Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Проект экология через народные праздники. Социальный проект "народные праздники"

В филиале № 10 для дошкольников из старшей группы МБ ДОУ № 49 был проведен фольклорный час «Из старины далекой».

Дети пришли в библиотеку, чтобы окунуться в мир русского фольклора – русских народных сказок, песен, загадок, частушек, скороговорок, в мир народного искусства и творчества. В досугово – игровом зале их встречали атрибуты народного творчества – на вышитом полотенце стояли матрешки, кукла – оберег, были разложены деревянные расписные ложки. Все эти вещи, бывшие в обиходе русского человека с давних пор, вызвали у дошкольников неподдельный восторг.

Детей с шутками и прибаутками, с русской народной песней «К нам гости пришли» встречала хозяйка зала – библиотекарь Елена Владимировна Янситова в русском народном костюме. Она и ее помощница – тряпичная кукла Домовушка предложили детям послушать сказки-небылицы. Затем, под русскую народную песню «Крутись, веретенце», девочки учились помогать бабушкам сматывать клубочки из шерстяных ниток, из которых вяжут носки и варежки, а мальчикам было предложено поиграть в игру «Эх, подшили валенок», во время которой они узнали, как подшивали валенки их прадедушки.

После работы можно и отдохнуть, поэтому детям предложили станцевать русский народный танец «Вейся, капустка». После пляски хозяйка зала и тряпичная кукла Домовушка вместе с детьми разучивали скороговорки, играли в веселую игру «Карусель», отгадывали народные загадки, поучаствовали в веселом конкурсе на лучшее исполнение русской народной частушки.

Мероприятие сопровождалось и исполнением народной музыки. С удовольствием слушали дошкольники русские народные песни: «Ой, вставала я раненько», «Блины», наигрыши на ложках. Удивительный мир русского фольклора произвел очень большое впечатление на дошкольников. Дети узнали, как жили, пели, одевались, играли в старину, какие сказки слушали, познакомились с русским народным творчеством.

Областное государственное казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

г. Неи и Нейского района».

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

ПРОЕКТ

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ».

Разработчики:

воспитатель Наталия Николаевна Харламова

воспитатель Марина Леонидовна Малинова.

2014 год.

Проект «Народные праздники».

В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

Метод проектов - комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.

В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.

Актуальность проекта.

Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.

Проектная деятельность - это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).

Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями.

Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.

Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).

Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.

Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,

приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Срок реализации проекта 3 года.

Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.

Задачи :

Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;

Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Этапы проекта .

1Подготовительный (погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).

2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).

3.Оценочный (представление и защита проекта).

Предварительная организационная работа педагогов.

Разработка сценариев мероприятий.

Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.

Составление примерного перечня работ для детского творчества.

Оформление итогов проектов.

1 год : праздник «Пасха».

Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

2 год: праздник «Рождество. Святки»

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

3 год : Праздник «Березкины именины».

Фольклорный праздник « Дожинки».

Ресурсное обеспечение .

Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.

2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.

3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.

4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

План мероприятий.

№ п/п

Название мероприятия.

Сроки.

Участники.

2014 год. Праздник «Красная Пасха».

Составление плана действий, сбор материала по теме «Пасха», составление сценария праздника.

январь-февраль

2014 год.

Воспитатели:

Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

Разучивание песен, стихов, пословиц о пасхе.

март - апрель

Чтение художественных произведений по теме «Пасха».

март-апрель

Воспитатели, дети.

Оформление папки-передвижки и книжной выставки «Красная Пасха».

апрель

Воспитатели, дети.

Изготовление поделок к празднику и оформление выставки поделок «светлый праздник Пасхи».

март-апрель

Воспитатели, дети.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка реквизита, костюмов.

апрель

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Проведение праздника «Красная пасха».

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель,

родители.

2014 год. Фольклорный праздник

«Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

Создание плана действий, сбор методического материала к празднику.

май - июнь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

Составление сценария праздника.

Июль.

Сбор целебных трав для приготовления чая.

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Чтение и обсуждение художественных произведений « Муха-Цокотуха», «Чайные стихи», «Как лягушки пили чай».

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Знакомство с историей появления чая. Разучивание пословиц и поговорок, стихов, частушек, песен о чае.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Проведение анкетирования «Чайная лавка».

