Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что умеет ребенок в девять месяцев. Психологическое и речевое развитие

9-ый месяц ребенку – последний месяц третьей четверти его первого года жизни. На этом этапе малыш уже совсем большой, он активно ползает по квартире, умеет или пока еще только пытается вставать на ножки, схватившись ручкой за опору. Некоторые детки даже умеют, держась за мамину руку, пусть еще несколько неуклюже переступая с ножки на ножку, совершать путешествие «на своих двух» по помещению.

9-месячные детки – известные хитрецы: в этом возрасте они начинают практиковать принципы «манипуляции». Умеют отвернуться от каши, требуя от родителей пюре, или же с видом ангела ждут пока мама выйдет из помещения, чтоб добраться до шкафа и разбросать из него все предметы, до которых дотянутся.

Сложным может быть для родителей период гуляний: малыш протестует против коляски, вертится, пытаясь из нее выбраться. А гулять с ребенком все время на руках родителям, безусловно, «не с руки» (уж простите за тавтологию). В этой связи гулять с ребенком можно, усадив его в прогулочную коляску. Вот только следует знать: долго возить в ней кроху нельзя, ведь он сидит в ней в согнутом положении, что может стать причиной нарушения формирования правильной осанки, затруднений дыхания и кровообращения.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Начало 9-го месяца детки встречают со средними показателями роста в 70-72 см, веса – 8500-9000 г. И за 9-ый месяц ребенку предстоит добрать очередных 450-500 г веса и около 1,5-2 см роста приблизительно. Таким образом, к концу месяца рост ребенка составит 72-74 см, вес достигнет отметки в 9000-9500 г.

Все это – весьма условные цифры, каждый ребенок индивидуален, и развитие, соответственно, у каждого малыша протекает индивидуально. У здоровых деток показатели могут значительно колебаться: например, в весе – от тех же 9500 г до 8500 г, роста – от 74 до 70 см. Все ли в порядке с ребенком, соответствуют ли темпы развития норме, нет ли каких-либо угроз и поводов для волнения, определит врач во время очередного осмотра.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня 9-месячного малыша остается тем же, что и в прошлом месяце. Все так же ребенок просыпается в 6-7 часов утра, все так же засыпает к 22 часам вечера. Все так же 5 раз в день кроха кушает.

Ночной сон ребенка 9-ти месяцев составляет 9-11 часов, сохраняются 3 сеанса дневного сна – по 1,5-2 часа. Однако отдельные детки могут переходить на 2-х разовый дневной сон, и в этом случае длительность его увеличивается до 2-2,5 часов. Обычно отменяется утренний сон, но, если все-таки есть возможность сохранить все 3 дневных сна, лучше это сделать: физиологически для крохи такой режим лучше. Дело в том, что нервная система маленького ребенка пока еще несовершенна, он быстрей устает, а переутомление сказывается не лучшим образом. Так, на фоне вроде как повышенной активности, малыш, тем не менее, становится неуправляем: он вертится и выгибается, капризничает, не прислушивается к взрослым и не лепечет сам. Посему, очень важно от переутомления ребенка беречь и режим не нарушать ни в коем случае: спать укладывать кроху необходимо в одно и то же время, и желательно сохранить все 3 сеанса дневного сна, пусть менее длительных, но более полезных.

Периоды бодрствования после кормления у ребенка в 9 месяцев становятся более продолжительными – некоторые детки сохраняют активность по 1,5-2 часа. В это время кроха играется, требует общения и просится на руки. Хоть каждый раз идти на поводу у ребенка и вечно носить его на руках не стоит, но и отказывать детке в ласке тоже не следует.

Утро для детеныша начинается традиционно – с тщательного умывания. Хорошо научить ребенка в одно и то же время опорожнять кишечник, опять-таки, лучше, если процесс этот будет происходить в утреннее время. Если малыш уже приучен к горшку – отлично, если нет – можно начинать пробовать высаживать его на горшок в 9 месяцев. Посадив на горшок, помочь крохе «сосредоточится», поясняя звуком «а-а», что ему нужно делать. В случае, когда кроха повторяет за родителями, увеличивается внутрибрюшное давление, автоматически увеличиваются шансы на то, что ребенок покакает. Но, даже если этого не произошло – не страшно, в любом случае, не стоит держать ребенка на горшке дольше 10 минут, а во время его попыток не давать в руки игрушки и не отвлекать. Кстати, много значит для нормального опорожнения кишечника питание крохи: кашу лучше варить малышу гречневую или овсяную, а не рисовую, поить сливовым соком и предлагать пюре из чернослива, а в качестве «добавки» к овощному пюре использовать свеклу.

Первая половина дня – вообще для ребенка наиболее «продуктивное» время: в этом же временном промежутке следует найти пару минут, чтобы позаниматься с крохой гимнастикой и сделать ему массаж. Утром, опять же, полезней проводить закаливание и воздушные ванны.

Ребенку в 9-ть месяцев «положено» не менее 2-3 прогулок в день. Хорошо, если летом длительность прогулки достигает 2,5-3 часов – с малышом можно отправиться в парк, разрешая ему походить по травке, держась за коляску. Летом с дитем гуляют 2-2,5 часа, тепло при этом одев.

Неизменной остается традиция купания ребенка перед сном. Но, поскольку карапуз уже достаточно подрос, купать его можно не каждый вечер, а через вечер. Купание становится для 9-месячного ребенка самой настоящей радостью: он с удовольствием резвится в воде, плещется, играется с игрушками и даже пытается «плавать».

После купания ребенок готов к ночному сну: укладывая, следует спеть ему колыбельную, покачать, погладить по голове. Случается, что посреди ночи кроха во сне раскрывается. Не стоит переживать, если ребенок при этом соответствующе одет и в помещении сохраняется нормальная температура. А вот неплохо бы позаботится о том, чтобы плотно ложилась на матрас простынь – чтоб малыш ненароком, вертясь в кроватке, в ней не запутался. Сегодня существуют специальные простыни-мешочки, которые одеваются на матрас и держатся за счет резинок, не сползая.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

В общей сложности 9-месячный малыш за день съедает немногим больше 1 л пищи. Хорошо, если мама все еще продолжает кормить кроху грудью, но, даже если это и так, грудное молоко теперь уже не является основной и главной пищей ребенка. В его меню теперь присутствует достаточно много «взрослых» продуктов, кормления грудным молоком предусмотрены утреннее (после пробуждения) и вечернее (перед сном).

С этого месяца в рацион ребенка можно понемногу вводить еще один новый вкусный и полезный продукт – рыбу. Как всегда – предварительно посоветовавшись с врачом и внимательно отслеживая реакцию крохи на новый продукт. Лучше для прикорма выбирать нежирную океаническую рыбу (минтай, хек) или речную (карп, судак). Считается, что идеальным вариантом для знакомства малыша с рыбой будет именно судак.

Рыбу лучше готовить самостоятельно: вымыв в холодной воде, мякоть без косточек опустить в кипящую воду и хорошо отварить. Отварное филе тщательно измельчить в блендере или мясорубке и предложить в небольшом количестве ребенку. В продаже сегодня есть и уже готовые рыбные детские консервы – как чисто рыбные, так и в сочетании с овощами или крупами. Категорически недопустимо давать ребенку в 9 месяцев обычные рыбные консервы – они могут стать причиной расстройства желудка, поскольку в составе имеют большое количество всевозможных приправ, консервантов и других добавок. Да и кости в покупных «взрослых» консервах обычно присутствуют, как их не измельчай.

Как уже упоминалось выше, кушает малыш 9-ти месяцев 5 раз в день, употребляя за один прием примерно 200 г пищи. Вот примерная схема режима питания для ребенка в 9 месяцев:

  • 6.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси);
  • 10.00 – 150 мл овощного пюре + 30 г мясного пюре/фрикаделька + 35 мл фруктового сока;
  • 14.00 – 180 мг каши + 30 мл фруктового сока;
  • 18.00 – 150 мл кефира + 40 мг творога;
  • 22.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси).

