Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Эссе на тему "Для чего я изучаю педагогику?". Обоснуйте, почему педагогика является самостоятельной наукой и охарактеризуйте ее связь с другими науками

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОТ НАУЧНОЙ

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

Народная педагогика (этнопедагогика) и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: общества и профессионального педагога.

Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, Я.М. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: “Народная педагогика- это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс”.

Близкое этому определение дает также Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика- область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

В этих и других определениях народной педагогики выявляется ряд общих положений. Это- эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это - клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители - таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи- век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и другие.

Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.

Наряду с понятием и термином “народная педагогика” утвердился другой термин - “этнопедагогика”, впервые предложенный Г.Н. Волковым в 60-е годы ХХ века. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин “этнопедагогика” отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий. Народная педагогика относится к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, а этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки (И.Т. Огородников).

Таким образом, народная педагогика существует в народных массах, практически проявляет себя на бытовом уровне, отражает эмпирический опыт воспитания. Она не осмыслена как теория, не систематизирована. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое осмысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков. Применительно к конкретному народу она уточняется: этнопедагогика русского, польского, белорусского и других народов.

Научная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение. К.Д. Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Народную педагогику (этнопедагогику) и научную педагогику можно сравнить по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний

Способ получения народных педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в народной педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний

Народные педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Народные и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в народной педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом народных понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В народной же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний

Способы передачи знаний народной педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.


История педагогики уходит своими корнями в далекое прошлое. Вместе с первыми людьми появилось и воспитание, однако наука об этом была сформирована гораздо позже. Первопричиной возникновения любой научной отрасли называют жизненные потребности. При появлении необходимости обобщить опыт воспитания и создать особые учебно-воспитательные учреждения для подготовки подрастающего поколения начала формироваться как отдельное направление педагогика. Это означало активизацию процесса вычленения теоретических начал подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме. Максимальное значение воспитанию детей поначалу придавали только в наиболее развитых государствах - Китае, Греции, Египте и Индии.

Вскоре также удалось обнаружить, что социум развивается медленнее или быстрее в зависимости от того, на каком уровне в нем находится воспитание подрастающего поколения.

Неоценимый вклад. Античность

Философию древних греков называют колыбелью всех европейских систем воспитания. Ее ярчайший представитель - это Демокрит. Он указывал на схожесть воспитания и природы, утверждая, что воспитание перестраивает индивида, тем самым преобразовывая мир вокруг.

Наука педагогика получила дальнейшее развитие благодаря трудам Сократа, Аристотеля и Платона. Они занимались разработкой важнейших идей и положений, связанных с формированием личности.

Плодом греко-римской педагогической мысли стал труд «Образование оратора». Его автор - Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский философ.

Средневековье

В этот период Церковь занималась монополизацией духовной жизни общества и направлением воспитания в исключительно религиозное русло. Развитие педагогики происходило далеко не такими темпами, как в Античности. Наблюдалось многовековое закрепление незыблемых принципов догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать столетий. практически не развивалась, даже несмотря на старания таких просвещенных философов, как Августин, Тертуллиан, Аквинат.

Эпоха Возрождения

Это время характеризуется как намного более благоприятное для развития педагогики, нежели Средневековье. Оно ознаменовано деятельностью целого ряда педагогов-гуманистов - Франсуа Рабле, Витторино да Фельтрэ, Мишеля Монтеня и других.

Наука педагогика отделилась от философии благодаря трудам Яна Амоса Коменского (Чехия). Результат его работы - «Великая дидактика» - одно из первых научно-педагогических произведений. Неоценимый вклад в развитие этой науки внес и Джон Локк. В «Мыслях о воспитании» он высказал свое мнение о взращивании настоящего джентльмена - человека, который уверен в себе и способен сочетать отличную образованность с деловыми качествами, твердостью убеждений и изяществом манер.

Новое время

История педагогики не была бы полной без имен таких известнейших западных просветителей, как Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Адольф Дистервег, Иоганн Фридрих Гербарт и Иоганн Генрих Песталоцци.

