Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период? Основные особенности переходного возраста у мальчиков

«Грубит, огрызается, не слушается, вызывающе одевается» – типичные огорчения родителей в период взросления их детей. Как найти общий язык с подростком и не скатиться к банальному заигрыванию и попустительству? Где та золотая середина, которая позволит дитятке повзрослеть и не сожжет у родителей тонны нервных клеток.

Очень хорошо, если семья полная и родители живут в ладу. То есть, способны обсудить и выработать линию поведения. Обговорить грамотную реакцию на немыслимые выкрутасы и закидоны.

Но действительность такова, что неполные семьи – это печальная реальность современности. Папа отдельно, мама с ребенком отдельно. И между родителями нечасто царит согласие. Рассчитывать на помощь отца одинокой матери не приходится. А тут переходный возраст и катастрофическая невозможность держать ситуацию под контролем.

Безумно трудно одинокой маме не потерять связи и понимания с ребенком подростком в период его взросления. Вчера еще был понятным маленьким человечком, трогательно заботящемся о маме. И вдруг непонятные взрывы протеста и агрессия на ровном месте.

У мамы быт и работа (зачастую, не одна) и страстное желание банально выспаться. Про отпуск только мечтается. Потребности семьи возрастают и все труднее становится прокормить, обеспечить всем необходимым или вожделенным «ребеночка». Да и учить любимое чадо необходимо качественно, а значит — платно.

А оно, это самое, «любимое чадушко», отказывается понимать, что мать надрывается ради него. Сама она могла бы обойтись меньшими расходами, без дополнительых заработков.

Уставшая, вечно чем-то озабоченная, мама вызывает протест в подростке. В нем бушуют гармональные вулканы, а мать тут лезет в личное пространство со своими поучениями, ограничениями, требованиями, советами. Он не слышит, и не хочет слышать ничего, что исходит от родителей.

«Предки вообще из прошлого века, что они могут знать и понимать!»
Он ни в коем случае не хочет жить так, как они. Он будет жить иначе: свободно, широко, вольно.

Вопрос «на что» – его еще не заботит. Главное, скорее стать свободным. От чего? От опеки, запретов, учебы и, вообще, от всех обязанностей.

Замечено, что в семье, где родителей с детьми связывают общие интересы, нет войн подросткового периода. Все проходит спокойней и глаже.

Маме с мальчиком-подростком сложнее пересечься в каких-то областях деятельности, чем папе с девочкой-девушкой. Но это возможно, при желании. И лучше начинать задумываться об этом не тогда, когда гром грянул и «войнушка» разгорелась, а значительно раньше.

Общие интересы могут быть обширными: от интернет проектов до членства в конном клубе. Или мама автомобилистка со стажем и ее водительский авторитет общепризнан. Тогда сыновья-подростки естественным образом принимают маму в качестве партнера или единомышленника.

В любом случае, удалось или нет обзавестись общими интересами, родителям нужно уяснить следующее:

Это очень хорошо, что ребенок стремиться стать самостоятельным. Вы вырастили не амебу безвольную, а личность, которая сумеет добиться в жизни успеха и стать вам опорой.

Снимите мелочную опеку. Обговорите правила и границы совместного проживания и поведения. Не нужно разделять баррикадами комнаты, но исключить родительское вторжение на личную территорию, будь то комната или рабочий стол с компьютером – необходимо.

Ловите каждый момент, когда ваш ребенок готов с вами говорить. Больше слушайте – меньше говорите.
Никогда не произносите фраз вроде «вот я в твои годы». Подросток захлопнется в своей раковине и совместных бесед может больше не быть.

Подростковый максимализм, переходный возраст, гормональный взрыв – поверьте, все это уже когда-то было в каждой семье. В большей или меньшей степени. Хоть вам и кажется, что кошмарней ситуации никогда еще не было и вы уникальны.

Поучитесь на чужих примерах. Кто-то преодолел этот период тяжело и последствия сказались на дальнейшей судьбе подростка и родительской тоже. Постарайтесь не повторить ошибок – на расстоянии и по прошествии времени они очевидны. Кто-то напротив, сумел сблизится и подружиться с ребенком в этот непростой для него период. Возможно, и вы сможете воспользоваться положительным опытом.

Переходный период подросткового возраста не обязательно должен стать кошмаром родителей. Возможно вам повезет и вы не заметите глобальных изменений поведения. Так, к слову, бывает в больших семьях и семьях, сплоченным одним общим делом.

Некогда и не перед кем «выкаблучиваться» — делом заниматься надо. И подросток это понимает, несмотря на гормональные и психологический проблемы взросления.

Материалы по теме:

Как воспитать девочку лидером

Девочки чаще, чем мальчики рождаются с явной искрой лидерства. Такие девочки активны и веселы, что видно уже в младших группах детского сада или при общении...

Практические советы подростку: как быстро заучить материал

Период подготовки к экзаменам настолько уплотнен, что ставит в тупик даже тех, кто добросовестно занимался и не допускал пробелов в изучении предмета. Как подростку быстрее...

Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Чего хочу и что могу?», т. е. стремительное развитие самопопознания. В самопознании выделяются следующие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), половая идентификация.

Нарушение развития одного или нескольких структурных звеньев самопознание могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидным попыткам.

Рассмотрим специфику каждого из структурных звеньев в отдельности.

1. Отношение к имени - это важнейший показатель воспитания человеком самого себя в целом. Человек, принимающий имя, носящий его с гордостью, как правило, позитивно относится к себе, обладает достаточно устойчивой самооценкой. Подростковый возраст- это время резких изменений, как в физическом, так и в эмоциональным состоянии, что находит своё отражение и в отношении подростка к его имени. Если подросток недоволен именем, то это может свидетельствовать о некотором снижении самооценки.

2. Притязание на социальное признание - главными факторами этого структурного звена является признание внешних данных и самого факта взросления.

Именно телесное самовоспитание начинает выступать как одно из оснований самооценки подростков. Удовлетворение или недовольство своей внешностью подростки переносит на отношение к себе в целом. С особой остротой встаёт эта проблема у детей, имеющих реальные внешние дефекты. Многих родителей удивляет, что ребенок, практически не замечавший их ранее, вдруг начинает глубоко переживать по этому поводу. Однако почти все подростки в начальный период взросления испытывают некоторое недовольство своей внешностью. Подростки начинают сравнивать себя со сверстниками, обращая внимание на пропорции тела, состояние кожи, половые признаки. Самоуважение в этот период резко снижается. Нужно иметь в виду, что иногда недовольство своей внешностью у подростков имеет реальную основу. В частности, у подростков часто появляются прыщи, что связано с физиологической перестройкой. Неприятие своего тела становится причиной трудностей в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Притязание на телесное признание значимо для подростков, поскольку тесно связано с признанием собственной сексуальной привлекательности. Подросток глубоко страдает не только в случае объективной сексуальной непривлекательности, но и при неполучении ее признания от ближайшего окружения. В этом случае он может пытаться доказать окружающим (и прежде всего самому себе), что он достоин признания, либо через фантазирование, преувеличение собственной раскованности, и даже доступности, либо уходит в собственные переживания.

