Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

I. Подготовительный этап

МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области

Разработка патриотического мероприятия

«Растим патриотов России»

учитель начальных

классов

МОУ «ООШ с. Озерки

Духовницкого района

Саратовской области»

Киреева Татьяна

Константиновна

Аннотация

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы в начальной школе. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. преемственности поколений; развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная разработка может быть полезна учителям начальной и средней школы, организаторам внеклассной работы.

Введение

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Цель мероприятия:

Ф ормирование нравственных качеств личности через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.

Задачи:

1. У глубить знания воспитанников о героических событиях отечественной истории;

2. П ознакомить воспитанников с соотечественниками, ветеранами войны участвовавших в Великой Отечественной войне;

3. Воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической ценности.

Условия применения: для реализации данной разработки необходимо мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

1: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

2:
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

3: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

4: В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Деревня родная, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

5: Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Все: Это тоже Родина.

Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в нашем зале в преддверии большого праздника– праздника Победы.

Вед.2. Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, о любви к Родине, ведь любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека, оно подобно большой реке.

Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове «Родина»? Пусть же сегодня произносятся добрые слова и звучат лучшие песни, обращенные к своей стране.

Песня «Купола России».

Вед.1: Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не

может…

Вед.2: Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

Вед.1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поприветствовать тех, кто не жалея себя, защищал и будет защищать нашу Родину от врагов, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вед.2: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…

Вед.1: Все дальше глубь истории – уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед.

Вед.2: Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Вед.1: Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Вед.2: Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

Вед.1: Нам очень приятно видеть сегодня наших почётных гостей, наших дорогих ветеранов ВОВ. Для них события войны навсегда останутся живыми и близкими.

Вед.2 : Это они прошли сквозь огонь и дым, мерзли в окопах и переплывали ледяные реки, чтобы отстоять землю, на которой мы с вами живем.

Вед .1 : От Волги поднимается туман

Блестят на листьях капельки росинок.

Меня не манит небо дальних стран,

Хочу узнать тебя моя Россия.

Песня «О моя Россия».

Вед.2:

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть!

Вед.1: Россия! Ты не зря слыла для стран других загадкою.

Но не всегда судьба была страны великой гладкою.

Вед.2: Порой не радость, а печаль царила над Россией,

И часто защищала сталь её озёра синие.

Вед.1: Порой невзгоды над страной кружились чёрным вороном,

Плечом к плечу вставал народ, чтобы сразиться с ворогом.

Звучит запись песни «Вставай страна огромная».

Вед:2: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
Вед.1: Мирно страна проснулась в этот июньский день,

Только что развернулась в скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва…

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Утром у нас на пороге заполыхала война.

Вед.2 : Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Вед.1: Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной.

Вед. 2: «У войны - не женское лицо…» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь.

Вед.1: Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери вынуждена была не только воевать на фронте, убивать врага своими руками, она, именно она, ковала победу в тылу.

Вед.2: В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

Песня «Льётся в тесной печурке огонь…».

Вед.1: Солдатские матери... Их подвиг никогда не оценивается наградами, но они заслужили самые высокие почести. Они выполняли свой долг перед Родиной в самые страшные годы испытаний, которые пережила Россия.
Вед.2: Они отдавали ей своих сыновей, они ждали их домой, принимая на себя весь груз забот, они выхаживали своих детей после ранений. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда.

Звучит музыка «Аве Мария…».

Вед.1:

В душной, тревожной, ночной тишине
Давит тревога на грудь.

Сердце, как чайка на тихой волне,

Тоже не может уснуть.

Тоненькой свечки горит огонёк,
В небо молитва летит:

"Дай ей силы на сотни дорог,
Злую беду отведи".

Ветер качнул старый клён второпях,

Бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
"Боже, помилуй, спаси".

В комнате, где она учился ходить,

Дождь застучал. Догорает свеча,
А за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам –
Матери ждут дочерей.

Кажутся им почему-то всегда
Ночи страшнее, чем дни.
"Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!"

Вед.1: Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, -
Помните! Помните! Помните!

Вед.2: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества.

Вед.1: Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Вед.2: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Вед.1: Почтим минутой молчания память тех, кто отстоял мир, ценой жизни.