Русская педагогика обрела мировую славу благодаря Константину Дмитриевичу Ушинскому. Благодаря ему произошел настоящий переворот в теории и практике рассматриваемой науки. Он отмечал, что целью воспитания является подготовка к труду жизни, а не к счастью.

Немаловажное влияние на развитие педагогики оказали Эдвард Торндайк и Джон Дьюи, Мария Монтессори и Крупская и Вентцель, Макаренко и Сухомлинский, а также Данилов.

Современное положение дел

В последние десятилетия удалось достичь существенных успехов в ряде областей педагогики, и в первую очередь в работе над новыми технологиями дошкольного и начального школьного обучения. Качественные специализированные компьютерные программы помогают управлять учебным процессом и, следовательно, достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени.

Современная педагогика ознаменована активной работой над созданием авторских школ, научно-производственных комплексов и экспериментальных площадок. строится на гуманистических личностно-ориентированных принципах. Тем не менее, педагогика - это наука, которая пока что не обладает единым общим взглядом на то, как именно следует работать с подрастающим поколением. Не одно столетие сосуществуют два абсолютно разных подхода. Согласно первому, воспитывать детей нужно в повиновении и страхе. Согласно второму - с лаской и добротой. При этом если бы самой жизнью один из подходов был категорически отвергнут, то он просто перестал бы существовать. В данной ситуации проявляются основные проблемы педагогики, и точного ответа на вопрос о том, как поступать, пока не найдено. Иногда максимальную пользу социуму приносят люди, воспитанные по жестким правилам, а иногда - интеллигентные, мягкие и добрые. При этом у авторитарного метода работы с детьми имеется четкое научное обоснование. Согласно И.Ф. Гербарту, детям с рождения присуща «дикая резвость», вот почему воспитание только в строгости может привести к реальным результатам. Основными приемами он называл угрозы, наказания, запреты и надзор.

Протестом против такого рода воздействия на личность стала теория свободного воспитания. Ее автор - Ж.Ж. Руссо. Сам Жан Жак и его последователи выступали за уважение детей и стимуляцию процесса их естественного развития. Таким образом, сформировалось новое направление - гуманистическая педагогика. Это система Она отводит воспитанникам роль равноправных, сознательных и активных участников учебно-воспитательного процесса.

Как определить степень гуманизации воспитательного процесса? Она находится в зависимости от того, насколько полно обеспечены предпосылки для самореализации индивида.

Основы педагогики. Выделение объекта, предмета, задач и функции науки

Объект педагогики - индивид, который развивается в ходе воспитательных отношений. Исследователи не пришли к единому мнению о том, что является предметом рассматриваемой науки. Приведем мнения разных авторов: предмет педагогики - это воспитание личности как особая функция социума (Харламов); система объективных законов конкретного исторического процесса воспитания (Лихачев); воспитание, обучение, образование, творческое развитие и социализация индивида (Андреев).

Источники развития науки

Опыт, основанный на многовековой практике воспитания, закрепляемый образом жизни, традициями, обычаями.

Труды философов, обществоведов, психологов и педагогов.

Принципы текущей практики воспитания.

Данные, полученные благодаря специально организованным исследованиям.

Опыт педагогов-новаторов, разрабатывающих оригинальные системы и идеи воспитания.

Задачи

Рассматриваемая наука призвана способствовать проведению исследований с целью увеличения запаса разработок, открытий и конструирования моделей образовательно-воспитательных систем. Это научные задачи. Что касается практических, то среди них выделяют образование и воспитание школьников. Кроме того, задачи подразделяют на временные и постоянные. К первым относится организация библиотек электронных учебных пособий, работа над стандартами педагогического профессионализма, выделение основных стрессовых факторов в деятельности учителя, разработка дидактической базы обучения лиц с ослабленным здоровьем, развитие инновационных технологий подготовки будущих педагогов и т.д. Среди постоянных задач выделяют следующие: выявление закономерностей в сфере обучения, воспитания, образования, управления воспитательными и образовательными системами; изучение опыта педагогической деятельности; работа над новыми методами, формами, средствами, системами воспитания и обучения; прогнозирование трансформаций в образовательном процессе в ближайшем и отдаленном будущем; внедрение результатов, полученных в ходе исследований, в практику.