Август.

Воспитатели. дети, родители.

Обсуждение костюмов и оформления к празднику.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Составление презентации «Чай, чай, выручай».

Сентябрь.

Воспитатели.

Практическое занятие по сервировке чайного стола.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

Октябрь.

2015 год. «Рождество. Святки».

Конкретизация целей проекта на 2015 год.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Составление плана работы, сбор материала, составление сценария.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Просмотр мультфильмов и детских фильмов о Рождестве.

Ноябрь- декабрь.

Воспитатели, дети.

Оформление книжной выставки «Рождественская сказка».

Декабрь.

Воспитатели.

Чтение и обсуждение художественной литературы по теме.

Ноябрь-декабрь.

Воспитатели, дети.

Участие в конкурсе «Вифлиемская звезда».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Изготовление рождественских подарков из бросового материала.

Декабрь.

Воспитатели, дети.

Разучивание народных игр, песен, хороводов.

Декабрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка оформления.

Декабрь-январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Оформление стенгазеты « Святки. Рождество».

Декабрь.

Воспитатели.

Проведение праздника «Рождество. Святки».

Январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2015 год. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

Создание плана действий,

сбор методического материала к празднику.

Февраль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Составление сценария.

Март.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Изготовление поделок из природного материала и оформление выставки.

Июнь – август.

Воспитатели, дети.

Конкурс рисунков «Родные просторы» и оформление выставки рисунков.

Апрель – май.

Воспитатели, дети.

Экскурсия в музей.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Подбор музыки и изготовление реквизита.

Июнь – август.

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

Разучивание песен, стихов, танцев, частушек.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Распределение ролей для театральной постановки.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Репетиция отдельных сцен.

Октябрь- ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Разучивании народных игр.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Оформление сцены.

Ноябрь.

Воспитатели, дети.

Просмотр презентации «Русский быт», «Народный костюм», «Русские традиции».

Сентябрь- октябрь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Деревенские посиделки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год. Праздник «Березкины именины».

Конкретизация целей проекта на 2016 год.

Декабрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Январь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Изготовление реквизита, подбор музыки.

Февраль - март.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Конкурс рисунков «Красавица березка».

Май.

Воспитатели, дети.

Чтение и обсуждение произведение Шмелева «Лето Господне», стихов Бунина, Есенина.

Апрель.

Воспитатели, дети.

Беседа об истории праздника.

Март.

Воспитатели, дети.

Разучивание стихов, песен, хороводов.

Апрель - июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Практическое занятие по изготовлению праздничных венков.

Май.

Воспитатели, дети.

Разучивание народных игр, забав.

Май – июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Изготовление папки – передвижки «Троица».

Май.

Воспитатели, дети.

Постановка пьесы для театра.

Апрель – июнь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Березкины именины».

Июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год. Фольклорный праздник «Дожинки».

Составление плана работы, написание сценария.

Июль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Чтение и обсуждение рассказов о хлебе.

Август.

Воспитатели, дети.

Занятие

« Беседа о хлебе».

Август.

Воспитатели, дети.

Викторина

«Хлеб – всему голова».

август-сентябрь.

Воспитатели, дети, родители.

Театрализация

«Легкий хлеб».

Август-ноябрь.

Воспитатели, дети.

Экскурсия

«Где растет хлеб».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Практическое занятие «Блюда их хлеба».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Исследование

«Как растет овес».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Просмотр презентации «Путешествие колобка».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Поделки из соленого теста.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети.

Разучивание песен, поговорок, пословиц, стихов о хлебе.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Праздник «Дожинки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом « Народные праздники».



Паспорт проекта

Тема проекта

Народные праздники

Разработчики

проекта

Бурцева Н.Ю .,

Крайнянская С.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Криница Н.В., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

ЛагушинН.В .,учитель физической культуры.

Исполнители

проекта

Педагогический коллектив МБОУ города Кургана «Гимназия № 47», ученический коллектив, родители (законные представители)

Нормативно-правовая основа разработки проекта

    Новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61.

    Стратегия развития системы образования Российской Федерации до 2020 года, распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

    Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в действующей редакции.