Минута молчания

Вед.2: Я родилась, когда всё было в прошлом,

Победе нашей уже много лет,

Но как мне близко то, что уже в прошлом.

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Вед.1: Каждый год душа моя рыдает,

Когда я слышу памяти слова.

Дух праздника в воздухе витает,

А на глазах печали пелена.

Вед.2: Спасибо вам, что мы войны не знали,

Что мы не слышим шум тех страшных лет,

Что вы нам жизнь своею жизнью дали!

Дай бог вам, ветераны, долгих лет!

Песня «Солнечный круг».

Вед.1: Всегда символом радости, светлого детства, хорошего настроения, счастливым сувениром России была и есть чудесная российская матрешка. Дорогие гости, для вас танцуют наши дети.

Танец «Русские матрешечки».

Вед.1: Я хочу кувыркаться в весенней траве.

Я хочу с петухами встать на заре,

И в холодную реку нырять в жаркий день,

И в лесу слышать пение птиц – целый день.

Вед.2: А за морем нам бомбой и смертью грозят.

Чтоб не было в мире улыбок ребят.

Чтобы улицы наши сгорели дотла

И в руинах стояли наши дома.

Вед.1: Я ни бомбы ужасной, ни пуль не хочу

И борьбе свою жизнь я за мир посвящу.

Так давайте все вместе – все дети Земли.

Дружно руки поднимем – МЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ.

Вед.2: Сердечное спасибо всем, кто отстоял наше Отечество в Великой Отечественной войне. Будем достойны памяти павших. Ваш подвиг будет жить в веках.

Вед.1: Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться, мечтать, играть. Докажем своими добрыми делами, что мы тоже будем достойными защитниками Родины.

Песня «День Победы».

Вед.2: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам, наши герои за мирное небо, за яркое солнце, за то, что могут спокойно спать наши дети.

Вед.1: Крепкого здоровья вам и долгих-долгих лет жизни. Низкий вам всем поклон!!!

Заключение

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий. Если вспомнить, сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.

Оглавление

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Просмотр содержимого документа
«Проект Растим патриотов»

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Цель проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проекта:

Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания; - формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны; - создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения; - предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения; - укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания; - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.

Описание проекта:

Тип проекта : информационно – познавательный, практико-ориентированный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители воспитанников, члены общественных организаций.

По времени проведения : долгосрочный.

Актуальность:

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

В своей реализации представленный Проект направлен на:

Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере патриотического воспитания дошкольников;

Создание оптимальных условий для организации процесса воспитания и пропаганду здорового образа жизни подрастающего поколения;

Широкое привлечение детей, родителей, педагогов, общественности к участию в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных мероприятиях на территории Смоленской области;

Расширение сотрудничества между образовательной организацией и общественными организациями Смоленской области в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;

Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание дошкольников, сохранение памяти о событиях 1941-1945 годов, укрепление связи поколений.

Направления работы по реализации Проекта:

Создание предметно-развивающей среды и наглядно-информационной базы;

Работа с воспитанниками;

Работа с родителями воспитанников;

Содружество ДОУ и семьи;

Содружество с общественными организациями.

В рамках реализации проекта были разработаны и внедрены следующие подпроекты: "Моя семья - моя радость", "Милая сторонка - город мой родной", "Истоки", "Это нужно живым...".

Проект "Моя семья - моя радость" -

повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства; возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье; развитие партнерских отношений в семье.

Проект "Милая сторонка - город мой родной" - формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города.

1) Дать детям, доступные детскому восприятию, сведения об истории зарождения города.
2) Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.
3) Воспитывать любовь к родному городу.

Проект "Истоки" - приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

Проект "Это нужно живым..." -

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

В рамках проекта были проведены народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица).

Мероприятия в рамках проекта:

Праздник "Этот день мы не забудем никогда" (посвящённый Дню Победы") - Возложение цветов к Вечному огню. - День защитника Отечества. - Народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица) - Родительские собрания в нетрадиционной форме: "Матрёшка - русский сувенир", "Роль народной игрушки в воспитании патриотических чувств у дошкольников" - Экскурсии в краеведческий музей города, дом-музей А. П. Гайдара, дом-музей П. И. Чайковского, пешеходная экскурсия по улицам города. - Серия занятий в краеведческом музее по истории родного города. - Семинар-практикум для педагогов района "Взаимодействие воспитанников, родителей и педагогов в процессе патриотического воспитания"

Охват проекта:

Проект направлен на детей среднего, старшего, подготовительного возраста и их родителей. В реализации проекта принимали участие: дети среднего, старшего, дошкольного возраста, родители и воспитатели ДОУ. Проект направлен на широкую аудиторию.

