Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что такое анима и анимус в психологии. Главные архетипы психики: Анима

Анима и анимус – архетипы коллективного бессознательного. Термины «коллективное бессознательное», «архетипы», как и названия последних, были введены Карлом Густавом Юнгом. Для того чтобы разобраться с понятием архетипа, нужно окунуться в аналитическую психологию.

История понятия «бессознательное» уходит ко временам расцвета человеческой мысли, но первым, кто начал его пристальное изучение, был отец психоанализа – . Открытие роли бессознательного в обычной жизни человека считается одним из важнейших достижений психологии.

Бессознательное – это те мотивы, желания, стремления, страхи и другие процессы и явления, которые нами не осознаются. Как показал Фрейд, они могут существенно влиять на нашу жизнь, иногда превращая её в ад.

Коллективное бессознательное и первичный образ

Если Фрейд выделял бессознательное как неосознаваемую область психики, в которой обитают личные стремления, желания, страхи, воспоминания, связанные с индивидуальной историей личности, то впервые заговорил о коллективном бессознательном. В процессе анализа психоаналитики сталкивались с явлениями, которые нельзя было объяснить опытом отдельно взятого человека.

Образы и мотивы, присущие древним культурам, с которыми не мог быть знаком этот человек, вдруг оказывались в его снах или фантазиях. Как же они туда попали? Да и почему различные культуры из века в век, не вступая в прямое взаимодействие, оперировали сходными образами практически одинакового содержания?

Отвечая на этот вопрос, Юнг и ввел понятие «коллективное бессознательное», выделив в психике область, в которой находятся элементы, свойственные всем людям в целом, – производные всей истории человечества, идентичные у каждого из нас.

Элементы, которые находятся в этой области, он назвал или исконными образами. Если попытаться сказать просто, то архетипы – это формы психических содержаний, представления, наполненные энергией, которые закрепились в психике в процессе жизни всего человеческого рода от начала времен и влияют на восприятие человеком реальности, его воображение и мышление. Юнг утверждал, что каждый индивид, какого бы высокого уровня развития он ни достиг, в более глубоких слоях психики содержит все того же архаичного человека.

Итак, мышление, восприятие и воображение регулируются отчасти архетипами. И одними из главных архетипов, оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека, стали Анима и Анимус.

Важность образов

Анимус и Анима – сосредоточивающие все, что не соотносится с сознательным образом «я» как мужчины или женщины, – становятся мостом между бессознательным и сознательным. Анима открывает для мужчины путь к туманному, фантазийному, интуитивному, пассивному, к умению наблюдать и делать выводы без достаточных оснований, руководствуясь дымкой предчувствий.

Анимус женщину ведет к точности, знанию, методичности, ясности, активности, пониманию смысла, тщательному анализу. Юнг подчеркивал важность осознания архетипов Анимы и Анимуса. Они обладают большой энергией, поэтому сознательность позволяет использовать её, но если никакого контакта между архетипом и человеком нет, то эта сила бесконтрольна и начинает действовать хаотично внутри бессознательного, подавляя разум.

По предположению Юнга, которое он формулирует в сочинении «Архетип и символ», Анимус – это психическая сущность, проявляющаяся в зависимости от суммы мужских генов в теле женщины. Аналогичная природа и у Анимы в мужчине. Мужчины и женщины отличаются тем, какой набор хромосом представлен в их клетках (у мужчины – XY, у женщины – ХХ). Различие в генах ведет, в частности, к различию в гормональной системе, но не кардинальному, а лишь количественному, что влияет на:

  • Особенности эмоционального поведения.
  • По мнению некоторых неврологов, на развитие мозга (тестостерон, который начинает вырабатываться у мальчиков еще в утробе матери, по их предположениям, стимулирует рост левого полушария, замедляя развитие правого).

В целом, если взять случайно женщину и мужчину из толпы, они не обязательно будут являться выразителями своей половой роли в поведении – фемининность и маскулинность варьируются от человека к человеку. Мужчина может вести себя нежно и заботливо или взбалмошно и истерично, что часто приписывают женщинам, а женщина может быть волевой и страстной натурой или жесткой и деспотичной, что опять же приписывают «типичным» образам хорошего или плохого мужчины.

Коллективное бессознательное в женщине приобретает образ мужчины – Анимуса – и поддерживается теми качествами, которые возникают от её внутренней маскулинности. Фигура, которая играет женскую роль в мужчине, – Анима. Юнг полагал, что эти образы являются суммой всего опыта мужчины и женщины соответственно. Коллективное бессознательное содержит информацию о том, как, каким образом были прожиты жизни представителей разных полов, их характерные, наиболее существенные черты впечатываются в архетипы. Анима и Анимус – выразители всех прошлых женщин и мужчин.

Кроме того, есть еще влияние значимых взрослых, на которых впервые происходит проекция Анимы и Анимуса. После этапа идентификации с родителями архетипы открепляются от родительских фигур, которые, впрочем, оседают в самом архетипе и продолжают оказывать влияние на выбор детей.

Пока мы не интегрировали наших бессознательных «двойников» противоположного пола, мы не достигнем целостности, не сможем проявить все лучшее, что в нас уже заложено. В сказках, фильмах, сериалах – везде обыгрывается мотив «дополнения», будто человек — это половинка, которая нуждается в другой половинке, чтобы стать целым и полноценным. Юнг же утверждал, что мы любим в других уже существующих в нас «двойников», мы их проецируем. Архетипы и есть те, с кем нам действительно нужно соединиться, чтобы стать целыми.

Первичные образы

Если вы – женщина и в снах в детстве видели преследования и угрозы от безликих мужчин, то это был именно Анимус. По мере взросления начинают проявляться его положительные стороны. В снах мы уже уверенные в себе, самодостаточные, сильные, яркие, смелые, воодушевленные – это тоже Анимус, и как тоскливо бывает проснуться без его света, сталкиваясь один на один с реальностью.

Анимус – первообраз мужчины в психической жизни женщины, творческая и производительная сила, разум и дух. Может находиться на четырех этапах развития:

  • Олицетворение власти и силы.
  • Деловитость, планирование, .
  • Ораторство, умение владеть словом.
  • Воплощение смысла, катализатор глубокого погружения в размышления и знания.

Стадии соответствуют разным уровням развития талантов женщины и влияют на все аспекты её жизни. Проекция осуществляется на те фигуры, что подходят под образ, который в данный момент имеет её архетип. Молодая женщина восхищается спортсменами, легендарными героями и т.д. Чуть выше – люди инициативные, увлеченные, творящие.

