Как общаются мальчики и девочки дошкольного возраста. Мальчики и девочки
Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первомгоду жизни.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Сторонники гендерной типизации убеждены, что: следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей: родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.
К З годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация). «Я - мальчик», «Я - девочка».
Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.
После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста -- это и отношения мальчиков и девочек.
Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.
В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.
Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.
Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).
Игра в транспорт, играют мальчики.
В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.
Дети группируются по полу.
Возникает общность интересов.
Появляется специфическое чувство «МЫ» «Мы мальчики», «Мы девочки».
Возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.
Мальчики стараются быть - сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки -- аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -- только для мальчиков и только для девочек .
Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.
В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.
Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации .
Таким образом, общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни.
Мальчики:
¦настойчивее требуют внимания матери;
¦играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);
¦более агрессивны;
¦обладают большей силой.
¦усерднее стараются вызвать мать на разговор;
¦больше требуют ласки.
Ранние половые различия в поведении детей определяются:
¦биологическими факторами (например, агрессивность);
¦социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).
С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.
С девочками же чаще разговаривают матери.
Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.
Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.
Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.
Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.
Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные роли в будущем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения.
В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).
Таблица 9.4
Стереотипы полового поведения
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.
К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация («Я - мальчик» или «Я - девочка»).
Осознание своего «Я» включается в осознание собственной принадлежности к тому или иному полу.
После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.
Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки общаются и перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Общение мальчиков и девочек
В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.
Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.
Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.
Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).
В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:
¦дети группируются по полу;
¦возникает общность интересов;
¦появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы - мальчики» или «Мы - девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.
Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.
Ситуация. В новелле О. Бальзака «Наивность» есть описание сцены, в которой действие происходит перед картиной с изображением Адама и Евы.
Маленький брат спросил сестренку: «А кто из них Адам?» - «Глупенький! - ответила девочка. - Как же можно это узнать, раз они не одеты?»
OJО чем свидетельствуют подобные суждения детей?
Каков примерный возраст детей?
Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.
Ситуация. Детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями другого пола. Мужчина был няней, а женщина - капитаном большого теплохода. После просмотра фильма ребятишкам задали вопрос: «К/рр был няней, а кто капитаном?».
ШДайте прогноз возможных ответов детей.
Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18
)Рис. 9.18. Роль взрослого в половой идентификации ребенка
Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине родителей сообщили, что малыш - мальчик, другой сказали, что девочка.
2Будут ли реакции родителей одинаковыми?
Какие реакции будут приписывать детям?
Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.
Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.
2 Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?
Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.
Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.
Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.
2 В чем смысл подобного воспитания?
Разделяете ли вы подобную точку зрения?
Решение. Цель такого воспитания - помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.
Сначала разберитесь, в чем ошибка.
· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Уважаемые коллеги, вы знаете, как важно научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола. Чтобы вам проще было решать эту задачу, мы предлагаем несколько простых советов.
- Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.).
- Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении.
- Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребенка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания. Особое место занимает помощь родителям в сохранении и укреплении семейных традиций.
- Формируйте у ребенка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду», как инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка», праздники: «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», дни рождения детей, конкурсы: «А ну- ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и др.
- Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям о том, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжелую (но посильную детям) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.
- В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учетом пола ребенка (игры мальчиков, девочек, совместные игры).
- Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
- Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребенок не получит ответа, он найдет его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
- Организуйте консультации и беседы с родителями воспитанников если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Дипломная работа
Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы общения в дошкольном возрасте
1.1Проблемы общения и межличностных отношений в психологии
1.2Общество сверстников в группе детского сада
3Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста
2.1Организация и методы исследования
2.2Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность исследования . В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.
Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В дипломной работе также были использованы работы по проблеме общения в дошкольном возрасте таких исследователей, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. и т.д.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ре