Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Сценарий праздника "рождественские колядки". «Рождественские колядки»

Среди всех праздников особенное место отводится колядным, новогодним. Это и понятно: выхоленные в народе столетиями обычаи и обряды имеют сакральный смысл, поэтому живут и передаются из поколения в поколение как особые традиции. Отличие их ещё в том, что организуется празднование и в семье, и в городе, и в деревне, а ещё – в детских садах, школах, других учебных заведениях, на работе. Говорят же, как встретил Новый год, так его и проживёшь. Так ли это – на самом деле зависит только от нас самих!

Предлагаем вам сценарий рождественских колядок , который обязательно понравится детям.

Уголок зала декорирован под сельский дом. В нём за столом сидит хозяйка (воспитатель), мотает нитки с веретена на клубок. Выходят зазывалы (дети).

1-ый зазывала:
Добрый вечер добрым людям!
Поздравляем с Новым годом!
С Новым годом и всем родом!
С праздничком! С Колядочками!

2-ой зазывала:
Стоит терем выше дворца,
А в тереме – три оконца:
Первое – ясный месяц,
Второе – красное солнце,
Третье – мелкие звёзды.
Ясный месяц – господин Василий,
Красное солнце – его жена,
Мелкие звёзды – его дети.

1-ый зазывала:
Приглашаем всех на Коляды!
Кто в гости заглянет – тот молодец!
Колбаской угоститься, кутьи попробует
И с песнями, играми попразднует!

Зазывалы расходятся в разные стороны и выходят из зала. На середину зала выходит мальчик Петюня.

Петюня.
Я – маленький мальчик, влез на заслонку
На дудочке играть, Иисуса забавлять.
Дети сели есть, а мне негде сесть.
Я – хоп за пирог и бежать за порог.
Меня дети догнали, за чуб надрали,
Пирог отобрали.
Пойду к папке Василию пирога попрошу (заходит в дом).

Хозяйка (обращается к мальчику): Ой, егоза, где ж ты был? Что видел, что делал?
Петюня: Мамочка, я по улице налетался, очень проголодался. Хочу подкрепиться, колбаской угоститься. А ты что делаешь?
Хозяйка: Потерпи немного. Скоро за стол все вместе сядем. А я нитки в клубочек сматываю. Видишь, как много клубочков, целое решето! Это чтобы картошка в этом году у нас хорошо уродила.
Петюня: А где папа и Алёнка?
Хозяйка: Они за сеном пошли. Нужно праздничный стол накрывать, кутью из печки доставать.
Заходит в зал хозяин Василий (взрослый) и девочка Алёнка (ребёнок), несут сено.
Хозяин: Скатерть расстилайте, кутью доставайте. Будем богатую кутью пробовать, Новый год встречать.
Хозяин на столе расстилает сено, хозяйка сверху стол накрывает белой скатертью.
Хозяин: Мать, ты тут стол накрывай, а мы с детьми пойдём сад обвязывать.
Алёнка: Папа, а зачем его сегодня обвязывать?
Хозяин: Потому что сегодня такая примета: если на кутью немолотой соломой деревья подвязать, они дадут столько плодов, сколько зёрнышек в колосках.
Подходят к дереву (макет), хозяин обвязывает его.
Хозяин:
Дай, Боже, чтобы яблонька зелёненько цвела
И белым цветом, и широким листом,
Дождалась весны и тёплого лета,
И уродила, и деток моих накормила!
Дети и хозяин кланяются дереву и возвращаются в дом.
Хозяин: А теперь, детки, берите веточки дуба и втыкайте в окна и двери.
Петуня: А зачем это, папа?
Хозяин: Чтобы хозяйство наше было крепким и здоровым, как дуб.
Втыкают заготовленные веточки.
Хозяин: Дай, Боже, у поли – ядром, во дворе – добром, на лугу – стогом, на гумне – копнами, в кладовке – коробами, в печи – пирогами.
Хозяйка: Ну, садитесь кутью богатую пробовать, Новый год встречать.
Хозяин: Нужно Мороза кутьёй угостить, чтобы не морозил ни наших озимых, ни маленьких деток.
Хозяин кладёт ложку кутьи на тарелочку, подходит к окошку, стучит.
Хозяин: Мороз, Мороз, иди кутью есть. Угощайся, наедайся, да за щёки не кусайся.

