Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Процессуально-ориентированная психология. Процессуально-ориентированная психотерапия

Годов Арнольдом Минделлом , занимавшимся в то время юнгианским анализом . Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа - это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов , основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации , при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью » (англ. edge ) индентичности человека.

  • Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта , что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные : пол , религия , этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных . Это один из механизмов, движущих гомофобией .
  • Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе », в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса , или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Примечания

См. также

  • Эми Минделл

Ссылки

  • Официальный сайт Арнольда и Эми Минделлов (англ.)
  • Worldwork site (англ.)
  • Max Schupbach: процессуальная работа и развитие организаций (англ.)

Организации

  • GPI is an International Consortium of Process Oriented Conflict Facilitators, Peacebuilders, and Trauma Healers. (англ.)
  • Global Process Work Training portal (англ.)
  • Process Work Institute (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology, Zurich (англ.)
  • Process Work Australia (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in the United Kingdom (англ.)
  • Process Work Greece (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in Poland (англ.)

Мы предлагаем Вам принять участие в уникальной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ – впервые в России программа проходит в полном объеме , с возможностью дальнейшего получения международного диплома* процессуального терапевта.

В Нашем институте программа проводится исключительно дипломированными * специалистами Процессуально-ориентированной психологии (из Швейцарии, США), имеющими право преподавания, и полностью соответствует требованиям Научно-исследовательского общества Процессуально-ориентированной психологии (Цюрих, Швейцария).

Основатели процессуальной терапии – Арнольд Минделл и Эми Минделл

Что такое процессуальная терапия? Сертификационная программа по процессуальной терапии

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work ) - теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы.

Процессуальная терапия была основана в 70-х годах доктором Арнольдом Минделлом , специалистом по юнгианскому анализу из Цюриха. Процессу­ально-ориентированная психотерапия − это междисциплинарный подход, гармонично соединяющий западную психологию и восточную философию. Часто обучающиеся психотерапии получают набор стандартных процедур, разрозненных навыков и мучаются, пытаясь определить – когда же какой прием необходимо применить в своей терапии. “Обычно терапевты гораздо более осведомлены о своих теоретических позициях, чем о реальном поведении с клиентами”. Процессуально-ориентированная психология дает ответы на эти вопросы в самом процессе терапии.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Минделл расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от общепринятых взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концецпию «бессознательного», чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется - с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым мы себя идентифицируем, и тот, который определяется как «чуждый» нам. Переживания, с которыми мы себя идентифицируем, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом нами уровне. Опыт, маргинализируемый нами в качестве «чуждого», называется «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом. Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии: “В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни”.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет – работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не “неразборчивость” и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

Попытаемся кратко описать философию процессуально-ориентированной психологии . Основные понятия процессуальной терапии – первичный и вторичный процесс. Первичный процесс – это то, что мы осознаем, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно – то, что мы в данный момент не осознаем, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несет в себе очень важную и полезную информацию, к которая мы может получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) идентичности человека.

Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.

Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.

Социальные : пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.

Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта – отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам дает бессознательное через вторичные процессы, дает ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и “промежуточной”, так называемой “краевой”, когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. “Край” может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. “Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства”. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, – задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии. “Мы развиваем способность ценить и принимать собственные чувства, с которыми сталкиваемся на практике.”

“Терапевт может обратить внимание на различные чувства и состояния, возникающие у него во время работы. Если он способен сознательно уловить эти “голоса” и может озвучить их в своей работе, то становится гибким практиком, который превращает свои чувства в пользу. Потом он замечает обратную связь клиента и может настроиться на нее. Он следует за процессом клиента и своим собственным, используя свои чувства, состояния и техники в работе.”

