Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Франсуаза дольто, с уважением к детям. Бессознательный образ тела франсуазы дольто

3 248

PSYCHOLOGIES №30

Франсуаза Дольто, с уважением к детям

Среди классиков детского психоанализа Франсуаза Дольто занимает особое место. Еще в восемь лет она решила, что станет «»: девочка росла в большой семье и видела, что многие болезни на самом деле телесные реакции детей на сложности в отношениях с родителями и другими близкими людьми. Зачем брату вызвали врача, прописали диету и постельный режим, ведь живот заболел у него после того, как за обедом поругались двое взрослых домочадцев! Если бы врач разобрался в этом, то лечение, возможно, и не понадобилось бы. Таким понимающим врачом она и решила стать, и дальнейшие события лишь укрепили ее стремление.

Когда Франсуазе было 12 лет, умерла от рака ее старшая сестра Жаклин. Семья долгие годы жила под давлением этой страшной утраты; мать, как казалось Франсуазе, не могла простить ей, что она осталась жить, а Жаклин нет. Возможно, именно поэтому призванием Франсуазы стала помощь детям, которые страдают из-за нарушенных отношений в семье.

В последние годы жизни главным делом Франсуазы Дольто стал «Зеленый дом» (Maison verte) – семейный клуб, куда взрослые могли приходить с маленькими детьми. Получив здесь первый опыт общения вне семейного круга, ребенок не боялся расстаться с матерью и без слез начинал ходить в детский сад. В журнальных статьях, в радиопередачах, которые слушала вся Франция, в своих книгах Франсуаза Дольто сделала психоаналитические знания живыми и доступными, дав возможность многим родителям самим учиться понимать своего ребенка, прислушиваться к нему и уважать его.

Ее даты

  • 6 ноября 1908: Франсуаза Маретт (четвертый ребенок в семье) родилась в Париже.
  • 1931: поступает на медицинский факультет университета.
  • 1934-1937: в течение трех лет проходит личный психоанализ.
  • 1938: знакомится с крупнейшим французским психоаналитиком Жаком Лаканом.
  • 1939: защищает диссертацию «Психоанализ и педиатрия»; начинает прием как детский психоаналитик.
  • 1942: выходит замуж за врача и мануального терапевта Бориса Дольто, эмигранта из России (позже у них родятся трое детей).
  • 1976-1978: впервые в Европе выступает в радиопередаче, отвечая на письма слушателей с позиций психоаналитика.
  • 1979: под руководством Франсуазы Дольто в Париже открывается «Зеленый дом».
  • 25 августа 1988: Франсуаза Дольто скончалась в Париже.

Ключи к пониманию:

Ребенок – это личность

В детстве Франсуаза Дольто дала себе обещание постараться никогда не забыть, каково это – быть маленькой. Став детским психоаналитиком, она утверждала, что ребенок, даже только что появившийся на свет, является личностью. Он не собственность родителей, и его желания, мнение заслуживают внимания. Уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери, – таково было нравственное кредо Дольто.

Насытить его речью

Для Франсуазы Дольто человек – это прежде всего «говорящее существо», даже если он младенец, еще не умеющий произнести ни слова. Она утверждала, что совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить свое отличие от другого человека (в первую очередь – от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.

Говорить честно

Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. И прежде всего – говорить с ним честно. Дольто утверждала, что ребенка невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.

Понимать язык тела

Важнейшая теоретическая идея Франсуазы Дольто родилась благодаря рисункам ее маленьких пациентов. Она пришла к выводу, что детский спонтанный рисунок отражает бессознательное представление ребенка о собственном теле. Дольто считала, что его образ – это первый опыт самоощущения человека. С помощью рисунка, через символическое отражение языка тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказать.

Книги Франсуазы Дольто

  • Когда рождается ребенок. Юнипринт, 2004.
  • На стороне ребенка. У-Фактория, 2004
  • На стороне подростка. У-Фактория, 2006
  • Бессознательный образ тела. Ergo, 2007

Текст: Дарья Михеева

Источник фотографий: Инга Аксенова

Краткие биографические данные

Ф. Дольто родилась в 1908 году в Париже в многодетной семье, где кроме девочки воспитывались ещё шесть детей – одна сестра и пятеро братьев. Жизнь многодетной семьи была счастливой до момента смерти старшей дочери от рака, именно данный случай стал переломным в судьбе Франсуазы. Мать, потерявшая старшего ребёнка, упрекает младшую дочь, противостоит желанию стать врачом. Именно по этой причине Ф. Дольто долго обретает независимость, достигнув 25-летнего возраста начинает учиться в школе медсестёр, после окончания которой поступает на медицинский факультет института.