Дальше начинается интеллектуальная стезя, слово и смысл – проекция осуществляется на профессоров, наставников, на тех, кем женщина может восхищаться в интеллектуальном плане. (Посмотрите на то, кем восхищается женщина, и станет ясно, на каком этапе находится её архетип!)

Когда интеграция не состоялась, Анимус в жизни женщины может проявляться как вздорность, самоуверенность, властность, подавляя фемининность. Если женщина знает ответ абсолютно на все, не дает себе времени подумать, не считается с мнениями других, ей стоит задуматься о том, чтобы наладить диалог со своим архетипом.

Для этого придется постараться разделить личные реакции и те, что поднимаются откуда-то из глубины и к актуальному или индивидуальному опыту вообще не имеют отношения. Последние – реакции Анимуса.

Успешная интеграция характеризуется гармоничным восприятием себя, других людей и мира. Женщина открыта, дружелюбна, активна, обладает энергией, смелостью, задором и умеет защищать свои границы, но уважает границы других людей.

Основная проблема в жизни многих женщин – провести подобную интеграцию, чтобы силы Анимуса можно было пустить на развитие и раскрытие своего потенциала. Если энергия архетипа не используется, психологический потрет личности становится все более тусклым, а её внутренняя жизнь путается и теряется, обрастает неврозами и всяческими проблемами.

Женщина в мужчине

Анима – символ женщины в психике мужчины, соединение чувств, влияющих на понимание мира. У Анимы есть четыре уровня развития.

1. Ева. Характеризуется теплом и заботой при отсутствующем стремлении к духовному росту.

2. Елена. Совершенная, прекрасная, но притягивает как недосягаемый образ, а не реальный человек.

3. Мария. Невинность, непорочность, милосердие, доброта.

4. София. Мудрость, сознательность. Будучи интегрированным, архетип позволяет мужчине свободно творить, создавать и радоваться без желания превзойти или покорить кого-то.

Первый этап соответствует восприятию мужчиной женщины как объекта сексуального желания. Второй – образ женщины дополняется способностью к успеху, самодостаточностью, умом, проницательностью, но отсутствием добродетельности.

Образ Марии соответствует христианскому пониманию Девы Марии, добродетельной, человечной. И на завершающем этапе развития Анима предстает в образе Софии – женщины рассматриваются мужчиной как равные, отдельные от него лица, обладающие и положительными, и отрицательными качествами.

Благодаря становлению архетипа в себе он сам становится полнее, богаче, лучше, видит дальше и больше, осознает скрытое и находит ответы там, где раньше бы развел руками в силу отказа от интуиции, блуждания и воображения. Впрочем, могут быть и негативные последствия: так, при отождествлении с архетипом Анима изнеживает характер мужчины, он становится раздражительным, тщеславным, капризным. Утрата Анимы – безжизненность, отсутствие доброты, понимания, безответственность и косность.

Любовь и проекции

По мысли Юнга, сильное влечение к противоположному полу объясняется архетипами. В «Душе и мифе» он говорит о том, что женская часть мужчины переносится на женщин, с которыми он строит романтические отношения, как и мужская часть женского бессознательного становится образом, проецируемым на мужчину.

Анима и Анимус в виде проекций становятся причинами того, что мы влюбляемся в людей, которых совершенно не знаем. То, что мужчина или женщина говорят о внутреннем мире партнера, обычно основывается на проекции, поэтому является ложным.

Сама проекция осуществляется полностью тогда, когда человек сильно влюблен в партнера. У более холодного проекция не осуществилась, образ партнера однозначен и прост, так как архетипы многосторонние и очень глубокие, они просто не заполняются «простотой», остаются висеть в воздухе.

Какая женщина сможет вынести проекцию образа Анимы? Анимы, которая пленяет мужчину и тянет к себе? Образ женщины должен быть многогранен, загадочен, игрив, он не может быть определен до конца.

Юнг проводит явную параллель с образом, данным в манускриптах Наг-Хамманди: «Я первая и последняя, я чтимая и я хулимая, я блудница и я святая», — который вмещает в себя все: хаос и порядок, святость и блуд, добро и зло, знание и незнание, начало и конец.

Мужчина, на которого прекрасно ляжет образ Анимуса, тоже должен быть не до конца понятен другим. Если в его слова можно вложить что-то еще, какие-то другие смыслы, если он противоречит миру, является неоднозначным героем, то проекция Анимуса придется ему впору.

Проекции могут помочь человеку проявиться, осознать архетип и стать глубже, полнее, интегрировать эти силы и направить их на свое развитие. Раскрытие творческого потенциала, интеллектуальный и духовный рост, гармоничные отношения и жизнь – все это могут обеспечить архетипы. И они же могут поработить, выпить до дна, бросить человека в объятия хаоса, поэтому их важно осознавать и понимать. Автор: Екатерина Волкова

Духовным центром каждого мужчины, - и узнали, как может повлиять на жизнь этот базовый архетип. Пришло время поговорить о второй его половине - Анимусе, как назвал «сердцевину» женского бессознательного Карл Густав Юнг. Психолог предупреждает, что это невидимое существо не менее коварное и порой даже более опасное…


Как Анимус проявляет себя?

Итак, если у мужчин Анима управляет чувствами, то её близнец Анимус в женщинах руководит проницательностью, самопознанием и способностью взвешивать обстоятельства. Нельзя сказать в прямом смысле, что Анимус - это полноценная «мужская половина» женщины, поскольку архетип является лишь психическим отпечатком других мужчин в психике. Этот отпечаток не имеет возможности изменяться или развиваться по своему усмотрению, как это происходит у мужчин, а его влияние не подчиняется разуму. Точно так же присутствие Анимы в норме не делает мужчин женоподобными, а лишь позволяет приспосабливаться к своему «типу» женщин.

Анимус формируется у девочек в раннем детстве - как в ходе контактов с мужчинами, так и под влиянием идей, общественной морали и т.д. Так что если Анима была обобщённым, но всё же единым образом женщины, то Анимус является скорее «собирательной персоной» из многих источников. Поэтому-то мужчины чувствуют, влюбляются, впадают в полное отчаяние и даже лишают себя жизни из-за несчастной любви, а женщины - пусть даже бессознательно - рассуждают, оценивают перспективы и сравнивают кандидатов. Читая Юнга, невольно задаёшься вопросом: кто же на самом деле «слабый пол»? И кто, простите, рождён быть «пушечным мясом» Купидона?..

У каждой женщины складывается свой «образец» мужчины: бодрый отец многодетного семейства, недоступный интеллигент с книгой, всеобщий герой и любимец, очаровательный подлец с колючим подбородком и т.д. Впоследствии Анимус проецируется на других мужчин, и в случае совпадения возникает симпатия к определённому человеку.

