Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Воспитание трудных подростков.

Эти трудные подростки. Как пережить «переходный» возраст

Эти трудные подростки

Сегодня я хотела бы поговорить о подростковом (переходном, пубертатном) возрасте ребенка, который сопровождается серьезными и не очень серьезными трудностями в семье.

Ко мне обращаются родители с разными запросами:

— «Я что то делаю не так, поэтому не могу найти общий язык с ребенком»;

— «Этот изверг уже всех извел, сделайте хоть что нибудь с ним!»;

— «Ничего не хочет делать, никаких целей, интересов. Как мотивировать?»

А некоторые вообще не обращаются по нескольким причинам:

  • Период проходит относительно спокойно. Родители понимающе относятся к переживаниям ребенка.
  • Родителям нет до этого особого дела, нет времени, считают все его переживания ерундой. И они оставляют ребенка наедине со своими страхами и проблемами, которые не хотят видеть и замечать.

Поведение родителей бывает трёх типов:

  1. Тревожное, гиперопекающее.
  2. Доверительное, поддерживающее.
  3. Отстраненное, непонимающее.

Первый и третий типы похожи между собой тем, что сопровождаются эмоциональной отстраненностью . Первый тип очень сильно тревожится, и не может, и даже не хочет услышать истинные переживания ребенка, то третий тип, вообще непонятно какие испытывает чувства.

А что же происходит с ребенком?

  • На уровне физиологии его тело начинает меняться . И если вчера это был симпатичный жёлтый утёнок, то теперь он превратился в утенка «гадкого». И не знает, станет он прекрасным лебедем или нет с этой новой «растительностью» на теле, прыщами, и повышенным потоотделение. Гормональные изменения усиливают его страхи и переживания.
  • Помимо страхов, связанных с внешностью, появляется стремление к самостоятельности , независимости от родительских фигур и в то же время сильная потребность в поддержке , принятии и одобрении . Подросток ищет эталоны, которые будут проводником, образцом новой жизни. Ребенок активно начинает подражать. Если есть сложности в отношениях с родителями, если нет достаточного авторитета у родителей, когда родители сами сомневаются в правильности своей жизни, своих действий, то тогда происходит поиск этого эталона вне семьи . Например, среди других, более авторитетных сверстников или «звёзд» (так и рождается фанатизм). Через поиск ответов на вопросы «кто я?» , «какой я?» и через подражание значимым другим формируется собственная идентичность.

От чего зависит особенность этого периода?

От следующих факторов:

  • особенности самого ребенка, физиологии, нервной системы;
  • атмосферы в семье, в которой он находится;
  • отношения между ребенком и родителями. И оно должно быть постоянным, последовательным, понятным.
  1. Адаптивный — представляет собой «подстраивание» ребенка под ожидания взрослых. Такие дети обычно послушные и воспитанные, что устраивает родителей и окружающих, но негативные последствия поведения есть.
  2. Протестный — представляет собой ситуацию, когда ребенка просят что-то сделать, а он делает все наоборот. Причем, родители могут приказывать, командовать и т. д., но малыш категорически отказывается это выполнять.
  3. Свободный выбор — основной целью воспитания должно быть стремление научить ребенка делать свободный выбор. Иначе говоря, он должен сам знать, как поступить в той или иной ситуации, и уметь нести ответственность за свой выбор.