Дальнейший профессиональный путь был определён встречей в 1934 году с Рене Лафоргом на сеансах психоанализа и знакомством с будущим мужем (Борис Дольто, врач-ревматолог по образованию, создатель кинезитерапии, основатель школы массажа и ортопедии во Франции).

Замечание 1

На протяжении всей жизни занималась разработкой психоаналитической теории, большинство трудов было издано после 1981 года (после смерти мужа).

Умерла в 1988 году в Париже.

Вклад в науку

Окончание в 1939 году медицинского института сопровождается защитой диссертации на тему «Психоанализ и педиатрия». В дальнейшем на протяжении всей жизни осуществляет психоаналитическую работу с пациентами. В работе придерживалась идей С. Моргенштерн (первый французский детский психоаналитик).

С 1938 года является членом в Парижском психоаналитическом обществе, в 1963 году Международной Психоаналитической Ассоциацией Ф. Дольто было запрещено готовить и обучать специалистов по психоанализу, кроме того, было запрещено проводить дидактические анализы с пациентами.

В 1964 году Ф. Дольто присоединяется к новой аналитической организации, созданной Леканом, которая называлась «Парижская Школа Фрейдизма». Вплоть до 1980 года (до момента роспуска Школы) Ф. Дольто работает там, попутно являясь ведущей в радио-передаче «Когда появляется ребёнок».

В кругах психоаналитиков Ф. Дальтл считается больше практиком, чем теоретиком. На сеансах психоанализа Ф. Дальт использует разнообразные техники – рисунки, лепку, технику «куклы-цветка», в качестве основного метода работы с пациентами используется слово. Весь этот арсенал средств помогает отыскиванию моментов «сбоев» и проговариванию на понятном для детей языке тех связей, которые выстраиваются между ребёнком и окружающим миром.

В качестве основной формы передачи опыта молодым психоаналитикам, Ф. Дольто использует непосредственное их участие в проводимых аналитических сеансах с детьми.

Идеи Ф. Дольто освоило не одно поколение аналитиков, психоаналитическая деятельность способствовал качественному и принципиальному изменению в работе с детьми, находящихся в разных условиях (в детском саду, в больнице, в роддоме, в интернате).

Ф. Дольто работала не только с детьми, но и со взрослыми людьми, готовящимися стать родителями. Работа проводилась в условиях созданного в 1979 году учреждения «Зелёный дом». Данное учреждение было создано в целях организации отдыха, общения, встреч детей и взрослых. В качестве посетителей «Зелёного дома» выступали дети от 0до 4 лет, сопровождаемые взрослыми, либо будущие родители, ожидающие малыша.

На встречах рассматривались повседневные заботы, будни воспитания, дети и взрослые общались, завязывали отношения с миром. На встречах приветствовалось партнёрство с родителями, гарантировалась анонимность, кроме того, отсутствовали оценка и сравнение детей.

Замечание 2

Идеи, реализованные Ф. Дольто при проведении сеансов психоанализа с детьми, в современной теории и практике психоанализа приобретают важное значение, специалистами изучаются методы работы, анализируются труды.

Основные труды

Ф. Дальто в психологической науке известна как автор достаточно большого количества работ по психоанализу. Наиболее значимыми трудами, переведёнными на русский язык, являются:

  • Приобщение к психоанализу (2008),
  • На строне ребёнка (2010),
  • На стороне подростка (2010),
  • Бессознательный образ тела (2006),
  • Психоанализ и педиатрия (2008),
  • Психоанализ и воспитание (2011).

Образование

Продолжая разговор о педагогических идеях и концепциях ХХ века, сложно пройти мимо имени Франсуазы Дольто. Детский психоаналитик, тонкий клиницист и педиатр, чей авторитет был столь высок, что ее пригласили к работе над Конвенцией прав ребенка. Concepture анализирует ее идеи, воплотившиеся в проекте под названием «Зеленый дом».