Однако воображение склонно дорисовывать недостающие детали, а мужчина в действительности может соответствовать «эталону» лишь отчасти - так что разочарование практически неизбежно. «Годные для проекции Анимуса мужчины - это либо живые копии Господа Бога, знающие правильные ответы на все вопросы, либо непризнанные реформаторы, имеющие в своем распоряжении запас ходовых слов…» - с явной грустинкой и сарказмом пишет Юнг. Впрочем, это не означает, что разочарование обязательно приведёт к краху отношений - просто их придётся заново перекраивать.

Тёмная сторона Луны

Безнаказанный мужской сексизм и ранние «цветочки» феминизма - таким был мир во времена Карла Густава. С одной стороны, нужно учитывать дух эпохи, но с другой… сможет ли кто-то опровергнуть следующие мнения основателя аналитической психологии? Давайте попробуем разобраться, не навлекая на себя гнев прекрасной половины читателей.

«Если Анима производит настроения, то Анимус - мнения. И как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса очень часто имеют характер солидных убеждений, поколебать которые нелегко, или принципов, которые якобы неприкосновенно общеобязательны. В действительности же эти мнения берутся уже законченными и готовыми, и женщине даже в голову не приходит сомневаться в них», - считает Юнг. Что ж, «я вам не скажу за всю Одессу - вся Одесса очень велика», но… когда годами выполняешь роль «жилетки» для знакомых барышень, такое мнение иногда напрашивается как-то само собой. И всё же, вопреки личным наблюдениям, хочется верить, что это справедливо не для всех женщин.

Слабый или недоразвитый Анимус не принесёт ничего хорошего: в случае пренебрежения им женщина становится доверчивой к устойчивым общественным убеждениям и магическому мышлению. Негативный Анимус, подобно Аниме, может представлять реального мужчину в неверном свете, заставляя женщину ревновать, искать улики - и не верить даже не смотря на их отсутствие. При этом Фурия сама не может объяснить, почему она так уверена в наличие «любовного треугольника».

Идентификация с Анимусом - то есть отказ от других составных частей своего «Я» и отождествление себя с бессознательным архетипом - делает женщину бессмысленно упрямой, самоуверенной, догматичной, фанатичной, негибкой, любящей спорить, раздавать указания и считающей, что она всегда и во всём права (особенно в случае, когда мужчина слишком мягок с избранницей). Это делает её не только совсем не женственной, но порой даже физически фригидной. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье.

«Как женщине часто бывают понятными вещи, до которых мужчине еще долго брести в потемках, так же, естественным образом, и у мужчин есть сферы опыта, которые мало интересуют женщину - обширные области торговли, политики, техники… Личностные отношения, как правило, для нее важнее и интереснее. Она обладает детально разработанной их осознанностью, бесконечная нюансировка которых от мужчин, как правило, ускользает», - говорит Юнг о дамах своего времени. И хотя сегодня многие бизнес-леди занимаются коммерцией и наукой, а многие мужчины - дизайном или флористикой… Всё же мужчины по-прежнему как огня боятся фразы «милый, нам нужно поговорить», а женщины всё ещё зевают, слушая подробный рассказ о починке карбюратора или состоянии биржи. Но что, если Анимус начинает «перевешивать», лишая женщину возможности строить отношения - в чём она обычно мастерица?

Юнг считает, что у интеллектуальных женщин доминирующий Анимус может проявляться ещё и в форме склонности к аргументированию и запутанным рассуждениям, которые могли бы быть критичными - однако чаще всего зацикливаются на неважных мелочах и от этого теряют глубинный смысл. Вероятно, стоит вспомнить простой эволюционный факт: мужчины привыкли мыслить в масштабе, а женщины совершенствовали детали, как бы придавая тонкую «огранку» идеям-булыжникам. Выходит, если гармония мужского и женского в человеке нарушена, это не может не повлиять не результат?..

«Такие психические изменения пола зиждутся исключительно на том, что функция, относящаяся к внутреннему миру, оборачивается наружу», - поясняет Юнг. Психолог убеждён, что до тех пор, пока человек не научится отличать себя самого от влияния Анимы, Анимуса, Эго, Маски-персоны и других «персонифицированных комплексов», их даже можно рассматривать не как психические функции, а как относительно самостоятельные личности. Вот почему «одержимая» Анимусом женщина производит такое впечатление, будто она стала вообще другим человеком. К счастью, с помощью опытного психоаналитика всё же можно «сместить полюса» обратно на свои места - да и попытка ведь не пытка.

АНИМА

АНИМА, АНИМУС (лат. anima - душа и animus - дух) - понятия, выражающие в древнегреческой культуре феномен духовного; выступало этапами эволюции осмысления последнего: если анима (душа) неотделима от своего телесного носителя, то анимус (дух) обладает статусом автономии. Переосмыслены в аналитической психологии Юнга, обозначая наследуемые бессознательные, архетипические многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус). По Юнгу, как надындивидуальные образы, анима и анимус действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской и мужской природы и обладают личностным характером. В общем, анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а анимус являет собой неопределенно многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчин». По Юнгу, анима и анимус первоначально скрываются под маской родительского образа и проявляются незавуалированно с наступлением половой зрелости. Эти бессознательные образы проецируются на фигуру любимого человека и являются одной из причин ее страстной привлекательности. Как персонифицированные компоненты психики, анима и анимус обеспечивают связь человека с жизнью и вовлечение в ее процесс.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "АНИМА" в других словарях:

    Анимато, нареч … Русское словесное ударение

    Сущ., кол во синонимов: 1 архетип (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    анима - Согласно К. Г. Юнгу женское начало. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    АНИМА - (Anima; Anima) [лат. «душа»] бессознательная, женская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости). Анима являет принцип Эроса, так как… … Словарь по аналитической психологии

    Анима - (лат. «душа») – идеальная женская душа, которую юноша образует в своем подсознании. См. и ср. анимус. Через понятие анима объясняют возникновение образа сирен. По интерпретации психоаналистов, образ Спящей Красавицы в сказке – анима. В сказке… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (лат. anima душа) компонент психики, выполняющий, согласно концепции К. Юнга, функцию связи между сознанием и бессознательным; термин используется в теории психоанализа … Большой медицинский словарь

Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий Зеленский Валерий Всеволодович