Достигнутые результаты:

Повышение детской и взрослой компетентности в нравственно – патриотическом воспитании. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Благодаря организации социального партнёрства с музеями города дети в интересной форме узнали об истории нашего города, прикоснулись к миру прекрасного. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым. У детей сформировано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; проведён праздник, посвящённый 70-летию Победы "Это нужно живым..."; танцевальный коллектив ДОУ "Капельки" стал лауреатом муниципального конкурса "Маленькие звёздочки"; презентация, подготовленная по итогам проведённой работы, получила диплом первой степени за победу в международном конкурсе "Моя лучшая презентация". Педагоги ДОУ поделились опытом своей работы с педагогами района.

Просмотр содержимого презентации
«Растим патриотов»

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Презентацию подготовила воспитатель

Дирун Светлана Михайловна

Цель :

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания;

Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны;

Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

Предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения;

Укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания;

- сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.


Направления работы по проекту

Создание развивающей среды

Проведение занятий, бесед, проектная деятельность.

Конкурсы, развлечения, праздники, экскурсии.

Чтение художественной лит-ры.

Информационно-просветительская работа.

Родительские собрания.

Работа с

воспитанниками

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Работа с общественными организациями

Организация экскурсий.

Проведение занятий познавательного цикла на базе краеведческого музея.

Представление опыта работы.

Участие родителей в жизни группы и ДОУ (конкурсы, развлечения, праздники).

Организация экскурсий.

Помощь в создании развивающего пространства.

Содружество ДОУ и семьи


Создание развивающего пространства

Кабинет «Русская изба»

Уголки патриотического воспитания в группах


Работа с воспитанниками

Знакомство с истоками русской народной культуры и быта.

Проведение занятий, бесед, индивидуальная работа


Праздники, досуги, развлечения

«В гости к бабушке Арине» (Троица) «Осенины»

«День семьи, любви и верности» «Пасха» «Масленица» «Новый год»


«День Победы»

«Жаворонушки летите – Весну-красну принесите»

«Папа, мама, я – дружная семья»


ЭКСКУРСИИ

Дом-музей П.И.Чайковского

Дом-музей А.П. Гайдаоа

Мемориальный комплекс

Фабрика ёлочной игрушки

Краеведческий музей

По улицам города



Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

МОБУ СОШ с.Новофёдоровское
МР Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Методика организации и проведения
«Уроков мужества, торжественных мероприятий,
посвящённых годовщинам Победы в Великой Отечественной войне».
Знаем! Помним! Гордимся!
Составили Алимбаева Фирузя Ринатовна
Артамонова Флюза Калимовна

Стерлитамакский район – 2015г.
Пояснительная записка
Методика организации и проведения Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам
Победы в Великой Отечественной войне.
Знаем! Помним! Гордимся!
Родина наша ­ колыбель героев,
огненный горн, где плавятся простые души,
становясь крепкими как алмаз и сталь.
(А.Н. Толстой)

Цель работы ­ оказание практической помощи педагогу, особенно
молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы
патриотического воспитания школьников, организации Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам Победы в Великой
Отечественной войне.
Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей,
воспитателей групп продленного дня, организаторов детского движения,
руководителей детского объединения и призвано для оказания им практической
помощи.
Пособие состоит из вводного раздела, содержательной части и приложения.
Предисловие раскрывает проблемы, актуальность, суть, цели и задачи
патриотического воспитания учащихся на современном этапе образовательного
процесса. В основной части изложены
методические рекомендации по
планированию и организации Уроков Мужества, отбору теоретического и
практического материала, подробное описание хода урока мужества, его цели,
темы, формы проведения. В приложении помещены разработки мероприятий,
фотографии, презентации, перечень используемой литературы. Пособие освещает
опыт работы учителей и рассчитано на творческое его использование.
2

Надеемся, что это пособие оправдает Ваши ожидания и действительно
поможет в Вашей педагогической деятельности и будет полезным для Вас.
3

