Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Речевое развитие в средней группе темы занятий. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Короткие и длинные слова

Программное содержание:

  • Познакомить детей с рассказом.
  • Формировать понятие о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
  • Закрепить навык развернутого связного высказывания.
  • Развивать внимание, диалогическую речь, эмоций, выразительности речи, памяти, воображение, нравственных представлений, фонематический слух, ритмику движений.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания герою рассказа, выдержку, умение слушать и слышать речь логопеда и детей.
  • Активизация словаря: речецветик, правильная речь, красный, синий, желтый, оранжевый, слово, звук, внятно, выговаривать, секрет, стебель, лист, лепесток.

Методические приемы:

  • Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
  • Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
  • Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,
  • Практические: упражнения, vатериал, оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.

Ход занятия

Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка.

Физминутка:

Давайте ребятки вместе с вами повторим слова песенки и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".

Я буду разговаривать и буду выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая игра "Собери цветок". Какого цвета твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:

Давайте с вами вспомним сказку.

О ком говорится в сказке?

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Что случилось с девочкой?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

А вы хотите узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам стебелек от волшебного цветка. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Цветок называется Речецветик. Сегодня мы получаем первый лепесток. Что на нем нарисовано? (Ухо) Правильно.

Открывает нам Речецветик первый секрет:

Слушаем внимательно логопеда и воспитателя.

Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить.

Повторим хором секрет.

Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет лепесток). А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе Тема: В гостях у игрушек

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.

Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Воспитывать желание говорить правильно, красиво. Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька. Методические приемы:

Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".

Словесные: вопросы, указания. Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")

- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).

Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

О мяче, грузовике и т.д.

Скажите, как можно назвать их одним словом?

Игрушки.

Правильно.

Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.

Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.

Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)

- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки "му-му")

- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в "Самолет".

(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?

Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".

Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

Да, знаем.

Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)

Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

Самолет!

Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)

- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?

Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе

Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.

Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.

Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен. Материал, оборудование.

Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.

Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК. Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.

Ход занятия

В гости к нам сегодня колобок пришел. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
В печку сажен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.

Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.

(Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки)

- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").

Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.

Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").

- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.

Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.

Давайте повторим хором и постараемся запомнить.

(Дети повторяют, логопед пристегивает лепесток к Речецветику) Конспект пальчиковой гимнастики в средней логопедической группе Тема: "Домашние птицы"

Программное содержание:

  • Закрепить название домашних и перелетных птиц (гусь, курица, петух ласточка), отличительные особенности их внешнего вида; тексты стихов, закрепить в речи произношение звуков -к-, -г-.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать темп и ритм речи и движений рук, слуховое внимание и восприятие, память, воображение.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру.

Предварительная работа:

  • Изучение темы "Домашние животные", разучивание пальчиковых игр. Материал и оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации (гусь, курица, петух, ласточка), цветок Речецветик.

Ход гимнастики.

Логопед достает из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.

Ребята, Фея нам прислала новый лепесток с секретом правильной речи. Что на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:

Пальчиками мы играем,
И массаж мы получаем.

Дети хором повторяют, а логопед прикрепляет лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.

Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)

Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой изображаем гуся).

Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)

У Маши славный жил петух. (правой рукой изображаем петуха)

Он повторял все песни вслух (левой рукой изображаем петуха)

Логопед выставляет картинку с изображением петуха

У Маши курочка жила (правой рукой изображаем "курочку")

Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")

Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)

Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)

Хлопнул один по другому слегка (медленно стукнуть кулачками друг о друга)
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки)
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать в ладоши)
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками друг о друга до чего стараются в среднем темпе
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем темпе)
так и рассыпаются
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками друг о друга громко хлопать стали. быстро)
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже не отстали)

Анализ занятия.

Молодцы. Давайте еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем

Сегодня послушные пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались...

Тема: В королевстве Феи Правильной речи.

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.

Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю неделю собирали к нему лепестки, чтобы узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.

Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты.

Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:

  • Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
  • Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
  • Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
  • Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
  • Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
  • Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем. Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А теперь давайте все вместе споем песенку:

Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать по слогам), чтоб было всем понятно (протопать по слогам).

Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.

Логопед: Спасибо тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться в группу. Мы постараемся научиться правильно разговаривать, чтобы попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея!