Анима - Анимус

Анима - Анимус

Продолжая тему предыдущей главы и возвращаясь к упомянутому выше различению личностного и коллективного, следует указать, что между ними располагается психическая структура, связывающая эти уровни и умеющая быть одновременно и там, и тут. Имеются в виду Анима у мужчин и Анимусу женщин. Анима представляет автономное психическое содержание в мужской личности, которое условно можно назвать «внутренней женщиной» в мужчине. Анима психически воспроизводит женское начало у мужчины и символически представлена женской фигурой - галереей образов от проститутки и совратительницы до мудрой святой (София), духовной наставницы. Женское начало персонифицируется в принципе Эроса, относящемся к любви и родственным узам. Мужская влюбленность как состояние есть проекция Анимы. Совмещение Эго и Анимы делает мужчину женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым. Мужчина начинает вести себя как находящаяся в подчинении, чувствующая себя неполноценной женщина. В таких случаях можно говорить об одержимости Анимой. Эти состояния приводят к психическому параличу, неспособности к самостоятельному поведению человека, сведенного до положения «шелкового мальчика». Вероятнее всего, можно ожидать появления такого состояния у мужчины в отношениях с женщиной, эмоциональные отношения с которой весьма запутанны. В реальной жизни это чаще всего происходит с собственной женой. Полноценное психологическое развитие Анимы позволяет мужчине глубоко осознать и осмыслить природу человеческих взаимоотношений и обеспечивает ему возможность проникать в глубинные уровни психического, в его архетипические слои.

Соответственно Анимус представляет мужские психические элементы в психологии женщин. Символически это выражено рядом мужских фигур, начиная от страшного насильника, сексуального маньяка, терроризирующего свою жертву, до святого, пронизанного светом радости и доброты. Персонификация мужского начала в женской природе носит название Логоса, представляющего способность к осознанию, рефлексии, постижению разумом. В сумме это составляет рациональное начало, тогда как Анима есть начало эмоциональное. Возникновение чувства любви у женщины аналогичным образом обязано проекции Анимуса. Субъективная идентификация Эго с Анимусом приводит к утрате женщиной контакта с ее женской природой и к тому, что она начинает себя вести как неполноценный мужчина. Женщина в этом состоянии становится более жесткой, более агрессивной и самоуверенной. Одержимость Анимусом заставляет женщину проявлять больший интерес к власти, к обладанию, нежели поддерживать взаимоотношения или родственные связи. В этом случае она начинает утрачивать в себе качества жены, матери, бабушки. Как и в случае с мужской Анимой, Анимус чаще всего обнаруживается в связи с эмоционально значимым мужчиной, в частности с мужем. Различные в своих проявлениях Анима и Анимус в целом имеют одинаковые характеристики и весьма сходны друг с другом. Они также испытывают взаимное влечение друг к другу - малейшее свидетельство одного тотчас же вызывает проявление другого у партнера. Зрелый и хорошо развитый Анимус - весьма ценный психический компонент, позволяющий женщине действовать более разумно и целенаправленно, более соответствовать Аниме мужчины. Сходным образом здесь обеспечиваются возможности проникновения в архетипи-ческие пласты психики.

Открытие Юнгом Анимы/Анимуса как архетипа коллективного бессознательного продолжает оставаться важным вкладом в копилку человеческого знания, и определенно одним из самых творческих. Появлением и развитием этой идеи в аналитической психологии Юнг обязан прежде всего своей бывшей пациентке, а в дальнейшем ассистентке и конфиденту, российскому психоаналитику Сабине Шпильрейн, которая выдвинула идею Анимы - Анимуса в своих работах. Из своей клинической практики, личных (семейных) переживаний, наблюдений над собой Юнг сделал вывод о том, что под его мужской сознательной внешностью в скрытой толще психического залегает бессознательная женская составляющая с ее собственным характером и своими специфическими способами действия. Юнг видел, что эта более мягкая, теплая, более эмоциональная и духовная сторона, скрытая под сознательной маскулинностью мужчины, обладает своего рода автономностью и своеобразной внутренней логикой и представляет себя чем-то вроде внутренней женщины, в особенности в снах, фантазиях и проекциях, и эта сторона мужчины действительно принимает символическую форму женщины. Прежде всего Юнг, как он сам описывает это в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления», наблюдал в своей матери (и соответственно в других женщинах тоже) две личности. Первая была обычной, повседневной женской натурой, в то время как вторая выглядела более таинственной, хотя и вполне реальной личностью. Она обладала сходством с бессознательной мужской стороной ее сознательной женственности, стороной с такими чертами и качествами поведения, которые, как правило, приписывались мужчинам: безжалостность, рациональность, властность и нечто вроде непоколебимого борца, самоуверенного, упрямого, что выглядело весьма странно на фоне ее обычной материнской внешности.

Поскольку эти субличности существовали на бессознательном уровне и в юнговском представлении выглядели универсальными, то Юнг и посчитал их архетипами коллективного бессознательного. Взятая вместе, эта пара контрсексуальных архетипов представлена в виде символических форм восприятия и поведения, которые в рамках индивидуальной психики репрезентированы фигурами противоположного пола. Поскольку бессознательное - феминное или маскулинное, представленное Анимой или Анимусом, - как правило, плохо развито, то Юнг обычно рассуждал об Аниме как о подчиненной женственности У мужчины и об Анимусе как о подчиненной маскулинности у женщины, употребляя слово «подчиненный» в двояком смысле: нахождения под чьей-либо сознательной личностью и неполного (несовершенного) функционирования.

Несмотря на двойственность подчиненности, эти контрсексуальные архетипы выступили у Юнга в роли проводника в бессознательное, посредника между Эго и внутренней Жизнью, призывающего и направляющего человека к более глубокому пониманию его бессознательного мира. Свидетельства этой посреднической функции или миссии Анимы и Анимуса Юнг обнаружил в снах своих пациентов, в которых фигуры Анимы - Анимуса регулярно выступают в роли спутников и помощников сновидца, что также находит свое отражение в бесчисленных фольклорных произведениях и образцах классической литературы, в которых персонаж противоположного пола, другой, ведет героя или героиню к цели до самого конца всей истории. Другие свидетельства относительно Анимы и Анимуса, обнаруженные Юнгом, заключаются в том, что некоторые индивиды склонны к отождествлению себя с этими архетипами. Иначе говоря, Ани-ма/Анимус - одержимые люди, скажем, мужчины, ведущие себя как легко поддающиеся переменам настроения, истеричные женщины, или женщины, одержимые традиционным мужским духом болезненной воли и жаждой власти. В то же время другие индивиды склонны прежде всего проецировать эти внутренние фигуры на идеализированных представителей противоположного пола: мужчины - наделяя своих подруг или жен возвышенным образом Мадонны, а женщины - постоянно выискивая своего благородного принца во всем блеске его одежд.