Следующий параметр признания - факт собственного взросления. Почему подросткам необходимо так яростно отстаивать свою взрослость? Именно потому, что чувство взрослости только начало появляться и в этот период и еще слишком слабо.

Отстаивание своей взрослости на самом деле упирается в проблему неустойчивости самоотношения подростков. Одним из механизмов для укрепления самоотношения является отстаивание своей взрослой позиции.

3. Социальное пространство личности (специфика обязанностей). В отличие от младших классов, для которых значимым было строгое выполнение обязанностей, во многом служившим основанием положительной самооценки, подростки ориентированны на активное отстаивание своих прав и пренебрежение обязанностями. Возникает одна из основных проблем - это отсутствие желаемой подростками свободы. Вокруг этого часто возникает много конфликтов. Есть несколько причин такого явления:

Первая причина - это деформация развития осознания своих прав и обязанностей в более ранних возрастах. Младшие школьники знают намного больше обязанностей, чем прав. Более того, они считают эту ситуацию нормальной.

Вторая причина - одностороннее понимание процесса взросления. К увеличению числа обязанностей, подростки требуют предоставления им новых прав. Многие родители все больше требуют от взрослеющего подростка, делают акцент на обязанностях, стараясь сохранить права в «детском» варианте. И, напротив, многие подростки, требуют предоставлять им новые права, и не спешат брать на себя дополнительные обязанности.

Третья причина - неопределенность ценностей современной жизни, размытость половых ролей, отсутствие четко выраженных нормативных требований к обязанностям подростков как будущих взрослых. Поэтому, для устранения конфликтов вокруг прав и обязанностей нужно решить два вопроса:1. нужно проговорить, что человек обычно имеет равное количество прав и обязанностей. 2. Чем взрослее он становится, тем больше обязанностей на него возлагают и тем больше прав он получает. Тогда можно договориться об уравнивании количества обязанностей подростка. Труднее решается вопрос об обязанностях, которые придется выполнить подростку. Сегодня общество слабо влияет на определение их, и обсуждать это нужно в каждой конкретной семье, с точки зрения принимаемого в ней эталона взрослого человека.

4. Отношение подростков к прошлому, настоящему и будущему. В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием определенных радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше. Престижным становится общение со старшими сверстниками. До старшего подросткового возраста сохраняется инфантильное отношение к будущему. Оно воспринимается подростками как проекция настоящего, т. е. подростки представляют себе в будущем исполнение желаний настоящего, они видят мир сквозь «розовые очки». Поскольку подростки уже активно претендуют на признание собственной взрослости, такое «розовое» будущее может удивлять родителей и других взрослых. Они будут стремиться активно «заземлить» подростков. Некоторое «заземление» можно признать разумным, но при условии сохранения бережного и уважительного отношения к подростку. Иначе существует риск снижения собственного самоуважения.

5. Половая идентификация. Обычно в ней выделяют две линии; взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведение человека, обусловленное принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции. В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. Можно сказать, что формируются эталоны женственности и мужественности, определяющие сознательное стремление подростков к их достижению. Сравнивая себя с имеющимися у них эталонами, подростки определяют степень своего соответствия, т. е. насколько полноценно в них воплощены черты женственности или мужественности. Это во многом влияет на общее самоотношение.

В процессе развития подростки проходят следующие этапы:

1 этап характерен для подростков младшего возраста (10- 11 лет), его можно назвать этапом воображения, поскольку формой полового поведения являются сексуальные фантазии. Они, как правило, носят нереальный характер и не соответствуют действительным возрастным возможностям и потребностям подростков. Некоторые из подростков не только эмоционально проживают свои фантазии, но и рассказывают о них сверстникам, выдавая их за реальные, существующие. Поэтому случайно услышанные родителями разговоры подростков о своих фантазиях могут привести к конфликтам, ошибочному приписыванию подросткам сексуальной распущенности.

2 этап можно назвать этапом дружбы. Становятся возможными первые гетеросексуальные действия, вызванные появлением влюбленности, суть которых заключается в предложении друг другу дружбы.

3 этап можно назвать этапом экспериментов, когда мотивом полового поведения является стремление познакомиться с его различными формами, узнать, что это такое. Имеющийся опыт служит предметом хвастовства друг перед другом, а подросток, не имеющий его, может чувствовать себя в чем-то неполноценным, опоздавшим. Этот этап можно считать своеобразной школой подростков. Главной потребностью подростков на этом этапе можно назвать возможность привлечения внимания лиц, противоположного пола. Как они сами говорят: «Хочется, чтобы на меня обратили внимание».

На 4 этапе становится возможным сексуальное поведение, основывающееся на сексуальном влечении. Именно в это время определяется индивидуальное половое поведение подростка. На развитие личности подростка оказывает влияние и темп полового созревания. Оно влияет на самооценку, социальную адаптированность и даже будущую жизненную успешность.

На развитии девочек может негативно сказаться слишком раннее созревание, когда половые признаки начинают явно проявляться уже в 5-6 классах. Некоторые девочки начинают стесняться изменившейся внешности, скрывать ее от окружающих, самооценка соответственно снижается.

Для мальчиков половое созревание, наоборот, предоставляет значительные преимущества, влияет на повышение caмооценки. Именно такие мальчики часто становятся лидерами. Позднее созревание может остро переживаться мальчиками, восприниматься как показатель собственной несостоятельности и слабости. Это время требует особенного внимания и поддержки окружающих.

Общение со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками играет решающую роль на формирование личности подростка как в позитивном, гак и в негативном аспектах. Оно помогает успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Роль общения со сверстниками для подростков действительно велика, хотя внутрисемейное общение остаётся достаточно сильным, т. е. влияние сверстников на подростка во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут скомпенсировать трудности в общении со сверстниками, помочь определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное. Непонятый, непринятый в семье подросток пойдет искать душевное внимание вне дома. Подросток, которого унижают близкие, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.

Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно есть достижения в какой-либо области - спорте, музыке и т. п. значимой в подростковой среде. Иногда усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а за счёт принадлежности к группе, позволяющей почувствовать сильное «Мы». Поэтому подростки остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании - это означает ослабление их собственного «Я». Они испытывают тревогу при возможности потери друзей, переживают, если взрослые оказывают те или иные воспитательные воздействия. Однако группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему нужна. Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не чувствуют своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, малооплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому подростки полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили семье достойную жизнь. Другая причина - отсутствие в семье защищённости, поиск которой подросток осуществляет среди сверстников.

Для ощущения собственной силы подростку обязательно требуется «коллективный враг», вокруг которого концентрируются их объединенные агрессивные воздействия. Это даёт им ощущение собственной силы. Иллюзия собственной силы ощущается подростками через наличие рядом с собой слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант - это вступление в неформальные группы, стихийно образующиеся компанией подростков на основе интересов, увлечений, различных видов досуговой деятельности, по выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», «металлисты» и т. д.). С одной стороны, принадлежность к группе даёт поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, за счёт сильного «Мы», таким образом, подросток ощущает собственную силу. В реальности группами руководят сильные подростки стремящиеся подавить всех остальных членов группы

Подростковая дружба оказывает содействие психосексуальному развитию подростков. Проявляется это себя двояким образом.

Во-первых, это демонстрация застенчивого поведения. Внешне такие подростки не проявляют своих чувств. Окружающим они могут показаться абсолютно спокойными, однако в душе могут бушевать сильнейшие переживания и неудовлетворенные желания. Как правило, они обладают повышенной склонностью к самоанализу и поэтому сравнивают себя с другими, чувствуют, что не соответствуют желаемым стандартам. Особенность таких ребят является склонность к самоунижению. И хотя может показаться, что им нравится быть только с самими собой, на самом деле они глубоко страдают от невозможности близких контактов.

Во-вторых, это излишнее стремление к лидерству, в данном случае имеющее защитный характер, т. е. подростки пытаются доказать окружающим, но в первую очередь самому себе собственную полноценность. Такой путь приводит к частым конфликтам со сверстниками, поскольку подросток не всегда может выполнять лидерские функции.

Рассмотрим общение подростков в подростковой субкультуре. Одна из ее неотъемлемых составляющих - матерная лексика. Ее специфика заключается в распространенности в подростковой среде. Широкое использование матерной брани современными подростками, также обозначает стремление освободиться от требований культуры, являясь своего рода антиповедением. Пребывание в позиции «анти», т. е. частичного разрушения культурных норм, наверное, необходимо для развития подростков.

Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемных формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия. Через антиповедение осуществляется знакомство подростков с тёмной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения их личной целостности. Чаще всего такое поведение носит временный характер, хотя, в некоторых случаях может стать источником стойкого ассоциального поведения. Это определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными качествами.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Внимание педагогов и родителей привлечено, прежде всего, к изменениям в познавательной сфере ребенка. Их интересует количество приобретенной информации, овладение способами её переработки и использования, то есть то, что находит отражение в школьной успеваемости. Учебная успешность определяет удовлетворенность взрослых своим ребенком. Несколько сниженная по сравнению с желаемым эталоном успеваемость вызывает недовольство. И это понятно, поскольку взрослые полагают, что хорошая успеваемость ребенка является предпосылкой социальной успешности. Но многие педагоги и родители не предают значение тому важному обстоятельству, что в процессе деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешного функционирования и развития в период взросления, но и то, что школьное обучение оказывает существенное влияние на развитие личности. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные личностные новообразования. сложившиеся в процессе школьного обучения также необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование, существенно осложняют последующую социальную адаптацию и профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь. Один из важнейших факторов - это субъективное восприятие учеником результатов своей учебной деятельности, как успешное, так и неуспешное. Учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. При этом ученик является субъектом, осуществляющим эту деятельность. Таким образом, неудача в учении - это несоответствие полученного ребёнком результата учебной деятельности желаемому результату. Эта ситуация вызывает достаточно сильное эмоциональное переживание. Длительность пребывания школьников в ситуации неудачи или же одиночное эмоционально значимая неудача может сформировать чувство неполноценности, собственной слабости, беспомощности, которая проявляется на поведенческом плане в двух вариантах. Первый (активный) - это стремление подростка скомпенсировать имеющееся чувство неполноценности через агрессивные действия, направленные на более слабых людей; второй (пассивный) вариант - это акцентирование своей слабости (как частный случай - склонность к заболеваниям).

Можно выделить три группы основных причин неудач подростков:

Социальные причины. Школьные неудачи чаще сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким доходами. Первым не уделяют достаточного внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверх требовательности родителей к их школьным успехам. Это вызывает страх несоответствовать предъявляемым требованиям.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2)обусловленные актуальной ситуацией.

Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которое сформировалось в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Очень часто школьные неуспехи – это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями.

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса, построения программ обучения, стиль педагогического общения. Общение может содействовать усилению «Я» подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек.

Важность общения подростков с педагогами обусловлена и тем, что педагог может быть тем значимым взрослым, который послужит объектом для положительной идентификации, способствуя познанию подростков самого себя. Особенно это необходимо для ребят из таких семей, где родители не могут быть для них эталонами.

ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Одной из главных проблем во взаимоотношении детей с родителями - это отделение подростка от семьи, необходимое для достижения им в последствии зрелости, возможности принятия ответственности за свою жизнь. Результатом такого отделения является не разрыв подростка с семьёй, а установление новых партнерских взаимоотношений. Имеется в виду, что теперь они находятся в равных позициях и через диалог помогают друг другу в решении жизненных задач.

Если нарушается этот процесс, то в последствии может произойти полное эмоциональное отстранение человека от своей семьи. Возможен и такой вариант: отделения подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему будет трудно принимать собственные решения. В последствии формируется склонность к отношениям зависимости от вышестоящих лиц, пассивная жизненная позиция. Сложно будут выстраиваться семейные взаимоотношения. Скорее всего, они будут строиться под контролем родителей или это влияние будет заменено зависимостью от мужа или жены.

Этот процесс редко протекает без осложнений. Основные причины этого можно отнести либо к характеру внутрисемейных отношений, либо к особенностям самого подростка. Чаще всего семье трудно «отпустить ребенка», то есть допустить начало отделения. Это может происходить по разным причинам.