Предисловие.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и
эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский
В результате распада единого многонационального государства СССР,
когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда
насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над
духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной,
социально­активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали
такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На
наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с
негативных позиций исторического прошлого нашей Родины.
У многих представителей молодого поколения, которое выросло в эти
годы, сформировалось не всегда объективное представление о событиях,
происходивших в нашей стране, и людях ­ участниках этих событий. В связи с
этим проблема
патриотического воспитания становится одной из
актуальнейших.
Пожалуй, только школа остается единственным местом, где воспитывают
подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом
преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание
было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной
работы школы.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно
выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героическая
борьба,
подвиги лучших сынов Отечества становятся основой
патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях,
необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так
как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой
военно­патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к
военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению
Отечеству – одна из задач педагогического коллектива, военно­
патриотической работы в школе.
Патриотическое воспитание – это воспитание уважения к традициям
своего народа, страны, города, села и даже школы, в которой ребенок учится.
В каждой школе есть традиции, которые хранятся и передаются от одного
4

поколения учащихся к другому. Одной из них является проведение в школе
уроков мужества.
Методика подготовки и проведения уроков мужества.
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых­ вот мудрость жизни…
Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к
свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!…(М.Горький)
Цель уроков мужества ­ воспитать у школьников гордость за свою
Родину, ведь нам есть, чем гордиться; сформировать представление о долге,
чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма
невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи уроков мужества: познакомить с героическими и трагическими
страницами истории Отечества; воспитывать уважение молодёжи к подвигам
военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости
увековечения памяти павших героев; способствовать формированию у
молодёжи готовности к защите Родины.
Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных
средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе
любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки
мужества.
Урок мужества – одна из форм патриотической работы со школьниками.
Он призван помочь учащимся глубже понять истоки мужества, боевые и
трудовые традиции народа, его беспримерный подвиг в грозные годы Великой
Отечественной войны, тесную связь героического прошлого нашей страны с
современностью. Урок мужества воскрешает славу, доблесть, высокий
патриотизм старших поколений, героический страницы Вооруженных Сил
страны. Ему должны быть свойственны пафос и романтика мужества,
переживание школьниками той критической ситуации, которая требует
смелости, стойкости и бесстрашия. Урок мужества формирует у школьников
характер, готовность к совершению подвига во имя Родины.
Урок мужества нельзя подменять встречами учащихся с ветеранами
войны и воинами Армии, на которых преимущественно выступают почетные
гости с рассказами о героизме и мужестве людей, а сами школьники являются
пассивными слушателями.
Для организации урока мужества классный руководитель создает
инициативные группы школьников, которые составляют план проведения
урока, продумывают задания и поручения, распределяют их между
5

учащимися класса и осуществляют подготовку заключительного
мероприятия.
Методика подготовки и проведения урока мужества предполагает три
этапа. Первый этап – это знакомство школьников с темой предстоящего
урока, планом его подготовки и проведения. На этом этапе классный
руководитель стремится заинтересовать ребят темой урока, создать
соответствующий нравственный и эмоциональный настрой, стимулировать их
поисковую деятельность, инициативу и самостоятельность. Второй этап
связан со сбором учащимися необходимого материала, его оформлением и
пропагандой среди сверстников и одноклассников. Школьники выявляют
среди учителей, родителей, жителей микрорайона школы ветеранов войны и
труда, Героев Советского Союза и России, офицеров запаса и в отставке, всех
тех, кто совершил подвиг, проявил мужество и отвагу, кто награжден
орденами и медалями за боевые заслуги. Учащиеся самостоятельно
подбирают и читают книги о мужестве людей. Проводят встречи и беседы с
интересными людьми, изучают биографии героев, оформляют альбомы и
стенды для школьного музея, выпускают специальные стенные газеты,
презентации, видеоролики, записывают воспоминания, выступают с
рассказами о подвигах и мужестве героев, организуют просмотры фильмов на
героико­патриотическую тему, совершают экскурсии в музеи. На этом этапе
школьники ведут специальный дневник, где отмечают всю проделанную
работу: сообщают о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах,
рассказывают об участии в поисках новых материалов, записывают
впечатления о встречах с интересными людьми, оформляют материалы о
героях войны и труда, помещают письма военных лет, фотографии, рисунки и
другие иллюстративные материалы.
На завершающем этапе в торжественной обстановке проводится итоговое
мероприятие – урок мужества, на который приглашаются почетные гости.
Место его проведения – школа, класс, музей, площадь у обелиска и др.
В итоговом мероприятии активное участие принимают сами школьники,
Их выступления – это размышления о собственном понимании мужества,
рассказы о том, как учащиеся класса принимают участие в развитии и
приумножении славных традиций старших поколений, как юноши
осуществляют практическую подготовку к службе в рядах ВС России, к
защите Родины.
Выступления гостей и школьников иллюстрируются
документами и фрагментами из различных художественных произведений,
презентациями, видеороликами. Здесь же активно используются результаты
поисковой деятельности учащихся, организуются конкурсные выставки работ
(рисунки, сочинения, поделки, фотографии, тематические альбомы,
дневники­ отчеты и т.п.). Составными частями итогового мероприятия
являются торжественные линейки, рапорты о проделанной работе, вручение
гостям цветов и подарков и др. Завершаются уроки мужества возложением
цветов и венков к подножиям памятников и обелисков.
6