Отсюда представление об Аниме и Анимусе оказывается наиболее важным среди юнговских понятий в том смысле, что оно дает возможность объяснения явлений, которые иначе весьма трудно понять. Если бы человек противоположного пола был фактически совершенно другим, непохожим, то что могло бы тогда стать причиной такого вечного и неизбывного притяжения к нему? Не оказывается ли, что человек противоположного пола представляет нечто незавершенное, нечто такое, что должно быть узнано и пережито внутри самого себя в качестве внутренней фигуры, стремящейся к завершенности и родству? Юнг воспринимал Аниму и Анимус сквозь ограничительную призму тех стереотипных образцов маскулинности и феминности, которые были характерны для начала XXвека. Сегодня представления о мужском и женском как культурном типе во многом изменились, расширились и даже в некоторой степени стали более смешанными или перепутанными. Существует достаточно пестрый разброс мнений относительно мужского и женского и среди аналитиков-юнгиан-цев. Вот типичные вопросы, возникающие в профессиональном кругу юнгианцев: всегда ли Анима представляет женское начало, а Анимус - мужское; всегда ли Анима олицетворена мужским Эросом, а Анимус - мужским Логосом; каким образом символические проявления архетипа, особенно социальные роли и стереотипы мужчин и женщин, формируются культурой? Открытие и артикуляция Юнгом этих контрсексуальных архетипов поднимает все эти вопросы, не давая на них исчерпывающего ответа, так что Анима и Анимус продолжают оставаться одними из наиболее будоражащих юнговских понятий, хотя и весьма хорошо изученных.

Особая манера, в которой Юнг употреблял понятия «Анима» и «Анимус» в своих ранних работах, связана с самими лингвистическими корнями этих слов: Анима и Анимус как душевный образ, внутренняя персонификация индивидуальной психики, а не просто феминная или маскулинная составляющая жизни того или иного индивида. Такое использование этих терминов позволяет уточнить психологическое значение Анимы - Анимуса, так как оно связывает вместе различные нити этой архетипической констелляции: душа как посредник между самостью и Эго, между мной и другим; душа как неистощимый источник подлинного родства, связности и творческой силы; душа как источник нашей идентичности и осуществимости.

Кроме предлагаемых работ Юнга на эту тему, рекомендую познакомиться и с некоторыми материалами его ближайших последователей - современных авторов. В частности, с исследованием Хиллмана об Аниме, которое на самом деле представляет собой три работы, включая обширное эссе о различных аспектах Анимы, сопровождаемое высказываниями из юнговских работ, и примечания, одновременно выступающие и как библиография.

Литература

Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение // Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995. С. 209–224.

Юнг К. Г. Двойственная мать // Юнг К. Г. Символы трансформации.-

М., 2000. С. 310–389.

Юнг К. Г. Душа // Юнг К. Г. Психологические типы. - М.; СПб., 1995. Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // Юнг К. Г. Йога

и Запад. - Львов, 1994. С. 136–141. Юнг К. Г. Король и королева // Юнг К. Г. Психология переноса.-

СПб., 1998. С. 223–245. Юнг К. Г. Об архетипе и в особенности о понятии Анима // Юнг К. Г.

Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. С. 17–30. Юнг К. Г. Отношение между Эго и бессознательным // Юнг К. Г.

Психология бессознательного. - М., 1994. С. 253–281. Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К. Г.

Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. С. 30–50. Юнг К. Г. Психологические типы. - М.; СПб., 1995. § 702–710. Юнг К. Г. Психология и религия // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.,

1991. С. 131–173. Юнг К. Г. Сизигия: Анима и Анимус // Юнг К. Г. AION. - М.; Киев,1997. § 20–42.

ВгиппегС. Anima as Fate. - Spring Publications, 1986.HillmanJ. Anima: The Anatomy of a Personified Notion. - Spring Publications, 1985.

JungE. Anima and Animus. - New York, 1957. SanfordJ. The Invisible Partners.- NewYork, 1980.

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Анимус Юнг отмечал, что анима и анимус сильнее всего проявляют себя в качестве посредников между сознательной и бессознательной частями психики. Вернувшись в мир Афродиты, Эрос стал помогать Психее наладить отношения с Афродитой, Зевсом и другими богами и богинями

Из книги Психология сказки. Толкование волшебных сказок автора Франц Мария-Луиза фон

Глава 7 Тень, анима и анимус в волшебных сказках Хотя почти все в волшебных сказках в конечном счете вращается вокруг символа Самости (или «упорядочивает» с его помощью), во многих из них также можно обнаружить мотивы, заставляющие нас вспомнить о таких понятиях Юнга, как

Из книги Человек и его символы автора Юнг Карл Густав

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

АНИМА И АНИМУС Чрезвычайно трудно описать этот тренинг и его упражнения. С одной стороны, сама психотехнология уже выстроена и апробирована (В. Козлов, 1993 – 2004) и используется в структуре профессиональных тренингов Международной Ассоциации Свободного Дыхания,

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Анима - Анимус Продолжая тему предыдущей главы и возвращаясь к упомянутому выше различению личностного и коллективного, следует указать, что между ними располагается психическая структура, связывающая эти уровни и умеющая быть одновременно и там, и тут. Имеются в виду

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

44. Анима Пес и волчица (из «Приключений принца Эно»)Любимая собака короля (она стоила двести сто миллионов тысяч) однажды на охоте увидела волчицу. Охотники отстали, но уже слышен был вдали топот их коней, а волчица не убегала, она стояла на пригорке и насмешливо глядела на

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Афродита как Анима мужчины Анима (и Анимус) всегда связаны с другим в человеке и в его окружении, в партнере противоположного пола. Поэтому особенно важен оказывается опыт переживания контакта с этой частью нашей души. Когда мы проецируем Аниму (или Анимус) на другого

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Геката как Анима мужчины Архетип Гекаты в Аниме мужчины может быть отражением архетипа Ужасной Матери, всемогущей и властной (часто обладающей некоей тайной властью). Тогда уже нет амбивалентности в матери Щедрой и Ужасной, каковая обычно присутствует в архетипе

Из книги Опасные желания. Что движет человеком? автора Фрейд Зигмунд

Маскулинный анимус или фемининный архетип? Анализ субъективных переживаний и содержания снов женщины помогает выяснить, чем обусловлена ее жизненная активность - маскулинным анимусом или образом женской богини. Например, если женщина чувствует чуждость своей

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Обретение напористости: через Артемиду, Афину или анимус Кроме маски женщине-Гестии необходимо обрести способность быть напористой; ей необходим активный аспект в личности для взаимодействия с другими или заботы о себе в этом мире. Богиня-Гестия не пробивала себе дорогу

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Женщина-анима Эстер Хардинг, видный юнгианский аналитик, начала свою книгу «Путь всех женщин» описанием типа женщины, являющейся «всем для всех мужчин». Этот тип - «женщина-анима», которая «приспосабливает себя к его желаниям, старается быть прекрасной в его глазах,

Из книги автора

Анимус и анима Обращение в жизненном образце относится не только к смене направления, но и к собственной половой роли. Юнг исходил из того, что женщина должна заботиться и о мужской части своей души, которая называется анимус. А мужчина должен принять свои женские

Из книги автора

Из книги автора

Анимус и самоощущение женщины Юнгианские психологи называют аниму и анимус архетипами, а иногда комплексами. Я называю их комплексами и считаю, что в этом случае мое применение теории Юнга в терапии становится более системным. Эти противостоящие друг другу половые

Из книги автора

Анима и анимус Возвращаясь к упомянутому выше различению между личностным и коллективным, следует указать, что между ними располагается психическая структура, связывающая эти уровни и умеющая быть одновременно и там и тут. Имеется в виду анима у мужчин и анимус у женщин.