Функции

Педагогика - это наука, благодаря которой обеспечивается реализация всех воспитательных и образовательных функций на технологическом и теоретическом уровнях. Рассмотрим функции теоретического уровня:

Объяснительная. Заключается в описании педагогических фактов, явлений, процессов, а также в объяснении того, при каких условиях и почему процессы воспитания протекают так, а не иначе.

Диагностическая. Состоит в установлении состояния определенных педагогических явлений, эффективности деятельности учителя и учащихся, а также в определении причин, обеспечивающих успех.

Прогностическая. Заключается в доказательственном предвидении развития обучающей и воспитательной деятельности, включающем как теоретические, так и практические элементы.

Что касается технологического уровня, он предполагает реализацию следующих функций:

Проективной, связанной с разработкой методической базы (пособий, рекомендаций, планов, программ).

Преобразовательной, направленной на внедрение достижений педагогики в воспитательную и образовательную практику с целью ее улучшения и трансформации.

Рефлексивной и корректировочной, предполагающих оценку воздействия проведенных исследований на педагогическую практику.

Воспитательно-образовательную, реализуемую через воспитание, обучение и развитие личности.

Базовые правила и принципы педагогики

Наука может называться зрелой лишь в том случае, когда она максимально раскрывает сущность рассматриваемых ею явлений и способна спрогнозировать трансформации в сфере и явлений, и сущности.

Под явлениями подразумевают конкретные события, процессы или свойства, которые выражают внешние стороны реальности и представляют собой форму проявления некой сущности. Последняя, в свою очередь, состоит в совокупности отношений, глубинных связей и внутренних законов, устанавливающих характерные черты и направления развития материальных систем.

Без теоретического анализа принципов, правил и закономерностей педагогики не представляется возможным организовать эффективную образовательную и воспитательную практику. В настоящее время выделяют следующие законы рассматриваемой науки:

Единства и целостности педагогического процесса.

Взаимосвязи теоретических и практических компонентов.

Развивающего и воспитывающего обучения.

Социальной направленности целей.

Как утверждал В.И. Андреев, педагогический принцип представляет собой одну из научных категорий, выступающую базовым нормативным положением, базирующимся на установленной закономерности и характеризующим методику решения педагогических задач определенного класса. Согласно П.И. Пидкасистому, педагогический принцип - это основное руководящее положение, которое подразумевает последовательность действий в значении постоянства, а не очередности.

Индивида в процессе обучения базируется на осознании того, что процесс обучения будет эффективным при активном участии школьников в познавательной деятельности.

Принцип систематичности обучения базируется на определенной системе преподавания и усвоения знаний, которая структурирует материалы, основываясь на причинно-следственных и родовых связях с позиции выделения частного и общего.

Придерживаясь принципа последовательности, педагоги обеспечивают динамику продвижения мыслей учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному и т.п.

Согласно обучения, отбор дидактических материалов проводится на основе оптимального соотношения занимательности и сложности, а также информации о возрасте учащихся и уровню их практических и мыслительных действий.

По принципу научности содержание изучаемых материалов должно знакомить с теориями, объективными фактами, законами.

Правила педагогики - руководящие положения, касающиеся отдельных вопросов обучения и воспитания. Следование им обеспечивает формирование наиболее оптимальной тактики действий и стимулирует эффективность решения разного рода педагогических задач.

Отдельное педагогическое правило можно назвать ценным в том случае, если оно должным образом сочетается с другими, подчиняющимися тому или иному принципу. К примеру, в целях реализации принципа активности и сознательности учителю рекомендуется придерживаться следующих правил:

Уделять внимание разъяснению целей и задач предстоящей деятельности;

Заниматься формированием мотивов учащихся и опираться на их интересы;

Обращаться к интуиции и жизненному опыту школьников;

Использовать наглядные примеры для иллюстрации нового материала;

Следить за тем, чтобы было понято каждое слово.

Педагогические ценности - это нормы, регулирующие деятельность учителя и выступающие в виде познавательной системы как опосредующего и связующего звена между установленным мировоззрением общества в сфере образования и трудом педагога. Они формируются исторически и закрепляются как формы социального сознания.