Проводя с учащимися уроки мужества, следует обращать их внимание на
ситуации, в которых могут проявить это нравственное качество и школьники.
Готовность к мужественному поступку, поведению в целом формируется в
человеке с детства.
Использование новых информационных технологий в ходе проведения
мероприятий позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах
учащихся.
Тематика уроков мужества.
Подвиг Ваш бессмертен.
Солдат войны не выбирает.
Ради жизни на земле.
Знаем! Помним! Гордимся!
О доблести, о подвигах, о славе.
Будем достойны славы отцов.
Мы славим мужество и подвиг ваш.
Верность мужеству, верность
традициям.
Возьми себе в пример героя.
На героев равняем шаг.
Герои есть у всех народов.
В жизни всегда есть место подвигу.
Солдатами не рождаются ­ ими
становятся.
Во имя жизни твоей и моей.
Наш край в годы войны.
Подвиги наших дней.
Равнение на победу.
Подвиги их бессмертны.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Лишь бы не было войны.
Память за собой позови.
Они защищали Родину.
Весна Победы.
Нужна ли память о войне.
Песни, опаленные войной.
Песни огненных лет.
Наша любовь – с вами ветераны.
Беспримерный подвиг защитников
Ленинграда.
Герои­пионеры.
Детям мира ­ планету без войны.
Когда гремят пушки ­ музы молчат.
Я прошел по той войне.
Дети войны.
Пером и штыком.
Была война.
Формы проведения уроков мужества.
Торжественная линейка.
Митинг памяти павших.
Литературно­ музыкальная
композиция.
Театрализованное представление.
Устный журнал.
Диспут.
Читательская конференция.
Малая научная конференция.
Тематический вечер.
Урок­экскурсия.
Классный час.
Праздник.
Вечер песен.
Сбор.
Чествование ветеранов.
7

Афоризмы о родине, патриотизме и интернационализме.
... для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество...
Симонид Кеосский
Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все
представления о любви к чему­либо соединены в одном слове "отчизна".
Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, ­ если он может
принести этим ей пользу?
...и робкого делает храбрым слово "отчизна".
Лукиан
...лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. Монтескье
Цицерон
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
М.В. Ломоносов
Д.И. Фонвизин
...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Тот есть прямо
благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при
едином имени Отечества...
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
А.Н. Радищев
Г. Лессинг
...любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ,
приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив,
чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей
и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.
Да кто же будет
Один дремать в углу, когда
Великое свершается в отчизне?
Что же человечески прекрасней, чище
Святой борьбы за родину?
9
К. Гельвеций
Ф. Шиллер
Ф. Шиллер

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего
сердца.
В. Гюго
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины...
всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои
кровные связи с отечеством.
В. Г. Белинский
Ш. Петефи
Н. А. Некрасов
Я твой и телом и душой,
Страна родная.
Кого любить, как не тебя!
Люблю тебя я!
Моя душа ­ высокий храм!
Но даже душу
Тебе, отчизна, я отдам
И храм разрушу.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.