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

В процессе обучения техникам процессуальной терапии Вы:

    получите глубокие, необычные переживания и овладеете навыками глубинной и нетрадиционной работы работы с ними;

    овладеете техниками раскрытия посланий и управления сновидениями;

    научитесь работать с телесными симптомами и хроническими заболеваниями, а также предупреждать их;

    обучитесь техникам работы с личными и групповыми конфликтами, семейными и индивидуальными взаимоотношениями;

    различными зависимостями и депрессиями;

    обучитесь продуктивному планированию будущего и его использованию в настоящем;

    Вы обогатите свой профессиональный арсенал набором оригинальных техник доступа к глубинным и трансперсональным процессам человека, что позволит Вам эффективно работать с разнообразными запросами клиентов;

    на практике освоите новые техники ведения групп с использованием процессуальных техник.

    Вы узнаете о новом, оригинальном, продуктивном пути личностного и профессионального роста.

Вы сможете работать в следующих областях:

– индивидуальная психотерапия, консультирование пар, семей, групповая ПТ;

– работа с физическими симптомами, включая соматические заболевания;

– патологические измененные состояния сознания (в т.ч. терминальные, бессознательные состояния), пограничные состояния, зависимости и заболевания, относящиеся к области психиатрии

– групповое и организационное консультирование и решение конфликтов

В Базовой программе освещаются следующие темы:

    Общая структура и динамика психики в Процессуальной терапии и связь с другими теориями личности. Философия процессуальной терапии. ПТ и восточные практики: даосизм, буддизм, шаманские практики.

    Первичные и вторичные процессы и идентичности. Край, фигура на краю и способы её формирования. Двойные сигналы.

    Каналы в процессуальной терапии. Занятые и незанятые каналы, переключение каналов. Первичные и вторичные процессы в каналах. Разворачивание вторичных процессов. Краевое поведение.

    Работа с вторичными процессами в психотерапии. Техники амплификации и разворачивания сигналов. Взаимодействие первичных и вторичных процессов в контакте терапевт-клиент. Послания. “Тело сновидений”.

    Внутренняя работа. Работа с каналом мира, “флирты”. Экстремальные события, катастрофы, травмы. Повторяющиеся события.

    Работа с симптомами. Послание симптомов. “Дух симптома”.

    Работа с различными хроническими и острыми симптомами.

    Работа с экстремальными и изменёнными состояниями сознания (ИСС), психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Работа с различными видами депрессий.

    Работа с зависимостями. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость.

    Работа с отношениями. Высокий и низкий сон отношений. Три уровня работы с отношениями. Мифы в отношениях. Смысл отношений. Отношения с “невыносимыми” людьми.

    Конфликты, публичные атаки, критики. Разрешение конфликтных ситуаций. Три уровня работы с публичными атаками и конфликтами, связь с личной историей человека. Публичные выступления.

    Работа с группами и процессуальный подход к групповой динамике. Линейная и нелинейная работа с группой. Теневые процессы в группе. Роли, ролевое поведение в группе, виды ролей.

    Ведение групповой работы в процессуальной терапии. Роль и линейные шаги работы фасилитатора группового процесса. Лидерство в групповом процессе.

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

Травмой является любое событие, которое повергло нас в состояние эмоционального шока, которое мы не смогли пережить. И тогда, когда в нашей жизни складываются ситуации подобные травматичной, мы либо избегаем этих ситуаций (реакция «избегания»), либо мы говорим, что это нам вообще не нужно, либо мы агрессивно отстаиваем свои границы. Но чаще всего, если у нас когда-то была травма, мы в это потом просто не идём. Например, если нам сказали, что мы плохо выглядим, что выбрали не нас, а другого партнера, то мы можем не идти в какие-то личные отношения.

Если в какой-то момент наш партнер сказал нам, что он не хочет ребенка, мы можем либо усиленно пытаться завести ребенка с другими партнером, либо, если мы сделали аборт, просто избегать контактов с мужчинами. И в момент, который для посторонних людей может казаться незначимым, мы можем принять решение, что мы вообще не пойдем в личные отношения, и будем развивать себя только в профессиональной деятельности, а личной жизнью заниматься не будем.