Кормить малыша следует, когда он сидит, из его личной посуды и повязав предварительно слюнявчик. Можно дать в одну руку ребенку ложку, в другую – хлебушек, и быть готовыми к тому, что на первых порах еда будет повсюду. Но кто сказал, что процесс обучения легок? Поить дите лучше поначалу из детской кружки-непроливайки с носиком. Хоть многие достаточно развитые малыши еще с 8-ми месячного возраста нередко умеют держать и понемногу пить с обычной кружки, если питья в нее наливать немного.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Девятимесячные детки ползают уже практически «со скоростью света», причем в разные стороны и держа в одной руке игрушку. Ребенок сам выбирает, какой игрушкой он хочет играться, если же теряет к ней интерес, умеет ее положить, а не выкинуть, как это случалось раньше. К тому же, наблюдая за действиями взрослых, малыш запоминает, куда они положили ту или иную интересующую его вещь. Потому, не стоит удивляться, если он, забравшись папе на колени, вытянет у него из кармана, к примеру, мобильный телефон.

Наверное, наиболее важной особенностью развития ребенка 9-ти месяцев становится его способность самостоятельно вставать на ноги, держась за протянутые мамины руки или за ближайшую опору. Некоторые детки умеют даже, при помощи взрослого, или же удерживаясь за опору, мелкими шажками шагать, переставляя ножки. А отчаянные карапузы еще и способны опустить ручки и постоять на ножках, правда, через короткое время «плюхнувшись» на попу – пока еще ребенок не умеет садиться плавно самостоятельно.

Теперь для малыша одинаковый интерес представляют как игрушки, так и бытовые предметы – он с увлечением «болтает» по телефону, переключает кнопки на пульте от телевизора. С интересом 9-месячные дети «читают» книги с яркими картинками, самостоятельно переворачивая страницы. Однако, учитывая, что сейчас малыш склонен к тому, чтобы все рвать и мять, лучше предлагать ему для «чтения» книги с картонными страницами.

Ребенок в 9 месяцев узнает себя на фотографиях и в отражении зеркала. Больше того – наблюдая свое отражение, малыш может его похлопать или попробовать поцеловать. На просьбу мамы показать носик, глазик или ручку, он указывает на них пальчиком, находя на отражении в зеркале. Так же кроха может показать, где хвостик у игрушечной лисички или ножка у плюшевого медведя.

Зрение девятимесячного ребенка развито уже практически на уровне взрослого: он различает цвета, форму и размер предметов. Но, в то же время, пока недостаточно развита глубина зрения, кроха не способен видеть и оценивать расстояние, высоту и глубину. Потому, ползя по дивану, запросто может не определить его край и упасть, если родители вовремя его не остановят. При этом крохе может не нравиться, что ему препятствуют, и он «проявляет характер»: протестуя, кричит и упрямится, капризничает и возмущается.

Кстати, богаче и разнообразней становится спектр эмоций ребенка: эмоциональные реакции выражаются уже в виде гнева, недовольства, радости, обиды, счастья, беспокойства. Если малышу не нравятся какие-либо действия мамы, например, когда она вытирает ему носик, он дает об этом знать, отворачиваясь и хныча.

В то же время, возрастает привязанность крохи к матери, в ее отсутствии ребенок тревожится, ему необходимо общение и ласка. Беспокойство проявляет малыш и при виде незнакомых людей, но, видя маму или кого-то из близких, успокаивается. Общаясь же с родными и близкими, кроха с удовольствием практикует навыки копирования – воспроизводит мимику, пытаясь щуриться, быстро моргать или улыбаться в ответ на аналогичные действия того, кто ему предлагает повторять за ним.

«Шагнуло вперед» и речевое развитие ребенка в 9 месяцев: он аукает и превращает лепет в «песни», дает знакомым предметам свои названия. Так, заяц превращается у малыша в «зя-зя», машина – в «би-би». Но, что касается родственников, скорей всего как раз в этом месяце они уже услышат полноценное «ма-ма» и «па-па», а еще – «ба-ба» и «де-да».

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Игры и занятия для 9-месячного ребенка становятся уже более разнообразными, «смысловыми». Предлагать игры малышу можно и нужно разного характера, направленные как на физическое, так и на интеллектуальное развитие, тренирующие память и развивающие творческие способности.

Предложите ребенку еще лучше познакомиться со своим телом, играя в игру «Дарики-комарики». Заключается она в том, чтобы, приговаривая определенную потешку, предлагать крохе исполнять определенные действия.

«Дарики-комарики, ай да комарики (похлопали в ладоши)!

З-з-з-з-з (логопедическое проговаривание звука).

Вились-вились (пальчики складываем щепоткой, совершаем круговые движения кистями), Крошке в носик вдруг вцепились (дотрагиваемся до носика сложенными щепоткой пальчиками)».

Детки 9-ти месяцев вообще любят играть в игры, предполагающие повторы под прочтение стишка. Потому, понравится малышу игра «Хлопотушки»:

«Хлопотушки-хлопотушки (похлопали в ладоши),

Закрывай скорее ушки (можно упоминать глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые нужно закрыть ладошками)».

Важно в 9 месяцев продолжать развивать мелкую моторику, для тренировки пальчиков можно использовать орехи, фасоль, камушки, пуговицы, предложив малышу попересыпать их между пальчиками. Опять-таки, для развития мелкой моторики, зная про любовь малыша приводить в движение предметы, можно подарить ему игрушку, которая приводится в действие или издает звук при дерганье за веревочку (например, клюющий петушок или колокольчик).

Выше уже шла речь о том, что 9-ти месячные детки с удовольствием рвут бумагу и способны месить-лепить глину. Так вот в этом возрасте вполне можно практиковать с малышом лепку из соленого теста. Сделав обыкновенную лепешку из теста, можно, посадив кроху на колени, совместно с ним втыкать в лепешку макаронины, семечки, спички, фасолины, которые потом с не меньшим интересом карапуз будет из теста выковыривать.

Хорошо также потихоньку начинать знакомить малыша с изобразительным искусством. Можно показывать крохе, как следует рисовать фломастером или мелками, водя ими по большому листу ватмана. Или же вовсе приобрести нетоксичные краски и, окуная пальчики ребенка в краску, разрешить ему самому почувствовать себя художником.

Для физического совершенствования не следует забывать про гимнастику – в этом возрасте комплекс упражнений уже несколько «усложнен» и разнообразен. Как и раньше, ребенку нужно сгибать-разгибать коленки, вращать ручки, когда он сидит. А еще – приседать с малышом у опоры, ходить с ним туда и назад, наклонять вперед туловище малыша, когда он стоит спинкой к взрослому.

Ребенок в 9 месяцев: родителям на заметку

Все так же необходимо контролировать, чтобы в квартире были соблюдены все возможные правила безопасности ребенка. Поскольку нынче он все больше проводит с мамой в кухне, помогая ей «готовить», крайне важно проследить, чтоб ребенок не имел возможности добраться до стеклянных или тяжелых предметов, до ножей или вилок, соли.

Важно также держать сковородки и кастрюли на плите ручками к стене, а еще лучше – готовить на дальних конфорках. Ребенок сейчас будет пытаться открыть любой закрытый шкаф или тумбу, посему, желательно позаботиться, чтоб духовка, посудомойная машина и микроволновая печь плотно закрывались.

Желательно уже сейчас познакомить малыша с понятием «горячее»: можно показать ему это на примере нагревающегося утюга, приложив к плечику (следите, чтоб утюг не был чрезмерно горячим) или подержав ладошку малыша над включенной конфоркой на достаточном расстоянии, чтобы он прочувствовал тепло.

Поскольку сейчас ребенок старается залезть куда-нибудь, где «повыше», нужно следить, чтоб он не залез на катающийся пуфик или неустойчивый стул. Важно также последить, чтоб малыш не имел возможности выбраться из кроватки с падением с высоты.

В возрасте 9-ти месяцев ребенка можно учить одеваться и раздеваться – просить протянуть ручку и сжать кулачок, когда нужно надеть кофту или куртку, показать, как снимается носочек и стаскивается шапочка.

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Дети в 9 месяцев имеют свою точку зрения. Снимают мешающую шапку, выбирают дорогу для прогулки, стремятся заполучить понравившийся предмет. Дети по природе эгоисты. На 9 месяце жизни они уже могут осознать, чего хотят, но не понимают, почему этого «нельзя», что их желания часто противоречат интересам других людей.

Ребёнок ещё не готов к запретам, поэтому нужно постараться и убрать из поля его зрения все предметы, которые опасны для него или по каким-то другим соображениям не должны оказаться у малыша в руках.

Если карапуз всё-таки заполучил что-то запретное, нужно отвлечь его. В этом возрасте это ещё достаточно просто сделать. Можно показать игрушку, заинтересовать видом из окна.

