Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Приемы эффективного запоминания информации. Повторение – мать учения

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» - процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Неразрешенная загадка

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Однако, не все так очевидно и просто, как может показаться на первый взгляд. И здесь имеет место занимательный парадокс: за 10 лет клетки головного мозга полностью обновляются, но воспоминания остаются, и в своем качестве нисколько не теряют. Многочисленные опыты с применением техник гипноза доказывают, что в нашей памяти сохраняется абсолютно все, что встречается нам на жизненном пути. И хотя большая доля этой информации хранится на уровне подсознания, при определенных условиях эти воспоминания вполне реально извлечь наружу.

Процесс запоминания

На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным. Хотя, помимо обычного механического повторения на качество запоминания также влияют и другие факторы.

Факторы, влияющие на скорость запоминания

1. Эмоции

Как известно, эмоционально насыщенные события всегда оставляют ярчайший след в памяти человека. По тому же принципу информация, сопряженная с большой радостью или великим огорчением, непременно запомнится глубоко и надолго.

2. Концентрация

Умение абстрагироваться от внешних отвлекающих факторов и сосредотачиваться на объекте запоминания играет также немалую роль. В связке с умением концентрироваться, конечно, находятся и мотивация к запоминанию, и сила воли.

3. Интерес

Это одно из наиболее продуктивных состояний для запоминания. Интерес к чему-либо высвобождает невероятный энергетический потенциал, и человек попадает в так называемое состояние потока. Многим наверняка знакомо состояние, когда какое-то занятие захватывает настолько, что порой забывается даже потребность в еде и сне.

4. Физическое и психологическое состояние

Очевидно, что в гармоничном состоянии человек будет более эффективен. Совсем другое дело, когда ресурсы организма истощены недосыпанием, плохим питанием, болезнью или эмоциональным напряжением. В этом случае для полноценной деятельности мозга просто не будет хватать энергии.

5. Важность и полезность информации

Легче мы запоминаем то, что применимо в нашей повседневной жизни. Защитные механизмы мозга бесполезную информацию быстро стирают из оперативной памяти, дабы не происходила перегрузка. Как пример, иностранный язык быстро забудется, если отсутствует постоянная языковая практика.

Методы быстрого запоминания

1. Ассоциации

С помощью ассоциаций можно создать связи между новой незнакомой информацией и уже хорошо изученной старой. Этот метод особенно хорош, когда нужно заучить что-то с максимальной точностью. Например, отрывок из художественного произведения, стихотворение, иностранные слова, набор символов, или теоретическое определение.

Примеры различных типов ассоциаций:

  • Созвучие: ионная пара – конная пара;
  • Простые ассоциации: сноуборд – зима – снег – север – олень - рога;
  • Конкретизирующие понятия: млекопитающее – корова, ягода – ежевика;
  • Подобие форм и красок: графит – ночь, планета – шар

2. Структурирование

Быстро усвоить информацию поможет разбиение ее на логические разделы и построение между ними причинно-следственных связей.

Например, в истории точками разделения могут служить некие переломные моменты: начало войны, заключение договора, реструктуризация в правительстве, революция. А связи будут формироваться вокруг этих ключевых точек при анализе предшествующих и последующих событий (например: причины войны, последствия войны);

3. Эмоциональное наполнение

Как ранее было отмечено, лучше запоминается то, что несет яркий эмоциональный окрас. Потому, связывая заучиваемую информацию с личными душевными переживаниями, можно значимо ускорить этот процесс. Текст, драматично прочитанный с соответствующей жестикуляцией и мимикой, запомнится гораздо лучше и быстрее, чем он же, но прочитанный монотонно и бесчувственно;

Что значит «запомнить в долговременную память »?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить! Вот от этого и будем плясать 🙂

Данная статья носит обзорный характер и показывает основные способы запоминания и повторения, которые существуют. Каждому из этих способов будет уделена отдельная статья.

Запоминание и повторение

В своих тренингах и семинарах я регулярно повторяю, что процесс запоминания и повторения — разные. Чаще всего информацию пытаются запомнить зазубрив, а повторить — еще раз считывая, просматривая, прослушивая ее.

Это самый доступный и неэффективный способ.

В этой статье хочу осветить основные стратегии запоминания в долговременную память и их эффективность.

Если НЕ использовать техники запоминания, то достаточно сложно как-то разграничить процессы запоминания и повторения.