Отрасли и разделы

В процессе развития любая наука расширяет свою теоретическую базу, получает новое содержание и осуществляет внутреннюю дифференциацию важнейших направлений исследований. И сегодня понятие «педагогика» подразумевает целую систему наук:

Общая педагогика. Эта дисциплина является базовой. Она занимается исследованием основных закономерностей воспитания, разрабатывает основы процессов обучения в образовательных учреждениях всех типов. Указанная дисциплина состоит из введения в педагогическую деятельность, общих основ, дидактики, теории управления образовательными системами, методологии педагогики, философии и истории образования.

Возрастная педагогика направлена на изучение особенностей воспитания индивида на разных возрастных этапах. В зависимости от этой характеристики различают перинатальную, ясельную, дошкольную педагогику, а также средней школы, профессионально-технического и среднего образования, педагогику высшей школы, андрогогику и педагогику третьего возраста.

Специальная педагогика занимается разработкой теоретических основ, принципов, методов, форм и средств образования и воспитания индивидов с нарушениями физического и психического развития. В ее состав включают такие разделы, как сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика и логопедия.

Благодаря профессиональной педагогике производится теоретическое обоснование и разработка принципов образования и воспитания человека, занятого в конкретной сфере трудовой деятельности. В зависимости от определенной области выделяют производственную, военную, инженерную, медицинскую, спортивную и военную педагогику.

Социальная педагогика. Данная дисциплина занимается изучением закономерностей общественного воспитания и обучения детей. Социальная педагогика включает практические и теоретические разработки в сфере как внешкольного воспитания, так и образования детей и взрослых.

Задача лечебной педагогики - разработка системы образовательно-воспитательного процесса занятий с ослабленными или больными учащимися.

Гендерная педагогика рассматривает способы создания комфортной для детей обстановки в школе и пути решения проблем социализации.

Этнопедагогика выявляет закономерности и характерные черты народного и этнического воспитания на базе археологических, этнографических, этнолингвистических и социологических методов.

Благодаря семейной педагогике разрабатывается система принципов образования и воспитания детей в семье.

Задача сравнительной педагогики - исследование закономерностей развития и функционирования воспитательных и образовательных систем разных стран.

Исправительно-трудовая педагогика на теоретическом уровне обосновывает варианты перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Тесная взаимосвязь

Психология в педагогике применяется для описания, толкования и упорядочивания фактов. Кроме того, рассматриваемая наука неразрывно связана с физиологией, поскольку для выявления механизмов управления психическим и физическим развитием учеников важно учитывать закономерности жизнедеятельности организмов. Наиболее сложные отношения установились между педагогикой и экономикой. Последняя способна влиять на развитие образованности социума. При этом системой экономических мер можно оказать активизирующее или тормозящее воздействие на востребованность получения новых знаний, и этот момент тоже учитывает педагогика. Образование как система постоянно нуждается в экономическом стимулировании.

Стабильное положение

В настоящее время никто не стремится подвергнуть сомнению научный статус педагогики. Общепризнано, что ее целью является познание законов воспитания обучения и образования человека, чтобы на этой основе определить наилучшие способы достижения целей педагогической практики. По мнению большинства исследователей, данная наука стандартным образом состоит из теоретической части (аксиомы, принципы, закономерности, темы по педагогике) и практической (технологии, приемы, методы).

НИИ

В России развитию педагогики уже давно уделяется повышенное внимание. С целью совершенствования данной науки еще в СССР было открыто два научно-исследовательских института. Первый просуществовал с 1924-го по 1939-й год. Это Государственный институт научной педагогики. Он располагался на набережной Фонтанки.

Научно-исследовательский институт педагогики, образованный в 1948 году, занимался рассмотрением истории и теории, а также методов обучения. В 1969 г. он преобразовался в Институт общего образования взрослых.

Напутствие учителям

Гуманистические параметры образовательной деятельности - то, на чем основывается современная педагогика. Темы научных исследований, проводимых в этой области, призваны помочь учителям фиксировать расхождения между сущным и должным, реальностью и идеалом. Современный педагог должен стремиться преодолевать эти разрывы и совершенствоваться, формировать четкое мировоззренческое самоопределение в целях эффективной передачи знаний учащимся и успешной воспитательной работы.