Ребёнок много времени проводит на полу, ползая, шагая вдоль мебели, изучая окружающие предметы. Мамины руки теперь свободнее, но в целях безопасности оставлять одного малыша нельзя.

Особенности

Главное новшество 9 месяцев – подготовка к хождению. Ребёнок уже умеет хорошо сидеть, самостоятельно стоять недолгое время, это совершенно новое ощущение, к которому необходимо привыкнуть и психологически, и физически. В 9 месяцев малыш умеет шагать, держась за диван или другую опору, приседать, ползать.

Сидя ребёнок достаёт, берёт руками игрушки, изучает их. Из-за роста физической активности замедляются темпы набора веса. За девятый месяц ребёнок прибавляет 0,3-0,5 кг. Вес составляет около 9 кг, рост примерно 70.

Навыки

Что умеет ребёнок в этом возрасте:

  • Показывает части лица, тела. Если малыш ещё этого делать не умеет, это не значит, что он недостаточно развит. Просто ему ещё никто не показал.
  • Суёт свои пальчики в любые дырочки, тянет в рот изучаемые предметы.
  • Листает книги.
  • Рвёт бумагу, мнёт пальчиками тесто, пластилин.
  • Крепко держит в руках чашку, еду. Он хорошо берёт пальчиками предметы. А разжать их ещё не может. Поэтому если малыш схватил что-то, отобрать у него предмет очень трудно.
  • Лепечет, поёт, произносит отдельные слоги или простые слова. Некоторые хорошо повторяют за взрослыми. Произносят звуки и обозначают ими определённые предметы или людей. В разговоре появляются интонации, скопированные из речи взрослых.
  • Отвечает простыми жестами: кивок или покачивание головой, означающие согласие или отрицание.
  • Зная своё имя, отзывается на него, улыбается при этом.
  • Понимает несложные просьбы, например, «иди сюда», «возьми мяч».
  • Начинает проявлять интерес к одеванию, помогает, просовывая в рукава руки, в ботинки ноги. Самостоятельно снимает шапку или носок.
  • Обращение с игрушками сводится к изучению из свойств. Ребёнок в 9 месяцев любит разбирать их по частям, вкладывать одну в другую, бросать и наблюдать за полётом. Это не вредность – так малыш познаёт мир.
  • Малышу нравится игра в «ку-ку», прятки. Он просит повторить много раз. Слово «ку-ку» вызывает у него бурю эмоций. Это можно использовать, когда малыш злится или расстроен. Напомнить ему слово, и на лице обязательно появится улыбка.
  • К тому времени, когда 9 месяцев ребенку уже исполнилось, он научился различать близких людей и чужих. Карапуз боится или сторонится незнакомых.

Режим дня, питание

Чтобы малыш мог нормально развиваться, он должен полноценно питаться, гулять на воздухе, хорошо высыпаться. Если в жизни ребёнка есть режим, он привыкает к определённой последовательности действий каждый день, не сопротивляется им.

У ребенка в 9 месяцев развитие и питание тесно связаны между собой. В этом возрасте малыш уже ест многое из «взрослой» пищи. Главное условие: питание должно быть разнообразным, максимально полезным, включать достаточно клетчатки, витаминов. У ребёнка уже достаточно зубов, чтобы учиться жевать. Необходимо постепенно переходить с пюре на более твёрдую пищу.

К 9 месяцам дети спят ночью около 10 часов, а днём два раза по 2. Каждый малыш индивидуален, эти цифры могут отличаться. Главное, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, развит физически и психически.

Груднички ночью просыпаются поесть. Причина – не голод, а психологическая зависимость от матери. Это нормально и пройдёт вместе с отлучением от груди. Женщине обычно такое ночное кормление особого дискомфорта не доставляет. Малыш сосёт грудь во сне и спокойно спит дальше.

Занятия и игры

Малыш уже способен некоторое время сосредоточенно и увлечённо что-то делать. Чтобы помочь в развитии 9-месячному ребенку, нужно направить его активность в правильную сторону:

  • Учить необходимым в будущем действиям. Например, снимать, одевать одежду, есть ложкой. Вероятно, ребёнок заинтересуется и захочет примерить все свои вещи или что-то из маминого гардероба. Не нужно этому сопротивляться. Чем больше он будет тренироваться, тем быстрее научится.
  • Развивать моторику рук. Это важное условие не только для будущего умения красиво писать, но и для формирования правильной речи, выполнения бытовых действий.

Детям очень нравится рвать бумагу. Это хороший развивающий метод. Дайте малышу рулон туалетной бумаги. Это надолго его увлечёт. Здесь важно показать ребёнку с самого начала, что нельзя рвать книги. К ним необходимо формировать особое отношение, беречь. Лучше, если некоторое время доступными будут только картонные книги, пока малыш окончательно не поймёт, что их рвать нельзя.

Интересная и полезная игра – перебирание мелких предметов. Подойдут пуговицы, бусинки разных цветов, макаронины необычных форм, камешки, зубочистки. Малышам нравится рассматривать и перекладывать мелкие предметы.

Но родители должны быть очень внимательными, ребёнок способен потянуть любой предмет в рот, попытаться засунуть в нос или ухо.

Игре следует быть совместной, контролируемой. Если малыш устал, необходимо всё сложить и убрать подальше, чтобы он не смог достать.

Ускорить развитие ребёнка в 9 месяцев, развитие его моторики помогают занятия лепкой, рисование. Маме нужно творить вместе с ребёнком. Ему понравятся получившиеся фигурки, он будет стремиться сделать так же. Если в тесто вжать бусинки или макаронины, ребёнок будет их выковыривать. Он должен мочь это сделать.

Игры в ванной

Купание превращается в 9 месяцев в занимательную игру. Резиновые звери, формочки, стаканчики – всё интересует ребёнка. Переливание из ёмкостей, мытьё игрушек увлекает малыша. Он может долго не соглашаться заканчивать купание. Чтобы без слёз решить этот вопрос, можно предложить ему попрощаться с игрушками. Сказать, что малыш обязательно скоро с ними снова встретится, помахать ручкой и спокойно вынуть его из воды. Или незаметно слить воду и сказать, что она уже убежала.

Утром нужно учить ребёнка умываться. Показать, как это делать, на себе. А затем помочь ему повторить. Нужно рассказывать малышу, как важно быть чистым. Хвалить его за вымытые ручки и личико. Говорить, какой он стал красивый.

Игрушки

Главное правило выбора – безопасность. Игрушки не должны содержать острых углов и деталей. Ребёнка 9 месяцев интересует всё: заводные, говорящие, мягкие зверушки, куклы, машинки, кубики и пирамидки, конструкторы. Нужно учить маленького человека играть с ними. Можно показывать, как ездит машинка или паровозик, как собирать пирамидку, как строить, как «ходят» кукла или мишка, покормить их «понарошку», умыть, пожалеть.

Дети быстро запоминают и копируют действия взрослых. Вскоре малыш сам будет играть и придумывать что-то новое. И у мальчиков, и у девочек должна быть хотя бы одна кукла. На ней нужно учиться показывать глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик, спинку. А потом то же найти у самого ребёнка, у мамы и папы.

По мере роста к этому списку можно добавлять более мелкие детали, например, пальчики, колени, ресницы. Кукла – это наглядное пособие для изучения человеческого организма. Кроме того, она станет хорошим другом малыша, с ней можно всё делать вместе, на игрушке нужно показывать то, что сам ребёнок ещё делать не умеет или боится.

Физическое развитие

Чтобы развивались мышцы и ловкость, нужно помнить про . Нравятся малышам разных размеров, цветов мячи.

Нужно учить ребёнка ловить и бросать мяч, приносить и подавать, перекатывать по полу, чтобы он понимал разницу в этих действиях. Это отлично развивает ловкость, координацию и приносит всем много радости.

Можно сделать свою собственную «дорожку здоровья». На кусок ткани наклеить или пришить пуговицы, камешки, лоскутки разных на ощупь тканей. И давать малышу ходить по нему босыми ножками. Пока кроха не умеет сам передвигаться вертикально, нужно его поддерживать. А через пару месяцев он сам с большим удовольствием будет ходить по дорожке.

Это способствует закаливанию, является массажем стоп, улучшает координацию и ориентацию. Сначала нужно дать малышу изучить всё руками, потрогать, оценить. А потом можно давать команды, на что наступить, добавив разнообразие в игру.

Детей привлекает зеркало. С ним тоже можно играть:

  • рассматривать отражение разных предметов, людей;
  • сравнивать увиденное с оригиналом;
  • строить гримасы;
  • показывать радость, гнев, удивление, страх.