Во многих семьях сын или дочь являются смыслом жизни матери, то есть мать живет только ради своего ребенка. Отделение его от семьи делает жизнь для неё бессмысленной, ей некого опекать. Довольно часто можно встретить семьи, в которых присутствует требование к ребенку быть первым, причем во всех возможных видах деятельности. В этом случае формируется сильный страх не соответствовать требованиям родителей, тому эталонному образу, который у них сформировался. Это не страх наказания, а скорее, страх потери родительской любви из-за невозможности достичь планки установленной родителями. Этот страх мешает процессу его отделения

Чтобы иметь возможность оказать эффективную помощь подросткам, нужно четко представить себе, на каком этапе отделения они находятся:

1 этап (II - 12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью зависимости и стремлением к автономии. Подросток с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой - проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, подросток перестает быть послушным и вежливым, каким был раньше. Родители, как правило, не понимают, что происходит с подростком, ужесточают запреты, что может вызвать у него острые эмоциональные расстройства.

2 этап - когнитивная реализация отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем - миру, родителям, себе собственную независимость. Чаще всего это уход в критику всего того, что делается родителями.

В этот период подростки особенно настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как ущемления их самостоятельности и взрослости. Даже полезные советы немедленно отвергаются.

3 этап - эмоциональные реакции на отделение. Здесь может возникать чувства вины, гнева, депрессивной реакции, страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

4 этап - поиск образцов идентификации. Пребывание в новом для него поле взрослой жизни, подросток ищет людей, которые бы выступить для него в качестве образцов для подражания, может недооцениваться взрослыми, так как исчезают внешние буйство и ранимость подростка. Может показаться, что он повзрослел и больше не требует поддержки. Однако, она необходима, но в другой форме.

Большинство современных родителей и подростков пытаются построить, казалось бы, новые взаимоотношения, оставаясь на старых позициях: подросток на детской, родитель – на опекающей и запретительной. При этом подросток отстаивает свои взрослые права, используя инфантильные средства: крик, плач, обиды т. п. Родители продолжают принимать те же воспитательные действия, которые были эффективными в прошлом.

Практическая часть

Для изучения особенностей взросления подростков нашей школы мы провели анкетирование учащихся 6-9 классов (всего 208 человек). (Результаты представлены в таблицах в приложении №1)

Анкета составлена на основе представленной в работе теории. Анализ результатов даёт возможность увидеть особенности развития мальчиков и девочек, а также увидеть закономерности возрастного развития подростков.

Так, например, по результатам представленным в таблице № 2, можно сказать, что девочки 6а класса больше боятся будущего (23%), чем мальчики (0%). Девочки больше помогают родителям, чем мальчики (27% и 14%), 38% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков же таких лишь 11%. В то же время 100% мальчиков ждут светлого будущего, а девочек таких лишь 69%.

Особенностью 6Б класса является то, что всего 40% мальчиков и 55% девочек считают своё будущее светлым.

Особенностью 8А класса является то, что 6% девочек считают себя старше своих сверстников, мальчиков же таких 50%.

В 9А классе 40% девочек и 50% мальчиков считают, что у них больше обязанностей, чем прав, при этом никто не отмечает, что помогает родителям. В 9Б классе же из 40% девочек и 11% мальчиков помогают родителям соответственно по 20% и 22%. А в 9В классе 100% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков таких 50%, помогают родителям 11% девочек и 25% мальчиков.

Вывод: В 6А классе мальчики очень жизнерадостны, смотрят на жизнь сквозь «розовые очки», девочки более «заземлены», более настороженно относятся к своему будущему.

В 6Б классе лишь половина ребят ждут светлого будущего, а остальные его боятся или к нему безразличны: скорее всего, такое отношение связанно с социальным статусом семьи.

В классе 38% полных семей, 28% одиноких матерей, 17% воспитываются бабушками или отцами, всего 33% семей можно назвать социально благополучными (полная семья, родители работают, не пьют, имеют достаточный материальный достаток).

В 8А классе половина мальчиков считают себя взрослыми, скорее всего они выдают желаемое за действительное.

В 9м классе особенно проявляется проблема несоответствия заявки подростков на свои права и нежелания брать на себя дополнительные обязанности.

По результатам представленным в таблицах № 3 и 4 мы выявили некоторые закономерности подросткового развития девочек и мальчиков. Так, например, мы обратили внимание, что девочки 6х-7х классов хотели бы поменять своё имя (17% и 26%), у мальчиков же эти цифры соответственно 11% и 4%

Количество девочек, которые считают, что у них больше обязанностей, чем прав растёт с 6 по 8 класс (с 28% до 36%), в то время как девочек помогающих родителям с каждым годом становится всё меньше (с 33% до 6%).

Вывод. В силу того, что девочки физически взрослеют быстрее, скорее всего и психологическое взросление наступает раньше. Подростковые проблемы для девочек 6-8 классов проявляются острее. Из ребят предпочитающих одиночество 75% девочек и 25% мальчиков. Скорее всего, это связано с трудностями в общении. Из таких ребят 20% воспитываются в социально неблагополучных семьях, 40%-новенькие,30%-неаккуратные, 10%-из интеллектуальной «элиты» школы.

По результатам представленным в таблице№5 можно говорить об общих закономерностях взросления подростков нашей школы.

Так проблема неприятия своего имени больше характерна для учащихся 6х, 7х классов.

Большинство учащихся 6-9 классов относят себя к группе подростков (90%, 75%, 97%, 87%), выделяются лишь учащиеся 7х классов, из которых 16% считают себя взрослыми, но, скорее всего, они выдают желаемое за действительное.

Отношение к будущему, скорее всего, зависит не от возраста, а от социального статуса семьи. В свободное время учащиеся больше всего гуляют. Процент таких учащихся растёт с 6 по 8 класс (с 31% до 60%), девятиклассники же больше посещают секции (43%).

Читают очень мало все (6%, 2%, 3%, 0%).

По мере взросления растёт число ребят, предпочитающих общение в большой компании (17%, 28%, 41%, 41%), любителей одиночества с возрастом становится всё меньше (6%, 12%, 4%, 2%).

С 6 по 8 класс растёт число родителей, принимающих вкусы своих детей (65%, 66%, 77%), вместе с тем растёт число родителей относящихся к ним безразлично. Во всех возрастных группах достаточно большой процент родителей одобряющих дружбу своих детей со сверстниками противоположного пола, соответственно 9%, 3%, 7%, 8% не одобряют, 18%, 24%, 13%, 14% относятся безразлично.