Например, я помню, как в школьные годы учил различные стихи, определения по физике, химии — это выглядело примерно так:

  1. берешь учебник, читаешь определение, стараешься понять о чем, вообще, написано.
  2. пытаешься повторить первую фразу определения, проговаривая ее много раз про себя (иногда, вслух) Повторяешь до тех пор, пока не кажется, что запомнил.
  3. далее переходишь к следующей фразе и так же вслух ее много раз повторяешь. Далее пытаешься повторить много раз обе фразы вместе. Шаги 3-4 повторяются до тех пор, пока не зазубривается все определение
  4. на следующий день пытаешься вспомнить. Как правило, какой-то кусочек определения забылся. Тогда — открываешь учебник, читаешь определение несколько раз, параллельно проговаривая про себя всё определение. Иногда даже создается ощущение — «Всё! Теперь точно запомнил!». Но после обнаруживается (обычно в самый ответственный момент), что тот кусочек все-таки не повторился должным образом.

Примерно так выглядели процессы запоминания и повторения, которые я обозначил зубрежкой и считыванием соответственно.

У большинства людей это происходит абсолютно так же.

По-другому же нас не учили запоминать?

Когда вы запоминаете информацию осознанно, кодируя её в визуальные образы, то здесь есть четкое отличие процессов повторения от запоминания.

Давайте я дам определения этих процессов:

  • Зубрежка — многократное повторение информации
  • Считывание — процесс восприятия информации с текстового, аудио, видео носителя.
  • Запоминание — создание связей между элементами воспринимаемой информации
  • Вспоминание — процесс активизации из памяти связей, созданных ранее (БЕЗ подглядывания в источник информации: книгу, видео, аудиозапись)
  • — то же, что и вспоминание, но выполняется в определенные промежутки времени.


Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Таблица эффективности запоминания

Теперь, когда вы понимаете, чем отличаются выше описанные процессы, я представляю вам свою таблицу эффективности запоминания информации в долговременную память.

Она состоит из совокупности способ запоминания и повторения информации.

Сочетание способов расположено в порядке увеличения эффективности запоминания в долговременную память.

Все эти этапы проверены на собственном опыте, а так же студентами моих курсов.

  1. Зубрежка + считывание
  2. Зубрежка + вспоминание
  3. Зубрежка + интервальное повторение
  4. Мнемотехники + считывание
  5. Мнемотехники + вспоминание
  6. Мнемотехники + интервальное повторение

Таблица эффективности способов запоминания в долговременную память

Красным — запоминание
Синим — повторение
Цифры по возрастанию — эффективность совокупности приемов

Прокомментирую, почему именно такая таблица и почему лидер в ней — совокупность «мнемотехника»+»интервальное повторение».

Считывание информации дает вам практически нулевую полезность в плане запоминания. Если вы хотите повторить и запомнить надолго, то повторяйте только по памяти (процесс «вспоминание»)! Отвернитесь от листочка, компьютера, книги и попытайтесь самостоятельно извлечь данные, которые вы пытаетесь запомнить.

Если же вам это не удается сделать целиком, то подглядите в источник информации. Но! После обязательно повторите по памяти, не опираясь на источник.

Когда вы вспоминаете информацию, а не считываете, в мозгу активизируются связи, созданные при запоминании. Чем чаще они активизируются, тем прочнее они становятся и информация запоминается лучше. При простом считывании связи активизируются по минимуму.

Вспоминание в разы эффективнее и по сути единственное правильное повторение. Интервальное повторение (о нем поговорим позже) просто экономит вам еще больше времени при запоминании в долговременную память, но основа все та же — повторение по памяти.

С повторением разобрались. Теперь про запоминание.

Вообще, про запоминание у меня есть целый сайт — вот этот)) На котором вы сейчас находитесь. И весь это сайт посвящен тому, как эффективно запоминать. Совокупность приемов и техник эффективного запоминания называется «мнемотехника». Преимущественно это техники запоминания на основе представления информации в виде ярких визуальных образов и создания связи между ними.

Мнемотехника и программа ANKI

Что касается интервального повторения, то о нем будет отдельная подробная статья, вкратце опишу, почему это лучше.

Представьте, вы запомнили таблицу Менделеева. Чтобы вспомнить через 1 год вам нужно ее периодически повторять. Но когда именно? Первое, что приходит в голову — например, 1 раз в неделю. Это 52 раза в год.