  • Группа: Guests

Собирём инфу по данной теме?

АРХЕТИПЫ

Архетипы - прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности [всякие сангвинники, холерики и т.д. прим. NL8] , также являются архетипами.

Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, - иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения - бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.

Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей [!!! C точки зрения сознания. Часто в недостатках могут оказаться таланты. Вообще, это просто вытесненая сторона личности, не обяз. злая и плохая. Следите за поступающей инфой. прим. NL8. ]. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль).

Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины - её мужские атрибуты.

Самость - высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость - неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем.

Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей.
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически - это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм [Это только одна из точек зрения на источник энергии. прим. NL8.].

При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость.

Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму - неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.

«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви.

В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций.

ТЕНЬ

Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид - трусливую Тень. Осознание Тени - путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах.

Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.

Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.

Архетипы и Бессознательное

В работе со снами и в Активном Воображении концепция архетипов частенько напоминает о себе; а потому имеет смысл обсудить эту важную концепцию сейчас, в начале данного в этой книге материала. В результате, когда примеры архетипических образов будут возникать в нашем исследовании, мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы понять их значение. Сейчас мы обратимся к основным идеям, содержащимся в концепции архетипов; ниже, когда мы дойдем до примеров конкретных снов и практических мер, у нас будет возможность углубить наше понимание этого предмета.

Дерзкая идея Юнга о психологических архетипах является одним из наиболее значительных его вкладов в современную мысль. Она широко применяется не только в психологии, но и оказала большое влияние на многих ученых, работающих в таких дисциплинах, как антропология, история культуры, мифология, теология, сравнительное религиоведение и литературное толкование. Это объясняется тем, что Юнг доказал присутствие архетипов в их символической форме не только в снах отдельных людей, но также и а мифологии, истории культуры, религиозных символах и обрядах, и во всех продуктах человеческого воображения, каковыми являются литература и искусство.

Идея архетипов очень древняя. Она близка концепции Платона об утке существующих в божественном разуме идеальных формах - образах, которые определяют в какой именно форме появится на свет материальный мир. Но мы обязаны Юнгу концепцией психологических архетипов - характерных обрядов, которые изначально существуют в коллективной душе человеческой расы и вечно повторяют себя в душах индивидуальных человеческих существ, определяя основные способы нашего функционирования как психологических существ.

Юнг осознал существование архетипов, когда заметил, что символы, возникающие в человеческих сновидениях, зачастую точно соответствуют образам из древних мифов, искусства, религии, из тех времен и мест, о которых сновидящий никак не мог ничего знать. Он начал догадываться, что в человеческом бессознательном существуют обладающие определенным универсальным смыслом некие первичные символы, которые могут спонтанно вырваться из бессознательного в любое время и в любом месте, без всякой культурной преемственности.

В то же самое время Юнг заметил, что эти, как он их назвал, "первичные образы" образуют биологическую схему, в соответствии с которой формируется основная психологическая структура человека. Мы можем считать их естественными "чертежами", которые диктуют форму нашей внутренней умственной структуры, или базовыми формами, которые определяют нашу роль, ценности, поведение, творческие способности и тип восприятия, ощущения и мышления.

Поскольку эти типы встроены в базовый коллективный субстрат человеческой души, они не нуждаются ни в культурной, ни во временной, ни в пространственной преемственности. Они спонтанно, в любое время и в любом месте, поднимаются из бессознательного и возникают в снах, видениях, воображении любого индивидуума. И поскольку они являются универсальными, принадлежащими всему человечеству, образами, их символизм вызывает одинаковые чувства, поднимает одинаковые вопросы и порождает одинаковое поведение, где бы они не возникли и не вторглись в жизнь индивидуума или целой цивилизации.

у Юнга мы читаем: "Термин "архетип" употреблял еще Филон Иудейский, говоря о Боге-Образе в человеке. Этот же термин можно найти и у Иренея, который писал: "Творец мира не создавал вещей сам по себе, он копировал их с архетипов, находившихся вне его..." "Архетип" -это объясняющий парафраз платоновской идеал-формы. В нашем случае этот термин очень уместен, потому что он говорит нам..., что мы имеем дело с архаическими, или - я бы сказал -первичными типами, то есть с универсальными образами, которые существуют с самого начала времен".*

"Бессознательное оказывает определяющее влияние, которое, вне зависимости от традиций, гарантирует каждой отдельной личности сходство или даже полное совпадение ощущений, а также способа их представления в своем воображении. Одним из основных доказательств этого является практически всемирная параллельность между мифологическими знаками, которые, в силу того, что они являются первичными образами, я назвал архетипами".

Jung. Collected Works, v.9 p.5-6.

"Мы можем только предполагать, что человеческое поведение является результатом тех схем функционирования, которые я назвал первичными образами. Термин "образ" обозначает не только форму имеющей место деятельности, но и типичную ситуацию, в которой происходит эта деятельность. Эти образы являются "первичными", если они характерны для всего вида, а если они когда-либо были "сотворены", то их создание должно совпадать, по крайней мере, с появлением самого вида. Они являются "человеческими качествами" человеческого существа, специфической формой его деятельности".

" Jung. Collected Works.v.9/?./18. " Там же. р. 153.

Гость_Night_Light_8_*

  • Группа: Guests

Архетипы, а это следует из самого их названия, связаны с типами (типами в смысле характерных черт или набора качеств, которые снова и снова появляются вместе, складываясь в узнаваемые, непроизвольно повторяющиеся схемы). "Добродетельная девушка" - это тип, "мудрая и добрая королева" - это тип, "храбрый воин" - это тип, "пуританин" - это тип. Почти ни одно человеческое существо не соответствует полностью какому бы то ни было типу, поскольку типы, по самой их природе, являются идеализированными моделями характерных черт и схем поведения. В литературе и наших снах мы находим персонажи, полностью соответствующие типу, но реальные человеческие существа являются комбинациями многих типов, соединившихся для того, чтобы образовать одно колоритное, непоследовательное, многогранное человеческое существо.