У родителей и подростка складываются новые взаимоотношения. Они учатся понимать друг друга. Этим можно объяснить то, что большой процент родителей принимает вкусы своих детей и их дружбу со сверстниками. И это положительный момент, потому что, скорее всего, в этих семьях происходит необходимое подростку отделение от «родительского гнезда».

Те родители, которые не одобряют дружбу подростка с противоположным полом, скорее всего, не хотят отпускать ребенка из-под своей опеки, не дают ему возможности становиться самостоятельным. Но это может пагубно сказаться в дальнейшем, так как ему необходимо учиться приобретать свой жизненный опыт.

Безразличие родителей ко вкусам подростка и его дружбе со сверстниками можно объяснить самыми разными причинами. Мы проанализировали социальный статус семей, в которых они воспитываются и увидели, что это семьи самые разнообразные:

1. Неблагополучные семьи (пьющие, неработающие родители).

2. Семьи, в которых дети являют приёмными.

3. Неполные семьи.

4. Семьи, где подросток является старшим из детей.

5. Достаточно благополучные, но очень занятые родители (учителя, предприниматели).

По результатам изучения особенностей взросления подростков нашей школы, можно выявить следующие закономерности:

1. С возрастом у ребят всё больше проявляется потребность в общении со сверстниками.

2. Интерес к интеллектуальным занятиям падает.

3. С 6 по 9 класс всё более актуальной является проблема несоответствия желаемых прав и нежелания выполнять предъявляемые взрослыми обязанности.

4. С 6 по 9 класс растёт число подростков, для которых актуальной является проблема взаимоотношений «отцов и детей».

Подтверждается гипотеза о том, что пик возрастных проблем приходится на 7 класс,

1. Неприятие своего имени.

2. Ощущение мнимой взрослости.

3. Ощущение одиночества.

4. Трудности во взаимопонимании родителями.

Чтобы облегчить процесс взросления, подросткам необходимо понимание взрослыми их возрастных проблем, необходимо оказание психологической поддержки. Необходимость такой поддержки обусловлена ещё и социальным статусом семей, в которых они живут.

Социальный портрет учащихся нашей школы.

Всего учащихся 235 %

Один ребёнок в семье 122 43

Два ребёнка в семье 117 50

Три ребёнка и более 16 7

Проживает с мамой 55 23

Проживает с отцом 9 4

Проживает с бабушкой (дедушкой) 10 4

Опекаемых 13 4

Малообеспеченных 22 9

Асоциальные семьи 10 4

Хорошо обеспеченные семьи 14 6

Одним из вариантов психологической поддержки может быть цикл занятий, который мы предлагаем

Ваше чадо подрастает и однажды начинает обижаться, если вы не осмотрительно назвали его ребенком. Это означает, что настало время, когда он безжалостно и отважно готов расстаться с детством. Не мешайте подростку взрослеть - лучше помогите, учитывая некоторые очень важные особенности подросткового возраста...

Особенности подросткового возраста - это не только вызывающее поведение и первые прыщи на лице. В период взросления ребенок вынужден переживать колоссальные "перегрузки", особенно психологические, и именно родители должны помочь ему пройти это испытание "без потерь" ...

Кто они - подростки?

Отечественные психологи считают подростками детей от 11 до 15 лет. Ваш уже дорос? Еще вчерашний малыш, который просил, а может быть требовал внимания и постоянного участия, становится в общении с вами замкнутым, немногословным, иногда даже позволяет себе «плохие словечки». У него уже есть от вас секреты, и не исключено, что действительно очень важные, которые могут отразиться на всей последующей жизни - и его и вашей, между прочим.

В качестве самовыражения он культивирует внешние символы - яркие пряди в волосах, «странную» одежду, возможно даже украшения-символику или татуировки, да и мало ли чего ещё. Возможно, и учиться стал хуже.

Переходный возраст - это период больших волнений для родителей. Через них рано или поздно проходят почти все семьи. Так что не отчаивайтесь - вы не одиноки, а значит, из любой ситуации можно найти подходящий выход.

Ваш ребенок «переходит» от детства к взрослости. Что ж, любое время перемен тревожно и неоднозначно. Однозначно только одно - он по-прежнему, а может даже ещё больше, нуждается в вашей любви и понимании.

В подростковом возрасте (особенно в 14-15 лет) дети становятся особенно скрытными и отстраненными. Не пугайтесь этого! И ни в коем случае не вините ребенка в холодности, равнодушии и предательстве. Просто позвольте подростку адаптироваться к новым для него особенностям "взрослого" мира, но при этом не давайте ему забывать - что вы всегда готовы поддержать его, и что любите его не меньше прежнего...

Особенности подросткового возраста, о которых стоит знать

Особенность первая. В раннем подростковом возрасте (11-13 лет) творческое и логическое мышление еще «новобранцы» в психической деятельности. А в школьной программе увеличивается процент заданий логического характера, требующих творческого подхода, - сочинения, рефераты, доклады, выступления и т.п. Прежде чем написать, скажем, доклад, нужно обдумать его структуру и найти нужную информацию. Подростку довольно трудно с этим справиться, у него еще недостаточно развита способность к предварительному планированию. И зачастую доведенный до отчаяния родитель, проявляя вышеописанные умения, пишет сам за своего ребенка сочинение.

Если вы видите, что ребенку легче увильнуть, чем справиться с подобным заданием, не пожалейте времени и просто помогите ребенку составить план, а также найти источники информации - учебники, словари, энциклопедии, статьи в интернете. Тогда ему будет гораздо легче справиться с задачей, а заодно и проснется интерес.

Особенность вторая. У вашего подростка активно развивается, и, соответственно, изменяется мотивация поступков и поведения в целом. Раньше было достаточно просьбы «порадуй маму» или безапелляционного «так нужно», чтобы ребенок безропотно посещал музыкальную школу, а теперь он в открытую отказывается «бренчать» или просто начинает пропускать занятия. Та же ситуация может возникнуть и по отношению к учебным предметам.

Только тогда, когда ваш ребенок начнет осознавать значимость того или иного занятия для себя лично, оно перестанет быть для него обременительным. Однако именно ее - значимость - подросток не всегда сможет оценить самостоятельно. Что поделаешь, его жизненный опыт еще крайне невелик! Ваша задача - изложить с долей изобретательности и фантазии перспективы, которые, вполне вероятно, станут достаточным аргументом для продолжения той или иной деятельности ребенка.