Итак, основу педагогической специальности, педагогической профессии составляет особая наука - педагогика.
Казалось бы, зачем нужна еще одна наука, если есть физиология, психология, медицина, антропология (ант-ропос - человек), психолингвистика, социология и, наконец, философия, изучающие человека всесторонне, с разных позиций. Может быть, для получения педагогической
8
профессии достаточно этих наук? Ведь физиология выявляет закономерности развития организма ребенка, того естественного начала, которое заложено в него еще до рождения; психологов интересует формирование психических качеств личности, таких как восприятие, ощущение, память, мышление, эмоции, характер, темперамент и др. Медицина имеет своей целью охранять, лечить, формировать здорового человека; психолингвистика изучает закономерности становления речи ребенка как средства общения, выражения мысли, степени сформированности памяти; антропология исследует человека как целост-ность; социология рассматривает человека как члена различных групп, коллективов, общностей; философия интересует человека как активного участника общественного, исторического развития. И, конечно, нельзя в этом списке забывать биологию, где человек выступает как часть природы. А есть еще экология, кибернетика,
бионика и т. д. и т. п.
Да, человек присутствует в любой науке, даже в таких, как математика, физика, химия. В них он - ученый-первооткрыватель, изобретатель и творец.
Но ни одна из названных выше наук не отвечает на очень важные вопросы: «Какова цель развития человека, зачем его надо обучать и воспитывать? Чем человек биологически отличается от других живых существ?»
Оказывается, только педагогика может ответить на вопрос о целях и задачах обучения, воспитания ребенка, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал.
Являясь социальной наукой, педагогика раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса, подчиненного общественным, социальным целям формирова-ния не только человека, уникальной творческой личности, но и самого общества, членом которого является воспитываемый человек.
Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.
Педагогика отличается от других, выше перечисленных наук о ребенке и человеке в целом тем, что она теснейшим образом связана с обществом, с его развитием, потребно-стями. Действительно, например, физиологии безразлич-
9
но, в какой стране растет и развивается ребенок: в России ли, в Африке, в США или какой-либо другой стране. Развитие человеческого организма подчиняется общим закономерностям природы человека, его сущности как одного из представителей, обитателей земного, а может быть, и космического мира. Это развитие не зависит от того, какой общественный, социальный строй имеет государство, в котором родился ребенок. На его физиологическое развитие влияет только природная среда, питание, медицинское обслуживание и другие естественные факторы. Физиология изучает человека и его развитие в том виде, в каком его создала природа, эволюция.
Педагогика же имеет дело с человеком не только как с природным, естественным существом, не только как с частью мира (хотя она обязательно должна учитывать природные задатки, индивидуальные особенности нервной организации и т. п.), а как с существом деятельным, творческим, активным, способным предвидеть, прогнозировать, планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жиз-ни, своих личностных интересов. Ведь человек только тогда становится человеком, когда он живет в коллективе других людей - в человеческом обществе. Доказательством тому служат судьбы маленьких детей, по несчастному стечению обстоятельств выросших среди животных. Такие случаи в истории известны, и одну из них в художественной форме описал Р. Киплинг в великолепнейшей повести «Маугли». Мальчик рос, развивался, приобретая повадки зверей, но не человеческие привычки, поведение, ценности. В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведе-ния, шедевры техники. Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников.
Одновременно ребенка надо научить жить в обществе людей.
Вот отсюда и следует основная задача педагогики как науки - сделать «человека человеком», или, как говорил наш философ Э. В. Ильенков, она должна помочь «. . . лич-ности выделаться».
10
Руководство к педагогике, или науке воспитания

Зачем нужна человечеству педагогика

Педагогика как наука о воспитании имеет глубокие исторические корни, поскольку еще с древних времен у любого народа в любой части земного шара существуют определенные правила, в соответствии с которыми и воспитывается подрастающее поколение. При этом, правила имеют не только практическую направленность, но и формируют у подрастающего поколения моральные ценности и нормы, присущие конкретному народу.

В основе педагогической специальности лежит особая наука - педагогика. Попробуем разобраться, насколько педагогика нужна человечеству, особенно на современном этапе его развития.

С одной стороны, еще одна наука, которая занимается изучением человека, излишняя. Ведь есть и медицина, и антропология, и физиология, а также комплекс общественных наук (философия, социология и культурология).