В это время заходят в зал гости (дети) с колядной звездой, с «Козою» (ребёнок), поют песню.

«Святые Колядки».

Святые Колядки к нам пришли,
Звезда Бетлгема зажги огни.
Припев:
Святые Коляды, блины да оладьи,
Кутья на столе, Коляда во дворе.
У великой кутьи подсохли верхи,
На ужин снимай и курам отдавай.
Припев:
На первую ложку мороз приглашай.
Тебе он даст большой урожай.
Припев:
Богатой кутьёй «Щедрый вечер» запевай,
За хорошие песни подарки собирай.
Припев:
Богатой кутьёй ты судьбу узнай,
Колядное счастье своё забирай.
Припев:
Святые Колядки к нам пришли,
Звезда Бетлгема зажги огни.
Припев:

1-ый гость: Добрый вечер в ваш дом! Желаем жить вам богато!
2-ой гость: Щедровала, щедровала, да в окошко заглядывала. Что соседка напекла, принеси нам до стола.
3-ий гость: Щедрую, щедрую, колбасу чую. Святой вечер добрым людям!
4-ый гость: А в этом доме есть что дать? Сам господин ходит, и рожь у него родит!
Хозяин: Добрый вечер, гости дорогие! Проходите, пожалуйста! Расскажите, где бывали, что видели, кого встретили?
5-ый гость: Много где побывали, мешок добра нащедровали, и к вам вот зашли.
Гость-поводырь: Мы от дома к дому идём и Козу с собой ведём. Чтоб в каждом доме было богатство, чтоб скотина водилась и пшеница родилась! Хозяин, подари нам с кладовки – решетом, а из печки – пирогом.
Хозяйка: Подождите, подождите. Мы посмотрим, с чем вы к нам пришли. А потом решим, чем вас угощать.
6-ой гость: Мы пришли к вам с щедротой и с колядною звездой. Чтобы хорошими у вас были коровы и сами вы были здоровы!
7-ой гость: Чтобы козы у вас мекали, а бараны – бекали! Чтобы капуста уродила всем людям на диво!
8-ой гость: Чтоб велись у вас телята, цыплята, поросята и утята!
Гость-поводырь: Сто лет живите, деток растите! Мы пришли к вам с Козой серой и очень смелой.
Хозяйка: Пусть ваша Коза покажет, что она умеет. Пусть поскачет, потанцует, копытцами пол проборонует.

Гости поют песню, Коза танцует.

Го-го-го, Коза, го-го-го, сера,
Где рога дела?
- За соль проела.

Где Коза бывает, там счастье ожидает.
Го-го-го, Коза, го-го-го, сера,
Где Коза ходит, там рожь уродит,
Го-го-го, Коза, го-го-го, сера,
Где Коза ногою, там рожь копною,
Го-го-го, Коза, го-го-го, сера,
Где Коза хвостом, там рожь кустом,
Го-го-го, Коза, го-го-го, сера,
Где Коза рогом, там рожь стогом.

Гость-поводырь: Ну-тка, Козочка, разойдись. По всему двору разгуляйся-поскачи, хозяев бородой пощекочи.
Коза скачет, машет бородою, потом падает на пол.

Гость-поводырь: Что случилось? Моя Коза упала, засохла-пропала. Неси, хозяюшка, кусок сала, чтоб Коза встала.
1-ый гость: Неси мерку овса, чтобы Коза пошла.
2-ой гость: Неси ещё мерку овса, чтоб Коза была сыта.
3-ий гость: Неси колбасу, чтобы вылечить Козу.
4-ый гость: Неси яиц сито, чтоб Коза встала на копыта.
Хозяйка (угощает Козу): На, Козочка, подкрепись, блюдами вкусными угостись.
Гость-поводырь: Вот, Козочка и встала, сразу всем веселее стало!
Хозяин: Ну-ка, Козочка, не ленись, с гостями вместе погуляй-повеселись. Давайте, гости дорогие, в игру поиграем, которая называется «Коза-дереза».

