Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем? Фото: из личного архива Лены Сай.

Каждый родитель в определенный момент времени становится перед выбором: отправлять своего ребенка в детский сад или нет. И если раньше этот этап жизни маленького человека казался естественным и происходил сам собой, то теперь появился выбор: заниматься развитием детей своими силами, самостоятельно подбирая пособия, курсы и т. д., или воспользоваться старым дедовским методом. Молодые мамы и папы перестали поступать по инерции и стараются подойти к вопросу серьезно, осознанно приняв решение о том, в их индивидуальной ситуации.

В Москве на сентябрь 2014 года больше нет очередей в детские сады. Если мест хватает всем, остается только решить, все ли хотят ими воспользоваться.

Условия успешной социализации

Приверженцы личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка неизменно вступают в полемику со сторонниками естественной социализации в среде сверстников, с обеспечением которой и призван справляться детский сад. И та, и другая позиция подкрепляется серьезным арсеналом доводов и аргументов.

Родители, предпочитающие заниматься с дошкольником самостоятельно, считают, что воспитатель, в квалификации которого, к сожалению, нередко приходится сомневаться, физически не способен обеспечить безопасность двадцати пяти трехлетних карапузов, не говоря уже о том, чтобы уделить каждому из них достаточно внимания в течение дня.

Парадоксально, но те, кто ратует «за» систему детских садов, аргумент, который их оппоненты используют в качестве главного минуса, приводят как основное и самое весомое доказательство своей правоты.

Социализация, как они утверждают, и должна проходить преимущественно в среде ровесников, когда старшие не вмешиваются в процесс коммуникации, и дети могут примерить на себя все возможные ситуации и роли, общаясь с равными себе без ограничений. Воспитатель и , проникновенно беседуя с каждым малышом по любому поводу. Его задача - вовлечь детей в ролевую игру, если необходимо, стимулировать познавательный интерес и наблюдать, при этом не демонстрируя жесткого контроля. Именно такая ситуация и помогает детям развивать незаменимые навыки общения друг с другом, так они учатся договариваться без участия третьей сильной стороны, в этих условиях формируются их характер и интересы, самооценка и способность оценивать окружающих.

Таким образом, детский сад моделирует реальную жизнь, где необходимо реагировать быстро и без подсказок опытных взрослых. В подобных обстоятельствах, по словам психолога Лидии Геворгян в интервью «Аргументам и фактам», и вырастает сильная независимая личность.

Знаете ли вы, что словосочетание «детский сад» с легкой руки педагога-воспитателя немца Фридриха Фребеля? По его задумке это учреждение должно было взращивать детей, словно цветы из семян, способствуя развитию талантов и качеств, заложенных в ребенка не иначе как божественным провидением.

Ребенок болеет в детском саду

Постоянные болезни - и это следующее суждение от противников детских садов - то, с чем вынужден столкнуться каждый родитель с самых первых дней адаптации ребенка в группе. Наряду с вирусными заболеваниями, которые придется переносить по несколько раз в год, у детей также встречаются нарушение аппетита и сна, продолжительные истерики или наоборот неестественные для их возраста молчаливость и отрешенность - явные признаки ненормального психологического состояния, которые по словам родителей, указывают на нездоровую обстановку и климат государственных дошкольных учреждений.

На подобные суждения психологи отвечают, что данных проблем удастся избежать, если правильно выбрать возраст, когда следует отвести дочь или сына в коллектив сверстников. Время, когда ребенок начинает проявлять интерес к общению с одногодками, наступает не раньше трех лет, следовательно, до этого момента ребенок предпочтительно должен находиться с родителями. Как только же стало очевидно выражено желание взаимодействовать с детьми, скажем, на игровой площадке, можно к посещению детского садика без боязни травмировать его психику.

Почему вопрос «водить ли ребенка в детский сад» стоит так остро?