Или наоборот, мы долго шли по карьерной лестнице и очень много сделали для какой-то организации, но на повышение идёт другой человек, а не вы. Если человек не в силах пережить эту травму, он может сказать: «Я буду заниматься семьей и детьми, или буду заниматься другой профессиональной областью». И люди со стороны могут сказать: «Ты в этой области уже 15 лет. Ты просто потрясающий специалист. Как мы без тебя». А он в ответ скажет: «Нет, нет. Мне просто надоело заниматься работой». А на самом деле человек не смог пережить эту травму унижения и несправедливости.

То, что для одного человека может быть большой травмой, для другого человека травмой может не быть. Это очень интересный момент.
И на программе по травмотерапии мы будем разбирать свои травмы, будем делать это в группе. Помимо опыта, помимо того, что является травмой, а что - не является. У нас будет возможность получать ресурс группы, с людьми которые в течение года будут очень большой поддержкой.

Травмы делятся на:
- травмы насилия,
- травмы пренебрежения,
- травмы лишения.

Они несут чувства, по которым мы можем сами про себя понять, что травма у нас существует. Это чувства стыда и вины. Стыд может иногда проявляться как обида, а вина может проявляться как гнев. Очень часто за этим стоят внутренние высказывания: «Я ничего не стою», «Я не заслуживаю лучшего». И это может быть как внутреннее обесценивание, которое выражается в страхе: «меня не выберут», «меня не оценят», состояние ужаса, беззащитности, беспомощности.
Или это может быть состояние грусти, боли, одиночества, страха, что бросят, состояние отверженности. Всё это лежит в основе чувств обиды и гнева.
И вы можете взвесить, какие чувства в вашей жизни являются ведущими. Если вы сейчас взвесите, что сейчас в вашей жизни занимает большее место: чувство радости, любви к миру, удовольствие от своей жизни, либо чувства неуважения к себе, боли, грусти, одиночества, заброшенности, обесценивания себя и своих поступков,

***
Вся травматерапия построена на работе с ресурсами. И для того, чтобы встретиться с травмой (это называется «конфронтация с травмой»), мы должны провести человека через ряд ресурсных техник. Помимо работы с травмой с процессуальном залоге, мы сегодня немножко коснемся ресурсных техник.

Ресурсные техники направлены либо на то, чтобы вы вспомнили какие воспоминания, которые для вас хороши. Иногда у человека, у которого в жизни много сложных проблем, ресурсные воспоминания амнезированы.

Например, если родители были алкоголиками и драчунами, ребенку, когда он вырастает, кажется, что в его жизни не было ничего хорошего. Но когда мы в рамках травматерапии задаем определенные вопросы себе и друг другу, выясняется, что ресурсные воспоминания есть у каждого.

А наша психика устроена очень интересным образом. Она устроена так, что когда мы что-то вспоминаем, несмотря на то, что событие было в прошлом, или несмотря что мы это событие воображаем в будущем эмоции радости, удовольствия и любви, мы испытываем прямо сейчас.
И сейчас мы с вами сделаем одно интересное упражнение.
Напишите на листочке свое состояние по шкале от минус 10 (очень плохое), до плюс 10 (очень хорошее, радость, эйфория). Для чего? Чтобы после занятия сравнить, поменялось ли ваше состояние или нет.

Вспомните любое место, где вам было хорошо. Не важно, будет ли это ваша квартира, место на природе, на даче. Может быть это место, которое вы посещали некоторое время назад.

Представьте, что вы находитесь в этом хорошем или, как мы говорим в травматерапии, ресурсном месте. Представьте себя в этом месте. Оглянитесь по сторонам. Посмотрите, что вас окружает. Может быть это мебель, ели ресурсным местом является ваш собственный дом, или гостиная в доме вашей бабушки.
Если место хорошее, ресурсное, то вам очень удобно сидеть, стоять или лежать. Представьте себя в удобной позе. Находясь внутри своего тела, посмотрите, что расположено вокруг. Почувствуйте, что ваше тело приятно расслаблено. Может быть, вы услышите какие-то звуки. Это могут быть звуки природы, это могут быть звуки тишины. Или какая-то приятная для вас музыка. Может быть, вы почувствуете какие-то запахи, которые присущи тому месту, которое является для вас хорошим ресурсом.