Игра «Коза-дереза» .
Посреди зала на полу лежит обруч – домик Козы. Дети делятся на две группы. Одна группа живёт в «домике» на одном конце зала, втора – в «домике» на втором конце зала. Место между двумя домами называется полем. Дети размещаются в своих «домах» и начинается игра.
Коза глянет вправо, глянет влево и крикнет: «Кто меня боится?», а дети отвечают: «Никто!»
После ответа дети перебегают из своего «дома» в другой через «поле». Бегут и дразнят Козу: «Коза-дереза, лохматая егоза! Рожки кривые, ножки худые!». Коза выскакивает из своего «дома» и ловит детей. Нужно постараться выкрутиться от Козы. Тот, кого Коза схватит, становится её помощником и вместе с Козой ловит других. Так продолжается до того момента, пока все не будут пойманы. Дети могут забегать в свой «дом», чтобы отдохнуть, но оставаться в нём долго нельзя.

Гость-поводырь: Коза моя устала, под забор упала. Дайте ей кваску медового и сена зелёного!
5-ый гость: Да и нас, хозяюшка, угости!

Хозяйка: Коза угощение заслужила, теперь и вы заслужите! Отгадайте мои загадки.
Маленький, кругленький, можно смотать, а за хвост возьмёшь – не поднять. (Клубок.)
Сидит ткач в уголке, ткёт нитку на станке. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паук и паутина.)
Скачет хозяин по полу на одной ноге. Гостей в кучу собирает и вон выгоняет. (Веник и мусор.)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Хозяин: А вот я хочу от вас, гости, услышать, зачем на Коляды под скатертью сено кладут? А ну угадайте! Кто правильно скажет, тому хозяюшка салом губы помажет!

Звучат разные версии, кто-то отвечает правильно. (Чтобы лучше урожай был в следующем году.)

Хозяйка: Правда-правда, такая примета: чем длиннее трава, тем лучше урожай будет.
Хозяин: Хлопайте в ладоши, отгадали все загадки! Получайте угощенье!
Хозяйка: Ой, ладушки-ладки!
Пришли Колядки!
Пришли Коляды! Напекли оладьи!
Петюня:
Ой, ладушки-ладки! И медок сладкий!
Да лесного чаю нальём в блюдца.
Запахнет вереском, чабрецом,
Чтоб зимою лютой вам было уютно!
Алёнка:
Берите с тарелки леденцы-конфетки!
Угощайте себя, голуби-голубки,
Угощайтесь, да не портьте зубки!
1-ый гость: Спасибо, хозяева! Живите мирно и богато, чтобы в вашем доме всегда было что дать!
2-ой гость: Спасибо этому дому! Пора нам уже идти к другому!
3-ий гость: Щедрых хозяев нужно уважить, на прощанье им песню спеть!

Все вместе поют песню «На новое лето»

Песня «На новое лето»

На новое лето пусть уродит рожь,

Рожь, пшеница, вся пашница,
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)
Желаем тебе, хозяин,
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)
Медок варить, сыновей женить,
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)
Масло собирать, дочек отдавать.
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)
Жить в богатстве, согласии и счастье.
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)
Жить-поживать, горя не знать
Щедрый вечер, богатый вечер! (2 р.)

Хозяин: Ну вот, гости наши и ушли. Вам, детки, пора укладываться спать, чтобы сны хорошие приснились. А мы пойдём к соседям, пощедруем и поздравим их с Новым годом!

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование:
магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.

Предварительная работа:
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
месяц, вертеп.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

В этот зимний вечерок

Вьётся из трубы дымок,

Месяц светится над ней,

А у нас полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Просмотр презентации «Святки»

(слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

(слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

(слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

(слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

(слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

Воробышек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

(слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

(слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

(слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

(слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

(слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

Как живёшь? -Вот так!

Как идёшь? -Вот так!

А бежишь? -Вот так!

Ночью спишь? -Вот так!

Как берёшь? -Вот так!

