Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ребенок после родов не дышит самостоятельно. Заложенность носа у новорожденного: причины и правильная чистка

Родители ребенка, особенно грудничка, часто беспокоятся по поводу его развития и адаптации к окружающему миру. Некоторые реакции малыша отличны от взрослых. Случается, что иногда ребенок во сне задерживает дыхание на несколько секунд. Внимательная мама обязательно его заметит и может очень испугаться за здоровье ребенка. Стоит ли опасаться? Каковы причины такого состояния крохи?

Причины задержки дыхания

Периодическое дыхание чаще всего может появляться у детей до 6 месяцев. Для них это считается нормой и не требует врачебного вмешательства. Целых 5–10% времени, проведенного ребенком во сне, может приходиться на такие паузы.

Неравномерное дыхание во время сна может иметь объективные причины:

  1. Кислородная недостаточность. Появляется синюшность конечностей, кожи вокруг рта или на теле. Чаще всего бывает у детей до 1 года. Симптомы – ребенок хватает ртом воздух, не может глубоко вдохнуть.
  2. Инфекционные заболевания. Добавляется свист, громкий храп, бульканье. Воспаление легких часто сопровождается увеличением ритма, его учащением.
  3. Сбившийся ритм в комплексе с одышкой говорит о том, что у ребенка повышенная температура тела. Одышка также может наблюдаться при проблемах с сердцем.
  4. Ложный круп и бронхит с обструкцией. Симптомы – сбившийся ритм, шумный выдох, кашель.

Типы задержки дыхания у детей

Выделяют два вида периодического дыхания в зависимости от симптоматики:

  1. Цианоидный. Симптоматика – внезапная остановка дыхания, быстрое распространение синюшности на конечности и лицо, цвет кожных покровов может быть от бледно-голубого до насыщенно-фиолетового.
  2. Второй вариант часто остается незаметным для родителей, поскольку вызывает бледность. Происходит резкий отток крови от кожи. Ребенок может даже потерять во сне сознание.

К этим симптомам могут добавиться судороги. Также повышается мышечный тонус. Поскольку периодическое дыхание возникает во сне, ребенок не может повлиять на ситуацию.

Осложнения частых остановок дыхания во сне

Встречается такое состояние наиболее часто у детей в возрасте до 2–5 лет. К 4 годам более чем у половины малышей все признаки исчезают. У 17% симптомы эпизодически могут возникать даже во взрослом состоянии.

Наиболее опасным состоянием, особенно для новорожденных и грудничков, является апноэ – внезапная остановка дыхания в процессе сна. Проявляется заболевание в посинении кожи (особенно вокруг рта и носа), нарушении работы сердца, кислородном голодании. Чаще всего им страдают недоношенные дети, у которых дыхательные центры в головном мозге не до конца сформированы. Имеет значение также наследственность, родовые травмы, осложнения при беременности мамы, инфекционные болезни.

К апноэ врачи относят эпизоды остановок сна более чем на 10 секунд и с частотой не реже 15 раз в час. СОАС (синдром обструктивного апноэ сна) возникает примерно у 2% детей. Чаще возникает после 2-летнего возраста. Причинами могут быть сахарный диабет, патологии ЛОР-органов, нервно-мышечные расстройства, ГЭРБ, артериальная гипертензия. Апноэ особо опасно для грудничков и новорожденных детей – заболевание может привести к внезапной смерти младенца.

Диагностика дыхания у малышей

При частых эпизодах периодического дыхания обязательно стоит показать ребенка педиатру. Ему может быть назначено обследование – полисомнография. Оно проводится в стационаре и может занять несколько дней (точнее, ночей). Перед сном на тело ребенка устанавливаются высокоточные датчики, которые на протяжении всей ночи будут фиксировать физиологические процессы в организме. Результаты показывают количество остановок дыхания и их продолжительность.