Интересную точку зрения на проблему детских садов, а точнее неутихающих споров вокруг этих государственных учреждений, высказывает психолог Ольга Владимировна Буйвич

По ее мнению, остроту диалогам по вопросам «за» или «против» детского сада придает ни что иное как страх молодых родителей перед будущим. Называя семью единым поступательно развивающимся организмом, психолог говорит о том, что женщина, относительно недавно ставшая матерью, также растет и развивается в этой новой для себя роли. И иногда, когда ее малыш уже достиг трехлетнего возраста и готов к общению не только в семье, но и со сверстниками, именно мать недостаточно созрела для принятия такого положения вещей.

Признать, что недавний младенец постепенно превращается во взрослого человека, бывает настолько трудно, что родители предпочитают продлить период, в течение которого ребенок будет находиться дома. В качестве подмоги в такой непростой момент приходят негативные отзывы о детских садах, в которые принято отдавать трехлеток. Так, статьи и размышления о минусах дошкольных образовательных учреждений, скандалах с участием воспитателей, а также эксцессах различного характера становятся решающим фактором для принятия решения молодыми мамами и папами.

Детская площадка vs детский сад


Кроме того, психолог Буйвич категорически не согласна с мыслью о том, что детская площадка способна обеспечить необходимый уровень и качество взаимодействия со сверстниками. Для наглядности она предлагает просто представить среднестатистическую песочницу. Как правило, в ней взрослых столько же, сколько и детей, если не больше, то есть ребенок играет под неусыпным контролем не только своей мамы, но и еще нескольких чужих. Своим навязчивым присутствием родители лишают детей уникальной возможности исследовать не только мир вокруг, но и друг друга. Взрослые не позволяют малышам самостоятельно выяснить, чья это игрушка, кто пришел первый и кто виноват. Любой детский конфликт заканчивается решением буквально сверху без .

Также не стоит забывать, что у родителей есть масса своих дел, которые выходят далеко за рамки интересов ребенка. Стирку, уборку, готовку, поход за продуктами никто не отменял, поэтому даже неработающая мама, имея на руках маленького ребенка, постоянно находится в цейтноте. По этой причине старшие на площадке зачастую довольно грубо пытаются стимулировать взаимодействие детей друг в другом, подталкивают их к общению с теми, кто нравится больше им, а не их ребенку.

Таким образом, родители не только навязывают ребенку свой выбор, но и пытаются уместить общение в отведенные на прогулку 2-3 часа.

Воспитатель в обществе детей, а не наоборот


В детском саду же детей никто не ограничивает и не сковывает временными рамками, им дается возможность самим выбирать, с кем играть и во что.

В дошкольных образовательных учреждениях вообще все направлено на интересы и потребности маленьких посетителей, начиная с размера мебели и цвета стен, заканчивая организацией времени и пространства не только внутри, но и снаружи здания сада. Это их маленькое государство, где взрослые находятся в их обществе, а не наоборот. Именно здесь они начинают чувствовать собственную значимость как личности, и именно после начала посещения садика детьми родители постепенно осознают, что их ребенок становится взрослым.

По мнению психолога О.В. Буйвич, детский сад - необходимая веха в развитии не только ребенка, но и его родителей. Если же складывается ситуация категорических протестов и несогласия такому сценарию у одной из сторон, следует всерьез задаться вопросом, правильно ли проживает каждый из членов семьи естественные периоды развития своего маленького коллектива.

Все ли дети могут посещать детский сад?

В России детские сады получили широкое распространение после октябрьской революции. Дошкольные образовательные учреждения активно внедрялись по всей стране под эгидой «раскрепощения женщины» и были названы В.И. Лениным «первыми ростками коммунизма»


Современные противники дошкольных образовательных учреждений, в числе которых психолог Юлия Смирнова, говорят о том, утратив в советское время духовную составляющую, детские сады потеряли и свою привлекательность для большинства малышей и их родителей. «Подобно тому, как каждое растение нуждается в определенном уходе», - рассуждает в интервью «Российской газете» психолог, - «так и каждый ребенок уникален и требует особенных условий, которые современные муниципальные дошкольные учреждения не в силах обеспечить».