И иногда мы даже не замечаем, что в наших воспоминаниях есть звуки и запахи. Но когда мы соединяем вместе звуки ресурсного места, запахи ресурсного места, картины, которые мы там видим, может быть, какие-то цвета, может быть какие-то телесные ощущения от травы, деревьев и цветов, или от дивана или кровати, на которой вы сидите или лежите в ваших воспоминаниях.
Попробуйте собрать это всё в себе воедино.

Может быть, вы увидите каких-то людей. И рассмотрите, во что они одеты. Может быть, это будут близкие люди. Может быть, это будут те люди, которых сейчас нет с вами. И я прошу, если к вам будут приходить какие-то ностальгические чувства, просто дышать чуть глубже и продолжать находиться в этом ресурсном воспоминании.
И сейчас я попрошу вас каким-то образом запомнить, маркировать, как вы это воспоминание можете в себе вызвать. Может быть, это будет какой-то символ. Может быть какой-то цвет, какой-то запах.

Может быть, вы запомните это воспоминание, и придет некий образ, какой-то знак. Что-то еще…
И после того как вы как-то маркируете это воспоминание, так чтобы вы могли его вызывать в будущем, вы можете написать мне про своё состояние. Стало вам лучше и хуже. Иногда оно улучшается. А иногда ухудшается, когда мы видим людей, которые нас покинули по разным причинам.

***
«Если сил стало больше, но тоска присутствует» - это часто связано с тем, что в воспоминаниях присутствуют какие-то люди, бывшие наши возлюбленные, бабушка, которой сейчас нет в живых. И очень важно отделить ресурсное состояние от этих людей. И в будущем на занятиях по травмотерапии, мы с вами будем этому учиться.

А пока я бы очень хотела, так как речь у нас сегодня идет о процессуальной работе, о ресурсах, чтобы вы написали о том, какие хорошие вещи были у вас в детстве, что хорошего было в вашем детстве и подростковом возрасте. За 5 минут написать 20 вещей (пунктов). Это может быть все, что угодно. Праздники, хождение на демонстрации и концерты, музыкальная или художественная школа, общение с родственниками и друзьями. И многое, многое другое. Напишите своё отношение к тому, как много хорошего было в вашем детстве.

И это упражнение можно продолжать. Некоторые мои студенты писали 200-300 очень хороших вещей о своем детстве.

Еще одна хорошая новость: то, что было забыто, можно повторять.
Например, люди, которые забыли, что они танцевали с 5 до 12 уже иногда во взрослом возрасте шли на танцы и с удивлением обнаруживали, что это очень большой ресурс, чтобы пережить расставание с любимым человеком или травму, связанную со смертью родителей или близких друзей.

Травматерапия – это исследование себя. Это возможность взять от своей жизни максимум радости.
Если у кого-то детство было трудное и такое детство не хочется вспоминать. Просто выполните задание и напишите… 17 событий, которые в этом трудном детстве стали очень хорошими – это не мало.

***
Чтобы понимать, были или нет у вас травмы, я расскажу, что такое с точки зрения травматерапии здоровые родители. Какие родители являются здоровыми родителями для ребенка. Может быть, тем из вас, кто является родителями и надеется быть родителями, это понадобиться.

1. Здоровые родители воспринимают ребенка как отдельную индивидуальную личность. (Сразу примеривайте это к себе. Ваши родители воспринимали вас как отдельную личность?) Если кто-то рассказывает о ребенке: «У нас выросли зубки», «Мы пошли в первый класс», «Мы поступили в институт», «У нас родился ребеночек», такого восприятия нет.

2. Здоровые родители удовлетворяют физические потребности ребенка. Ребенку нужно место, где спать, и желательно, чтобы постель была отдельной. Ребенку нужно есть, и желательно, чтобы это были хорошие продукты. Я сталкивалась с тем, что родители являются вегетарианцами, и считают, что можно кормить ребенка только вегетарианской пищей. Но вегетарианство для взрослых – это одно, а вегетарианство для ребенка в России (не в Африке) – это совсем другое. Это сильно влияет на его развитие. Желательно, чтобы у ребенка была отдельная территория, где он может делать свои уроки. И очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбирать, возможность делать выбор.