Как даёшь? -Вот так!

Как шалишь? -Вот так!

А грозишь? -Вот так!

Ну, а дразнишь как? -Вот так!

А смеёшься как? -Вот так!

Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

(На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Колядовщик (воспитатель):

Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть, себя показать!
Мы пришли прославлять,
Да хозяев величать.
Хозяину сотни лет прожить,
А хозяюшке много здоровьица.
Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
Девяносто быков, полтораста коров.
Надели вас Бог
И житьем - бытьем и богатством.

Колядовщики – дети:

    Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

    На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

    Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством во всём,

И дай Бол вам, господа,

Здоровья на долгие года!

    Коляда идёт к вам в дом.

И мешки несёт с добром.

Кто даст нам больше всех,

Ждёт того большой успех!

    Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Лёгких – лёгких вам дорог!

6. Ой коляда, коляда

У нас нынче беда

Маленький мальчик

Упал на стаканчик.

А стаканчик на бочок.

Дай, хозяйка, пятачок!

    Чем, хозяева, нас одарите?

Что, хозяева, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

    Тётушка добренька,

Дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

    Сеем, веем, посеваем.

Счастья, радости желаем!

Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

Что пришли в наш дом на святки!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Сыр да печенье

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

(Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Игры, конкурсы.

    Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает.(корова)

Их бабуля с сахарком

Выпекала сладкие.

Первый вышел – словно ком,

А другие – гладкие.(блины)

Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу.(овца, баран)

Я в стаканчике, в рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще – белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.(мороженое)

Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем.(собака)

Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек.(свинья)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые ….(снежинки).

    Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

    Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

Игра «Моталочка»

Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

    Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

Вы танцуйте, мои ручки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

Вы танцуйте, мои ножки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

Вы танцуйте, мои плечи,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, боки мои, мои боки хороши.

Вы танцуйте, мои боки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя.

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

    Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

лента-к долгой счастливой жизни,

монета- к богатству,

картошка – большое счастье,

гвоздь – на пороге гость,

сердечко – любовь,

колечко – быть свадьбе,

ключик – новоселье,

пуговка – обновка в одежде,

колёсико – купите или выиграете машину,

карта географическая – путешествие,

цветочек - быть красивым,

конфетка – сладкая жизнь,

копейка – к деньгам, и др.

Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Славно мы колядовали,

Танцевали и играли.

А теперь пора,

Угощаться, детвора!!!

Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

Ирина Черноиванова
Сценарий праздника «Рождественские колядки» с Козой и Медведем

Сценарий праздника «Рождественские колядки »

Цель :

Продолжать знакомить дошкольников с русскими-народными традициями (колядование , гадание, народные игры.)

Воспитывать патриотические чувства.

Ведущая :

Вот и закончилась новогодняя суета.

Пришло время светлого, радостного праздника

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели

Песни - колядки . Детей называли колядовщиками . Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,

То случится беда.

Вот и мы с детками пойдём колядовать .

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Выходят дети под музыку

1 реб. Праздник этот - самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили-ели,

Веселились две недели!

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

"Песня «На лошадке в санках»

Ведущая :

Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Колядовщики пришли счастье в дом принесли

Ну коль пришли так колядуйте .

Дети идут к зрителям с колядками

1 -й колядовщик . Серенков

Коляда-маляда , уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик .

Я - маленький юнчик,

Сел на стульчик,

Снял колпачок :

Пожалуйте пятачок!

3-й колядовщик . Ломакина

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх - козульку,

А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик . Солнышкин

Кто подарит пирога,

Тому - полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша :

Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик . Корхова

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха :

Колоском пуста, соломкой густа.

6-й колядовщик . Вахрушева

«Уж я сяду на порог - дай лепёшку и пирог!

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»

Все Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Появляется колядовщик , он выводит «козу» . На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем , что колядовщики поют с козой .

Колядовщик с Козой (поет) . Арсений

Мы не сами идем - мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ведущая :

Где ты, козочка , ходила,

Где ты, белая, бродила?

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Коза падает,

Что же вашей козочке надо ? Что же она любит?

