Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Сценарий праздника "святочные колядки" для детей подготовительной группы. Сценарий фольклорного праздника «Рождественские колядки

Внеклассное мероприятие в начальной школе

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

    Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

    Возрождение русских обычаев и традиций.

    Сплочение детского коллектива

Ход мероприятия.

Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.

2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Выходят дети и читают стихи:

1-й

Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Рассказ о славянском празднике «Коляда».


Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


Сценка «Колядки».

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

1 колядующий.

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2 колядующий:

Пойдём к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

1-й

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

2-й

Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

3-й

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

Хозяин Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

1-й:

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом.

Все:

И детишек полный дом.

Колядующие идут к следующему дому.

Учитель.

Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

    Мороз невелик, а стоять не велит.

    Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

    Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

    Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

    Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

    Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.

Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Гадания.

ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

ПОЛЕНОМ

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое

И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра «Баба Яга».

Дети.

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

Баба-яга. У меня живот болит.

(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

У медведя во бору

Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Проводится игра «К нам коза пришла»:

К нам коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела,

(говорком) А самого маленького оставила.

Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5.В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу - топ-топ.

(Балалайка).

Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

Девочки поют частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

6.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

7.Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8.Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

9.На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

10.Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

11.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Пожелания всем зрителям.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

4-й ребёнок

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Учитель.

И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

Рождество для младших школьников. Сценарий

Сценарий для учащихся начальных классов "Рождественские колядки"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"

Сценарий зимнего праздника "Рождественские колядки"

Цели: расширение кругозора младших школьников о данном празднике
Задачи: познакомить кратко с историей праздника,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, маски, костюмы, самовар, чайный набор посуды, пряники, баранки, кренделя.

Ход праздника.

Ведущий 1: (В русско народном костюме) Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
" Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"
Комбинированное чтение стихотворения (Читают три ученика)
Саша Чёрный
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
1 ученик. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
2 ученик.Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
3 ученик «Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Ведущий 2:
Праздник Рождества сопровождается колядками. Вернёмся в историю этого праздника
Зимнее солнцестояние (в русской культуре - солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно - Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни - «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса - символ умершего и возродившегося вновь солнца.
С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь - например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды - коледование или колядки.

(Слайд 1)

История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.
(Слайд 2)


Ведущий 1: Святочные вечера немыслимы без колядок.
Послушаем песню в исполнении ребят 4 класса.
(Выходят ребята в костюмах ряженых)
Песня « Ой,Коляда,Коляда

1.Ой,коляда.коляда,

Посконная борода!

Таусень! Таусень!

2.Открывайте,ворота,

Выноси кА пирога!

Таусень! Таусень!

3.Кто подаст каши-

Золотые чаши.

Таусень! Таусень!

4.Кто даёт свежины –

Золотые чугуны.

Таусень! Таусень!

5. Кто подаст лепёшки-

Золотые окошки.

Таусень! Таусень!

6.Подавай, не ломай,

Неси целый каравай!

Таусень! Таусень!

А кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки,

4. Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки.

5.Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога.

6. Кто не даст хлеба –

Уведём деда,

7. Кто не даст свежины –

Тем расколем чугуны!

8.Открывайие сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!
Ведущий 2: Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, и трещотками.
(Слайд 3)


Ведущий 1:
Со словами: " Пришла Коляда, Рождество принесла" - колядующие обходят дома. Давайте посмотрим сценку:
Сценка:
Колядовщики:
-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С новым годом, со всем родом. Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
(На середину выходят девочки и исполняют танец «Валенки»)
Три девочки поют:Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Три мальчика поют:
Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
(Между куплетами идёт перепляс)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Хозяйка: Не кричите, не топчитесь,
Ничего я вам не дам, расходитесь по домам.
Колядовщики: (Все вместе) У Федулы жена очень жадная была,
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь.
Чем хотите, угощайтесь!
Хозяйка: Садитесь гости дорогие.
Красному гостю - красное место.
Вот Вам пироги, печенья -
Для вашего угощенья.
(Слайд 4) (Раньше, в старину, в юность ваших, ребята, прабабушек угощали печеньями- козулями)

