощные нарезки, гарниры из тушеных овощей.

Очень полезны для растущего организма каши: гречневая, овсяная, перловая, пшенная, которые можно использовать каждый день как гарнир или как самостоятельное блюдо, добавляя к ним сливочное масло и сухофрукты. Круп в день рекомендуется употреблять до 50 г. А вот в макаронах пользы мало, желательно съедать не более 20 г в день.

Важным и ничем не заменимым продуктом для детей являются яйца. Давать их можно десятилетнему ребенку каждый день по 1 шт.

Мясо ребенок должен есть ежедневно, т. к. это чистый белок животного происхождения, который обеспечивает полноценный рост, хорошую работу мозга и иммунной системы. Мясо есть лучше в первой половине дня, подойдет говядина, мясо птицы и кролика. Объем в день – не менее 150 г. Потребности в животном белке выше у детей, занимающихся спортом, и у мальчиков по сравнению с девочками.

1–2 раза в неделю вместо мяса на обед следует давать рыбу (150–200 г). В морской рыбе содержится больше йода, чем в речной.

Молоко и молочные продукты ребенок должен есть каждый день. Объем молока или кефира можно доводить до ½ л в день, творога – 100 г, сыра – 10 г. Следует обратить внимание на срок хранения (он не должен превышать 2 недели) и на содержание добавок и консервантов (они дают дополнительную нагрузку на почки и печень, заставляют их работать в усиленном режиме). Одним словом, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.

Суточная потребность в витаминах ребенка в 10 лет:

  • А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,4 мг;
  • В2 – 1,9 мг;
  • В6 – 1,7 мг;
  • РР – 15 мг;
  • С – 50 мг.

Режим питания

Полноценный завтрак придаст силы и обеспечит энергией на весь день.

За сутки с питанием в организм 10-летнего ребенка должно поступать в среднем 2300 ккал.

Белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:5, а именно: 80 г белков (50 % животного происхождения), 80 г жиров (20 % животного происхождения) и 350 г углеводов.

Пища должна поступать в организм через 4–4,5 часа.

Горячее питание ребенок должен получать не менее 3 раз в день.

С завтраком ребенку следует употреблять 25 % пищи от дневной нормы, с обедом - 30–35 %, с полдником – 15 %, с ужином не более 25 %.

Сытный и полноценный завтрак должен присутствовать обязательно! Научно доказано, что дети, которые каждый день плотно завтракают, более развиты интеллектуально, у них лучше память и они не страдают избыточным весом, а вот у детей, которые утром голодают, начинают переедать во время обеда и ужина, в организме нарушаются обменные процессы и энергия идет на образование жировой ткани. Также плотно завтракающие дети реже страдают простудными заболеваниями.

Оптимальными продуктами для завтрака являются злаковые каши, вареные яйца и омлет, молочные продукты и фрукты.

Следующий прием пищи должен состояться до 12 часов дня, так называемый второй завтрак. Важно объяснить ребенку, что во время уроков мозг активно работает и нуждается в дополнительном объеме энергии. Это может быть фрукт, овощной салат или творожный сырок.

В период с 12:30 до 13:30 активно работают органы пищеварения и пища усваивается лучше, это время является наиболее подходящим для обеда. Все, что попадет в желудок, будет хорошо усваиваться и удовлетворять организм в накопившихся потребностях. Обед должен состоять из первого, второго и третьего, но ни в коем случае не из булочек, пирожных, бутербродов, чипсов, лапши быстрого приготовления.

Между обедом и ужином ребенок должен съедать полдник. Это может быть какой-то овощной гарнир или блюдо из творога, омлет или просто фрукты и ягоды.

Не позднее 19 часов, примерно за 2 часа до сна ребенку лучше всего предложить ужин (творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу).

В приеме пищи есть одно правило: есть надо медленно, прожевывая каждый кусочек. Лучше всего не вести за едой бесед, особенно воспитательных. Любой негатив или ссора тормозят выделение пищеварительных соков и пища будет усваиваться хуже. Желательно принимать пищу в одно и то же время, если нет такой возможности, приучите ребенка носить в рюкзаке перекус, приготовленный дома (свежие фрукты или сухофрукты, сырок или творожок, просто замечательно если это будет гарнир с котлетой в контейнере или термосе с широким горлом, предназначенным для твердой пищи).

Каких продуктов следует остерегаться


Нездоровая пища вредит желудку, печени, почкам, приводит к гиповитаминозам и повышает риск развития сахарного диабета.