Это очень хорошо для развития эмоций. Упражнения для лица стимулируют хорошую речь.

Ребёнок 9 месяцев требует много внимания. Часто мамы жалуются, что им не хватает времени на все дела и игры. Но не обязательно отрываться от домашней работы, можно совмещать её и общение с малышом. Время, уделённое ребёнку, обязательно положительно повлияет на его развитие.

Девятый месяц жизни ребенка. Детские проблемы.

КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ
Мы кормим нашего сына отдельно и сажаем его в манеж, пока едим сами. Когда он может начать питаться вместе с нами?

Кормить себя и ребенка одновременно - довольно трудное занятие, поэтому, пока ваш ребенок не научится есть самостоятельно, продолжайте кормить его отдельно. Но это не означает, что он вообще не должен сидеть за общим столом. Всякий раз, когда это возможно, пододвигайте к столу высокий детский стульчик, ставьте ему собственный столовый прибор (из небьющейся посуды и только с ложкой), предлагайте какую-нибудь еду, которую можно держать в руках, и включайте его в общую застольную беседу.

СЛИШКОМ РАННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ХОДИТЬ
Наша дочь все время хочет ходить, держась за чьи-нибудь руки, но не вредно ли это для ее ног?

Как и раннее вставание, ранняя ходьба (с помощью или самостоятельно) не может стать причиной искривления ног (хотя это нормальное явление для детей младше двух лет) или любых других физиологических проблем, наоборот, это полезно, поскольку развивает и укрепляет мышцы ног. И если она ходит босиком, это также поможет укрепить ее ступни. Поэтому позволяйте своей дочери ходить столько, сколько ей хочется.

РЕБЕНОК ВСТАЛ НА НОГИ
Наш ребенок только что встал на ноги. Несколько минут ему это нравилось, а затем он начал кричать. Не могла ли нагрузка повредить его ноги?

Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.

Мой ребенок пытается вставать, опираясь на все, что попадается ему в доме. Должна ли я для безопасности держать его в манеже?

Чем больше навыков осваивает ребенок, тем более нервными мы становимся, это совершенно оправданно. Как только ребенок научится вставать на ноги и самостоятельно ходить, он подвергается риску получить травму в результате несчастного случая. Но пребывание в манеже (за исключением тех случаев, когда за ребенком некому присмотреть) не является решением проблемы. Если вы будете постоянно держать ребенка, который уже почти ходит, в манеже, то это убережет его от несчастного случая, но будет сдерживать его развитие. Поэтому попытайтесь сделать свой дом как можно более безопасным для ребенка.

В первую очередь убедитесь в том, что предметы, за которые он может держаться, надежны и устойчивы. Шатающиеся столы, книжные полки, кресла, напольные лампы следует на время убрать за пределы досягаемости ребенка. Углы и острые края на мебели следует оклеить мягкими прокладками на тот случай, если ребенок ударится о них (а он, вероятно, сделает это не раз). Постарайтесь убрать подальше все бьющиеся и опасные тяжелые предметы, пока он до них не добрался. Если у вас есть посудомоечная машина, не оставляйте ее открытой. Чтобы предупредить возможные падения, убедитесь в том, что на пути ребенка не лежат электрические шнуры, на полу не валяется бумага и жидкость, пролившаяся на гладкий пол, вытирается без промедления. Для большей безопасности позволяйте ему ходить босиком или в носках, а не в ботиночках с гладкой подошвой.

СТРАХ ПЕРЕД НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
Наша маленькая девочка всегда была дружелюбной и приветливой. Но когда мой свекор, с которым она всегда любила играть, вчера зашел к нам в гости, она залилась слезами, как только он к ней приблизился. Что с ней происходит?

Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя "боязнь незнакомцев" - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или сиделка, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).

Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до конца года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если у вашего ребенка существует боязнь незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если он справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что ребенок проходит через новую стадию развития, предложите им не брать его сразу на руки, а попытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.

Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, но стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Если у вас новая няня, то вам, вероятно, придется провести с ними вместе некоторое время, прежде чем ребенок согласится остаться с незнакомым человеком. Если ваш ребенок совершенно безутешен, когда остается с няней, то не исключено, что пришло время заново оценить ситуацию, связанную с уходом за ребенком. Может быть, няня не дает ребенку того внимания и любви, в которых он нуждается, даже если она хорошо за ним ухаживает в вашем присутствии. Или это просто экстремальный случай боязни незнакомых людей. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.

ПРЕДМЕТЫ, ДАЮЩИЕ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ
В течение последних месяцев наш ребенок все больше и больше привязывается к своему одеялу. Он даже таскает его за собой, когда ползает по дому. Означает ли это, что он чувствует себя незащищенным?

Он на самом деле испытывает некоторую незащищенность, и на это есть веская причина. За последние 2 месяца ваш ребенок обнаружил, что является отдельной личностью, а не продолжением своих родителей. Это открытие, несомненно, приносит радость (сколько всего интересного предстоит узнать!) и в то же время пугает (сколько опасностей вокруг!). Многие дети, когда они понимают, что родители теперь не могут постоянно находиться рядом, находят себе в качестве замены какой-нибудь предмет (мягкое одеяло, игрушку, бутылочку, пустышку), который дает им чувство покоя. Как и родители, этот предмет приносит утешение, но в отличие от родителей он находится под его собственным контролем. Если ребенок с трудом расстается с родителями, то, взяв с собой в кроватку предмет, дающий ему чувство защищенности, он сможет быстрее заснуть.

Порой привязанность к предмету, дающему чувство защищенности, внезапно появляется у ребенка, который не демонстрировал ее ранее, если он сталкивается с новой, непривычной для кего ситуацией (новая сиделка, дневные ясли, переезд в новый дом и т.д.). Потребность в предмете, служащем источником утешения, пропадает между двумя и пятью годами (примерно в то же время, когда ребенок бросает привычку сосать большой палец), но часто только тогда, когда он теряется, разрушается от времени или становится недоступен еще по какой-либо причине. Но в любом случае родители не должны смеяться над ребенком из-за его привязанности к какому-либо предмету или заставлять отказаться от него. Они должны убедиться, что ребенок не чувствует себя одиноким, что он получает с их стороны необходимую заботу и любовь.

ПЛОСКОСТОПИЕ
Ступни моего ребенка выглядят совершенно плоскими, когда он встает. Может ли у него быть плоскостопие?

Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Поскольку стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.

У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.

ОТСУТСТВИЕ ЗУБОВ
Нашему ребенку уже почти 9 месяцев, а у него до сих пор нет ни одного зуба. Что мешает появлению зубов?

Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие девятимесячные дети имеют голые десны (некоторые дети заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя у среднего ребенка первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой и раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие. (Вторая пара зубов у него также появится позже.) Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пищу кусками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.

ОТСУТСТВИЕ ВОЛОС
Наша дочь родилась безволосой, и у нее до сих пор на голове жиденький пушок. Когда у нее появятся настоящие волосы?

У матери, уставшей слышать от прохожих: "Ах, какой симпатичный маленький мальчик!" - всякий раз, когда она выходит на прогулку с дочкой, и желающей поскорее при помощи косичек и бантиков сделать более четкими признаки половой принадлежности, почти полное отсутствие волос у ребенка во второй половине первого года может вызвать отчаяние. Но так же, как и беззубость, отсутствие волос в этом возрасте - явление вполне обычное и недолговременное. Такая проблема наиболее распространена среди белых детей со светлыми волосами, и она не предвещает раннего облысения в более поздние годы. Волосы у вашей дочери появятся очень скоро (хотя в достаточном количестве, вероятно, только к концу второго года). А пока радуйтесь тому, что вам не приходится бороться со спутавшимися волосами во время мытья головы и причесываний.

ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ
Всякий раз, когда я устраиваюсь для того, чтобы начать кормить грудью своего сына, он готов заниматься чем угодно, но только не сосать грудь.