Например, красочно объясните, что умение играть на гитаре позволит ему без труда освоиться в любой компании, а навыки рисования поразят воображение подросткового сообщества какими-нибудь необыкновенными граффити...

Особенность третья. Часто раздражающий взрослых особенностью подросткового возраста является нестойкость интересов ребенка. Родители порой не успевают отследить, как часто их чадо меняет увлечения. Еще на прошлой неделе играл на гитаре, вчера просил деньги на покупку роликов, а сегодня желает изучать немецкий - пожалуйте сюда преподавателя. Ничего страшного - чем больше он попробует, тем легче будет правильный выбор в будущем. Каждый раз, когда выбранное дело плохо получается, большинство подростков легко и незатейливо меняют сферу интересов. Им-то что до того, что вы преподавателю немецкого за полгода вперед заплатили…

Так что будьте осмотрительны. Помогите своему «легкомысленному» чаду выбрать занятие, которое ему было бы по силам. Может, вам повезет, и вы избежите частой смены его дорогостоящих увлечений, а заодно у него выработается уверенность в своих возможностях. И в этом случае не забывайте об особенности второй - видимая перспектива труда даст подростку дополнительный стимул.

Особенность четвёртая. В этом возрасте формируется новый образ физического «Я». В геометрической прогрессии повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все ее изъяны - чаще всего мнимые. Для подростка исключительно важна оценка его внешности окружающими, в особенности сверстниками и, конечно же, соответствие модным направлениям. Максимализм и увлеченность творческих поисков в преобразовании своего внешнего вида иногда приводят в ужас родителей и педагогов. Успокойтесь и станьте терпимее - подросток очень раним.

Именно в подростковом возрасте дети впервые (и пока, увы, чрезмерно) пристально изучают свою внешность. И зачастую они непростительно критичны к себе...

Недопустимы презрительные или насмешливые высказывания, тем более что большей частью они несправедливы. Неосторожное замечание взрослых или друзей о внешнем виде - и эти переживания надолго займут мысли и чувства ребенка. Тут уж не до учебы. И поэтому ваша помощь в выборе имиджа подростка окажется неоценимой, если вы вместе с ним полистаете модный журнал, озвучите достоинства его внешности и подумаете над тем, как их подчеркнуть. Как минимум, вы проведете это время нескучно.

Особенность пятая. Надеемся, что вас не очень травмирует желание ребенка больше общаться со сверстниками, чем с вами. В этом возрасте исключительно значима потребность в общении с себе подобными.

А еще вхождение во взрослую жизнь в подавляющем большинстве случаев сопровождается не раз воспетой поэтами первой любовью. Подростки не могут устоять под натиском новых чувств, желаний, ощущений, у них пока не отработаны культурные нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Ваше понимание, тактичный совет, разговор по душам в новых и эмоционально сложных для подростка ситуациях просто неоценимы. Хорошо, если столь же понимающими окажутся школьные учителя, но на это сегодня особо рассчитывать не приходится. А если ваш «малыш» пригласил на день рождение целый класс, вы поможете и ему, и себе, а также спасете квартиру от погрома, если тактично поможете ему спланировать этот замечательный праздник и заранее обозначите границы дозволенного.

Особенность шестая. Подростку свойственна личностная не стабильность - он колеблется между слепым подчинением и бунтом против любого давления, между оптимизмом и пессимизмом. Ребенок осознает, что он - личность, человек, способный отвечать за свою жизнь и принимать ответственные решения, но быть по-настоящему ответственным он объективно еще не в состоянии. Поэтому контроль необходим, но не жесткий и директивный, иначе ребенок все сделает назло. Не давите, ибо он свою самостоятельность сублимирует непродуктивной борьбой против «предков».

Страх за свою «кровинушку» понятен - в мире действительно много опасностей. Но единственная действенная защита от них - научиться быть ответственным за свое поведение, видеть эти опасности и избегать их. Даже если ребенок совершит ошибку, у него появится собственный жизненный опыт. Это тот самый путь, по которому умнели и взрослели все, и вы тоже.

Ваш контроль - это постоянные доверительные отношения, участие в жизни подростка. Будьте готовы всегда выслушать ребенка. Предложите ему свой совет, но право воспользоваться им оставьте подростку. Ваши страстные попытки убедить чадо в неверности его решений не приведут к желаемому результату - оно увидит в этом лишь попытку навязать свое мнение и подчинить его волю. Но совсем нелишне будет сказать ребенку, что вы обеспокоены, волнуетесь за него и переживаете. И не забудьте тактично указать на те возможные последствия его поступка, которые вы видите.

Особенность седьмая. Сочетание внешней грубости и внутренней ранимости - это еще одна особенность подросткового возраста. Родители, обеспокоенные проблемами ребенка, проявляют к нему повышенное внимание с «отрицательным зарядом». Это может быть и осуждение, и критика его внешности, и просто высказывание вашего недовольства. Очень часто в ответ на наше чрезмерное беспокойство подросток замыкается и грубит, и это, между прочим, естественная защитная реакция.

Не заставляйте ваше взрослеющее чадо защищаться от вас, не забывайте похвалить, заметить все его удачи. Если он принял какое-то решение и оказался прав, необходимо оценить его упорство и самостоятельность по достоинству. Пожалуйста, не демонстрируйте свое на самом деле эфемерное взрослое превосходство, всегда сохраняйте дружественный и уважительный тон. Когда вы обеспокоены, расстроены, сердиты, то, скорее всего, ведете себя импульсивно. Заметьте - результат нулевой. Если вы выразите уверенность в том, что ваш ребенок сам все понимает и примет правильное решение, это будет самый верный ход. Не забудьте, однако, предложить совет.

Если подросток вам доверяет, то он обязательно возьмет себе на заметку ваш собственный план действий. Просто расскажите ему откровенно, как поступили бы вы в той или иной сложной ситуации, но обязательно дайте понять ребенку, что вы оставляете за ним право принять окончательное решение.

Особенность восьмая. Если мы с вами что-то делаем не так, нас наказывает жизнь. У ребенка же есть уникальный шанс - он может сам выбрать поощрение и наказание. Это такая очень взрослая игра. Когда дети осуществляют выбор поощрения и наказания, они лучше осознают последствия своего поведения, и это повышает их ответственность. Всегда лучше использовать поощрение, и важно, чтобы обещанная награда была получена. Какой она может быть? На самом деле, вы будете удивлены, но дети далеко не всегда стремятся получать только лишь материальные вознаграждения.