Рабочая схема? Рабочая.

Но нюанс в том, что на практике вам не обязательно повторять ее так часто. Через несколько повторений, например 12-15 вы поймете, что знаете ее уже назубок.

Вопрос «Зачем тогда вам продолжать её так часто повторять? »

Этот вопрос, как раз и закрывает «интервальное повторение» . Оно позволяет вам повторять нужную информацию только в те промежутки времени, когда она может забыться и с таким минимальным количеством повторений, чтобы через 1-3-5 лет информация осталась у вас в памяти.

На данный момент лучшая программа, которая позволяет повторять вам информацию по принципу интервального повторения — ANKI. В нее в виде карточек вы загружаете интересующие вас данные и периодически (программа сама выдает информацию в нужное время) повторяете.

Мнемотехника в сочетании с интервальным повторением (программа ANKI) — это убойная вещь!

Конечно, «убойная» в плане эффективного обучения 🙂

Сами по себе они являются лучшими среди аналогичных приемов (мнемотехника лучше зубрежки, а интервальное повторение лучше ежедневного беспорядочного вспоминания)

Мнемотехника лучшее в запоминании!
ANKI (интервальное повторение) лучшее в повторении!

Поэтому связка «мнемотехники + интервальное повторение» дает наибольшую эффективность при запоминании в долговременную память.

Если у вас есть альтернативы, как сделать процесс запоминания на длинных временных дистанциях еще эффективнее или у вас остались вопросы, то пишите в комментарии.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависитот повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Сегодня поговорим про методики запоминания. Разберем, эффективные методы работы с памятью, научимся быстро запоминать иностранные слова и «выучим» таблицу умножения.

Каждому из нас приходилось учить отрывки поэм или большие стихотворения в школе – объем, бывает, две страницы и больше. Каждый сталкивался с изучением иностранного языка в школе, в ВУЗе, а кто-то и сейчас время от времени становится полиглотом, потому что этого требует работа.

Наконец, всем нам приходится пользоваться записными книжками, чтобы записать очередной номер сотового, чей-то адрес или е-мейл, так как в памяти удержать эту информацию, якобы, невозможно.

Задумывались ли вы, каким способом запоминаете? На самом деле, существует определенная классификация. Известные в психологии приемы запоминания делятся на следующие виды:

  • Рациональные способы запоминания;
  • Механические;
  • Ассоциативные.

Чтобы запомнить длинный ряд цифр – требуется один способ, чтобы выучить английское слово – совсем другой. Давайте остановимся подробнее на каждом из них.

Механический способ запоминания

Этот прием основывается на многократном прочтении текста. Если мы учим стихи, то повторяем каждую строчку и присоединяем ее к предыдущей. Механический способ – это, пожалуй, тот вид запоминания, которым все мы привыкли пользоваться еще со школьной скамьи, не задумываясь при этом, рационально ли тратим время.

Между тем, этот метод не самый лучший. Если таким способом вы попытаетесь вызубрить подряд две страницы прозы, то, скорей всего, застрянете на первых же абзацах, измучаетесь и сильно устанете.
А какие методы есть еще?

Рациональные способы

С этим видом мы сталкиваемся в студенческие годы. Сюда относятся:

  • Составление конспекта;
  • Группировка информации;
  • Рисование интеллект-карт.

Приемы рационального запоминания позволяют проникнуть в суть, содержание текста и запоминать его осмысленно.

Как составлять конспект, я думаю, объяснять не стоит. Все мы проходили это в школе. Записываются самые главные и самые важные мысли.

Как нарисовать интеллект-карту? Для этого выявляем основные ключевые понятия, а также связи между ними и изображаем все это на листе бумаги в цветном исполнении. Например, это может выглядеть вот так:

Яркий зрительный образ облегчает и ускоряет запоминание больших объемов информации.
Группировка заключается в следующем. Допустим, официанту нужно подать к столу на банкете 15 блюд из меню:

1. Компот;
2. Борщ по-украински;
3. Чай;
4. Винегрет;
5. Молочная каша;
6. Шницель;
7. Коктейль «Двойная бодрость»;
8. Печенье;
9. Закуска «Новая»;
10. Щи;
11. Ватрушка с сахаром;
12. Солянка сборная;
13. Эскимо на палочке;
14. Цыпленок-табака;
15. Салат с яйцом;

Как вы думаете, запомнит официант все это? Пожалуй, если только уж оч-чень талантливый. Наш герой рассказа сделает следующее. Расфасует заказ по маленьким кармашкам. Объединит в 5 групп:

Теперь запомнить не составит труда. Группировка часто используется в комплексе с другими приемами мнемотехники. Их рассмотрим далее.