Актуальность

темы

    Отвечает целям, задачам и содержанию нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Способствует формированию новых образовательных (метапредметных) результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности, через внедрение деятельностных технологий.

Практическая значимость

Создание системы работы по приобщению детей к источникам русской народной культуры на основе устного народного творчества

Цель проекта

Задачи проекта

1.Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

    Развивать коллективные, групповые, индивидуальные формыурочной и внеурочной деятельности.

    Поддерживать социальный имидж гимназии.

Ожидаемые результаты

Для учащихся:

    продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, учителями при решении различных творческих задач;

    умение применять фольклорный материал в повседневной жизни;

Для педагогов:

    выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями;

    совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение воспитательных мероприятий;

    сформированная положительная мотивация к сотрудничеству с гимназией;

    повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг всех участников образовательного процесса

Сроки реализации проекта

1 год.

Проект предназначен для учащихся 1- 4-х классов, родителей и педагогов.

Основные этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

2. Практический этап.

3. Аналитический этап .

Механизм реализации проекта

Проект реализуется за счет взаимодействия всех заинтересованных лиц, на основе планирования и междисциплинарного подхода.

Источники финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных поступлений.

I.Актуальность проекта

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Под ценностными ориентациями участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания понимается система ценностных (личностно-значимых) оснований-ориентиров для организации познания, общения и деятельности по отношению к своей Родине.

Анкетирование родителей (Приложение 1 ) выявило следующие факты: родители знают, что входит в понятие русского народного фольклора (71%),но затрудняются с ответом, необходимо ли эти знания передавать своим детям (55%).Средние позиции занимают вопросы об использовании сказок в воспитании детей (76%), а низкие позиции занимает вопросы о загадках и играх с детьми в русские народные игры (54-52%). Родители при опросах считают, что загадки и игры - это занятие садиков.

По результатам проведенной диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся начальной школы было установлено, что у учащихся (Приложение 2,3 )в высокой степени (98 %) сформированы ценностные ориентации по отношению к родным людям. Средние позиции (75−85 %) занимает формирование ценностного отношения к древнерусскому храмовому зодчеству, к истории Древней Руси (знания, полученные на основе мультфильмов и сказок). Самые низкие результаты (42−64 %) получили ценностные ориентации по отношению к русской истории (былины о русских богатырях), к народным играм, к колокольному звону русских церквей, к русским национальным героям.

В целом анализ результатов исследования учащихся всех возрастных групп привел к выводу о том, что на уровне сознания школьников, принадлежащих к российской национальной культуре, существует проблема отчуждения от русской этнической идентичности. Именно поэтому стала актуальной разработка проекта «Народные праздники».

II . Цель: Приобщение школьников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

Задачи:

    Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

    Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

    Развивать воображение, творческие и актерские способности.

    Воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.

    Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

    Развивать коллективные, групповые, индивидуальные формы урочной и внеурочной деятельности.

    Поддерживать социальный имидж гимназии .

    Создавать условия, при которых большинство учащихся принимают посильное участие в мероприятиях и испытывают личностный рост, радость и успех.

III . Этапы реализации проекта

Задачи этапа

Основные участники этапа

    Подготовительный этап

    Определение актуальности проекта. Изучение опыта работы учителей гимназии и других образовательных организаций, методической литературы по проведению мероприятий по народным традициям.

    Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта.

    Составление плана действий по реализации проекта. Мотивация и привлечение активных учеников, их родителей (законных представителей) к подготовке и проведению народных праздников. Подготовка материально-технической базы, инвентаря.

    Поиск критериев эффективности деятельности по проекту и разработка методики мониторинга

    Информирование целевой аудитории.

Творческая группа учителей начальных классов и родителей

    Практический этап

    Разработка содержания праздников; подбор дидактического материала, литературы

    Образовательная деятельность познавательно-речевой, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленности, художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание коллажей и т.д.);

Чтение русских народных сказок;

Конкурс рисунков;

Разучивание закличек, попевок, песен, народных игр и т.д.

    Создание творческих групп учащихся для итоговых мероприятий в рамках проекта.

    Индивидуальная работа с детьми и родителями

    Проведение запланированного мероприятия.

    Корректировка хода реализации проекта.

