Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие ребенка по месяцам. Что может ребенок в конце двенадцатого месяца

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Матрица Грофа По мнению психоаналитиков, рождение – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 1 месяц. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 1 МЕСЯЦ . Развитие мимики и речи у ребенка , развивающие упражнения, занятия в воде, развитие зрения и слуха у детей 1 месяца жизни.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 2 месяца. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 2 МЕСЯЦА . Развитие слуховой активности ребенка на 2 месяце, сосательный рефлекс, массаж, самомассаж, рефлекторные упражнения для развития пальчиков ребенка .

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 3 месяца. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 3 МЕСЯЦА : все большая роль в обращении принадлежит улыбке. А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Развитие движений ребенка , развивающие игры.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - месяца 1-3. Тесты развития детей развития детей . Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные движения.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 4 месяца. Что умеет ребёнок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА . Когда ребенку исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 5 месяцев. Что умеет ребёнок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 5 МЕСЯЦЕВ . К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 6 месяцев. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 6 МЕСЯЦЕВ . К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - месяца 4-6. Тесты развития детей Тесты психофизиологического развития ребенка . В четыре месяца ребенок уже умеет лежать на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 7 месяцев. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 7 МЕСЯЦЕВ . Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Развитие мелкой моторики у детей , пальчиковые игры, развитие активной речи ребенка .

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 8 месяцев. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 8 МЕСЯЦЕВ . С 8 месяцев проходит следующий этап действий с предметами – этап «соотносящего» действия.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - 9 месяцев. Что умеет ребенок РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 9 МЕСЯЦЕВ . Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - месяца 7-9. Тесты развития детей Тесты психофизиологического развития детей . К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку позвенеть погремушкой, которую кроха может достать при повороте.

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте

Календарь развития ребенка. Первый месяц

30-03-2008 @ 00:10

Позади 9 месяцев беременности, токсикоз, отеки, страхи о здоровье будущего малыша. Вы, наконец-то, увидели того, кто жил внутри вас целых 9 месяцев и нещадно пихал вас под ребра. Благополучно отлежав в роддоме положенное после родов время, вы приехали домой, переступили порог родного дома (наконец-то!!!) и… вместе с облегчением и радостью вы, почему-то, испытываете тревогу.

Как правило, у мамы появляется уйма вопросов (особенно если ребенок первый). Как должен развиваться малыш? Как и когда начинать заниматься с ребенком? Как понять хватает ли ему молока? Когда вводить прикорм? Это далеко не полный перечень вопросов, волнующих родителей.

Первый месяц

Многие мамочки, принеся кроху домой, понимают: свободного времени у них больше нет. Ни днем, ни ночью. Не надо нервничать. Не пытайтесь переделать все домашние дела самостоятельно. Теперь вы – мама, и это главное. Помните: маленькие детки чувствуют состояние мамы. Чем больше переживаете вы, тем больше плачет ваш ребенок. У спокойной, уравновешенной мамы – спокойный ребенок.

Режим дня

Самая главная задача новорожденного ребенка – приспособиться к новым для него условиям окружающей среды. Новорожденный малыш в первый месяц своей жизни спит около 20 часов в сутки, просыпаясь, в основном для удовлетворения физических потребностей. Ест младенец в среднем 7 – 8 раз в сутки.

Раньше врачи придерживались мнения, что новорожденного малыша необходимо кормить через каждые три часа. Сейчас тенденция изменилась на противоположную – кормить по требованию. И все же надо стараться, чтобы интервал между кормлениями был не меньше 2 часов.

Кроме того, до сих пор ведутся споры: нужно или нет давать малышу пить воду. Некоторые врачи считают, что материнское молоко содержит достаточно воды и дополнительно поить ребенка не стоит. Другие же сходятся во мнении, что давать ребенку воду необходимо. Но если вы все-таки даете малышу воду, не подслащивайте ее.

В теплое время года можно начинать гулять с малышом уже в первые дни после выписки. Длительность прогулки 10-15 минут. В холодное время гулять с крохой можно со 2 недели пребывания дома. Длительность пребывания на улице 5-10 минут.