В первые несколько месяцев, когда весь мир у младенца словно бы вращался вокруг материнской груди, невозможно было себе представить, что придет такое время, когда он утратит к ней интерес. И все же, хотя некоторые дети проявляют большую заинтересованность к грудному вскармливанию, пока их не отнимут от груди, у многих проявляется потеря интереса и концентрации в районе девятого месяца. Некоторые просто начинают отказываться от груди, другие серьезно сосут грудь в течение 1-2 минут, затем перестают; третьи легко отвлекаются во время кормления либо тем, что происходит вокруг, либо желанием практиковать свои недавно приобретенные физические навыки. Иногда такой отказ носит временный характер. Ребенок может просто проходить через перестройку потребностей в питании, либо его оттолкнул необычный вкус вашего молока, вызванный гормональными изменениями в менструальный период или употреблением вами в пищу некоторых неприятных для ребенка продуктов, например чеснока. Кроме того, он может потерять аппетит из-за какой-либо болезни или режущихся зубов.

Но если ваш ребенок регулярно отказывается от груди, то, возможно, он готов отказаться от нее полностью. Однако прежде чем вы решили, что отнятие от груди уже неминуемо, вам следует рассмотреть и другие варианты, поскольку проблема может быть только в том, что окружающая обстановка во время кормлений отвлекает вашего ребенка. Чтобы исключить такую возможность, попробуйте кормить в тихой комнате с приглушенным освещением, но если ребенок по-прежнему не проявит большого интереса к сосанию, то он и в самом деле готов полностью отказаться от груди.

И все же вам следует отнимать от груди постепенно, это даст ребенку возможность привыкнуть к коровьему молоку или искусственной смеси, а вам постепенно сократить выработку молока, чтобы избежать болезненных ощущений.

Посоветуйтесь с врачом, можно ли давать ребенку коровье молоко (цельное), или вам следует пользоваться искусственной смесью, пока ему не исполнится год. Но если ребенок никогда раньше не питался из бутылочки или вы не хотите позднее решать задачу отрыва от бутылочки, молоко из чашки будет для вас альтернативным решением. Дети, которые рано начали пить из чашки, делают это сейчас достаточно умело; те, которые чашкой никогда не пользовались, быстро научатся.

ПРИВЕРЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Когда в рацион моего сына вошла твердая пища, ему нравилось все, что я давала. Но в последнее время он не ест ничего, кроме хлеба.

Если послушать рассказы родителей, то некоторые дети (до подросткового возраста, когда недельный запас продуктов начинает исчезать за 3 дня) питаются исключительно воздухом, любовью, а порой еще и корочкой хлеба. Но, несмотря на беспокойство родителей, даже те дети, которые едят урывками, успевают за день получить необходимое количество питательных веществ. Дети запрограммированы есть то, что им нужно для жизни и роста, если только их программа не была каким-то образом изменена ранее.

На данной стадии развития большинство детей все еще получают основную часть необходимых для них питательных веществ из грудного молока, искусственной смеси или цельного коровьего молока и, кроме того, из тех кусочков твердой пищи, которые они успевают съесть за день. Витаминно-ми-неральные добавки, содержащие железо, обеспечивают дополнительную страховку. Но к 9 месяцам потребности в питании начинают возрастать, а потребность в грудном молоке уменьшается. Чтобы убедиться в том, что питание ребенка продолжает соответствовать его требованиям, внесите следующие изменения в ваши методы кормления.

Позвольте ему есть хлеб...
или кашу, бананы или любую другую пищу, которую он предпочитает. Многие дети придерживаются схемы "один-продукт-в-неделю (или в месяц)", отказываясь в течение этого времени есть что-либо еще, кроме выбранного ими продукта. Если предоставить ребенку возможность есть то, что ему хочется, он все равно в конце концов начнет потреблять и другие продукты.

...но позаботьтесь, чтобы это был хлеб из муки грубого помола
Разумеется, если ваш ребенок ест только 1-2 продукта (как, впрочем, и в том случае, если их много), следует убедиться в том, что они обеспечивают качественное питание. Так что, если он требует только хлеб, булочки или каши, давайте ему те разновидности, которые приготовлены из муки грубого помола. Если это фрукты или фруктовый сок, убедитесь в том, что сок не содержит сахара, и постарайтесь давать ему более питательные разновидности фруктов, такие, как абрикосы, желтые персики, дыни, манго и апельсины.

Делайте полезные добавки
Не кормите ребенка насильно; вместо этого вы можете попытаться незаметно добавлять в пищу продукты, которые считаете нужными, например, намажьте хлеб тонким слоем плавленого сыра (плавленый сыр с пониженным содержанием жира содержит больше протеина, чем обычные сорта, и поэтому более питателен для ребенка), размятых бананов; пюре из дыни с концентратом яблочного сока и корицей, творога или расплавьте на нем небольшое количество швейцарского сыра и т.д. Если ваш ребенок ест только кашу, добавляйте в нее проросшие зерна пшеницы, сухофрукты, содержащие железо, яблочное пюре. Если единственным пристрастием ребенка являются бананы, попробуйте окунать кусочки бананов в молоко и посыпать пророщенной пшеницей, а затем подавать вместе с небольшим количеством каши или творога либо намазывая их на хлеб.

Исключите протертую пищу
Возможно, недавний бунт вашего ребенка был связан с тем, что ему надоела протертая и размятая пища, и он уже готов для более серьезных блюд, например для пищи кусочками.

Разнообразьте меню
Возможно, ваш ребенок просто устал от однообразного питания и нужна перемена для возбуждения аппетита. Если он не проявляет интереса к каше во время завтрака, предложите вместо нее йогурт и тосты, вместо гороха и моркови на обед - лапшу с цветной капустой и спаржей, посыпанную тертым сыром, а на ужин вместо мяса с картофельным пюре - запеченную рыбу с отварным картофелем.

Предложите ему новую роль
Возможно, желание обрести независимость заставляет вашего ребенка упрямо сжимать рот во время кормлений. Позвольте ему действовать самостоятельно и попытаться есть самому.

Не притупляйте его аппетит
Многие малыши едят очень мало твердой пищи и потребляют большое количество жидкости (сока, искусственной смеси или грудного молока). Ваш ребенок должен получать в день не более 2 порций фруктового сока (желательно один раз давать сок, а другой - фрукты) и 3 порций искусственной смеси (а позднее молока). Сверх нормы можно дать воду или разбавленный водой сок, растягивая 1 порцию на весь день. Если вы кормите грудью и не знаете точно, сколько молока съедает ребенок, то можете быть уверены в том, что более 3 кормлений в день могут помешать ему принимать другую пищу.

Ограничьте закуски
Что делает мать, когда ребенок отказывается завтракать? Разумеется, все утро предлагает ему различные закуски, в результате чего ребенок отказывается обедать. А что происходит после того, как пропущен и обед? Ребенок в течение дня просит есть, закуски продолжаются, и в итоге не остается места для ужина. Старайтесь не попадать в этот замкнутый круг, снижающий аппетит ребенка и портящий ваше настроение, строго ограничив количество закусок: одну - утром и одну - во второй половине дня, независимо от того, сколько ребенок съел во время основных кормлений. Однако можно увеличить количество еды, которую вы предлагаете ребенку для закуски после легкого или пропущенного основного кормления, чтобы он мог продержаться до следующего приема пищи.

Не кормите ребенка насильно
Самый верный способ превратить кормление в проблему - это недовольно хмуриться, если ваш ребенок отворачивается от приближающейся к нему ложки, либо потратить полчаса, пытаясь засунуть в упрямо стиснутый рот пару ложек пищи, прибегая к уговорам, мольбам и различным трюкам. Ребенок должен знать, что он ест потому, что голоден, а не потому, что вы этого хотите. Поэтому любой ценой, даже ценой нескольких пропущенных кормлений, не превращайте еду (или отказ от нее) в самоцель. Если ребенок дает понять, что он не хочет больше есть или вообще не голоден, уберите тарелку и закончите на этом кормление без дальнейших уговоров.

Разумеется, кратковременная потеря аппетита может сопровождать простуду и другие заболевания, особенно если у ребенка повышенная температура. В редких случаях отсутствие аппетита наблюдается вследствие анемии, недоедания (и то, и другое редко встречается среди американских детей из средних слоев общества) или другой болезни. Если отсутствие аппетита у вашего ребенка сопровождается вялостью, потерей интереса ко всему, замедленным развитием, недостаточным набором веса или заметными изменениями в поведении (например, необъяснимой раздражительностью или нервозностью), обратитесь к доктору.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ
Всякий раз, когда к моему ребенку приближается ложка, он хватается за нее. Если тарелка стоит достаточно близко, он опускает туда палец и устраивает жуткий беспорядок, пытаясь себя накормить. Из-за этого он почтш ничего не ест, и я в полном отчаянии.