3. Теплая среда. Это такая среда, когда родитель верит, что у ребенка все получится, где он доверяет своему ребенку даже если что-то не тал. Но очень часто родители воспринимают детей как свою собственность, как средство для достижения своих целей. Я часто встречаю женщин, которые рожают детей в 40-45 лет. На его рожает, потому что боится в старости жить одна, потому что дальше нельзя тянуть, нужно родить ребенка. Причем, это не потому, что у человека одиночество и нет реального партнера, а потому что очень жалко тратить время молодости на ребенка. Если женщина в 45 лет его рожает, она считает, что она совершила подвиг и соответственно ребенок должен ходить во все кружки, на танцы, на танцы, музыку. Ребенок должен принести родителям все дипломы. И родители говорят: «Мы любим своего ребенка». На самом деле родители не пытаются разобраться, что нужно ребенку. Родитель пытается за счет ребенка создать свой имидж, престиж и прочее.

4. Здоровый родитель сам является ролевой моделью. Т.е. его убеждения, ценности, слово и дело, его поведение не противоречивы. Если отец отчитывает сына: «Петь, а чего это ты в 15 лет куришь?», а сам курит, он не является ролевой моделью. Или если отец говорит ребенку: «Чего разбросал свои вещи, надо убираться!», а у самого беспорядок и запустение, он не является ролевой моделью. Здоровый родитель является примером во всем. То, что говорит, совпадает с тем, что он делает. И ребенку не нужно врать.

5. Здоровый родитель позволяет ребенку нести ответственность за свои действия. Например, ребенок напроказничал, его наказали. Ребенок сделал что-то хорошее – его похвалили. Важно, чтобы для ребенка была четкая предсказуемость: вот за эти вещи меня наказывают, а вот за эти - хвалят. Важно чтобы не было такого, когда «шлея под хвост» маме попала, и она ребенка похвалила. А в другой день у неё плохое настроение, и она его поругала.

6. Здоровый родитель просит прощения за свои ошибки. (Ответьте сами себе: когда-нибудь ваши родители просили у вас прощения за ошибки?). Если родители просят прощения за свои ошибки у ребенка, в будущем ребенок сможет просить прощения за свои ошибки у своего партнера.

7. Здоровый родитель учит ребенка делать выбор. И одновременно учит нести ответственность за свой выбор. Есть родители, которые уже в 3 года спрашивают ребенка, ты хочешь в театр или кино, синюю игрушку и красную. Везде, где возможен выбор, он дает ребенку право выбирать. Потому что одна из проблем детей, которые растут у волевых, властных и контролирующих родителей – это неспособность самостоятельно сделать выбор. Чтобы не делать выбор, очень часто они вообще ничего не хотят. Если с детства папа и мама запрещали делать выбор, у ребенка нет опыта, как делать выбор. И может быть, в вашей семье это было так.

8. Здоровый родитель учит ребенка эмоциям. Учит ребенка тому, что тот имеет право испытывать как позитивные, так и негативные чувства. Учит тому, что это нормально – испытывать боль плакать, расстраиваться и огорчаться. Учит тому что, это нормально – радоваться и смеяться. Я сталкивалась с тем, что в очень многих семьях, эмоции расцениваются как что-то очень плохое. «Чего ты смеешься? Что люди подумают?» Если в семье есть запрет на эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям у ребенка. Как минимум к телесным зажимам.

9. Здоровый родитель помогает сформировать собственному ребенку свою систему ценностей. Как только ребенок начинает подрастать, родитель начинает уважать систему ценностей ребенка. Например, если мама – преподаватель музыки, но она здоровый родитель, она не будет заставлять ребенка обязательно заниматься музыкой. Она может ему предложить. И одновременно, если этот ребенок захочет заниматься боксом, она не будет его от этого удерживать. Она разрешит ему получить это опыт. И самому решить, что хорошо, а что плохо. И я еще раз подчеркну, здоровый родитель не только учит делать выбор, но и учит нести ответственность за свой выбор.

10. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка радоваться жизни. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка быть альтруистичным. Учит его отдавать, делиться. Но есть родители, которые перегибают в этом палку. Они внушают ребенку: «Ребенок должен отдавать всё на свете». И тогда вырастают люди, которые привыкли все отдавать, всем жертвовать, но ничего не умеют брать у других. Это тоже палка о двух концах.

11. Здоровый родитель не ожидает от ребенка, что ребенок вырастет, и будет почитать своего родителя как самого лучшего. Здоровый родитель рожает ребенка и растит его просто так, без претензий на последующую поддержку, последующее содержание родителя. Невозможно это сделать насильно. Если родитель имеет нарциссичную личность, для него дети как слуги. И пока такой родитель жив он считает, что он должен быть на самом главном месте у ребенка.

Мы с вами на курсе травматерапии будем проходить схему. Эта схема называется «Круги близости, ответственности и взаимного влияния». Так вот нарциссичный родитель всю свою жизнь считает, что он должен быть для своего ребенка в круге номер 1.

Нездоровый родитель считает, что ребенок с детства должен все знать, как ему себя вести, и что делать. Он воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого. И мы будет говорить о том, что есть определенные периоды развития. На курсе «Травматерапия» мы будем с вами разбирать, как развивается личность. Что ребенок может знать и уметь в одном возрасте и понятия не иметь о другом.

Когда взрослый воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого, он полагает, что он имеет право раздражаться, когда ребенок чего-то не знает, или не умеет. А ребенок в этом случае подстраивается. Вы наверняка видели детей, которыми родители очень гордятся, которые в 4 года умеют читать стихи длинной 7 страниц. И родители просто кичатся, что у них такой ребенок. А на самом деле – это травмированный ребенок, который подстроился, чтобы угодить взрослым. И если родители заставляют угождать, то ничего хорошего из этого травмированного ребенка не получается.


Нездоровый родитель считает, что у ребенка не может быть своего мнения.

Нездоровый родитель дарит ребенку подарки, которые нравятся ему, а не ребенку.

Нездоровый родитель говорит ребенку: «Я тебе это дарю, но ты мне за это должен».

И это очень важная вещь. Если вам в детстве родители как-то говорили: «Ты мне за это должен», это фактически травма на всю жизнь.

Здоровых родителей я встречала. Но очень редко. Но я встречала людей, которые проходили у меня травматерапию и становились здоровее. И тогда если они не могли дать этого своим детям, они могли дать это своим внукам. Потому что здоровье или нездоровье родителей очень часто связано с обществом, в котором родители наши росли. И с той системой ценностей, которая передавалась им. И действительно здоровый человек – это зрелый человек, это сформированная целостная личность. И вообще травматерапия ведёт нас к тому, что мы с вами стали более здоровыми, более зрелыми и точно более целостными. В момент травмы наша личность подвергается расщеплению. Травматерапия направлена на то, чтобы мы снова нашли наши расщепленные части, и получили целостную личность. Потому что только целостная личность может получать удовольствие от жизни. Только целостная личность может понимать, что ей нужно. Только целостная личность может двигаться к целям и понимать, что эти цели её, а не чьи-то еще.

Процессуальная работа.

У нас в ближайшее время в Центре «Ольвия» будет процессуальная работа, которую будет вести специалисты международного уровня. Если у вас есть желание, у вас есть возможность посмотреть процессуальную работу в чистом виде. Анонс будет на сайте. Следите за новостями.

Один из принципов – это принцип полярности. И с точки зрения процессуальной работы, любой симптом, любые эмоции, которые у нас возникают (стыд, вина, чувство отверженности) – всё это связано с заблокированной энергией. И с помощью процессуальных упражнений, мы с вами можем увидеть качество этой энергии. И сегодня у нас с вами будет в завершение занятия, необыкновенная динамическая медитация.