Учащиеся, педагоги, родители (законные представители) обучающихся

    Аналитический этап

    Подведение итогов.

    Награждение активных участников.

    Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы Выработка рекомендаций по проведенной работе.

Учителя – предметники, творческая группа, администрация ОУ.

IV .Механизм проекта и этапы его реализации

Организация и порядок проведения мероприятий по ознакомлению с народными праздниками:

    Организатором является методическое объединение учителей начальных классов.

    Праздники проводятся в соответствии с календарём народных праздников.

    Мероприятие соответствует целям и тематике праздника.

    Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на обучающегося.

Принципы организации проекта:

    принцип развития;

    принцип личной причастности;

    принцип массовости;

    принцип доступности;

    принцип заинтересованности;

    принцип междисциплинарного подхода;

    принцип выбора и ответственности;

    принцип открытости;

    принцип сотрудничества

Этапы реализации проекта:

1. Подготовка. На этом этапе обсуждаются разные идеи, предложенные детьми и родителями. Идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками по результатам опроса, оказалась наиболее интересной и актуальной. Участники признают, что у них знаний по этой теме недостаточно. На этом этапе определяются и примерные пути решения проблемы. Обсуждают, что может быть результатом проекта: копилка собранного материала по теме, которой могли бы использовать и ученики школы, и учителя при подготовке внеклассных воспитательных мероприятий; составление сценариев и проведение праздников для учащихся 1-4 классов и детских садов, участвовать в работе Центра национальных культур на базе гимназии.

2. Планирование. На данном этапе происходит более полный анализ проблемы, определяются возможные источники информации, более точно формулируются, что может входить в копилку «Народные праздники». Цель и задачи проекта обозначаются более конкретно. Выбираются ответственные за подготовку каждой микротемы, определяется время на ее разработку и представление. На уроках и во внеурочной деятельности участники проекта собирают материал, разучивают необходимые песенки, присказки, и т.д. На уроках физической культуры разучивают народные игры. Результатом деятельности должна стать копилка собранного материала и сценарий проведения праздников«Яблочный спас», «Рождество. Святки», «Масленица», «Пасха». По итогам работы - публикация сборника «Народные игры».

План работы на год

Сроки

План

Участники

сентябрь

2. Представление проекта праздника «Яблочный Спас».

3. Сбор материала по теме: «Яблочный спас»(история праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения и т.д.)

Учителя, ученики и родители

октябрь

    Репетиции.

    Проведение праздника.

    Круглый стол «Промежуточные результаты проекта».

ноябрь

1. Создание плана действий, выбор инициативной группы.

2. Представление проекта и сбор материала по теме: «Святки. Рождество»

(история праздника, содержание,

традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения, заклички, калядки, разучивание народных игр и т.д.)

Учителя, ученики и родители

декабрь

    Составление сценария праздника, репетиции театрализованной части.

    Подготовка, оформление праздника.

Учителя, ученики и родители

Январь

    Проведение праздника.

Учителя, ученики и родители, приглашённые гости.

Февраль

1.Создание плана действий, выбор инициативной группы.

2. Представление проекта и сбор материала по теме: «Масленица» (история праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения, заклички, разучивание народных игр и т.д.)

    Составление сценария праздника, репетиции театрализованной части.

    Подготовка к «Ярмарке».

Учителя, ученики и родители

Март

    Подготовка, оформление.

    Проведение праздника «Масленица».

    Круглый стол «Промежуточные результаты проекта»

    Подготовка и сбор материала по теме «Пасха».

Учителя, ученики и родители, приглашённые гости.

Апрель

1. Представление проекта по теме «Пасха» (История праздника, литературные произведения,игрища, народные гуляния,традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, приметы, эскизы костюмов и чучела, литературные произведения, разучивание народных игр и т.д.)

2. Составление сценария и проведение праздника «Масленица»

Учителя, ученики и родители

Май

    Круглый стол «Результаты проекта»

    Оформление собранного материала в копилку «Народные праздники».