В течение дня устраивайте малышу 1-2 минутные воздушные ванны. Например, когда вы переодеваете кроху, оставьте его на некоторое время голеньким. Пусть полежит, подрыгается. При этом температура воздуха в комнате должна быть не менее 22 градусов.

Развитие навыков

Новорожденный лежит преимущественно в согнутом положении, напоминающем позу эмбриона: ручки и ножки согнуты, кисти сжаты в кулачки. Если положить его на живот – ненадолго поднимает голову. В этом возрасте у малыша ярко выражены следующие рефлексы: рефлекс «сосания» (сосет грудь, соску) и «хватания» (малыш крепко хватает протянутый палец).

Функции органов зрения и слуха развиты слабо. Глазки у малыша как бы «блуждают» и он не может сфокусировать взгляд. Но уже к концу месяца новорожденный начнет отличать знакомые голоса от незнакомых, концентрировать внимание на знакомых лицах, когда они появляются непосредственно перед его глазами.

Уже с 10-12 дня жизни малыша необходимо несколько раз в день выкладывать на животик. Делать это надо либо перед кормлением, либо через 15-20 минут после еды. Многим малышам это не нравится, поэтому начинать можно с 2-3 минут, постепенно доходя до 20 минут. Это способствует развитию мышц шеи и живота, а также отхождению газов.

Мы растем

Рост, вес, окружность головы и груди – основные данные, с помощью которых врач оценивает состояние ребенка. Средний вес доношенного ребенка – 3400 грамм, рост – 50 см, окружность грудной клетки – 34 см.

Первоначально новорожденные теряют в весе. Но уже к 10 дню жизни набирают первоначальный вес. За первый месяц новорожденный должен прибавить не менее 800 грамм. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, «набирают» больше «искусственников».

Многих мам пугает то, что у их малыша, как им кажется, большая голова. Это норма. Окружность головы новорожденного может на 2-3 см превышать окружность груди. К трем месяцам пропорции тела выровняются. Окружность головы здорового ребенка до года можно рассчитать по формуле:

Окружность головы, см = (рост, см +19):2

Игрушки и игры

Новорожденный видит с первого дня, но зрение еще развито слабо, фиксировать взгляд на каком-либо конкретном предмете или человеке кроха неспособен. Обычно сосредоточенность взгляда возникает в конце первого – начале второго месяца жизни: ребенок может остановить взгляд на лице матери, яркой игрушке, недолго проследить глазами за двигающейся вещью.

Для совершенствования зрительных реакций нужно уже в конце первого месяца вешать над кроваткой на расстоянии 70 см. яркие игрушки, чтобы ребенок мог фиксировать на них взгляд.

Идеально подходят специальные музыкальные игрушки, которые крепятся на кроватку. Во-первых, они, обычно, яркие, во-вторых, медленно вращаются, тренируя глазки малыша, в-третьих, сопровождаются спокойной мелодичной музыкой.

Советы для мам и пап

После выписки из роддома особое внимание обратите на заживление пупочной ранки. 2 раза в день обрабатывайте ее ватным тампоном с раствором перекиси водорода, а потом другим тампоном, смоченным раствором бриллиантовой зелени. Обычно к концу первой недели ранка уже сухая и узкая, что позволяет купать ребенка.

Если пупочная ранка широкая и мокнет, то с купанием следует подождать. При нормальном заживлении пупочной ранки купать ребенка нужно ежедневно, примерно в одно и тоже время, желательно перед сном. Так как кожа малыша очень нежная, мыло и шампунь достаточно использовать 2 раза в неделю. А после водных процедур не вытирайте кроху, а осторожно промокните кожу махровым полотенцем.

Хотя малыш очень много спит в первые месяцы жизни, кратковременные периоды бодрствования очень важны для него. Помимо удовлетворения естественных физиологических потребностей ребенку важно чувствовать тепло и ласку. Чаще разговаривайте с ним, обращайтесь к нему по имени, комментируйте свои действия, пойте колыбельные. Сейчас для малыша важны не столько слова, сколько ваша интонация. Показывайте ему свою любовь, ведь малыши очень чувствительны. Именно поэтому крайне нежелательно ругаться в их присутствии, особенно на повышенных тонах.