Хозяин: Ой, спасибо вам, коляднички, что зашли. Теперь у нас в доме будет жить добро, тепло, удача, и мир. А теперь пойдём во двор и немного поиграем.
Игры
Игра «Волк и гуси»
Ход игры:
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его.
Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Ведущий 1: : Вот и славно вы, ребятки, поиграли. Рождественские игры, колядки были традицией. Сейчас у нас, постепенно эти традиции постепенно возрождаются.
А сейчас послушайте сказку.
Сказка:
Эта история произошла давным-давно на Рождество, где-то далеко на Севере. Там где холода, вьюги и ветра жила-была злая Снежная Царица-чародейка, которая больше всего на свете не любила смех и радость, улыбки и веселье. Она не любила, когда люди собирались вместе, когда дарили друг другу тепло своих сердец. Она ужасно не любила праздники, а особенно, Рождество. Ведь Рождество это праздник, который весь пропитан атмосферой любви и радости. Злая же Снежная Царица хотела, чтобы все люди ходили хмурые, сердца и души их были бы холодными. Поэтому она и решила украсть у них светлый праздник Рождества.
Проснулись люди утром, а праздника нет. Нет Рождества, нет радости, нет веселья. Все, конечно, сразу поняли, что это Снежная Царица виновата. Она давно грозилась им украсть у них праздник. Сидят все грустные, хмурые, руки опустили, даже предпринимать ничего не хотят.
А в одной деревне жил мальчик по имени Астафий. Хороший мальчик, с добрым и милосердным сердцем. Он очень сильно ждал Рождества, представлял, сколько радости и тепла принесёт праздник в их дом и в их деревню. А тут проснулся утром Астафий, а Рождества нет.
- Знаю я, это всё проделки злой Царицы. Не быть этому! – сказал себе мальчик.
Решил Астафий, во что бы то ни стало, вернуть людям Рождество. Он подумал, что если злая Царица украла Рождество при помощи злого волшебства, то вернуть его можно будет при помощи доброго. Поэтому он решил отправиться в соседнюю деревню, где по слухам жил добрый чародей. Оделся он потеплей, шубу, шапку, валенки и рукавички, и отправился в путь. Все дороги занесло снегом, ветер воет, метель бушует, но он, не сворачивая назад, идёт себя и идёт. Вот и пришёл в деревню, нашёл дом, где, как говорили, и жил чародей. Постучался. Дверь ему открыл обыкновенный с виду мужичок и говорит:
- Проходи, Астафьюшка, я тебя уже заждался.
- А откуда вы знали, что я приду? – удивился мальчик.
- Так кому же знать, коль не мне? – ответил мужичок.
- Может, вы знаете, как мне Рождество людям вернуть? – спросил Астафий.
- Знаю, конечно, знаю. И ты знаешь.
- Да как же я знаю?! Не знаю я никаких волшебных слов! – возмутился мальчик.
- Да и не нужны слова волшебные, ты и без них обойдёшься, - ответил чародей. – Подумай, что больше всего на свете не любит Снежная Царица и, почему она украла Рождество.
- Смех она не любит, радость и веселье. Когда людям хорошо, не любит. Вот и украла Рождество, - ответил Астафий.
- Значит, чтобы вернуть Рождество, надо в каждый дом принести смех, радость и веселье. Так? – объяснил ему чародей.
- Так наверно.… Но как это сделать-то? – задумался мальчик.
- А это ты уж без меня знаешь, - улыбнулся чародей. – Отправляйся скорей назад, пока метель улеглась. Ищи ответ в своём сердце. А то, что ты его найдёшь – это я знаю.
Расстроенный ушёл Астафий от чародея. Запутал тот мальчика, совсем не помог. Но путь до дома не близкий, стал мальчик думать над словами чародея и кое-что придумал. Только пришёл он в свою деревню, кликнул всех своих друзей, ребят и девчат, и рассказал, что надо делать. Все закивали, понравилась им идея Астафия, появились улыбки на лицах. Вот так, весёлою гурьбой, они и двинулись в первый с краю дом в деревне. Постучали. Открыли им хозяева, хмурые, недовольные. А ребята поклонились им и говорят:
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Рождеством вас! Счастья, любви и достатка вашей семье.
И после этих слов принялись петь рождественские колядки, да и пританцовывать. Заулыбались хозяева, повеселели, принялись угощать их, привечать. Но ребятам некогда. Поблагодарили и в следующий дом пошли колядовать. Так скоро в каждом доме в деревне появился рождественский дух, который принесли дети со своими рождественскими колядками. Стали люди улыбаться, обнимать друг друга, с праздником поздравлять. Жаром воспылало тепло их сердец. Таким сильным, что достиг этот жар дворца Снежной Царицы и разрушил её чары. Вернулось Рождество к людям, в каждую деревню, в каждый дом!
С тех пор злая Царица больше никогда не пыталась украсть Рождество, а рождественских колядок боялась, как огня.
С Рождеством вас! Добра, радости, любви в каждый дом!
Ведущий 2: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.
Под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора)
Все герои праздника (колядовщики,хозяка, хозяин) угощают детей козулями (печенье в форме животного)
Кто придумал тот секрет, точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед замесили тесто.
Из муки и патоки выпекали пряники.