Лечение детей, страдающих от «непонимания взрослых»

Психоанализ Фрейда, а затем работы по детскому психоанализу Анны Фрейд и Мелани Кляйн, без сомнения, оказали влияние на представления о ребенке и педагогику в ХХ веке. Не остался в стороне от этих вопросов и французский психоанализ, несмотря на репутацию высокоинтеллектуальной теории. Уже одна из первых женщин во французском психоанализе - Софи Моргенштерн - разработает формы работы с детьми посредством рисунка. Именно ее будет считать своим учителем Франсуаза Дольто.

Франсуаза Дольто (1908-1988) довольно поздно становится врачом, а затем психоаналитиком во многом из-за противостояния семьи. По ее собственному признанию большое влияние на поиск собственного пути в жизни Франсуазы оказал муж - Борис Иванович Дольто. Создатель кинезиотерапии и основатель Французской школы массажа и ортопедии, он своими руками творил чудеса, ставя на ноги безнадежных пациентов.

В каком-то смысле нечто похожее только на уровне слова, а не тела, делала и Франсуаза. Примечательно и то, что трое их детей стали известными людьми, причем в разных областях: Жан-Хризостом (певец, актер, художник-фантаст), Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (психотерапевт-гаптономист ).

Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать «врачом-воспитателем» и лечить детей, страдающих от «непонимания взрослых». Именно «умение слушать» стало главным ее инструментом в работе, благодаря которому ей удалось обнаружить связь некоторых детских заболеваний с психической динамикой бессознательного. Она утверждала, что уже младенцы понимают речь взрослого, поэтому в этом возрасте детей можно многому научить.

«О ребенке много говорят, но с ним не говорят». Франсуаза Дольто

В ходе своей многолетней аналитической практики и консультаций в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. С ее точки зрения ребенок имеет полное право на собственное желание, что отнюдь не значит стремления удовлетворить все его просьбы и капризы.

Даже маленький ребенок уже в какой-то степени - самостоятельный субъект, доказавший это тем, что родился. Поддерживая эту самостоятельность, она создаст несколько замечательных изобретений, например, будет брать плату за анализ с детей так же как со взрослых, только в форме «детских ценностей» - необычных камешков, конфет, цветов, ракушек и т. п.

По мнению Дольто, задача родителя и педагога - объяснять малышу, пришедшему в этот мир, правила и закономерности жизни. Всякий в детстве вынужденно сталкивается с невозможностью реализовать все свои желания. Так ребенок узнает слово «нельзя», но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. И при правильном объяснении, ребенок искренне заинтересуется окружающим социальным миром, ведь помимо запретов, он также предлагает какие-то альтернативные способы самореализации.

«Детство - не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок - не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны».

Ее публичная активность, в том числе очень популярные выступления на радио «Франс-Интер» (в которых она отвечала на письма родителей, озабоченных теми или иными вопросами воспитания и общения с детьми) оказали огромное влияние на французскую культуру.

Целый ряд социальных институций трансформировались или возникли, благодаря осознанию того, что ребенок имеет право на собственную речь. И именно с ее подачи среди французов стал почти всеобщим ритуал, согласно которому при выписке младенца из роддома с ним говорят и проводят небольшую экскурсию по новому дому.

«Я в домике»

Как психоаналитик Дольто прекрасно понимала, что нельзя переоценивать взрослых, ведь каждый из них в определенной степени остается ребенком со всеми его травмами, фиксациями и фантазиями. Поэтому в вопросе детского развития она занимает необычную позицию: если есть учреждения, где воспитывают детей, то должны быть и такие, которые воспитывают родителей. А еще лучше делать это совместно.

Быть родителем - это не менее сложно, чем быть ребенком, а ответственность еще выше. Мало какой нормальный человек может похвастаться тем, что он прекрасно знает, как решать любые жизненные задачи. Со скепсисом психоаналитика она однажды заметит: «Мы готовим детей к жизни, о которой ничего не знаем» , ведь мы опираемся на опыт прожитой жизни, которая ни с кем больше не повторится. Поэтому родители слишком часто маскируют это незнание: например, заменяя поиск понимания словами любви или умилением.

Франсуаза Дольто с детьми

Помимо детских садов нужно еще какое-то место, где возможен рост и развитие, включающие более широкое социальное пространство. Место, в котором дают возможность мамам и папам, бабушкам и дедушкам увидеть, как даже самые маленькие нуждаются в том, чтобы быть услышанными.