Давайте рассмотрим несколько комбинаций между определенными типами поведения ребенка и родителей:

  1. Ребенок со свободным выбором + родитель понимающий = самый отличный результат, когда, если и есть трудности переходного возраста, то они относительно легко проходят.
  2. Ребенок со свободным выбором + отстраненный родитель = такая комбинация вряд ли сформируется. А если и сформируется, то ребенок со временем скорее всего будет сломлен и подавлен, не чувствуя принятия себя, своей значимости для родителей.
  3. Протестный ребенок + понимающие родители = приведет к тому, что сложности будут преодолеваться, как бы тяжело родителям не было в этот период. И по завершению ребенок будет только благодарен тому, что его принимали и понимали. Отношения между ребенком и родителями могут стать более близкими.
  4. Протестный ребенок + тревожные родители = протест и будет заключаться в стремление доказать свою взрослость и самостоятельность. Но ребенок все равно будет чувствовать, что родители не принимают его таким какой он есть, не хотят его взросления. И будет продолжать бунтовать, но при этом переживать о своей никчемности.
  5. Протестный ребенок + отстраненные родители = похож на предыдущий тип. Но если в предыдущем типе присутствует очень сильная физическая включенность при эмоциональной отдаленности. То для этого типа чаще всего присуще и эмоциональная и физическая отстраненность. Это группа риска, которая формирует криминальное будущее ребенка.
  6. Адаптивный ребенок + понимающие родители = будут пытаться привить ребенку самостоятельность. Но какие то, неосознаваемые процессы могут этому препятствовать. По итогу ребенок может стать более самостоятельным.
  7. Адаптивный ребенок + отстраненные родители = ребенок будет постоянно искать признания и поддержку у других людей, искать авторитеты. Это чревато сильной зависимостью от мнения других людей, без фильтра критики. Всю жизнь он будет искать любовь, признания и понимания у других людей.
  8. Адаптивный ребенок + тревожные родители = «я из себя ничего не представляю, без родителей я никто, родители знают как лучше». Последствия — очень сильная зависимость от родителей.

И эти, казалось бы, проблемы ребенка, всего лишь являются симптомом семьи, которые:

  • Наполняют смыслом жизнь родителей.
  • Помогают установить власть в семье, установить справедливость.
  • Помогают сгладить одиночество родителей.
  • Оберегают семью от распада и тд.

Ребенок отражает состояние родителей и их взаимоотношения. Так как подростковый возраст часто совпадает с кризисом средних лет, середины жизни родителей, когда происходит переоценка ценностей, подведение итогов жизни, поиск новых смыслов, это сопровождается усилением тревоги. Проблемы ребенка помогают снять тревогу родителей о своей жизни и уйти от решения собственных проблем.

Так же может быть пагубным те двойные послания, которые родители отправляют своему ребенку, когда говорят одно, а своим поведением демонстрируют другое. Например, мама активно занимается карьерой, для нее самое важное — это успех. При этом дочери она говорит, что для женщины очень важно научиться готовить и вести домашнее хозяйство. Тут и возникает раздвоение. Положение ребенка ухудшится, если двойные послания будет посылать ещё и отец. И тогда, чаще всего, ребенок выбирает позицию пассивности. Лучше уж ничего не делать, чем потерять любовь родителей.

Что делать родителям?

  • Признать значимость для ребенка, его проблем и переживаний, его мыслей, идей, дел, которыми он занимается;
  • Проявить терпимость к его равнодушию или бунтарству. Самое лучшее, что вы можете говорить ребенку в этот период «я тебя все равно люблю» ;
  • Учитесь говорить с ребенком о чувствах. И не только говорить, но и слушать и слышать его. А для этого учитесь сами чувствам. Их дифференциации и выражению.
  • Помните, что имеет место быть влияние гормонов на ребенка. И многие реакции усиливаются их воздействием;
  • Сформируйте с супругом(ой) общее мнение о воспитании и ожиданиях от ребенка. Если вы в этих вопросах столкнетесь с сильными противоречиями, то это и будет ключ к разгадке «плохого» поведения ребенка.
  • И тогда необходимо решать уже тот конфликт, часто неосознаваемый, который образовался между родителями и оживлять отношения.
  • Стремитесь к целостности и гармонии, когда ваши собственные слова не расходятся с делом.

И помните:

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемлен-ности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!

Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении (см. “Положение подростка в семье и отношения с родителями”, “Типы конфликтов и способы их преодоления”). Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными (см. “Конфликты с учителями”).