Все перечисленные науки изучают человека всестороннее, с разных точек зрения, используя разные методики и парадигмы исследования.

Поскольку человек - уникальный феномен, то и изучение его должно быть разноплановым и в любой науке так или иначе поднимается вопрос о сущности и особенностях человека, будь то философия или физика.

С другой стороны, ни одна из перечисленных наук не даст ответ на вопрос: «В чем состоит цель развития человека? Зачем нужно обучать и воспитывать ребенка? В чем состоит биологическое отличие человека о других живых организмов?». Только педагогика может ответить на эти вопросы и более того, педагогика выражает общечеловеческие идеалы в форме конкретных методик воспитания и обучения ребенка.

Поскольку педагогика - это и социальная наука, то она занимается раскрытием закономерностей учебного и воспитательного процесса, который подчиняется общественным целям формирования не только человека как уникальной творческой личности, но общества в целом через воспитание отдельных его членов.

Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.

Важность педагогики для человечества состоит в том, что данная наука тесно связана с общественным развитием и процессами социализации ребенка, с глубоким пониманием процессов развития и потребностей растущего человека.

В этом состоит коренное отличие педагогики от медицинских наук, поскольку с точки зрения медицины развитие организма человека протекает по единым законам вне зависимости от того, в какой стране этот ребенок живет. Однако педагогика акцентирует свое внимание именно на условиях развития ребенка и выстраивает педагогические методики в зависимости от потребностей общества.

Например, при социализме методика и направленность воспитания разительно отличалась от воспитания в царской России.

В отличие от физиологии и медицины педагогика имеет дело с человеком прежде всего как с деятельным и творческим существом, которое может активно изменять мир, планировать и предвидеть свои действия, а также планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жизни, своих личностных интересов. В то же время педагогика учитывает и природные задатки человека, его способности и склонности, заложенные на генетическом уровне.

Педагогика исходит из тех предпосылок, что человек становится человеком только в обществе других людей, в процессе социализации воспитания. образовательный педагогический ценность воспитательный

Подтверждением важности педагогики как совокупности знаний, методов и методик воспитания служат примеры так называемых «детей-Маугли», которые в раннем детве потерялись и были воспитаны дикими животными. Такие дети не только не могли разговаривать или ходить на двух ногах, но и были неспособны воспринимать ценности человеческого общества, несмотря на то что их физическое развитие и развитие мозга было абсолютно нормальным.

В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведения, шедевры техники.

Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников. Кроме того, крайне важной работой педагога является воспитание в ребенке уважительного отношения к ценностям общества и его моральным законам. Помочь ребенку понять «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» - это тоже задача педагогики и иногда она еще более значима, чем обучение чтению и счету.

Именно в этом и состоит важность педагогики для человечества, поскольку она занимается важнейшим делом, воспитывая и обучая ребенка не только элементарным навыкам, но и прививая ему культурные ценности и моральные нормы общества.

Список литературы

  • 1. Ефресов О.Ю. Педагогика: краткий курс / О.Ю. Ефремов. СПб., 2009.
  • 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • 3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
  • 4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как вы думаете, нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей?

Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит: «Да, конечно!», штудирует книги Гиппенрейтер, посещает психологические семинары и считает, что самое важное — изучить множество воспитательных принципов.

А кто-то говорит: «Нет, детей нельзя воспитать! Их можно чему-то научить только на собственном примере!» И на этой фразе мы сейчас остановимся подробнее.

Что такое — воспитание?

Лев Николаевич Толстой считал, что в воспитании детей самое главное — самому жить хорошо, быть достойным примером для своих детей. Его известная фраза: «Педагогика же есть наука о том, как живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей».

Я совершенно согласна с этой фразой. Совершенно согласна с этим мудрым человеком. Однако... Есть несколько нюансов. И самый главный из них заключается в следующем: такая позиция нередко приводит к тому, что люди ничего не делают.

Лев Николаевич Толстой был очень серьезным человеком. Он очень серьезно работал над собой и бесконечно учился. Но простые современные люди нередко трактуют его фразу так: «Ребенок воспитывается только благодаря личному примеру. Изучать воспитание детей — бесполезно. Поэтому я не буду ничего делать».

