Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников. Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 11 «Вишенка» г. Вольска Саратовской области»

_________________________

Приложение 3.8

Консультация для педагогов

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Подготовила и провела

воспитатель Сибирякова Юлия Алексеевна

Актуальность . Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Именно поэтому я стала искать такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. К.Д. Ушинский, подчеркивал, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Я пришла к выводу, что наиболее продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно поэтому у меня возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. При этом решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие;
  • речевое развитие.

Это такие задачи речевого развития как:

  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

При организации театрализованной деятельности я пользуюсь общими методами руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр я широко использую практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Из словесных методов применяю: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Особое внимание уделяю творческим приёмам:

  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы);
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • противоречий и доказательств;
  • ассоциаций;
  • просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • проектов;
  • коллаж из сказок
  • музыкотерапии

Я заметила, что при таком подходе процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп).

Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи детей разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр:

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф:

  • развивают творческие способности;
  • содействуют эстетическому воспитанию;
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр:

  • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Она обеспечивает:

  • целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  • способствует самопознанию и самовыражению личности;
  • создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В процессе организации театрализованной деятельности я четко соблюдаю требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Соответствие содержания возрасту и опыту детей.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а так же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Работу по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Используя различные формы работы:

  • Тестирование и опросы
  • Консультации, фото-отчеты
  • Создание предметно – развивающей среды (костюмы, декорации, атрибуты)

Широко использую наглядную информацию для родителей, провожу родительские собрания с участием учителя-логопеда, чтобы убедить их в необходимости развивать коммуникативные навыки детей с раннего возраста.

Работая над темой «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности», я вижу, что театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра:

  • Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
  • Совершенствуется артикуляционный аппарат;
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.

З. Х. Акназарова

МДОБУ «ЦРР - д/с «Айгуль» г. Сибай

У детей с недоразвитием речи наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятие, внимании, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения. При решении основных задач коррекционного обучения как:

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Формирование правильного произношения (восстановление артикулярных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

Подготовка к обучению грамоте. Обладание элементами грамоты.

Развитие навыков связной речи. Поэтому необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания.

Надо строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной жизнью, чтобы они заинтересовавшись добровольно втянулись в неё, чтобы не в тягость была родителям и детям коррекционная работа.

Родители и педагоги встречаются с проблемой нежелания ребёнка выполнять задания. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Ещё Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта у дошкольников». Обучение по программе взрослого будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала, и «программой» ребёнка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.

Этой мотивацией и является театрализовавшая игра. Где ребенок сможет реализовать свои возможности.

В театрализованной деятельности важна специфика сценариев спектаклей: главный герой не может правильно произносить некоторые звуки или вообще говорит по содержанию спектакля он вынужден научиться этому.

Привлекая зрителей, он проходит различные «речевые » испытания: учиться делать гимнастику для пальчиков, языка, припевать гласные звуки, подражать голосами животных, проговаривать чистоговорки и скороговорки.

Любимые герои становятся образцами для подражания.

Все театрализованные игры можно разделить на три основные группы:

Режиссёрские игры - это настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (театр на флонелеграфе) объёмные или плоскостное.

Здесь преобладает интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин. Игры: «От каждого по словечку», «Цепочек», «Договори», «Продолжи», и т. д.

Логопед: Колобок.

Дети: - катится - по дорожке - по лесной дорожке.

При работе со сказкой «Чье платье красивее» Б.Н.С. или «Заяц - мальчик». Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например: заяц маленький: - хорошенький - грустный

Серенький - удивленный

Пушистый - трусливый

Веселый - длинноухий

2. Игры — драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого-либо сюжета соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Данные игры используется при пересказе рассказов и сказок. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учится взаимодействию друг с другом.