У детей до трех лет всякое проявление становится языком (плач, мимика, выбранная игрушка и игра с ней, даже синяки и шишки, рвота и другие «слова», сказанные телом). Дольто отмечала, что, оберегая детей в первые годы жизни от контактов с другими людьми и предметами окружающего мира, ребенка лишают возможности накапливать опыт ощущений и воображения. Защита через лишение автономии - нонсенс, ведь психика, как и тело, вырабатывает иммунитет только через опыт риска.

Проект, получивший название «Зеленый дом», стал для Франсуазы Дольто итогом ее теоретизации и наблюдений.

«Зеленый дом» - принципиально не образовательное, не корректирующее и не развлекательное заведение. Здесь не дают консультаций и советов, специалисты могут лишь помочь понять своих детей и свои проблемы. Ответы и решения родители должны искать самостоятельно. Возможность говорить о том, что беспокоит открыто и безопасно, позволяет всем участникам процесса учиться с большим доверием относиться к себе, друг другу и к миру (этому способствует и анонимность участия).

«Зеленый дом» становится пространством жизни, где все сплетено живым общением людей, где каждая ипостась человеческой жизни влияет на другие. Именно поэтому программу работы «Зеленого дома» нельзя заранее четко определить и описать. Это в какой-то степени модель общества, в котором каждый зависит от качества коммуникации с другими людьми.

Франсуаза Дольто с коллегой

Особую роль в этом проекте играют «принимающие» (фр. un accueillant) - специалисты, которые поддерживают словом речь и детей, и взрослых (в т. ч. невербальную речь), создают атмосферу принятия. В качестве таких специалистов выступают педагоги, психоаналитики, психотерапевты, социальные работники.

Любопытно, что Дольто выбирает именно глагол «accueillir», а не более универсальный «accepter» - оба означают «принимать», но первый также может быть переведен как «встречать», «одобрять». Принимающие работают тройками, но каждый день меняются - это позволяет избежать ощущения, что другой человек навязывает свое мнение. Также это позволяет детям увидеть разных по возрасту, полу, характеру людей.

Первый центр La Maison Verte («Зеленый дом») открылся в Париже в 1979 году, а в последующие 40 лет подобные центры откроются в сотнях крупных городов (в основном в которых есть детские психоаналитики). Традиционно организации такого типа выбирают какое-то свое название, оставляя цвет: например, в России существуют/существовали «Зеленый Остров», «Зеленая дверца», «Зеленый ключ» и другие.

В качестве основных целей «Зеленый дом» признает три.

Первая и ключевая - это ранняя социализация детей. Встреча с другими детьми и взрослыми в располагающей атмосфере помогает ребенку подготовиться к яслям или детскому саду. С одной стороны, это помогает ему развивать коммуникативные способности (отнюдь не всегда развивающиеся в семье), а с другой стороны, помогает в подходящем ритме отделиться ребенку от родителей. Стоит заметить, что во Франции довольно часто уже через 2-3 месяца после родов матери выходят на работу, а детей отдают няне или в ясли.

Психоанализ не забывает и о том, что для взрослых опыт родительства - это тревожно и порой трудно, в т. ч. из-за актуализации собственных проблем, идущих из детства. Поэтому вторая задача - социальная адаптация родителей. В «Зеленом доме» родители могут разделить этот поначалу непривычный груз с принимающими. И когда тревога отступает, появляется возможность наблюдать, думать, делать выводы. Кроме того, молодые матери иногда оказываются в специфической изоляции (порой травматичной), особенно в тех случаях, когда у них появляется ребенок-инвалид.

В качестве третьей цели может быть названа профилактика психосоматических заболеваний. Необходимость отделиться от родителей и адаптироваться к новым условиям (детский сад, отъезд к бабушке, школа и т. д.), увы, часто порождает неврозы. Задача «Зеленого дома» в создании такой психологической среды, которая позволит стимулировать развитие ребенка - как нормального, так и сталкивающегося с определёнными нарушениями. Важно помочь и самим родителям поверить в силы ребенка, в его способность справиться.

«Дайте жалобную книгу»

На основе идей институциональной педагогики и методов Франсуазы Дольто в 1973 году была открыта Школа в Ла Новилль-дю-Боск в Нормандии. Позже школа переехала в Шато-де-Таки недалеко от Парижа, так что Дольто смогла отправлять туда детей, которые проходили у нее терапию.