Если мы отыщем путь назад к первичной схеме, породившей все эти универсальные типы, которые мы инстинктивно признаем чертами личности, потенциально существующими во всех нас, тем первичным образом, который существовал в разуме первого человеческого существа точно также, как в вашем или моем разуме, тогда мы, в определенном смысле, отыщем также и оригинал типа (первый тип, клише), с которой была отпечатана страница.

Корневое слово arche no гречески означает "первый", a type означает "впечатление, отпечаток или схему". Стало быть, психологические архетипы являются пред сущими "первыми образами", сложившимися в базовый чертеж основных динамических компонентов человеческой личности. Если мы приглядимся к этим типам, то мы найдем, что это именно их комбинация сделала человеческие существа отличными от других существ. Будучи членами человеческой расы, мы унаследовали их от рождения.

Не все образы, которые приходят к нам в наших снах, являются архетипами. Для начала нам следует заметить, что бессознательное состоит из энергии и слагает себя в различные энергетические системы (или то, что мы можем называть "формами энергии"). Этими формами энергии могут быть чувства, оценки, системы ценностей или целые личности, живущие внутри нас. Вообще-то, внутри любого из нас на уровне бессознательного сосуществует много разных личностей. Вот эти внутренние "личности" и являются "персонажами" наших снов.

Среди тех форм энергии, которые в виде образов являются нам в наших снах, есть и архетипы. Но гораздо большее их количество архетипами не являются и не соответствуют универсальным схемам; это просто личные энергетические системы сновидящего. Многие люди, впервые услышав об архетипах и ужасных символах, в которых они проявляются, попадают в затруднительное положение. Они могут подумать, что каждый образ из их снов являет собой архетип. у них может сложиться впечатление, что где-то имеется полный список всех архетипов, и смысл любого возникшего во сне символа можно понять, отыскав в этом списке наиболее подходящий архетип и совместив его с данным символом.

Обе точки зрения неверны. Количество архетипов, вероятно, не поддается исчислению, и точно так же не поддается исчислению количество свойств и характерных схем, повсеместно существующих в человеческом сообществе. Определение архетипа заключается в ощущении принадлежности ко всемирной человеческой энергетической системе, видении могучего символа, возникающего из глубины нашей коллективной человеческой природы; оно не заключается в чтении составленного кем-то списка типов. В этой области мы не только имеем право, мы просто обязаны привести в действие наше творческое воображение. Мы свободны давать архетипам те названия, которые имеют значение для нас как личностей. Ниже мы еще поговорим об этом.

Несколько примеров должны помочь получить более ясное представление о том, каким образом мы сталкиваемся с архетипами. С самого начала истории, во всех цивилизациях и религиях идея души возникала непроизвольно. Человек всегда интуитивно догадывался о существовании внутри него невидимого, но деятельного существа. В поэтических и религиозных аллегориях мужчины часто говорили о душе, как о женском начале. Иногда душа представлялась как внутренняя женщина, вступившая в брак с Христом или имеющая возможность общаться с Богом. Иногда мужчины представляли себе женщину-музу, вдохновлявшую их на создание поэтических, литературных, живописных, музыкальных и скульптурных произведений или же дарящую им необычайную восприимчивость. Женщины же, наоборот, часто представляли себе душу как мужское начало, дающее мудрость и силу.

Юнг обнаружил, что у "души", о которой говорит религия, есть психологический двойник, специфическая и объективная часть внутренней души, действующая подобно "душе" религии и поэзии и выполняющая все вышеперечисленные функции. В мужских снах душа появляется в образе женщины. В женских, как правило, - в образе мужчины. Чтобы провести границу между этим объективным психологическим существом и религиозным представлением о нем, Юнг назвал женскую фигуру из мужских снов Anima, а мужскую фигуру из женских снов - Animus. На латыни эти слова обозначают, соответственно, "душа" и "дух".

В последующих главах мы приведем несколько примеров появления анимы и animus в снах и воображении. Суть в том, что основной характерной чертой архетипа является его универсальность, его способность к созданию структур или форм энергии, существующих повсеместно, в психологических структурах всех мужчин и женщин. В этом и заключается суть души как объективного существа, так и универсального символа. Она является частью нашего человеческого наследия, частью того, что делает нас людьми.

Душа не только существует во всех людях, как внутренняя реальность, но она и порождает универсальный набор символов - различных образов "души" и "духа" - посредством которых она себя и проявляет. Поэтому в снах большинства мужчин, а также в созданных ими мифах, легендах, религиях и произведениях искусства, мы находим один и тот же набор символов. То же самое можно сказать и о женском универсальном символизме духа.

Если архетип можно легко определить как внутреннюю структуру, то в случае с anima или animus их можно определить как признаваемое всеми людьми универсальное качество или свойственный всем людям образ ощущения и поведения. Например: женщине может присниться встреча с богом или богиней любви. Любовь - это архетип; это изначально свойственная человеку тенденция, часть изначальной схемы нашего человеческого образа ощущения, налаживания связей и действий в отношении других людей. Она присутствует в каждой личности и в каждой цивилизации. Она настолько универсальна, что об этом даже и не нужно говорить.

Женщина, которой снится этот архетип, пронизан не только одним желанием любить. Как и всем нам, ей свойственны и ненависть, и злоба, скрытые где-то в ее полной личности. Но в своем сне она встречается с образом, представляющим архетип любви - любви, как всемирной, надличностной силы, вырывающейся из первичной души нашего вида.

В присутствии этого образа, если только женщина сможет увидеть, что он представляет собой универсальную всемирную энергию любви, которая испытывает ее и воздействует на нее, она сможет лучше понять свои чувства, эмоции и поведение.

Выше мы говорили о том, что в человеческом бессознательном существует бесчисленное количество архетипов. Чтобы понять, действительно ли в нашем сне нам явился архетип, мы должны почувствовать, не таится ли за данным образом какой-нибудь универсальный человеческий инстинкт или схема поведения, или же узнать в этом символе один из тех первичных образов, которые обозначают вечные и вездесущие человеческие качества.

Нам не нужно знать, какие из этих образов были официально утверждены Юнгом в качестве архетипов. Нам не нужно знать, какие названия дали этим образам юнгианцы, хотя это было бы небесполезно.