Вздутие живота и кишечные «колики» беспокоят практически всех детей первых месяцев жизни. Это происходит потому, что мышцы кишечника мало тренированны и пища по нему продвигается медленно.Для того чтобы облегчить состояние малыша можно помассировать животик круговыми движениями по часовой стрелке. Если колики сильно беспокоят кроху, можно положить ему на животик сложенную в несколько раз пеленку, проглаженную утюгом. Только смотрите, чтобы кроха не обжегся, ведь кожа младенца очень нежная.

Одна из наиболее частых причин обращения родителей к врачу – срыгивание. К сожалению, срыгивание может быть как вариантом нормы, так и признаком патологии. У детей первого месяца жизни очень трудно определить причину срыгивания. Это может следствием переедания, неправильного прикладывания к груди, незрелости кишечника.

Так или иначе для малышей первых трех месяцев жизни срыгивания являются вариантом нормы (конечно, при условии, что малыш хорошо себя чувствует и прибавляет в весе).

Чтобы уменьшить вероятность срыгиваний перед кормлением выкладывайте ребенка на животик. Во время кормления следите, чтобы кроха не упирался носиком в вашу грудь, в противном случае он «наглотается» воздуха, что приведет к более обильным срыгиваниям. Если это возможно, кормите малыша в полувертикальном положении. И помните, к трем месяцам срыгивания должны прекратиться. Срыгивания у детей старше трех месяцев – повод для обращения к врачу.
Календарь развития ребенка. Второй месяц

30-03-2008 @ 00:12
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Ваш кроха отметил свой первый маленький праздник. Ему уже месяц. Вы постепенно привыкаете друг к другу, учитесь понимать своего кроху. По тому, как он плачет, вы сразу можете определить, чего он хочет: проголодался ли он, мокрый или просто подзывает вас. Эти первые элементы общения очень важны для вас обоих, для развития ваших дальнейших отношений.

Режим дня

Малыш все еще много спит, около 18 часов в сутки. Но периоды бодрствования становятся дольше и оживленнее. Кормлений должно быть по-прежнему 7-8, но старайтесь, чтобы ребенок хорошо поел вечером и спокойно спал ночью. Обычно на втором месяце жизни устанавливается суточный режим сна и бодрствования. Ночью малыш должен спать 8-10 часов, просыпаясь 2-3 раза, чтобы подкрепиться.

Если малыш часто просыпается ночью, не спешите постоянно давать ему грудь, возможно, его что-то беспокоит. Возьмите ребенка на руки, походите по комнате, покачайте его, дайте немного воды (только несладкой), помассируйте животик. Если кроха очень беспокойный, проконсультируйтесь с врачом.

Прогулки становятся длительнее. При хорошей погоде гулять с малышом можно по 1-1,5 часа.

Развитие навыков

На втором месяце жизни малыш начинает дольше держать головку. В вертикальном положении может удерживать ее до 1 минуты. Лежа на животе, поднимает голову и грудь, и некоторое время удерживает их в этом положении. Если малыша взять под мышки, он опирается на ножки.

Его конечности становятся более расслаблены, он уже не похож на «эмбриона». Кулачки его частично разжаты, он может некоторое время удерживать погремушку. Непроизвольное подергивание мускулов становится реже.

На втором месяце у ребенка уже сформированы устойчивые зрительные и слуховые реакции. Его взгляд становится выразительнее, кроха начинает следить за предметами, ловит ваш взгляд. Малыш подолгу рассматривает кроватку, обращает внимание на яркие предметы. Месячный ребенок быстрее реагирует на звук, поворачивая голову к источнику шума, отвечает улыбкой на ласковые слова, проявляет радость при общении со взрослыми.

Малыш начинает испытывать желание пообщаться. В этом возрасте он начинает «гулить». Но пока это только отдельные звуки.

Когда ребенок выспался, сухой, сытый и находится в хорошем настроении, необходимо делать гимнастику или легкий массаж. Первые занятия длятся 5-7 минут. Поглаживающие движения при массаже направляются снизу вверх. Животик массируем круговыми движениями, но старайтесь не захватывать правое подреберье (область печени).