Образовательная программа школы была нацелена на создание новой этики взаимоотношения, которая позволит здоровое развитие ребенка. Поэтому в ней помимо учителей должны быть также люди, которые интересуются психологическим становлением учеников - скорее тьюторы, чем школьные психологи.

Создатели Школы Д’Ортоли, Эмрам и Леметр ориентировались не только на лакановский психоанализ, но и на идеи Фернана и Жана Ори. Первый проповедовал «антидидактическую педагогику» и специализировался на работе с трудными подростками, второй был психиатром и разработал «институциональную психотерапию» (а также основал легендарную клинику «La Borde»). Одним из самых известных учеников обоих братьев был философ и психиатр Феликс Гваттари.

В целом подход Фернана Ори (на фото) может быть упрощен до идеи о том, что любая школа в своей работе должна учитывать два тезиса. Первый гласит о том, что каждый ученик привносит с собой свое «бессознательное» (невербализованные - социальные, культурные, экономические - элементы), которое влияет на любые взаимодействия внутри класса. Второй отмечает, что любая организация школы влияет на работу психики и характер знания.

Дольто добавила к этому критический взгляд на социализацию и смысл обучения. Во Франции ключевой функцией школы считают формирование нации и передачу культуры (что довольно верно). Однако Дольто задается вопросом «что такое культура?» По ее мнению, от чистой формальности культуру отличает то, что это «встречи с людьми, которые переживают то, чему учат ». Когда же преподаватели не переживают то, чему они учат, то это просто присутствие нескольких людей в определенном месте, неспособное стать уроком:

«Школа должна была бы стать местом, где взрослый предлагает ребенку завоевывать то, что ребенку хочется, а не заставлять его заниматься, когда у того нет никакого желания. И тогда взрослый, а не ребенок будет «записываться» на занятия: «Я приду во столько-то и на столько-то ».

Вслед за представлениями Штайнера, Дьюи и др., создатели Школы Новилля считали, что не стоит торопиться с интеллектуальным развитием. Школа должна сперва развить физические способности и умение общаться. Обязательными уроками в школе остались чтение, счет и письмо. Все остальное - на выбор, в т. ч. возможность создать свои кружки и исследовательские семинары.

При этом упор в предметах делается не на «что я должен знать» (обязательный материал), а на «как сделать» (правила и техники). Опыт должен быть свой, его не нужно передавать. Такой тип школы предполагает отсутствие строгих границ и уровней: ребенок может осваивать любую программу в любом возрасте. Нет нужны ждать, когда есть организующее обучение желание.

В одном видеофильме о работе Дольто как раз приводится пример девочки лет 9-10, которая с первого года обучения заинтересовалась химией и теперь уже проходит программу старших классов (это не вундеркинд, т. к. в остальных предметах ее интерес и способности на уровне одногодков).

В Школе, как и в «Зеленом доме», важное место уделяется запретам, а если быть точным - отношению взрослых к запретам. Запрет должен быть объяснен ребенку доступными словами и касаться того, что запрещено и взрослым.

Создатели Школы в Ла Новилль-дю-Боск: Паскаль Леметр, Фабьенн Д’Ортоли и Мишель Эмрам

Причины запрета должны исходить из самой природы вещей, когда нечто опасно само по себе или в силу обстоятельств (например, отсутствия навыка обращения), но никогда потому, что просто кто-то запретил. В противном случае психология ребенка приравняет опасность к наказанию, а это крайне искажает отношения с другими, особенно родителями и педагогами.

В качестве одной из главных задач педагога в этой школе стало принятие самого себя. До тех пор, пока это не произойдет, сложно ожидать честности в отношении к другим и миру. И по этому поводу Дольто отмечала, что только честное слово, обращенное к ребенку - способ избежать невротизации. Любая ложь (даже во спасение) - это форма исключения ребенка из ситуации или знания, но поскольку дети чувствуют происходящее, то это порождает только тревогу.

Опыт «Зеленого дома» и Школы в Новилле показывает, что дети способны справляться со сложностями, которые порой обрушиваются на них слишком рано. Поэтому ключевой выбор педагогики по Дольто - честный и уважительный разговор с субъектом (независимо какого возраста).