Учителя, ученики и родители, администрация ОУ

3. Реализация проекта. По доминирующей деятельности, проект можно охарактеризовать на разных этапах реализации проекта по-разному:

1. Информационный : во время поиска материала. Дети учатся добывать и анализировать информацию о народных праздниках, используя различные источники. Положительной стороной является и то, что обучающиесяобращаются не только к книгам, интернету, но и к родственникам (активно принимают участие в подборе материала родители, бабушки и дедушки).

2. Творческий : в период составления сценария и подготовки спектакля. Форма представления результата (спектакль, игровая программа) требуют от детей выражения креативности (придумывание сценария, подготовка костюмов, актерская работа и т.п.).

3. Практико-ориентированный : четко нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта и внешних заказчиков (учащиеся других классов,детские сады),ориентирован на результат. Результатом является конкретный продукт – копилка собранного материала по теме, созданный сценарий, спектакли-праздники по теме.

По количеству участников проект получается- личностным на этапе сбора информации (некоторые учащиеся при подборе материала работают индивидуально), парным (другие с удовольствием ищут, оформляют материал, рисуют и т.п. вдвоем с одноклассниками, некоторые с родителями), а также групповым (этапы подготовки, планирования, создания сценария, репетиции).

По продолжительности проведения проект можно назвать долгосрочным, так как был рассчитан на один год.

4. Оценка результатов. На каждом этапе происходит анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и установление причин неудач. Во время представления собранного материала оценивается его многообразие, точность, информативность, творческие находки в презентации и т.п.

5. Подведение итогов. В конце учебного года запланирован «Круглый стол» с участниками проекта и оформление сборника «Народные праздники».

Новизна и эффективность проекта заключается:

В изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

В приобщении детей к активной творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных праздников, а также знание истоков народного творчества.

В появлении системных новообразований в работе с детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства гимназии и создание основ сотрудничества образовательной организации и семьями обучающихся.

VI . Практическая значимость проекта определяется возможностью тиражирования предложенного проекта в практику других образовательных организаций, а также в работе Центра национальных культур.

VII .Прогнозируемые результаты

Для учащихся:

    укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

    формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

    закрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретённой в работе над предыдущими проектами;

    продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями при решении различных творческих задач;

    развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

Для педагогов:

    наличие востребованного электронного банка методических разработок;

    выявление обучающихся, которые обладают организаторскими и творческими способностями;

    совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение внеклассныхвоспитательных мероприятий;

Для родительской общественности:

    сформированная мотивация к сотрудничеству с гимназией;

    возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

Для образовательного учреждения:

    педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста;

    повышение уровня сплоченности коллектива гимназии;

    повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг всех участников образовательных отношений.

VIII . Критерии, показатели и методы оценки эффективности

Показатели эффективности реализации социального проекта

Ожидаемый результат (критерии оценки)

Диагностический инструментарий

Создание условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательной организации

Освоение педагогами новых технологий, систем средств воспитания, создание новых творческих объединений, расширение возможностей в распространении педагогического опыта;

Методики диагностики личностных и метапредметных результатов:

А) личностное самоопределение :

- «Самооценка»;

Б) смыслообразование

Анкетирование

В) познавательные:

Сбор материала по теме;

Г) регулятивные

- «Тест простых поручений»;

Д) коммуникативные

Достижения классных коллективов в образовательных областях;

Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, а также выработка самодисциплины и самоорганизации.

Удовлетворенность качеством событийвоспитывающего характера, организованных с участием детей

Массовость охвата учащихся творческими проектами

Формирование положительной мотивации школьников

Развитие массовых, групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Увеличение количества участников проектов;

Увеличение количества положительных отзывов;

Комфортная среда образовательной организации;

Поддержание социального имиджа гимназии

Увеличение количества партнеров – участников сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта;

Анкетирование удовлетворенности предоставляемыми услугами всех участников образовательных отношений

Количество родителей, принимающих участие в совместной деятельности с детьми;

Совершенствование системы воспитательной работы в гимназии и семье

IX . Управление процессом реализации проекта

Мониторинг хода и результатов реализации проекта осуществляется в постоянном режиме исполнителями проекта:

Начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации проекта);

Итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым);

Используемые методики: наблюдение, анкетирование, рейтинговая оценка.