8-й колядовщик . Сорокин

А нашей козе немного и надо :

Ведерочко гречки на перепечки

поверх него - колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

«Пошла коза по лесу» .

Дане одеть шапку

Ведущая :

И коза не с пустыми руками пришла а загадки принесла.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его - мешок,

В бороде его - снежок.

(Дед Мороз)

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью… (елка)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет… (от елки)

Ну и елка, просто диво!

Как нарядна, как… (красива)

Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Разноцветные… (игрушки)

Ведущая :

Ребята! А ведь к нам на праздник гость должен прийти ,

Но видно заблудился. Давайте мы с вами песенку споём, Он услышит нас и придёт.

Песня «Рождество »

Ребёнок. Как пришли к нам Святки

Запевай колядки !

Из лесу пришёл медведь ,

Хочет танцевать и петь!

Выходит медведь , здоровается, танцуют все

Ведущая :

А не хочешь ли ты, Мишенька, гостей с козой повеселить , спеть частушки

Частушки

Коза : Выходи плясать, Медведь ,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь : Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза : А ты, Мишенька-медведь ,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь : Ах, Коза, ты Козочка ,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза : Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе : Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Ведущая :

Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)

Домовенок : Здравствуйте, ребята!

Ведущая : Здравствуй, а ты кто?

Домовенок : Я – Домовенок Кузя!

Ведущая : А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок : Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться

Игра «Заря зареница»

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

Ведущая :

А ещё на Руси был такой обычай гадать под

Рождество . Вот и мы погадаем всем детям и гостям.

Узнаем, что нас ждёт в новом году.

Дети по очереди вытаскивают предметы.

1. Ножницы - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз. инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. купюра бумажная - банкир, предприниматель

9. Ложка –повар.

10 Кукла- воспитатель

11 Блокнот- директор

12 Ключ- строитель

13 Монетка -продавец

14 Молоток столяр

15 билет – артист

16 самолетик- стюардесса

17 животное- дрессировщик в цирке

18 пульт от телевизора – работник телекомпании, диктор

19 матрешка –певец из хора

20 лопатка – дворник.

Гадания для взрослых. «Что подарит год грядущий»

Ведущая :

Мы немножко отдохнём и плясать потом пойдём.

Хоровод бубенцы

Ведущая : Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи ! Хотите?

Дети : Да!

Ведущая : Ну, тогда слушайте и смотрите!

(Звучит спокойная музыка.)

Ведущая : Ночью по пыльной палестинской дороге шла семья - молодая женщина Мария и ее пожилой муж Иосиф. (Входят персонажи : Мария и Иосиф- дети) . Долгий путь они проделали под мерцанием звезд, пока не увидели огни города Вифлеема. (Мария и Иосиф подходят к «постоялому двору» ). Путники очень устали и хотели здесь отдохнуть, постучались в дверь постоялого двора. (Мария и Иосиф стучатся.

Но в гостинице не было мест для ночлега и хозяин предложил переночевать в хлеву.

(Уходят к пещере. Мария берет куклу, заворачивает в белое блестящее полотно. В это время зажигаются гирлянды на «вертепе» . Звучит плач ребенка.)

Ведущая : И вот свершилось чудо - родился Господь! Мария его спеленала, положила в ясли и дала ему имя Иисус Христос.

(Выходят пастухи) .

Ведущая : В Святую ночь на тучном поле,

Не зная отдыха и снов,

Стада, гулявшие на воле,

Пасло семейство пастухов.

(Пастухи проходят по залу и усаживаются у костра)

Ведущий : И в эту ночь с высот чудесных

Спустились ангелы с небес…

Появляются ангелы

Спустилась ночь на Вифлеем,-

Красив её наряд!

Звезда с небес сияет всем,

Но люди крепко спят…

Несем вам весть из Вифлеема -

Оставьте свои дела!

В том граде Пресвятая Дева

Младенца ночью родила!

3-й ангел :

В хлеву, за городом большим,

Родился в мир Христос.

Склонились ангелы над ним

И хороводы звёзд.

В яслях спал на свежем сене

Тихий, крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил золото волос.