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить , выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Будучи родителем трудного подростка, вы должны выработать стратегию реакции на проблемы с его поведением и помочь ему самостоятельно справиться с ситуацией. Возможно, это покажется непосильной задачей, но вовсе не обязательно это должно быть так. В данной статье рассматриваются некоторые актуальные для данной темы вопросы.

Шаги

Будьте в курсе

    Осознайте, с чем сталкивается ваш подросток. Трудное поведение может включать в себя целый ряд проблем, от поведенческих (использование наркотиков, сексуальные изыскания и криминальная деятельность) до моральных (эго и самооценка). Первым шагом на пути к тому, чтобы помочь трудному подростку справиться с ситуацией, является понимание того, с чем ему приходится сталкиваться.

    • Прежде чем вы начнете расследование, постарайтесь выйти на честный разговор со своим ребенком (или найти кого-то, кто сможет это сделать). Если ребенок с готовностью откликнется, вам придется начать составлять у себя в голове общую мозаику.
  1. Наблюдайте за проблемами в поведении. К ним относятся ухудшение успеваемости, отсутствие интереса к хобби, которыми подросток увлекался раньше и подозрительная деятельность.

    • Несмотря на то, что все это симптомы лежащей глубже причины, знание того, что происходит поможет вам составить более ясную картину, чтобы лучше понять своего сына/дочь. Используйте любую возможность для получения информации и для большей внутренней организации делайте записи.
  2. Общайтесь с другими людьми из его круга. Ваши соседи и родители друзей ребенка – хороший пример для начала. Это даст вам более широкое представление о ситуации в сфере влияния сверстников на вашего ребенка.

    • В дополнение к тому, что эти люди являются ценным источником информации, вероятно, что и они могут быть на вашем месте и также быть источником поддержки. Не бойтесь говорить о своих тревогах, вы просто пытаетесь быть вовлеченным и заботливым родителем.
  3. Следите за успехами своего подростка. Не все подростки учатся отлично и не все начинают романтические отношения в одном и том же возрасте. Зная, на каком они этапе, вы сможете предугадывать, что может ждать их в будущем.

    • Некоторые факты вовсе не обязательно являются признаком проблем или бунта. Но, будучи родителем, вы должны развивать в себе навык отслеживания развития своего ребенка, как физического, так и личностного.
  4. Разберитесь, что значит быть "нормальным" подростком. Иногда признаки проблем могут быть всего лишь признаками роста. Все подростки в своем развитии проходят через определенные изменения.

    • Для многих подростков важно следование моде. Это может выражаться в том, что ваш ребенок неожиданно принимает решение провокационно одеваться или покрасить волосы. Это считается нормальным поведением. Придержите свою критику для вопросов посерьезнее, например, нанесение татуировок.
      • Изменения во внешности не являются красным флагом, если только вы не подозреваете нанесение себе вреда или не наблюдаете серьезную потерю веса или наоборот.
    • Взрослея, подростки становятся более склонны к спорам и противостоянию. Красным флагом можно считать регулярные прогулы школьных занятий, вовлечение в драки и проявление агрессии любого уровня дома. Эти проявления выходят за пределы принятой нормы подросткового бунта.
    • Скачки настроения также естественны. В один момент они могут быть раздражены, а в следующий уже прыгать от радости. Беспокоиться стоит только если вы наблюдаете постоянное состояние печали, тревожность или проблемы со сном. Это возможные признаки депрессии или агрессии.
    • Минимальные попытки попробовать наркотики или алкоголь также относятся к нормальному поведению в этом возрасте. Красным флагом можно считать регулярное употребление этих веществ, сопровождаемое проблемами в школе и дома.

    Поддержка

    1. Будьте на стороне своего подростка. Общайтесь с ним открыто и дайте ему понять, что вы заботитесь о нем и заинтересованы в том, как дальше сложится его жизнь.