Я прошу вас вспомнить состояние, которое вы считаете для себя неприятным. Состояние печали, грусти. Может быть, вы вспомните неприятное событие. Одиночество, грусть, печаль, отчуждение. Сейчас я попрошу вас сохранять это состояние и дать ответ на вопрос: «Как вы чувствуете это состояние внутри своего тела? Как вы понимаете, что это состояние у вас есть?» Может быть, у вас что-то болит, ноет. Потому что любые состояния как-то проявляются в нашем физическом теле.

А сейчас я попрошу вас подвигаться в комнате или подвигать правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Если бы вы показывали это состояние в движении, что это был бы за жест? Какое бы это было движение? И те, кто имеет возможность двигаться по комнате, вы можете двигаться. А те, у кого нет такой возможности, вы можете делать движения руками, головой, любой частью тела. От этого качество упражнения не изменится.

Теперь если вы уже поняли, какое есть движение у этого состояния, я прошу усилить это движение. В любом случае следите за тем, чтобы вы были в безопасности. Если, например, движение выражается кружением, не надо кружиться слишком быстро, чтобы вы не ударились о мебель и стены. Сохраняя безопасность, можете менять скорость и амплитуду движения.

Просто выражайте это состояние через движение. Постарайтесь стать этим движением. Вы и есть это движение. Как будто нет ничего, есть только движение. Движение головы, руки, или движение всем телом. Вы находитесь в пространстве и следуете за тем движением, которое внутри вас происходит.
Теперь я попрошу вас представить какому природному явлению, ландшафту, животному, может соответствовать это движение, которое вы делаете. На что это похоже? Может быть, это похоже на какую-то стихию, на дождь, на озеро. Может быть, это похоже на то, как шевелятся листья деревьев. Может быть, это похоже на то, как двигается какое-то животное. Ил похоже на что-то еще. Найдите аналогию этого движению в природных явлениях, среди животных. Теперь попробуйте издать звук, который будет символизировать эту энергию, энергию, которая из вас выходит. Может быть, это шелест листьев, а может быть это рев какого-то животного. Или это звук воды.

Теперь станьте этим животным, или этим ландшафтом, этой стихией, этим природным явлением. И попробуйте услышать словесное послание, которое может быть у этой энергии в ваш адрес. Что эта энергия могла бы вам сказать? Что она хочет? Она хочет спокойствия, созерцания, движения? Можете запомнить или записать эти слова.
В процессуальной работе это послание называется посланием сущностного уровня.
Может быть, кому-то нужно чуть больше времени, чтобы проявить это послание.

Теперь подумайте, если это послание вы сможете применить к своей текущей жизни, если вы будете следовать этому посланию, что в вашей жизни поменяется, что станет по-другому. Если в тех сложных ситуациях, которые есть у вас, вы примените это послание, если вы будете жить под этим девизом, что произойдет в вашей жизни? Может быть, будут по-другому складываться ваши отношения с близкими? Или, может быть, вы что-то поменяете в своей жизни? Или произойдет что-то еще?

И сейчас я попрошу вас вернуться в реальность. Если вы двигались, присядьте за стул. Почувствуйте как ваше состояние? Что дало вам это упражнение? Как вы себя чувствуете?

***
Прежде чем завершить занятие, поделитесь обратной связью, насколько у вас всё получилось?
Если у вас есть экзистенциальные переживания (слезы и др.) разрешите себе эти переживания.
Прежде, чем общаться сегодня с людьми, побудьте в этом состоянии.
Может быть, будут идти послания, которые приведут вас к каким-то мыслям.
Иногда это послание не сформулировано в виде слов. Иногда это какое-то состояние тела. Ощущение движения вверх, расширения тела или что-то еще…

***
В этом смысле процессуальная работа уникальна. И у меня есть надежда, что в рамках курса «Травматерапия» мы будем не раз соприкасаться с этим. Я вас научу тому, что мы с вами сейчас делали. В процессуальной терапии это называется внутренняя работа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!