У новорожденных и грудничков дыхание в норме может быть прерывистым и неравномерным, поскольку не все системы и органы успели «дозреть». Перед посещением врача рекомендуется измерить частоту дыхания дома. У грудничков процесс измерения можно провести визуально, наблюдая за поднятием грудной клетки в течение минуты. Можно просто положить руку на грудь малышу и подсчитать вдохи.

Нормы частоты дыхания разнятся:

  • новорожденный – 40–60 вдохов за одну минуту;
  • 1–2 месяца – 35–47;
  • до трех лет – 28–35;
  • 4–9 лет – 24–30;
  • 10–12 лет – 18–20.

Запишите показания на листок и покажите участковому педиатру. Дополнительно могут потребоваться осмотры отоларинголога, невропатолога и других «узких» специалистов, если причиной периодического дыхания или апноэ является патология.

Методы лечения апноэ

Наиболее частой причиной апноэ у детей 2–7 лет является хронический тонзиллит или аденоидит, поэтому может быть порекомендована операция по удалению миндалин. Если причина в нарушенном носовом дыхании (например, аллергический или хронический ринит), показано симптоматическое лечение: промывание носовых ходов, использование сосудосуживающих препаратов. К апноэ может привести и аномалия развития носа или челюсти. В этом случае используется хирургическое исправление или ношение во время сна специальных устройств.

Для новорожденных и грудничков показана СИНАП-терапия при средней или тяжелой степени апноэ. Суть ее состоит в надевании ребенку перед сном кислородной маски, которая шлангом соединяется с аппаратом подачи воздуха. В этом случае остановки дыхания у детей во время сна исключены.

Важно знать, что делать родителям, если они обнаружили не дышащего ребенка. Обязательно разбудите его, только очень осторожно. Если кожа начала синеть, вызывайте скорую помощь. В случае, когда ребенок не начинает дышать, необходимо провести сердечно-легочную реанимацию до приезда скорой помощи. Любая пауза в дыхании более 10–15 секунд должна стать поводом для срочного обращения в больницу.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Когда ваш ребенок не дышит: детальный разбор мер реанимации

Шаг второй: очистите рот ребенка. Выньте любые посторонние предметы, пищу или жевательную резинку. Не действуйте вслепую и вытаскивайте только те предметы, которые четко видите. Если во рту ребенка скопилась рвота или жидкость, переверните его, чтобы она вытекла. Если вы подозреваете, что ребенок подавился, энергично похлопайте его по спине.

Шаг третий: положите ребенка так, чтобы его дыхательные пути распрямились. Ребенок лежит на спине, голова – на уровне сердца. Положите одну руку на лоб ребенка, а пальцы другой руки – на подбородок. Отодвиньте его язык от задней стенки гортани, оттянув подбородок одной рукой (другая в это время находится на лбу). Голова ребенка должна быть запрокинута, но не настолько сильно, как это делают у взрослых (это может перекрыть дыхательные пути младенца) – так называемая позиция для вдоха носом (сделайте несколько вдохов носом и заметьте, насколько при этом ваша голова отклоняется вверх и вперед). Скатанное полотенце, подложенное под шею, обычно дает правильный наклон головы. Этот угол немного увеличивается с возрастом ребенка. Ваши пальцы, держащие подбородок ребенка, не должны нажимать на горло; этой же рукой можно опустить нижнюю губу, чтобы рот оставался открытым.

Шаг четвертый: начинайте дыхание рот в рот.

– Для младенцев в возрасте до 1 года.

Накройте рот и нос ребенка вашим ртом и вдувайте воздух с силой, достаточной для того, чтобы его грудь поднималась. (Вдувайте воздух только изо рта – скорее дуйте, чем вдыхайте, причем более короткими вдохами, чем вы обычно дышите. Вдувая слишком большое количество воздуха в быстром темпе, вы можете повредить легкие ребенка, раздуть его желудок и остановить дыхание или вызвать рвоту.) Начинайте с 2 коротких вдохов. Посмотрите, поднимается ли при этом грудь ребенка.