Мы растем

К концу второго месяца прибавка в весе должна быть в среднем 800 грамм, в росте – 3 см. Такие темпы роста сохраняются в течение первых трех месяцев, затем прибавка в росте и весе становится меньше.

Увеличиваются размеры окружности головы и груди. Окружность груди все еще меньше окружности головы, но постепенно «догоняет» ее. Многих мам беспокоит раннее или, наоборот, позднее закрытие родничка. Не стоит беспокоиться. Закрытие родничка для каждого ребенка строго индивидуально.

Игрушки и игры

К 2 месяцам малыш уже тянется к игрушкам, дотрагивается до них, поэтому их следует вешать на такой высоте, чтобы он мог касаться их ручками. В этом возрасте ему нужны погремушки, мелодично звучащие игрушки. Но, несмотря на то, что ребенок не может сам брать их в руки, не бросает их на пол, игрушки необходимо часто мыть. Кроме того, надо следить, чтобы они были не поломаны и безопасны.

Не стоит вешать сразу много игрушек. Ребенок к ним быстро привыкает, и они перестают вызывать у него интерес. Пусть игрушек будет меньше, но они должны быть яркими. Время от времени их можно менять. Ребенок открывает для себя цвета, звуки. Погремушки должны быть с широкими ручками, так как их надо вкладывать в раскрытые кулачки, чтобы стимулировать снижение тонуса мышц.

Поиграйте с ним. Передвигайте в поле его зрения яркие игрушки, вкладывайте ему в ручку и вынимайте погремушку.

Советы для мам и пап

Не бойтесь чаще брать ребенка на руки, ласково с ним общаться. В этом возрасте «избаловать» его невозможно, а материнская ласка благотворно сказывается на развитии младенца.

У детей первых месяцев жизни часто встречается такое заболевание как потница. Возникает оно вследствие нарушения гигиенического режима, а проявляется ярко-красной мелкой сыпью. И нередко именно сыпь способствует проникновению инфекции через кожу. Поэтому старайтесь не укутывать, не перегревать малыша, регулярно купать его. В качестве профилактики потницы хорошо помогают воздушные ванны, ванны с марганцовкой или чистотелом. На втором месяце жизни длительность воздушных ванн можно доводить до 10-15 минут.

Если малыш «осенне-зимний», то со второго месяца врач обычно назначает прием витамина D. Это необходимо для профилактики рахита. Чаще всего рахит возникает у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Но в любом случае не пренебрегайте советами врача и тщательно выполняйте его предписания.

Календарь развития ребенка. Третий месяц

30-03-2008 @ 00:14
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Ваш малыш растет не по дням, а по часам. Каждый день вы замечаете какие-либо достижения, успехи вашего исследователя. Вы вместе с ним заново учитесь жизни, вспоминаете свое детство

Режим дня

К концу третьего месяца многие малыши придерживаются четкого режима дня. Примерно в одно и то же время просыпаются, завтракают, непродолжительно бодрствуют, затем на какое-то время засыпают, просыпаются для второго завтрака.

Затем идут непродолжительные игры, после чего длительный обеденный сон. Во второй половине дня малыши обычно, «гуляют» дольше, после чего – банные процедуры, кормление и ночной сон. Ночью, если кроха проснулся, можно покормить его 1-2 раза, но не приучайте его есть слишком часто. Он должен спокойно спать ночью.

Если ваш малыш никак не может приспособиться, постарайтесь помочь ему. Основные режимные моменты: купание, кормление и сон должны происходить в одно и тоже время.

Развитие навыков

На третьем месяце малыш хорошо держит головку в вертикальном положении, сосредотачивает и долго удерживает взгляд на лице говорящего. Увеличивается интерес к окружающей обстановке. Малыш «просит», чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора.

В это время формируется так называемый «комплекс оживления», когда бурная радость при общении со взрослыми сопровождается общими оживленными движениями рук и ног. У ребенка выпрямляются ручки в локтевом суставе, разжимаются пальчики.

Так же в этом возрасте малыш активно следит за движущимися предметами, поворачивает голову к источнику звука, у него вырабатывается четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки или ложки он открывает рот.

Ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот. Малыш совершает хватательные движения, чаще промахиваясь, но если ему удалось взять погремушку, может играть с ней некоторое время: трясти, рассматривать. Если игрушка привязана – тянет ее к себе. В этом возрасте крохе очень нравятся свои ручки. Он может подолгу рассматривать их играть.

Малышу очень нравятся звуки. Он отличает звук разговора от других звуков, узнает голос мамы и папы. Чаще разговаривайте с ним, рассказывайте, объясняйте. Да и сам малыш начинает активнее общаться. Гуление становится певуче, протяжнее. Можно различить не только гласные и согласные звуки, но и их сочетание.

Мы растем

Средняя прибавка в весе к концу третьего месяца 800–900 грамм, в росте 2-3 см. Прирост окружности головы – 1см, окружности груди 1,5 см.

Игрушки и игры

К 3 месяцам звук начинает привлекать внимание ребенка к тому, что находится в руке. Например, если вложить крохе в руку погремушку, он начинает махать руками, но услышав звук, замирает и прислушивается. И скоро наступит момент, когда он свяжет то, что видят глаза, с тем, что делают ручки.

Если игрушки висят над кроваткой, ребенок машет ручками, время от времени попадает по игрушке, она качается, издает звук. Скоро малыш заметит связь между этим и своими движениями.

Малыш смотрит на игрушку, двигает рукой, пробует дотронуться до нее. Так будет до тех пор, пока у него не получится. Однако в этом возрасте схватить ее он вряд ли сможет. У большинства малышей пальчики сжимаются прежде, чем они дотронутся до игрушки. Сейчас можно подвешивать к кроватке или коляске гирлянды, резиновые моющиеся игрушки.

Полезно давать деткам в руки предметы с различной поверхностью. Вкладывайте ему в ручку гладкие, ребристые, шершавые погремушки, можно дать потрогать различные кусочки ткани, меховые игрушки.

Советы для мам и пап

В это время непрерывное бодрствование может длиться 1-1,5 часа. И если до сих пор ваш малыш находился в пеленках, то сейчас самое время заменить их на ползунки. Многие мамы, беспокоясь за своих чад, надевают им на ручки специальные варежки. Но лучше всего обходиться без них. Тактильные ощущения очень важны для полноценного развития малыша. Аккуратно состригите ноготки (лучше это делать, когда малыш спит) и пусть он наслаждается радостью прикосновений.

На третьем месяце развития малыша многие мамочки расслабляются и делают себе послабление в диете. Этого делать еще нельзя. Малыш может отреагировать на изменение молока (ведь в материнское молоко проникает даже запах лука и чеснока) и отказаться от груди.

В возрасте 3 месяцев малышу предстоят первые прививки против дифтерии, столбняка, коклюша (так называемая прививка АКДС) и полиомиелита. Перед прививками необходимо сдать анализы (кровь, мочу), а в день прививки врач осматривает ребенка, измеряет температуру и, если ребенок здоров, разрешает вакцинирование. Делается это для того, чтобы избежать возможных осложнений.

Календарь развития ребенка. Четвертый месяц

06-04-2008 @ 00:10
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

В этом месяце у мамы может выдаться первая спокойная ночь. Малыш адаптировался к окружающему миру, у него закончился стодневный период младенческих колик, выработался свой режим дня. Несмотря на стремительное развитие, малыш еще слаб и отчаянно нуждается в маме, в ее любви, ласке. Ваше внимание, забота, нежность, да и просто присутствие – важные стимулы для развития маленького человечка.

Режим дня

У малыша выработался стойкий режим дня. Он привык к основным режимным моментам (кормление, купание, игры, сон), не путает день с ночью. Ночью малыш может просыпаться 1-2 раза. Приучайте его спать всю ночь. Для этого попробуйте увеличить количество пищи, принимаемой ребенком перед сном.

Некоторые дети засыпают еще до того, как они наелись. Если вы видите, что малыш съел мало, покачайте его, ласково погладьте, т.е. осторожно разбудите его и продолжите кормление до тех пор, пока малыш не наестся.Обратите внимание на то, сколько он ест в течение дня, хватает ли ему молока.