5 ангел :

Родился ныне, в Вифлееме,

Спаситель мира и людей!

Его увидите вы сами,

Коль поспешите поскорей!

Ангелы становятся рядом с младенцем. Пастушки перешептываются с радостью и оживлением, поднимаются и идут к хлеву.

Ведущая : Отправились пастушки немедля

В пещеру чудную войти

Чтоб колыбель Царя-Младенца

Для мира божьего найти.

Пастушки подходят к колыбельке.)

Ведущая : Все идут, спешат с волненьем,

С радостью на сердце :

И несут свои подарки

Дивному Младенцу!

1-й Пастушок :

Я принес тебе, Дитя,

Живую овечку.

Можешь с нею Ты играть,

Сидя на крылечке. (Кладет возле колыбельки «овцу» ).

2-й Пастушок :

Ну, а я принес Тебе

Молочка парного,

Чтобы с Матушкой Твоей

Были вы здоровы! (Ставит молоко) .

3-й Пастушок :

Ну а я несу в суме

Теплые носочки,

Чтоб они Тебе согрели

Маленькие ножки. (Кладет носочки) .

(Пастушки подносят дары. Ангелы поднимают Звезду на палочке) .

Зажечь огоньки

Ведущая :. И в миг рождения Христа

На небе вспыхнула звезда

Чтоб указать всему народу

К младенцу божьему дорогу.

«танец ангелы»

Ведущая :

В этот светлый праздник Праздник Рождества .

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра

Озаряя мысли светом Рождества !

Ведущая приглашает всех пить чай в группу.

Рождество для младших школьников. Сценарий

Сценарий для учащихся начальных классов "Рождественские колядки"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"

Сценарий зимнего праздника "Рождественские колядки"

Цели: расширение кругозора младших школьников о данном празднике
Задачи: познакомить кратко с историей праздника,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, маски, костюмы, самовар, чайный набор посуды, пряники, баранки, кренделя.

Ход праздника.

Ведущий 1: (В русско народном костюме) Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
" Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"
Комбинированное чтение стихотворения (Читают три ученика)
Саша Чёрный
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
1 ученик. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
2 ученик.Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
3 ученик «Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Ведущий 2:
Праздник Рождества сопровождается колядками. Вернёмся в историю этого праздника
Зимнее солнцестояние (в русской культуре - солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно - Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни - «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса - символ умершего и возродившегося вновь солнца.
С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь - например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды - коледование или колядки.

(Слайд 1)

История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.
(Слайд 2)


Ведущий 1: Святочные вечера немыслимы без колядок.
Послушаем песню в исполнении ребят 4 класса.
(Выходят ребята в костюмах ряженых)
Песня « Ой,Коляда,Коляда

1.Ой,коляда.коляда,

Посконная борода!

Таусень! Таусень!

2.Открывайте,ворота,

Выноси кА пирога!

Таусень! Таусень!

3.Кто подаст каши-

Золотые чаши.

Таусень! Таусень!

4.Кто даёт свежины –

Золотые чугуны.

Таусень! Таусень!

5. Кто подаст лепёшки-

Золотые окошки.

Таусень! Таусень!

6.Подавай, не ломай,

Неси целый каравай!

Таусень! Таусень!

А кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки,

4. Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки.

5.Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога.

6. Кто не даст хлеба –

Уведём деда,

7. Кто не даст свежины –

Тем расколем чугуны!

8.Открывайие сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!
Ведущий 2: Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, и трещотками.
(Слайд 3)


Ведущий 1:
Со словами: " Пришла Коляда, Рождество принесла" - колядующие обходят дома. Давайте посмотрим сценку:
Сценка:
Колядовщики:
-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С новым годом, со всем родом. Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
(На середину выходят девочки и исполняют танец «Валенки»)
Три девочки поют:Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Три мальчика поют:
Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
(Между куплетами идёт перепляс)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Хозяйка: Не кричите, не топчитесь,
Ничего я вам не дам, расходитесь по домам.
Колядовщики: (Все вместе) У Федулы жена очень жадная была,
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь.
Чем хотите, угощайтесь!
Хозяйка: Садитесь гости дорогие.
Красному гостю - красное место.
Вот Вам пироги, печенья -
Для вашего угощенья.
(Слайд 4) (Раньше, в старину, в юность ваших, ребята, прабабушек угощали печеньями- козулями)