      • Все подростки (как и прочие люди, на самом деле) нуждаются в том, чтобы чувствовать себя любимыми. Неважно, насколько независимыми или отвергающими они выглядят, они все равно нуждаются в положительном и ободряющем внимании с вашей стороны.
    2. Поддерживайте положительное влияние на их жизнь. Если ребенок участвует в спорте, клубах по интересам или любой другой положительной деятельности, поддерживайте его, чтобы он был, насколько это возможно, успешен в том, чем он занимается. Зная, что это доставляет удовольствие, они будут больше расположены к тому, чтобы достигать этих положительных целей.

    3. Если необходимо, обратитесь к профессиональной помощи. Возможно, подросток не рискнет плакать вам в жилетку, а вот сертифицированный психолог вполне может стать подходящей альтернативой.

      • Спросите совета у своего супруга или близких членов семьи. Если вам кажется, что необходима терапия, сначала поговорите с сыном/дочерью. Если они против, постарайтесь прояснить преимущества терапии и объясните, что для этого нет социальных предубеждений – по сути, никто и не должен об этом знать.
      • Выберите психолога, специализирующегося на трудных подростках. У каждого психолога есть своя специализация, поэтому проведя заранее исследование данного вопроса, вы сможете получить максимальную пользу от терапии для своего ребенка.

    Эффективное решение проблем

    1. Установите своему подростку границы. Комендантский час необязателен, но большинству подростков гораздо полезнее знать, в какое время они должны быть дома. Установка ограничений на то, куда они могут ходить и что они могут делать, помогает им ощущать, что их поведение имеет значение.

      • Будьте справедливы и вознаграждайте хорошее поведение. Если ваш подросток проводит время с друзьями, которых вы знаете и регулярно отзванивается, расслабьтесь. Они явно заслуживают доверия; продемонстрируйте то, что вы замечаете и цените их хорошее поведение.
    2. Установите последствия. Не смысла говорить "Сиди дома, ты наказан!", если ребенок уходит и где-то проводит всю ночь. Убедитесь, что установленные вами границы подкреплены хорошими доводами, чтобы их соблюдать.br>

      • Будьте последовательны. Вначале это может быть сложно, но регулярное повторение одних и тех же действий поможет вам обоим понимать, чего ожидать. Ваш подросток будет знать последствия своих поступков, и вам не будет необходимости каждый раз их объяснять.
    3. Поговорите с учителем или школьным психологом. Если вы подозреваете о существовании проблем в школе, возможно, они обладают большей информацией, нежели вы.

      Уважайте личное пространство подростка. Им нужно море времени, чтобы понять, кем они хотят стать в этом мире. Не выходить сутками из своей комнаты – не худший вариант. Дайте им это время.

      • Это особенно необходимо в том случае, если ваш ребенок вспыльчив. Ему нужно время, чтобы остыть. Требовать от такого подростка извинений, пока он все еще рвет и мечет, означает лишь ухудшить ситуацию.
    4. Возлагайте на них ответственность. Это можно делать любым приемлемым, с вашей точки зрения, способом. Составьте список домашней работы или попросите участвовать вместе с вами в общественных работах.

      • Побуждайте их искать способы подработки. Если они не ищут сами, поинтересуйтесь, нет ли в округе работодателей, которым требуется неквалифицированный труд.
    5. Вовлекайте их в жизнь семьи. Следите за тем, чтобы, в первую очередь, самим быть активными! Устраивайте на регулярной основе семейные ужины и игровые вечера. Если ребенок будет чувствовать себя значимой частью семьи, у него появится чувство ответственности за свои поступки.

      • Подавайте хороший пример. Если вы постоянно чатитесь онлайн за обеденным столом, у них нет причины не копировать ваше поведение. Если вы хотите, чтобы они были вовлечены, вовлекитесь сами.