Если она поднимается, значит, его дыхательные пути свободны и ваша техника правильная. Продолжайте дыхание рот в рот, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно. Темп вдыхания – через каждые 3 с (т. е. 20 раз в минуту).

Если грудь ребенка не поднимается, увеличьте давление, попытайтесь делать более сильные вдохи. Если дыхание не восстанавливается, грудь ребенка не поднимается, возможно, его дыхательные пути перекрыты проглоченным предметом или положение головы неправильное. Повторите вдыхание рот в рот или немедленно переходите к похлопыванию по спине и нажатию на грудь – методом, предназначенным для извлечения инородного тела.

– Для детей старше 1 года. Зажмите ноздри ребенка указательным и большим пальцами и крепко прижмитесь губами к его губам. Дальше поступайте так, как рекомендуется для младенцев, не достигших года.

Шаг пятый: проверьте пульс ребенка . Появление пульса означает, что сердце ребенка работает и искусственное дыхание можно прекратить. Простейший способ нахождения пульса у ребенка: нажать на точку на внутренней стороне его руки, между плечом и локтем. Другой способ – попытаться прощупать пульс на шее. Если у ребенка нет пульса, переходите к следующему шагу.

Шаг шестой: начните сжатия груди . Положите ребенка на твердую поверхность (на пол или на стол). Расстегните рубашку или снимите ее. Положите 2–3 пальца на грудь, ниже линии, соединяющей соски. Проводите сжатия груди (сердце находится справа, ниже) на глубину от 0,5 до 1,5 дюйма (1,52,5 см) с частотой не менее 100 сжатий в минуту (можно про себя считать: «и раз и два, и раз, и два…», говоря «и» при опускании и «раз», «два» и т. д. – при нажатии на грудь, ритм – плавный без рывков. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте ребенку искусственное дыхание рот в рот после каждого 5-го сжатия сердца, при этом проверяйте положение головы ребенка и смотрите за тем, поднимается ли его грудь. Не отнимайте пальцы между нажатиями (за исключением времени, когда делаете искусственное дыхание).

Если работают вместе два спасателя, один сжимает грудь, останавливаясь после каждых 5 сжатий, чтобы второй спасатель сделал искусственное дыхание рот в рот (такая координация движений и искусственного дыхания бывает обычно у натренированных спасателей).

Продолжайте проверять пульс каждые 5 мин, пока не прибудет скорая помощь. Остановите сжатия груди, когда у ребенка появится пульс, но продолжайте искусственное дыхание рот в рот, пока малыш не начнет дышать самостоятельно.

Итак, меры по реанимации включают:

А – очищение дыхательных путей : правильно расположите голову ребенка и очистите дыхательные пути, убрав все инородные тела, перекрывающие их.

Б – восстановление дыхания : проделайте дыхание рот в рот или рот в рот и в нос при правильном положении головы ребенка и с частотой 1 вдох за 3 с.

В – восстановление циркуляции крови : если вы не чувствуете пульса или биения сердца ребенка, проведите сжатия груди с частотой 100 в минуту.

Г – вызов скорой помощи : где бы вы ни находились, в течение 1–2 мин после начала мер по реанимации, необходимо вызвать скорую помощь.

Разница в сжатиях груди для младенцев разного возраста

Новорожденный: удобнее проводить сжатия груди, обхватив ее двумя руками ниже подмышек и сжимать концами больших пальцев.

Более старшин ребенок: используйте ладонь своей руки для более глубоких сжатий, примерно на 1–1,5 дюйма (2,5–3,5 см), с частотой около 100 сжатий в минуту.