Эталонный взрослый, чья жизнь представляется образцом для подражания, не претендует на то, чтобы научить методу, единственно верному методу, - что было бы антипедагогично, - но он проявляет интерес к собственному труду, которым занимается ежедневно. <…> Точно так же преподаватель, который интересуется определенной отраслью знания, не будет донимать детей, которые этим предметом не интересуются. <...> К сожалению, большинство педагогов вместо того, чтобы спросить себя: «Способен ли я заинтересовать, увлечь?» - изгоняют из класса или ругают невнимательных и рассеянных: «Ты мне мешаешь, ты мне возражаешь… Тебе не интересно… Ты заслуживаешь только презрения».

Проницательность Дольто позволила ей очень точно определить, что многие педагогические и психологические новшества под маской заботы о ребенке скрывают желание контроля. Как, например, попытка с помощью тестов и бесед с психологом обнаружить (как можно раньше) таланты и проблемы ребенка.

В таком взаимодействии дети чаще приспосабливаются, сознательно или бессознательно читают желания взрослого. И именно взрослый из своих критериев декодирует эту речь. Эта поспешная попытка найти место юному субъекту в обществе и контролировать его развитие по (за него) выбранному пути - увы, не всегда ведет к индивидуальному или общему благу. Дольто провоцирует дискуссию и интеллектуальный поиск, говоря:

«Может быть, ребенок - наш посредник в отношениях с реальностью. Он напрямую связан с самой главной реальностью, которую мы, взрослые, воспринимаем лишь в искаженном виде через метафоры и символы с помощью системы условностей ».

Как минимум в одном ребенок часто более способен, чем взрослый - в способности изменить свое отношение. Там, где у взрослого уже сформировавшийся невроз, у ребенка - возможность. Ведь в конечном счете для нашей психики многое определяют не события, а отношение.

Между потерей игрушки и потерей родителей разница лишь в силе эффекта и последствий. Как справится с этим ребенок? Это во многом зависит от него, но и помощь (в открытии разных способов справляться с этим) не помешает. Поэтому столь важную роль играют окружающие, взрослые, реагирующие и учащие воспринимать вещи тем или иным образом.

«Претендовать на то, что школу возможно «сделать более гуманной», пожалуй, так же утопично, как хотеть сделать «гуманной» войну ».

Одним из ключевых нововведений Школы в Новилле стала «книга ворчаний» - некий аналог книги жалоб и предложений. Если и искать что-то естественное для человеческой цивилизации, то это путь общения, который включает не только красивые и умные речи, но и более привычные модусы - жалоба, похвала, сплетня, уговор, флирт и т. д. и т. п. Чтение и обсуждение этой книги стало своеобразным «очистительным фильтром», улучшающим атмосферу в учебном заведении.

Создатели Школы вместе с Дольто обнаружили две любопытных вещи.

Во-первых, временной зазор между проблемной ситуацией и ее описанием работает как первый этап психотерапии. Вовлеченный в ситуацию ребенок может солгать, растеряться, но когда он начнет писать в «книгу ворчаний», он попытается найти собственный взгляд, свое желание. Конечно, это работает в тех случаях, когда всякий такой текст воспринимается серьезно и с безусловным принятием.

Выражение себя избавляет от вытеснения, а также приучает смотреть на себя со стороны - то, что артикулировано в тексте уже можно дистанцировать и диалектизировать (что важно, если речь идет о страдании). И наличие такого механизма - это еще и признание социальной реальности, в которой случаются конфликты, недовольства и т. п. И это нормально, по крайней мере, более нормально, чем попытка создать стерильный социум.

Во-вторых, эта возможность быть услышанным и понятым оказывается одним из мощнейших стимулов к овладению речью и письмом (особенно у тех детей, которые не склонны говорить), а это в значительной степени упрощает обучение в ранних классах. И даже если ребенку не на что жаловаться, опыт других его учит тому, что с фрустрацией и травмами можно справиться, в т. ч. обращаясь к другим.

Здесь стоит заметить, что в Школе Новилля было реализовано инклюзивное обучение еще задолго до того, как это стало популярным трендом. Дети, вместе с учебой в этой школе проходившие психотерапию (сироты, брошенные родителями, испытавшие травматический опыт), оказались тоже в каком-то смысле «учителями» для других учеников.

Фото из архива Школы Ла Новилль

Франсуаза Дольто также обращала внимание, что сегодня дети все меньше знают о мире взрослых, многим родителям запрещено приводить детей на работу. Но это неверная перспектива, которая лишает их ценного опыта. Пока же взгляды на обучение не изменились, Дольто точно подмечает, что нет смысла недоумевать «почему дети не учатся». В ту пору многие дети находили себе прибежище в научной фантастике, сегодня - в интернете.