    Уделяйте время отдыху. Если из-за этих проблем вы потеряли сон, вы не в лучшей форме, чтобы бороться с такими трудностями. В конце концов, преодолевать себя предстоит вашему подростку, а не вам.

    • Не испытывайте чувство вины за то, что уделяете себе время. Прежде чем браться за энергозатратные темы, необходимо самому запастись энергией. Если вы подавлены, это будет видно. Вы легко будете выходить из себя и быстрее сдаваться. Подростку нужно, чтобы вы оставались на его стороне. Дайте себя время, чтобы оказаться способными хотя бы на это.
  5. Не теряйте позитивного настроя. Возможно, вы делаете из мухи слона. Каким подростком были вы? Ваши друзья? А члены вашей семьи? Большинство поступков, продиктованных бунтом, являются лишь признаком очередного этапа развития. Несмотря на то, что вам, конечно, следует воспринимать своего ребенка всерьез и пытаться помочь ему разобраться с ситуацией, понимание того, что "и это пройдет", невероятно полезно для преодоления общего стресса и укрепления способности справляться с ситуацией.

    • Счастье заразительно. Если ваш подросток видит, что вы находитесь в истощенном, угнетенном и разочарованном состоянии, ему не с кого будет брать пример. Они все еще в том возрасте, когда им нужно кого-то копировать; этим человеком можете быть вы.
  • Относитесь к подростку так, как вы бы отнеслись к любому другому человеку. Не позволяйте себе бить подростка, унижать и насмехаться, если он плачет. Есть четкая граница между дисциплиной и откровенной низостью. Подросткам нужен кто-то, кому они могут доверять, а не еще один обидчик.
  • Дайте им больше личного пространства. Интересуйтесь их жизнью, но не требуйте деталей. Для того чтобы обрести свое собственное я, им требуется признание права на личную жизнь.
  • Поддержание контактов с другими родителями в вашем окружении поможет вам иметь более ясное представление, чем занимаются другие подростки вокруг. Актуальная информация поможет вам быть реалистичными в своих ожиданиях.
Введите e-mail адрес:

Воспитание подростка никогда не дается родителям просто. Если ребенок проявляет жестокость, подвержен депрессии, употребляет алкоголь или наркотики, демонстрирует какое-либо другое деструктивное поведение – это мощный удар для родителей. Они не находят себе места, когда подросток допоздна задерживается неизвестно где, и приходят в отчаяние, когда не могут найти с ним общий язык. Родители переживают за ребенка, видя его вспыльчивость, перепады настроения и гнев. Иногда кажется, что с подростком совершенно невозможно справиться, но существуют способы облегчить переходный возраст для всей семьи. Помогая трудному подростку справиться с его эмоциональными проблемами, вы укрепите связь с ним и поможете вырасти более счастливым и успешным человеком.

Как отличить трудное поведение подростка от нормального

Когда подростки начинают стремиться к независимости и ищут свое «я», их поведение кажется родителям ненормальным и непредсказуемым. Ваш ребенок, добрый и послушный в прошлом, теперь пропадает неизвестно где и на все замечания громко хлопает дверью. К сожалению, такое поведение вполне нормально для подростка.

В случае плохого поведения подростка родители сталкиваются с большими трудностями. Особенно, если он употребляет алкоголь или наркотики. Кроме проблем, с которыми сталкивается каждый подросток, трудные дети переживают серьезные эмоциональные проблемы , трудности с поведением и обучением. Они часто подвергают себя риску, демонстрируя жестокое поведение, прогуливая школу, употребляя наркотики, вступая в сексуальные отношения, нанося себе увечья и совершая противоправные поступки. У подростков могут проявляться симптомы психических расстройств: депрессии, тревожности или расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии). Родителям важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.

Изменения во внешнем виде

  • Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
  • Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий , не менялся ли резко его вес в последнее время.

Постоянные споры и сопротивление

  • Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями .
  • Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.

Смены настроения

  • Нормальное поведение : гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.
  • Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде .

Употребление алкоголя или наркотиков

  • Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
  • Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.

Влияние друзей

  • Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей. Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
  • Тревожные сигналы : стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.

Помощь специалистов при трудном поведении

Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки в поведении вашего ребенка, проконсультируйтесь у врача, психолога или другого специалиста по работе с подростками.

Даже если с трудным подростком уже работает специалист, это не значит, что дело сделано – впереди еще много работы. Родители в первую очередь должны восстановить близкую связь с подростком.

  • Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят . Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в вашей любви.
  • Постарайтесь понять, как развивается подросток . В подростковом возрасте резко меняются взаимоотношения с окружающими. Мозг подростка еще развивается, и поэтому обрабатывает информацию не так, как мозг взрослого человека. В этом возрасте происходят изменения во фронтальной коре – участке головного мозга, отвечающей за управление эмоциями, принятие решений и самоконтроль. В ней формируется огромное количество новых нейронных связей. В целом головной мозг полностью формируется только к 25 годам.
  • Подросток может быть высокого роста и выглядеть старше своего возраста, но чаще всего он не способен мыслить, как взрослый. Причиной плохого поведения ребенка в физическом плане являются изменения в гормональной системе. Это не оправдывает плохое поведение и не освобождает подростка от ответственности за свои поступки, зато объясняет его импульсивность, тревожность и непокорность. Понимание объективных причин поведения ребенка поможет родителям сохранить с ним близкую связь и вместе найти решение проблем.

Еще один нюанс: подростки во всем видят проявления гнева

Подростки не могут распознавать эмоции по лицам окружающих, как это делают взрослые. У взрослых в этом процессе задействована префронтальная кора головного мозга, а у подростков – миндалевидное тело – участок мозга, отвечающий за эмоциональные реакции. Исследования показывают, что подростки часто неправильно распознают эмоции по выражению лица. В ходе эксперимента подросткам показывали фотографии лиц, выражающих различные эмоции, и большинство испытуемых интерпретировали их как гнев.

Злость и жестокость у подростков

Каждый человек имеет право на физическую безопасность. Если подросток проявляет жестокость по отношению к вам – немедленно обратитесь за помощью к родственникам, друзьям семьи или, в случае крайней необходимости, в полицию. Это не означает, что вы не любите своего ребенка – просто личная безопасность должна быть для вас на первом месте.

В подростковом возрасте гневливыми становятся не только мальчики, но и девочки. Однако они чаще всего проявляют гнев вербально, а не физически. Мальчики больше склонны разбивать вещи, хлопать дверьми или бить кулаком в стену, когда пребывают в гневе. Иногда дети выплескивают свой гнев на родителей. Без сомнения, это печалит и тревожит всех родителей, особенно матерей-одиночек. Однако не следует мириться с таким обращением подростка – это вредно как для него, так для вас.

Как себя вести с рассерженным подростком

Многим подросткам трудно справляться с гневом, и поэтому они скрывают его за различными эмоциями, такими как фрустрация, смущение, печаль, страх, стыд и т. д. Когда подросток не может справиться с чувствами, он может наброситься на оппонента, подвергая других и себя риску. В большинстве случаев подростки не могут осознать свой гнев, выразить его приемлемым способом или попросить поддержки.

Задача родителей в таком случае – помочь справиться с эмоциями и научить выражать гнев более конструктивно. Для этого следуйте таким рекомендациям:

  • Установите границы, правила и наказание за их нарушение. Когда вы и ваш ребенок спокойны, объясните ему, что испытывать гнев – это нормально, но важно найти приемлемый способ выражать его. Если подросток набрасывается на вас, он должен понести наказание. Например, лишиться каких-либо домашних привилегий или даже иметь дело с полицией. В подростковом возрасте границы и правила нужны больше, чем когда-либо.
  • Попытайтесь понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?
  • Будьте внимательны к тревожным сигналам. Возможно, ваш подросток перед вспышками гнева испытывает головную боль или начинает расхаживать по комнате? Или, может быть, у него вызывает злость определенный школьный предмет? Когда человек может распознать то, что вызывает у него злость – ему становится легче контролировать эмоции и не допустить, чтобы они вышли из-под контроля.
  • Помогите ребенку найти здоровый способ контролировать гнев. Для этого хорошо подойдут физические упражнения: бег, езда на велосипеде, скалолазание или командные виды спорта. Побить боксерскую грушу – также хороший способ справиться с приступом злости. Чтобы успокоиться, можно также танцевать или играть громкую музыку. Некоторые подростки используют для этого творчество: рисуют или пишут.
  • Предоставьте подростку пространство, где он сможет успокоиться. Когда подросток испытывает гнев, ему нужно безопасное место, где он сможет прийти в себя. Не преследуйте подростка, не требуйте немедленных извинений или объяснений, пока приступ гнева не прошел – это только усугубит ситуацию или даже спровоцирует физическую агрессию.
  • Учитесь справляться с собственным гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами теряете самообладание. В любой ситуации вам следует оставаться спокойными и уравновешенными, несмотря на все возможные провокации подростка. Если в семье принято кричать или бросать вещи, подросток усваивает, что так выражать гнев вполне допустимо.

Признаки жестокого поведения у подростков

Во время учебы (и не только) подростки часто забрасывают учебу, категорически не хотят пробуждаться по утрам, разводят канитель на пустом месте и опаздывают на занятия. Родителей огорчают записи в дневнике - жалобы учителей на неподобающее поведение. Прибавьте к этому вероятные отставания по дисциплинам, драки на переменках, возвращения домой по ночам позже обычного. Исправить подростка при помощи криков, угроз не получится. Это подтвердит каждый психолог. Как вернуть сына или дочку, которые буквально год назад вызывали зависть у родителей других детей? Об этом вы узнаете ниже.

1. Ребенок вам не враг и не издеватель.

Прежде всего, стоит понять одну простую истину - ребенок не специально издевается над родителями, не желает заниматься школьными уроками, ставит нас в неудобное положение перед классной руководительницей, учителями, директором и родителями. Все связано с нашими реакциями на то, что происходит вокруг. События сами по себе нейтральны, эмоциональную окраску тому, что происходит, придаем мы сами.

Это нормально - не выучить урок и получить двойку. По возрасту драться с мальчишками, разбить окно, одеть спортивный костюм, а не школьную форму… Таким образом проходит социализация, ребенок вписывается в социум, пробует границы дозволенного, увиливает от ответственности за свои поступки, набивает шишки и учится на своих же ошибках. Давайте позволим детям взрослеть, пока они учатся в школе. Не приспособленный к жизни тридцатилетний переросток - это и смешное и жалкое зрелище, не так ли?


2. Будьте на стороне подростка.

Не вступайте с учителями в «коалицию» против собственного ребенка, будьте всегда на стороне сына или дочери. Поговорите с тинейджером, покажите, что вы «за него», попробуйте вместе обсудить сложившуюся ситуацию и наметить пути выхода.

Вспомните, ведь наверняка в школе у вас было хотя бы пару эпизодов, когда учителя были неправы, давили, требовали, ставили плохие отметки. Если школьник попадает в такую круговерть, то ему нужна поддержка родителей, а не их неприятие. Если подросток остается без опоры, то он чувствует себя брошенным, подавленным, а плохое поведение и невыученные предметы - все это лишь усугубляется. Обвинения домашних еще больше унижают ребенка. Родитель всегда может прийти на помощь, выслушать, понять. Это вовсе не значит, что надо пускать учебу на самотек или лояльно относиться к возмутительному поведению, но ребенок должен твердо знать, что его дом - это и его тыл, и крепость, а мать и отец - друзья, а не «палачи».

3. Подумайте о физическом состоянии своего ребенка.