Ассоциативные методы

Это запоминание на основе визуального мышления. Оно заключается в подборе соответствующих образов и объединении их в одно общее действие.

Включает в себя следующие приемы запоминания:

  • Связка образов;
  • Зацепки (запоминаем числа в виде образов);
  • Запоминание по первым буквам;
  • Рифма;
  • Римская комната (или метод Цицерона).

Методы связки и зацепки мы довольно подробно разобрали в статье .
Способ запоминания по первым буквам ярко иллюстрируется детсадовским примером:

Помните? Этим способом еще при советской власти часто пользовались: «Промвторметсбытхимторг» и прочие абракадабры.

Давайте чуть подольше задержимся на описании последних двух методов.

Метод рифмовки

Вот мы и добрались до таблицы умножения. Наверно, самое нелюбимое задание для школьников – это ее выучить. Хотя все довольно просто и лежит на поверхности: следует зарифмовать каждый пример – применить метод рифмовки. Стихи запоминаются быстрее.

Уже написано много стихотворений-подсказок в помощь школьникам, например, такое:

2 × 7

«Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!»

2 × 8
«Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.»

Это знаменитая «Таблица умножения в стихах» А.Усачева . Можно заучивать таблицу по нему, а можно сочинить поэму собственного производства.

С использованием метода рифмовки с успехом делается телевизионная реклама. Некоторые ролики так прочно (за счет рифмы) вселяются в наше сознание, что остаются там на долгие годы.

Метод Цицерона

А эта техника быстрого запоминания будет полезна студентам во время сессии, школьникам, если надо выучить большой стих и всем тем, кто так или иначе сталкивается с запоминанием больших объемов информации.

В очень знакомой комнате, двигаясь слева направо, по часовой стрелке, закрепляем мысленно за каждым предметом ключевое слово из заучиваемого текста (конечно, текст мы разбили перед этим на ключевые фразы и слова).

Важно не нарушать последовательность: только слева направо и сверху вниз – если в одном месте находятся два и более предметов один над другим.

Лучше перед тем, как заучивать, пройти по комнате предварительно, запоминая точный порядок предметов. Чтобы вспомнить текст, обойдите комнату снова, мысленно. Образы предметов будут вызывать в памяти текст строчку за строчкой.

Как выучить иностранный язык

Есть еще два приема опосредованного запоминания (опосредованное – то есть осуществляемое с помощью образов):

  • Созвучие;
  • Привязка ощущений.

Как нельзя кстати эти методы нам пригодятся в изучении иностранных слов.

В первом приеме быстрого запоминания подбираем к изучаемым словам созвучные русские слова. Например, английское «look» («смотреть») будет хорошо ассоциироваться с русским словом «лук», а в слове «box» («коробочка») можно услышать «бокс».

Объединяем в пары: СМОТРЕТЬ – ЛУК и КОРОБОЧКА – БОКС. Создаем картинки методом связки образов – и вот уже слова запомнились.

Привязка ощущений поможет выучить правильное произношение иностранного слова. Прочитав слово на другом языке сразу же четко представляем себе в уме картинку, изображающую это слово (ни в коем случае не вспоминайте русский перевод).

Впоследствии это слово само будет ассоциироваться со своим образом, и вы можете намного быстрее разговаривать, допустим, на английском.

О том, как выучить текст на иностранном языке можете прочитать в статье

Заключение

Создание ассоциаций (или методика образная память) – это, пожалуй, самый эффективный способ запоминания, хотя и требует определенного умственного труда. Приложите усилия к его изучению – результаты не заставят ждать себя.

А нам с вами настала пора прощаться. Настоятельно советую обратить внимание на интенсив Стаса Матвеева «Суперпамять» – из него вы можете почерпнуть еще массу полезных и действенных методов запоминания.

Жду обратной связи, ваших комментариев и отзывов. Делитесь в сетях с друзьями, подписывайтесь на новости нашего блога.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!