Из книги Как вернуться к жизни автора А. П. Столешников

Разбор иностранной литературы по голоданию В вечно голодной России голодание как метод лечения не был известен, и не был популярен до самого конца 80-х годов 20-ого века, когда в России появились переводы брошюр Поля Брэгга и Герберта Шелтона. Поэтому в России до сих пор

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Когда ребенок появляется Некоторые приемные дети берут грудь сразу же. Других нужно задобрить. Это зависит от возраста ребенка, от того, кормила его биологическая мать или нет, от потребности ребенка в сосании и от его характера. Вообще дети, которые начинают жить со

Из книги Болят колени. Что делать? автора Сергей Михайлович Бубновский

КОГДА МАТЬ ИЛИ РЕБЕНОК БОЛЬНЫ Грудное вскармливание - лучшее лекарство, если вы или ваш ребенок заболели простудой, гриппом, диареей или многими другими заболеваниями. Ваше молоко поможет ребенку бороться с микробами. Если больны вы, у ребенка может проявиться только

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора Алексей Владимирович Ковальков

Часть II Разбор болезни, или Как не надо лечить колено

Из книги Стероидный московский лохотрон доктора Любера автора Юрий Борисович Буланов

Глава 3 ПОЧЕМУ МЫ ТОЛСТЕЕМ (разбор причин набора веса) Как наш организм набирает вес Кто конкретно виноват в увеличении массы тела Как худеть и при этом быть счастливым Почему женщины и мужчины худеют по-разному Каким образом 2 конфетки могут превратиться в

Из книги Книга от кашля. О детском кашле для пап и мам автора Евгений Олегович Комаровский

Б. Разбор «лохотрона» Анаболические стероиды. Часть I Анаболически-андрогенные стероиды.Такого медицинского термина, как «Анаболически-андрогенные стероиды» в медицине не существует. Не существует его так же и в быту. Это «отсебятина» автора книги, настоящее имя

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Светлана Васильевна Баранова

Болезни с кашлем, или когда РЕБЕНОК кашляет? Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Карл Людвиг Бёрне Список болезней, при которых может иметь место симптом под названием кашель, - это несколько сотен (если не тысяч) конкретных диагнозов.В этом,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Когда ребёнок нуждается в особом уходе Если ваш ребёнок родился преждевременно или возникли какие-либо медицинские проблемы, его могут оставить на некоторое время в отделении неонатальной интенсивной терапии. Конечно, вы будете чувствовать испуг, волнение и

Из книги Золотые правила очищения и голодания автора Геннадий Петрович Малахов

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга 2 автора Наталья Ивановна Степанова

ГЛАВА 2 Подробный разбор процессов голодания и восстановления Каждый человек, желающий провести голодание, всегда озадачен вопросом: сколько дней необходимо проголодать, чтобы выздороветь, омолодиться, приобрести особые способности? Учение о стадиях голодания и

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

О пользе и вреде дыхания Кто как дышит ТАК ГОВОРИЛ КОНСТАНТИН БУТЕЙКО: «Правильное дыхание не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже „стоит”

Из книги Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. автора Станислав Михайлович Мартынов

Когда ребенок не спит 230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как

Из книги автора

Так ли уж вредно, когда ребенок грызет свои ногти? А знаете ли вы, что по канонам китайской медицины ногти являются зеркалом печени? Бледный, тусклый их цвет всегда свидетельствует об изменениях в печени. О подобных функциональных отклонениях (а точнее, о недостатке

Из книги автора

Хорошо, когда ребенок силен в коленях и к тому же у него красивый пупок Хочу вас разу же предупредить. Пожалуйста, не настраивайтесь на шутливый лад, ибо далее речь пойдет о вполне серьезных вещах. Я сказал бы даже больше - об очередных профессиональных тайнах китайских

Мама склонилась над детской кроваткой, смотрит на спящего кроху и не может насмотреться. Это ее ребеночек, ее крошечка, ее кровиночка. Мама рассматривает милые черты, целует крошечные пальчики, прислушивается к дыханию малыша...