Ваш ребенок таким образом выражает свое желание получить независимость за столом, и такое желание следует поощрять. Но для того чтобы свести к минимуму беспорядок и не заставлять ребенка испытывать чувство голода до тех пор, пока он не овладеет застольными манерами, к самостоятельному кормлению нужно переходить постепенно.

Для начала позвольте ему держать в руках собственную ложку, пока вы его кормите. В первое время он будет лишь размахивать ею в воздухе, а когда в первый раз наполнит ложку и поднесет ко рту, то скорее всего повернет ее содержимым вниз. И все же владение ложкой в первое время может занять его настолько, что вы благополучно закончите кормление. Можно также дать ему что-нибудь в руки, чтобы он мог есть самостоятельно, пока вы кормите его с ложки. Комбинация из собственных рук и личной ложки (или закрытой чашки с носиком, из которой можно пить) обычно занимает ребенка и дает возможность матери накормить его, но не всегда. Некоторые дети настаивают на том, чтобы все делать самостоятельно, и если это единственный способ заставить ребенка есть, разрешите ему. Поначалу кормления будут продолжаться дольше и сопровождаться большим беспорядком, но практика вскоре позволит вашему ребенку приобрести опыт, необходимый для самостоятельного кормления. (Если вы постелите на пол под стульчиком газету, вам будет проще навести порядок.) Но если самостоятельное кормление переходит в игру и в рот ребенка перестает что-либо попадать (небольшой элемент игры - это нормально), вы можете забрать ложку и попробовать продолжить кормление своими силами. Если ребенок упрямится, значит, пришло время объявить перерыв до следующего кормления.

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ СНА
В последнее время моя дочь перестала спать по утрам. Будет ли для нее достаточно одного дневного сна?

Хотя одного дневного сна может быть недостаточно для усталых родителей, этого вполне хватает многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения. В этом возрасте некоторые дети даже пытаются отказаться и от второго дневного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на втором году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон.

Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину становится переутомленным и капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью.

Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь его уложить после кормления в тихой и темной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.

Мы думали, что все делаем правильно. Наш ребенок всегда ложился спать без малейшего каприза. Теперь он, по всей видимости, хочет оставаться на ногах всю ночь и играть.

Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чтобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру. Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое чтение перед сном.

Я думаю, что у моего ребенка возникли проблемы со сном из-за того, что у него прорезываются зубы. Хотя я ничем не могу ему помочь, я все равно чувствую себя виноватой, если он плачет всю ночь.

К сожалению, вы ничем не можете утешить ребенка, испытывающего сильную боль от того, что у него прорезываются зубы, тем более пытаясь это делать ночью. Оставаясь со своим ребенком во время таких приступов боли, вы приучите его к своему присутствию по ночам, и он будет требовать вас к себе еще долгое время после того, как у него появятся зубы. Боль от прорезывающихся зубов обычно мешает ребенку спать лишь несколько ночей, в то время как уверенность в том, что родители приходят, отзываясь на его плач, может остаться с ним надолго. Поэтому не подходите к ребенку и позвольте ему успокоиться самостоятельно, хотя вы можете заглянуть в его комнату, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Но если плач продолжается, посоветуйтесь с доктором, можно ли дать ребенку обезболивающее лекарство перед сном. Однако сначала убедитесь в том, что пробуждения ребенка по ночам не связаны с каким-либо заболеванием, например воспалением среднего уха, боль от которого усиливается по ночам, поскольку это лекарство может только на время снять боль, но не вылечить окончательно.

МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Мы беспокоимся из-за того, что наш ребенок только недавно начал уверенно сидеть без посторонней помощи - значительно позже, чем дети всех наших друзей.

Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети развиваются одинаковыми темпами во всех областях; большинство хорошо преуспевают в одних областях и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык малой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков моторики никак не связаны с интеллектом.

Даже если ребенок делает большинство вещей позднее своих сверстников, пока эта задержка в развитии попадает в широкий диапазон нормальности и ребенок шаг за шагом продолжает прогрессировать, то для беспокойства обычно нет ника-хих оснований. Однако если ребенок постоянно достигает основных показателей развития намного позднее других детей, следует проконсультироваться с доктором. В большинстве случаев подобная консультация позволит родителям избавиться от своих страхов. Некоторые дети медленно развиваются и при этом остаются совершенно нормальными. Порой необходимо дальнейшее наблюдение, чтобы решить, существует ли на самом деле какая-либо проблема, что, разумеется, иногда случается.

Бывает, что, несмотря на все заверения детского врача, родители все равно сомневаются. Наилучший для них выход - обратиться к специалисту по детскому развитию. Порой детский врач, осматривающий ребенка только во время коротких визитов, может не заметить симптомов отклонения в развитии, которые видят или чувствуют родители и которые сумеет выявить специалист. Консультация служит двум целям: во-первых, если опасения родителей окажутся совершенно необоснованными, они могут перестать беспокоиться из-за развития ребенка; во-вторых, если проблема на самом деле существует, раннее вмешательство может увеличить шансы ребенка полностью реализовать свой потенциал.

СТРАННЫЙ СТУЛ
Когда я сегодня меняла подгузник у своего ребенка, была по-настоящему озадачена: его стул был наполнен как бы песчинками. Но он никогда не играл в песочнице.

Именно тогда, когда вы начинаете скучать, меняя ребенку подгузники, он преподносит вам очередной сюрприз. Порой легко догадаться, из-за чего изменился цвет стула. Пугающий красный цвет? Скорее всего это лишь невинная свекла. Черные крапинки или полоски? Бананы. Маленькие черные вкрапления? Может быть, черника или изюм. Бледно-зеленые шарики? Наверное, горох. Желтые шарики? Кукуруза. Семена? Вероятно, помидоры или огурцы, из которых не полностью удалили косточки.

Поскольку ребенок пока не может тщательно пережевывать пищу, а его пищеварительный тракт еще окончательно не сформировался, то, что попадает в него, очень часто выходит наружу, почти не меняя цвет и текстуру (раздавленные, растолченные, разрезанные пополам ягоды, изюм, горох и зерна кукурузы не только легче перевариваются, но и безопаснее в таком виде для ребенка). Стул с похожими на песок вкраплениями достаточно распространен и появляется из-за того, что определенные продукты, особенно овсяная каша и груши, часто становятся похожими на песок, после того как они пройдут через пищеварительный тракт.

Странные изменения в стуле происходят не только из-за естественных компонентов рациона вашего ребенка, но и из-за тех, что синтезированы в пищевых лабораториях. Известно, что синтетические компоненты окрашивают стул в такие необычные цвета, как фосфорно-зеленый (от напитка со вкусом винограда) до шокирующего розовато-красного (от каши с ягодным запахом). Поэтому прежде чем паниковать, вспомните, что ел ваш ребенок. Если вы по-прежнему в недоумении, обратитесь к доктору.

РЕБЕНОК И ПРОГУЛКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Мы с мужем страстные велосипедисты. Безопасно ли брать с собой ребенка?

Поездки на велосипедах могут показаться прекрасным способом сочетать прогулку всей семьей с физическим упражнением, но специалисты по детской безопасности считают, что поездка на велосипеде вместе с маленьким ребенком связана со слишком большим риском. Однако, если вы все-таки решили ехать вместе с ребенком, соблюдайте следующие меры предосторожности:

не берите с собой ребенка до тех пор, пока ему не исполнится год, даже если вы очень хорошо ездите на велосипеде и ваш велосипед находится в превосходном состоянии;

не отправляетесь в поездку без велосипедных шлемов, отвечающих всем требованиям безопасности;

возите ребенка на детском велосипедном сиденье, которое защищает его ноги и руки от попадания в спицы, а также гасит удар при падении и снижает риск получения травмы при столкновении. Прежде чем отправиться в путь, убедитесь в том, что сиденье правильно установлено и ваш ребенок надежно пристегнут;

ограничьте маршруты ваших велосипедных поездок такими безопасными местами, как парки, велосипедные дорожки, тихие улицы. Избегайте загруженных магистралей, мокрых или усыпанных влажной листвой дорог. Сойдите с велосипеда при спуске с холма, на склоне торможение становится крайне трудным.

Но все же будет лучше, если ребенок останется с няней, пока вы катаетесь на велосипеде, или подождите до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы ездить рядом с вами.

Девятимесячный ребенок - это активное любознательное чадо, которое невозможно ограничить манежем. В попытках достать понравившийся предмет малыш проявляет чудеса смекалки и сообразительности. Слово «нет» он еще не воспринимает и обижается, если родители не дают ему какую-то вещь. Поэтому самое время провести ревизию в квартире и убрать все травмоопасные предметы.