Т. Г. Шевченко

Историческое значение каждого русского великого человека
измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство ­ силою
его патриотизма...
Н. Г. Чернышевский
10

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих
братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего
отечества.
Ф. М. Достоевский
...без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине...
А. Франс
Патриотизм ­ одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и
тысячелетиями обособленных отечеств.
В. И. Ленин

Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды ­
которое будет...
............................................
...И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
В.В. Маяковский
Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей ­ отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
То разве бы свою не отдал жизнь?!
.................................................................
Мой друг, жизнь наша ­ лишь только искра
Всей жизни родины ­ страны побед.
Пусть мы погаснем ­ от бесстрашной смерти
В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
11

Муса Джалиль
Стихи о Великой Отечественной войне.
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
и пограничник протянул к ним
руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и
войной
всего каких­то пять минут
осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным
трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Жди меня, и я
вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят
грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега
метут,
Жди, когда жара,
Жди меня...
Жди, когда других не
ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из
дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж
надоест
Всем, кто вместе
12
1943
ждет.
Жди меня, и я
вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает
наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и

мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут
ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я
вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот
пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не
ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем
знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела
ждать,
Как никто другой.

1941,Константин Симонов
МУЖЕСТВО.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942,Анна Ахматова
КОМБАТ
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули ­
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю
грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным
русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их
сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!
13

С Днём Победы, ветеран!
Юлия Друнина
Шла тяжёлая война,
И в огне была страна,
Трудный бой, ночной таран,
С Днём Победы, ветеран!
Ты в бою друзей терял,
Но победный день настал,
Ждали близкие и дом,
Долгожданный мир кругом!
Где­то отблески наград,
Юбилеи и парад,
Священная война
С чего начинается Родина
Синий платочек
Случайный вальс
Смуглянка
Соловьи
Прощание славянки
Первым делом – самолёты
Последний бой
Песенка фронтового шофёра
На безымянной высоте
Нам нужна одна победа
Моя Москва
Махнём неглядя
Журавли
Казаки в Берлине
Боль потерь и слёзы вдов,
Радость встреч фронтовиков.
Ты прожил немало лет,
Жаль, Союза больше нет,
Тот, который защищал,
От большой беды спасал.
Чашу горькую испил,
Но вернулся, победил,
Выжил ты от тяжких ран,
С Днём Победы, ветеран!
Марк Львовский
Военные песни.
Бери шинель, пошли домой
Баллада о красках
Три танкиста
Тёмная ночь
Катюша
Бухенвальдский набат
Хотят ли русские войны
На безымянной высоте
Эх, дороги
Любимый город
На солнечной поляночке
Нам нужна одна победа
Огонек
В лесу прифронтовом
В землянке
Москвичи
Воспоминания об эскадрильи Нормандия­Неман
Священная война.
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой
Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная
звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева­Кумача, начинавшееся
словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве
14

смеют
черновики говорят о том, что Лебедев­Кумач не раз переписывал и
дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые
четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в
предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней
до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев­Кумач под
впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на
города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не
черные
Над
летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного
ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело
на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой
день,
объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду ­ на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для
победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
композитор
репетицию,
Родиной
крылья

Послевоенные песни о войне.
Одна победа.
Враги сожгли родную хату.
Хотят ли русские войны.
Белоруссия.
Весна 45 года.
Горячий снег.
Ты моя надежда.. .
Летят перелетные птицы.
Офицеры.
На безымянной высоте.
Мы за ценой не постоим.
Алеша.
Тишина.
Журавли.
Вальс в миноре.
Ах печаль, ты моя печаль.
Сидят в обнимку ветераны.
Поклонимся великим тем годам.
День Победы.
Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова
Песня написана к 30­летию победы. Репертуарные комиссии ее забраковали, и
несколько месяцев песня пролежала без дела. Впервые ее исполнил Лев
Лещенко на концерте в прямом эфире. Песня сразу стала популярной.
День Победы, как он был от нас
далек,
Как в костре потухшем таял
уголек…
Были версты, обожженные в пыли,
Этот день мы приближали, как
могли.
Припев:
Этот День Победы –
15