Необходимо полностью исключить из детского рациона так называемые продукты быстрого приготовления (чипсы, сухарики, лапша из пакетов). В своем составе они имеют много соли, усилителей вкуса и консервантов, в свою очередь почки и печень, пытаясь избавить организм от этих вредных веществ, получают большую нагрузку, что впоследствии может привести к серьезным заболеваниям. Поэтому ребенку стоит объяснить, какой вред они приносят организму, а не просто ругать и запрещать их есть.

Нежелательно часто давать детям бутерброды, пирожки, булочки, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, хлопья, палочки и фигурные изделия из кукурузы.

  • Во-первых, эти продукты сильно влияют на поджелудочную железу, приводя к колебаниям уровня сахара крови.
  • Во-вторых, сказываются на нервной системе. Доказано: чем больше школьники потребляют подобных продуктов, тем хуже они переносят стресс и чаще страдают депрессией.
  • В-третьих, это приводит к быстрому отложению лишних килограммов, которые перегружают работу сердца и почек, увеличивают риск развития сахарного диабета.

Также имеются данные, что крахмал, пройдя термическую обработку, выделяет вещества, способствующие развитию онкологических заболеваний, а из жиров получаются вещества, оказывающие воздействие, сходное с механизмом наркотической зависимости.

Эти продукты бедны витаминами и минералами, а ведь только 10 % детей этого возраста имеют полную витаминную обеспеченность. Столько же детей страдают авитаминозом, треть детей имеют недостаток одного-двух витаминов. Внешние симптомы недостатка витаминов легко обнаружить: это кровоточивость десен, трещины губ, сухость и шелушение кожи. При недостатке кальция происходят нарушения в костной и мышечной системах, что может способствовать развитию сколиоза, остеопороза, кости становятся хрупкими. Недостаток железа приводит к малокровию, недостаток йода – к снижению интеллекта и заболеваниям щитовидной железы. Поэтому контролировать питание детей надо очень строго.

Интересно знать! Регулярное употребление высокоуглеводных продуктов повышает риск развития алкоголизма. Ученые провели исследование с крысами, которые сидели на углеводной «школьной» диете с бедным содержанием витаминов и минералов. В итоге выяснилось, что такое питание способствовало развитию алкоголизма у крыс, а при переводе на рациональное полноценное питание потребность у крыс в алкоголе снижалась на 50 %.

Примерное меню десятилетнего школьника

  • 1 вариант:

Завтрак: омлет 100 г/крупяная каша 200 г, хлеб 50 г и чай с молоком и сахаром 240 мл.

Второй завтрак: салат из свеклы с зеленым горошком 100 г/морковный салат с сыром 100 г.

Обед: борщ 200 мл, хлеб 50 г, тушеные овощи 200 г, котлета 100 г, чай – 240 мл.

Полдник: кефир или молоко 200 мл/любой фрукт.

Ужин: тушеные овощи 200 г/творожная запеканка 180 г, отварная курица 100 г, ягодный кисель 240 мл.

  • 2 вариант:

Завтрак: каша 200 г/творог 100 г с сахаром 5–10 г, молоко 200 мл.

Второй завтрак: свежие огурцы или помидоры 200 г.

Обед: суп с фрикадельками 200 мл, картофельные/мучные оладьи 200 г со сметаной 20 г, фруктовый сок 200 мл и печенье 50 г.

Полдник: печеное яблоко 1 шт./кефир 200 мл.

Ужин: овощной салат 200 г, рыба 100 г, компот 240 мл.

  • 3 вариант:

Завтрак: нежирный творог 100 г, молоко/компот из яблок 200 мл.

Второй завтрак: любой фрукт/овощной салат 200 г.

Обед: молочный суп 200 мл, картофельное пюре 150 г, рыба 150 г, салат из свеклы 150 г, чай 240 мл, печенье 50 г.

Полдник: творожный сырок с сухофруктами/фрукт.

Ужин: салат из свеклы со сметаной и яйцами 200 г, овощной сок 200 мл.

Перед сном ребенку также можно предложить стакан кефира или йогурт.

Диета для детей 10 лет с избыточным весом и ожирением

На заметку! От лишнего веса на территории постсоветского пространства страдает около трети населения, половина из них не достигла 18 лет. За последние двадцать лет ожирение увеличилось в два раза у детей в возрасте с 6 до 11 лет. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на планете 155 млн детей школьного возраста страдают ожирением. В странах Европы 10–30 % школьников в возрасте 6–11 лет имеют лишний вес. А в США и Австралии частота ожирения детей дошкольного возраста за последние 10 лет выросла на 70 %, притом больше у мальчиков. Кстати, ожирение у мальчиков развивается в 1,5 раза чаще, чем у девочек, и у городских детей в 2 раза чаще, чем у сельских.