Без дыхания нет жизни

Дыхание ─ важный физиологический процесс, посредством которого в организм поступает кислород и выходит углекислый газ. Дыхание дает человеку энергию для жизни. Без дыхания не может жить ни одно живое существо на нашей планете. Человек без воздуха живет максимум 5-9 минут. Установлены мировые рекорды нахождения в безвоздушном пространстве до 18 минут, и то после проведения специальной подготовки.

Процесс дыхания человека делится на две ступени. При вдохе по воздухопроводящим путям в легкие поступает воздух, разделяющийся в крови на кислород и углекислый газ. Вторая ступень включает насыщение организма кислородом. Кислород разносится артериальной кровью от легких ко всем органам. Венозной кровью в легкие собирается углекислый газ, который выбрасывается при выдохе.

Учеными-биологами и медиками доказана возможность излечения различных заболеваний при помощи специальных дыхательных гимнастик. В России и странах мира известны методики В. Ф. Фролова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, И. П. Неумывакина, В. Н. Хрусталёва, которые доказали, что правильное частое дыхание помогает преодолеть болезни, улучшить самочувствие и даже постройнеть. Научить детей правильному дыханию можно с двух лет.

Дыхательная система младенцев

В грудном возрасте эта система имеет особое значение. Не все органы еще развились и работают в полной мере, поэтому дыхание новорожденного становится жизнеобеспечивающим моментом в организме крохи.

Почти все системы младенца, и дыхательная система в том числе, отличаются от соответствующих систем взрослого человека, их работа имеет возрастные особенности, обеспечивающие нужный возрастной режим.

Верхние и нижние дыхательные пути грудного ребенка слишком малы для полноценного глубокого дыхания. Носик и носоглотка короткие и узкие, поэтому даже небольшая соринка вызывает чихание малыша, а легкий насморк становится опасным из-за гиперемии слизистого слоя и уменьшения просвета носовых ходов и гортани. Не только заболевания, но и пыль и мелкие соринки, попадая в крохотный носик, вызывают сопение, посвистывание, храп.

Вот почему необходимо вовремя чистить носик малыша и прикладывать все усилия, чтобы не допустить простудных и вирусных заболеваний. Опасны в этом возрасте риниты, бронхиты, ларингиты, фарингиты и любые другие воспаления. Лучшим упреждающим действием для защиты от болезней, а также для развития дыхательной мускулатуры и улучшения дыхания являются массаж и гимнастика.

Специфика дыхания грудничков

Все крошечные системы и органы новорожденного работают в усиленном режиме. При рождении организм не сформирован, органы дыхания анатомо-физиологически незрелы, а организм ребенка работает, растет, развивается. Даже частота пульса у грудничка составляет около 140 уд/мин, то есть почти вдвое больше, чем у взрослого человека.

Дыхательная система новорожденного еще не зрелая, работает в усиленном режиме. В норме пульс у грудных детей доходит до 140 уд/мин

Мускулатура при рождении слабенькая, воздушные пути с узким просветом, маленькие ребрышки не помогают дыханию, у малышей не получаются глубокие вдохи и выдохи. Поэтому младенцам приходится применять частое дыхание, чтобы обеспечить себя кислородом. Малыши плохо умеют дышать ровно, их частое дыхание поверхностно, неравномерно.

Недоразвитие строения органов делает дыхание крохи поверхностным, одышливым, неритмичным, отрывистым, напряженным, с возможной дыхательной недостаточностью. Но с каждым днем первых лет жизни происходит рост и совершенствование отдела, а примерно в 7 лет эти органы формируются полностью.

Темп

Чаще всего младенец делает два-три коротких вдоха, затем один глубокий. Это нормально для 1-6 месячного ребенка, но требуется увеличение частоты вдохов и выдохов до 40-60 раз в минуту для полного обеспечения ребенка кислородом. В 9-12 месяцев вдохи и выдохи малыша становятся равномерными, ритмичными, спокойными.

