Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Мнения детских психологов против детских садов. Последствия непосещения детсада

Белинский утверждал, что самую важную роль в определении участи человека играет воспитание. В нашем обществе долгое время даже не обсуждалась необходимость с раннего возраста отдавать малыша в детский садик. По утверждению педагогов, психологов – в садах есть все условия для развития личности малыша, социализации, подготовки к школе. Действительно ли это так? Нужен ли ребёнку детский сад? На эту тему ведутся самые оживлённые споры, поэтому мы решили собрать воедино все доводы за посещение садика ребёнком и против него.

Негативные факторы

Доверив малыша воспитателям, родители должны быть готовы к некоторым неприятным моментам. Например, адаптация в детском саду. Очутившись в незнакомой среде, в окружении посторонних людей, ребёнок сильно переживает, отрыв от мамы. Это может продолжаться очень долго, а некоторым детям так и не удаётся привыкнуть к новой жизни.

Трудности с адаптацией в комплексе с другими провоцирующими факторами становятся причиной частых простудных заболеваний. Дело в том, что стресс влияет на иммунитет ребёнка и если ему не комфортно в группе детского сада, организм реагирует – его сопротивляемость вирусам и инфекциям резко снижается.

Когда ребёнок ходит в детский сад, вместе с новыми знаниями, навыками он может научиться и не самым лучшим вещам – говорить ругательные слова, вызывающе вести себя. Родителям не стоит слишком огорчаться по этому поводу. От таких неприятностей не застрахован никто, даже те дети, которые воспитываются дома, в интеллигентной семье.

Ещё один минус – питание. В саду малыша ожидает пища, которая по вкусовым и качественным характеристикам далека от полноценного домашнего рациона.

Для некоторых родителей перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы недоумевать – зачем ребёнку детский сад. Но у каждой медали есть две стороны, и положительных моментов гораздо больше, чем недостатков.

  1. Здесь ребёнок получает полноценное живое общение с детьми своего возраста. В садике дети могут от души пошуметь, пожить в собственном мире фантазий, игр, находять друзей, учатся работать в команде, соревноваться.
  2. Малыш получает комплексную, профессиональную подготовку к школе: обучение, творческое развитие, формирование речи.
  3. Жизнь по распорядку способствует воспитанию дисциплины. В то же время соблюдение режима способствует рациональному использованию энергии.
  4. При отсутствии родительской опеки ребёнок привыкает быть самостоятельным, обслуживать себя. Так же, без участия взрослых, ему приходится принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение, искать компромиссы в общении с другими, не похожими на него детьми.

Далеко не все родители могут позволить себе домашнее воспитание, наём хорошей няни или обучение в коммерческом детском саду. Для многих работающих мам и пап детский садик становится универсальным решением многих вопросов: кто будет присматривать за крохой, как подготовить малыша к школе, проблемы культурного, физического воспитания.

Если же сравнивать воспитание в семье и детском саду, любой выбор будет иметь свои положительные и отрицательные стороны. Компенсировать недостатки поможет универсальная методика раннего развития – устный счёт Соробан, который наряду с умственным развитием, формированием мышления, раскрытием творческой составляющей интеллекта, оказывает влияние на личностное развитие детей, тренирует качества лидера, создаёт условия для правильного психологического, эмоционального и социального развития.
Читайте ещё:

Краткое содержание: Преимущества детского сада. Отдавать ли ребёнка в детский сад, если да то в каком возрасте? Как выбрать хороший детский сад?

Посещать ли ребёнку детский сад? Главное преимущество детского сада - возможность ребёнка пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других людей, помогать и сочувствовать своим ближним.

Все эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку в дальнейшем. Кроме того, они формируют основные черты характера, жизненные ценности, интересы, отношение к себе и к людям, иными словами, задают направленность личностному развитию ребёнка.

То, что основы человеческой личности закладываются именно в первые 5-6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов. Вспомним фразу Л.Н. Толстого: "От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорождённого - пучина".