Опыт работы с детьми подтолкнул Дольто провести необычное разделение: она предлагает отличать креативность от непосредственности. И та, и другая выглядят как творческие находки, создание личной продукции, но по своим механизмам они отличаются.

Креативность - это сублимация в области искусства, науки и т. п., которая более характерна детям старше 10 лет и подросткам, сталкивающимся с кризисами. Дети же первых 10-12 лет непосредственны, главным образом в коммуникации и в быту. Если ребенок здоров, то его изобретательность бьет ключом, но она скорее знак свободы, а не таланта. И эта свобода дана всем детям, если взрослые преждевременно не вовлекают их в соперничество.

«Деда Мороза не существует, но он - настоящий»

Подход Дольто к педагогике весьма интересен, т. к. она переносит главный акцент с методик и техник на этику. Причем это этика, ориентированная на желание. Увы, когда многочисленные педагогические технологии себя не оправдали, есть смысл вернуться к ее идеям. В каком-то смысле этика желания подчеркивает, что для таких вещей как развитие, обучение, усвоение культуры нет серьезных преград, за исключением самого настроя конкретного человека.

Как известно, никакие лекарства и операции не помогут больному, который не хочет жить. В этом случае хоть какой-то шанс имеет только слово. Искусное слово, обращенное к субъекту, а не то, что обычно звучит в классах и аудиториях.

Фасад Школы Ла Новилль

Важность этики несложно увидеть и на примере постсоветской школы. Те, кто учился в 90-00-е годы могли испытать на личном опыте, что бывает, когда педагоги, привыкшие к авторитарным методам, вдруг «прозревают» и начинают увлекаться «диалогом», «сотрудничеством», «творческим подходом к преподаванию».

Получается не очень. В лучшем случае. В худшем - давление становится еще большим, т. к. с «дружелюбным учителем» психологически сложнее враждовать. Другая этика отношения не имитируется дидактическими приемами, ее нужно взращивать в себе, в т. ч. пересматривая свои идеи и ценности (что болезненно для многих взрослых).

«Зеленый дом» и структура Школы в Новилле не дают готовых решений. И, пожалуй, самое сложное в их организации - это поиск подходящих кадров. Кроме этого, подобный подход не избавляет и от частных проблем. Например, должен ли учитель быть агентом социума, или более конкретно: «Как преподавать историю? Насколько она должна быть идеологизированной?»

Однако поддержка желания и самостоятельности в юных субъектах - это нечто намного большее, чем количественно измеримые результаты. Это то, что позволяет смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Ведь по большому счету социализацию и школы нельзя сделать совсем безобидными (особенно если социальная ситуация сложна).

Мечтать о подобном - значит, продолжать наивно верить в то, чего не существует. Но если каждый, кто проходит этот путь, получит внутреннюю точку опоры, то «хорошие воспоминания от школы» станут вполне реальны для многих.

Возможно вы не знали:

Кинезиотерапия направление в медицине, ориентированное на лечение и профилактику болезней через рациональное движение, а также восстановление оптимальной работы мышц, сосудов и внутренних органов.

Гаптономия терапия посредством прикосновения, разработанная Францем Вельдманом. Одним из ключевых направлений гаптономии является пренатальная гаптономия, призванная создать гармоничный психотактильный контакт ребенка с родителями во время его внутриутробного развития.

Институциональная педагогика движение в педагогике, обращающее внимание на социально-институциональный контекст обучения. К его представителям относят Фернана Ори, Антона Семеновича Макаренко, Александера Сазерленда Нилла, Селестена Френе и других.

Обсуждение

где есть в Украине зеленые дверцы

23.10.2006 14:54:16, Ольга Тымунь

а почему вы считаете, что это доставляло дискомфорт ребенку? совсем нет, это была проблема матери и отца, а детям это не приносило вреда

08.04.2006 23:55:49, luna

ребенок не может воспринимать как нечто полезное, то, что все младенчество доставляло ему дискомфорт!

30.08.2005 22:32:48, Мурло

Статья очень полезная,мои друзья ходили с ребёнком в Зелёную дверцу
и маленькому ребёнку там хорошо.