Если малыш дышит без напряжения, без шумов и стонов, не раздувает крылья носика, то это норма. В противном случае покажите кроху доктору.


Нормой является плавное дыхание ребенка, без шумов, сипов, напряжения. Носик не раздувается, он не должен быть заложен

Частота

Количество дыхательных движений за одну минуту подсчитывается по движению грудной клетки, когда малыш находится в покое. Полученная частота дыхания ребенка сверяется с таблицей, в которой прописаны нормы для деток до года.

  • от рождения до двух недель ─ 40-60 вдохов-выдохов в минуту;
  • от 2 недель до 3 месяцев - 40-45;
  • от 4 месяцев до полугода - 35-40;
  • от 7 месяцев до годика - 30-36.

Для сравнения: частота дыхания взрослого человека составляет 16-20 в минуту, в период сна ─ 12-14.

Подсчитав частоту дыхательных движений, или ЧДД, педиатр определяет тип, глубину, ритм дыхания, а также правильно ли работают грудная клетка, брюшная стенка, и сердечно-сосудистая система в целом. Родителям есть смысл просчитывать, соответствует ли частота медицинским показателям, так как сбой может указывать на начало заболевания.

Тип дыхания

Определяется как грудной, брюшной и смешанный:

  • грудной тип характеризуется движениями грудной клетки;
  • брюшной ─ движениями диафрагмы и брюшной стенки,
  • смешанный ─ работает грудная клетка и диафрагма.

В первом случает недостаточно вентилируется нижняя часть легких, во втором ─ верхушки, вследствие чего возможен синдром застойных явлений. Смешанный тип дыхательных движений за счет расширения грудной клетки и движений брюшной стенки вентилирует легкие во всех направлениях.

Нарушения

Нарушения ритма или частоты сигнализируют о патологиях, которые у грудничков бывают бессимптомными или являются признаками каких-либо расстройств.

Так, синдром дыхательных расстройств может возникнуть на 1-3 сутки жизни крохи еще в роддоме. Но здесь неонатологи, педиатры, акушеры бесспорно помогут новорожденному.

Иногда маму пугают звуки, которые малыш издает носом, горлом, носоглоткой, легкими.


Кроха хрипит, дышит с затруднением, его дыхание учащено, при этом он капризничает, у него нет аппетита - покажите ребенка врачу

Если малыш здоров, дышит без усилия, беззвучно, значит дыхательные пути функционируют нормально. Все посторонние звуки обсуждайте с лечащим педиатром во избежание больших проблем.

  • Малыш хрипит, свистит, стонет ─ значит, дыхательные трубки сужены, воздух проходит с затруднением. Кроме того, такие звуки появляются в результате воспалений, спазмов, инфекций, отеков, попадания инородного тела. Признаком серьезных проблем при затруднении дыхания служит посинение вокруг рта, сонливость, невозможность издавать звуки. Срочно вызывайте скорую помощь, не тяните.
  • Вместе с хрипами появились кашель и насморк ─ значит, малыш простудился. Учащенное дыхание, крохе тяжело вдыхать и выдыхать, он капризничает, не ест ─ вызовите участкового врача, возможно, это бронхиальное заболевание.
  • Синдром затруднения носового дыхания выливается в заложенность носика и может являться расстройством.
  • Иногда из дыхательных путей слышится бульканье. Это слюна, которую малыш не успевает проглотить, скапливается в горлышке и создает булькающие звуки при прохождении воздуха. Этот синдром вскоре проходит.
  • Довольно распространенное расстройство, когда ребенок храпит во сне, вдыхает ртом чаще, чем носом, ─ это еще одно из расстройств и тоже повод для визита к доктору, возможно, увеличены аденоиды.
  • Ребенок задыхается, если поперхнется, или очень часто дышит и замрет. Это нормально для малышей до 6 месяцев, но врачу об этом скажите обязательно.
  • Остановка дыхания на несколько секунд случается довольно часто у крохотных детишек. Это пугает мам, они не знают, что делать, но все обычно проходит само собой. Возьмите малыша вертикально, побрызгайте холодной водичкой в лицо, дайте свежий воздух, похлопывайте по спинке и попке.
  • Синдром апное ─ пугающая пауза в дыхании от 10 до 20 секунд, затем дыхание восстанавливается.