Развитие навыков

Главная особенность ребенка в этом возрасте – интенсивное развитие эмоций. Малыш узнает вас и радуется вашему появлению, громко смеется. «Комплекс оживления» появляется чаще, и не только при общении со взрослыми. Малыш подолгу гулит, появляются элементы эмоциональной интонации. Может подавать сигналы, если чего-то хочет, например, чтобы мама взяла на ручки.

Чаще кладите ребенка на животик: он уже должен пытаться приподнимать туловище, опираясь на предплечья или ладони полусогнутых рук.

Продолжается развитие зрения и слуха. Малыш способен находить взглядом источник звука, если звук доносится из другой комнаты, он с интересом и любопытством прислушивается. Почаще разговаривайте с ним, рассказывайте ему небольшие детские стишки, улыбайтесь, пойте. Развивается и точность зрения. Малыш следит за игрушкой, осматривается, поворачивая голову на 180 градусов.

Развиваются и двигательные навыки. Важным достижением является развитие движений рук. Малыш активен при кормлении, поддерживает руками материнскую грудь или бутылочку.

В конце четвертого месяца кроха начинает переворачиваться со спины на живот. Поэтому не кладите ваше чадо на край дивана, кровати или пеленального столика, особенно если вам надо выйти из комнаты. Иначе вернувшись, вы можете обнаружить его на полу.

Мы растем

За 4 месяца кроха заметно вырос. Ему уже малы распашонки и чепчики, в которых вы забирали его из роддома. И он продолжает расти. Прибавка в весе в среднем за месяц 750-800 грамм, в росте 2,5-3 см.

Игрушки и игры

Сейчас уже качающиеся игрушки не подходят – малыш хочет потрогать игрушку и если она откачнется, он сердится. Лучше просто разместить их в пределах досигаемости.

Малыш направленно тянется за игрушкой, берет ее, рассматривает, играет с ней, тянет в рот. Поэтому игрушки должны быть такого размера, чтобы малыш не смог их проглотить. Например, резиновые или пластмассовые кольца, резиновые игрушки. Если игрушка упала на пол, ее необходимо вымыть.

Советы для мам и пап

Почаще играйте с ним. Ведь малыш растет, а вместе с ним растет и его мозг. Можно поиграть с малышом в «прятки», закрывая свое лицо платочком или руками. Также малышам очень нравятся игры в «ладушки» и «сороку-ворону».

Для развития мышц можно поиграть с ребенком в следующую игру: малыш лежит на спине, вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть.

В этом возрасте врач может разрешить вводить в рацион ребенка соки. Начинать лучше всего с яблочного. Не давайте сразу слишком много. Начинать надо с 0,5 чайной ложки и постепенно увеличивать объем. Давать сок лучше после кормления или между ними. Внимательно следите, не появятся ли у ребенка какой-либо аллергической реакции. Можно для начала добавить в сок пару капель воды.
Календарь развития ребенка. Пятый месяц

06-04-2008 @ 00:12
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Маленькие дети стремятся познать окружающий мир. И, конечно же, первым учителем, источником знаний, становится мама. Задача мамы – заниматься с малышом. Тем более что на пятом месяце потребность ребенка в общении возрастает.

Режим дня

На пятом месяце кормлений должно быть 5, через 4 часа. Спит малыш три раза в день. Периоды бодрствования после кормлений 1,5-2 часа. Ночной сон 10-11 часов.

Не забывайте делать ребенку массаж, чередуя его с гимнастическими упражнениями. Массаж и гимнастику лучше тоже делать в определенное время, во время второго или третьего бодрствования.

Развитие навыков

За время, прошедшее с момента рождения, ваш малыш многому научился. Он твердо держит голову, лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на руки, тянется за предметом, переворачивается со спины на живот, смеется, возражает, если вы пытаетесь взять у него игрушку. Если держать малыша под мышки, твердо стоит на ногах. Он имитируем мимику взрослых, и вы с умилением узнаете себя, мужа или, может, бабушку.

К пяти месяцам ваш малыш должен различать по голосу и внешнему виду «своих» и «чужих», по-разному к ним относиться. И если раньше кроха безоговорочно радовался любому человеку, то сейчас попытки незнакомого человека поиграть могут вызвать громкий плач.

