Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Дипломная работа: Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Воспитание детей с задержкой психического развития

Лепорский Тимур Александрович,
бакалавр кафедры Специальной психологии

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Васина Юлия Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула

Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психи-ческого развития (ЗПР) начато сравнительно недавно. Первым значи-тельным исследованием в этой области была монография А. Штрауса и Л. Летинен. Авторы описывали особенности психического развития детей с мини-мальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей от-мечались следующие: стойкие трудности в обучении, неадекват-ное поведение, но сохранные интеллектуальные возможности. Авторы подчеркивали, что необходимо отличать таких детей от умственно отсталых. Другие исследователи, в частности К. Ясперс, указывали на то, что интеллектуальная недостаточность у детей с ЗПР является вто-ричной, обусловленной нарушениями предпосылок интеллекта памяти, внимания, речи, эмоционально-волевых и других характеристик личности.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально-волевой сферы с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

У дошкольников с ЗПР наблю-дается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявле-ний эмоций. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Не-значительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Та-кой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к дру-гим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генеза проявляется с частотой 44% в возрасте 6-11 лет. Агрессия чаще всего возникает при смене привычных обстоятельств, например, при появлении новых учителей, при смене привычных требований в организации деятельности на занятиях или при изменении режима.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Программа по коррекции тревожности у подростков с ЗПР, включающая специальные игры и упражнения, анализ ее эффективности. Организация и методы исследования.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2015

    Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Самоотношение как личностная характеристика. Психология подростков с задержкой психического развития. Личностные особенности подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Содержание самооценки подростка.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2014

    Условия и факторы, оказывающие влияние на формирование агрессивности в подростковом возрасте. Типология агрессивного поведения современных подростков. Специфика агрессии в подростковом возрасте. Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2016

    Понятие, причины возникновения и формы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Разработка и реализация психокоррекционной программы с использованием дискуссий, игровых упражнений и арт-терапии, направленной на профилактику агрессии подростков.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2012

    Психические состояния как психологическая проблема, типы и направления исследования. Особенности агрессивного поведения и психических состояний подростков. Эмпирическое исследование психического состояния у подростков с различным уровнем агрессивности.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2013

    Психические состояния как психологическая проблема. Виды агрессивного поведения и особенности психических состояний у подростков. Исследование психического состояния с различным уровнем агрессивности. Методические рекомендации по коррекции поведения.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2013

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКАМИ С ЗПР ВСЛЕДСТВИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. Зубкова Светлана Игоревна НГПУ им.Козьмы Минина 2 курс СДП-12 Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Кудрявцев Владимир Александрович Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые психологии поведения, проявления агрессии подростками, в частности подростками, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Агрессивность детей подросткового возраста с ЗПР проявляется чаще и своеобразнее, в сравнении с детьми с нормативной динамикой развития, что может быть обусловлено многими факторами, но один из главных факторов нарушения поведения это незрелость эмоционально-волевой сферы. При агрессивном поведении у подростков необходимо выявить особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности. Ключевые значения: задержка психического развития (ЗПР), подростковый возраст, нарушение поведения, особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, подростковая агрессивность. Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей подросткового возраста с ЗПР является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Подростковая агрессивность – это комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально - психологические факторы. В данной статье анализируется проявление агрессивного поведения у детей в подростковом возрасте с ЗПР вследствие особенностей эмоционально-волевой сферы. Подростковый период-это период между детством и взрослостью. Этот возраст считается самым проблемным и трудным в жизни человека. О хронологических рамках этого периода споры ведутся до настоящего времени, существует несколько точек зрения: Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет; по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. ; Л.Ф. Обухова говорит, что подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20; А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 1617 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в 5-11 классах. Как отмечал Ремшмидт. Х. в подростковом возрасте характерны изменения в личностной сфере. При нормальном развитии данный период протекает очень проблематично и сложно. При нарушении в развитии, в частности при ЗПР, возможны более серьёзные нарушения и более тяжёлое протекание этого периода. Трудности интеллектуального развития детей с ЗПР в значительной мере обусловливает: мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неврологической неустойчивость симптоматикой и незрелость, зачастую влекут к отягощённые возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения. Поведение-это значительный показатель состояния личности. Отклонения в поведении в большей степени сказываются на развитии личности и социальном благополучии подростка. У детей с ЗПР воспитание нормального поведение усложнено, так как у них чаще чем у детей с нормой наблюдаются расстройства аффективной сферы. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. В своё время и Т.А. Власова и К.С. Лебединская в своих исследованиях выделяли 3 типа поведения у детей с ЗПР: уравновешенный, заторможенный и возбудимый. Возбудимый тип, безусловно является наиболее распространённым, для него характерна повышенная двигательная активность, перепады настроения проявления агрессии, плаксивость, повышенная внушаемость. Расстройства аффективной сферы нередко становятся причиной развития психической декомпенсации. Агрессивное поведение - одна из наиболее распространенных форм психической декомпенсации, результатом которой является общая аффективная дезадаптация личности подростка с нарушением интеллекта, в том числе и с ЗПР. Агрессивное поведение складывается из 3 компонентов: познавательного(осознание ситуации, мотивов для проявления агрессии), моционального(это возникновение различных отрицательных эмоций) и волевого(целеустремлённость, решительность) Для исследования агрессивности подростков необходимо выявить те особенности личности эмоционально-волевой ребенка, которая в и ценностно-нормативной критических обстоятельствах сфер могут способствовать возникновению у него агрессивных форм поведения. Агрессивность современных подростков, а так же подростков с ЗПР носит в себе определенные психологические особенности: затрагивает как окружающих людей, так и создаёт трудности для ребёнка во взаимодействии с окружающими. Агрессивное поведение определяет развитие всей его личности и различных сторон. Благоприятные условия обучения и воспитания будут выступать как профилактика декомпенсации поведения. При этом, важно понимать, что работа с агрессией должна носить полисубъектный, системный и систематический характер. Самым сильным «оружием» против агрессии остаётся принятие и понимание, дружелюбие и открытость. Список литературы: 1. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. – 320 с. 2. Власова Т.А., К.С. клинического изучения Лебединская. задержки Дефектология. 1975. №6 с. 8-11 Актуальные психического развития проблемы у детей// 3. Николаенко Я.Н.Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта: кандидат психологических наук Николаенко Я.Н.автореф.дис.СПб-2009 г