13.01.2005 18:02:42, Марина

Комментировать статью "Утопии на завтра от Франсуазы Дольто"

ребенок на стороне. Ситуация, каких немало. Пока меня не коснулось, считала что решение на поверхности (развод и никаких гвоздей!). Когда дети подросли и находили себе на каникулы собственные интересные занятия - жена несколько раз съездила в экскурсионные поездки одна.

Обсуждение

Значит так. Желеть, знакомить... С какой стати?! Кто?! Я спрашиваю:кто Вас пожалел?! Вы именно Вы отдали ГОДЫ своей жизни этому подлецу. Признаюсь мои слова не просто пффф- мне 38 дочери 14, нечаянно узнала, что у мужа есть сын на стороне 4 года. Он его официально не признает, все...

28.10.2018 23:06:17, От меня

Что значит, вы не будете обделены? На того дитя ему что, Президент особенные деньги выделяет? Это уже минус. Время, силы и т.д. Нашли порядочного. Да козел он.

10.10.2018 17:32:17, Гость

Сегодня ребенок в полном адеквате, ест-пьет-какает нормально. Я склоняюсь к переутомлению, но мужа смущает, что всю ночь так было, а не только при засыпании(заснуть не могла она долго). Что это еще может быть?

Обсуждение

Мой сейчас тоже стал спать хуже (1,1)...Может тоже зубы? Иногда вроде ничего. А иногда(((и просыпается постоянно с криками и утром в полшестого стал вставать(пипец(((

Еще раз с годиком!!
Поддержу Римму, у Лёвы тоже четверки с приколами прорезывались, и оочень долго. А передние все легко и незаметно. Из серии первый раз заметила гематому там в год, потом она прошла, потом снова появилась, то больше, то меньше, прорезался зуб в 1,3. Для зубов характерны ночные боли.

"воспитание с любовью и логикой", там сборник разных авторов, " На стороне ребенка " Франсуазы Дольто, "Окна в мир ребенка " Вайолет Оклендер. Ну и мне очень пригодились "Семья и как в ней уцелеть" и книги вирджинии Сатир по семейной психологии, как ни странно...

Франсуаза Дольто " На стороне подростка" К сожалению, в электронном виде не нашла. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Обсуждение

Хоментаускас "Семья глазами ребенка" - вышла давно, в интернете не искала, в библиотеках точно можно найти Очень хорошая!
Мне очень понравилась книга Ирвинг Ялом "Мамочка и смысл жизни" - но это на любителей психологической психологии:)))

Симон Соловейчик "Педагогика для всех". Первый раз читается очень тяжело, но когда перечитываешь-соглашаешься с каждым словом.

Франсуаза Дольто считала, что права ребенка нарушены по трем причинам: - Научная литература, все более и более обильная, оспаривает у художественной монополию на знания о раннем возрасте. Рекомендуем книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ".

Обсуждение

А Вы у детей-то узнавали, что для них лучше?
Так случилось, что только сегодня я разговаривала с близкой родственницей (она была удочерена сразу после рождения женщиной, до 13 лет считала ее своей родной матерью, все годы ей приходилось ездить туда-сюда из дома в интернат из-за плохого здоровья приемной матери, считай гостевой режим). Так вот она говорит, к примеру, что лучше хоть какое-то внимание к дд ребенку, гостевой режим или даже одноразовые меры, чем совсем ничего. И она лично была рада хоть на выходные, да попасть домой.
К сожалению, и нужно быть реалистами, не всем найдутся семьи. Но никому не помешает внимание людей из "внешнего" мира. Ведь в той или иной мере сам контакт знакомит детей с этим самым внешним миром.

Деушки, ну что за базар вечно у вас?!
Что-то не поделили?! И кому это интересно кроме вас?!

Видела в магазине книгу Франсуазы Дольто " На стороне ребенка ". По описанию (и пролистыванию) - понравилось, наверное куплю. Но интересно - кто что думает об авторе или данной книге конкретно?

Обсуждение

местами интересно. а местами скучно. но прочитать стоит, имхо, много полезного.

Мы иногда ездим в Зеленую дверцу,там ее практически чтят как богиню.Они функционируют что называется "по ее заветам")))),мне их правила очень импонируют.Это,конечно,косвенный отзыв,но,надеюсь,Вам пригодится:-))))

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Наконец-то переиздана книга Ф. Дольто " На стороне ребенка ". Екатеринбург, У-Фактория, 2003.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!