По мнению Юлии Смирновой, некоторым детям детский сад вообще противопоказан, и если есть возможность оставить ребенка дома, ею стоит воспользоваться. Это, прежде всего, касается чувствительных малышей, остро реагирующих на изменение температурного режима, настроения окружающих, громкие звуки или сильные запахи. Как правило, в них дремлет , который в шумной группе будет подавляться.

Единственно верного решения, ходить ли ребенку в детский сад, не существует

Исходя из опыта родителей и мнений психологов, можно вывести следующий алгоритм действий для молодых родителей.

Во-первых, не нужно сокращать декретный отпуск и раньше времени торопиться вернуться на работу. Ребенок созревает к общению со сверстниками не раньше, чем к трем годам, а до этого момента ему необходимы только самые близкие люди.

Во-вторых, когда ребенок достиг трех лет и стал заинтересован в общении со сверстниками, следует досконально изучить аргументы специалистов и родителей, приведенные выше, определиться, какие из них кажутся более убедительными, и только после этого предпринимать активные действия по поиску садика или же альтернативных способов развития ребенка.

В-третьих, если родителям кажется, что их ребенок еще не готов к посещению детского сада, несмотря на подходящий для этого возраст, или они сами не чувствуют в себе уверенности и готовности расставаться с малышом на целый день, также не стоит торопиться. В такой ситуации на подмогу придет психолог, который поможет разобраться, правильно ли проживает молодая семья все периоды своего развития, насколько их ребенок вообще желает общаться с ровесниками, следует ли ему в принципе посещать детский сад в силу особенностей мировосприятия, склонностей и .

Если родители планируют отдать ребенка в детский сад, то вполне логично приложить все усилия, чтобы выбрать для малыша оптимальный вариант. Главное – выбирать объективно, ведь самое дорогое – не всегда значит самое лучшее, тем более что выбор дошкольных учреждений довольно значительный. Придя в дошкольную комиссию или в выбранный садик, вы уже должны знать критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе ДУ. Итак, давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

Критерии выбора детского сада

Удаленность от дома . Даже если в вашем городе есть отличный по всем статьям садик, но находится он в отдаленном районе, до которого добираться более 20 минут, придется тяжело вздохнуть и смело вычеркнуть его из списка. Вряд ли поход в такой садик доставит радость чаду, в особенности, если добираться придется общественным транспортом. Даже если у вас есть собственный автомобиль, дорога должна занимать до 20 минут, иначе она будет выматывать ребенка, да и вставать в 6 утра, чтобы к 8 «сдать» ребенка на поруки воспитателю, да еще и на работу не опоздать вряд ли кому-то понравится.

График работы . Режим работы дошкольного учреждения не менее важен, большинство садиков работает с 7 утра до 7 вечера, но некоторые закрываются и раньше – к примеру, в 17:00. Очень редкие заведения работают круглосуточно, так что тут уже все зависит от вашего графика работы: сможете ли вы забирать чадо вовремя, чтобы не выслушивать каждый вечер нотации воспитательницы? Будете ли успевать вовремя приводить кроху? – в большинстве групп вечно опаздывающих родителей не жалуют.

Территория детского сада .

Осмотрите территорию, насколько она безопасна: нет ли дыр в заборе, закрывается ли калитка, нет ли непосредственной близости крупных автомагистралей. Есть ли песочницы, качели, лесенки, клумбы с цветами, на территории детского садика не должно быть ям, мусора. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на улице: как они себя ведут, как занимаются с ними воспитатели. Будет здорово, если вы приедете сюда с ребенком: детский сад должен нравиться не только вам, но и вашему чаду.

Группы и внутреннее убранство . Уточните, с какого возраста можно отдать своего ребенка в садик, насколько хорошо оборудовано учреждение. Должен быть зал для занятий музыкой и физкультурой, медицинский кабинет, кабинет логопеда. В группах должно быть просторно, чисто, комнаты для занятий и сна должны быть раздельными. Достаточно ли игрушек? Удобная и безопасна ли мебель в комнате? Есть ли душевая, оборудованы ли туалетные комнаты? Обратите внимание на тот факт, если ли в садике уголок с информацией для родителей, подобраны ли игрушки согласно возрасту, есть ли места для рисования, конструирования, есть ли книжная выставка?