Рост и вес

Первые полгода дети растут буквально по часам, добавляя каждый месяц по 2–3 см в росте и по 700–900 г в весе. После девятого месяца темпы начинают замедляться до 1,5 см и 500 г в месяц, а общие физические характеристики ребенка находятся в таких пределах:

Режим дня

СОН. Повышенная двигательная активность в течение дня «выжимает» из младенца все силы, поэтому он еще нуждается в хорошем продолжительном сне. Это 10 часов ночью и по 2 часа днем: после завтрака и после обеда. Однако, некоторые активные дети уже в 9 месяцев переходят на один дневной сон, компенсируя второй более длинным ночным - до 12 часов. Нужно приучать малыша ложиться спать в одно время, иначе ему будет трудно засыпать.

ПИТАНИЕ. Хотя меню ребенка стало весьма разнообразным за счет прикорма, от грудного молока отказываться рано, ведь на него приходится три из пяти кормлений: утром, в обед и перед сном. Малышу на искусственном вскармливании можно понемногу сокращать объем молочной смеси, давая вместо нее каши (гречка, овсянка, рис) и овощные пюре. Рекомендуется разминать овощи и отварное мясо на небольшие кусочки, чтобы стимулировать жевательный рефлекс у грудничка. Разнообразить рацион можно фруктами (яблоки, груши, бананы), сыром и детским кефиром. Давая новый продукт, нужно следить за реакцией малыша, занося любые изменения его состояния в дневник прикорма.

Нарушение пищеварения характеризуется изменением стула. При запорах рекомендуется давать грудничку тыкву, персики и сливы, естественно, без кожуры. Нормой является однократный ежедневный стул, а количество мочеиспусканий может варьироваться от 7 до 10 раз в сутки, в зависимости от питьевого и температурного режима. Замечено, что в жаркие дни частота мочеиспускания снижается.

КУПАНИЕ. Водные процедуры становятся одним из методов развития ребенка в 9 месяцев, поскольку он воспринимает купание, как игру, повторяя движения взрослых, пытаясь потереть себя мочалкой и эмоционально реагируя на брызги. Детская пена в ванночке и мыльные пузыри вызывают у крохи колоссальный восторг. Врачи рекомендуют хотя бы раз в неделю посещать с малышом бассейн, поскольку такие занятия стимулируют развитие мышц, формируют правильное дыхание и благотворно воздействуют на психическое состояние ребенка.

Достижения девятого месяца

К девятому месяцу все дети стараются активно двигаться, независимо от их массы тела. Конечно, играет роль индивидуальность, и может наблюдаться небольшая задержка развития отдельных навыков. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Физические навыки Психическое развитие
  • самостоятельно может сменить положение: сесть, лечь, привстать и стоять, держась за опору;
  • активно ползает (даже по ступенькам) и дотягивается до разных предметов;
  • легко удерживает игрушки и пробует новые вещи на вкус;
  • поворачивается корпусом в любую сторону;
  • хлопает в ладоши;
  • в ходунках может приседать и подпрыгивать;
  • долго следит за движущимися предметами;
  • развивается мелкая моторика: держит вещи несколькими пальцами, сжимает в руках предметы, рвет бумагу, пробует засунуть пальцы в разные дырочки, вытаскивает вещи из банок и коробок, кушает пальцами, снимает с себя чепчик или шапку;
  • просовывает руки в рукава, когда родители его одевают;
  • ищет упавший предмет и находит его
  • активно лепечет и тянет гласные;
  • повторяет одинаковые слоги: «ма-ма», «ба-ба», «би-би», «па-па», «дэ-дэ» и т.д.;
  • отличает в зеркале себя от других;
  • показывает на куклах части тела: нос, глазки, ротик;
  • повторяет интонацию взрослых, имитирует голоса;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • проявляет разные эмоции: веселье, радость, страх, уныние, гнев;
  • часто смеется и улыбается;
  • беспокоится, видя «чужих» и успокаивается при виде «своих»;
  • с удовольствием играет в игры и легко их запоминает;
  • требует к себе внимания и плачет, если взрослые не реагируют;
  • сердится, если у него забирают игрушку;
  • понимает, когда его ругают, и плачет;
  • осваивает жесты взрослых;
  • пытается самостоятельно кушать;
  • знает расположение комнат в квартире и их функциональность: сон, купание, еда

Главным отличием девятого месяца становится умение малыша контролировать свои действия, осознанно управлять телом, быстро и энергично двигаться.

Опасными патологическими признаками является вялость, слабость и апатия. Однако бывают и сверхвозбудимые дети, которых практически невозможно успокоить, что также становится поводом для похода к врачу. Родителей должно насторожить, если ребенок:

  1. не различает чужих и родных;
  2. не реагирует на свое имя и не проявляет эмоций к окружающим;
  3. агрессивно отталкивает руки родителей и отворачивает лицо;
  4. мало двигается и не интересуется новыми игрушками;
  5. плохо держит равновесие при сидении;
  6. не может переворачиваться на животик и не пытается ползать.

Осторожно! Активный ребенок!

В 9 месяцев детки еще не умеют ходить, но уже заставляют дом «встряхнуться». Способность ползать позволяет малышу не только покорять новые вершины, взбираясь на стульчики и подушки, но также открывать шкафчики и доставать разные предметы. Мелкая моторика развита достаточно хорошо, но силы в руках может не хватить, а потому взятая красивая ваза легко разобьется. Учитывая это, родителям надо принять меры предосторожности.

  1. Нужно убрать из поля досягаемости любые мелкие предметы: пуговицы, бусинки, монеты, конфеты и др. Малыш может взять их в рот и подавиться.
  2. Закрыть все нижние шкафчики или убрать оттуда острые, хрупкие и травмоопасные вещи: посуда, инструменты, спицы, набор для шитья и др. Вместо них можно положить полотенца, одежду или мягкие игрушки, ведь младенцу нравится копошиться в новых вещах.
  3. На кухонный стол лучше постелить клеенку, а не скатерть, поскольку малыш может очень легко за нее потянуть.
  4. Розетки надо закрыть специальными заглушками.
  5. Нужно спрятать все документы и деньги, ведь грудничок уже хорошо умеет рвать бумагу.

Чтобы максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, надо представить себя на его месте: куда бы захотелось залезть, что достать и что посмотреть? Предугадав действия активного малыша, можно легко убрать из виду все интересные, но запрещенные предметы. В целом, в течение дня ребенок с удовольствием играется кучей своих игрушек и следит за взрослыми. Поэтому можно увеличить время дневных прогулок и начинать развивать ребенка с помощью игровых методик.

Любимые игры и игрушки

Главная забава девятого месяца - это бросать игрушки и бить их друг о друга, особенно если это погремушки, издающие разные звуки. Интерес вызывают шкатулки, баночки и коробки, из которых можно доставать более мелкие предметы. Поэтому, выбирая игрушки, лучше отдать предпочтение крупным пирамидкам, матрешкам, погремушкам, мячикам, фигурам с прорезанными отверстиями, предметам с веревочками, липучкам и «говорящим» куклам. А наибольший восторг вызовет домик с тоннелем. Его можно купить или смастерить из картонных коробок.

Что касается игр, то на первом месте остается «Ку-ку» и «Ладушки». Также малышу нравится смотреть, как что-то рассыпается, поэтому, если ему соорудить башню из кубиков, он радостно ее сломает. Можно прятать от ребенка какую-то игрушку, положив ее за спину или накрыв платком, ведь такое действие вызовет активные поиски. Если во время бодрствования с ребенком будет кто-то играть: мама, папа, бабушка, старшая сестра, то он будет быстрее познавать мир. Ведь внимание со стороны взрослых стимулирует активное развитие 9 месячного ребенка.

Когда ребенку исполняется 9 месяцев, родителям кажется, что многие трудности остались позади. Действительно, малыш уже подрос и окреп, он умеет ползать и делает первые попытки самостоятельно подниматься и передвигаться, держась за опору. Некоторые даже пробуют шагать с маминой поддержкой - пусть это пока не очень у них получается, зато первое путешествие по квартире доставляет огромное удовольствие.