Припев:

Пряники русские, сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощенье знатное.

Если холод бушевал, странников усталых
В дождь и стружу согревал чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам подавали пряники.

Припев тот же

Всех друзей мы в гости ждём, от души встречаем,
Пирогами и блином с чаем угощаем.
Из муки и патоки напекли всем пряники.
Из муки и патоки напекли всем пряники

Ведущие вместе: : Всем мы желаем счастливого Рождества!
Пусть веселится весь народ,
Пусть каждый улыбается!
Пусть танцуют и поют
Все на целом свете!
В мире, радости живут взрослые и дети!

Сценарий рождественских святки - колядки для детей старшего дошкольного возраста

Тема : Театрализованное представление «Святочные колядки».
Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие формирует у дошкольников представление о истоках национальной русской культуры.
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование: Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук, клубочек. Колокольчики и др. музыкальные инструменты, зернышки в мешочке, горшочек для гадания.
Ход мероприятия:
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм, дети одеты в костюмы колядовщиков (Коза, Медведь, ряженые у которых в руке Рождественская звезда, Скоморохи).

Ведущая-хозяйка Варварушка: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!

Читает указ. (заранее напечатать!)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!
Ведущая-хозяйка Варварушка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это - Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.Но сначала посмотрите театр.
Дети садятся на стульчики, Варварушка показывает теневой театр «Рождество Христово»
Ведущая - Варварушка:
Эй, спешите в круг сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

Танец «Наша елка»

Ведущая - Варварушка:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!
Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Песня - танец «Ах, вы сени мои сени»

В сопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки, колокольчики)
Варварушка: Мы сейчас с вами пойдем колядовать к дядьке Николаю! Подходят к домику.
Колядовщики хором:
Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза:
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Николай выходит (взрослый): - Кто тут орет? Спать не дает?

Дети: Это мы – колядовщики.
Николай: И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да плясать?
(уходит в дом)
Дети (все вместе)
Эх, ты Коля –Николай!
Сиди дома не гуляй!
В тепленьком местечке, с бабушкой на печке!
Варварушка: Давайте еще раз постучим.(стучат) Николай. что ты там делаешь?
Николай: А я ножки у стола перевязываю(выходит).
Варварушка: Азачем ты это делаешь?
Николай: Это примета такая народная. В Рождество надо ленточкой ножки у стола перевязать, чтобы скот со двора не убежал, не пропал, не болел.
Варварушка: Я тоже примету народную знаю: если клубочек мотать плотно-плотно, тогда капуста в моем огороде уродится тугая и крепкая. Вы приметы детушки запоминайте и всегда так делайте.
Колядовщики хором:
Чем, хозяин, нас одаришь?
Что, хозяин, нам подаришь?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Николай:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Варварушка:
Мы вам споём Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Шуточные частушки.
Нечетные поют девочки, четные – мальчики.
1.Начинаю петь частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2.Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3.Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
4.Оханьки да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
5. А я валенки надену.
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше
6. Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
7. Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
8. Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!


Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь:
Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза:
Пускай почитают родителей дети
Варварушка:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Николай:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали мне добра, повеселили меня!
Варварушка: А сорить у вас Николаша можно?
Николай: Можно, можно, сори сколько хочешь!
Дети разбрасывают зерна
Николай: Вот спасибо гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатства! Ну, а теперь будем вечер продолжать, будем время коротать!
Варварушка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
К козе встают девочки, к медведю – мальчики

1.Игра – соревнование «ведьмина метелка»

Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.
Ведущая –Варварушка: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»
Дети садятся
Варварушка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.
Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:
«Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают один предмет
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз.инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.


Варварушка: Я молодая тоже гадала. Брала перед сном гребешок. Расчесывала волосы, а потом гребешок клала под подушку и приговаривала: «Суженый, мой ряженый. Приди ко мне наряженый». Кто приснится. Тот и жених. А еще выходили на дорогу и спрашивали первого встречного, как его зовут. Значит такое имя и будет у жениха.
Николай:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

2.Игра-соревнование «скачем на коне»

Варварушка:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.

3.Игра-соревнование « перетяни канат»

Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Потанцуй со мной дружок.

Танец «ледяные ладошки»

Варварушка: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец.
Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Варварушка: В Святки все радовались празднику, веселились шутили друг с другом. Вот и у нас есть скомороки. Сейчас они тоже нас поздравят.

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

Сценарий праздника «Рождественские колядки». Конспект подготовили воспитатели ГБДОУ №47 Колпинского района Аунинг Л.Ю. Шершнева Н.В. Черкессенко И.Ю.

Цели : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал , использовать в повседневном жизни.

Задачи : Познакомить детей с русским праздником – Колядки.

Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

Предварительная работа : заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

Ведущий :

Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Дети : Ну а что такое святки?

Вед . : Вы не слышали ребятки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки!

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Руку дай скорее друг

Ждет нас всех веселый круг!

Дети исполняют хороводную песню

Ведущий:

Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья - когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето». На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает». В перезимье примечают: если холодная зима и снега много - это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст - после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай. Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла. Колядки - это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни. Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье .

Стихи детей:

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

2 ребенок: Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Выходят двое ряженых:

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

1 ряженый :

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

2 ряженый:

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

1 ряженый:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку .

2 ряженый:

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

1 ряженый:

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

ряженые (начинают задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Дети ведут хоровод.

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

* Из горшка вынимают полотенце.

Полотенце далеко расстилается… ждет тебя дорога, путешествие…

* Из горшка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет

* Из горшка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, ко мне женихи.

* Из горшка Змей Горыныч вынимает пуговицу – будет тебе в этом году, Змей Горыныч, новый кафтан! Носить, не сносить !

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

Дети рассказывают стихи:

СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

1 ребенок:

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

2 ребенок:

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветках заиграл.

3 ребенок:

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светится глава...

Наступает день великий -

Праздник Рождества!

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

Дети исполняют хороводную песню:

Ряженые предлагают детям поиграть в подвижные игры:

Игра «Курочки и петушки»
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
Игра «Перетяни веревку»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

1 ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!


Цели и задачи:

  1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
  4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ход праздника

Заходим с песней «Рождество христово».

Ведущий:

Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.

Песня «Свечи зажжем».

Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

  • Как живешь?
  • Как идешь?
  • А бежишь?
  • Ночью спишь?
  • Как берешь?
  • Как даешь?
  • Как шалишь?
  • А грозишь?
  • Ну, а дразнишь как?

Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.

Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущий:

Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.

Хороводная игра «Опаньки».

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Петрушка:

В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

  • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
  • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
  • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
  • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
  • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
  • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

Петрушка:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!