Хозяин: Ой, спасибо вам, коляднички, что зашли. Теперь у нас в доме будет жить добро, тепло, удача, и мир. А теперь пойдём во двор и немного поиграем.
Игры
Игра «Волк и гуси»
Ход игры:
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его.
Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Ведущий 1: : Вот и славно вы, ребятки, поиграли. Рождественские игры, колядки были традицией. Сейчас у нас, постепенно эти традиции постепенно возрождаются.
А сейчас послушайте сказку.
Сказка:
Эта история произошла давным-давно на Рождество, где-то далеко на Севере. Там где холода, вьюги и ветра жила-была злая Снежная Царица-чародейка, которая больше всего на свете не любила смех и радость, улыбки и веселье. Она не любила, когда люди собирались вместе, когда дарили друг другу тепло своих сердец. Она ужасно не любила праздники, а особенно, Рождество. Ведь Рождество это праздник, который весь пропитан атмосферой любви и радости. Злая же Снежная Царица хотела, чтобы все люди ходили хмурые, сердца и души их были бы холодными. Поэтому она и решила украсть у них светлый праздник Рождества.
Проснулись люди утром, а праздника нет. Нет Рождества, нет радости, нет веселья. Все, конечно, сразу поняли, что это Снежная Царица виновата. Она давно грозилась им украсть у них праздник. Сидят все грустные, хмурые, руки опустили, даже предпринимать ничего не хотят.
А в одной деревне жил мальчик по имени Астафий. Хороший мальчик, с добрым и милосердным сердцем. Он очень сильно ждал Рождества, представлял, сколько радости и тепла принесёт праздник в их дом и в их деревню. А тут проснулся утром Астафий, а Рождества нет.
- Знаю я, это всё проделки злой Царицы. Не быть этому! – сказал себе мальчик.
Решил Астафий, во что бы то ни стало, вернуть людям Рождество. Он подумал, что если злая Царица украла Рождество при помощи злого волшебства, то вернуть его можно будет при помощи доброго. Поэтому он решил отправиться в соседнюю деревню, где по слухам жил добрый чародей. Оделся он потеплей, шубу, шапку, валенки и рукавички, и отправился в путь. Все дороги занесло снегом, ветер воет, метель бушует, но он, не сворачивая назад, идёт себя и идёт. Вот и пришёл в деревню, нашёл дом, где, как говорили, и жил чародей. Постучался. Дверь ему открыл обыкновенный с виду мужичок и говорит:
- Проходи, Астафьюшка, я тебя уже заждался.
- А откуда вы знали, что я приду? – удивился мальчик.
- Так кому же знать, коль не мне? – ответил мужичок.
- Может, вы знаете, как мне Рождество людям вернуть? – спросил Астафий.
- Знаю, конечно, знаю. И ты знаешь.
- Да как же я знаю?! Не знаю я никаких волшебных слов! – возмутился мальчик.
- Да и не нужны слова волшебные, ты и без них обойдёшься, - ответил чародей. – Подумай, что больше всего на свете не любит Снежная Царица и, почему она украла Рождество.
- Смех она не любит, радость и веселье. Когда людям хорошо, не любит. Вот и украла Рождество, - ответил Астафий.
- Значит, чтобы вернуть Рождество, надо в каждый дом принести смех, радость и веселье. Так? – объяснил ему чародей.
- Так наверно.… Но как это сделать-то? – задумался мальчик.
- А это ты уж без меня знаешь, - улыбнулся чародей. – Отправляйся скорей назад, пока метель улеглась. Ищи ответ в своём сердце. А то, что ты его найдёшь – это я знаю.
Расстроенный ушёл Астафий от чародея. Запутал тот мальчика, совсем не помог. Но путь до дома не близкий, стал мальчик думать над словами чародея и кое-что придумал. Только пришёл он в свою деревню, кликнул всех своих друзей, ребят и девчат, и рассказал, что надо делать. Все закивали, понравилась им идея Астафия, появились улыбки на лицах. Вот так, весёлою гурьбой, они и двинулись в первый с краю дом в деревне. Постучали. Открыли им хозяева, хмурые, недовольные. А ребята поклонились им и говорят:
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Рождеством вас! Счастья, любви и достатка вашей семье.
И после этих слов принялись петь рождественские колядки, да и пританцовывать. Заулыбались хозяева, повеселели, принялись угощать их, привечать. Но ребятам некогда. Поблагодарили и в следующий дом пошли колядовать. Так скоро в каждом доме в деревне появился рождественский дух, который принесли дети со своими рождественскими колядками. Стали люди улыбаться, обнимать друг друга, с праздником поздравлять. Жаром воспылало тепло их сердец. Таким сильным, что достиг этот жар дворца Снежной Царицы и разрушил её чары. Вернулось Рождество к людям, в каждую деревню, в каждый дом!
С тех пор злая Царица больше никогда не пыталась украсть Рождество, а рождественских колядок боялась, как огня.
С Рождеством вас! Добра, радости, любви в каждый дом!
Ведущий 2: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.
Под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора)
Все герои праздника (колядовщики,хозяка, хозяин) угощают детей козулями (печенье в форме животного)
Кто придумал тот секрет, точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед замесили тесто.
Из муки и патоки выпекали пряники.