X .Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

Участники

Риски

Пути преодоления

Творческая группа

Трудности взаимодействия с участниками проекта

Консультирование участников проекта, мотивация

Учащиеся

Перегрузка

    Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения количества часов учебной нагрузки на обучающегося.

    Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей.

Родители

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на проект

Педагогическое консультирование

Педагоги

Высокая загруженность.

Нежелание сотрудничать

Материальное и мор альное стимулирование

XI. Ресурсное обеспечение проекта

1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка содержания, методов, подходов и приемов работы);

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта);

3. Обеспечение кадровых условий (педагоги, владеющие деятельностными технологиями);

4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач в реализации проекта);

5. Обеспечение нормативно – правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера);

6. Обеспечение научно – методических условий (методические памятки и рекомендации, сценарии мероприятий по тематике);

7. Обеспечение материально – технических условий (оснащенный кабинет, наличие выхода в интернет и т.д.);

Финансирование проекта

п/п

Статья расходов

Сумма

1

Рекламный баннер

500,0 руб

2

Копирование и печать

200,0 руб

3

Оформление мероприятий

200,0 руб

4

Сувениры, грамоты

100,0 руб

Итого:

1000,0 руб

XII . Партнеры

В разработке и реализации данного проекта активное участие принимают администрация гимназии, педагогический коллектив, родительская общественность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 47», Дом детского творчества «Гармония», городская детская библиотека им. С.Маршака, Д.Шолохова на основе договора о социальном партнерстве.

Такое системное взаимодействие направлено на достижение качества образования.

XIII . Система информирования о проекте

    Сайт школы;

    Родительские собрания;

    Классные часы;

XIV . Формы предоставление результатов проекта для массовой практики

1.Практические материалы, методические рекомендации.

2. Диагностические материалы по отслеживанию метапредметных результатов.

3.Публикации, распространение опыта.

XV . Литература

    Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания./Е.В.Бондаревская // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 65−70.

    Дусавицкий,А.К. Урок в развивающем обучении. /А.К.Дусавицкий, Е.М. Кондратюк //М., Просвещение, 2008.

    Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т.А.Матис,А.Б.Орлов.-М.Просвещение,1990.-192 с.

    Павлова,О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе. Праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры./О.В.Павлова// Учитель. - 2009.-127с.

    Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?/Г.А.Цукерман// Рига: ПЦ "Эксперимент". -2000. - 260 с.

    Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь./Г.А.Цукерман// М..- 2003.

    Эпштейн, М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести./М.Эпштейн// М.,Просвещение.- 2009.

    Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004.

    Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008.

    Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003.

Интернет-ресурсы:

А. Г. Думчева предлагает выделять три ключевые сферы диагностики результативности процесса воспитания, отражающие динамику индивидуально-личностных характеристик человека в целом: деятельность, общение, смысл . К выделенным сферам предлагается круг возможных критериев и показателей:

- деятельность – проявление активности в деятельности, уровень продуктивности;

- общение – эмоционально-ценностное переживание, характер отношений;

- смысл – направленность вектора духовного взросления, динамика духовного взросления, событийность

«Русский народ не должен терять

достойно завоеванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своем культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...»

Д. Лихачев

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

Эти изменения имеют огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Само понятие "традиционная народная культура" используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость приобщения к ней населения.

Одним из основных направлений работы библиотек в настоящее время является краеведение. Библиотекари проводят большую исследовательскую работу по изучению истории сел и деревень, осуществляют сбор разнообразных фактов, способствующих воссозданию истории родного края. Тесно увязана с темой краеведения работа по продвижению к читателям, населению традиционной народной культуры - праздников, обрядов, фольклора, народного искусства.

Библиотекари должны понимать, что без знания истории края, своих корней, народного творчества рушится преемственность поколений. Большинство библиотек постоянно занимаются темой сохранения традиционной народной культуры, особенно региональной и местной.

Основными задачами библиотек в этом направлении является: расширение охвата населения культурными услугами; увеличение посещаемости культурных мероприятий; сохранение и развитие культурно - исторических традиций; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Перед библиотеками стоит задача - научить читателей, особенно читателей-детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. На занятиях по народной культуре библиотекари могут показать, как использовались предметы народного быта, как жили люди среди этих предметов, как они мастерили вещи, которыми себя окружали. На различных мероприятиях дети знакомятся с традиционной русской культурой на примере вышивки, ткачества, плетения из лозы, ее назначением и связью с природой, бытом.