При анкетировании, проводившемся среди учеников 7-8 классов одной подмосковной школы, на вопрос « Наиболее желаемое поощрение» подростки в большинстве своем выбрали не шмотки и модные гаджеты, а добрые родительские слова в их адрес и … совсем детские желания - погладить по голове, обнять, похлопать по плечу. Для некоторых родителей это было откровением - такое желание ребенка, как собраться всей семьей вместе, устроить сладкое чаепитие или загородный пикник. А для вас это не откровение?

Мир подростка сложен, и нам, взрослым, бывает трудно в него проникнуть. Попробуйте оценить, насколько реальны ваши представления о собственном ребенке - вашем «колючем», таком любимом и невыносимом подростке. Проведите дома со своим чадом игру-анкетирование. Вопросы совсем простые, но они предполагают абсолютно честные и откровенные ответы без боязни порицания или осуждения с вашей стороны:

  • Что нравится во мне моим родителям?
  • Что не нравится во мне моим родителям?
  • Что мне хотелось бы изменить в отношениях с родителями?

А потом обязательно адресуйте такие же вопросы и самим себе: что нравится мне в моем ребенке, что не нравится, и что я хотел бы изменить в наших отношениях с ним? И сравните ответы. Поверьте, возможны самые неожиданные открытия, которые помогут вам стать ближе, понять друг друга, испытать новый «приступ любви», а это самое лучшее из всего, что только может себе пожелать родитель подростка...

О том, как сложно поладить с подростком, скорее всего, наслышаны абсолютно все родители и даже те, кто только готовится ими стать. Фраза «переходный возраст» воспринимается, как нечто ужасное, но при этом – неизбежное, то, с чем нужно смириться. Однако абсолютно у всего в этой жизни есть одно замечательное свойство: заканчиваться. Рано или поздно подходит к концу и подростковый период, его представители взрослеют, начинают проявлять свои лучшие качества.

И вот здесь многих родителей поджидают удивительные открытия. Оказывается, сложно бывает сладить не только с подростками, но и с представителями немного старшей группы, молодежью. Те, кто по разным причинам (кто в силу возраста или семейного положения, а кто-то – только потому, что считает себя умнее большинства других представителей человечества) считает себя взрослым, с недоумением взирают на вчерашних подростков и думают: «Как же так получилось? Ведь мы же такими не были! Ведь мы же их так не воспитывали!»

Отчасти они заблуждаются. Все же большая часть черт характера и поведенческих особенностей закладываются именно в семье. Именно на примере старшего поколения ребенок составляет свою формулу жизни, шлифуя и совершенствуя ее в подростковом возрасте, а затем – применяя во взрослой жизни. Повторимся, заблуждаются лишь отчасти, поскольку на самом деле на взросление подростка влияет целый список факторов.

Семья как главный источник взросления подростка

Сколько бы времени не проводил ваш ребенок-подросток в школе, с друзьями или на различных дополнительных занятиях, все же в совокупности с семьей он проводит гораздо больше времени. И вот здесь для родителей предстоит сделать главный выбор в своей жизни: либо они понимают, что дальнейшая жизнь их ребенка будет отражением их же собственной, а потому будут придерживаться общепринятых норм поведения, либо же они будут жить, как им хочется, не забывая при этом «приказывать» взрослеющим сыну или дочери жить так, «как надо».

Что мы получаем в результате? По сути, ничего хорошего: подростка, научившегося врать, притворяться и подстраиваться под обстоятельства так, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для себя. Причем винить его за это совершенно нет смысла, ведь родители получили то, к чему стремились.

Социальные факторы, влияющие на взросление подростка

На самом деле, таковых очень много, и даже простое их перечисление заняло бы достаточно много времени. Поэтому остановимся только на тех из них, влияние которых неоспоримо и замечено не одним десятком как профессиональных психологов, так и обычных родителей.

Окружение подростка

В это понятие входит несколько подгрупп людей. Это и одноклассники, с которыми подросток в любом случае вынужден общаться, даже если ему это не совсем по душе, и друзья, большинство из которых выбирает для себя сам, и множество других людей разного возраста, с которыми приходится общаться ежедневно. Ничего удивительного в том, что одним из них он пытается подражать, а черты других начинает презирать как в себе, так и в окружающих. И это нормально! Родители ни в коем случае не должны пытаться запрещать высказывать мнение об окружающих людях, даже если сами они с ним не согласны.

Условия жизни подростка

Тоже многокомпонентное понятие. В первую очередь, следует принимать во внимание местность, где проживает подросток. Если это село, где все дети с рождения предоставлены сами себе, а став немного постарше – они же становятся основными помощниками по хозяйству, то взросление наступит гораздо быстрее, чем для опекаемого со всех сторон заботливыми родственниками ребенка, который в 16-17 лет и обед себе разогреть не в состоянии. Отсюда вытекает вторая составляющая условий жизни: семья.

Значение имеет абсолютно все: культурный уровень, образование, круг общения… Все, для чего в современном обществе существуют определенные стандарты и правила, может повлиять на взросление подростка. А вот о характере этого влияния сказать что-то определенное заранее практически невозможно.

Воспитание

С одной стороны, его сложно отделить от понятий окружения и условий жизни. Но с другой – это настолько самодостаточный фактор, колоссальным образом влияющий на взросление подростка, что не принимать его во внимание просто невозможно. Причем мы сознательно не ставим воспитание на первое место, поскольку часто даже безупречные задатки, установленные родителями, портятся, если подросток попадает в плохую компанию или в тяжелые социальные условия.

В понятие воспитания входит и такой непростой вопрос, как религия. Само собой, только родители и никто иной могут принимать решение о целесообразности этой составляющей, однако ее влияние исключать нельзя.

Другие условия, влияющие на взросление подростков

Кроме того, что уже было перечислено, можно привести и другие факторы, влияние которых на превращение из подростка во взрослого человека если не огромно, то уж точно – хорошо заметно.

Это и школа, как совокупность друзей-соучеников, учителей и представителей администрации, которая впервые учит решать проблемы, а не ждать, пока их решит мама или папа.

Это и СМИ, доступность информации в которых на сегодняшний день превышает все мыслимые нормы, а для подростка запретных сведений при нынешних возможностях интернета просто не существует.

Это и первая любовь, не всегда взаимная и счастливая, но всегда оставляющая свой след в душе маленького, но уже человека.