Короткие паузы во время сна случаются часто у грудничков, но предупредить доктора нужно обязательно.

Норма

  • Частое появление посторонних звуков при вдохе в то время, как малыш нормально развивается и прибавляет в весе, пусть не пугает вас, малыш перерастет это к 1,5 годам.
  • В радостном возбужденном состоянии, при сильной заинтересованности или во время физической активности малыш начинает часто дышать. Это естественное состояние.
  • Во сне новорожденный может хрипеть, булькать, мурлыкать, хрюкать, петь птичкой, и все эти нормальные звуки дыхания не вызывают расстройств, а обусловлены пока еще несовершенным строением носоглотки.

Мы знаем, что люди и животные на Земле дышат кислородом, а углекислый газ считаем ненужным, мы выдыхаем его. На самом деле углекислота не менее важна, чем кислород, потому что кислород дает нам энергию, сжигает органику, а углекислый газ участвует в регулировании обмена веществ. При дыхании, прежде чем выйти во вне на выдохе, углекислый газ участвует в жизнедеятельности организма. Он успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, обезболивает, синтезирует аминокислоты, способствует дыханию.

И еще. Оказывается, при сильном, громком крике у малыша страдают легкие - они буквально разрываются. Грудной ребенок может кричать, если голоден или ему холодно и нездоровится. Давайте позаботимся о крошках, чтобы им не приходилось рвать легкие.

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Если малыш рождается раньше срокадо 37 недели беременности – он считается недоношенным.

Существует несколько степеней недоношенности новорожденных. Легкая, как правило, не представляет опасности для здоровья малыша, тяжелая – требует серьезного медицинского ухода.

Легкая степень недоношенности

Если малыш появляется на свет между 32 и 36 неделями беременности, современная медицинская помощь позволяет ему избежать проблем со здоровьем.

Грудное молоко для недоношенных

Полноценное кормление грудью доступно не всегда. Так, недоношенные дети, как правило, не имеют сосательного рефлекса – их кормят через зонд. Не обязательно переводит младенца на искусственное вскармливание. Сцеживание – это выход .

В отдельных случаях у детей с легкой степенью недоношенности не успевают окончательно созреть легкие. Им требуется дополнительная помощь при дыхании: искусственная вентиляция легких или дополнительная подача кислорода в первые дни жизни.

У многих малышей с легкой степенью недоношенности возникают проблемы с питанием. Родившиеся до 34-35 недели, дети не способны сосать самостоятельно – их приходится кормить при помощи зонда.

Поэтому малыши, появившиеся на свет в это время, вынуждены оставаться в детском отделении больницы или роддома еще несколько недель, пока не смогут начать самостоятельное питание.

Кроме того, в течение нескольких недель все недоношенные дети могут испытывать проблемы с подержанием температуры тела. В этом случае их оставляют в кувезе – специальном боксе для новорожденных – для поддержания оптимальной температуры и наблюдения за сердечной деятельностью и дыханием.

В дальнейшем, после выписки, родители должны тщательно следить за температурой тела ребенка . Недоношенных детей легко перегреть или простудить.

Средняя степень недоношенности

Ребенок рождается на свет на 28-31 неделях беременности. У детей, появившихся на свет на этом сроке, легкие еще не полностью созрели для дыхания. Как правило, им требуется помощь в виде искусственной вентиляции легких или подачи постоянного потока воздуха, обогащенного кислородом, для поддержания положительного давления в дыхательных путях.

Большинству детей со средней степенью недоношенности такая помощь требуется в течение достаточно короткого времени.