Необходимым условием погружения читателей в среду того времени является использование местного фольклорного материала (пословицы, потешки, загадки, игры), что, несомненно, расширяет их кругозор. По возможности на такие мероприятия приглашают мастеров, бабушек, которые умеют петь народные песни.

Вся эта работа оживляет содержание библиотечной деятельности, сближает работников культуры, привлекает внимание населения и читателей, помогает им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. В библиотеки, где оформлены мини-музеи, выставки народного творчества, проходят праздники, вечера, посиделки с удовольствием и интересом приходят люди. В ходе таких мероприятий молодое поколение наглядно перенимает народные традиции и обряды, в библиотеки приходят новые читатели. А самое главное - в библиотеках сохраняются произведения народного творчества, старинные бытовые предметы, которые помогают людям не забыть свои корни, знать историю своей деревни, села.

С тех пор, как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, воды утекло немало. Не каждый нынче знает, что посиделки на Руси начинались зимой. Женщины пряли, ткали, девушки шили приданое. «Жужжали» прялки, лилась протяжная песня...

·«Живая связь времен»

·«Что пели наши бабушки»

·«Чудо рождественской ночи»

·«Русская старинная, румяная да блинная»

·«Во поле береза стояла»

·«В старину бывало так...»

В старину под словом «досуг» понимали, прежде всего, умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях люди сами делали необходимые им в быту вещи - утварь, орудия труда, шили одежду и т.д.

Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна. Сегодня библиотека - активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом. В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработкой материалов.

·«Забытые умения и ремесла»,

·«Изделия из дерева»,

·«Изготовления корзин»,

·«Народные художественные промыслы»,

·«Игрушечных дел мастера».

Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, к тому же можно использовать показ самого изделия, что привлекает внимание читателя.

Если есть возможность, то можно организовать выставки поделок местных мастеров:

·«Умелые руки не знают скуки»

·«Сувениры своими руками»

·«Вышивка - чудо рук человеческих»

Г. Н. Волков считал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». С этой целью в библиотеках традиционно проводятся беседы-концерты, посвящённые народной песне, народные праздники и обряды, дни народной музыки, фольклорные конкурсы, народные хоры и ансамбли, кружки сольного пения в народной манере, фольклорно-игровые практикумы, фольклорные клубы и объединения и т. д.

Библиотеки становятся участниками процесса возрождения духовного начала, традиций русского народа, создателями летописи народной жизни, национальных традиций в регионе.

Основными задачами библиотек в этом направлении является:

Увеличение охвата населения культурными услугами;

Повышение роста посещаемости культурных мероприятий;

Возрождение, сохранение и развитие культурно-исторических традиций;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Необходимо выделить основные направления деятельности библиотек по сохранению и возрождению традиций народной художественной культуры:

Создание при библиотеках мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

Проведение в библиотеках совместно с клубными работниками традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при библиотеках клубов по интересам;

Организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в библиотеках;

Организация и оформление, как в библиотеках, так и за их пределами, выставок народного творчества.

Организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры.

Важную роль в работе библиотек занимает пропаганда народных традиций, праздников, фольклора – народных праздников, обрядов.

Перед библиотеками стоит задача научить пользователей чувствовать и воспринимать всю красоту и гармонию народных произведений искусства, предметов народного быта.

Вся работа современных библиотек должна базироваться на определённой перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и сохраняла и возрождала традиции народной культуры.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это одна из важнейших задач современной библиотеки. Возрождение фольклорных народных обычаев, обрядов и праздников – актуальная проблема современности, которой библиотеки всегда уделяли, и будут уделять особое внимание.

Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую и гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей возрождения и сохранения традиций народной культуры. Библиотека – одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания и пропаганды народной культуры. Она может стать местом встречи, интеграции и сосуществования представителей различных культур, вероисповеданий и национальностей, «полигоном» по возрождению и распространению народной культуры.

Ресурсы современных библиотек, чья деятельность связана с оказанием услуг населению, представляют собой значительный обобщённый социальный опыт, накопленный человечеством.