Перечислять можно долго, причем каждый родитель, перечитав весь список, вполне может добавить кое-что и от себя лично. Однако, самое главное, это понять, что подросток – это, в первую очередь, человек. Это не объект для экспериментов, на котором можно испытывать различные методики воспитания. Это не шанс воплотить наконец в жизнь то, что не удалось в свое время вам. Это личность, имеющая право на собственное мнение, даже если оно далеко не всегда вам по вкусу. И эта личность рано или поздно станет взрослой, и именно от вас во многом зависит то, каким именно получится человек из вчерашнего еще подростка.

Люди сами того не замечают, как быстро они взрослеют. Взросление - это зачастую изменение понимания мира и жизни с течением времени. Со временем человек становится старше и набирается нового опыта. В данном случае затрагивается не столь вопрос физиологии, которая меняется из года в год, а образа мышления человека, его взглядов и принципов. Именно поэтому многие не понимают, в чем специфика взросления человека и каким образом оно происходит. Оказывается, получить ответ на представленный вопрос не получится, так как каждый человек индивидуален по-своему, а следовательно, взросление происходит также индивидуально.

Понятие взросления и основные этапы

Взросление - это длительный период жизни человека, в котором принято выделять следующие этапы:

  • этап раннего взросления (20-40 лет);
  • этап среднего взросления (40-60 лет);
  • этап позднего взросления (60 лет и старше).

Представленные этапы отличаются своими особенностями и характеристиками. Однако человек - индивидуальная личность, поэтому применить возрастные ограничения оказывается весьма сложно. Ведь его субъективное представление о своем возрасте и себе в целом существенно сказывается на манере поведения и процессе развития. Как результат, по отношению к взрослым людям используют понятие «возрастные часы», а проблема взросления ежедневно становится более актуальной и требует к себе повышенного внимания.

Понятие «возрастные часы» и три независимых возраста

Возрастные часы - некий график, который показывает внутренне состояние индивида и позволяет определить, насколько человек опережает основные и важные события в своей жизни или отстает от них: обучение в школе, университете, бракосочетание, рождение детей и достижение определенного статуса в обществе. Наряду с понятием «возрастные часы» стали различать три понятия возраста:

  • биологический возраст показывает, насколько человек соответствует определенному моменту жизни;
  • социальный степень соответствия человека нормам той или иной культуры, которые рассматриваются в контексте биологического возраста;
  • психологический возраст показывает, насколько уровень интеллекта человека соответствует условиям социума, двигательным навыкам, установкам, чувствам.

Независимо от перечисленных понятий, существует несколько этапов взросления личности, которые также требуют особого внимания.

Детство - от рождения до 11 лет

Детство - самый светлый Ведь ему предстоит пройти величайший путь в своем индивидуальном развитии от не способного ни на что существа до адаптированной к окружающему миру детской личности.

Как правило, психика ребенка на протяжении первых 10 лет жизни проходит путь, которым несравним с каждым из последующих возрастных периодов. Подобное прохождение жизненного расстояния прежде всего обусловлено ортогенетическими особенностями возраста. Таким образом, можно сказать, что детство ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Независимо от не определяет данное движение, а природные предпосылки лишь продвигают ребенка в детстве с одного жизненного этапа на другой.

Важно отметить, что организм ребенка стремительно развивается в этот возрастной период. У него также появляется собственное «я», свои понятия и понимание тех или иных вещей. В период детства ребенок развивается психологически, начинает общаться, чувствовать, осознавать свою уникальность и проявлять свои способности в важных жизненных ситуациях.

Подростковый период - от 11 до 16 лет

Подростковый период предполагает взросление ребенка и является жизненным этапом для самоидентификации личности, то есть его самоопределения. Постоянно находясь в социальном окружении, ребенок отделяется от родительских ценностей и стремится примерить на себя другие. Часто родители пытаются овладеть психологической территорией своего ребенка, что становится причиной разногласий и конфликтов, которые переходят в борьбу за свободу.

Взросление - это важный процесс, который влечет за собой переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. Дети на протяжении всего подросткового периода начинают размышлять над своей дальнейшей жизнью и профессионально деятельностью. Родители в таком случае постепенно отпускают своих детей во взрослый мир, тем самым освобождая их психологическую территорию. Однако сохраняется зависимость не только от родителей в материальном аспекте, но и от модели поведения и ценностей семьи.

Юность - от 16 до 19 лет

Юность - жизненный этап, который при неопределенности территории личности уже взрослого ребенка перерастает в борьбу с родителями. И несмотря на материальную поддержку родителей, им не удастся что-либо изменить. Именно на данном этапе детям вместе со свободой передается практически вся часть ответственности за свои поступки и принятие важных решений. Нередко родители пытаются удержать возле себя детей и взять часть обязанностей на себя, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

Молодость - от 19 до 35 лет

Молодость по праву считается важным периодом в жизни, когда устанавливается партнерство в отношениях между детьми и взрослыми, а также взаимодействие психологических территорий. И родители, и дети всегда готовы оказать поддержку и помощь друг другу, не препятствуя осуществлению потребностей каждого.

Как правило, сохраняется область взаимодействия, и устанавливаются правила, выгодные как для одних, так и для других. Однако следует отметить, что на данном этапе взросление девочки заметно отличается от взросления мальчика.

Зрелость - от 35 лет и старше

Зрелый возраст лишен конкретики, присущей остальным жизненным периодам. Большую часть времени люди проводят на работе. Несмотря на это, доминируют экономические соображения - работа также позволяет организовать время и является сферой общения, где поддерживается чувство необходимости и самоуважения. Таким образом, рабочее время приятно сочетать с возможностью свободного выбора и независимого принятия решений.

Как правило, по достижении 30 лет люди стремятся найти себя в жизни: строят долгосрочные планы и приступают к их достижению. Через некоторые время некоторые пытаются освободиться от власти других людей и утвердить независимость. После 40 лет мужчины начинают часто размышлять над тем, чего им удалось достичь в жизни, и, оценив результаты, делают соответствующие выводы. После 45 лет наступает кризис среднего возраста, с которым удается справиться большинству индивидов.

В заключение

Взросление - это прекрасный период в жизни человека, который у каждого протекает индивидуально. Ведь только в процессе взросления происходит становление личности. Именно этот светлый жизненный этап помогает стать более сдержанным и терпимым по отношению к людям. Уже отсутствует бунтарство, человек становится спокойным и более представительным, что на самом деле неплохо.

Процесс взросления позволяет набраться опыта, который постепенно помогает осуществиться задуманным планам. Однако следует приложить все усилия, чтобы сохранить детскую мечту, которая и делает человека индивидуальной личностью. Не стоит бояться жить, взрослеть, ведь это новый жизненный этап, который предстоит пройти каждому.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!