3. Специальные игры развивают воображения, мимики, пантомимики, направлены на формирования дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминутки и организационных моментов. Игры «Наоборот», «Найди ошибку» «Лишние слово» Например: В сказке «Падчерица Гульбика». Подбор синонимов и антонимов. Храбрая, веселая, трудолюбивая, добрая, ласковая, и.т.д.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

1. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики пантомимики, что служит и своеобразном прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость при подготовке артикуляции и постановке звуков. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движения другого человека.

2. На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонацией, логики речи.

3. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток и потешек используя настольный или пальчиковый театр.

4. На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности драматизации рассказов и сказок.

Театрализованные игры один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процессе театрализованных игр расширяется и углубляется знания детей об окружающем мире.

Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматической строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темпы, выразительность речи.

Совершенствуются моторика, координационная, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера.

Происходит коррекция поведения.

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Список литературы

Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. - М., 1983.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

Акназарова З. Х. 2018г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №56 «Кораблик»

План по самообразованию

на 2017 – 2018 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель разновозрастной группы №2

Кравченкова Елена Николаевна

1.Актуальность:

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

Помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

Совершенствует артикуляционный аппарат

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

Дети получают эмоциональный подъём

Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

Позволяет формировать опыт социального поведения

Стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

3.Задачи для педагога:

Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

Разработка проекта;

Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

4. Задачи для детей:

Формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

5. Работа начата -01.09.2016 г. Предполагается закончиться - 30.05.2017 г.

6. Предполагаемый результат :

Умение владеть навыками выразительной речи; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

10 . Форма самообразования: индивидуальная.

11. Форма отчета по проделанной работе :

Фотоотчет на сайт ДОУ

Сроки

Теоретический этап.

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

В течение года

Работа с родителями:

Анкетирование на тему: «Театр и дети», «Изучение диалогической речи детей средствами театрализованной деятельности. »

Изготовить совместно с родителями и детьми настольный пальчиковый театр.

Консультации для родителей:

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

«Театрализованные игры»

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Поручения родителям изготовить атрибуты для театрализованных представлений.

В течение года

Игры на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Подбор стихов и подготовка воспитанников к конкурсу чтецов к празднику «Я родом из Донского края»

Сентябрь

Театрализованные игры:

-«Веселый Старичок-Лесовичок»

- «Поиграем. - угадаем.» (АБосева)

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

- Игра-пантомимы:

- «Сугроб»

- «Медвежата»

- «Нос, умойся!»(по стихотворению Э.Мошковской)

Октябрь

Театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Журавль и Цапля»

Ноябрь

Театрализованные игры:

Игра«Давайте хохотать»

- Игра:«Моя Вообразилия».

- Игра: Гимнастика для язычка

Театрализованные представления: «Волшебный шиповник» , «Лесные приключения»

Декабрь-Январь

Разыгрывание стихотворений и ситуаций:

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.

Разыгрывание ситуации«Не хочу манной каши!»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Расскажи стихи с по­мощью мимики и жестов.

«Убежало молоко» (М.Боровицкая)

Февраль-Март

Театрализованное представлениет«Сказки про то, как мишка-Топтыжка секрет здоровья узнавал»

Театрализованное представление « Один день в детском саду»

Отчетный концерт

Апрель-Май

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Весёлое» Красногвардейский район Белгородская область

Сообщение

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Дашевская Татьяна Николаевна

Весёлое 2016 г.

«Театрализованная деятельность, как средство, развития речи

детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания. Главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи.

Одна из основных задач ФГОС - разностороннее развитие детей по основным направлениям осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К.С. Станиславский.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию, через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости.

Целью нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".).

Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывают говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства - выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.

В работе с детьми мы стали использовать:

    многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных (Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки:

    «Теремок», «Колобок», "Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.(в течение квартала планируем одну сказку).

    игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по - разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

К постановкам спектаклей, привлекаем и родителей, даём домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.

Для родителей размещаем:

    Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализуется проект с участием родителей «Сказка своими руками». Изготавливаются персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Список использованной литературы:

1.Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

2.В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

3.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

4.Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

5.Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!