Либо: «Личный пример у меня просто великолепный: я живу честно, никого не убивал, ничего не крал, а пью только по праздникам. Значит, мне можно не переживать о воспитании детей!»

Нужно ли изучать педагогику?

Я не знаю, какие книги о педагогике были у Льва Николаевича Толстого. И не знаю, какие книги читали лично вы. Но знаю, что подход к воспитанию может быть совершенно разным. Сейчас чему только не учат!

  • где-то учат, как манипулировать ребенком, чтоб он вел себя хорошо;
  • где-то учат, как развивать ребенка, чтоб он был отличником в школе;
  • вы можете прочитать, как выстраивать малышу границы (или наоборот, уничтожать все границы);
  • вы можете учиться быть терпимее, мудрее, через воспитание детей.

Именно такие книги выбираю я: которые запускают в родителях внутреннюю трансформацию, а не дают готовые схемы и шаблоны. Именно такие лекции я слушаю, именно этому учат в «Родительском Университете», где я сейчас прохожу обучение.

Если человек очень интенсивно занимается саморазвитием в отрыве от воспитания детей или глубоко погружен в духовную практику — возможно, этого и правда будет достаточно. Однако, общение со своим чадом — очень мощный тренинг. И сам этот процесс, если подходить к нему осознанно, делает нас чище, учит любить и принимать.

Более того, если речь идет о женщине, которая сидит дома с малышом... То ей довольно сложно развиваться как-то отдельно от малыша. Но если она серьезно подойдет к изучению принципов воспитания — перед ней открывается огромное поле для саморазвития.

Чему нужно учиться?

На этот счет очень хорошо говорит Марина Таргакова. Вот это видео:

Марина Таргакова говорит о двух типах педагогики: авторитарной и гуманной. Авторитарной педагогике не нужно учиться, она у нас в крови. Это — метод «кнута и пряника». Хвалим за хорошее поведение и наказываем за плохое.

Есть еще гуманная педагогика, в которой мы стараемся отойти от . Стараемся донести до ребенка суть правил, почему они так необходимы нам. И концентрируемся на выстраивании отношений с малышом, на принятии, уважении и любви.

Вот гуманной педагогике почти никто не научился от своих родителей. Но мы можем изменить свой подход к общению с детьми. Можем научиться воспитывать свою кроху более мудро и осознанно. Но для этого нужно активно работать в этом направлении.

И здесь нам как раз поможет гуманная педагогика. Изучая ее, мы делаем сразу две вещи:

  • сами становимся лучше, становимся достойным примером для детей;
  • грамотно доносим до своих малышей правила этого мира, грамотно знакомим с миром и учим общаться.

Настоящая педагогика делает нас:

  1. Терпеливее. Без этого невозможно воспитание без наказаний!
  2. Осознаннее. Мы сами учимся видеть природу вещей, смысл общепринятых правил.
  3. Учит раскрывать в себе творческую природу. Как еще научить малышей видеть во всем творчество?
  4. Учит принимать и любить, несмотря ни на что.
  5. Развивает в нас страсть к обучению, любознательность. Как еще отвечать на бесконечные вопросы своего чада?
  6. Уничтожает наше эго. И проводит с нами другие удивительные метаморфозы.

Выводы

Я считаю, что нужно работать над собой в разных направлениях. Развиваться духовно, работать над своими общечеловеческими качествами, учиться выполнять обязанности хорошей жены... И при этом изучать воспитание.

Изучать его можно по-разному. Манипулирование детьми не приведет ни к чему хорошему. Но , гуманная педагогика затрагивают личность родителей, меняет их изнутри. И помогает установить хороший контакт с малышом.

Когда женщины говорят, что невозможно воспитать детей, что важен лишь личный пример, то хочется спросить: «А что лично вы делаете, чтоб стать таким хорошим примером

Если женщина действительно серьезно работает над собой, действительно активно растет — это другая ситуация. Но чаще всего подобные слова просто служат отговоркой, чтоб ничего не делать.

Видео с Шалвой Амонашвили:

Я желаю вам счастливого материнства! Сделайте репост этой статьи в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!