Последствия ожирения крайне неприятны, и это повод задуматься, пока не поздно: чаще всего дети, которые страдали ожирением в детстве, и во взрослой жизни имеют лишний вес.

Правила питания:

  • Режим питания должен быть дробным (до 6 раз в день), чтобы организм не успевал проголодаться.
  • Общая калорийность должна составлять 80 % от возрастной, т. е. не более 1700 ккал.
  • Основная масса пищи должна приходиться на период до 14:00;
  • Ужин не позднее 19:00.
  • Приучить ребенка есть медленно, понемногу.
  • Ограничить ребенка в приеме жидкости – не более 1,6 л в сутки (учитывая супы, каши и свежие фрукты и овощи).
  • Отдавать предпочтение молочнокислым продуктам (творогу, кефиру, йогурту и сметане), лучше обезжиренным, от жирных и сладких молочных продуктов следует отказаться.
  • Есть больше клетчатки.
  • Сначала отучить ребенка от переедания и только затем постепенно переходить к диете в течение 1,5–2 недель.
  • Нельзя практиковать голодную диету, чтобы не заставлять голодать юный мозг.
  • Ну и конечно, контролировать двигательную активность: сидеть за компьютером и телевизором не более 2 часов в день.

Исключить:

  • Кондитерские изделия и любые сладости, кроме меда.
  • Легкоусвояемые углеводы и компенсировать их белками животного происхождения (молоко, творог, яйца и мясо).
  • Ограничение жирной пищи, из жиров лучше использовать сливочное масло.
  • Жареное, соленое и копченое.
  • Манная и овсяная каша не чаще 1 раза в неделю.
  • Отказаться от макарон.
  • Сухофрукты и бананы заменить несладкими яблоками, грушами.
  • Жирные сорта мяса.
  • Сладкие напитки, особенно газированные по типу фанты и кока-колы.
  • Уменьшить на 50 % суточную норму потребления сахара и хлебобулочных изделий.

Зато можно расширить рацион за счет: 250–300 г овощных супов, 150 г мяса (птицы, говядины) или 150 г рыбы или морепродуктов, 200 г обезжиренного творога, молока (кефир, простокваша) до ½ л ежедневно, сыра 50 г, 1–2 яиц (3 раза в неделю), гречневой и перловой каши.

А вот овощи есть можно в большом количестве. В меню рекомендованы все виды капусты (150 г), редис, свежие огурцы и томаты, салат, кабачки и (овощей, кроме капусты, до 400 г), тем не менее картофеля не больше 250 г в день, а в неделю максимум 1 кг. Фрукты следует есть несладкие и объемом до 450 г в день. Сахара – 10 г.

Дополнительно к диете должна прилагаться ежедневная физическая нагрузка, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Рекомендуется снижать массу тела по ½ кг в месяц и не более 7 кг в год.

Таблица калорийности продуктов


Приучайте малышей с детства к правильной еде и нормам здорового питания, старайтесь, чтобы дома для них всегда было что-то приготовлено, чтобы дети могли разогреть сами обед. Приучите брать еду с собой в школу или на иные занятия в контейнере, убеждайте их не отказываться от школьного питания. Заложенное вашими совместными усилиями правильное питание и разумный рацион станут основой здоровья для ваших детей.


Если в семье растет мальчик 10 лет, психология воспитания чрезвычайно интересует родителей. Ведь этот возраст не зря считается между детством и взрослостью. У ребенка резко меняется гормональный фон или только обнаруживаются предпосылки к изменениям в физиологии и психологии подростка. Задача родителей — помочь сыну преодолеть это непростое время, сделав акцент на том, что изменения — это нормально, и повзрослеть.

Подростковый возраст является одним из самых важных, влияющим на дальнейшее развитие личности, критическим периодом в жизни человека. Физиологические и психологические перестройки, противоречивые тенденции обуславливают резкие перемены в настроении, импульсивность в поведении ребенка, а порой и неадекватность, неожиданную смену интересов.

Подростковую пору называют временем второго рождения личности. И рождение это не обходится без мук. Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые: дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны. Мир подростка сложен, противоречив, полон постоянных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, чего хотят подростки.