Персонал . Не спешите сразу бежать к заведующей, редко какой руководитель расскажет правду о сотрудниках, лучше почитайте отзывы на форумах, пообщайтесь с родителями, чьи дети уже ходят в этот садик, понаблюдайте за тем, как обращаются воспитатели на игровой площадке со своими воспитанниками. Если в одной группе 20-30 человек, а воспитатель один, лучше откажитесь, одному человеку попросту не под силу уследить за такой оравой. На 20 человек должно быть как минимум 2 воспитателя или воспитатель и няня.

Питание . Этот вопрос особенно важен для родителей, чей ребенок страдает аллергией. Расспросите, есть ли возможность для малыша питаться отдельно, понаблюдайте, как кушают другие дети, посмотрите на меню (оно должно меняться каждый день и быть разнообразным). Если есть возможность, посмотрите кухню: придерживаются ли санитарных норм? Соблюдают ли условия хранения продуктов питания? Готовят ли там вкусную и полезную пищу?

Детский сад, государственный или частный, должен иметь лицензию, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции, педагоги должны иметь аккредитацию министерства образования, весь персонал должен иметь санитарные книжки.

Какой детский сад выбрать? Частный или государственный?

В последнее время система образования претерпела большие изменения, на смену государственным учреждениям приходят сады разной направленности.

Классификация детских садов:

  • Государственный общеразвивающий;
  • Центры развития ребенка;
  • Комбинированный детский сад (оздоровительный и развивающий одновременно);
  • Компенсирующий детский сад (для детей с различными отклонениями);
  • Муниципальный детский сад (принадлежащий определенному ведомству);
  • Домашний детский сад (небольшие групповые занятия в квартирах, но стоит такое удовольствие недешево);
  • Частный детский сад.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности.

Государственный детский сад: преимущества и недостатки

  • Доступная стоимость оплаты, но если ваш ребенок будет посещать индивидуальные занятия или кружки, придется платить больше;
  • Государственные сады, как правило, расположены недалеко от дома, поэтому не приходится долго туда добираться;
  • В садах четко разграничены обязанности всех сотрудников, зачастую такие учреждения полностью укомплектованы;
  • Развивающие программы довольно стандартны, зато методической обеспечение проверяется государством, есть программа;
  • Теперь о недостаток: первый – огромные очереди, зачастую приходится занимать себе место под солнцем сразу после рождения малыша;
  • Большие группы (до 40 человек), уследить за таким количеством непосед одному-двум воспитателям ой как непросто;
  • Питание: оно уже стало притчей во языцех, детсадовские кашки и супчики кому-то нравятся, а кто-то считает их сущим наказанием – единодушного мнения у родителей нет;
  • Откровенно устаревшая обстановка, игрушки, пособия, это опять же зависит от финансирования и наличия у детских учреждений спонсоров, во многих садах приходится покупать книги и игрушки за свои деньги.

Частный детский сад: плюсы и минусы

  • Прежде всего, хочется отметить высокую стоимость, так что позволить себе такое удовольствие может не каждая семья;
  • Во многих учреждениях лучше организована программа, хорошая материальная база (новые игрушки, инвентарь, организовываются экскурсии и так далее);
  • Найти частный сад в своем районе бывает затруднительно, приходится тащить ребенка на другой конец города;
  • Зато отсутствуют очереди, здесь во главу угла поставлена платежеспособность родителей;
  • Малокомплектные группы, поэтому и образование здесь получше, и за детьми воспитатель успевает присмотреть (при условии, что персонал действительно хороший);
  • В частных детских садах есть развивающее обучение, различные кружки, дополнительное изучение иностранного языка, занятия хореографией, рисованием и так далее;
  • Во многих садах практикуется индивидуальное меню, которое предварительно обговаривается с родителями каждого ребенка;
  • Режим работы, частные сады, как правило, работают допоздна, а то и круглосуточно, поэтому это вполне достойный вариант для родителей, которые имеют серьезную загрузку по работе;
  • Приходится проверять лицензию учреждения более тщательно, также как и квалификацию преподавателей, есть риск обучения по не до конца исследованным методикам.