Названия архетипам юнгианцы подбирают, как правило, из мифов и древних религий, потому что именно там эти образы впервые появились, причем, зачастую, в наиболее яркой и легко запоминающейся форме. Например, архетип героического путешествия, в ходе которого судьба подвергает человека всевозможным испытаниям, часто называют "одиссеей", ибо самым ярким образом подобного путешествия является путешествие Одиссея. Но все такого рода названия являются до определенной степени произвольными. Мы все свободны использовать наш здравый смысл, наши чувства и наше воображение, чтобы решить, имеем ли мы дело с архетипом; мы свободны называть эти образы так, как нам это кажется наиболее уместным.

Много лет тому назад молодой выпускник университета пришел ко мне, чтобы поработать над своими снами, и в его снах начала постоянно появляться мужская фигура. Студент непроизвольно придумал свое собственное название этому дружелюбному спутнику, являвшему собой универсальный характер. Он назвал его "соплеменником".

Сновидящий и его "соплеменник" принадлежали к древнему европейскому племени викингов. В некоторых снах они выступали в роли воинов и сражались бок о бок. В других снах они выступали в роли врачевателей. В одном из снов они повстречали прекрасную таинственную женщину в белом одеянии, которая стала подругой жизни сновидящего. Вместе они прошли через все испытания и открытия, встречающиеся на пути молодого мужчины. Дружба сновидящего с его внутренней фигурой была настолько тесной и казалась настолько реальной, что он чувствовал себя одиноким, если эта фигура несколько ночей подряд не являлась ему в его снах.

Нет никаких сомнений в том, что "соплеменник" является архетипом и соответствует архетипу "соплеменницы" в женских структурах. Юношам и девушкам часто снятся такие фигуры -одного с ними возраста и пола, верно и бескорыстно помогающие им преодолевать воздвигаемые жизнью препятствия. И этот образ соответствует объективной реальности, потому что энергетическая система действительно живет внутри личности, ее сила и сознание принимают участие в развитии человека так, как о том повествует образ. у женщины "соплеменница" является архетипом женского сознания, который усиливает ее ощущение себя как женщины, и укрепляет ее личность, когда она достигает зрелого возраста.


Может быть, вам легче будет понять, каким образом личности из наших снов соответствуют великим силам человеческой природы, если вы сравните архетипы с древнегреческой концепцией богов. Греки представляли богов как силы, взаимодействующие с жизнью индивидуального человека. Эти силы присутствовали в жизни каждого человека, и, в то же самое время, были всемирны, вечны и существовали вне пределов конкретной жизни или конкретного времени. Этих "богов" можно было вполне назвать "энергетическими полями", воздействующими на человеческую расу. И, в то же время, их образы представляют собой интегрированные личности, которые подобны "персонажам" из наших снов, облаченным в ауру великой силы и соответствующим какому-нибудь великому типу человека.

По этой причине Юнг и сказал, что герои и боги греческого пантеона были, на самом деле, символами, которые можно с абсолютной уверенностью приравнять к архетипам. Эти образы выражали универсальные, первичные типы, из которых состоит человеческая личность.

Строго говоря, архетипы являются не силами, а, скорее, предсущими образами, которые придают типичную форму силам, находящимся внутри нас. Тем не менее, когда мы сталкиваемся с образами архетипов, мы всегда чувствуем силу, которая была трансформирована в этот образ. Мы чувствуем, что мы получили доступ не только к символическому типу, но также к огромному резервуару сверхчеловеческой силы, находящейся в коллективном бессознательном человечества. Мы можем чувствовать архетип как заряд энергии. Возникает такое ощущение, будто он находится вне нас, словно он является чем-то, с чем должен взаимодействовать осознающий разум. Когда мы видим архетипы за работой как силы, которые движут нами и влияют на нас, мы начинаем понимать, почему греки и другие древние народы воспринимали их как сверхъестественные силы.

Поскольку сформированные архетипами энергетические системы надличностны, универсальны, соответствуют вневременной и изначальной реальностям, в наших снах мы воспринимаем архетипы как богов. Мы воспринимаем их как Великие Силы. Они то помогают, то угрожают нам, то укрепляют, то подавляют нас, то освобождают, то закабаляют нас, что зависит от того, на каком этапе эволюции мы находимся и что с нами происходит. Мы ощущаем их как великие, сверхъестественные, вечные энергии, которые мы не в состоянии контролировать, несмотря на то, что они являются частью нашей жизни и природы.

Как и в большинстве других психологических концепций, в идее архетипов есть много такого, что связано с обычной повседневной жизнью. В нашей повседневной жизни мы ощущаем работу архетипов, хотя и не отдаем себе отчета, что это именно их работа.

Например, если мы знаем женщину, которая боролась, когда у нее не было никаких шансов на победу и проявила при этом сверхчеловеческую храбрость, мы говорим: "Она -героиня. Она вела себя героически". Даже не думая об этом, мы признаем, что в этой женщине живет архетип героини, составляющий часть ее характера, и что она живет в соответствии с этим универсальным типом, который мы инстинктивно знаем.

О другом нашем знакомом мы можем сказать, что он ведет себя, как "скряга". Мы имеем в виду, что архетип циничного жадины - еще один тип или схема личности, существование которых мы все признаем - проявляется в мироощущении и поведении этого человека.

Архетип героя или героини живет в каждом из нас. Точно так же, как и архетип жадины. Именно поэтому мы моментально узнаем их в других людях. у некоторых людей определенный архетип выражен особенно ярко, что называется "все на лице написано". у других людей архетипы являются потенциальными возможностями, пребывающими в бессознательном. Например, героический архетип может подняться на поверхность данной конкретной личности только тогда, когда того требует какая-нибудь критическая ситуация или когда данную личность вдохновляет любовь или преданность.

Никто из нас не является чем-то одним. Мы - не односторонние создания; мы -замысловатые комбинации бесконечного количества архетипов. Каждый из нас отчасти герой и отчасти трус, отчасти взрослый и отчасти ребенок, отчасти святой и отчасти преступник. Научившись определять эти живущие в нас великие архетипические символы, научившись чтить их, как естественные человеческие черты, научившись конструктивно использовать энергию каждого из них, мы превратим внутреннюю работу в великую одиссею духа.

Бессознательное часто представляет архетипы в божественном, царственном, магическом или мифическим образе. Если в вашем сне появляется архетип универсальной героини, он может принять облик какой-нибудь легендарной личности типа Жанны ДАрк. На ней могут быть сверкающие доспехи и в руках магический меч. В общем, будет какой-то символ, говорящий о высоком происхождении и власти.

Даже если специфическое, внушающее благоговение божественное или волшебное существо не присутствует во сне, у сновидящего может возникнуть ощущение, что он смотрит на прототипический пример универсального типа, качества или происшествия: Мать Матерей, Отец-Время, война-Армагеддон, любовь, которая включает в себя весь любовный опыт человечества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!