Малыш в 9 месяцев: рост и вес

Итак, первые 8 месяцев позади. С какими же показателями дети встречают 9 месяц жизни? В среднем, рост маленького человечка на данном этапе составляет от 70 до 72 см, вес – от 8,5 до 9 кг. В течение 9 месяца его рост увеличится еще на 1,5-2 см, а вес – на 400-500 г. Согласно норме, рост и вес малыша на пороге 10 месяца составляет 72-74 см и 9-9,5 кг.

Педиатры определяют средние показатели, однако это совсем не значит, что малыш, недобравший 1-1,5 кг или набравший чуть больше, развивается неправильно. Развитие каждого ребенка индивидуально, если он здоров, весел и активен, то колебания 0,5-1 кг в весе и 2-4 см в росте вполне допустимы. Подтвердить или развеять опасения родителей по поводу темпов развития малыша сможет педиатр, когда придет время планового осмотра.

Рост и вес малыша являются индивидуальными показателеми, поэтому паниковать при обнаружении незначительных отклонений не стоит. Подтвердить наличие патологии может исключительно педиатр

Психическая сфера: развитие важнейших навыков

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Малыш к началу 9-го месяца осваивает целый ряд важнейших навыков: двигательных, речевых, сенсорных, интеллектуальных - они оказывают огромное влияние на его дальнейшее развитие. Среди основных сенсорно-моторных навыков, которые должен иметь ребенок на данном этапе, можно выделить следующие:

  • ребенок умеет двумя ручками брать игрушку и приближать ее к себе;
  • небольшие предметы малыш может брать одной ручкой, предметы побольше – двумя;
  • взяв в обе ручки по игрушке, активно играет с ними;
  • ползает, держа одной ручкой небольшой предмет;
  • может хлопать в ладошки;
  • держась за мамину руку, стоит;
  • ползая, умеет разворачиваться назад.

Большое удовольствие ребенку в возрасте 9-10 месяцев доставляют игры, в процессе которых развиваются следующие интеллектуальные навыки:

  • ребенок запоминает игры, в которые уже играли с ним;
  • если игра ему не нравится или надоела, теряет к ней интерес;
  • в процессе игры выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слова, такие, как: «мама», «дай», «ам» и другие;
  • появляется страх большого пространства и высоты.

Для полноценного развития детей в 9 месяцев огромное значение имеет общение с окружающими, причем не только с мамой, папой или бабушкой, но и с другими детьми. Чем больше малыш будет активно разговаривать, тем быстрее у него сформируются речевые навыки.


Значимым результатом социальной активности ребенка становится умение логически подбирать игрушки, привносить в игровой процесс немного выдумки

Также это помогает освоить такие социальные умения:

  • с удовольствием играет рядом с родителями;
  • повторяет поведение и проявляет такие же эмоции, как и другие детки: к примеру, если кто-то из детей начинает плакать, малыш может составить ему компанию, не имея никакого повода;
  • огромное внимание уделяет выбору игрушки;
  • копирует звуки - смех, чихание, кашель и другие;
  • может сам начать новую игру и пытается привлечь к ней того, кто находится рядом;
  • реагирует на просьбу взрослых повторить то или иное действие.

Если у родителей возникают сомнения по поводу того, насколько полноценно развивается их ребенок в 9 месяцев, стоит обратить внимание на специальный тест. Этот тест либо развеет их сомнения, либо подскажет, что необходимо посоветоваться с детским доктором.

Тест на развитие 9-месячного малыша

  • малыш уверенно сидит, хорошо ползает, делает попытки вставать, держит двумя ручками чашку, берет мелкие предметы двумя пальчиками;
  • поворачивается сидя, чтобы достать лежащую сбоку игрушку;
  • пытается достать игрушку в положении лежа на животе;
  • повторяет за мамой и папой простые действия: если взрослые покажут ему, как стучать палочками, малыш сможет это выполнить;
  • крепко удерживает игрушку и тянет к себе при попытке отнять ее;
  • речь малыша должна включать в себя повторяющиеся слоги;
  • ребенок узнает близких, с опаской реагирует на посторонних, откликается на свое имя.

Ребенок в 9-месячном возрасте спокойно находится в одном помещении с родственниками, а вот чужих людей боится или опасается - это норма

Распорядок дня 9-месячного малыша

Очень важно соблюдать строгий распорядок дня - это помогает ребенку, которому исполнилось 9 месяцев, привыкнуть к повторяющейся каждый день смене действий. Мама при соблюдении режима сможет организовать свой день так, чтобы успеть сделать все необходимое и немного отдохнуть. Как и в 8 месяцев, у девятимесячного грудничка сон чередуется с кормлением и играми. Он по-прежнему спит дважды в сутки по 2-2,5 часа, причем один раз на свежем воздухе. Ночью продолжительность сна составляет 11-11,5 часов.

Не стоит забывать и о прогулках на улице. Гулять нужно в любое время года трижды в день, если температура воздуха не ниже -15 С и не выше +30 С. Летом на свежем воздухе можно гулять от 3 до 3,5 часов, зимой – 2-2,5. Важно помнить и том, что сон на улице очень полезен для деток.

Если малыш отказывается спать днем дважды, можно укладывать его один раз, но сон в этом случае будет более продолжительным. Доктор Комаровский утверждает, что четко обозначить временные рамки дневного сна 9-10-месячного малыша очень сложно, поскольку у каждого режим дня свой. Главное, чтобы длительность сна была не меньше 2-2,5 часов. Норма ночного сна ребенка в 9 месяцев составляет 10-12 часов, при этом спит малыш крепче, что дает возможность отдохнуть и родителям (рекомендуем прочитать: ).

В 9-10 месяцев необходимости в ежедневном купании уже нет - это можно делать через день. Воду для купания нужно подогревать до +34 С, температура воздуха должна быть около 20-21 С. Продолжительность купания составляет 10-20 минут. Выполнив гигиенические процедуры, нужно перейти к обливанию, вода для которого должна быть 32 С, то есть чуть прохладнее.


Сон до сих пор занимает значительную часть суток в режиме ребенка. Отдыхать днем ребенку обязательно, потому что во время периодов активности он сильно утомляется

Закаливающие процедуры

Большую пользу для здоровья малыша приносят и закаливающие процедуры. Ребенку, которому исполнилось 9 месяцев, необходимы ежедневные воздушные ванны, влажные обтирания, а также гимнастика и массаж (рекомендуем прочитать: ). Комплекс упражнений довольно прост, поэтому не требует особых усилий и не занимает много времени:

  • круговые движения руками;
  • сгибание-разгибание ног вначале вместе, затем поочередно;
  • имитация ползания;
  • поочередное сгибание-разгибание рук, при этом мама держит малыша за пальчики;
  • массаж спинки и животика;
  • имитация бега;
  • поднятие выпрямленных ножек и другие.

Как советует доктор Комаровский, такие упражнения необходимо делать ежедневно по 10 минут, выполняя каждое по 5-7 раз. Обучающее видео поможет родителям овладеть техникой выполнения гимнастических упражнений и массажа.

Оптимальная температура для ежедневных воздушных ванн в помещении – 18-19 С, на свежем воздухе – 22-23 С. Длительность – около 30 минут. Переодевая малыша, можно сделать 5-6-минутную паузу для кратковременной воздушной ванны.

Режим питания малыша

Здоровье малыша во многом зависит от полноценного сбалансированного питания. Каждый новый продукт, который вводится в его рацион, необходимо согласовывать с детским доктором. Ежедневное меню должно включать в себя, помимо маминого молока или молочной смеси, овощные, фруктовые и мясные пюре, молочную кашу, яичный желток, нежирный творожок и свежие соки. Чтобы исключить аллергическую реакцию на тот или иной новый продукт, нужна консультация доктора.

Необходимо также придерживаться строгого режима питания. В 9 месяцев ребенку достаточно пяти кормлений каждые 4 часа, начиная с 06.00. Таблица, приведенная ниже, поможет родителям определиться с продуктами и блюдами, выяснить их норму для 9-месячного малыша.

Согласно таблице, грудное молоко или молочная смесь должны присутствовать в меню малыша четыре раза в день. Очень важно добавлять в ежедневный рацион пюре и сок из фруктов. Не стоит забывать о том, что у маленького члена семьи должна быть личная посуда, а перед кормлением необходимо повязать слюнявчик. Чтобы малыш учился кушать самостоятельно, можно вложить ему в ручку ложку или кусочек хлеба. Понятно, что об аккуратности в такой ситуации говорить не стоит, но именно так, каждый день получая новые навыки, маленький человечек растет и полноценно развивается.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!