Богатейшие возможности воспитания ребёнка-дошкольника воплощаются в комплексной программе работы детских садов - по развитию и по обучению ребёнка. Но даже с учётом всех достоинств дошкольного учреждения, посещение ребёнком детского сада часто вызывает много вопросов, а иногда - и проблем, как правило, психологического характера.

Когда лучше всего отдать ребёнка в садик? В чём причина его устойчивого нежелания посещать детский сад? Почему ребёнок с момента поступления в детский сад стал часто болеть? Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада? - вот те вопросы, которые наиболее часто родители и воспитатели задают и себе, и психологам.

Отдавать ли ребёнка в детский сад?

Прежде всего, родителям важно помнить, что домашнее воспитание гораздо предпочтительнее, чем воспитание ребёнка в детском саду: хорошо, когда первые знания и наставления он получит от матери. Как бы ни был хорош детский сад, он никогда не сможет заменить ребёнку семью.

Бывает так, что родители отдают ребёнка в детский сад только для того, чтобы на время освободиться от забот о нём. И тут важно знать: малыш непременно почувствует это, поймёт, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к минимуму. Не следует также отправлять ребёнка в детский сад лишь за тем, чтобы он научился там умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться и т.п. Если он и должен чему-либо научиться в садике, так это игре и общению со сверстниками. И ещё важный момент: не отдавайте малыша в детский сад сразу после рождения второго ребёнка, иначе старший воспримет это как предательство, изгнание. У него может возникнуть ревность к новорождённому.

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?

До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого нормального, а тем более, эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм), отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.

Как выбрать хороший детский сад?

Очень важно, как там будет чувствовать ваш ребёнок. Поэтому, когда вы подбираете детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и сверхсовременную оснащённость, а на ребят и воспитателей, которые с ними работают. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, веселы ли, нравится ли им там? Алан Фромм пишет: "Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка".

Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада?

К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите ему о детском саде, сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Примерно за месяц, как он начнёт туда ходить, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.

Не превращайте это событие в проблему, не говорите о нём каждый день. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.

"Не садиковые дети".

Особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит.

Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Влияет на это и тип темперамента ребёнка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстёгивают (причём не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон.

Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, нужно вновь вернуть его в условия домашнего воспитания, где рядом с доброй, любящей и понимающей матерью маленький человек вновь обретёт спокойствие и уверенность, почувствует себя защищённым и счастливым. Не стоит забывать, что нахождение ребёнка именно в семье, с матерью является самым естественным и благоприятным условием его развития.

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Детский сад vs домашняя оранжерея

Года три назад я с ужасом слушала свою подругу, которая рассказывала мне о домашнем обучении и о том, что не будет отдавать ребенка в детский сад. «Как так можно? – возмущалась я. – Ребенок вырастет социальным Маугли!» Когда я была беременной, у меня не было никаких сомнений в необходимости детского сада для моего ребенка.

Теперь, когда Максим стремительно приближается к трехлетию и для него уже забронировано место в садике «Ласточка», я просиживаю на форумах, посвященных домашнему обучению, и думаю, думаю, думаю… Действительно ли это необходимо моему ребенку?

Я понимаю, есть ситуации, когда мама просто вынуждена выйти на работу: из-за угрозы увольнения, сложной обстановки на работе, финансовой необходимости. Когда нет средств на фрукты ребенку и зимнюю куртку, тут уж не до сантиментов.

Но, проведя немало времени на форумах, посвященных домашнему образованию, наткнулась на интересную мысль. Да, безусловно, ребенок в саду научится общаться с чужими детьми: у него просто не будет другого выхода. Но тем временем разучится общаться со своими родными – родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой. Очень часто «садовские» дети начинают потом ходить в восемь кружков в неделю, бывая дома пару часов перед сном. Естественно, дома им уже становится просто скучно.