Собственно, выбор исключительно за вами, у каждого заведения есть свои плюсы и минусы. Если вы отдали чадо в садик, наблюдайте за его состоянием: малыш должен с удовольствием ходить в дошкольное учреждение, свободнее общаться с детьми, получать новые знания – только тогда детский сад принесет пользу!

Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться , налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка . О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию . «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность . Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте . Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов . В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена . Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком . Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения . Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым ».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность , поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка . Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье . Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность . Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей . Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд , доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская , семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик , известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке... для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то - череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад - место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви , кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«...Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра... Спина и вполоборота лицо уходящей мамы...

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия...

Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее...

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками... <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный... Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком...

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное - не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша...

Детский сад - за и против.

Проблемой поиска детского сада родители всерьез озадачиваются, кажется, уже в момент установления беременности женщины. Причем бывают ситуации, когда у одного из родителей все же есть возможность не отдавать ребенка в детсад, а остаться на этот период с ним дома. Тем не менее, они ищут подходящий садик, потому что так лучше, по мнению психологов. Что же дает это ребенку? Поговорим об этом подробнее.

История вопроса

Первые детские сады в России открылись в 60 г. XIX века, и на тот момент их было 150 детских учреждений по всей России, дети до 6-7 лет воспитывались и обучались дома, мамами, бабушками, нянями, гувернантками других вариантов не было. Значительно позже появилось такое название, как «ясли – сад», в ясли принимали деток от 2 месяцев, а уже в садик с 1 - 1,6 года. С двух месяцев в детские сады принимали детей родители, которых работали на фабриках и заводах, на благо Отечества и Родины.

Сейчас ситуация изменилась родители, могут решать сами, когда и в каком возрасте отдавать ребенка в садик, а быть может, и вообще не отдавать, а оставлять ребенка на домашнем воспитании до школы. Заметьте, тенденции возвратились если не большая часть, то половина детей в наше время находится на домашнем воспитании. Что это? Во-первых, это связано с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, во-вторых, качество детского садика, желает быть лучшим. Как в любой ситуации есть свои плюсы и минусы.

Детский сад - за и против

Ребенок и социум

Самым большим и ни чем незаменимым «плюсом» есть общение, общением, которое дает детский садик. Дети не только общаются с родными и близкими людьми дома, они учатся строить общение с другими детьми, с педагогами, младшими воспитателями (нянями), это все составляет его микро-социум, ребенок учится общаться в мире с людьми. Домашнее общение и домашнее воспитание не даст ребенку такого опыта в общении как детский сад.

Обучение

Еще, что немаловажно, в детском саду, есть режим, режим дня, который обязательно соблюдают, отчасти дома, не всегда можно добиться такого. Режем дня хорошо помогает ребенку адаптироваться к школе. Ну и, конечно же, знания, знания, которые дети получают в детском саду, программа, утвержденная на государственном уровне, это тоже немаловажно, так как далее идет следующая ступенька – школа.

Немного о недостатках

Все бы хорошо, но есть и свои минусы, их тоже предостаточно. Дети, попадая в детский коллектив, делятся своей микрофлорой, отсюда частые инфекционные заболевания, воспитатель не всегда может уделить ребенку время, когда он этого хочет, да и сам приход в садик, где все чужие люди для ребенка первоначально вызывает стресс. Очень часто первое время ребенок будет плакать в садике . В любом случае решаете вы, и как будут складываться отношения с детским садом, все индивидуально, слушать кого-то и делать выводы по чужому ребенку не стоит, правильное решение примите только вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в газету Детский сад: за и против.

Перед родителями всегда возникает вопрос: отдать ребенка в детский сад или не стоит? Я надеюсь, что данная публикация поможет им в выборе....

Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» Дискуссионный стол №1. Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»

В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное д...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!