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при проведении занятий.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Возраст детей: 4 – 5 лет

В ОД используются технологии: здоровье сбегающие технологии, моделирование

Цели:

  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
  • Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
  • Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
  • В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
  • Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

  • Закрепить навыки правильного произношения
  • Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Демонстрационный материал:

Мягкая игрушка медведя, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания: кукла, машинка, мячик.

Раздаточный материал: зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка) .

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Этот зверь живет в лесу.

У него коричневая, теплая и густая шуба.

У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

Этот зверь любит мед и ягоды.

Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

«мишка» тихо (шепотом) .

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем мишку чуть погромче.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем мишку громко.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громко.

Появляется медведь.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Основная часть:

Воспитатель: Мишка, конечно мы любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Миша присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.

Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.

А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление описательных рассказов по графическим схемам.

Величина

Как можно играть?

Воспитатель: А еще, Мишка, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька» , ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

Физкультминутка: Динамическая пауза «Ванька – Встанька» .

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Молодцы ребята. Тихонечко присаживаемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Мишка, поиграть вместе с нами. Дети, возьмите сигнальные карточки, если вы услышите неправильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять красную карточку, если правильное – зеленую.

Примеры:

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Медведь: А я тоже знаю очень интересную игру «назови ласково» . Я буду показывать картинки животных, а вы, ребята, должны назвать их ласково.

Кошка, собака, коза, куры, утка, лошадь, белка, заяц.

Дети: Кошечка, козочка, курочки, лошадка, белочка, зайчик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с игрой Мишки.

Медведь: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своим лесным друзьям. Спасибо вам. До свидания.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Мишкой, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.

реквизиты: Никитина Ольга Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №10 муниципального образования Усть - Лабинский район

Наталья Безродная
Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема : «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы» .

Программное содержание :

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

Употреблять в речи названия предметов , их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,"продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением : игрушки.

- Развивать мышление , воображение, наблюдательность, зрительную память.

Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы :

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа :

А) обогащение : мягкая игрушка, плюшевая;

Б) активизация - слова - определения : резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия : скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материал :

сундучок, игрушки для описания : машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами» .

Предварительная работа :

рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки . Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) .

В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

Достаю сундучок из-за стола.

В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим : «Мишка, а почему гости спрятались?» .

В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки :

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч) .

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина) .

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла) .

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида) .

В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка) .

В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки) .

В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?

В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .

В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .

В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .

В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

В.: У игрушек есть части, например : у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В.: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал) . Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .

Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые) . Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем : плюшевые.

В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку : цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В.: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка) .

В.: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка) .

В.: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

В.: Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .

В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами) .

В.: Что находится сзади куклы? (Машина) .

В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка) .

В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место) .

В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.» .

В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось .

Занятия по развитию речи в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений в соответствии с возрастной категорией. От правильности произношения и умения выражать собственные мысли зависит успешность адаптации малыша среди сверстников, а также дальнейшее обучение в начальной школе. Именно уровень развития языковых навыков показывает, каков уровень психического и интеллектуального развития у конкретного ребенка.

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Занятие по развитию речи со средними дошкольниками проводится только в игровой форме. Это связано с психологическими особенностями детей данного возраста, поскольку они мыслят предметно. У них еще не сформирована усидчивость и внимательность. Дети среднего дошкольного возраста слишком эмоциональны, поэтому легко устают. Игровые занятия должны соответствовать возрасту. Успех обучения зависит от того, насколько ребенок проникнет в игровой процесс, насколько данное мероприятие станет его собственным. В процессе игры малыш задействует все основные психические процессы. Он слышит, действует, видит, взаимодействует с окружающим миром через разнообразные игровые приемы. На занятиях ребенок слушает пояснения воспитателя, отвечает на поставленные вопросы, учится слушать ответы других детей. В процессе игры малыши не замечают, что тоже учатся.

Проблемы речевого развития дошкольников среднего возраста

1. Ситуативная речь - неумение строить сложные и сложноподчиненные предложения. У таких детей речевые обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят их двух-трех слов.

2. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой присутствует сленг и нелитературные выражения.

4. Плохая дикция.

5. Логопедические нарушения речи.

6. Неумение построить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, исходя из ситуации.

7. Неумение построить монологическую речь: пересказать сюжет рассказа близко к тексту или своими словами, составить рассказ-описание на конкретную тему.

8. Неспособность использовать в собственных выводах логическое обоснование.