Порохом пропах.
Это праздник –
С сединою на висках.
Это радость –
Со слезами на глазах, ­
День Победы! День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша родина очей…
Дни и ночи битву трудную вели, ­

Этот день мы приближали, как
могли.
Здравствуй, мама, возвратились мы
не все…
Босиком бы пробежаться по росе…
Пол­Европы прошагали, полземли, ­
Этот день мы приближали, как
могли.
1971
Офицеры.
Музыка: Рафаил Хозак
Слова: Евгений Агранович
Исполнитель Владимир Златоустовский (второй режиссёр картины)

АННА НЕКРАСОВА
Проект «Растим патриотов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№26 «РЕЧЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Проект «Растим патриотов »

По патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МАДОУ детский сад комбинированного вида «Реченька» Ступинского муниципального района Московской области

Подготовила : Некрасова А. Н.

Земной поклон, солдат, от жизни,

От всех, кого ты заслонил.

Ты спас свободу, честь Отчизны,

В потомках память заслужил.

Участники проекта - дети подготовительной группы «Буратино» МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Реченька» г. Ступино Московской области.

Актуальность темы :

Патриотическое воспитание закладывается в процессе жизни, в рамках конкретной социокультурной среды. Это одно из главных направлений воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы : мать, отец, родители, те, кто даем жизнь своему существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения . Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. И педагог в этом процессе выступает как носитель культурных ценностей, является ключевой фигурой в передаче ценностей от одного поколения к другому. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный объем материала.

Начать проект я решила с проведения анкетирования среди родителей и воспитанников детского сада, чтобы выяснить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта . Анкетирование, проведенное в нашем детском саду среди родителей и детей, показало :

Дети 5-6 лет практически ничего не знают о Великой Отечественной войне или знают, что «война-это плохо» , «прадеды защищали Родину от немцев» . Практически в анкетах перечисляются родственники (прадеды, деды, бабушки и прабабушки, принимавшие участие в Великой Отечественной войне или работавшие в тылу.

На вопрос «Необходимо ли нашим детям знать историю Великой Отечественной войны, историю жизни своих прадедов и прабабушек?»100 процентов участников анкетирования ответили «да» .

«В какой форме происходит такое знакомство в вашей семье» - ответы на этот вопрос были следующие :

Рассказы, беседы;

Просмотр фильмов и комментарии к ним родителей;

Участвуем в параде Победы;

Знакомство с песнями военных лет, стихами о войне, книгами;

Посещение выставок, музеев.

Задача воспитания чувства патриотизма , любви к малой родине традиционно решается в нашем детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с событиями и участниками Великой Отечественной войны. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Ратный подвиг» . Таким образом, наш детский сад выступил социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира» , воспитания патриотизма , основ гражданственности, а также интереса к малой родине.

Цель проекта :

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; повышение интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков.

Задачи проекта :

Дать знания детей о значении победы нашей родины в Великой Отечественной войне.

Расширять знания детей о жизни и подвигах пионеров-героев.

Воспитывать любовь к родному краю.

Познакомить с культурой и традициями празднования Дня Победы.

Формировать историческую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.

Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развивать эстетический вкус.

В рамках проекта «Растим патриотов » прошли следующие мероприятия в декабре 2014г. - анкетирование родителей воспитанников группы, создание стенда «Растим патриотов » , выставка книг о Великой Отечественной войне, знакомство с символикой РФ; в январе-феврале 2015г. - беседы «Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» О Городе - Герое Ленинграде, о Сталинградской битве, Москва во время ВОВ, герои ВОВ, разучивание пословиц о храбрости и смелости героев-солдат, создание буклетов о Города - Героях : Москва, Сталинград, Брест, акция «Память» , вышивание платка с именем солдата ВОВ, «Ладога глазами ребят» - коллективная работа, конкурс рисунков «Был трудный бой» , рассматривание иллюстраций, книг на тему «Солдаты Отечества» , игра - викторина «Растим патриотов » , работы детей ко Дню защитника Отечества, участие в выставке 23 февраля –День защитника Отечества, выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества (работа родителей) ; в марте - для родителей папка передвижка «Наши земляки в годы войны» ; в мае приглашение ветеранов труда и ВОВ на мероприятия дошкольного учреждения, участие ребят в параде, посвященном 70- летию Великой Победы.


К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств

и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!