Припев:

Пряники русские, сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощенье знатное.

Если холод бушевал, странников усталых
В дождь и стружу согревал чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам подавали пряники.

Припев тот же

Всех друзей мы в гости ждём, от души встречаем,
Пирогами и блином с чаем угощаем.
Из муки и патоки напекли всем пряники.
Из муки и патоки напекли всем пряники

Ведущие вместе: : Всем мы желаем счастливого Рождества!
Пусть веселится весь народ,
Пусть каждый улыбается!
Пусть танцуют и поют
Все на целом свете!
В мире, радости живут взрослые и дети!

Евгения Михайлова

Рождественские колядки.

Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

Дети: Дома ли хозяева?

Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

Проходите в дом, гости дорогие….!

Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

Дети: Всем здоровья и добра,

И согласия, богатства в наступающем году!

Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

Милости просим!

Фонограмма «Коляда»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

Собрались мы с вами для веселушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Слышится веселая песенка колядовщиков.

Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Хозяйка:

Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

Вам веселья озорного,

Вам везенья неземного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Вам питейного, съестного,

Вам душевного, родного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Мы пришли за пирогами,

Мы пришли за кренделями,

Угощайте нас скорей,

Мы запляшем веселей!

Мы пока не объедимся,

Пока не навеселимся,

Мы обратно не уйдем,

Весь ваш дом перевернем.

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

2. Копеечки на конфетки

Или гривенечки на прянички?

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

Дети угощают ряженых конфетами.



Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

За печенье и коврижки!

Одарили вы нас на славу!

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Сценка Козы и медведя

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.


(Топает ногами)

Частушки»

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе: Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


Домовенок: Здравствуйте, ребята!

Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок: Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться, плясать.

А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


ИГРЫ

В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

Дедкины потешки

Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

1. Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

3. Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

4. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

6. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

3. У Сережи в сапожки попали сережки.

ПОСЛОВИЦЫ

Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

Хором дружно отвечайте: без труда….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

Хозяйка: Без труда ….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда

Хозяйка: Делу время - ….

Дети: Потехе час.

Хозяйка: Кто много говорит….

Дети: Тот мало делает.

Хозяйка: Труд человека кормит, ….

Дети: А лень портит.

Хозяйка: Других не суди….

Дети: На себя погляди.

Хозяйка: Друга ищи - ….

Дети: А найдешь – береги.

Звучат гусли

Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

Струны золотые, скоморохи удалые.

В гусли заиграли, ноги заплясали.

Общая пляска (русская народная мелодия)



Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

Дети угощают Кузю.


Колядовщики: Вместе мы колядовали,

Мы и пели, и плясали,

Очень утомилися,

Низко поклонилися.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

Коза: Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Домовенок: Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Все: Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!