Он хорошо различает строгий и ласковый тон. Чаще разговаривайте с ним, подносите к окну и рассказывайте, что происходит на улице. Этот возраст характеризуется еще одним важным показателем развития – начинается подготовка к активной речи. В гулении ребенка можно услышать больше согласных звуков. Малыш произносит первые слоги (ма, ба, на, та), и гуление сменяется лепетом.

Движения рук становятся свободными, он может поднимать их выше уровня плеч. Уверенно берет игрушку, держит, рассматривает ее, перекладывает из одной руки в другую.

К концу пятого месяца некоторые малыши начинают переворачиваться с живота на спину. Это время чрезвычайно травмоопасно. Только вчера ваш малыш так и не смог перевернуться, а сегодня он как «колобок» катается по дивану. Сейчас уже нельзя оставлять его без присмотра, а если вам надо выйти из комнаты, кладите кроху в кроватку или манеж.

Мы растем

За пятый месяц вес ребенка увеличивается обычно на 600-700 гр., рост – на 2 см., Окружность грудной клетки начинает превышать окружность головы на 0,5-1 см. Однако это примерные показатели и могу колебаться даже у здоровых детей.

Игрушки и игры

Малыш продолжает учиться пользоваться собственными руками: он трогает, царапает, тянет, мнет, опирается. Сейчас лучше давать ему резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, или погремушки, издающие музыкальные звуки. Но для этого надо знать особенности своего ребенка, постараться предугадать его реакцию. Одному нравятся громкие звуки, другому – нет.

Если ваш малыш относится ко второй категории, не предлагайте ему резиновые игрушки, которые пронзительно пищат. Он может испугаться. Заклейте дырочки пластырем или липкой лентой. Со временем ребенок сам захочет, чтобы знакомая игрушка «заговорила».

Советы для мам и пап

Основное событие пятого месяца жизни – введение в питание ребенка прикорма.Обычно начинают с овощного пюре или каши. Если ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании, первый прикорм рекомендуется давать в начале пятого месяца.

Если малыш на грудном вскармливании и у вас достаточно молока, вводить первый прикорм можно в шесть месяцев, но не позже. Ведь материнское молоко уже не может обеспечить потребности быстро растущего ребенка. А для того чтобы правильно формировались зубы и кости нужна не только молочная пища.

Но что делать, если кроха упрямо выплевывает любовно приготовленное вами овощное пюре? Во-первых, не давайте сразу слишком много. Для первого раза хватит и чайной ложки. Но если кроха упорно отказывается кушать, допустим, то же овощное пюре, попробуйте что-то другое. Например, кашу. Начать лучше с рисовой, а потом чередовать с гречневой и овсяной. Крупу для каши вначале перемалывают на кофемолке, потом можно будет протирать через сито уже готовую кашу.

Давать ребенку прикорм надо только с ложки (а не из бутылочки!!!). Так же можно дать малышу детское печенье, размоченное в молоке, тертый банан или яблоко. Что бы вы не давали, помните: первые порции должны быть небольшими. И если вы начали прикорм, например, с рисовой каши, давайте ее в течение 3-4 дней.

Не кормить малыша всем и сразу, иначе, если вдруг проявится аллергия, вам будет трудно определить, какой именно продукт вызвал аллергическую реакцию.

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.


Родителям необходимо знать, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, чтобы вовремя обратиться к специалисту в случае отклонений

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.


Эмоционально-психическое развитие крохи не менее важно, чем физическое

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.


Первые рефлексы обязательно проверяются педиатром

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

1 месяц

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.


Уже в месяц малыш четче начинает реагировать на звуки и эмоции

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.


В три месяца ребенок становится, как правило, спокойнее

3 месяца

За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

  • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
  • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
  • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
  • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.


С малышом общаться все интереснее

4 месяца

К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

  • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
  • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
  • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
  • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.


В 4 месяца ребенок умеет немного приподниматься, чтобы посмотреть на нужный предмет

5 месяцев

За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

  • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
  • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
  • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
  • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.


Стимулируйте развитие ребенка, но не заставляйте его

6 месяцев

За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

  • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
  • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
  • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
  • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
  • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
  • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
  • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.


В 6 месяцев начинается самое интересное: ребенок учится ползать и получает первый прикорм

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!