Поведение - наиболее интегральный внешний показатель внутреннего состояния личности ребёнка (адаптации-дезадаптации, эмоционального благополучия, настроения, мотивационных и нравственных установок и т.д.).

Поведение регулируется общественными условиями (нормами, традициями, запретами и т.д.), но определяется индивидуальными особенностями человека, зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личности и действительности, а также особенностями центральной нервной системы, темпераментом. Правосообразное и культурное поведение - одна из важнейших целей воспитательного процесса и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребёнка.

Для достижения воспитания социально одобряемого поведения педагог должен решить ряд конкретных задач: помощь ребёнку при включении его в систему социальных отношений; формирование состояния социальной значимости; формирование навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым нормам; воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали. Отклонения в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Произвольную саморегуляцию личности в её взаимодействии со средой обеспечивает так называемая аффективно-волевая сфера, что обозначает психо-эмоциональный потенциал личности, который обеспечивает силу, сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний.

Расстройства в аффективной сфере заключаются в снижении возможности произвольной регуляции поведения, что проявляется либо в повышенной возбудимости, либо в заторможенности.

У детей с ЗПР реализация задач по воспитанию нормального поведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфере наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Нередко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы. Длительные наблюдения за воспитанниками с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер; Л. 6) позволяют выделить несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения - уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Детей этой группы можно разделить на две подгруппы. Одни из них - наиболее активные, исполнительные, ответственно относящиеся к своим обязанностям, проявляющие некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать весь детский коллектив. Другие - менее активны, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.

В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффективны такие методы воздействия, как убеждение, беседы, порицание. Они прислушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. На замечания реагируют спокойно, могут признать свою вину, хотя и не всегда сразу. В затруднительных ситуациях сами просят помощи.

Несмотря на многие положительные качества таких детей, упускать их из-под контроля нельзя, так как они не обладают устойчивыми положительными навыками и привычками, могут внести разлад в коллектив, пойдя по неправильному пути, увлечь за собой остальные и т.д. Не следует часто использовать похвалу для этой категории, это может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким детям, что предупредит появление чувства превосходства над остальными.

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются.

Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. В работе с ними педагогу необходимо развивать общественную активность и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам коллектива, развить интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные реакции, уверенность в своих силах. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции: более частых вызовах к доске и обращениях к ним, индивидуальных заданиях, связанных с необходимостью обращаться к сверстникам, вовлечении в игры, постоянном одобрении и эмоциональной оценке их успехов, хотя бы и не очень больших, посильных заданиях с учётом интересов и склонностей ребёнка.

Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.

Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у этих детей - получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого. Они некритичны к своим поступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу несформированного самосознания.

Для детей с повышенной аффективной возбудимостью характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, бурные реакции (слезы, гневливость, ярость, резкие движения), склонность к агрессии (физическая и словесная), конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказ от контакта с педагогом. В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости. Дети с данным типом поведения часто являются лидерами в группе, подчиняют и ведут за собой психически неустойчивых и пассивно заторможенных сверстников. Нередко аффективное поведение сочетается со склонностью к асоциальным поступкам.

Дети с ЗПР особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения.

Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массирования воспитательных воздействий, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

Таким образом, поведение дошкольников с ЗПР, кроме того, что оно соответствует значительно более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, «размытость» моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребёнка, тем в большей степени оно аморально), видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. Все описанные выше негативные особенности не являются специфическими и вытекающими из интеллектуального дефекта при ЗПР. На взгляд некоторых специалистов в этой области, они скорее носят социальный характер. Это как бы служит подтверждением высказанной Л.С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация».

В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Следует также принимать во внимание отношения в семье.

Таблица. Причины агрессивности детей и методы их коррекции

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки

Подвижные игры

Спортивные эстафеты

- «минутки радости» между занятиями

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

Беседа с родителями

Направление к психологу

Наблюдение за поведением ребенка

Налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. Повышенная тревожность (комплекс несоотвецтвия)

4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

Беседа с родителями

Направление к психологу

5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Аретопсихотерапия

Давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения

Обсуждать книги предусмотренные программой

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

Подвижные игры

Игры на понимание эмоционального состояния

Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

Обучение приемам саморасслабления

Разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:

Не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции можно отнести:

Релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов;

Игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Для коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Мы считаем, что они являются мощным средством развития и психологического воздействия в работе с детьми данной категории.

Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я - концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Основная цель применения игровых упражнений - помочь детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, являющейся одним из сильных развивающих средств для детей с ЗПР, так как является ведущим видом деятельности для них. Проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.Игра может дать ключ для того чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.

Форма проведения игровых упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические особенности.

Основной этап коррекционной работы с эмоциональной сферой ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап коррекции связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповое проведение игровых упражнений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!