Таким образом, обращение к глубинным пластам народной художественной культуры, восстановление сложившихся веками её социально-культурных функций, обусловлено необходимостью возрождения национального духовного менталитета россиян путём деятельности библиотек.

Пример фольклорного праздника «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ».

Цель: расширить знания детей о традициях, о русской народной культуре и о прелестях её обычаев.

Ведущий: Дорогие, ребята! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!

Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют.

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

1.Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа...

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Реализация проекта «Народные праздники»

Учитель начальных классов

МБОУ Бобровская СОШ №1

Целых Надежда Михайловна

Tselyh . nadia @ yandex . ru

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников;

Задачи проекта:

    Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

    Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

    Развивать воображение, творческие и актерские способности.

    Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

    Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;

    Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян

    Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширятся знания о народных традициях, обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на основе народного календаря.

Методы и приёмы:
1. Сбор информации;
2. Работа с литературой;
3. Обработка собранной информации;
4. Творческая работа.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта;

2 этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях их празднования;

3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

4 этап – защита проекта: подготовка презентации проекта, создание печатного проекта, подготовка выступления.

Участники проекта : учащиеся 4 «В» класса МКОУ Бобровская СОШ № 1 и учитель начальных классов Целых Н.М.

Результат проекта:

    Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.

    Организация на территории школьного учреждения народного праздника.

    Повышение патриотического сознания и интереса к народным праздникам у всех участников проекта.

    Привлечение внимания к этой проблеме других людей

Описание проекта.

1 этап. Подготовительный

Задачи: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта.

Ребята определили направления работы. Они выясняли, что основными источниками получения информации будут: Интернет, школьная библиотека, городская библиотека, помощь взрослых, особенно, бабушек и дедушек, так как они многое знают о народных праздниках и традициях.

2 этап. Исследовательский

Задачи: накопить и систематизировать информации о народных праздниках, традициях их празднования.

Ребята нашли колядки, информацию о праздниках, сценку для инсценирования « Ожидание Коляды» и распределили роли.

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.

Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. Характерной чертой праздника было многолюдье.

В старину на Руси было много различных праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Круг этот делили на 2 половины – зиму и лето.

Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала.

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины.

Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники – Рождество Христово (традиционный праздник)Коляда, Святки, Масленица.

Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха.

Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, Масленица, заветные праздники - в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники

Рождество Христово - это один из главных церковных праздников.

С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.

Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

Понедельник - встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины.

Вторник - заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками.

Среда - лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.

Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку".

Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Воскресенье - проводы и целовальник.

22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Иван Купала - это главный летний праздник народного календаря. Он отмечается 7 июля. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы, собирали лечебные растения.

В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.

3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

Учащиеся хорошо подготовились к мероприятию.

Первая группа подготовила рисунки о народном празднике.

Вторая-разучила колядки, третья - рассказала историю празднования этого праздника и его традиции.

Четвёртая группа разучила и провела с ребятами игры, в которые традиционно играл наш народ на Колядки.(Приложение №1.Описание игр.)

Пятая группа показала сценку «Ожидание Коляды». Все ребята, с помощью родителей, активно и творчески подошли к процессу.

Праздник получился ярким и запоминающимся

Мы провели анкетирование учащихся 4 классов, с целью выяснения знаний о народных сезонных праздниках и их традициях.

Были заданы вопросы:

1.Какие народные праздники вы знаете?

2. Когда они празднуются?

3. Что вы знаете о традициях этих праздников?

В результате анкетирования получились следующие результаты:

Самым известным народным праздником является Масленица

О традициях народных праздников ребята знают немного.

О времени празднования не знает практически никто из опрошенных

В своём классе мы тоже провели анкетирование до праздничного мероприятия и после него.

Выводы

Работая над проектом мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, - духовная жизнь народа.

Народные сезонные праздники зависят от времени года.

Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать ее истоки.

Приложение1.

Игра «Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.

Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.

Игра«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Игра «Веселые музыканты»

Под любую мелодию из двух частей дети играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.) Водящий дирижирует. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, бегут по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. По окончанию музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)

Гори-гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят.

Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком".

Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончанию песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и тот, кто не успел выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!