9. Не сформирована культура речи: ребенок не может подбирать интонацию, темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой ситуации.

Как развивать связную речь у дошкольников?

Что включают занятия по развитию связной речи? Под связной речью подразумевается возможность точно, образно, логически и последовательно излагать какую-либо информацию. Речь должна быть построена грамматически правильно. Связная речь включает:

Диалог. Предполагает знание языка, обеспечивает живое общение между детьми. Диалог может быть построен в виде отдельных реплик, беседы между участниками, высказываний вида «вопрос-ответ». Занятия по развитию речи в средней группе предполагают формирование умений диалоговой речи: ребенок учится кратко и емко отвечать на поставленные вопросы, вступать в дискуссию с воспитателем и сверстниками. На занятиях продолжается формирование навыков культуры общения: детей учат выслушивать собеседника, не перебивать говорящего, не отвлекаться, включать в речь синонимические формы этикета.

Монолог. Представляет собой связную речь одного лица, навык формируется к пяти годам. Сложность такой речи заключается в том, что ребенок в среднем дошкольном возрасте еще не в состоянии программировать собственное высказывание, выражать мысль логически, последовательно и непрерывно. Занятия по развитию речи в средней группе предполагают обучение трем видам монологической речи: рассуждению, повествованию и описанию. При этом малыши учатся описывать предмет и пересказывать небольшие тексты.

Речь с движениями в средней группе

Речь с движениями (средняя группа) позволяет координировать движения рук и ног с произносимыми фразами. У многих детей среднего дошкольного возраста движения неточные и несогласованные. Занятия по рук позволяют поднять , постепенно научиться координировать движения с речью.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал специальную оздоровительную методику воздействия на руки. Согласно его учению, на пальцах имеется большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположены Массируя их, можно воздействовать на состояние внутренних органов. Именно данное учение легло в основу развития речи с использованием движений. Специалисты выявили, что от точности движений мелких мышц рук зависит правильность и уровень развития речи. М. Монтессори в своей книге «Помоги мне сделать это самому» подчеркивает: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и речь». Такие занятия по развитию речи в средней группе включают:

Задания вида «закончи рисунок»;

Лепку с применением природного материала;

Графические упражнения;

Рисование по трафаретам;

Работу с водой (переливание воды пипетками);

Строительство колодца из спичек;

Работу с дыроколом;

Дидактические игры и упражнения с применением природного, хозяйственно-бытового материала.

Занятия по коррекции речи

Как осуществляется развитие речи (средняя группа)? Занятия направлены на расширение словарного запаса, дикции, формирование умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог. Для развития и коррекции речи в средней группе используют комплекс упражнений:

Разговор по картинке - он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков.

Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре.

Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки.

Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли.

Как проанализировать занятие по развитию речи?

Анализ занятия по развитию речи необходим не только для формирования отчетности, но и для того чтобы понять, какие методы обучения являются наиболее успешными и подходят для повышения уровня речевого развития именно в данной группе. В процессе анализа воспитатель может проконтролировать, сколько времени понадобилось на усвоение нового материала, кто из детей материал не усвоил или сделал это на низком уровне. В процессе анализа необходимо обратить внимание на такие моменты:

Насколько получилось мотивировать каждого участника к обучению;

Насколько правильно каждый выполнял инструкции педагога;

Какие моменты не удались;

Какие методы и приемы были задействованы, какие из них оказались нецелесообразными;

Доступно ли был изложен материал;

Каков общий эмоциональный климат занятия;

На какие моменты необходимо обратить внимание на следующем занятии;

Какие навыки и умения нуждаются в коррекции;

Кому из детей нужно уделить повышенное внимание.

В каких случаях развитие речи детей средней группы (4-5 лет) не соответствует норме? Когда нужна консультация логопеда и невролога?

Консультация логопеда и невролога в экстренном порядке нужна в случае, если:

У ребенка маленький словарный запас или полностью отсутствует речь к 4 годам;

Речь малопонятна, основана на большом количестве жестов;

Ребенок заикается, запинается или имеет прочие явные логопедические нарушения;

Имелись в прошлом травмы головы, носоглотки или ротовой полости, которые привели к нарушению речи или молчанию.

Своевременное обращение к специалистам поможет скорректировать нарушения речи, иначе ребенок говорить правильно не сможет, он будет обречен учиться в специализированной школе для детей с дефектами речи. Самостоятельно такие нарушения не проходят.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!