Подросток не может справиться с последствиями изменений, происходящих со стороны нервной системы, и ищет причину в своем окружении — родителях и друзьях. Родители раздражают ребенка своими требованиями, просьбами; друзья — непонятливостью, непоследовательностью. Неуравновешенность психики приводит к тому, что в отношениях с друзьями и взрослыми отсутствует стабильность. Не исключена и дружба с «плохой» компанией. В этом случае не стоит критиковать друзей сына или запрещать с ними общаться, ведь ребенок сделает все наоборот просто потому, что главенствует чувство противоречия. Задача родителей — тактично и спокойно объяснить ребенку достоинства или недостатки друзей, да и свои собственные, и подвести его к определенным выводам. Если подросток самостоятельно сформулирует, каким должен быть друг, это будет его собственное мнение.

С 10 лет происходит преобразование процесса мышления. Абстрактные понятия, такие как дружба, любовь, предательство и другие, наполняются для ребенка реальным содержанием. Он начинает замечать, что окружающие люди могут говорить одно, а делать совершенно другое. Понимая противоречия мыслей, слов и поступков, растущий человек начинает более критично относиться к требованиям взрослых, зачастую вступая с ними в конфликтные отношения. В большей степени это характерно для мальчиков, которые по своей природе более активны и агрессивны.

Личностное и эмоциональное развитие мальчиков

Для этого периода показательны как положительные (проявление самостоятельности, охват новых сфер деятельности), так и отрицательные ( и конфликтность, дисгармоничность характера) моменты.

Задачи развития, которые возникают перед ребенком в десять лет и продолжаются до окончания подросткового возраста:

  • формирование полоролевой идентичности;
  • развитие навыков межличностного общения, эффективной коммуникации;
  • изменение отношений в семье на основе эмоциональной независимости при сохранении материальной и моральной поддержки;
  • развитие абстрактного мышления;
  • формирование адекватной самооценки и развитие самосознания;
  • становление ценностных ориентаций и мировосприятия.

Борьба за стремление быть как все и в то же время выделяться приводит к эмоциональной нестабильности. Мнение других ребят для сына становится важнее мнения родителей. Мальчики самоутверждаются за счет дружбы со старшими по возрасту ребятами, сленга, грубости или паясничества, силы или услужливости более сильному. Этот период у всех проходит по-разному. Из многообразия требований и норм общества, образцов поведения подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Сложности воспитания сына

В этом возрасте психологический мониторинг обнаруживает заниженную самооценку детей, неприятие себя, своего тела и способностей, застенчивость, неуверенность в себе. По отношению к родителям ребенок может себя вести грубо и вызывающе, так он пытается продемонстрировать свою взрослость и выразить накопившиеся переживания. Он постоянно проверяет свою храбрость и силу воли. Подобные изменения в личности сына неизбежно требуют перестройки — от авторитета послушания к равноправному партнерству.

Родителям ничего не остается, как смириться с тем фактом, что ребенок взрослеет, отдаляется от семьи. Контроль необходим, но гораздо более мягкий и настойчивый. Сын должен понимать, что есть определенные границы, выходить за которые в своих поступках нельзя. В то же время у него должна быть определенная свобода в выборе дополнительных занятий, друзей, как проводить досуг и т.п.

Важно общение с обоими родителями. Мать даст по-прежнему такие необходимые эмоционально тепло и заботу, а , разовьет смелость и решительность. В этом возрасте ребенок стремится контактировать с любым мужчиной, оказавшимся поблизости, всеми доступными ему средствами. Если же отца или отчима поблизости нет, матери необходимо позаботиться о положительном мужском влиянии на сына. Это может быть дедушка, неравнодушный сосед, тренер в спортивной секции и т.п. В противном случае мальчик имеет высокие шансы вырасти мягким и нерешительным.

Советы психолога родителям сыновей подросткового возраста:

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину такого поведения, помните, что к вашему сыну нужен индивидуальный подход.
  • Проявляйте интерес к увлечениям ребенка, поддерживайте его в любых начинаниях, старайтесь быть сыну другом.
  • В ситуациях конфликта начинайте не с критики в адрес ребенка, а попробуйте понять мотив его поступка и вместе найти выход.
  • Определите сильные стороны, качества ребенка и развивайте их, давая посильные задания. Огромное значение имеет для мальчика испытать счастье, радость от успеха.
  • Помогайте сыну быть хорошим, умным, добрым, смелым. Замечайте его мужские поступки и верьте в него, подростку необходимо чувствовать себя значимым, особенным, нужным. Это будет способствовать становлению его самооценки.
  • Помогайте подростку в формировании у него жизненных целей, научите его с уверенностью отстаивать свою точку зрения в различных ситуациях.
  • Поступайте с ребенком так, как вы хотите, чтобы он поступал с вами и другими людьми.

Если родители уважают в сыне личность, он вырастет гармонично развитым человеком с чувством собственного достоинства, успешным, смелым и решительным — каким и должен быть настоящий мужчина.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!