В школьном возрасте происходит быстрый рост, тело подростка стремительно меняется, могут возникнуть проблемы с эндокринной системой, сердцем, суставами, опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварительной системой. Обязательно сдайте все анализы, отведите школьника к терапевту и возьмите направления к узким специалистам. Ведь такие проблемы, как утомляемость, постоянная усталость, возбудимость, плохое настроение, головные боли, сонливость можно решить именно с помощью врачей, здорового питания и правильного распорядка дня. Если понадобится, то можно отвести тинейджера к неврологу, подростковому психологу или психотерапевту. Не надо бояться или стесняться врачей, мы живем в современном обществе, где обращения к различным специалистам - это норма.

4. Попробуйте поговорить с ребенком по душам.

Причин нежелания учиться и плохого поведения в школе может быть десятки: проблемы с одноклассниками, невыносимая обстановка в школе, несчастная любовь, какая-то трагедия, которая случилась с ребенком, и о которой школьник умалчивает. Нежелание ходить в школу может быть обусловлено такими причинами, о которых родители могут даже не догадываться: неприятие своей внешности, отсутствие друзей, стыд перед своей «бедностью», поношенной немодной одеждой, отсутствием современных гаджетов. Постарайтесь поддержать сына или дочь, обнять, утешить, поговорить о чувствах, которые испытывает ребенок. Слова родного человека значат иногда гораздо больше, чем новый смартфон или идеальная внешность, к которой стремится четырнадцатилетний школьник.

Так ли все благополучно в вашем доме? Нет ли того, что негативно влияет на подростка? Чувствует ли себя ребенок дома в безопасности? Не проживают ли на одной территории со школьником тираны, зависимые люди, гиперконт-ролирующие родственники, которые могут буквально разрушать жизнь ребенка? Может ли подросток дома расслабиться, отдохнуть, быть самим собой и говорить правду? Если что-то вызывает ваши сомнения, то постарайтесь проработать ситуацию в этом направлении.

6. Наметьте план выхождения из кризиса.

Попытайтесь набросать примерный распорядок дня ребенка и подстройте свои планы под его день, не ущемляя своих интересов, конечно. Продумайте различные мелочи, питание, занятия спортом, время, отведенное на кружки, секции и подготовку домашних заданий. Возможно, что-то придется убрать, а что-то (например, репетиторов) - добавить. Советуйтесь со школьником, дайте понять, что его мнение очень важно, что вы цените его, как взрослую и ответственную личность.

7. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести.

У школьника вряд ли круглые сутки должен быть включен телевизор и компьютер, не стоит ребенку постоянно иметь доступ в Интернет. Просмотр телепередач и компьютер должны стать лишь стимулами к выполнению домашних заданий и обязательств, а не простой обыденностью, которая заменяет ребенку реальный мир. Сделайте доступ к различным гаджетам, компьютерным игрушкам и Интернету призами за своевременно сделанные дела и выученные уроки.

8. Обратитесь к своим родным и близким с просьбами о помощи.

Поговорите с отцом ребенка, старшими братом или сестрой, дядей или бабушкой. Возможно, кто-то из них добровольно возьмет на себя обязательства заниматься со школьником какими-либо предметами. Отец вполне может объяснить физику или химию, а племянница позаниматься раз в неделю английским.

9. В трудных случаях придется нанимать репетиторов.

«Наемные учителя» очень благотворно действуют на детей. Это профессионалы, чужие люди, которых школьник уважает, и не будет с ними капризничать или пререкаться. Еще занятия с профессиональными преподавателями дисциплинируют и прививают навыки самостоятельной работы над собой.

10. Введите систему поощрений и уберите (по возможности) наказания.

За хорошие отметки, поведение и участие в жизни школы ребенку можно покупать подарки, водить в парки, кафе, кино, отпускать гулять с друзьями.

А самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка - это просто любить его, таким, какой он есть!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!