То, что ребенок может отвыкнуть от семьи и вернуть его туда будет крайне сложно, – именно эта мысль, которая раньше не приходила в голову, заставила меня серьезно задуматься о необходимости детского сада.

Дома – скучно?

В детском центре, куда мы ходим с Максом на занятия, я подслушала разговор двух мам:

– Моя Влада болела и неделю в садик не ходила, так она меня дома извела: «Мама, я хочу в садик! Мне дома скучно!»

Если бы я услышала такую фразу от собственного ребенка, это заставило бы меня задуматься. Как это – дома скучно? Со мной скучно? Значит, надо срочно что-то менять! Вспоминаю слова дочки Сергея Довлатова (из его биографии): «Светлана Николаевна – воспитательница! А ты – всего лишь папа!» Так вот я не хочу быть для Максима «всего лишь» мамой.

Какие еще меня гложут страхи в связи с детским садом? Отсутствие прогулок в плохую погоду, чихающие и кашляющие дети в группе, постоянные болезни. Но больше меня беспокоит психическое здоровье Максима: мы так трепетно и бережно растили его с мужем, не применяли физические наказания, не запугивали, не ругали при посторонних, ограничивали запреты, объясняли, разговаривали. И все это для того, чтобы в саду его пугали Бабаем (обычное дело!), ставили в качестве наказания в центр комнаты в мокрых штанах, если он не добежит до горшка (бывает и такое!), кричали на него, раздражались.

Конечно, есть прекрасные светлые чистые детские сады: с красивыми игрушками, чистыми полами, вкусной едой и добрыми, чуткими воспитательницами, которые замечательно подготовят ребенка к школе . Но далеко не всем так везет.

Так что самой решать, принесет детский сад моему ребенку больше вреда или пользы, – дело ответственное. Поэтому для меня было важно услышать мнение специалиста.

Пацакула Ирина Ивановна , к.п.н., доцент кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского:

– По мнению большинства психологов, оптимальный возраст, когда ребенка можно отдать в детский сад, – четыре года, допустимый – три года. В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми : это помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» для многих имеет негативный оттенок, но если под ним понимать умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Как выбрать детский сад?

Пацакула Ирина Ивановна:

– Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура – смогут ли родители обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? В принципе это возможно, если родители действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитаниисоздание необходимых условий для социального развития . Поэтому важно, чтобы «домашний» ребенок проводил много времени на детских площадках, общался с близким другом-ровесником, а лучше – с несколькими: водите его в гости и приглашайте других детей к себе домой. Не хотите отправлять ребенка в детский садик – отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу.

Если в саду приняты публичные наказания, задумайтесь, ваш ли это детский сад. Выбирая детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и оснащенность, а на воспитателей, которые работают с детьми. Это должны быть не только профессионалы, но и любящие детей взрослые, которые не будут мешать ребенку строить собственную непротиворечивую картину мира.

Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для малыша, нужно понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения и настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша – значительная и важная работа, которая может и должна закончиться успехом.

После разговора с психологом я сделала вывод, что в четыре-пять лет садик принесет больше пользы и удовольствия Максу, чем в два-три года. В любом случае у меня еще есть время для размышлений.

А как вы относитесь к этому вопросу? Пока мы с мужем не приняли окончательного решения, нам интересен любой опыт.

Фото: из личного архива Лены Сай

Этот вопрос - примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые - и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.

Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.

Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.

На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду

Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад - обычный или экспериментальный, - оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.

Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.

На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.

За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»

Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года

«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.

Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.

С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».

Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории - насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.

Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.

После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».

Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи - ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.

В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс - подспудное желание стать лидером.

Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру - в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».

Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года

«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».

Татьяна Бедник: «Любые крайности - это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».

Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад - место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.

Сад для ребенка - это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс

Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, - постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».

Какое решение оптимально?

Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка - это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».

При этом важнейшим остается вопрос - какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок - это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!