Если ребенок находится на искусственной вентиляции легких, его питание производят через внутривенный катетер. Дети, которые дышат самостоятельно, могут питаться материнским молоком через зонд до тех пор, пока не научатся самостоятельно сосать.

Сильная степень недоношенности

Малыш появляется на свет раньше 28 недели беременности. Раньше такие дети выживали крайне редко, но современная медицина позволяет выхаживать и таких малышей.

Практически у всех детей, появившихся на этом сроке, легкие еще не развиты – большинству из них требуется искусственная вентиляция легких или подача потока воздуха, обогащенного кислородом.

Легкие могут поддерживать функции дыхания с 22-24 недели внутриутробного развития, но альвеолы, необходимые для нормального усвоения кислорода, развиваются только на 28-30 неделях беременности.

Кроме того, сильно недоношенные дети не могут самостоятельно питаться и поддерживать температуру тела. Родителям таких малышей надо понимать, что ребенок задержится в детском отделении надолго.

Чем опасно для детей появление на свет до срока?

У малышей, которые родились раньше 37 недели беременности, могут возникать проблемы, связанные не только с отсутствием сосательного рефлекса.

Чем меньше срок, на котором родился ребенок, тем выше у него риск развития различных заболеваний, характерных для недоношенных детей.

Неразвитые легкие

Набольшую опасность представляют легочные нарушения. Например, синдром затрудненного дыхания новорожденных , при котором незрелые легкие малыша не могут полноценно расправиться. Для вдоха ребенку приходится прикладывать значительные усилия.

Такие дети нуждаются в искусственном поддержании дыхания.

Остановка дыхания

У недоношенных детей еще не до конца сформирован дыхательный центр головного мозга. Если человек дышит недостаточно часто, команда из ствола мозга компенсирует это более глубоким дыханием.

Новорожденные дети, напротив, дышат неглубоко и неравномерно, у них бывают периоды слишком медленного дыхания. Если они возникают слишком часто, врачи говорят о развитии остановки дыхания, или апноэ .

Малыш с таким нарушением нуждается в постоянном наблюдении в первые недели жизни. По мере роста ребенка риск апноэ уменьшается.

Особенности сердца

Во время внутриутробного развития кровь ребенка практически не проходит через его легкие ввиду особенностей строения сердца. Сердце эмбриона выталкивает кровь из правого желудочка не в легочную артерию, а в аорту – через отверстие, которое называется артериальный проток.

Вскоре после рождения у доношенных малышей он зарастает, а у недоношенных – может оставаться открытым. Это приводит к повышенной нагрузке на легкие и сердце. Такое состояние требует медикаментозного или даже хирургического лечения.

Инфекции, проблемы обмена и слепота

Инфекции поражают недоношенных детей чаще, чем малышей, родившихся в срок. Одна из причин такой уязвимости – незрелость иммунной системы , при которой антитела в крови ребенка вырабатываются в недостаточном количестве.

Также опасны для недоношенных малышей и вирусные инфекции, которые у других младенцев вызывают лишь легкие симптомы простуды.

Кроме того, у детей, появившихся на свет раньше срока, могут возникнуть проблемы с усвоением питательных веществ, а также недостаток гемоглобина, связанный с низкой скоростью образования красных кровяных телец – эритроцитов.

У недоношенных детей может развиваться и поражение сетчатки глаза – ретинопатия недоношенных , без раннего лечения приводящая к слепоте .

Именно поэтому недоношенные малыши должны оставаться под наблюдением врачей-неонатологов с самого рождения и до момента, когда их организм будет готов к самостоятельной жизни.

Самое важное

Ребенок, появившийся на свет даже до 28 недели беременности, может не только выжить, но и со временем догнать в развитии доношенных детей.

Все недоношенные малыши требуют тщательного ухода и наблюдения врачей, чтобы избежать заболеваний, вызванных незрелостью их организма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!